Коммуникации в организации 2

Введение

Коммуникации являютсяважнейшей составляющей в деятельности руководителя, поскольку коммуникации-  это обмен информацией между людьми.Без обмена информацией они не могут вместе работать, формулировать задачи ирешать их.

Коммуникации –важнейший элемент обеспечения эффективности управления. Руководитель тратить от50 до 90% своего времени именно на коммуникации. Не только слово, цифра идругая информация, которая может быть представлена письменно или графически,занимает основное место и является важнейшим в коммуникационном процессе, но идругие элементы (жесты, мимика, паузы) могут быть определяющими с позицийоценки эффективности управления.

В связи с этимвысокопрофессиональный менеджер должен понимать, каким образом среда влияет наобмен информацией, и владеть искусством устного и письменного общения.

Цель курсовой работы– определить коммуникативные особенности управления организации.

Предмет исследования– управление организацией.

Объект исследования –коммуникации в управлении.

Глава 1. Что такое коммуникации ворганизации

Как говорят окоммуникации в узком смысле слова, то прежде всего имеют в виду тот факт, что входе совместной деятельности люди обмениваются между собой различнымипредставлениями, идеями, интересами, настроениями, чувствами, установками ит.д. Первоначально этот процесс был непосредственно включен в совместнуюдеятельность, и лишь позже произошло его «выделение» — так называемаяпсихологическая спецификация, и в этой связи создание специфических средств –семиотическая спецификация. Набор сведений, которыми люди обмениваются междусобой, можно рассматривать как информацию, и тогда сам процесс коммуникацииможет быть понят как процесс обмена информацией. Отсюда можно сделать следующийшаг и интерпретировать весь процесс человеческой коммуникации в терминах теорииинформации, что и делается в ряде систем социально-психологического знания.Однако такой подход нельзя рассматривать как методологически корректный, ибо внем опускаются некоторые важнейшие характеристики именно человеческойкоммуникации, которая не сводится только к процессу передачи информации. Неговоря уже о том, что при таком подходе фиксируется в основном лишь однонаправление потока информации, а именно от коммуникатора к реципиенту (введениепонятия «обратная связь» не изменяет сути дела), здесь возникает и еще односущественное упущение. При всяком рассмотрении человеческой коммуникации сточки зрения теории информации фиксируется лишь формальная сторона дела: какинформация передается, в то время как в условиях человеческого общенияинформация не только передается, но и формируется, уточняется, развивается.

18 стр., 8517 слов

Информация. Управление информацией. Управление знаниями

... искусстве). (*) 2. Макиавелли Николло. Государь. (многочисленные издания) (*) Информация. Управление информацией. Управление знаниями 1. Айламазян А. К. Информация и информационные системы. — М.: Радио и связь, 1982. 2. ... 128 с. 3. Кэмп С. Роберт. Легальный промышленный шпионаж: Бенчмаркинг бизнес-процессов: технологии поиска и внедрение лучших методов работы ваших конкурентов. – Днепропетровск: ...

Поэтому, не исключаявозможности применения некоторых положений теории информации при описаниикоммуникативной стороны общения, необходимо четко расставить все акценты ивыявить специфику в самом процессе обмена информацией, когда он имеет место вслучае коммуникации между людьми.[1]

Основными элементамикоммуникационного процесса являются: отправитель, сообщение, канал, получатель.

Отправитель – лицо,генерирующее идею либо собирающее информацию и передающее ее.

Сообщение –информация, закодированная в виде символов.

Канал – средствапередачи информации.

Получатель(реципиент) – тот, кому предназначена информация.[2]

Коммуникации можноклассифицировать по типу объектов и по степени формализации.

По типу объектов:

-организация –внешняя среда;

-межуровневая(восходящая);

-межуровневая(нисходящая);

-горизонтальная;

-руководитель –подчиненный;

-руководитель –рабочая группа.

По степениформализации:

-формальныекоммуникации;

-неформальныекоммуникации.

