21. Когнитивистские теории эмоций

1.Эмоции как особый класс психических явлений.Термином «эмоция» принято обозначать особую группу психических явлений, описываемых также при помощи таких понятий, как «чувство», «аффект», «переживание».Согласно психологам-интроспекционистам, эмоции составляют особую группу явлений сознания, имеющих два основных проявления: удовольствие и неудовольствие. Представители интроспективной психологии обратили также внимание на связь эмоциональных явлений с деятельностью внутренних органов. Параллельно развивалось и другое направление, объяснявшее происхождение эмоций исходя из их эволюционно-биологического назначения, из функций, которые они выполняют в адаптации человека к окружающему миру (Ч. Дарвин и др.).

В основе концепции эмоций, разрабатываемой в отечественной (рефлективной) психологии, лежит тезис о том, что психические процессы представляют собой специфический продукт деятельности мозга, сущность которого заключается в отражении окружающей действительности. Таким образом, в отечественной психологии подчеркиваются два основных аспекта эмоций: 1) аспект отражения: эмоции являются специфической формой отражения. Эмоции — это «особый класс психических процессов и состояний, 2) аспект отношения: эмоции являются формой субъективного отношения человека к миру. В отличие от интроспективной психологии эмоции в отечественной психологии трактуются как совокупность процессов, порождаемых деятельностью мозга. Основными различиями эмоциональных и познавательных процессов:1) Эмоциональные явления относятся к единому субъекту, в то время как познавательные – к многообразным объектам, первым присуща субъективность, а вторым – объективность содержания опыта; 2) Отношения, которые выражаются в эмоциях, всегда носят личный, субъективный характер; 3) Эмоциональные явления меньше подвержены влиянию социальных факторов, в большей степени связаны с врожденными механизмами. 4) Качественные особенности (модальности) эмоциональных явлений — радость, страх, гнев; 5) Эмоциональные явления тесно связаны с потребностями человека. Познавательные процессы в меньшей степени определяются потребностями; тесно связаны с различными физиологическими процессами; входят как обязательный компонент в структуру личности. Эмоции – это особый класс психических явлений, отражающих в форме непосредственного переживания значимость для субъекта внешних и внутренних событий его жизни.

2. Свойства эмоций: пристрастность, интегральность, пластичность. Пристрастность — обусловленность эмоционального реагирования человека на какие-либо события субъективным отношением к ним. Любое психическое явление субъективно. Симонов называет эмоции «универсальной мерой значимости». Эта значимость слагается из актуального состояния мотивационной сферы индивида, его прошлого опыта. Например, выступление перед аудиторией для одних людей является источником положительных эмоций, в то время как для других связано с выраженными переживаниями тревоги и смущения, причем, эти негативные переживания могут быть связаны как с врожденной застенчивостью человека, так и с предыдущими неудачами публичных выступлений. Интегральность – объединение в единое целое всех функций организма. Это свойство эмоций, по мнению П. К. Анохина, позволяет еще до того, как будут определены форма, тип, механизм и другие параметры тех или иных воздействий, мгновенно оценить их полезность или вредность для организма и быстро отреагировать с помощью определенного качества эмоционального состояния.Пластичность – многообразие оттенков переживания эмоции одной модальности, как количественное так и качественное (знак).

12 стр., 5894 слов

Понимание эмоций другого человека

... “эмоциональный интеллект” включает в себя ряд способностей: распознавание собственных эмоций, владение эмоциями, понимание эмоций других людей и даже самомотивацию.        Критика этой концепции основывается на том, ... 1999), эта критика не правомерна. Она ссылается на то, что эмоции отражают отношение человека к различным сферам жизни и к самому себе, а интеллект ...

Например, переживание эмоции страха (которую общепринято называют отрицательной эмоцией) у любителей «острых ощущений» способно вызвать радостное, приподнятое настроение.

3. Свойства эмоций: адаптация, суммация, амбивалентность. Адаптация — притупление, снижение интенсивности эмоциональных реакций при долгом повторении одних и тех же воздействий. Так, длительное действие приятного раздражителя вызывает ослабление переживания удовольствия. По данным В. Витвицкого, неудовольствие умеренной интенсивности также подвергается адаптации.Суммация – соединение отдельных эмоций в более сложные эмоциональные образования. При этом возможно как «пространственное» объединение эмоциональных реакций, переживаемых одновременно. Эмоции, связанные с одним и тем же объектом, суммируются в течение жизни, что приводит к увеличению их интенсивности. Амбивалентность– противоречивость эмоционального переживания, связанная с двойственным отношением к чему или кому-либо и характеризующаяся его одновременным принятием и отвержением. Термин предложен швейцарским психологом и психиатром Э. Блейером. Однако, по мнению А. Н. Леонтьева, амбивалентность возникает в результате несовпадения или противоречивости таких подклассов эмоциональных процессов, как чувства и собственно эмоции, то есть устойчивых эмоциональных отношений к объекту и эмоциональных реакций на сложившуюся преходящую ситуацию (любимый человек может в определенной ситуации вызвать преходящую эмоцию неудовольствия, гнева).

4. Свойства эмоций: динамичность, коммуникативность, заразительность. Динамичность – временнóе развитие эмоциональных реакций, заключающееся в фазовости их протекания. Коммуникативность – передача посредством эмоциональной экспрессии (интонаций, тембра голоса, мимики, жестикуляции и др.) информации от одного участника общения к другому. Как отмечает К. Э. Изард, ребенок еще задолго до того, как сможет понимать обращенную к нему речь и произносить отдельные слова, способен сообщать окружающим о своем внутреннем состоянии с помощью средств эмоциональной экспрессии.Заразительность — передача своего эмоционального состояния другим людям. Вследствие этого может возникнуть как всеобщее веселье, так и скука или паника, поэтому данное свойство эмоций наиболее пристально изучается социальными психологами (например, при изучении механизмов формирования групповой сплоченности или поведения человека в толпе).

3 стр., 1083 слов

Классификация эмоций. Эмоциональные состояния

... пустив корни в человеке, захватывает его, владеет им. Настроение – общее эмоциональное состояние в течении длительного времени. Окрашивает, придает эмоциональный тон. В отличие от эмоций и чувств настроение ... круг врагов и друзей. 8. Педантичный (педантичность). У этих людей выражена занудливость в виде «переживания» подробностей, на службе они способны замучить посетителей формальными требованиями, ...

По мнению П. Фресса, заразительность эмоций увеличивается при сокращении социальной дистанции между индивидами, а также при яркой выраженности внешних эмоциональных проявлений. Усиливает заразительность эмоций и идентификация себя с человеком, испытывающим то или иное переживание.

5. Структура эмоций. Импрессивный компонент эмоционального реагирования. Согласно С. Л. Рубинштейну, переживание – это неповторимое событие внутренней жизни, проявление индивидуальной истории личности. Понимание характера переживаний человека позволяет лучше понимать и его сущность. Функцией переживаний является образование специфического, субъективного опыта человека, направленного на выявление его сущности. Подходы к определению понятия «переживание»: 1) через его противопоставление объективному знанию. переживание – это отражение субъектом своего состояний, отражение свойств является знанием; 2) через лингвистический анализ слова «переживание», «пережит». переживание – это «особая деятельность, особая работа по перестройке психологического мира, направленная на установление соответствия между сознанием и бытием, целью является осмысленности жизни». 3) через критерий осмысленности. переживанию –это «осмысленное эмоциональное состояние, вызванное значимым объективным событием». Функцией переживаний является сигнализация о личностном смысле события. 4) через критерий значимости: насколько те или иные события полезны либо, вредны для человека. Переживание – это проявление субъективного отношения человека к событию его жизни, выражающее характер и степень его значимости для субъекта.

6. Экспрессивный компонент эмоционального реагирования. Эмоциональные переживания имеют выражение в его мимике, пантомимике, речи, жестикуляции. Чел. способен контролировать эмоции. Все средства можно разделить на мимические (движения лица), речевые (интонация и др.), звуковые (смех, плач), жестикуляционные (движения рук) и пантомимические (выразительные движения всего тела).

С помощью мимики, человек способен выражать самые сложные и разнообразные эмоции. Мимику можно представить с помощью линейной шкалы со следующими шестью ступенями: 1) любовь, счастье; 2) удивление; 3) страх; 4) гнев, решимость; 5) презрение 6)отвращение. Факторы формирования эмоций: 1) врожденные; 2) приобретенные; 3) индивидуальные. Большое значение во взаимоотношениях людей приобрело выражение эмоций с помощью речи. Основными характеристиками: интонация, четкость дикции, логическое ударение, темп, лексическое богатство, выражение мыслей. Речь в состоянии эмоц. напряжения имеет особенности: 1) в плане моторной реализации: повышение/понижение громкости речи, убыстрение/замедление темпа речи; 2) грамматически: увеличение количества существительных 3) лексически: упрощение речи, увеличение количества слов-паразитов; 4) семантически: появление слов (вечно, всегда, никогда, никто)

24 стр., 11662 слов

Эмоции. Регуляторная функция эмоций

... Неудовлетворенные потребности организма сопровождаются эмоцией, носящей неприятный характер. Удовлетворение потребности, сопровождается приятным эмоциональным переживанием. Возникновение положительных эмоций при удовлетворении потребности ... одна из важных составляющих владения человеком собой и своими эмоциями. Шесть шагов управления эмоциями: Осознавать эмоции. Нельзя управлять тем, чего не ...

