Коммуникативные навыки 2

Общение медработника с детьми

Специфика коммуникативной деятельности медицинского работника состоит в том, что общение происходит в двух основных его формах – в одном случае – это средство организации деятельности, в другом – удовлетворение потребности человека в живом контакте. Категория «общения» в медицинской практике выглядит как форма деятельности и, одновременно, как отражение специфической потребности человека в контакте с другими людьми. Процесс общения в медицине выступает также процессом познания. Изучение психологических особенностей пациентов может иметь значение в образовании тех или иных симптомов. Медицинский работник во взаимодействии с пациентом осуществляет разные типы общения, а именно: деловое общение, воспитательное воздействие, диагностическую беседу, интимно-личностное общение.

В педиатрии взаимоотношения медицинского работника и пациентаприобретают особую значимость, связанную с психическим развитием ребенка. Ребенок – это, прежде всего, развивающийся человек, которому взрослые должны обеспечить условия для нормального развития психики. Взрослые, в частности, медики, создают первую безопасную среду для ребенка. Однако, одно из важнейших условий для установления взаимопонимания между пациентом и медработником – ощущение поддержки. Если больной ребенок осознает, что ему намерены помогать, а не заставлять насильно делать что-то неприятное, то Сочувствие –1он, вероятно, активнее будет участвовать в лечебном процессе. ключ к установлению сотрудничества с пациентом. Нужно суметь поставить себя на место больного и взглянуть на мир его глазами.

При общении с детьми целесообразно учитывать следующие психологические особенности детского возраста:

  • Контакт с детьми облегчает их доверчивость, внушаемость, непонимание степени опасности заболевания, манипуляции или хирургического вмешательства, оптимизм, отсутствие психических комплексов.
  • Общение с детьми затрудняет чувство страха, полярность и неадекватность реакций, негативизм, низкие сознательно-волевые качества, склонность к симуляции и диссимуляции, редкие, но опасные психосоматические реакции, когда боязнь манипуляций способна осложниться срывом компенсаторных механизмов.
  • Взаимоотношения медицинского работника и больного ребенка в каждом конкретном случае складываются индивидуально, в зависимости от особенностей состояния и личности пациента, от его нозологической принадлежности и индивидуально-психологических особенностей медработника.

В системе «медработник – ребенок» существует важнейшее промежуточное звено – мать, родители и родственники.

3 стр., 1374 слов

Коммуникативная сторона общения пациента и медицинского работника

... общения медицинского работника с пациентом; 5) проанализировать положительное влияние медработника на пациента. Методологическую основу исследования составили методологические подходы С.Л. Рубинштейна, который рассматривал общение как вид деятельности; ... общения с пациентом в будущей деятельности. Именно через общение проявляются индивидуальные особенности пациента и профессиональные особенности ...

Таким образом, медицинская деонтология предъявляет особые требования к медработникам, работающим с детьми. Ведь их деятельность основана не только на прямом контакте с детьми, но и на общении с ближайшими родственниками, в первую очередь – с матерью ребенка и ее восприятием состояния здоровья своего ребенка и 8характерологическими особенностями.

В настоящее время родители обладают большим запасом сведений о заболеваниях детского возраста, почерпнутых из специальной просветительной литературы и средств массовой информации.

Полезно воспользоваться следующими рекомендациями, относящимися к форме отношений с матерью ребенка или родственниками маленьких пациентов:

  1. контакт устанавливают в первую очередь с ребенком, ибо, как только мама замечает, что ребенок не сопротивляется медработнику, она относится к нему с доверием;
  2. доверие к медработнику вызывается его поведением, личным примером, человеческими качествами. Спокойный, внимательный, оптимистический, аккуратный медработник, сохраняющий здоровый цвет лица, правильную осанку, без избытка массы тела, не курящий служит примером, внушающим доверие;
  3. убежденное и четкое изложение сведений о больном ребенке в доброжелательной и мягкой форме, свидетельствующее о высоком профессиональном уровне медработника, вызывает доверие к нему лично и учреждению, которое он представляет;
  4. соблюдение известной дистанции при условии предельной доброжелательности облегчает взаимопонимание в сложных ситуациях;
  5. проявление таких душевных качеств, как внимание, доброта, ласка вносит успокоение в сознание матери, ближайших родственников;
  6. твердая воля при предъявлении матери, как посреднику в общении с ребенком, определенных требований, облегчает лечебный процесс, так как родители, порой теряющие самообладание, не всегда понимают, что их поведение отражается на состоянии ребенка;

7. внушение ребенку и его матери мысли о том, что они сами заинтересованы и нуждаются в выполнении врачебных предписаний, снимает многие деонтологические трудности.

Поэтому для квалифицированного оказания медицинской помощи детям медработнику, работающему с детьми, необходимо иметь не только глубокие теоретические знания, умело использовать практические навыки, но и тонко понимать психологию больного ребенка и его матери, честно представлять 4существующие в этой области этические проблемы.

Успех в лечении возможен при сочетании доверительных человеческих отношений между ребенком, медработником и матерью. А для этого медработник должен не только лечить, но и уметь разговаривать со своим маленьким пациентом и его матерью. своим маленьким пациентом и его матерью.

7 стр., 3148 слов

Копия 2 распр.нарушения у детей

... который облегчает их адаптацию в коллективе. Им свойственна эмоциональная зависимость от матери. Эти дети часто бывают пар‑циально одаренными. В их речи встречается меньше штампов, ... страхи, стереотипные движения, импульсивность, манерность, симбиотическая связь с матерью. Их речь, как правило, односложна. Среди детей, страдающих аутизмом, эта группа является самой многочисленной. Прогноз ...

Всегда нужно помнить слова выдающегося врача XIX века М.Я. Мудрова о том, что во время обследования больной сам исследует медицинского работника. [6]