Изучение особенностей сюжетно-ролевой игры

Проведение исследования: Наблюдение за самостоятельной сюжетно-ролевой игрой детей 2-7 лет проводят в естественных условиях.

Обработка данных:Анализ протоколов проводят по схеме:

  1. Замысел игры, постановка игровых целей и задач.
  1. Как возникает замысел игры (определяется игровой средой, предложением сверстника, возникает по инициативе самого ребенка и т. Д.)
  2. Обсуждает ли замысел игры с партнерами, учитывает ли их точку зрения.
  3. Насколько устойчив замысел игры. Видит ли ребенок перспективу игры.
  4. Статичен ли замысел или развивается по ходу игры. Насколько часто наблюдается импровизация в игре.
  5. Умеет ли ребенок сформулировать игровую цель, игровую задачу словесно и предложить ее другим детям.

  1. Содержание игры.
  1. Что составляет основное содержание игры (действия с предметами, бытовые или общественные взаимоотношения между людьми).
  2. Насколько разнообразно содержание игры. Как часто повторяются игры с одинаковым содержанием. Каково соотношение предметных, бытовых игр, отражающих общественные взаимоотношения.

  1. Сюжет игры.
  1. Насколько разнообразны сюжеты игр (указать название и количество).
  2. Какова устойчивость сюжета игры (т.

    е. насколько ребенок следует одному сюжету).

  3. Сколько событий ребенок объединяет в один сюжет.
  4. Насколько развернут сюжет. Представляет ли цепочку событий или ребенок является участником нескольких событий, включенных в один сюжет.
  5. Как проявляется умение совместно строить и творчески развивать сюжет игры.
  6. Каковы источники сюжетов игры (кинофильмы, книги, наблюдения, рассказы взрослых и д. т.)

  1. Выполнение роли и взаимодействие детей в игре.
  1. Обозначает ли выполняемую роль словом и когда (до игры или во время игры).
  2. Какие средства использует для взаимодействия с партнером по игре (ролевая речь, предметные действия, мимика и пантомимика).
  3. Каковы отличительные особенности ролевого диалога (степень развернутости: отдельные реплики, фразы, длительность ролевого диалога, направленность к игрушке, реальному или воображаемому партнеру).
  4. Передает ли и каким образом характерные особенности персонажа.
  5. Как участвует в распределении ролей.

    3 стр., 1052 слов

    Ролевая игра Стипком

    Этапы игры: 1 Этап "стипендиальное положение" Отработка навыков: -формирование локального стипендиального положения, в соответствии ...

    Кто руководит распределением ролей. Какие роли чаще исполняет: главные или второстепенные. Как относится к необходимости выполнять второстепенные роли.

  6. Что предпочитает ребенок: играть один или входить в игровое объединение. Дать характеристику этого объединения: численность, устойчивость и характер взаимоотношений.
  7. Есть ли у ребенка любимые роли и сколько он может выполнять ролей в разных играх.

  1. Игровые действия и игровые предметы.
  1. Использует ли ребенок в игре предметы — заместители и какие. По какому принципу ребенок выбирает предметы – заместители и преобразует их для использования в игре.
  2. Дает ли словесное обозначение предметам – заместителям, насколько легко это делает.
  3. Кто является инициатором выбора предмета – заместителя: сам ребенок или взрослый. Предлагает ли свой вариант замещения партнеру.
  4. Использует ли в игре образные игрушки и как часто. Есть ли у ребенка любимые игрушки.
  5. Характеристика игровых действий: степень обобщенности, развернутости, разнообразия, адекватности, согласованности своих действий с действиями партнера по игре.

    Какова роль слова в осуществлении своих действий.

  6. Как воспринимает воображаемую ситуацию, понимает ли ее условность, играет ли с воображаемыми предметами.

  1. Игровые правила.
  1. Выполняют ли правила функцию регулятора игры. Сознается ли правило ребенком.
  2. Как соотносит ребенок выполнение правила со взятой на себя ролью.
  3. Следит ли за выполнением правил другими детьми. Как реагирует на нарушение правил партнерами по игре.
  4. Как относится к замечаниям партнера по игре по поводу выполнения им правил.