Управление должнорешить три задачи, создавая информационную подструктуру организациидеятельности:

• организациюкоммуникативных сетей;

• повышение качестваинформации, циркулирующей по коммуникативным сетям, обеспечивающей управление идеятельность персонала;

• полноценноеиспользование информации для решения задач управления.

Эти задачи связаны сосвоеобразной группой психологических факторов — познавательно-коммуникативных. Чтобыповысить эффективность управления, необходимо знать, учитывать исовершенствовать эту группу психологических факторов.

Информационноесообщение — содержание информации, переданной при коммуникации от одного лицадругому. Канал коммуникации — направление движения информационного сообщения.Информационный обмен — передача информации друг другу по каналу.Коммуникативная цепь — ряд каналов коммуникации, связанных движением однородныхинформационных сообщений. Могут быть индивидуальные и групповые информационныесети. Информационная роль — совокупность функций по информационному обмену,выполняемых данным лицом в коммуникативной сети. [3]

Коммуникативная сеть— сложно соединенная и переплетенная система коммуникативных информационныхпотоков, циркулирующих по всем элементам организации органа и обеспечивающая еедеятельность. Это схема циркуляции информации. Основа ее задается структуройорганизации и организационными отношениями между его подразделениями идолжностными лицами, т.е. основа лежит в организационно-правовой плоскости.

Реальная же картинапередачи сообщений может не совпадать с ней, и причиной этого выступаютпсихологические факторы. Под их влиянием происходит обрыв нормативных(формализованных) каналов и цепей, возникновение новых, их изменение(ослабление или усиление), изменение информационных ролей отдельных лиц, утечкаслужебной информации и др. Поэтому надо тщательноследить за влиянием психологических факторов на коммуникации. [4]

9 стр., 4018 слов

Психологическая адаптация ребенка в условиях детского лагеря

... психологов, направленная на снятие тревожных состояний, дезадаптации и на формирование благоприятного психологического климата и отношений в формирующемся детском коллективе. Именно эту задачу ... условия, в которых изначально находятся дети. В этой связи основными социально-психологическими задачами педагога временного детского коллектива является организация совместной деятельности, направленной на: ...

Умелый руководительпринимает меры по обеспечениюположительного влияния психологических факторов на коммуникации. К. Киллен, изучавший этот вопрос, пишет: «Представьте себе,как крайний случай, попытку общения с человеком, целящимся в вас из винтовки.До тех пор, пока этот человек относится к вам как к врагу, вряд ли удастся сним эффективно общаться. Однако глубокое взаимное уважение отправителя иполучателя сообщений чрезвычайно облегчает коммуникацию и позволяет быстронаходить решение даже самых трудных проблем». Надо уделять внимание преждевсего межличностным взаимоотношениям, взаимоотношениям руководителей служб и ихколлективов, преодолевать психологические барьеры (взаимное недоверие,отсутствие единства подходов, нездоровая конкуренция, осторожность в передачеинформации, разборчивость в подключении новых коммуникативных каналов, пользованиенелегальными коммуникативными каналами и пр.).

Сказывается то, какразвиты и развиваются у сотрудников коммуникативные способности и умения:общительность, доступность, умение слушать и быстро схватывать суть сообщения,быстро и правильно решать, кому передать информацию, умение хранить и быстронаходить нужную информацию, четко, ясно и кратко передавать сообщение и др.

Срывы могут возникатьи из-за перегрузки отдельных точек, лиц в коммуникативных сетях, превышающей ихпсихологическую пропускную способность.

Коммуникативныйпроцесс включает следующие этапы:

1. Формулированиеидеи или выбор информации для передачи. Отправитель должен хорошо оценитьзначимость идеи (информации) и продумать суть ее изложения.

2. Кодирование ивыбор канала передачи информации. Чтобы передать идею или информацию,отправитель кодирует ее с помощью символов и выбирает канал передачи,соответствующий типу символов. Выбор средства сообщения не должен бытьограничен единственным каналом – необходимо использовать сочетание разныхканалов.

