Классическая немецкая философия

Средневековая философия

1)Особенности эпохи и философии средневековья
2)Основные периоды средневековой философии
3)Патристика и ее представители
4)Схоластика. Фома Аквинский как главный представитель схоластики
5)Философия эпохи Возрождения: основные черты и представители
Особенности эпохи и философии средневековья:
1)Религиозный характер
2)Теоцентризм
3)Провиденциализм (Провидение – все осуществляется по божьему замыслу)
4)Принцип откровения (считалось что знания открываются в конечном счете богом)
5)Критическое отношение к античности (из античности бралось лишь то, что соответствует религии: учение Аристотеля, учение Платона в идеях и о душе человека, логика Аристотеля)
6)Изменение предмета философия (предметом философии становится рациональное обоснование религиозных догматов)
Основные периоды развития философии:
1)Апологетика (Тертуриан)
2)Патристика (Аврелий Августин) 9-11 века
3)Схоластика (Фома Аквинский)
Апологетика (апологент – защитник) – это защита христианства от нападок со стороны язычества и обоснование превосходства христианства над язычеством. «Верую , потому что абсурдно…» © Тертуриан (суть высказывания в том, что никакие доказательства верующему человеку не требуются)
Патристика (отец от латинского) – учение «отцов церкви», то есть тех, кто разработал христианское вероучение. В патристике выделяются два этапа (границей между ними является 325-ый год).

В 325-ом году собрался собор, который получил название «Никейский собор». На нем был принят общий символ веры. Главный представитель был Аврелий Августин. Аврелий Августин писал, что Бог, это вечное, неизменное, существующие вне времени и пространства бытие.
Второе что он разработал, было учение о человеке и ввел понятие «внутренний человек». Он также писал, что человек — существо греховное от рождения. Рассмотрение человека в процессе истории. Отношение веры и знания решалась всеми средневековыми философами. «Разумей, чтобы верить и верь, чтобы разуметь» © Аврелий Августин
При это приоритет отдается религиозной вере. Таким образом в конечном счете он подтверждает могущество и силу веры.
Учение о теодицее – это оправдание бога за все существующее в мире. Добро создает Бог, а зло результат деятельности Дьявола. Аврелий Августин считал, что зло необходимо для того, чтобы наказывать грешников. С конца 11-го века начинается Схоластика. Первый ее период 11-12 века и поздний период 13-14 века. Для первого периода характерна разработка христианских догматов. Для второго периода характерно занятие рациональное обоснованием христианских догматов, а также исключение возможности критики.

12 стр., 5664 слов

Философия средних веков

... то, что схоластика затормозила опыт­ное исследование. Философия Средних веков носит название "схоластика", что означает совокуп­ность религиозно-философских учений средних веков, в которых путь постижения бога связывался ...

Схоластическая диалектика

Метод заключался в том, чтобы на тезис ввести антитезис. Вводились некие дилеммы. Например, «Может ли Бог создать камень, который не поднимает?» или «Может ли Бог знать больше, чем он знает?». У схоластов существовали некие проблемы, например, 1) универсалия общих понятий; 2) проблема отношения веры и знания; 3) рациональные доказательства бытия Бога. Также существовала проблема реалистов и номиналистов. Номиналисты исходили из реального бытия, а понятие существует только в голове человека. Реалисты же исходили из учения Платона. Реализм и номинализм – односторонние точки зрения.
13-ый век считается периодом рассвета средневековой схоластики. В это время были построены университеты. Христианский мир стал знакомиться с учением Аристотеля. Фома Аквинский родился в 1225 году и умер в 1274 году. Она был одним из главных философов того времени. Его отец был графом, чье поместье было в месте, под названием Аквина, откуда Фома и взял прозвище. Основные сочинения Фомы Аквинского начинаются со слова «сумма». Фома Аквинский попытался установить синтез между христианством и учением Аристотеля, что ему впоследствии удается. Учение о бытие и принцип гармонии веры и знаний был главный из его трудов.
Фома Аквинский рассуждает следующим образом : все что связано с материальным – изучает наука, а если взять все духовные сущности, включая самого Бога, то все это основано на вере.