7. Физиологический компонент эмоционального реагирования. О наличии эмоциональной реакции можно судить по поведению, по характеру изменения вегетативных показателей (пульс, АД, частота дыхания) называют эмоциональным возбуждением. Эмоции и вегетативная нервная система. Симпатический отдел ВНС обеспечивает приспособление к изменившимся условиям, подготавливает организм к работе, защите. Парасимпатический отдел ВНС обеспечивает восстановление нарушенного равновесия в организме, ресурсов, что проявляется в снижении АД. Эмоции и гормональная система. Гормоны оказывают различное влияние на эмоциональную сферу человека. Так, дефицит норадреналина способствует появлению депрессии в форме тоски, а дефицит серотонина — депрессии в форме тревоги. При Тревоги Страхе Отчаяние Плаче адреналин повышается, норадреналин понижается. Изменение дыхания при эмоциональном реагировании. 1) обеспечение кислорода необходимого для повышенной работы мышц; 2) пропускание воздуха через голосовую щель для повышения голоса. При возбуждении – дыхательные движения частые и глубокие; при тревоге – убыстренные и слабые; при страхе – резкое замедление дыхания. Изменение кровообращения. Частотой и силой пульса, величиной кровяного давления, расширением и сужением кровеносных сосудов— этих изменений убыстряется или замедляется ток крови и приток крови к органам. Скорость сердечных сокращений регулируется вегетативными импульсами При испуге кровяное давление повышается. Это повышение наблюдается также при мысли о возможной боли (например, зубной врач подходит ко мне).

Все эти изменения связаны для того что бы организм выполнял соотвествт. деятельность.

8. Классификация эмоций по критериям: знак, модальность, влияние на поведение и деятельность. По знаку эмоциональные переживания можно разделить на положительные, отрицательные и амбивалентные. Основной функцией положительных эмоций является поддержание контакта с позитивным событием, поэтому им присуща реакция приближения к полезному, необходимому стимулу. Для отрицательных эмоций характерной является реакция удаления, прерывания контакта с вредным или опасным стимулом. Амбивалентными являются противоречивые эмоциональные переживания, связанные с двойственным отношением к чему или кому-либо. Модальность. три главных модальности: радость, гнев, страх. Остальные же эмоции являются их производными или сочетаниями. К. Изарда, в которой выделяется десять фундаментальных эмоций: 1)интерес – интеллектуальная эмоция, чувство вовлеченности;2)радость – эмоция, характеризующаяся переживанием психологического комфорта и благополучия;

3)удивление – эмоция, вызываемая резкими изменениями стимуляции и подготавливающая человека к эффективному взаимодействию с новыми или внезапными событиями;

4)печаль – переживание утраты;5)гнев – эмоция, вызываемая состоянием дискомфорта, ограничения или фрустрации;

6)отвращение – эмоциональная реакция отвержения;7)презрение – чувство превосходства, ценности и значимости собственной личности по сравнению с личностью другого человека;

2 стр., 740 слов

Презентация на тему: ТЕОРИИ ЭМОЦИЙ

... КОГНИТИВНОГО ДИССОНАНСА С. Шехтер, раскрыл роль памяти и мотивации человека в эмоциональных процессах. Концепция эмоций, предложенная С. Шехтером, получила название когнитивнофизиологической. К разряду когнитивистских может быть ... почти одновременно, а из всех структур головного мозга собственно с эмоциями более всего функциональ но связан даже не сам таламус, а гипоталамус и центральные части ...

8)страх – эмоция, характеризующаяся чувством незащищенности;9)стыд – переживание собственной неадекватности;10)вина – переживание, возникающее в ситуации нарушения внутреннего морально-этического стандарта поведения.

Проявляясь в ответ на воздействие жизненно важных событий, эмоции способствуют либо мобилизации, либо торможению психической деятельности и поведения. В зависимости от влияния на поведение и деятельность человека эмоции подразделяются на стенические – активизирующие жизнедеятельность организма, побуждающие к действию, — и астенические – угнетающие и подавляющие жизненные процессы в организме.

9. Классификация эмоций по критериям: степень осознанности, предметность, степень произвольности. В зависимости от степени осознанности эмоции подразделяются на осознаваемые и неосознаваемые. Однако осознание эмоциональных переживаний не подчиняется принципу «все или ничего». Поэтому встречаются разные степени осознанности эмоций и разные формы ее искажения. Полное осознание предполагает как исчерпывающую характеристику самой эмоции, по мнению Я. Рейковского, может проявляться в следующих формах: 1) неосознавание самого факта возникновения эмоций 2) неправильная категоризация эмоций 3) неверная интерпретация причины возникшей эмоции 4) неправильная интерпретация связи между эмоцией и вызванным ею поступком.

Основными причинами неосознаваемости являются их слабая интенсивность. Предметность. В зависимости от связи эмоциональных переживаний с конкретным объектом эмоции бывают предметные и беспредметные.В. К. Вилюнасом была предложена функциональная классификация эмоций. Рассматривая эмоции в качестве посредника между потребностями и деятельностью по их удовлетворению, автор подразделяет их на: 1) ведущие – переживания, окрашивающие в образе среды предметы потребности и превращающие их тем самым в мотивы2) производные – ситуативно значимые переживания, возникающие в процессе деятельности и выражающие отношение субъекта к отдельным условиям, благоприятствующим или затрудняющим ее осуществление, к конкретным достижениям в ней, к сложившимся или возможным ситуациям. Степень произвольности. В зависимости от возможности произвольной регуляции и контроля поведения эмоции бывают произвольные и непроизвольные. Однако произвольность эмоционального реагирования, как и осознанность, представляет собой непрерывную шкалу и имеет различную степень выраженности.

10. Классификация эмоций по критериям: происхождение, уровень развития, длительность, интенсивность. По происхождению эмоции подразделяются на врожденные, связанные с реализацией инстинктивных программ реагирования, и приобретенные, формирующиеся под влиянием индивидуального и социального опыта. Согласно Г. А. Вартаняну и Е. С. Петрову, первичные эмоции являются генетически детерминированными. Вторичные эмоции формируются на базе первичных в результате индивидуального опыта адаптации. По уровню развития эмоции подразделяются на низшие – связанные преимущественно с биологическими процессами в организме, с удовлетворением или неудовлетворением витальных потребностей человека, и высшие – связанные с удовлетворением или неудовлетворением социальных и духовных потребностей человека.

15 стр., 7176 слов

Особенности эмоционального реагирования у лиц с нарушением адаптации

... предупреждении о разрушающем характере каких-либо факторов. Таким образом, эмоции являются одним из основных механизмов регуляции функционального состояния организма и деятельности человека [9, с. 393]. Эмоциональное реагирование характеризуется знаком ...

Длительность эмоций характеризует время протекания эмоциональной реакции. Кратковременные эмоциональные реакции появляются обычно при однократном воздействии и отличаются неустойчивостью, временным, преходящим характером. Длительным эмоциональным переживаниям присущи устойчивость и постоянство. Интенсивность эмоций характеризует силу переживания и сопутствующих экспрессивных и физиологических реакций. Додонов подразделяет эмоции в зависимости от их субъективной ценности для человека:1)альтруистические – возникающие на основе потребности в содействии, помощи, покровительстве другим людям; 2)коммуникативные – возникающие на основе потребности в общении 3)глорические – связанные с потребностью в самоутверждении, в славе и признании 4)праксические – вызываемые деятельностью, изменением ее в ходе работы, успешностью или неуспешностью ее 5)пугнические – происходящие от потребности в преодолении опасности, интереса к борьбе 6)романтические – связанные со стремлением ко всему необычному, 7)гностические – связанные с потребностью в познавательной гармонии 8)эстетические – связанные с лирическими переживаниями, 9)акизитивные – возникающие в связи с интересом к накоплению, коллекционированию 10)гедонистические – связанные с удовлетворением потребности в телесном и душевном комфорте.

11. Классификация эмоций по К. Изарду.