3. Передачаинформации – непосредственно передача конкретной информации.

4. Декодирование  (расшифровка) – на этом этапе осуществляетсяперевод информации отправителя в информацию получателя. При наличии обратнойсвязи отправитель и получатель меняются местами.[5]

Иногда в процессекоммуникации может возникнуть «шум», источниками которого являются:

-язык (вербальный иневербальный);

-различия ввосприятии информации;

-различия в статусе.

Цель коммуникации –обеспечить понимание информации (сообщения), которой обмениваются отправитель иполучатель. Коммуникации могут осуществляться в виде:

-монолога –информации, поступающей от отправителя к получателю;

-диалога –информации, поступающей от отправителя к получателю и от получателя котправителю;

-обратной связи какреакции на полученную информацию.

Для обменаинформацией используют символы, к которым относятся слова, жесты, интонация.Отправитель кодирует сообщение с помощью вербальных и невербальных символов.

1.1.

Способы коммуникации

Способы коммуникации:

-разговорный (устный,вербальный);

-письменный (письма,распоряжения, статьи, объявления);

-невербальный (тонречи, пауза, акцентирование внимания, телодвижения)[6]

Вербальнаякоммуникация использует в качестве знаковой системы человеческую речь, естественныйзвуковой язык, т.е. систему фонетических знаков, включающих два принципа:лексический и синтаксический. Речь является самым универсальным средствомкоммуникации, поскольку при передаче информации при помощи речи менее всеготеряется смысл сообщения. Правда, этому должна сопутствовать высокая степеньобщности понимания ситуации всеми участниками коммуникативного процесса.Известно, что использованию речи сопутствуют процессы, препятствующиедостижению взаимопонимания: возможность использования двух типов значений: денотативных (формальные определения, дефиниции: «молоток»- инструмент для забивания гвоздей) и коннотативных(связанных с эмоциональными ассоциациями: «молоток» — нечто тяжелое, холодное);полисемия (многозначное толкование одного и того же слова) и синонимия(использование разных слов для обозначения одного и того же явления).

5 стр., 2292 слов

Речевая коммуникация. Техника речи

... язык,губы, нижняя челюсть, мягкое небо. Они превращают музыкальный тон (голос) взвуки речи родного языка. Всечасти речевого аппарата участвуют в создании акустических характеристик: ... друг друга. Понимание постоянно корректируется,поскольку общение — это не просто передача информации (знания, фактическихсведений, указаний, приказаний, деловых сообщений), а обмен информацией,предполагающей обратную ...

Обмен информациейвозможен не только посредством речи, но и посредством других знаковых систем,которые в своей совокупности составляют средства невербальной коммуникации.

В современнойсоциальной психологии предлагается полная схема всех знаковых систем,используемых в невербальной коммуникации. Основные из них следующие:

1. 

оптико-кинетическая;

2. 

пара- и экстралингвистическая;

3. 

организация пространства и времени коммуникативногопроцесса;

4. 

визуальный контакт.

Совокупность этихсредств призвана выполнять следующие функции: дополнение речи, замещение речи,репрезентация эмоциональных состояний партнеров по коммуникативному процессу.

Оптико-кинетическаясистема знаков включает в себя жесты, мимику, пантомимику.В целом оптико-кинетическая система предстает как более или менее отчетливовоспринимаемое свойство общей моторики различныхчастей тела (рук, и тогда мы имеем жестикуляцию; лица, и тогда мы имеем мимику;позы, и тогда мы имеем пантомимику).

Паралингвистическая иэкстралингвистическая система знаков (иногда обозначаемая как просодика)представляет собой также «добавку» к вербальной коммуникации.

Паралингвистика – этосистема вокализации, т.е. качество голоса, его диапазон, тональность. Этихарактеристики голоса способствуют выражению эмоционального состояниякоммуникатора (гнев сопровождается увеличением силы и высоты голоса, резкостизвуков; печаль, напротив, — спадом силы, высоты, звонкости голоса), а такженекоторых характеристик его личности (энергичности, решительности либонеуверенности).