  1. Достижение результата игры.
  1. Как соотносится первоначальный замысел и его реализация в игре.
  2. Соотносит ли ребенок свой замысел с достигнутым результатом.
  3. Какими средствами достигается реализация замысла.

  1. Особенности конфликтов в игре.
  1. По поводу чего чаще всего возникают конфликты (распределение ролей, выполнение правил, обладание игрушкой и т.

    д.).

  2. Каковы способы решения конфликтов.

  1. Игровая среда.
  1. Готовит ли игровую среду заранее или подбирает предметы по ходу игры.
  2. Использует ли предложенную игровую среду (оборудование игрового уголка) и как.

  1. Роль взрослого в руководстве игрой.
  1. Обращается ли ребенок к взрослому в процессе игры и по поводу чего. Как часто обращается.
  2. Предлагает ли взрослому принять участие в игре.

По полученным результатам определяют уровень развития сюжетно-ролевой игры и соотносят с возрастом ребенка (по Д. Б. Эльконину).

13 стр., 6388 слов

Ролевая игра «Отпуск для Снегурочки» Время проведения: 20 минут

... ситуации; обучить умению распознать характер ситуации, действовать адекватно в условиях соревнования. Ход игры Эта игра по форме – групповой вариант крестиков-ноликов, по сути же – ... участников. заключение: поведение итогов. Методы, применяемые в программе данного тренинга: дискуссии, ролевые игры, психогимнастические упражнения. Основное направление их использования и интерпретации — это создание ...

Приложение I.

Беседа с воспитателями «Место игры в обучении ребенка – дошкольника»

Цели:

  1. Способствовать концентрации внимания педагогов на проблеме использования игровых приемов в процессе обучения детей.
  2. Развивать умение педагогов дифференцировать виды игр в зависимости от возраста детей и целей обучения.
  3. Способствовать повышению эффективности педагогического процесса.

Теоретическое вступление

Традиционно ведущей деятельностью дошкольника считается игра. Учебная деятельность таковой не является и, следовательно, не может в достаточной степени влиять на развитие новообразований этого периода жизни ребенка. Но трудно представить себе эти два вида деятельности отдельно существующими: учебная деятельность проистекает из игры, они взаимно переходят друг в друга.

Вопросы для дискуссии

  1. Что общего существует в обучении и в игре?
  2. В чем их различие?
  3. Правомерно ли противопоставление учебной и игровой деятельности?

Выводы:

  1. Нет весомых оснований для противопоставления учебной и игровой деятельности ребенка – дошкольника.
  2. Ребенку необходимо предоставлять свободу выбора учебного материала. Тогда активная роль взрослого будет заключаться в опосредованном влиянии на этот выбор через организацию образовательной среды, определение содержания обучения.
  3. Главным критерием при выборе содержания обучения дошкольников должны быть их возрастные особенности.
  4. Включение игр в обучение детей повышает его эффективность, так как игра:

— создает позитивный эмоциональный фон, который способствует эффективному усвоению детьми материала;

— непосредственно влияет на интеллектуальную и коммуникативную активность ребенка;

способствует раскрепощению ребенка, стимулирует к поиску творческих решений.

5. Игра в ее качественном многообразии осваивается детьми на каждом возрастном этапе: режиссерская – образная – сюжетно-ролевая – игра с правилами.

Приложение II.

Групповая консультация для родителей

«Ребенок поступает в детский сад».

13 стр., 6025 слов

Рассмотрев данные ситуации, опр-те, у кого из детей скорее сформ-ся ...

... игрушек, перерастающему в совместную деятельность взрослого и ребенка. Взрослый как бы вводит ребенка в окружающий мир, привлекает ... копированию рисунков, сделанных самой мамой. Даже в игре дочери навязывались определенные действия. Проанализируйте методы воспитания ... семье: папа любит выпивать, часто оскорбляет свою жену в присутствии сына.На занятии по изобразительной деятельности в детском ...

Цель: 1. Познакомить родителей с возрастными нормами развития детей 2 – 2,6 лет.

2. Расширить знания родителей о процессе адаптации детей к условиям детского сада.

3. Помочь родителям облегчить ребенку процесс адаптации к условиям ДОУ.

Оформляя ребенка в детский сад, родители переживают: как его встретят? Будет ли ему хорошо?