К. Изард предлагает использовать критерий конструктивности для различения положительных и отрицательных эмоций: положительные эмоциональные переживания способствуют конструктивному взаимодействию человека с другими людьми, с ситуациями и объектами, отрицательные же, напротив, препятствуют такому взаимодействию. Однако наиболее разработанной, сфокусированной на отдельных эмоциональных модальностях, является «теория дифференциальных эмоций» К. Изарда, в которой выделяется десять фундаментальных эмоций:

1)интерес – интеллектуальная эмоция, чувство вовлеченности, повышающее способность человека к восприятию и обработке поступающей из внешнего мира информации, стимулирующее и упорядочивающее его активность; 2)радость – эмоция, характеризующаяся переживанием психологического комфорта и благополучия, позитивным отношением к миру и к самому себе;3)удивление – эмоция, вызываемая резкими изменениями стимуляции и подготавливающая человека к эффективному взаимодействию с новыми или внезапными событиями;4)печаль – переживание утраты (временной/постоянной, реальной/ воображаемой, физической/психологической) объекта удовлетворения потребности, вызывающее замедление умственной и физической активности, общего темпа жизни человека;5)гнев – эмоция, вызываемая состоянием дискомфорта, ограничения или фрустрации, характеризующаяся мобилизацией энергии, высоким уровнем мышечного напряжения, самоуверенностью и порождающая готовность к нападению или другим формам активности;6)отвращение – эмоциональная реакция отвержения, отстранения от физически или психологически вредных объектов;7)презрение – чувство превосходства, ценности и значимости собственной личности по сравнению с личностью другого человека (обесценивание и деперсонализация объекта презрения), повышающее вероятность совершения «хладнокровной» агрессии;8)страх – эмоция, характеризующаяся чувством незащищенности, неуверенности в собственной безопасности в ситуации угрозы физическому и/или психическому Я с выраженной тенденцией к бегству;9)стыд – переживание собственной неадекватности, некомпетентности и неуверенности в ситуации социального взаимодействия;10)вина – переживание, возникающее в ситуации нарушения внутреннего морально-этического стандарта поведения, сопровождающееся самоосуждением и раскаянием.

25 стр., 12060 слов

016_Человек. Его строение. Тонкий Мир

... трудно и несовместимо с земными условиями. Тело человека – это не человек, а только проводник его духа, футляр, в ... весьма интересные и поучительные впечатления. Главное существование (человека) – ночью. Обычный человек без сна в обычных условиях может прожить ... неясности и туманности… Инструментом познавания становится сам человек, и от усовершенствования его аппарата, как физического, так ...

12. Проблема дифференциации эмоциональных явлений в психологии. В ходе своего развития эмоции дифференцируются и образуют различные специфические формы, отличающиеся по своим проявлениям, способам организации и закономерностям протекания. Однако, до сих пор в психологии нет единой точки зрения на проблему дифференциации эмоциональных явлений, из-за своей сложности и многообразия они с трудом поддаются общему анализу.Например, согласно Е. Д. Хомской, все эмоциональные явления можно разделить на три основные категории: 1) эмоциональная реактивность (кратковременные реакции на эмоциональные стимулы); 2) эмоциональные состояния (более длительные изменения в работе эмоциональных систем); 3) эмоционально-личностные особенности (постоянные присущие человеку эмоциональные качества, определяющие его поведение).

Широко распространен в отечественной психологии подход А. Н. Леонтьева, по мнению которого основными подклассами эмоциональных процессов являются: 1) аффекты – сильные и кратковременные переживания, сопровождаемые выраженными двигательными и висцеральными проявлениями; 2) собственно эмоции – более длительные переживания, имеющие ситуативный и идеаторный характер; 3) чувства – устойчивые эмоциональные отношения, возникающие в результате обобщения отдельных эмоций и имеющие выраженный предметный характер.

Как показывает анализ литературы, чаще других в отечественной психологии упоминаются такие формы эмоционального реагирования: аффекты, настроения, чувства, собственно эмоции.

13. Эмоциональный тон и его особенности. Данная форма эмоционального реагирования выделяется не всеми исследователями, хотя уже в работах В. Вундта есть упоминание о «чувственном тоне» как простейшей форме эмоций, возникающем в связи с определенными ощущениями. Следовательно, в результате контакта с окружающим миром человек получает информацию не только о свойствах объектов и явлений, но и об эмоциональном значении тех или иных сенсорных раздражителей. Эмоциональный компонент зависит не только от сенсорной модальности, но также и от вида воздействия в пределах одной модальности. Интенсивность раздражителя также является одним из существенных факторов, определяющих его эмоциональное значение. Существенное влияние на эмоциональную оценку раздражителя оказывает и внезапность его появления. Предметы, которые появляются неожиданно и быстро перемещаются, вызывают негативную эмоциональную реакцию. Отличительными особенностями эмоционального тона являются: 1) кратковременный характер; 2) слабая интенсивность;. 3) врожденный характер; 4) слабая осознаваемость. Эмоциональный тон ощущений, согласно Е. П. Ильину, выполняет три основные функции: 1) ориентировочную – сообщение организму, опасно или нет то или иное воздействие, желательно ли оно или от него надо избавиться; 2) обеспечение обратной связи – сообщение об удовлетворении или неудовлетворении имевшейся потребности; 3) необходимость проявлять определенные виды поведения до тех пор, пока не будет достигнут необходимый организму результат. Эмоциональный тон является простейшей, врожденной формой эмоционального реагирования на отдельные значимые для организма сенсорные воздействия.

6 стр., 2860 слов

31. Общая характеристика эмоций человека. Теории эмоций

... стремление найти первопричину эмоциональных состояний обусловливало появление различных точек зрения, которые находили отражение в соответствующих теориях. Эволюционная теория эмоций ч. Дарвина В основу книги «Выражение эмоций у человека и животных» ...

14. Понятие аффекта в психологии. Cильные и кратковременные эмоциональные реакции, сопровождаемые резко выраженными двигательными и вегетативными проявлениями, принято называть аффектами. Такая форма эмоционального реагирования обычно наблюдается в критических условиях при неспособности субъекта найти адекватный выход из угрожающих или неожиданно возникающих ситуаций, совладать с ними. Существует две основные группы факторов, вызывающих аффективные реакции: 1) внезапные и неожиданные воздействия, имеющие индивидуальное эмоциогенное значение; 2) конфликтные ситуации, имеющие повседневно-травмирующий характер и не обнаруживающие тенденции к своему разрешению, вследствие чего вызывают постоянное эмоциональное напряжение. Аффекты от других форм эмоционального реагирования отличаются следующими особенностями: 1) значительной интенсивностью; 2) взрывным характером; 3) кратковременным характером; 4) формированием доминанты; 5) нарушением произвольности контроля поведения; 6) большой экспрессивностью; 7) выраженностью вегетативных проявлений; 8) фазовостью протекания.Изменение поведения и деятельности в состоянии аффекта может происходить: 1) по типу гиперактивации — хаотичные движения; 2) по типу гипоактивации – торможение, ступор. Основными функциями аффектов являются: 1) следо образование — образование специфического опыта – аффективных следов; 2) аккумуляция — накопление аффективного возбуждения в результате повторения провоцирующих аффект ситуаций, что приводит к аффективному взрыву; 3) канализация. Аффект – это интенсивная и кратковременная эмоциональная реакция на внезапные, чаще всего угрожающие ситуации, сопровождающаяся выраженными экспрессивными и вегетативными проявлениями.

15. Понятие эмоций в психологии. Термин «эмоция» в отечественной психологии используется в двух значениях: широком и узком. В широком «эмоция» употребляется как родовое и, соответственно, предельно общее понятие по отношению ко всем психическим явлениям, относящимся к эмоциональной сфере. В узком «эмоцией» называют одну из форм эмоционального реагирования, обладающую определенными закономерностями своего функционирования и проявления.

5 стр., 2354 слов

Эмоции как аппарат оценок поведения интеллектуальных систем

... and other, 1995], что алгебра эмоций исторически сложилась задолго до алгебры чисел и реализуется она в мозгу человека с помощью нейроподобных/ распре­деленных ... Принимаемый обычно в логике абсолютных оценок принцип аксиологической полноты (аксиология - теория ценностей) утверждает, что всякий объект является или хорошим, или безразличным, или плохим. Этот принцип справедлив ...

Эмоция представляет собой реакцию не на стимулы, а на ситуации, ими создаваемые. По нашему мнению, закономерности протекания эмоций именно как формы эмоционального реагирования, а не как родового понятия, нашли отражение в информационной теории эмоций П. В. Симонова.Отличительными особенностями эмоций являются следующие: 1) ситуативный характер; 2) ограниченная продолжительность; 3) выраженная интенсивность; 4) опережающий характер; 5) осознаваемость причин появления переживания.Ситуативный характер. Эмоции выражают оценочное отношение человека к текущим или возможным ситуациям.Ограниченная продолжительность. Длительность эмоций ограничена временем непосредственного действия причин или представления обстоятельств. Выраженная интенсивность.Эмоции представляют собой достаточно выраженные реакции, однако, проявляются они в большей степени во внутреннем (как переживание), чем во внешнем (в поведении и вегетативных изменениях) плане.

Опережающий характер. Эмоции способны заранее оценивать значимость ситуаций и событий.

Осознаваемость причин появления переживания. оценивая значимость ситуаций, индивид способен ясно осознавать, что в них стало причиной появления определенных переживаний, либо просто четко устанавливать связь между ситуацией и вызванной ею эмоцией.Эмоция – это форма эмоционального реагирования, осуществляющая опережающую оценку текущих или возможных ситуаций.

Voprosy_k_ekzamenu — Стр 2

16. Понятие настроение в психологии. Настроения являются психическими состояниями, образующими общий эмоциональный фон жизнедеятельности человека. По мнению П. А. Рудика, фон настроения формируется под влиянием следующих причин: 1) органических процессов и состояний; 2) особенностей окружающей человека внешней среды, в которой ему приходится жить и работать; 3) особенностей взаимоотношений между людьми; 4) эмоционально окрашенных мыслей и представлений, в которых выражается удовлетворенность или неудовлетворенность.