Тембр голоса часто ассоциируется с симпатичностью,образованностью человека.

Экстралингвистика –включение в речь пауз, других вкраплений, например, покашливания, плача, смеха,наконец, сам темп речи. паузы, например, подчеркивают особую значительностьпредлагаемого текста, иногда они значат больше, чем сам текст. Все этипроявления увеличивают семантически значимую информацию, но не посредствомдополнительных речевых включений, а «околоречевыми»приемами.

Организацияпространства и времени коммуникативного процесса выступает также особойзнаковой системой, несет смысловую нагрузку как компонент коммуникативнойситуации. Так например, размещение партнеров лицом друг к другу способствуетвозникновению контакта, символизирует внимание к говорящему, в то время какокрик в спину также может иметь определенное значение отрицательного порядка.[7]

Проксемика

10 стр., 4983 слов

Коммуникации в системе управления масс-медиа

... через установившуюся систему образования, а вторая формируется под воздействием непрерывного, обильного и беспорядочного потока информации, распространяемого, главным образом, средствами массовой коммуникации. Формирующуюся под ... Моля, состоит в том, чтобы разработать рекомендации по регулированию и управлению функционированием культуры, выработать культурную политику. В качестве «первого аспекта ...

как специальная область, занимающаясянормами пространственной и временной организации общения, располагает внастоящее время большим экспериментальным материалом. В настоящее времяпроблемы проксемики включены в особую областьпсихологии, получившую название «экологическая психология» или «психологиясреды». Среди прочих проблем здесь изучаются нормы оптимального расположенияпартнеров по коммуникации, приближения к собеседнику, особенности«персонального пространства» и др.[8]

Следующаяспецифическая знаковая система, используемая в коммуникативном процессе, — это«контакт глаз», или визуальное общение. Исследования в этой области тесносвязаны с общепсихологическим феноменом в области зрительного восприятия –движением глаз. В социально-психологических исследованиях изучается частотаобмена взглядами, длительность их, смена статики и динамики взгляда, избегание его и т.д.

Визуальный контактвыполняет многочисленные функции: информационный поиск, стремление скрыть илиобнаружить свое «Я», сигнализировать о готовности поддержать и продолжитьобщение, демонстрировать степень психологической близости и пр. Как и всеневербальные средства, контакт глаз имеет значение дополнения к вербальнойкоммуникации. И так же, как другие средства невербальной коммуникации, егопроявления варьируются в различных культурах. Так, мера допустимостипристального взора – «глаза в глаза» — различается, например, в Великобританиии Японии, различное значение придается такому явлению, как мигание.

Для всех четырехсистем невербальной коммуникации встает один общий вопрос методологическогохарактера. Каждая из них использует свою собственную знаковую систему, которуюможно рассмотреть как определенный код. Как уже отмечалось, всякая информациядолжна кодироваться, при чем так, чтобы система кодификации и декодификации была известна всем участникамкоммуникативного процесса. Но если в случае с речью эта система кодификацииболее или менее общеизвестна, то при невербальной коммуникации важно в каждомслучае определить, что же можно здесь считать кодом и, главное, как обеспечить,чтобы другой партнер по общению владел этим же самым кодом. В противном случаеникакой смысловой прибавки к вербальной коммуникации описанные системы недадут.

1.2.

Коммуникативные барьеры

В условияхчеловеческой коммуникации могут возникать совершенно специфическиекоммуникативные барьеры. Они не связаны с уязвимыми местами в каком-либо каналекоммуникации или с погрешностями кодирования и декодирования, а носятсоциальный или психологический характер.

