ЖИЗНЕННАЯ ПОЗИЦИЯ ЛИЧНОСТИ.

Изменения, происходящие в обществе, затрагивают каждого человека, вносят свои штрихи в его социально-психологический портрет. Многообразные связи, возникающие между социальными группами, а также внутри них, оказывают влияние на развитие интеллектуального, нравственного, эстетического отношения к бытию. В тоже время личность способна воздействовать на общественные отношения.

Жизненная позиция — определенно сложившееся образование, имеющее свою относительную, фиксированную структуру. Она может меняться или оставаться неизменной в зависимости от характера и способа решения конфликтных ситуаций. Следует заметить, что для изменения жизненной позиции необходимо разрешение значимых ситуаций, противоречий. Жизненно значимыми являются те противоречия, которые служат средством, способом изменения взглядов, привычек, отношений личности с обществом, с самой собой.

                         В системе жизненных отношений формируются и характеристику самого субъекта (с точки зрения его целостности), и способы построения жизни, а также ценностные характеристики различных сфер жизни (труда, конкретной профессии как личностно значимых для данного человека).

Формирование жизненной позиции (как целостности личности и ее жизненных отношений) в дальнейшем определяет то, на сколько успешно личность находит свое место в жизни в соответствии с системой жизненных ценностей, на сколько адекватно она самовыражается.

                       В исследованиях Л. И. Божович, посвященных психологии юношеского возраста, главное внимание обращается на развитие мотивационной сферы личности: определение своего места в жизни, формирование мировоззрения и его влияние на познавательную деятельность, самосознание. Решающее значение предается динамики «внутренней позиции» формирующейся личности. «Внутренняя позиция» складывается из того, как ребенок на основе предшествующего опыта, собственных возможностей, ранее возникших потребностей и стремлений относится к тому объективному положению, которое он занимает в настоящее время в жизни и какое положение он хочет занять. Именно это «внутренняя позиция» обуславливает определенную структуру его отношения к действительности, к окружающим и самому себе. Через «внутреннюю позицию» и преломляется в каждый момент воздействия, идущие от окружающей среды.

12 стр., 5823 слов

Особенности личности в системе межличностных отношений

... предпосылки развития личности, социально-исторический образ жизни как источник развития личности и совместная деятельность как основание осуществления жизни личности в системе общественных отношений. За ... структуру личности, состоящую из четырех подструктур: 1) биологически обусловленные особенности (темперамент, половые и возрастные особенности, патологические органические изменения, задатки, ...

                     Таким образом, в психологической структуре личности отношения выступают необходимыми условиями общественного становления личности; формой динамического взаимодействия человека с миром; способом перевода общественной жизни в индивидуальное содержание личности; устойчивым внутренним качеством, существенным основанием жизни человека; универсальной формой самопознания, самоопределения, самореализации человека в мире.

Человек, живущий в обществе, взаимодействуя с другими индивидами, занимает определенную жизненную позицию.

Жизненная позиция – отношение человека к окружающему миру, выражающееся в его мыслях и поступках.

              Выделяются две основные жизненные позиции:

1. пассивная (конформистская), направленная на подчинение окружающему миру, следованию обстоятельствам.

2. активная, направленная на преобразование окружающего мира, контроль над ситуацией;

             В свою очередь, конформистская жизненная позиция бывает:

1. авторитарно-конформистская (человек в своем поведении ориентируется на поведение и взгляды какого-то отдельного, очень влиятельного и авторитетного человека, как правило, руководителя коллектива);

2. групповая-конформистская (отдельный человек, как и другие члены группы, жестоко придерживается норм, принятых в группе);

3. общественно-конформистская (отдельный индивид подчиняется нормам общества и «плывет по течению»); данное поведение особенно было свойственно гражданам тоталитарных государств.

                  Активная жизненная позиция также имеет свои грани:

1. активное, самостоятельное поведение по отношению к другим индивидам, но подчинение лидеру группы;

2. подчинение нормам общества, но стремление лидировать в группе, коллективе;

3. игнорирование общественных норм и активное стремление «найти себя» вне общества – в банде преступников, среди хиппи, в других асоциальных группах;

4. непринятие норм общества, но стремление самостоятельно и с помощью других изменить всю окружающую действительность (пример: революционеры – Ленин и другие).