Отличительными особенностями протекания данной формы эмоционального реагирования являются: 1) слабая интенсивность; 2) значительная длительность; 3) беспредметность; 4) слабая осознаваемость; 5) диффузный характер; 6) интегрирующий характер.В свою очередь уже настроения способствуют, благоприятствуют возникновению родственных данному настроению по качеству других форм эмоционального реагирования. Например, И. П. Ильин считает, что настроение – это просто некий эмоциональный континуум, в котором интенсивность выраженности эмоциональных переживаний может находиться в диапазоне от нуля до максимальной величины (аффекта).

Выделяют следующие виды выраженных изменений настроения: 1) гипертимия – повышенный фон настроения, характеризующийся жизнерадостностью; 2) дистимия– сниженный, тоскливо-печальный фон настроения, характеризующийся пассивностью, унынием; 3) эйфория – приподнятое, беззаботно-веселое настроение, характеризующееся беспечным отношением к серьезным сторонам жизни; 4) дисфория – угрюмо-злобливое настроение, характеризующееся раздражительностью; 5) апатия – равнодушное, безразличное настроение, Настроение – это длительное эмоциональное состояние, интегрирующее все возникающие эмоциональные отклики на внешние и внутренние воздействия без отчетливого осознания их предметного содержания и образующее общий эмоциональный фон жизнедеятельности человека.

17. Чувства и их характерные особенности. Устойчивые эмоциональные отношения к определенным предметам или явлениям действительности в отечественной психологии принято называть чувствами. Чувства являются высшим продуктом эмоционального развития человека. Характерными особенностями чувств являются: 1) предметность; 2) осознанность; 3) устойчивость; 4) выраженная интенсивность; 5) внеситуативность; 6) иерархичность; 7) обобщенность; 8) формирование установки; 9) связь со всеми основными подструктурами личности. Предметность. Чувства всегда связаны с определенным объектом — предметом, человеком, событием. По степени обобщенности деляются на: 1) конкретные; 2) обобщенные; 3) абстрактные Осознанность. События и объекты, по отношению к которым человек испытывает те или иные чувства.

Выраженная интенсивность. Непосредственное восприятие или воспоминание о предмете чувства всегда сопровождается достаточно выраженным эмоциональным переживанием. Внеситуативность. Чувства позволяют выделять в воспринимаемой и представляемой действительности объекты и события, имеющие для человека стабильную потребностно-мотивационную значимость, и определять динамику и содержание ситуативных эмоциональных реакций. Иерархичность. Чувства организуются в иерархическую систему, соответственно актуально действующим мотивам человека.Формирование установки. Е. П. Ильин называет чувство «эмоциональной установкой, программой эмоционального реагирования на определенный объект при его восприятии и представлении в определенных жизненных ситуациях».Связь со всеми основными подструктурами личности. В содержании доминирующих чувств человека отражены его мировоззрение, направленность .Чувство – это устойчивое, чаще всего осознанное эмоциональное реагирование по отношению к определенным объектам или явлениям действительности, выражающее их стабильную мотивационно-потребностную и личностную значимость для человека.

18. Структурные теории эмоций. Трехмерная теория эмоций В. Вундта. В. Вундт выдвинул теорию, согласно которой структура эмоции характеризуются тремя измерениями: удовольствием — неудовольствием, возбуждением — успокоением и напряжением – разрешением. Для изучения эмоций как субъективных элементов непосредственного опыта человека он применял метод интроспекции, а также регистрировал изменения органических реакций, преимущественно дыхания и пульса. Согласно Вундту, эмоциональные переживания характеризуются одним, двумя или всеми тремя из указанных полярных измерений. Так, чистые формы удовольствия или неудовольствия возникает, согласно Вундту, в связи с обонятельными и вкусовыми ощущениями, а также ощущением боли. Вундт стремился подкрепить свою теорию объективными физиологическими данными. Вундт, однако, отмечает, что указанные изменения пульса и дыхания наблюдаются только тогда, когда соответствующие эмоциональные состояния берутся в их чистом виде. В действительности же эмоции всегда связаны с огромным количеством разнообразных сопутствующих обстоятельств, вследствие чего физиологические явления не всегда могут служить однозначным показателем соответствующих им эмоциональных состояний. Теорию Вундта подверг критике американский психолог Э. Титченер. В результате проведенных им экспериментов были сделаны следующие выводы: 1) выделенные Вундтом шесть эмоциональных полярностей не являются независимыми друг от друга; 2) возбуждение – успокоение и напряжение — разрешение не являются, в отличие от удовольствия или неудовольствия, элементарными субъективными состояниями; они представляют собой сложные комплексы кинестетических и органических ощущений, сопровождаемые переживаниями удовольствия или неудовольствия. Следовательно, по мнению Титченера, только удовольствие и неудовольствие являются простыми и независимыми качествами, характеризующими структуру эмоций.Заслугой Вундта следует признать то, что он впервые указал на сложность психологической структуры эмоциональных явлений.

19. Эволюционные теории эмоций. Первые научные представления об эмоциях как адаптационных реакциях организма были сформулированы Ч. Дарвиным. В ней был показан эволюционный путь развития эмоций и объяснено происхождение их физиологических проявлений. Основная идея представлений Дарвина заключается в том, что большинство эмоциональных реакций человека являются либо полезными (способствующими адаптации), либо представляют собой остатки целесообразных реакций, выработанных в процессе эволюции в борьбе за выживание. Согласно Дарвину, три основных принципа направляли эволюционное развитие эмоций: 1) принцип ассоциации 2) принцип антитезы; 3) принцип прямого влияния. Психоэволюционная теория эмоций Р. Плутчик эмоции: 1) являются механизмами коммуникации и выживания, основанными на эволюционной адаптации; 2) имеют генетическую основу; 3) являются гипотетическими построениями, основанными на очевидных явлениях различных классов; 4) представляют собой цепи событий со стабилизирующими обратными связями, которые создают некий тип поведенческого гомеостаза; 5) соотносятся между собой по трем основным измерениям – интенсивности, сходству и полярности; 6) соотносятся с рядом производных концептуальных областей. Согласно первому положению, эмоции являются средством адаптации и играют важную роль в выживании на всех эволюционных уровнях. Следовательно, эмоции будут различаться в зависимости от прототипов адаптивных реакций, сопряженных с ними.Четвертое положение теории объясняет последовательность протекания эмоционального процесса : эмоции вызываются различными событиями. Физиологические изменения носят характер реакций антиципации, связанных с различными напряжениями или импульсами. Пятое положение предполагает, что отношения между эмоциями могут быть представлены в виде трехмерной структурной модели: интенсивность – сходство — полярность. Последнее положение теории логически следует из предыдущего. По мнению Р. Плутчика, его теория эмоций может оказаться полезной при изучении личности и в психотерапии, поскольку эмоциональные компоненты идентифицируются во многих личностных особенностях, психологических защитах и др. Несколько по-другому рассматривает происхождение эмоций в русле проблем адаптации Дж. Дьюи . По его мнению, эмоция возникает лишь тогда, когда осуществление инстинктивных действий, привычных или произвольных форм поведения наталкивается на препятствие.

20. Физиологические теории эмоций. Гербарта наиболее четко сформулированы интеллектуалистические идеи так называемой «классической» теории эмоций. Фундаментальным психическим фактом является представление. Чувства соответствуют тем связям, которые устанавливаются между представлениями. Эмоции же являются нарушениями, вызываемыми рассогласованием представлений: образ умершего отца, сравниваемый с образом живого, порождает печаль. «Периферическая» теория эмоций У. Джемса — К. Ланге. Согласно их взглядам, первичными являются вызываемые внешними и внутренними раздражениями телесные процессы (вазомоторные реакции у Ланге, висцеральные и мышечные – у Джемса), а уже затем возникают эмоциональные психические переживания Бихевиористская теория эмоций. Основатель бихевиоризма Дж. Уотсон По его мнению, эмоции представляют собой специфический вид реакций, проявляющихся в трех основных формах: страха, ярости и любви. Эти формы имеют характерные врожденные особенности своего выражения в поведении, подвергаясь при жизни вместе с тем многочисленным изменениям. Таким образом, согласно бихевиористской концепции, эмоции – врожденные реакции организма, предполагающие глубокие изменения всего «телесного механизма». Модифицированная «периферическая» теория эмоций Э. Клапареда. «чувства», рассматривая их как особый класс эмоциональных явлений, позволяющих определить ценность, жизненное значение событий, к которым человек должен приспособиться. При этом, чувства в нашем поведении полезны, тогда как эмоции целесообразными не являются и с функциональной точки зрения представляют собой регрессию поведения (проявлением примитивных способов реагирования).