С одной стороны,такие барьеры могут возникать из-за того, что отсутствует общее пониманиеситуации общения, вызванное не просто различным языком, на котором говорятучастники коммуникативного процесса, но различиями более глубокого плана,существующими между партнерами. Это могут быть социальные (политические,религиозные, профессиональные) различия, которые не только порождают разнуюинтерпретацию тех же самых понятий, употребляемых в процессе коммуникации, но ивообще различное мироощущение, мировоззрение, миропонимание. такого родабарьеры порождены объективными социальными причинами, принадлежностью различнымкультурам, и при их появлении особенно отчетливо выступает включенностькоммуникации в более широкую систему общественных отношений. Коммуникация вэтом случае демонстрирует ту свою характеристику, что она есть лишь сторонаобщения. Естественно, что процесс коммуникации осуществляется и при наличииэтих барьеров: даже военные противники ведут переговоры. Но вся ситуациякоммуникативного акта значительно усложняется благодаря их наличию.

8 стр., 3860 слов

Коммуникации в управлении

... в данной работе выступают межличностные взаимодействия в управлении. Область коммуникации тесно связана с теорией и практикой ... ‑ наличие, как минимум, двух индивидов - участников обмена информацией в процессе взаимодействия;‑ взаимное или одностороннее доминирующее психическое ... стандарты интересов на рынке потребностей, стереотипы поведения человека в группе, что ограничивает его свободу, но ...

С другой стороны,барьеры при коммуникации могут носить чисто выраженный психологический характер. Они могут возникнуть иливследствие индивидуальных психологических особенность общающихся (например,чрезмерная застенчивость одного из них, скрытность другого, присутствие укого-то черты, получившей название «некоммуникабельность»), или в силусложившихся между общающимися особого рода психологических отношений: неприязнипо отношению друг к другу, недоверия и т.д. Не случайно в современнойсоциальной психологии специально разрабатывается проблемы лжи и доверия. В этомслучае особенно четко выступает та связь, которая существует между общением иотношением.

Перечень барьеров,возникающих в ходе речевой коммуникации, достаточно велик. Так, выражениемсопротивления принятию информации (а значит, и оказанному влиянию) может бытьотключение внимания слушающего, умышленное снижение в своем представленииавторитета коммуникатора (например, демонстрируемое студентом на скучной, поего мнению, лекции).

Задача коммуникатора в данном случае – суметь каким-тообразом привлечь внимание, подтвердить свой авторитет. Другая группа барьеровобозначена как «барьеры непонимания» — умышленное или неумышленное«непонимание» сообщения: фонетическое (плохая артикуляция говорящего, слишкомбыстрый темп речи); семантическое (использование незнакомых терминов, такназываемого «новояза», жаргона); стилистическое(неудачное структурированное информации, замысловатые конструкции фраз,повторы); логическое (неумение выстроить последовательную аргументацию).Соответственно всякий оратор должен обладать умением преодолевать каждый изназванных барьеров, совершенствовать манеру подачи материала, достигатьадекватности преподносимой информации актуальной ситуации общения.

При невербальномобщении возникает проблема интерпретации поведения. По сравнению с речьюинтерпретировать различные невербальные проявления весьма сложно. Этообусловлено не только значительными культурными различиями, но и такимихарактеристиками невербального поведения, как его зависимость от ситуации(контекста), многозначность, спонтанность, ненамеренность, что обусловленоиндивидуальными психологическими характеристиками партнеров, их полом,возрастом, принадлежностью к разным субкультурам в одной культуре и т.п. Стольже трудным является и умение распознать согласование и рассогласованиевербальных и невербальных проявлений (когда слова звучат одни, а жесты, мимика,тональность свидетельствуют совсем о другом).

Из-за этой актуальной проблемойпри интерпретации невербального поведения является проблема доверия/недоверия.Конечно, известную помощь при интерпретации невербального поведения можетоказать внимательное изучение обратной связи, подаваемой партнерами по общению.Но вряд ли в каждом коммуникативном акте каждый из партнеров способен хорошо еефиксировать, поэтому в целом искусство адекватной интерпретации – достаточносложное дело, следствием чего является немалое количество драматических событийв человеческой жизни.[9]

Глава 2. Коммуникативныеособенности управления в организации

13 стр., 6400 слов

Управление человеком и управление группой

... чтобы пытаться успешно управлять ими. Но проблема управления человеком в организации не сводится только к взаимодействию ... принимается ими как указание к действию. Власть информации в лидерском варианте связана с индивидуальными способностями ... состав), либо процесс, т. е. обладающий индивидуальными особенностями способ управления организацией. Быть менеджером еще не означает автоматически ...