Дальше он рассуждает следующим образом: вера основана на божественном откровении, поэтому она связана с религией, а знание с наукой. У каждого свой предмет исследования, поэтому они не должны вмешиваться в дела друг друга. Однако при всем при этом, приоритет отдается религии. Учение Фомы Аквинского является католическим учением. Дальше Фома Аквинский создает теорию о том, что природа познается опытным путем, затем опытный материал обрабатывается разумом, который выделяет родовые различия вещей. Неотомизм – есть учение Фомы Аквинского. Эпоха Возрождения была связана с восстановлением европейкой культурой античности. В 14-16 веках в Европе происходят глубокие социально-экономические изменения. Суть этих изменений в том, что это было начало развития буржуазных отношений. Приветствуется предпринимательство, творческая натура. Человек освобождается от регламентации. Человек рассматривается как своеобразная уникальная личность. Отсюда очень большое внимание уделяется антропологии (учение о человеке).
Основные особенности философии этого времени:
1)Антропологический характер
2)Пантеистическое понимание природы (теос – бог; пан – всё; отождествление Бога с природой)
3)Теснейшая связь с естественными науками
4)Стремление к теоретическому познанию природой и практическому овладению ей.
4)Гуманизм (особый интерес к личности человека и к светской культуре)

Философия нового времени

1) Особенности философии и эпохи Нового времени
2)Рационализм и эмпиризм как два отдельных направления
3)Бэкон и Де Карт основные представители нового времени
4)Классическая немецкая философия
а)Теория познания и этика Канта
б)Идеализм и диалектика Гегеля

Это была совершенно новая эпоха. Одна из ее особенностей, это развитие буржуазных отношений. Это оказало большое влияние на науку и философию. Интенсивное развитие науки было второй важной особенностью. Поскольку из всех наук была развита механика, то в отличие от средневековья теперь философия ориентируется на науку (Ориентация на научное знание). Философия теперь также берет за основу мира механику. Наступает механицизм.
Механицизм – это объяснение природы, общества человека и прочего со стороны механики. Наступает агрессивно потребительское отношение к природе. Природа рассматривалась как бесконечная кладовая, из которой можно черпать ресурсы, не учитывая ее способность к восстановлению. Еще одной особенностью является секуляризация. Секуляризация – постепенное освобождение экономики, политики и культуры от влияния религии. Рационализм и эмпиризм появляются потому что наука того времени делится на две части: экспериментальную и теоретическую (фундаментальную).

7 стр., 3362 слов

Величковский Б.М. Когнитивная наука: Основы психологии познания: ...

... Воронеж, 1996 (или Брушлинский А.В. Воображение и познание // Вопросы философии, 1967. -- № 1; 13) Ильенков Э.В. ... высших психических функций. // Психология развития человека. – М.: Смысл, 2004, -- С. ... внимания и воображения в психологической науке, варианты психологической интерпретации сущности, природы, ... автором (предмет и задачи психологии, методы психологического исследования и др.); ü авторская ...

Экспериментальной науке соответствует эмпиризм. Эмпиризм – направление философии, выделяющее в качестве основы опытное сознание. Рационализм – направление в философии, выделяющее в качестве основы, поведения и познания человека разум. Предметом философии и того и другого направления является теория познания и методология. Соответственно можно рассматривать двух основных философов. Бэкон – основатель эмпиризма и Де Карт – основатель рационализма. Бэкон (1561-1626 гг.) происходил из знатного рода, окончил Кембридж. Главная его работа – «Главный органон» (органон – метод исследования).

По его мнению, природа – это источник опытного знания. «Человек слуга и истолкователь природы…»
Его идея также была идея о восстановлении наук. Он дал классификацию науке: науки разума (науки о природе и обществе), науки памяти (науки, которые изучают различные виды истории), науки воображения (это астрология, алхимия, магия и т.д.).

Третий момент заключается в том, что он разработал индуктивный метод научного познания. Метод индукции – это рассуждение от частных, фактах к общим выводом. Общие выводы — это законы, правила, принципы. Индукция бывает полная и неполная. Полная индукция делает вывод на основе всех данных фактов. Неполная делает вывод лишь с несколькими фактами. Также он выдвинул идею о том, что человек, это господин природы. В этом дает критику заблуждения человеческого разума. Эти заблуждения разума Бэкон называет «идолами» разума. Различают четыре идола :
а) Идолы рода (люди делают по некоторым фактам глобальный вывод)
б) Идолы пещеры (под пещерой понимается ситуация, когда человек смотрит на мир субъективно и предвзято)
в) Идолы рынка (в этом случае имеется в виду что в одни и те же слова часто вкладывают разные значения, т.е. неоднозначное словоупотребление)
г) Идолы театра (слепое доверие авторитетам и их словам)