«Таламическая» теория эмоций У. Кеннона — П. Барда. Согласно этой теории, центры эмоций расположены в подкорке. Возбуждение этих центров придает деятельности коры эмоциональный компонент, так как за организацию эмоциональных реакций отвечает именно таламус. Активационная теория эмоций Д. Линдсли. Согласно Линдсли, активация — это нейронное возбуждение ретикулярной формации ствола мозга с сопутствующими изменениями электроэнцефалографических показателей коры. Эмоциогенные стимулы возбуждают импульсы, активирующие ствол мозга, который, в свою очередь, посылает импульсы к таламусу и к коре больших полушарий. Анатомо-физиологическая теория эмоций Дж. Грэя. Грэй выделяет три мозговые системы, которые определяют появление трех основных групп эмоций: тревожности, радости—счастья и ужаса—гнева.

Биологическая теория эмоций П. К. Анохина. Согласно этой теории, эмоции представляют собой «физиологические состояния организма, имеющие ярко выраженную субъективную окраску и охватывающие все виды чувствований и переживаний человека – от глубоко травмирующих страданий до высоких форм радости и социального жизнеощущения»

21. Когнитивистские теории эмоций.

Теория «атрибуции возбуждения» С. Шехтера и Дж. Сингера. По мнению С. Шехтера эмоции — это результат взаимодействия двух компонентов: 1) неспецифического: физиологического возбуждения (активация, arousal); 2) специфического: интерпретации человеком причин своего возбуждения. С. Шехтером было выявлено, что висцеральные реакции, обусловливающие увеличение активации организма, хотя и являются необходимым условием для возникновения эмоционального состояния, но недостаточны. В соответствии с его теорией, какое-то событие вызывает у человека возбуждение, и у него возникает необходимость оценить причины этого возбуждения. Познавательная теория эмоций М. Арнольд — Р. Лазаруса. У М. Арнольд в качестве познавательной детерминанты эмоций выступает интуитивная оценка объекта. Эмоция следует за этой оценкой. Арнольд считает, что как только человек непосредственным и интуитивным способом придет к выводу, что тем или иным предметом стоит овладеть, он сразу ощущает привлекательность этого предмета. Как только человек интуитивно заключает, что нечто угрожает ему, он сразу чувствует, что оно приобрело отталкивающий характер и что его нужно избежать. В своей концепции Р. Лазарус также придерживается идеи познавательной детерминации эмоций. Два положения: 1) каждая эмоциональная реакция, независимо от ее содержания, есть функция особого рода познания, или оценки; 2) эмоциональный ответ представляет собой некий синдром, включающий три основные группы симптомов — субъективные переживания, физиологические сдвиги и моторные реакции. По мнению Лазаруса, можно выделить два основных типа оценки ситуации: 1) как угрожающей; 2) как благоприятствующей.Центральным понятием концепции Лазаруса является понятие «угрозы». Теория «когнитивного диссонанса» Л. Фестингера Согласно этой теории, когда между ожидаемой и действительной информацией имеется расхождение (когнитивный диссонанс), возникают отрицательные эмоции, в то время как совпадение ожидания и результата (когнитивный консонанс) приводит к появлению положительных эмоций. Близкой к когнитивистским представлениям о природе эмоций является и «Я-теория» эмоций (К. Роджерс. Центральным понятием этой теории является понятие «Я-концепции» . Чем глубже восприятие или познание человеком самого себя, чем больше они связаны с ядром его личности, с его самостью, тем в большей степени они включают в себя чувства, эмоции.

22. Мотивационные теории эмоций.

Психоаналитическая теория эмоций. 3. Фрейд основывал свое понимание аффекта на теории о влечениях и по сути отождествлял и аффект, и влечение с мотивацией. При этом, и Фрейд и его последователи рассматривали преимущественно негативные переживания, возникающие в результате конфликта влечений или основных подструктур личности («Оно», «Я» и «Сверх-Я»).

Аффект, согласно психоаналитической теории, включает три аспекта: 1) энергетический компонент инстинктивного влечения («заряд» аффекта); 2) процесс «разрядки»; 3) восприятие окончательной разрядки (ощущение, или переживание эмоции).

Заслугой психоанализа в развитии теории эмоций является и разработка феномена «амбивалентности» эмоциональных переживаний. «Гормическая» теория эмоций У. Мак-Дауголла. По мнению Мак-Дауголла, главным регулятором целенаправленного поведения животных и людей являются инстинкты.Поведение животных целенаправленно источником явл. сила-горме кот представляет собой цели обусловленные вражденными интинктами. Каждый инстинкт состоит из трех компонентов: 1)предрасположен ности к восприятию некоторых раздражителей; 2) эмоции3)предрасположенности. Побуждающая сила инстинкта заключена именно в среднем звене — в эмоции.Теория дифференци альных эмоций К. Изарда. Согласно К. Изарду, эмоции являются детерминантами поведения в широчайшем диапазоне его проявлений. В основе теории лежат пять ключевых тезисов:1) основную мотивационную систему человеческого существования образуют 10 базовых эмоций: радость, печаль, гнев, отвращение, презрение, страх, стыд, вина, удивление, интерес;

2) каждая базовая эмоция обладает уникальными мотивационными функциями и подразумевает специфическую форму переживания;

3) фундаментальные эмоции переживаются по-разному и по-разному влияют на когнитивную сферу и на поведение человека;

4) эмоциональные процессы взаимодействуют с драйвами, с гомеостатическими, перцептивными, когнитивными и моторными процессами и оказывают на них влияние;

5) в свою очередь, драйвы, гомеостатические, перцептивные, когнитивные и моторные процессы влияют на протекание эмоционального процесса. В целом, автор определяет эмоции как сложный феномен, включающий нейрофизиологический, двигательно-экспрессивный и чувственно-переживательный компоненты. Источниками эмоций являются нейронные и нервно-мышечные аффективные и когнитивные активаторы.Изард называет следующие основные признаки базовых эмоций: 1) они всегда имеют отчетливые и специфические нервные субстраты; 2) проявляют себя при помощи выразительной и специфической конфигурации мышечных движений лица (мимики); 3) сопровождаются отчетливым и специфическим переживанием, осознаваемым человеком; 4) возникли в результате эволюционно-биологических процессов; 5) оказывают организующее и мотивирующее влияние на человека, служат его адаптации. Потребностно-информационная теория эмоций П. В. Симонова. Симонов считает, что эмоция является отражением мозгом человека и животных какой-либо актуальной потребности и вероятности ее удовлетворения, которую мозг оценивает на основе генетического и ранее приобретенного индивидуального опыта. Это представлено автором в виде специальной «формулы эмоций»:Э = f [П, (Ин – Ис), …] эмоция зависит и от: а) индивидуальных особенностей субъекта б) фактора времени; в) качественных особенностей потребности. С позиции теории Симонова наиболее фундаментальной классификацией эмоций является деление их на положительные и отрицательные. С физиологической точки зрения, считает Симонов, эмоции – это активное состояние системы специализированных мозговых структур, побуждающее изменить поведение в направлении минимизации или максимизации этого состояния.

23. Понятие потребности. Они выполняют функцию побуждения активности человека. Потребность как нужда. В психологии нужда чаще всего понимается как нехватка чего-то в организме и именно в таком значении она интерпретируется как потребность.Потребность—это не сама нужда,а ее отражение в сознании.Чел рассматривается как психич. образ нужды.(Платонов,Божович,Рубинштейн).

Потребность как предмет удовлетворения нужды потребность рассматривается как отраженый в сознании человека предмет (объект), который может удовлетворить нужду. Потребностью считается не только психический образ предмета, но и сам предмет. Потребность как бы выносится за пределы психической жизни человека. Предметы рассматриваются как средство развития потребностей, чем больше предметов окружают человека, тем больше у него потребностей. Потребность как отсутствия блага. Потребность как ценность.Здесь благополучие чел. который обеспечив. сохранением и развитием и это благо для чел.По Магуну благо—это сост. и процессы субъекты его внешней среды кот явл причинами сохр. этого субъекта. Отсутствующее благо, будет выступать как предмет потребности. Состояние отсутствия блага определяется как потребность.Удовлетворение потребн. может привести к удовлетваренности. Удовлетворенность = сила соответствующей потребности / объем реально полученного блага. Потребность как необходимость. Нужда – это внутренняя необходимость.Нужность для орг (белки, жиры,углеводы) это не обязательно нужно в данный момент.Для того что бы необходимость отражала нужду чел. должен захотеть чего,то что ему необходимо. По Додонова: потребность — это внутренняя программа жизнедеятельности индивида, отражающая, , зависимость от условий существования, и необходимость выполнения этой программы для того, чтобы существовать. Потребность как состояние. По Додонову, переживание нужды свидетельствует о нарушении гомеостаза.Сигнелизируют о том, что удовлетворение потребн натолкнулость на трудности. Фурманов предлагает содержательный(определяет предполагаемую направленность поведения, опосредованно через поставленную цель) и динамический компонент потребности (выполняет собственно побудительную функцию)

24. Этапы формирования и реализации потребности личности.Образование потребности — это стадиальный процесс. К. Гольдштейном. Согласно его теории организм имеет постоянное среднее состояние напряжения, к которому он стремится вернуться всякий раз, когда наступает какое-либо отклонение в результате действия внешних или внутренних факторов. Процесс удовлетворения потребностей проходит три стадии: 1.Стадию напряжения (когда возникает ощущение объективной недостаточности в чем-либо).