Можно с уверенностьюутверждать, что качество сообщаемой информации в немалой степени зависит отпсихологии людей и групп, обеспечивающих ее добывание, переработку и передачу.Информация — это всегда знание и понимание. Чем сложнее процессы и явления,информацию о которых надо получить, тем больше шансов ее бедности и искажения,что в полной мере относится и к информации, которая нужна в работе. Понять,разобраться в оперативной обстановке, ситуации, поступке, собеседнике,психологиигруппы и прочем — дело сложное. Чтобы улучшить его, следует целенаправленноразвивать у сотрудников профессиональную наблюдательность и память, считаться сзакономерностями восприятия социальных объектов, уметь интерпретироватьнаблюдаемые психологические феномены, развивать общий интеллект ипрофессиональное мышление.

Для познаниясоциальных объектов, групп людей должна анализироваться вся совокупностьинформации о них и отдельный факт, который тоже может иметь значение. Что можносказать, например, о зоологе, который, изучая животных, предварительнопропускает их через мясорубку, а потом последовательно исследует каждуюклеточку отдельно? Даже цифры, имеющие почти магическое влияние на людей, и тонадо оценивать по совокупности данных и сопоставлений.[10]

Исследования и опытсвидетельствуют, что при передаче информации часть ее качественно меняется,появляются искажения, и чем длиннее цепочка передающих ее людей, тем большеискажений можно ждать. Конкретные цифры: при устной передаче информации отруководителя до рядового сотрудника абсолютно без искажений в среднем доходиттолько 20—25% информации, а обратно (по инстанции) — только 10%. Информация повертикали управления искажается больше, чем по горизонтали (равными подолжности).

Негативная информация при передаче вверх практически всегдаприукрашена. Информация, как вода, легче движется вниз, чем вверх. [11]

Специалистыутверждают, что система коммуникаций склонна искажать информацию в направлении,увеличивающем вероятность получения вознаграждения и уменьшающем вероятностьполучить наказания. Информация, особенно негативная, более опасна длядокладывающих, чем при горизонтальном информационном обмене. Искажения резкоувеличиваются при обостренном реагировании начальника на чем-то непонравившуюся ему информацию. Каждый начальник получают ту информацию, которуюбез боязни передают ему подчиненные. Вопрос осложняется тем, что саминачальники, имея «над собой» других, поступают порой так же. Им иногда выгоднозакрывать глаза на явные искажения, делать вид, что верят лжи или не знаютправды. Поэтому чем выше должность начальника, тем с большей критичностью ондолжен относиться к получаемой информации и,.вместе стем, он вынужден пользоваться ею в своей работе. Практически единственный выходдля начальников всех рангов: отказываться от кабинетного стиля работы,стремиться лично наблюдать события, строго взыскивать с тех, кто намеренносдерживает информацию или искажает ее.

Еще большие искажениявносятся в информацию преднамеренно из-за конфликтных отношений, недружелюбиячленов коллектива, нездоровой конкуренции, карьеристских соображений,умышленного сдерживания или непредставления информации и т.п. Все этоподтверждает, что информация не просто транслируется, передается, а выступаетпроявлением осознанного поведения людей, а поэтому формируется под влиянием ихотношений, интересов и мотивов. В подобных случаях с искажениями можно боротьсятолько улучшением подбора кадров, морально-психологической подготовкисотрудников, воспитанием организационной культуры и решительными мерами привыявлении отрицательных фактов.

25 стр., 12060 слов

016_Человек. Его строение. Тонкий Мир

... трудно и несовместимо с земными условиями. Тело человека – это не человек, а только проводник его духа, футляр, в ... весьма интересные и поучительные впечатления. Главное существование (человека) – ночью. Обычный человек без сна в обычных условиях может прожить ... неясности и туманности… Инструментом познавания становится сам человек, и от усовершенствования его аппарата, как физического, так ...