Поскольку в разуме человека закрыты эти заблуждения, то это мешает развитию науки. Индуктивный метод позволяет освободится от некоторых из этих идолов.
Де Карт
(1596-1650 гг.) получил религиозное образование, учился в иезуитском училище, прекрасно знал физику и науку. Он считается основателем аналитической математики. Эти занятия сделали его рационалистом, но с другой стороны они легли в основу его философии. Он открыл закон преломления света и многое другое. Основными сочинениям Де Карта являются: «Рассуждения о методе»; «Правила о руководстве ума». Заслуга Де Карта в том, что он считал, что философия, это мудрость. Первое по мнению Де Карта путем к мудрости это врожденное чувство, вторая ступенька — это опытное познание, третьей является общение с людьми, четвертая – чтение книг и последней будет познание причин и начал бытия. Мы обратим внимание на то, с чего Де Карт предлагает начать познание философии. Он считает что начинать надо с очевидно явных положений, а все остальное должно быть выведено из этих идей (начало познания – сомнения во всем).

5 стр., 2088 слов

5. Философия, наука, ценности в развитии общественного знания

... а с другой – это исторический процесс развития науки. Познание это не просто накопление результатов громадного множества познавательных ... обуславливающих самую общую программу социального поведения человека. Философия не вырабатывает информации и знаний о конкретных ... от общества и общественных идей. Трансформируясь через бытие отдельных людей, их общественное сознание формирует индивидуальное ...

При этом остается нечто такое, в чем сомневаться нельзя. Начать надо с сомнения, т.к. сомнение и есть мысль. «Мыслю, следовательно существую…»
Из этого выводится все остальное.

Проблема метода

Де Карт считал, что принципы математики должны быть положены в основу. Он разработал дедукцию. Дедукция – это метод рассуждения об общих выводов частным фактам. Этот метод противоположен индуктивному. Вся математика построена на основе дедуктивного методе. Он выделил четыре основные принципы дедуктивного метода:
1) Очевидные несомненные начала познания
2) Делить каждую из рассматриваемых проблем, на столько частей, сколько необходимо для решения проблемы, т.е. АНАЛИЗ.
3) Располагать мысли в определенном порядке. От простого к сложному.
4) Полнота решения проблемы
Все это и есть детализация дедуктивного метода.

Классическая немецкая философия

Это период с конца 18 по 1-ую треть 19-го века. Эммануил Кант (1724-1804 гг.) был сыном небогатого ремесленника, родился вырос и учился, а также работал, и умер в Кёнигсберге (наст. Ленинград).

В творчестве Канта выделяются два периода: 1) докритический; 2) критический.
В докритический период Кант читал лекции в Кёнигсбергском университете и занимался научными исследованиями и сделал два важных открытия. Это гипотеза о происхождении солнечной системы и гипотеза о замедлении вращения Земли на основе приливов и отливов. Во второй период он написал свои основные сочинения: «Критика чистого разума», «Критика практического разума», «Критика способности мышления». Благодаря этим работам появилось разделение на докритический и критический периоды. В своем сочинении он поставил следующие вопросы:
1) «Что я могу знать?»
2) «Что я должен делать?»
3) «На что я могу надеяться?»
4) «Что есть человек и чем он может стать?»
Все то, что существует в мире Кант делит на две части: «вещь в себе» и «вещь для нас».
Кант выделяет следующие ступени познания:
1) Чувственное познание (познание мира по средством органов чувств).

Возникает «хаос ощущений», который упорядочивается доопытным путем.
2) Рассудочное познание (мышление делится на две части: рассудочная и разумная, каждая из которых будет мышлением).

Рассудок упорядочивает ощущения на основе логических категорий (причина и следствие, случайность и необходимость, общее и единичное).
3) Разумное познание (творческая способность мышления, т.е. разум открывает новые законы, правила и принципы).

8 стр., 3880 слов

1 ФИЛОСОФИЯ БЫТИЯ ШЕВЧЕНКО

... проблему познания бытия не с позиций приобщения к космическому разуму, а с позиций познава­тельных способностей человека. Разуму не непосредственно дано Философия бытия ■> 161 бытие, ... общественное бытие, бытие индивидуальное. Бытие понималось как бытие природы и как реальный процесс жизнедеятельности людей. Однако проблема бытия, несмотря на повсеместное использование этого понятия, десятилетия ...