Здесь большую роль играет значимость объекта, потребление которого привлекает человека. 2. Стадию оценки (когда появляется реальная возможность обладания, например, определенным предметом и человек может удовлетворить свою потребность).

Это стадия соотнесения объективных и субъективных возможностей удовлетворения потребностей. 3. Стадию насыщения (когда до минимума снижаются напряжение и активность).

Эта стадия отличается разрядкой накопившейся напряженности и, сопровождается получением удовольствия. Потребность личности как состояние: с физиологич стороны(потребность явл. реакцией организма на воздействие раздарителей)Потребностное сост связано с 1)с возбуждением чувственных центров 2)с возбуждением центров эмоций 3)с возникновением доминантного очага. С психологич стороны (представляет собой отражение в сознании) 1)возникает ввиде ощущения 2)ввиде переживания предметного и беспредметного 3)ввиде напряжения и устранить переживание.

25.Факторы определ процесс реализации потребн. Определяется тремя факторами: Конкретизация. Означает, что каждая потребность удовлетворяется определенным способом. Число этих способов ограничено, так как человек отбрасывает неэффективные способы. Это метод проб и ошибок. Ментализация. Основывается на отражении в сознании содержания потребности или отдельных ее сторон. Социализация. Означает соотнесение и подчинение потребностей определенным ценностям культуры, социальной среды. Таким образом, осознанное поведение вообще предполагает активность человека с определенным намерением, направленным на удовлетворение насущных потребностей. В итоге только тогда, когда человек с той или иной потребностью попадает в определенную ситуацию, ведущую к ее удовлетворению, возникает соответствующее поведение.

26.Понятие мотива в психологии.В псих. мотив понимается как потребность.-1-как сост. напряжения начинается активностьорганизма.-2- чем выше напряжение потребности, тем интенсивнее побуждение.Мотив как цель.Предмет удовлетворения потребностей. рассматривается как цель, тогда когда предметы становятся предметами желаний.Леонтьев предложил идею о сдвиге мотива нацель(когда побуждение к деятельности выполняет само действие)Мотив как побуждение тут за мотивом принимается не только само побуждение но любая причина вызыв побуждение. Мотив-это внутр. осозноваемое побуждение кот отражает готовность чел к действию. Стимул-явл. побудителем мотива, а мотив явл побудителем действия. Мотив как намерение. К. Левин понимал намерение как волевой акт, который создает ситуации, позволяющие человеку положиться на действие внешних стимулов так, что выполнение намеренного действия становится уже не волевым действием, а чисто условно-рефлекторным. Если человек решает выполнить какое–либо действие, то он устанавливает соответствующую связь между предметом.—квази потребность.Намеринее—это побудители действий, направсл. на достижение цели. Мотив как устойчивые свойства. К диспозиции относ (предпочтения, склонности, установки, ценности, мировоззрение, идеалы) Считается, что устойчивые характеристики личности обусловливают поведение в такой же степени, как и внешние стимулы.В то же время устойчивые свойства личности могут оказывать влияние на принимаемые человеком решения. Мотив как состояние. мотивом является любое состояние организма, которое имеет влияние на его готовность поведению. Некоторые авторы за мотивы принимает эмоции, ведь они по существу тоже являются состояниями. Мотив как формулировка. Мотив – это формулировка цели и средств. Формулировка помогает человеку уяснить цель действия и дает возможность принять решение о начале действия. Мотив как удовлетворенность. Удовлетворенность следует отличать от понятия «удовлетворение». Удовлетворение следствием достижения цели — удовлетворения потребности. Удовлетворение — это эмоциональное состояние, возникающее вследствие реализации мотива. Поэтому удовлетворение не может быть ни самим мотивом, ни влиять на его формирование. Под удовлетворенностью, понимается отношение к выполняемой деятельности, образу жизни.

27.Иерархическая модель классификации мотивов А.Маслоу А. Маслоу, считал, что хотя человек детерминирован биологически и обладает врожденными, потенциями, он, однако, принципиально отличается от всех остальных животных. А.Маслоу, выдвинул идею, что пока потребность не удовлетворена, она активирует деятельность и влияет на нее. Основну позиции А. Маслоу составляет принцип относительного приоритета актуализации мотивов, гласящий, что, прежде чем активируются и начнут определять поведение потребности более высоких уровней, должны быть удовлетворены потребности низшего уровня. Физиологические потребности: голод, жажда, сексуальность. Потребности в безопасности: безопасность и защита от боли, страха. Потребности в социальных связях: потребности в любви, нежности.Потребности самоуважения: потребности в признании, в одобрении.Потребности самоактуализации: реализация собственных возможностей и способностей. Потребности низших уровней А. Маслоу называл дефицитарными, а высших – потребностями роста. Маслоу указывал, что существуют различия между низшими и высшими потребностями. 1. Высшие потребности генетически более поздние. 2. Чем выше уровень потребности, тем менее она важна для выживания. 3. Жизнь на более высоком уровне потребностей означает более высокую биологическую эффективность. 4. Высшие потребности субъективно воспринимаются как менее насущные. 5. Удовлетворение высших потребностей чаще имеет своим результатом осуществление желаний и развитие личности. С точки зрения психологии развития восходящей иерархии мотивов соответствует определенная последовательность их проявления в онтогенезе.

33. Проблемы мотивации в теории инстинктов. Джеймс ввел инстинкт в качестве объяснительного понятия мотивированного поведения. Джеймс определял инстинкт как способность производить определенные законченные действия без предварительного плана. Он отмечал обязательность наличия раздражителя. Другой представитель этого направления В. Вундт сближал инстинкт с побуждением и целенаправленным поведением. Согласно его точке зрения, инстинктивные действия восходят к более ранним, но со временем автоматизировавшимся волевым действиям. Родоначальником теории инстинктов считается Мак-Дауголл он определял как наследуемую или врожденную предрасположенность.У. Мак-Дауголл считал, что инстинкты врождены, они обладают побудительной и управляющей функциями. Позднее понятие «инстинкт» он заменил менее определенным понятием «склонность». Результаты исследований позволили выделить две характеристики инстинктивных поведенческих актов: их стереотипность и независимость от научения; задействованность в их возбуждении внутренних процессов, проявляющихся в виде готовности. Лоренц предложил феномен импритинка (Пр: утки+дед).

Voprosy_k_ekzamenu — Стр 3

28.Классификация мотивов на основе теории инстинктов.У. Мак Дауголлу первому принадлежит попытка свести все поведение к мотивационным диспозициям. Для Мак Дауголла любое поведение «телеологичено, целенаправлено, ориентировано на достижение намеченного будущего целевого состояния. О направленности говорят:1.спонтанность движения; 2.продолжительность и настойчивость движения вне зависимости от того, действует раздражитель или нет; 3.смена хода целенаправленных движений; 4.успокоение после достижения желаемого изменения внешней среды;5.приготовление к новой ситуации 6.некоторое повышение эффективности поведения; 7.целостность реактивного поведения организма.Эти признаки целенаправленности поведения У. Мак Дауголл объясняет с помощью инстинктов. Исходное понятие инстинкта охватывает три процесса: (1)предрасположенность к селективному восприятию в зависимости от специфических состояний организма (2)соответствующий эмоциональный импульс (3)активность инструментального типа, направленная на достижение цели. По Макк дуглу сущ. 12инстинктов :1)бегство(страх);2)неприятие(отвращение);3)любознательность(удивлени)4)агрессивность(гнев)5)самоуничижение(смущение);6)самоутверждение(воодушевле); 7) родительский инстинкт (нежность); 8) инстинкт продолжения рода; 9) пищевой инстинкт;10)стадныйинстинкт;11)инстинкт приобретательства 12)инстинкт созидания. Мак-Дауголл позже стал употреблять термин «склонность». Мак дауголл выделял следующие инстинкто подобные мотивационные диспозиции •пищедобывание; •отвращение;•сексуальность;•страх;•любознательность;•покровитеьство;•общение; •самоутверждение; •гнев; •призыв о помощи; •создание; создание укрытий и орудий труда;•приобретательство; •смех; •комфорт; • отдых и сон; •бродяжничество; передвижение в поисках новых впечатлений; •группа примитивных склонностей, обслуживающих телесные нужды (кашель, чихание, дыхание).

29. Классификация мотивов на основе отношений «индивид–среда» Целенаправленность поведения Г. Мюррей пытается объяснить, исходя из представления о саморазвитии цепочки эпизодических отношений «индивид – среда» как равнодействующей непрерывного взаимодействия личностных и ситуационных факторов. Организм (личность) и воспринимаемая ситуация обуславливают др др.. Как отмечал Г. Мюррей, потребность – это конструкт, обозначающий силу которая организует восприятие, интеллект, волю. Термин «потребность» он использовал для обозначения потенциальной возможности. Г. Мюррей мотивационные диспозиции потребности классифиц.-1-первичные потребности и вторичные. Первичные потребности базируются на органических процессах и возникают или циклично (еда), или в связи с необходимостью регуляции (избегание холода).Вторичные базируются на первичных. -2-потребности можно подразделить на позитивные и негативные. -3- на явные и латентные. Мюррей выделял следующие психогенные потребности: агрессии, аффилиации, доминирования, достижения, защиты, игры, избегания вреда, избегания неудач, избегания обвинений, независимости, неприятия, осмысления, познания, помощи, покровительства, понимания, порядка, привлечения внимания к себе, признания, приобретения, противодействия, разъяснения (обучения), секса, созидания, сохранения (бережливости), уважения, унижения.