Попадая в незнакомую ситуацию, вынужденно вступая в общение с незнакомыми людьми, даже взрослый человек будет чувствовать себя некомфортно. Каково же тогда приходится двухлетним детям?

В чем же лежат причины тяжелой адаптации к условиям детского сада?

1. Отсутствие в семье режима, совпадающего с режимом детского сада.

2. Наличие у ребенка своеобразных привычек.

3. Неумение занять себя игрушкой.

4. Несформированность элементарных культурно-гигиенических навыков.

5. Отсутствие опыта общения с незнакомыми детьми и взрослыми.

В период адаптации, дорогие родители, вы можете помочь своему ребенку:

1. По возможности расширять круг общения ребенка, помочь преодолеть ему страх перед незнакомыми людьми: обращать внимание ребенка на действия и поведение посторонних людей, вызывать положительное отношение к ним.

2. Помочь ребенку разобраться в игрушках: использовать показ действий с ними, сюжетный показ, совместные действия, вовлекать ребенка в совместную игру.

3. Развивать подражательность в действиях ребенка: «Полетаем, как воробушки», «Попрыгаем, как зайчики».

4. Учить обращаться к другому человеку, делиться игрушкой, жалеть плачущего и т. д.

5. Не допускать высказываний сожалений о том, что приходится отдавать ребенка в детский сад.

6. Приучать к самообслуживанию, поощрять попытки самостоятельных действий.

К моменту поступления в детский сад ребенок должен уметь:

— самостоятельно садиться на стул;

— самостоятельно пить из чашки;

— есть с хлебом;

— пользоваться ложкой;

— после еды задвигать свой стул;

— активно участвовать в одевании, умывании.

Наглядным примером должны выступать, прежде всего, родители. Требования к ребенку должны быть последовательны и доступны. Важно также постоянно упражнять ребенка в осваиваемых действиях, поощрять ребенка, давать положительную оценку хотя бы за попытку выполнения.

Приложение III.

Групповая консультация для воспитателей

«Влияние типа нервной деятельности детей на их взаимоотношения со взрослыми».

Цели:

  1. Углубить знания воспитателей об особенностях типов темперамента.
  2. Развивать умение анализировать и систематизировать педагогические воздействия в зависимости от типа темперамента ребенка.
  3. Обработка полученных знаний в практической деятельности.

Теоретическая часть.

Темперамент – совокупность индивидуальных особенностей личности, характеризующих эмоциональную и динамическую стороны ее деятельности и поведения.

Свойства темперамента наиболее устойчивы и постоянны по сравнению с другими психическими особенностями человека. Они не являются абсолютно неизменными. Причина индивидуальных особенностей поведения лежит в свойствах нервных процессов возбуждения и торможения и их сочетаниях.

Темпераменты:

Сангвиник:

— общителен, быстро сходится с людьми;

— чувства легко сменяются;

— мимика богатая, подвижная, выразительная;

— деятельность продуктивна лишь при наличии интереса;

— непоседа;

— рассеян, неаккуратен;

— заводила, выдумщик, фантазер;

— не злопамятен, миролюбив, не жаден.

Рекомендации: использовать подвижные игры, требования спокойствия не должны звучать постоянно, необходимо учить удерживать внимание с помощью чтения книг, собирания конструктора, просмотра фильмов, необходима частая смена деятельностей.

Холерик:

— действия порывисты;

— эмоционален, чувства ярко выражены;

— в зависимости от направленности личности может проявлять инициативность, принципиальность или раздражительность, аффективность;

— любит риск, приключения;

— не прислушивается к мнению других;

— излишне самостоятелен;

— в еде неразборчив;

— спит мало;

— импульсивен;

— драчун, крикун, конфликтен.

Рекомендации: необходимы терпение и спокойствие, подвижные и соревновательные игры, необходимо большое жизненное пространство, предусматривать возможность проигрывания, часто напоминать, что прежде чем что-то сделать, надо хорошо подумать, читать книги о героических подвигах, где воля и спокойствие творят чудеса, наказывать только тогда, когда ребенок успокоится.