По мнению Канта разум приходит к неким антиномиям (неразрешимым противоречиям), которые выдвигает разум. Первая идея космотологическая (в мире преобладает необходимость или желание?), вторая – психологическая, третья – теологическая (существует ли Бог или нет?).
Этика Канта
Основу его этики составляет категорический империализм.
«Поступай так, чтобы максима твоей воли во всякое время могла бы также служить принципам всеобщего законодательства».

Антология как учение о бытии

1) Понятие антологии и бытия. Основные виды, уровни и формы бытия
2) Понятие небытия и его философский смысл
3) Революция представлений о материи философии и науки
4) Движение и развитие как атрибуты бытия
5) Пространство и время, как формы существования материи. Субстанциальная и реляционная концепция
Можно сделать задание на тему «Специфика человеческого бытия»; «Виртуальная реальность и ее свойства»; «Проблема бесконечности пространства»

Антология – учение о бытии, его сущности и закономерностях. Бытие – это философские понятие для обозначения существования или реальности. Впервые понятие бытия и небытия ввел ученый Барменид. Объективная реальность – все то что существует вне сознания человека и независимо от него. Субъективная реальность – все то, что существует в сознании человека (мысли, чувства, представления, взгляды).

Между субъективной и объективной реальностью есть связь в том, что одна не может существовать без другой. Возникло такое понятие в современной ситуации, как виртуальная реальность. Виртуальная реальность – это совокупность моделируемых реальными процессами объектов, содержание и форма которых не совпадают с этими объектами. Свойства виртуальной реальности:
1)порожденность
2)автономность
3)актуальность
4)интерактивность
Выделяются два основных уровня бытия: актуальное и потенциальное бытие. Актуальное – это настоящее, а потенциальное – это возможности, которые могут быть реализованы в будущем. Возможности принадлежат актуальному бытию, и какая-нибудь из них реализуется при наличии определенных условий. Настоящее – это то, что происходит в данное мгновение и оно должно переходить в прошлое. Настоящее является гранью между настоящим и будущим. Основные формы бытия:
1) Бытие природы (естественная и искусственная).

Искусственная природа уже преобразована деятельностью человека.
2) Бытие человека (природное и духовное)
3) Бытие общества
4) Бытие духовное (наука, мораль, религия, искусство и т.д.)
Все эти формы взаимосвязаны.
Небытие – это философская категория для обозначения реальности, которая не существует. Наука не изучает небытие. К небытию относится:
1) прошлое и будущее
2) идеи и теории, которые не осуществимы
3) небытие принадлежит самому бытию в виде возможности дальнейшего развития
Философский смысл понятия бытия и небытия
1) Понятие бытия помогает представить мир, как целостность, единую систему, помогает решить проблему единства мира
2) Благодаря понятиям бытия и небытия рассмотренным вместе, можно объяснить движение развития
Основные периоды развития представлений о материи:
1) В античной философии пытались ответить на вопрос «Из чего состоит все?» и тогда материя отождествлялась какой-нибудь природной стихией. Демокрит понимал материю, как вещество, состоящее из неделимых атомов. Для того времени это была гениальная догадка. По мнению Аристотеля «Это то, из чего состоит все».
2) Средневековье. Считалось что материя – это нечто такое , что сотворено богом
3) Новое время (16-17-ые вв.).

2 стр., 723 слов

23.Понятие роли, основные коспоненты и характеристики

... прав и обязанностей. Заняв такую позицию, человек должен выполнять определенную социальную роль. В этом значении понятие позиции синонимично понятию статуса. Норма – совокупность правил и ... в ней свои функции, но и обязательно воспринимается, оценивается другими. От человека, обладающего определенным статусом, ожидается определенное поведение, выполнение некоторого набора функций. Индивид ...