30. Классификация потребностей в отечественной психологии В отечественной психологии чаще всего потребности делят на материальные (потребность в пище, одежде, жилище), духовные (потребность в познании окружающей среды) и социальные (потребность в общении, в труде).

Материальные потребности называют первичными, они лежат в основе жизнедеятельности человека. Симонов считал, что потребности человека можно разделить на три группы: витальные, социальное и идеальные. В каждой из этих групп выделяются потребности сохранения и развития, а в группе социальных — еще и потребности «для себя» и «для других». Удовлетворению любой из перечисленных потребностей способствуют исходно самостоятельные потребности в вооруженности и потребность преодоления препятствий на пути к цели. А. В. Петровский делит потребности: по происхождению — на естественные и культурные, по предмету — на материальные и духовные; естественные потребности могут быть материальными, а культурные — материальными и духовными. Рудик выделяет общественные и личные потребности каждая потребность является личной. Крутецкого потребности разделены на естественные и духовные, социальные потребности..Каверин в зависимости от сферы реализации человеческих нужд предлагает разделять потребности на биогенные, психофизиологические, социальные и высшие. Фурманов опираясь на идею взаимодействия индивида и среды предлагает следующую классификацию потребностей:1.Потребность в физическом совершенствовании. 2.Потребность в духовном совершенствовании. Эта потребность может указывать на стремление человека к овладению культурными ценностями. 3. Потребность в трудовой деятельности. Доминирование этой потребности свидетельствует об активном стремлении участвовать в трудовой деятельности. 4.Потребность в дружбе. Указывает на стремление найти настоящих, отзывчивых друзей. 5.Потребность в эмоциональной близости. Свидетельствует о желании встретить человека. 6.Потребность в уважении и поддержке со стороны окружающих. Доминирование этой потребностей свидетельствует о необходимости признания и получения уважения. 7.Потребность в развлечениях. 8.Потребность в комфорте. Эта потребность указывает на стремление к благоприятному жизнеобеспечению. 9.Потребность в познании. 10.Потребность в лидерстве. 11.Потребность в противоположном поле. 12.Потребность в оказании помощи окружающим. 13.Потребность в достижениях. 14.Потребность в автономии. 15.Потребность в престиже. Доминирование этой потребности характеризуется стремлением подростка к получению признания окружающих, желанием покорить других. 16.Потребность в престиже следует рассматривать вместе с другими побуждениями, например, с потребностями в трудовой деятельности, духовном совершенствовании.

31. Классификация мотивационных факторов в теориях личности. Многие собственно мотивационные теории считают, что побуждение является единственной причиной образования связей между различными действиями. Дж.Гилфордом который рассматривал: A.Факторы, соответствующие органическим потребностям. 1)голод; 2) сексуальное побуждение; 3) общая активность.Б. Потребности, относящиеся к условиям среды. 4) потребность в комфорте, приятном окружении; 5) педантичность; 6) потребность в уважении к себе со стороны окружающих. B.Потребности, связанные с работой. 7) общее честолюбие; 8) упорство; 9) выносливость. Г. Потребности, связанные с положением индивида. 10) потребность в свободе; 11) независимость в противоположность зависимости; 12) конформизм 13) честность. Д. Социальные потребности. 14) потребность находиться среди людей; 15) потребность угождать; 16) потребность в дисциплине; 17) агрессивность. Е. Общие интересы. 18) потребность в риске или, напротив, в безопасности; 19) потребность в развлечении. Р. Кэттеллом был разработан собственный список мотивационных факторов. Он ввел разграничение понятий «эрг», Эрг соответствует источнику отношения или интереса. Список эргов. 1.Половой (sex) эрг;2.Стадный инстинкт;3.Потребность опекать;4.Потребность в исследовательской деятельности;5.Потребность в безопасности; 6.Потребность в самоутверждении, в признании; 7.Нарциссическая потребность. Список чувств (сентиментов). 8.Чувства к профессии; 9.Спорт и игра; 10.Религиозные чувства; 11.Технические и материальные интересы; 12.Самоощущение. Э. Фромм считал, что у человека имеются следующие социальные потребности: в человеческих связях (отнесение себя к группе, чувство «мы»); в самоутверждении (необходимость удостовериться в собственной значимости); в привязанности (теплые чувства к живому существу и необходимость в ответных); в самосознании (сознание себя неповторимой индивидуальностью); в системе ориентации и объекте поклонения (причастность к культуре и идеологии).

К. Хорни выделила и описала группу побудительных тенденций, которые получили назнание невротичных потребностей.( В любви В руководящем партнере В четких ограничениях Во власти В эксплуатировании других

В общественном признании В восхищении собой В честолюбии В независимости В неопровержимости К.Хорни утверждала, что эти потребности присутствуют у всех людей и помогают справляться с чувствами отверженности, враждебности и беспомощности.

32. Проблемы мотивации в психологии. 1. Существует столько различных мотивов, сколько существует содержательно классов отношений «индивид—среда». проблема содержательной классификации мотивов. 2.Мотивы формируются в процессе индивидуального развития как относительно устойчивые оценочные диспозиции. проблема развития и изменения мотивов. 3.Люди различаются по индивидуальным проявлениям (характеру и силе) тех или иных мотивов. У разных людей возможны различные иерархии мотивов. проблема измерения мотивов. 4.Поведение человека в определенный момент времени мотивируется мотивами вместе взятыми. проблема актуализации мотива, т. е. о проблеме выделения ситуационных условий, приводящих к такой актуализации. 5.Мотив остается действенным, т. е. участвует в мотивации поведения, до тех пор, пока либо: •не достигнется целевое состояние отношения «индивид—среда», •индивид не приблизится к этому состоянию,•изменившиеся условия ситуации не сделают другой мотив более насущным.6.Побуждение к действию определенным мотивом обозначается как мотивация. Мотивация представляется как процесс выбора между различными возможными действиями. Иными словами, мотивация объясняет целенаправленность действия. проблема мотивации как целенаправленном процессе. 7.Мотивация не является единым процессом. проблема аналитической реконструкции мотивации через гипотетические промежуточные процессы саморегуляции. 8.Поведение мотивировано, т. е. направлено на достижение цели мотива, однако его не следует смешивать с мотивацией. проблема многообразия влияний мотивации на наблюдаемое поведение и его результаты.

35.Проблемы мотивации в когнитивной психологии В когнитивной психологии последовательность «мотив – поведение» имеет обратный вид: при определенных условиях чисто когнитивные представления приводят к возникновению у субъекта новой мотивации. Одна из теорий равновесия – теория когнитивного баланса Ф. Хайдера обращала внимание на то, что отношения между предметами или индивидами представляют собой уравновешенные или неуравновешенные когнитивные конфигурации. Еще одной разновидностью теории равновесия является теория когнитивного диссонанса Л. Фестингера Такой диссонанс возникает, если, по крайней мере, два представления не могут быть согласованы друг с другом, т. е. противоположность одного следует из другого. Невозможность согласования порождает мотивацию. В этой теории предпринималась попытка обратить внимание на условиях, при которых причины поведения приписываются личности, а при каких – особенностям ситуации. Было установлено, что любое наблюдение событий или чьего-либо поведения завершается приписыванием наблюдавшимся явлениям. Среди значимых причин того или иного исхода действия к личностным факторам относятся способности (знания, воля), а к факторам ситуации – трудности и помехи.

Б. Вайнер ввел теорию каузальной атрибуции в контекст изучения мотивации достижения. Им было установлено, что познавательные процессы, обеспечивающие причинное объяснение успеха или неудачи, являются важными компонентами мотивационных явлений. Были обнаружены также индивидуальные различия стратегий каузальной атрибуции.

34. Проблемы поведения в гомеостатических теориях поведения. Представителями были Н. Ах и З. Фрейд. Придерживаясь вундтовских традиций, Н. Ах пытался экспериментально-психологическими методами выявить ведущий компонент когнитивных процессов. Усилия З. Фрейда были направлены на объяснение казавшихся непонятными поступков. Оба ученых были едины в том, что поведением человека управляют скрытые, неосознанные процессы. Ах постулировал существование «детерминирующих тенденций», а З.Фрейд – «бессознательное». Теория мотивации З.Фрейда опиралась на идею о том, что «психический аппарат» должен прежде всего справиться не с внешними, а с внутренними раздражителями, от которых нельзя уклониться, так как они возникают в самом организме. Понятие «влечение» отражает двойственность тела и духа, объединяет между собой органическое (энергию) и психическое (аффект).