Психологическойинформацией надо владеть и активно использовать ее и в управлений идеятельности каждого сотрудника. Сбор психологической информации и еедостоверность зависят от профессионально-психологической подготовленностиперсонала, использования помощи юридических психологов, применениясоциологических и психологических методов (массового опроса, включенногопсихологического наблюдения, психологического анализа писем, жалоб, заявлений идр.).

Процессы управлениясуществуют и реализуются всегда в межсубъектномпространстве, оно затрагивает сферу психологической организации человека,личности, руководителя, исполнителя. Поэтому, именно психологическаяорганизация как субъекта, так и объекта управления будет определятьэффективность управляющего воздействия — зону эффективности управления.

Какие психологическиепараметры определяют эту зону? Что надо делать, чтобы зона эффектиностиуправления была предельно широкой?

Это зависит, главнымобразом, от следующих психологических феноменов, которые можно представить ввиде неких «законов», потому что они отражают объективные явленияпсихики субъекта и объекта управления:

1) Законнеопределенности отклика. Определяет зависимость внешних воздействий отвнутренних психологических условий. Считается, что субъективная психологическаядействительность является первичным регулятором поведения, деятельности, в томчисле и управления. Субъективная психологическая картина скрыта от внешнегонаблюдения, иногда, частично и от внутреннего видения субъекта. Поэтому,никогда не возможно абсолютно точно прогнозировать и предвидеть действиясубъекта управления, впрочем, так же и объекта управления. Такой законподтверждается как минимум двумя важнейшими психологическими феноменами в егосодержании: апперцепцией и стереотипичностьюсознания. [12]

Апперцепция — зависимость восприятия человека от его прошлого субъективного опыта.

Стереотипичность

сознания выражается в особой устойчивостиуже сформированных суждений, мнений, оценок, которые, в конечном счете, всегданеполно и неточно отражают существующую действительность и в значительной мереопределяют поведение человека.[13]

Неопределенный откликсоздает явные или скрытые коммуникативные барьеры в управлении. Кроме того,один и тот же человек может по-разному реагировать и действовать в одних и техже условиях на воздействия одного и того же стимула. Это происходит потому, чтокроме перечисленных двух психологических компонентов неопределенности,существует множество других психологических факторов, обусловливающих ее:настроения, эмоциональные состояния и др. Действия всех факторов невозможноучесть. Отклик нельзя предвидеть абсолютно точно. Поэтому управленческоевоздействие может быть не принято и не исполнено, или выполнено неполно инеточно.
Отсюда следует основное правило, увеличивающее эффективность управляющеговоздействия — сводить действия неопределенности к минимуму. Иными словами, вуправлении необходимо постоянно осуществлять информационный мониторинг системыуправления, активизировать обратные связи и следовать правилам исключенияслабых звеньев коммуникативного обращения.

16 стр., 7894 слов

Психологическое развития личности в младшем школьном возрасте

... об относительно устоявшихся, наиболее характерных чертах этого возраста. Его роль в психологическом развитии ребенка может меняться в зависимости от изменения целей и значения начального ... большую роль в формировании высших и наиболее сложных функций психической деятельности человека. Изменяется взаимоотношение процессов возбуждения и торможения. Торможение (основа сдерживания, самоконтроля) ...