Материя – это вещество, состоящее из бесструктурных элементов. По вопросу о свойствах материи вынесли следующие точки зрения:
1) механистический подход
2) субстанциальный (субстанция – это нечто, составляющее сущность, или лежащее в основе)
Материя называлась субстанцией. Субстанции не нужны внешние силы и ресурсы, т.е. она самодостаточна
3) Материя – это все то, что можно воспринимать.
Далее происходит революция в физике. Результатом открытий в это время является то, что была установлена сложная структура атома. На ряду с веществом были открыты физические поля. Материя – философская категория для обозначения объективной реальности существующей вне сознания и независимо от него. Основные свойства и атрибуты материи: движение, пространство, время, бесконечность, несотворимость, неучтожимость, неисчерпаемость, системность и структурность. Движение – это неотъемлемый атрибут материального мира, оно приводит к изменениям материальных объектов. Движение – это любое изменение. «Движение – это любое изменение» ©Аристотель.
Развитие – это качественное, необратимое направленное изменение предметов и явлений.

На ряду с понятием движения, существуют также определения о стабильности. Покой – это стабильность, неизменность, сохранение качественных свойств. Следует иметь в виду, что покой имеет относительный характер, а движение абсолютный.
Проблема причины или источника движения
1) Религиозная картина мира.
2) Механистический материализм (причина движения имеет внешний характер и находится вне объекта)
3) Принцип самодвижения материи (данный принцип обозначает что движение происходит по причине, заложенной внутри объекта; преодоление внутренних противоречий)
Еще в 60-ые годы 20-го века, возникла такая дисциплина синергетика. Синергетика – это наука о само реализующихся, саморазвивающихся объектов. Используя принципы синергетики пытаются ответить на вопрос «Как возникла жизнь?».
Когда-то Энгельс выделил формы движения материи:
1) механическое
2) физическое
3) химическое
4) биологическое
5) социальное
Принципы
1) Зависимости
2) Принцип генезиса
Пространственно-структурное явление пространства
Пространство
– объективная форма существования материи, характеризующая протяженность предметов их расположение относительно друг друга.

Проблемы человека, философии и науки

1)Понятие антропологии и ее основные проблемы
2) Основные концепции понимания человека в классической философии
3) Неклассические версии антропологии
4) Проблема антропогенеза философии и науки

 

Философская антропология – 1) это раздел философии, в котором изучается человек; 2) антропология как философский метод, в котором все основные философские проблемы решаются из проблемы человека; 3) философская антропология как направление в философии
Изучение человеком антропологии имеет определенные особенности. Философия рассматривает человека с точки зрения его общих и существенных свойств и отсюда основные проблемы антропологии: 1) проблема сущности и существования человека; 2) проблема индивидуального и общественного развития; 3) проблема антропосоциогенеза; 4) проблема жизни и смерти человека, смысла жизни, проблема свободы, ценности, и много других.
Основные концепции по жизни человека по классической философии:
1) Натуралистическое (человек рассматривается как природно-биологическое существо).

7 стр., 3427 слов

Человек в новом информационном обществе

... должна идти обизменении образа жизни и мировоззрения человека.               1.Информационное общество и его концепция & ... быту, производстве и управлении, но получающих основную часть научнойинформации и знаний главным ... облегчить и интенсифицироватьумственную деятельность, особенно в науке, проектировании и системахуправления, а также ...

В ее основе лежат аргументы натурализма: 1) сходства физиологических функций человека и животного; 2) если человек вышел из животного мира, то он там и остался. Натурализм вульгализирует или огрубляет сущность человека, сводя эту сущность к животному, оставляя без внимания общественно-исторические изменения
2) Идеалистическая. Первый аргумент заключается в том, что мысли предшествует действиям, а второй состоит в том, что духовное является осколком сознания. Мысль несамостоятельна, она определяется практическими потребностями и вырастает из практической деятельности.
3) Деятельностная концепция ориентирована в контексте того, что человек – это деятельное общественное существо. Человек с одной стороны объект влияния общества, а с другой субъект, т.к. сам создает условия своей жизни и формирует свойство личности.
В середине 19-го века начинается антрополоический поворот философии. Этому способствовали причины: 1) антропологический кризис в обществе (принципы свободы, равенства, братства не воплощались), 2) не разработанность человека к философии.
Синтетическая философия (философская антропология) – ее основателями являются немецкие философы Макс Шелер (1874-1928 гг.) и Гелиот Плеснер (1892-1985 гг.).