Сущность влечения можно описать с помощью четырех понятий: Напряжение влечения – это его моторный момент. Целью влечения — это состояние удовлетворение, которое может быть достигнуто только путем устранения раздраженного состояния.Объект влечения – это то, в чем или посредством чего влечение может достигнуть своей цели. Источник влечения – это тот соматический процесс, раздражение от которого представлено в душевной жизни как влечение. К важнейшим положениям теории мотивации З.Фрейда относятся:1- Влечения могут проявлять себя по-разному. 2-. Душевная жизнь, понимаемая как постоянный конфликт противоречивых тенденций внутри личности, предстает трех механизмов. Оно Сверх Я Я. 3- Взрослая личность есть результат истории влечений. 4-Развитие влечений проходит несколько психосексуальных фаз. 5-Ход развития влечений определяет система внутрисемейных отношений в «лювном треугольнике»: Ах считал что сущ. детерминирующие тенденции. К.Левин вместо этого термина пользовался квази потребность. Поведение, с точки зрения К. Левин, является функцией личности: П = f (Л, О).

36. Проблемы мотивации в психологии личности. Одним из первых психологов, коснувшихся рассмотрения мотивации был В. Штерн, который попытался описать, понять и объяснить индивидуальность человека как сложное единство. Центральным объяснительным понятием в теории В. Штерна выступали свойства, которые он подразделял на «движущие» и «инструментальные». Оллпорт считал свойства реальными характеристиками личности, которые непосредственно проявляются в поведении. Олпорто также разделял свойства на «мотивационные» и «инструментальные» – «принцип функциональной автономии мотива». А. Маслоу который постулировал иерархическое строение системы человеческих потребностей. Им были выделены пять уровней: физиологические потребности, потребности безопасности, сопринадлежности, признания и самоактуализации. Кеттелл который среди введенных им личностных переменных трем приписывает мотивационный характер: установки эмоциональные оценки и влечения. Установки означают предпочтение определенных объектов, деятельностей или ситуаций. Эмоциональные оценки объединяют установки в группы. Эрги трактуются как динамические «глубинные переменные», как источники энергии для определенных категорий поведенческих актов. Р. Кеттелл расположил три группы постулированных им факторов на разных уровнях и соединил эти уровни «динамическими решетками устремлений» разными у разных людей.

37. Эмоциогенные ситуации. Эмоциогенная ситуация возникает при избыточной мотивации по отношению к реальным приспособительным возможностям индивида,,

Не существует эмоциогенной ситуации. Она зависит от отношения между мотивацией и возможностями индивида. В свою очередь мотивация зависит от отношений индивида с его окружением. Эмоция возникает часто потому, что субъект не может дать адекватный ответ на стимуляцию. В целях классификации разнообразных ситуаций возможно сгруппируем их по трем рубрикам: новизна, необычность, внезапность. Новизна. Ситуации являются новыми, когда человек совсем не подготовлен к встрече с ними. Необычность. Есть ситуации, которые даже при повторении будут всегда новыми, потому что на них нет «хороших ответов». Внезапность. Удивление – важная причина возникновения эмоций. Эмоция, вызываемая удивлением, является одной из самых известных. Реакции на новизну, необычность, внезапность сходны между собой. Избыточная мотивация. Часто избыточная мотивация возникает из-за несоответствия между состоянием мотивации субъекта и обстоятельствами.а) Избыточная мотивация перед действием: волнение.. б) Избыточная мотивация после действия. Избыточная мотивация в социальном поведении. Действие, легко осуществляемое, когда человек один, становится трудным, как только его нужно выполнить в присутствии другого. Избыточная мотивация при фрустрации. Фрустрация возникает когда физическое, социаальное препятствие мешает действию, направленное на достижение цели. Среди наиболее типичных эмоциональных реакций на фрустрацию являются следующие: Агрессия – представляет собой действия индивида, направленные на атаку либо уничтожение препятствия.Избегание – представляет собой реакции отступления и ухода.Регрессия – это действия, когда «трудная» задача заменяется более «легкой».

Избыточная мотивация при конфликтах. Конфликт возникает тогда, когда у индивида имеется одновременно два несовместимых друг с другом побуждения действовать. Конфликт является главной причиной эмоций и усиливает мотивацию

38. Мотивирующий потенциал различных видов стимуляции.Под мотивационным потенциалом понимают силу того воздействия, которое оказывает на энергетику мотива данный стимул. Сила мотива зависит от многих факторов: степени осознанности и ясности объекта мотивации; закрепленности навыка. Кроме того, на силу мотива могут влиять похвала, моральное поощрение и порицание, наказания. •ободрение вызывает повторение желательной реакции, а неодобрения – торможение нежелательной реакции; •похвала и порицание становятся действенными, если учитывать психологические особенности человека; •похвала и порицание оказывают стимулирующее воздействие только в том случае, если повторяются подряд не больше четырех раз; •порицание часто отрицательно влияет на лиц со слабой нервной системой. •отрицательная оценка оказывает положительное влияние. Материальное поощрение (вознаграждение).

-1-если материальное вознаграждение остается на одном и том же уровне, оно снижает со временем свой мотивационный потенциал; -2-использование материального вознаграждения более эффективно, когда выполняемая работа может измеряться количественно; -3-имеет значение, как часто человек получает вознаграждение.

Влияние успеха и неудачи. Значительное влияние на силу и устойчивость мотивов оказывает успешность деятельности человека. Успехи воодушевляют его. Неудачи приводят к возникновению состояния фрустрации, которое может иметь два исхода в плане влияния на силу и устойчивость мотива..Оценка успеха или неудачи самим человеком всегда субъективна. Влияние общественного внимания Согласно теории «человеческих отношений» (Э. Мэйо), даже минимальные проявления внимания и заботы к нуждам работников повышает производительность труда. Привлекательность объекта потребности. Сила потребности и энергетика мотива определяются привлекательностью объекта, вызывающего потребность. Привлекательность содержания деятельности. Деятельность может привлекать, интересовать человека с разных сторон. Наличие перспективы, конкретной цели. сила мотива и эффективность деятельности зависят от того, насколько ясно осознается человеком цель, смысл деятельности. Прогноз и активность человека. При выборе цели человек строит прогноз о вероятности ее достижения в данных условиях. Функциональные состояния. Имеется ряд состояний человека, которые резко уменьшают его мотивационный потенциал. Большое влияние на снижение мотивационного потенциала оказывает «профессиональное выгорание». Выделяют три главных компонента «выгорания» Эмоциональное истощение проявляется в ощущениях эмоционального перенапряжения и в чувстве опустошенности. Деперсонализация связана с возникновением равнодушного, негативного отношения к людям. Сниженная рабочая продуктивность проявляется в снижении оценки своей компетентности недовольстве собой.Быстрота возникновения «выгорания» зависит от личностных особенностей.

40. Осознаваемые и неосознаваемые мотивы поведения. Мотивы — это то, ради чего совершается деятельность. Мотивы, которые побуждают личность поступать определен­ным образом, могут быть осознаваемыми и неосознаваемыми.

1. Осознаваемые мотивы — это мотивы, побуждающие человека поступать и вести себя в соответствии со своими взглядами, знаниями, принципами. Примеры таких мотивов — большие жизненные цели, которые направляют деятельность в течение длительных периодов жизни. Мотив — это осознанная потребность, обогащенная представлениями о способах ее удовлетворения и о целях поведения, которое может ее удовлетворить. 2. Неосознаваемые мотивы. А. Н. Леонтьев, Л. И. Божович, считают, что мотивы — это и осознаваемые, и неосознаваемые побуждения. По мнению Леонтьева, даже когда мотивы не осознаются субъектом, т. е. когда он не отдает себе отчета в том, что побуждает его осуществлять ту или иную деятельность, они выступают в своем косвенном выражении — в форме переживания, желания. Неосознаваемые мотивы Установка — это неосознаваемый личностью состояние готовности к определенной деятельности или поведения. Интерес — это эмоциональное проявление познавательных потребностей личности.

39.Хар-ка фукциональных сост, влияющих на мотивационный потенциал. Функциональные состояния относятся к группе праксических психических состояний , выступая результатом включения субъекта в деятельность, в ходе которой они формируются и активно преобразуются, оказывая при этом влияние на успешность реализации данной деятельности. Совокупность внутренних функциональных возможностей субъекта труда определяется понятием работоспособности. Под мотивационным потенциалом понимают силу того воздействия, которое оказывает на энергетику мотива данный стимул. Внешние стимулы могут усиливать или ослаблять силу мотива. На силу мотива могут влиять похвала или порицание. Деятельность человека сопровождается ответной реакцией его психических и физиологических функций. Функциональные реакции человека, задаваемые конкретным содержанием деятельности. К функциональным состояниям можно отнести целый ряд специфических психических состояний, проявляющихся в процессе деятельности и влияющих на ее эффективность. Психическое состояние — это целостная характеристика психической деятельности за определенный период времени, показывающая своеобразие протекания психических процессов в зависимости от отражаемых предметов и явлений действительности. Функциональные состояния. Имеется ряд состояний человека, которые резко уменьшают его мотивационный потенциал. Но особенно сильно и длительно влияет на снижение мотивационного потенциала состояние депрессии, возникающее у здоровых людей. МОТИВАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ – наличие потребности, интереса, склонности, положительного отношения к данной деятельности.