                       Активная жизненная позиция характеризуется вашими действиями, мыслями, идеями. Люди, которые точно имеют активную жизненную позицию, соответствуют её структурным компонентам:

1. Нормативно-оценочный подход к собственным действиям — человек ничего не делает внезапно или наобум, его действия продуманы и оценены, возможные последствия прокручены в голове не раз. Если вы научитесь трезво и твёрдо оценивать свои действия и составлять план будущей работы, то никогда не опростоволоситесь, и всегда будете держать себя среди самых уважаемых и надёжных во всей компании коллег или друзей;

10 стр., 4810 слов

Гражданская позиция личности в современном российском обществе

... позиции выражаются гражданские качества личности, человек идентифицирует себя как полноправного суверенного субъекта социальных отношений, определяя свое место в демократическом обществе, свои жизненные ... конформистская (потребительская); бунтарская (протестная); созидательная. Формы могут переплетаться, изменяться в разных жизненных ситуациях. Осмысленное циничное отчуждение от жизни общества, ...

2. Мотивационно-побуждающий подход. Одной только твёрдой оценки и плана недостаточно, если вы не хотите заниматься той или иной работой. Обязательно должна быть какая-то мотивация ваших действий, например, вы хотите дослужиться до начальника отдела, получать большую зарплату и купить или построить дом в пригороде, как всегда мечтали, однако и сама работа должна вам нравиться иначе мотивации к действиям не будет никакой;

3. Практически-действенный подход — эта фаза проявляется уже непосредственно во время работы. Вы не ленитесь выполнять поручения, предлагаете что-то новое для проекта, умеете отстаивать своё мнение, если кто-то усомнится, но не являетесь ярым фанатиком и чётко оцениваете свои возможности и задачу. Здесь собрались и предыдущие два пункта, так как без них всё вышеописанное выполнить невозможно.

                    Жизненная позиция личности, таким образом, непросто характеристика ее внутреннего мира через направленность или совокупность функциональных проявлений — ролей. Это целостное предметно-практическое (духовно-практическое и материально-практическое) выражение человека, имеющее свои количественные и качественные параметры. Поведенческий (деятельностный) акт, выступая компонентом целостной системы — образа мышления и образа жизни личности, имеет сложную социальную и психолого-акмеологическую природу. Субъективно это форма бытия индивида. В то же время социальным истоком, своим результатом, его последствиями он включен в объективную логику отношений, общения и предметной деятельности общества, приобретает внеличностный характер, оставаясь, тем не менее, внутренним детерминирующим звеном жизнедеятельности данного человека.

                       Жизненная позиция всегда самоутверждение личности. Причем это — и здесь центр проблемы — всегда мера ее участия в историческом действии конкретного общества. Совокупная деятельность общества, отношения, составляющие его сущность, и есть тот реальный (вносящий в жизнь личности цели, мотивы, социальные потребности) базис, на котором выстраивается вся архитектоника ее жизненной позиции. Акмический вектор жизнедеятельности — это вектор активной жизненной позиции, путь личности к акме.

Для того, чтобы понять о чем идет речь на нашем семинаре, давайте рассмотрим ключевой термин данного параграфа.

Что такое жизненная позиция?

Жизненная позиция — определенно сложившееся образование, имеющее свою относительную, фиксированную структуру. Она может меняться или оставаться неизменной в зависимости от характера и способа решения конфликтных ситуаций. Следует заметить, что для изменения жизненной позиции необходимо разрешение значимых ситуаций, противоречий. Жизненно значимыми являются те противоречия, которые служат средством, способом изменения взглядов, привычек, отношений личности с обществом, с самой собой.(Материал дается под запись).

Далее преподаватель раздает студентам материал по которому они будут работать на семинаре.

 

1. Задание «вопрос – ответ».

Содержание задания Ответ (решение)
1. Что такое жизненная позиция?  
2. Какие отдельные позиции можно выделить в самой жизненной позиции?  
3. Какие части можно выделить в пассивной жизненной позиции?  
4. Какие части можно выделить в активной жизненной позиции?  
5. Какие подходы можно выделить в активной жизненной позиции?  

Тестовые задания.