Смысл этой философии в том, что ее последователи рассматривали человека как целостное существо и выделяли специфику человека. «Специфика человека в том, что он дистанцируется от окружающего мира» © Гелиот Плеснер. Этот человек выделяет три части человека: 1) тело; 2)»я в теле»; 3) «я и Мы».
Гелиот выделил три закона функционирования человека (антропологические законы): 1) Закон естественной искусственности. Искусственность человека в том, что он испытывает необходимость в искусственной среде обитания (она необходима чтобы само реализоваться); 2) Закон о последовательной непосредственности (сознание – это среднее звено между человеком и внешним миром); 3) Закон утопического места (отрицая абсолютное, человек нуждается в нем и постоянно стремится достичь этого утопического места)
2) Психоаналитическая версия. Ее создателем был Зигмунд Фрейд (1865-1939 гг.).

Фрейд считается создателем психоанализом. Психоанализ – метод лечения некоторых заболеваний, а также это учение об определяющей роли бессознательного поведения человека. Суть этого метода в том, что психиатр дает возможность человеку рассказать о своих проблемах и помогает ему задавая наводящие вопросы. Фрейд изучал структуру психики и ее динамику. Одна из последних его работ была «Я и Оно». Он выделяет в ней три элемента. Одна из них, это «оно – кипящий котел инстинктов». Фрейд разработал механизмы психологической защиты человека. Самое главное, по его мнению, это сублимация (сублимо – от лат. – Переключаю).

9 стр., 4026 слов

Концепция науки И. Лакатоса

... Начиная с 60-х годов XX века наибольшее число единомышленников получила концепция науки, предложенная философом Томасом Куном. Способность исследователей длительное время работать в ... исследования являются труды отечественных и преимущественно зарубежных авторов, посвященные вопросу «концепции науки». 1. Основная идея методологии научно-исследовательских программ Философ Имре Лакатос регулярно ...

Сублимация – это переключение либидо на социально приемлемые формы деятельности (это наука, спорт, искусство, хобби и все что угодно).

Фрейда критиковали за недостаточную разработку социальной сущности человека. Третья концепция – это экзистенциальная. Экзистенциализм изучает конкретные проблемы человеческого существования (отчуждение личности в обществе. Тут существуют проблемы свободы и ответственности личности в современном обществе. Карл Маркс выделил типы свобод: 1) свобода от властных структур, которые господствуют над человеком и подчиняют его себе; 2) свобода от личного произвола.
Свобода основана на понимании, а произвол основан на мнении. Свобода – это открытость человека ко всему (деятельности, информации и т.п.).

Свобода отдельного человека возможна только при условии других людей. Достижение свободы, это путь во времени, она достигается на протяжении всей жизни.

Наука и ее социокультурный статус

1) Классическая концепция истины и ее альтернатива.
2) Понятие науки. Ее специфика. Исторические типы и функции
3) Структура и динамика научного познания
4) Понятие метода и методологии. Методы эмпирического и теоретического исследования
Можно сделать реферат на тему «Научное и ненаучное знание»

Истина – это те знания, которые соответствуют объективной действительности. Гораздо труднее установить соответствие между знаниями по следующим причинам:
1) Связана с понятием действительности. Изучая действительность, мы сравниваем знания не с действительностью, а с нашим восприятием.
2) Связана с понятием соответствие. Соответствие, которое мы имеем в истинном знании, является зеркальным отражением знания действительности
3) Связана с критериями истинности. Какой бы критерий мы не выбирали, всегда нужно доказать почему мы выбрали именно этот критерий
Альтернативные концепции:
1) Диалектическая концепция.
Процесс познания – это постоянное взаимодействие относительного и абсолютного в истине. Недостаточность знаний на каждом этапе науки. Абсолютность истины – это исчерпывающее полное знание об объекте. Абсолютная истина достигается при помощи относительных истин, но никогда не может быть исчерпана. Стремление науки к абсолютному знанию о мире и неполнота, относительность каждого конкретного этапа в развитии науки и практики.
2) Когерентная концепция, т.е. согласованная или находящаяся в связи. С этой точки зрения, знание будет истинным, если оно внутренне непротиворечиво, согласовано.
3) Прагматическая концепция. Ее суть в том, что истинные считаются знания, которые способствуют успешной деятельности человека. Данная концепция подходит под любое действие.
4) Плюрализм истины. Это понятие, которое очень распространено и значит множество истин. По сколько одно и то же явление обладает одними и теми же свойствами, оно может изучаться с разных точек зрения.
Мы выделим три момента, относящиеся к науке :
1) Наука – система знаний, об основных принципах и закономерностях природы и общества.
2) Наука – это деятельность по получению проверки и хранения знаний и информации.
3) Наука – это социальный институт, т.е. система учреждений и организаций, направленная на управление и координацию научных исследований и подготовку научных кадров.
Первоначально наука развивается в Древнем Египте, причем довольно быстро, т.к. это было связано с нуждой в практическом применении. Особенность древнегреческой науки в том, что она была главной частью философской мудрости. В новое время (16-17 век) образуются отдельные отделы науки.
Основные типы науки:
1) Классическая наука (16-19 века).