2) Законнеадекватного взаимного восприятия. Его действие связано с утверждением, чточеловек никогда не сможет постичь другого человека с той точностью и полнотой,которая обеспечила бы абсолютную прогнозируемость и влиятельность.
Наше восприятие никогда не бывает точным и полным, в нем всегда скрытынеожиданные ракурсы и свойства объекта. Социальное восприятие — система гораздоболее сложная. Она связана с тем, что в каждый конкретный человек являетсяносителем обобщенных свойств других людей, присваивая которые он постоянноизменяется. Кроме того, это определяется еще и тем, что:

а) сам воспринимаемыйчеловек находится в постоянном изменении (возраста, уровня физическихвозможностей, интеллектуальности, социальных, нравственных, эмоциональных,сексуальных изменений и прочих);

б) человек всегдаосознанно или неосознанно защищается от попыток раскрыть его сущностные особенности или «слабые места», таккак психологически открытая личность незащищена и может стать жертвоюстороннего вторжения в ее пространство;

в) часто человек неможет дать объективную информацию о себе самом, так как не знает себя. Аиногда, не осознавая этого, хочет казаться таким, каким ему выгодно быть всоциуме.
Неадекватность восприятия и стремление человека показать себя лучше необходимоучитывать принимая любые управленческие решения. Для этого полезно использоватьследующие подходы к людям:

— любой человек кчему-то обязательно предрасположен. Если у него что-либо не получается, значитон занят не своим делом (принцип универсальной талантливости);

— любой человек имеетвозможности развития, а скорость и эффективность развития у всех различны(зависят от способностей);

— любой человекнеисчерпаем — т.е. ни одна оценка данная ему при его жизни не может считатьсяокончательной.

3) Законнеадекватности самооценки. Самооценка является основным компонентомсамосознания человека. Она свидетельствует о гармоничности развития личности,ее возможностях и своеобразии. При попытке оценить самого себя человексталкивается с теми же внутренними барьерами и ограничениями, что и при анализедругих людей.
Людям вообще свойственно либо переоценивать себя в чем-либо, или недооценивать.Этот феномен прямо влияет на процесс принятия управленческих решений.Необходимо помнить, что человек далеко не рациональное и разумное логическимыслящее существо. Человек в большей мере существо алогичное, эмоциональное ииррациональное. Т.е. в психике человека широко представлено неосознаваемое(90-95%), эмоционально-интуитивное начало. Поэтому логический, рассудочныйсамоанализ никогда не бывает вполне адекватным.[14]

Чем более адекватноудается человеку оценить свои возможности, систему ценностей, предпочтений,отношений, тем более эффективным будет управляющее воздействие которое оноказывает или воспринимает.

Специалисту в сфереуправления необходимо формировать ситуацию управления, в которой самооценкаподчиненных будет объективизироваться, приближаясь куровню адекватности.
4) Закон искажения информации. Любая информация, функционируя в системе управленияимеет тенденцию искажения. Это заметно и при движении информации «сверху-вниз», и при движении ее«снизу-вверх». Изменяются смыслы, значения, образы, понятия.Психологи выявили прямо пропорциональную зависимость степени измененияинформации числу звеньев ее движения. Происходит это даже не по чьей-то злойволе, а по следующим обстоятельствам:

а) в силумногозначности и синонимичности языка, используемого в передаче информации,сложности его понятийной базы (например, часто устная информация воспринимаетсяс точностью до 50%);

б) в силу домысливания в ситуации неполного информационного сообщенияили неудовлетворительной его оперативной фактологии.Человек дополняет информацию собственной — непроверенной, недостоверной,субъективно окрашенной и фактологически некорректной. В результате — объем информации увеличивается, а достоверностьснижается;

в) в силусуществования зависимости искажения информации от уровня образования,интеллектуального развития, потребностей, а также от физического, психического состояниячеловека.

Что надо делать,чтобы свести искажение информации к минимуму?

а) Предельноуменьшать число передаточных звеньев в каналах функционирования информации.

б) Своевременнокорректировать информационный поток в зависимости от его проблематики,восприимчивости и необходимых и достаточных дополнений.

в) Поддерживатьобратную связь с подчиненными и контролировать правильность усвоения получаемыхданных.

5) Законсамосохранения. Выражается в том, что одним из ведущих мотивов, отражающихповедение человека, является мотив сохранения личностного статуса, социальнойсостоятельности, собственного достоинства. Прямое или косвенное ущемление этогочувства формирует отрицательную реакцию. Это снижает творческий потенциалсотрудников, они пере