Выбрать правильный ответ.

Что такое жизненная позиция?

А. Целостное предметно-практическое (духовно-практическое и материально-практическое) выражение человека, имеющее свои количественные и качественные параметры.

Б. Процесс развития от младенчества до старости и смерти, результат взаимодействия между личными и социальными событиями.

В. Рефлекс, образующийся при сближении во времени любого первоначально индифферентного раздражителя с последующим действием раздражителя, вызывающего безусловный рефлекс.

Г. Метод исследования личности, построенный на ее оценке по результатам стандартизированного задания, испытания, пробы с заранее определенной надежностью и валидностью.

На что направлена активная жизненная позиция?

А. На подчинение окружающему миру, следованию обстоятельствам.

Б. На преобразование окружающего мира.

В. На сосуществование с окружающим миром.

Г. На противоборство с окружающим миром.

Что является характеристикой общественно-конформистской позиции?

А. Отдельный индивид подчиняется нормам общества и «плывет по течению».

Б. Отдельный человек, как и другие члены группы, жестоко придерживается норм, принятых в группе.

В. Воображение отражает реальную действительность в новых, непривычных, неожиданных сочетаниях и связях.

Г. Устойчивость внимания сохраняется в активной и разнообразной практической деятельности с предметом, в активной умственной деятельности.

Что является гранью активной жизненной позиции?

А. Активное, самостоятельное поведение по отношению к другим индивидам, но подчинение лидеру группы.

Б. Игнорирование общественных норм и активное стремление «найти себя» вне общества – в банде преступников, среди хиппи, в других асоциальных группах.

В. Непринятие норм общества, но стремление самостоятельно и с помощью других изменить всю окружающую действительность.

Г. Принцип опоры на собственные силы, преобразование условий, ситуаций жизни в соответствии с ценностями личности.

Что является характеристикой нормативно – оценочного подхода?

А. Одной только твёрдой оценки и плана недостаточно, если вы не хотите заниматься той или иной работой. Обязательно должна быть какая-то мотивация ваших действий, например, вы хотите дослужиться до начальника отдела, получать большую зарплату и купить или построить дом в пригороде, как всегда мечтали, однако и сама работа должна вам нравиться иначе мотивации к действиям не будет никакой.

Б. Человек ничего не делает внезапно или наобум, его действия продуманы и оценены, возможные последствия прокручены в голове не раз. Если вы научитесь трезво и твёрдо оценивать свои действия и составлять план будущей работы, то никогда не опростоволоситесь, и всегда будете держать себя среди самых уважаемых и надёжных во всей компании коллег или друзей.

В. Теоретическое мышление выявляет всеобщее отношение, исследует объект познания в системе его необходимых связей. Его результат построение теоретических моделей, создание теорий, обобщение опыта, раскрытие закономерности развития различных явлений, знание которых обеспечивает преобразовательную деятельность человека. Теоретическое мышление неразрывно связано с практикой, но в своих конечных результатах имеет относительную самостоятельность.

Г. Катарсис (греч. katharein – очищение) — понятие, введенное Аристотелем в „Поэтике“ для обозначения очищающего действия трагедии на зрителей. Это — форма эмоций, которая представляет собой сильное эмоциональное потрясение, которое вызвано не реальными событиями жизни, а их символическим отображением, например в произведении искусства. Для целенаправленной проработки тех или иных конфликтных ситуаций он стал использоваться в психоанализе. Считается что, за счет этого индивид избавляется от болезненного аффекта и невротических симптомов.

 

Методика.

Опросник жизненной позиции

Название теста. Опросник жизненной позиции

Краткое название. ОЖП

Предназначение.

Опросник предназначен для выявления основных жизненных позиций испытуемого. Под жизненной позицией здесь подразумевается элемент жизненной стратегии человека, сознаваемый или неосознаваемый, определяющий базовое поведение в межличностном общении человека. Опросник построен так, что испытуемый может оценивать себя или другого человека. За основу взяты четыре типа жизненных позиций, предложенные Э. Берном: «Я хороший — ты хороший», «Я хороший — ты плохой», «Я плохой — ты хороший», «Я плохой — ты плохой».

Методика предназначена для использования в профессиональной деятельности практических психологов и психологов-исследователей.