14 стр., 6952 слов

Роль науки в жизни общества

... к кругу общения, входя в который индивид становится человеком науки. Наука, как живая система это производство не только ... серьезного анализа, поскольку они позволяют выявить факторы, от действия которых эта продуктивность зависела. Подобно тому, как ... оно возникает и развивается. Говоря о социальной обусловленности жизни науки, следует различать несколько аспектов. Особенности общественного развития ...

Особенности: господство разума (рационализм); дисциплинарная самостоятельность отдельных наук; идеал науки – абсолютная истина
2) Неклассическая наука (конец 19- первая половина 20-го века).

Особенности: понимание относительности; учет преобразующей роли средств исследований; различные теоретические модели одной и той же реальности
3) Пост классическая наука (вторая половина 20 века – до второй половины настоящего века).

Особенности: дезинтеграция и дифференциация науки (интеграция – появление наук на стыке нескольких наук); использование энергии синергетики; осознание особой роли субъекта; учет аксиологических факторов.

Основные особенности или специфика науки

1) Объективность и предметность научного познания (наука изучает объективную реальность или цельную объективную истину, но отдельные науки изучают фрагменты этой реальности)
Реальные факты – это любой фрагмент действительности.

Социальная философия

1)Понятие общества. Основные концепции социальной философии
2)Основные черты общества, как саморазвивающейся системы
3)Типы социальных структур (социально-классовое, этническая, демографическая)
4)Проблемы источников и движущих сил социальной динамики. Понятие социального субъекта

Общество (изучается социологией) – исторически развивающаяся форма жизнедеятельности людей, отделившаяся от материального мира, т.е. природы. Эта деятельность всегда развивается и во все эпохи всегда различно. Существует понятие общества. Общество, как национально-государственное объединение, представители которого живут на определенной территории (белорусское, российское, французское и т.д.).

Общество также может делиться по роду занятий. На ряду с понятием общества для обозначения общественной жизни используется понятие «социум». Социальное, понимают, как тождественное. Социальное понимается как фрагмент общественной жизни, например: социальное обеспечение, социальный статус, социальный уровень жизни. Аристотель отождествлял общество с государством. Это отождествление имело смысл в то время, но не в данное.
Можно подготовить реферат на тему «Отличие общества от государства».

Жан-Жак Руссо поставил следующий вопрос «Становится ли человек счастливее по мере развития цивилизации?» К середине 19-го века сложились следующие концепции рассматривающие социальную-философию :
• Натуралистическая (общественная жизнь объясняется исходя из законов природы).

Примером этого является социал-дарвинизм и расизм.
• Культур центристская (высшим показателем жизни и основой рассматривается духовная культура)
• Психологическая ( Уорд считает что первостепенными являются желания. Он считал что нужно правильно осознавать свои желания, однако не желания определяют мышление людей. Тардт утверждал, что в основе общественной жизни лежит подражание. «Общество – это подражание. Даже употребление кофе и табака началось после их появления в Европе»)
• Марксистская концепция (несомненная заслуга марксизма, это материалистическое понимание общественной жизни)

Основа общественной жизни – способ производства, который делится на производительные силы и производственные отношения. Производительные силы – это предметы, средства труда. Производственные отношения – это отношения между людьми, возникающие во время производства.

Общественное бытие и общественное сознание

Общественное бытие – это практическая деятельность людей и ее результат. Это материальная жизнь общества. Общественное сознание – это духовная жизнь общества, т.е. совокупность взглядов, теорий, интересов, которые существуют в современном обществе. Они не противостоят друг другу, а являются содействующими. Материалистическое объяснение общественной жизни состоит в том, чтобы понять и вывести сознание людей из их практической деятельности бытия. В работе немецкой деятельности Энгельса есть следующее высказывание «Каков образ жизни людей, таков и образ их мыслей « (Реферат).