Меланхолик:

— трудно долго на чем-то сосредоточиться;

— высокая тревожность, мнительность;

— чувства глубокие;

— отношения налаживаются трудно;

— часто задумчив;

— если расстроится, плачет долго и горько;

— застенчив;

— слишком рассудителен, «маленький взрослый»;

— любит уединение, спокойные игры;

— быстро устает;

— боится спорта.

Рекомендации: требует любящего понимания, грубость недопустима, использовать лепку, рисование, конструирование, «мягкие» несоревновательные игры.

Флегматик:

— ровный, спокойный, редко выходит из себя;

— упорный труженик;

— чувства устойчивы;

— замкнут;

— медлителен;

— играет нешумно;

— мало двигается;

— любит порядок и добротность;

— послушен, пунктуален;

— новое не любит;

— в зависимости от направленности личности может проявлять выдержку, глубину мыслей или лень, безучастность, безволие.

Рекомендации:игры на развитие фантазии, занятия музыкой, вышиванием,

заинтересовывать.

Практическая часть.

  1. Рассматривание картинок на различение типов темперамента.
  2. Рассмотрение диаграммы темперамента.
  3. Работа в командах:

Вопросы 1 команде

Вопросы 2 команде

Можно ли по однократным проявлениям поведения судить о темпераменте человека? Ребенка?

Можно ли на основе темперамента оценить ценность личности для общества?

Приведите 2 примера проявления различных типов темперамента у одного человека в различных ситуациях.

Приведите 2 примера проявления различных типов темперамента у одного человека в различных ситуациях.

Можно ли с первых лет жизни ребенка судить о его темпераменте?

Является ли темперамент врожденной характеристикой личности?

Какие особенности будут иметь память, внимание, воображение и мышление

— ребенка-холерика?

— ребенка-меланхолика?

Какие особенности будут иметь память, внимание, воображение и мышление

— ребенка – флегматика?

— ребенка – сангвиника?

Как нам могут помочь знания особенностей того или иного темперамента в повседневной работе? В повседневной жизни?

Как нам могут помочь знания особенностей того или иного темперамента в повседневной работе? В повседневной жизни?

Подведение итогов.

Приложение IV.

Программа коррекции и развития социально-эмоциональной сферы

Цели программы:

  1. Коррекция негативных тенденций социально-эмоционального развития детей.
  2. Развитие социально-эмоционального благополучия ребенка через формирование чувства внутренней устойчивости, автономности.

Задачи программы:

  1. Развитие гибкости поведения, способности адекватного реагирования на различные жизненные ситуации.
  2. Формирование установки «Я – хороший, ты – хороший».
  3. Формирование способности эмоциональной саморегуляции.
  4. Овладение ребенком «языком» эмоций как способом выражения собственного эмоционального состояния.

Принципы программы:

  1. Ценностно-ориентированный принцип. Эмоция выступает как ценность личности, которая определяет благополучие ребенка и его психологическое здоровье. Принцип предполагает также ориентацию ребенка на другого человека.
  2. Принцип активности и свободы самовыражения ребенка. Постановка ребенка в позицию самоконтроля и саморегуляции.
  3. Принцип симпатии и участия. Ребенок должен чувствовать себя в полной безопасности. Взрослый оказывает поддержку сам и, не навязывая, организует ее со стороны сверстников.

Программа составлена для работы с детьми старшего дошкольного возраста.

Общее число занятий: 20, один раз в неделю.

Продолжительность занятия: 35 минут.

Занятия проводятся во вторую половину дня.

Количество детейв группе: 6 – 7 человек.

Отбор детей производится на основе диагностического обследования.

Программа реализуется в 3 этапа:

  1. этап диагностический.
  2. этап коррекционно-развивающий.
  3. этап контрольный.

Программа условно разделена на 3 блока:

Блок 1.Цель: Развитие эмоциональной сферы.

Содержание: Формирование у ребенка следующих умений:

— представление о языке эмоций как знаках, подаваемых человеком о себе;

— знания о средствах выражения различных эмоциональных состояний;

— понимание ребенком значения эмоциональной окраски слова, его значения в процессе общения, а также того, как влияют отрицательные эмоции на состояние самого человека и других людей;

— умение регулировать свои отрицательные эмоции.

Блок 2.Цель: Развитие коммуникативных способностей.