Методика не содержит в себе шкалы лжи. Поэтому в ситуациях, когда достоверность ответов может быть поставлена под сомнение, желательно использовать методики, определяющие искренность ответов.

Стимульный материал состоит из двенадцати незаконченных фраз, для каждой из которых имеется три возможных продолжения. В каждом случае испытуемый должен выбрать один и только один вариант продолжения. Не следует торопить испытуемых, наоборот желательно стимулировать их к вдумчивым и хорошо взвешенным решениям, подчеркивая важность объективности и непредвзятости в оценках.

Методику можно проводить как индивидуально, так и в группе. Опросник подходит для решения широкого спектра профессиональных задач. Довольно хорошую пищу для размышлений он даёт при составлении психологических портретов. Хорошо подходит для случаев анализа социально-психологического климата, проблем межличностного общения. Методику можно использовать и для целей профотбора/профподбора, но лучше будет, если самоанализ человека дополнится оценками со стороны других, знающих его людей (по этой же методике).

Кроме данных для анализа жизненной позиции испытуемого данную методику можно использовать для диагностики качества самооценки испытуемого, сравнивая его результаты с референтными. Также можно попросить испытуемого оценить «себя в будущем», «идеального себя», чтобы оценить личные тенденции.

Оцениваемые качества. Жизненная позиция

Возрастная категория. 18+

Инструкция

Сейчас Вам предстоит прочитать двенадцать незаконченных утверждений. Для каждого утверждения выберите один из трех предлагаемых вариантов. Поставьте в бланке ответа рядом с номером утверждения букву выбранного варианта. Не торопитесь с ответом. Хорошо вдумайтесь в смысл написанного. Представьте несколько типичных примеров из жизни.

Человек, особенности поведения которого Вам предстоит оценить: _______________________ (нужное вписать)

Задания

1. В сложных ситуациях…

а) никогда не требует у друзей помощи

б) требует помощь у друзей как должное

в) так расписывает проблемы, что друзья сами идут на помощь

2. В оценке третьих лиц (отсутствующих людей)…

а) не жалеет чёрных красок

б) субъективен, подвержен настроению

в) сдержан, не склонен к поношению

3. Дружит в основном с теми людьми…

а) с кем приятно вместе расслабиться, повеселиться

б) кто нуждается в его совете, наставлении, помощи

в) кого считает честным, порядочным

4. Старается отдавать другому…

а) больше, чем получает от него сам

б) меньше, чем получает от него сам

в) примерно столько же, что и получает от него сам

5. Принцип «Ты мне — я тебе»…

а) систематически проводит в жизнь

б) учитывает, но с друзьями не обсуждает

в) отвергает как недостойный

6. Дружеских отношений с более влиятельными людьми…

а) избегает

б) не избегает

в) добивается

7. Периодические знаки внимания от друзей…

а) требуются

б) требуются символически

в) не требуются

8. Если есть возможность оказать реальную помощь какому-нибудь человеку, то…

а) оказывает её сразу, особенно не раздумывая

б) долго раздумывает, а нужна ли вообще эта помощь

в) ждёт момента, когда человек будет нуждаться в этой помощи более всего

9. Стремится дружить…

а) всю жизнь, пока это возможно

б) пока это нужно

в) пока не разочаруется в человеке

10. Потребностям окружающих людей

а) не придаёт особенного значения, потому что в своих не разобрался

б) придаёт значение, особенно тем, которые следует исправить

в) придаёт большое значение, потому что это важно для дружбы и сотрудничества

11. Внешний вид окружающих людей

а) важен, потому что отражает их социальный статус

б) важен, потому что отражает внутренний мир

в) особенно не важен для дружбы и сотрудничества

12. Своё недружелюбное отношение

а) скрывает довольно легко

б) скрывает, придавая общению деловитость

в) скрывает лишь за счёт больших усилий

Обработка результатов

Сравните ответы испытуемого с ключом

КЛЮЧ

 

ХХ 1а 2в 3в 4в 5в 6б 7в 8а 9а 10в 11в 12а

 

ХП 1б 2в 3б 4а 5б 6а 7б 8а 9б 10б 11б 12б

 

ПХ 1в 2б 3в 4б 5б 6б 7а 8б 9в 10а 11б 12в

 

ПП 1б 2а 3а 4б 5а 6в 7в 8в 9б 10в 11а 12в

За каждое соответствие даётся один балл. Обратите внимание, что один ответ может породить сразу два балла: например для 1б галочка будет ставиться и в шкалу ХП, и в ПП. Максимально возможное количество баллов для одного типа — 12. Тип жизненной позиции, набравший наибольший балл, признаётся ведущим. Если разница между первым и вторым местом превышает три, то можно говорить о ярко выраженном типе.