В неомарксизме есть две тенденции: гуманистическая, сциентистская. Гуманистическая концепция основывается на том, что марксизм надо дополнить такими учениями как экзистенциализм, психологический анализ и т.п. Другая концепция основывается на том, что марксизм надо обновить.

Концепция Макса Вебра

Он создал свою социологию. Ее суть в том, что из социального действия можно объяснить общественную жизнь. Действие, социальное действие и поведение являются его основными понятиями. Действие – когда человек действует один. Социальное действие – человек действует с другими людьми опираясь на свой объективный смысл. Соответственно с этим Макс Вебр выделил четыре основные типа социального действия.
• Целерациональное действие (другие люди воспринимаются как средства достижения субъективных целей).
• Ценностно-рациональное действие (различные социальные группы действуют из данных религиозных ценностей)
• Эмоциональное действие (люди действуют на основе эмоций)
• Традиционное действие (люди действуют на основе тридиций и ритуалов)
Типы социального действия сменяют друг друга. В современном обществе действует целерациональное действие.
Реферат на тему современной концепции общественной рациональности и коммуникативного действия (Хабермас).
Общество, это сложноорганизованная социальная система. Общество как систему рассматривали Платон, Аристотель, Маркс и др.

Основные черты общества как системы

1)Многообразие социальных подсистем и структур
Любая система может быть разделена на подсистемы.
2)Несводимость общества конкретным людям. Общество есть совокупность общественных отношений: национальных, классовых, религиозных и многих других.
3)Особый статус людей, которые в своей деятельности создают все социальные элементы и структуры.
4)Самодостаточность общества
5)Динамичность
6)Непредсказуемость и нелинейность общественного развития
Типы социальных структур:
1) Классовая структура формируется в процессе разделения труда. Разделение труда приводит к возникновению избыточного продукта.
Классы – это большие группы людей, отличающиеся по их месту в системе производства, отношению к средствам производства, роли в организации труда, способом получения размеров доходов.
2) Отношение к средствам производства
3) Роль организации труда
4) Способ получения труда
Главный признак – отношение к средствам производства.
Этнос – это народ на любой исторической стадии развития. Род – основа кровно-родственных отношений. Племя – союз близких по происхождению родов. Народности складываются возникновением государства. Народность возникает с возникновением государства среди ее признаков: общий язык, культура, территория. В период становления буржуазных отношений появляются нации. Нация – это территориальное, культурная общность людей, особый менталитет и национальное сознание. Демография – это наука, которая изучает миграцию, семью, динамику населения и т.д. Самая большая демографическая проблема, это быстрый рост населения земного шара.

Общество

1) Движущие силы и источники социальной динамики. Понятие социального субъекта
2) Социальные конфликты и безконфликтные противоречия: причины, формы, пути преодоления
3) Линейные и нелинейные концепции исторического развития
4) Нравственное сознание и нравственные ценности
5) Искусство и религия как формы духовной жизни

Рефераты:
1) Эрих Фроум о типе характера «работа для себя»
2) Любовь как жизненная ценность
3) Мода и ее социальный смысл
4) Причины существования религии в современном обществе

Социальная динамика

Когда мы говорим об источниках, то всегда речь идет о преодолении противоречий. Когда мы говорим о движущих силах, то речь идет о том, что движущими силами являются именно люди, объединяющиеся в определенные группы, классы и т.д. Для обозначения людей, которые действуют в обществе, существует понятие «социального субъекта». Социальный субъект – это совместная деятельность этносов, классов и других социальных групп, в системе исторически определенных общественных отношений. Один из социальных субъектов является народ.
1) Народ – главная производительная сила
2) Народ – общественно-политическая сила
3) Народ – создает духовная культура
Деятельность народа может быть как позитивной, так и негативной. Народ следует отличат от толпы или массы людей. Это отличие в том, что народ состоит из личностей. Народ разумен и исходит из разума, а толпа эмоциональна, она действует на основе страстей. В толпе нету четких связей между людьми. Каждый человек вносит свой вклад в исторический процесс, но исторические личности благодаря обстоятельствам и личным качествам становятся лидерами. Исторические личности становятся лидерами не случайно, а вырастают из общественной потребности в личности подобного рода.