Содержание: Обучение ребенка этически ценным формам и способам поведения во взаимоотношениях с другими людьми, способам ухода от конфликтов или их конструктивного решения, формирования умения устанавливать контакты, сотрудничать. Раскрытие внутреннего мира ребенка, умения в адекватной форме делиться своими эмоциями. Обеспечение чувства психологической защищенности.

Блок 3.Цель: Знакомство с моральными чертами характера.

Содержание: Формирование нравственного поведения в повседневной жизни. Дать понятие о парных качествах (добрый – злой).

Формирование положительных черт характера. Обогащение способам преодоления негативных черт характера.

Методические приемы, используемые в программе:

  1. Словесные и подвижные игры.
  2. Проигрывание этюдов на выражение и передачу различных эмоций и чувств.
  3. Рисование (тематическое и свободное).
  4. Беседы, направленные на знакомство с различными эмоциями и чувствами.
  5. Проблемные ситуации.

В программе используются элементы игротерапии в форме терапии отношений, где игра выступает сферой, в которой происходит налаживание отношений ребенка с окружающим его миром и людьми. Применение групповой формы работы способствует обучению детей отношениям друг с другом, со взрослыми.

Алгоритм занятия:

  1. Приветствие.
  2. Беседа или проблемная ситуация.
  3. Развивающая игра, психогимнастический этюд, тематическое или свободное рисование.
  4. Подвижная игра.
  5. Прощание.

Тематический план.

тема

Программное содержание

Методические приемы

обеспечение

1.

Каждый привлекателен по-своему

Осознание ребенком отношения к себе, собственной внешности, своим особенностям и способностям. Осознание собственной неповторимости, физических особенностей.

1. Беседа о том, какие люди разные, чем мы отличаемся, чем похожи.

2. Игра «Назови ласково». Цель: развивать позитивное самовосприятие. Ход: ребенок называет себя именами, которые ему нравятся, так, как называют его дома. Дети повторяют.

3. Рисование. Автопортрет.

4. Беседа по рисункам.

Краски, карандаши, мелки на выбор. Бумага разного формата.

Развитие репертуара телесных ощущений, обучать использованию тактильного контакта как способа выражения симпатии друг к другу.

1. Беседа о том, как можно показать другому, что он хороший.

2. Игра «Комплимент». Цель: развитие умения выражать свое отношение к другому через слово, действие.

3. Игра «Газета». Цель: развитие тактильного контакта детей группы, преодоление барьеров общения. Ход: на пол кладется газета, на ней должны поместиться 4 ребенка, затем газета сворачивается пополам, затем еще. Задача детей – как можно ближе стать друг к другу, чтобы поместиться на газете.

Газета.

2.

Я+ТЫ=МЫ

Развивать чувства принадлежности к группе. Получение опыта позитивного взаимодействия.

1. Схематическое рисование правил хорошего общения: помогай друзьям, делись с ними, умей остановить друга, если он делает что-то нехорошее, не срывай злость на других, не ссорься по пустякам, не смейся над ошибками других, ты можешь ошибиться сам.

2. Беседа по рисункам.

3. Игра «Прикосновение».

Бумага, карандаши, доска, мел.

1. Игра «Молекула». Ход: дети бегают по комнате. При слове «молекула» (ведущий) все собираются в кучу, плотно прижимаясь друг к другу.

2. Игра «Комплимент».

3. Рисование «Моя группа».

Бумага, краски, карандаши.

1. Игра «Комплимент».

2. Игра «Колокольчик». Ход: дети сидят в плотном кругу, один ребенок посередине. Он раскачивается из стороны в сторону, остальные его поддерживают.

3. Игра «Ток». Ход: дети стоят в кругу, держатся за руки и пожимают их – передают ток.

Создание коллажа «Наша группа».

Рисование карандашами.

3.

Волшебные средства понимания

Знакомство с интонированием речи, мимикой, пантомимикой. Развитие внимания к эмоциональным состояниям других. Развитие отрицательного отношения к безучастному отношению к проблемам других. Развитие умения принимать настроение других людей.

1. Игра «Я чувствую». Ход: детям раздаются карточки с изображением эмоций. Ребенок называет нарисованное чувство и говорит, когда он его испытывает.

2. Игра «Молекула».

3. Интонационные этюды: детям предлагается произнести фразу «Пойдем играть» грустно, весело, со злостью, испуганно, обиженно.