ОПИСАНИЯ ТИПОВ

1. Я хороший — ты хороший (ХХ).

Человек проявляет в процессе взаимодействия с другими добрую волю, не просит ничего взамен. Он отдаёт и то, что может отдать, и то, что считает полезным и приятным для другого. Не любит давать другим людям оценки. Не требует постоянного к себе внимания и способен хранить отношения многие годы. В сложных ситуациях ищет совета, очень редко требует помощи. Он уверен, что если другой человек способен посодействовать, то поможет. Однако для поддержания хороших отношений периодически может просить о чём-то не очень важном. Отношения с другими строит исключительно на положительных эмоциях. Категорически не приемлет «пинг-понга» «Ты мне — я тебе».

2. Я хороший — ты плохой (ХП).

Весьма сдержан в общении, хорошо контролирует свои эмоции. Часто малоэмоционален, однако может использовать эмоции в качестве средства достижения цели. В общении делает акценты на улучшение другого, его исправление. Любит, когда его слова достигают цели и его личный вклад в воспитании остался замеченным. Не любит много болтать, совершенствует свою речь. Старается, чтобы речь была максимально эффективной, ищет к каждому свой ключик. Любит спекулировать темой долга. Если ему что-то требуется от другого, то прямо заявляет, что «ты должен», намекая при этом на какие-то свои особые заслуги, значимость. Любит власть. Часто его действия внешне кажутся лишёнными здравого смысла, потому что внутренняя логика иногда бывает очень вычурна.

3. Я плохой — ты хороший (ПХ).

Старается получить как можно больше от окружающих, при этом редко проявляя добрую волю и не всегда давая что-то взамен. Знает, что сильно задолжал окружающим, но испытывает от этого знания удовольствие, которое часто носит некий трансовый, мистический оттенок. Любит поспекулировать на тему любви. Не ведёт строгий учёт добрых дел, которые сделал он и для него, однако имеет чёткий перечень «хороших» людей, которые готовы что-то дать. Систематически по этому перечню рассылает мелкие требования, поддерживающие «тонус отдавать». Говорлив, и на словах может горы свернуть для своих партнёров. Постоянно требует внимания и может быть привязанным к другому долгие годы, если тот не потерял «тонуса отдавать». Любит разного рода трансовые переживания, по возможности строит на них отношения. Любит давать оценки.

4. Я плохой — ты плохой (ПП).

Эта жизненная позиция характерна для криминальных личностей, но не только. С одними людьми отношения (деловые) строятся на отрицательных эмоциях: страхе, тревоге, ненависти и пр. С другими же людьми человек строит отношения на гедонистической почве, так как вместе легче получается удовлетворение (секс, азартные игры, наркотики и т.п.).

Никогда не проявляет добрую волю в отношениях. Если же иногда проявляет «широту души», то либо потом начинает жалеть об этом, либо же начинает ждать от других ответных аналогичных поступков. Серьёзно считает, что никто из людей не делает ничего «просто так». В общении с другими про третьи лица говорит неодобрительно, не жалеет чёрных красок. Если же и одобряет кого-то, то преследует некие корыстные цели. Чем больше общается, тем больше находит в других людях недостатков. Неспособен на длительную привязанность. Старается не отдавать больше, чем получает. Ведёт в своей голове или даже на бумаге строгий учёт всех «добрых дел», которые сделал он и для него.

 

 

Выполнил аспирант кафедры

                                                                                                  Истории России

                                                                             гуманитарного факультета

                                                                               2 курса заочного отделения

                                                                               Искра Дмитрий Андреевич

Тестовые задания по теме «Жизненная стратегия и понятия личности»

Владеть.