Карточки с изображением эмоций по количеству детей.

1. Беседа о волшебных средствах понимания: интонации, мимики, пантомимики.

2. Изготовление масок.

3. Игра «Маски». Ход: Ребенок, надев маску, передает настроение этой маски.

Бумага. Краски, карандаши, мелки, шнурочки.

1. Игра «Руки». Ход: дети работают в парах. Ведущий предлагает: познакомиться руками – поссориться руками – помириться руками.

2. Игра «Ниточка с иголочкой».

3. Игра «Я чувствую».

4.

Настроение

Описание своего настроения, обогащение опыта, обогащение опыта самоконтроля. Осознание настроения другого. Обогащение способами выражения своего настроения. Влияние настроения на взаимоотношения людей.

1. Игра «Лото настроения».

2. Рисование «Мое настроение».

3. Беседа по изображениям эмоций.

Краски, бумага, карточки-лото, карточки с изображением эмоций.

1. Упражнение «Возьми себя в руки».

2. Упражнение «Лев».

3. Игра «Создай марионетку».

Заготовки марионеток по количеству детей.

5.

Волшебная линия

Обогащение опыта отреагирования эмоций. Упражнение в регулировании эмоций.

1. Рисование «Волшебная линия». С помощью линейки и цвета передать настроение: спокойная линия, радостная, хитрая, злая, больная, волнующаяся.

2. Создание картины с помощью линий.

Бумага, краски.

1. Беседа по рисункам.

2. Игра «Нехочуха».

3.Игра-релаксация «Волшебный сон».

6.

Я – хороший, Я – плохой

Осознание и принятие себя, своих черт. Развитие адекватной самооценки. Нахождение способов преодоления отрицательных черт характера.

1. Игра «Наоборот». Ход: дети сидят в кругу, тот, кому кинули мяч, называет противоположное качество: добрый – злой.

2. Сказка «Чертенок» (см. Яковлева Н. «Психологическая помощь…»).

3. Игра «Собаки бывают». Ход: дети изображают собак. Педагог спрашивает о том, какие это собаки.

Мяч.

1. Игра «Я умею». Ход: дети сидят в кругу. Ведущий кидает каждому мяч. Ребенок называет как можно больше того, что он умеет (и хорошее, и плохое).

2. Игра-релаксация «Цветочная поляна». Детям предлагается представить себе цветочную поляну, найти свой цветок и хорошо его рассмотреть.

3. Рисование цветка.

Мяч, воск, бумага, краски.

7.

Любимые сказки

Развитие понимания себя и других. Преодоление барьера в общении. Отреагирование собственных чувств.

1. Игра «Назови героя». Ход: Ведущий называет черту характера, дети подбирают к ней героя сказки.

2. Игра «Сказка наоборот». Ход: поменять героев местами, что они теперь будут делать.

3. Рисование «Письмо любимому герою».

Мяч, воск, бумага, краски.

8.

Вместе веселее

Расширение опыта позитивного взаимодействия. Развитие умения соотносить свои желания с желаниями и действиями других.

1. Игра «Бумажные развалы». Ход: сразу оговорить, что дети после занятия убирают. Затем предлагается начать. Дети стоят в кругу, у каждого запас бумаги. Разорванные кусочки складываются в одну кучу. Когда она станет достаточно большой, детям предлагается всем вместе подбрасывать бумагу вверх.

Старые газеты, бумага.

1. Игра «Клубок».

2. Игра «Найди пару».

3. Игра «Зеркало».

9.

Хорошо и плохо

Развитие доверия к окружающим детям и взрослым. Развитие потребности в общении, взаимодействии.

1. Сценка «Вместе и порознь». Лисенок и медвежонок дружили давно, любили играть вместе. Однажды лисенок захотел очень сильно поиграть с машинкой медвежонка, но и медвежонок хотел поиграть с машинкой. В конце концов они поссорились. Им стало очень плохо, скучно. А потом они поговорили и помирились.

2. Обсуждение сценки.

1. Игра «Вежливые слова».

2. Игра «Гамак».

3. Игра «Гусеничка».

1. Коллективное сочинение сказки.

2. Игра «Колокольчик».

3. Игра-релаксация.