Проведение исследования: Наблюдение за самостоятельной сюжетно-ролевой игрой детей 2-7 лет проводят в естественных условиях.
Обработка данных:Анализ протоколов проводят по схеме:
- Замысел игры, постановка игровых целей и задач.
- Как возникает замысел игры (определяется игровой средой, предложением сверстника, возникает по инициативе самого ребенка и т. Д.)
- Обсуждает ли замысел игры с партнерами, учитывает ли их точку зрения.
- Насколько устойчив замысел игры. Видит ли ребенок перспективу игры.
- Статичен ли замысел или развивается по ходу игры. Насколько часто наблюдается импровизация в игре.
- Умеет ли ребенок сформулировать игровую цель, игровую задачу словесно и предложить ее другим детям.
- Содержание игры.
- Что составляет основное содержание игры (действия с предметами, бытовые или общественные взаимоотношения между людьми).
- Насколько разнообразно содержание игры. Как часто повторяются игры с одинаковым содержанием. Каково соотношение предметных, бытовых игр, отражающих общественные взаимоотношения.
- Сюжет игры.
- Насколько разнообразны сюжеты игр (указать название и количество).
- Какова устойчивость сюжета игры (т.
е. насколько ребенок следует одному сюжету).
- Сколько событий ребенок объединяет в один сюжет.
- Насколько развернут сюжет. Представляет ли цепочку событий или ребенок является участником нескольких событий, включенных в один сюжет.
- Как проявляется умение совместно строить и творчески развивать сюжет игры.
- Каковы источники сюжетов игры (кинофильмы, книги, наблюдения, рассказы взрослых и д. т.)
- Выполнение роли и взаимодействие детей в игре.
- Обозначает ли выполняемую роль словом и когда (до игры или во время игры).
- Какие средства использует для взаимодействия с партнером по игре (ролевая речь, предметные действия, мимика и пантомимика).
- Каковы отличительные особенности ролевого диалога (степень развернутости: отдельные реплики, фразы, длительность ролевого диалога, направленность к игрушке, реальному или воображаемому партнеру).
- Передает ли и каким образом характерные особенности персонажа.
- Как участвует в распределении ролей.
3 стр., 1052 слов
Ролевая игра Стипком
Этапы игры: 1 Этап "стипендиальное положение" Отработка навыков: -формирование локального стипендиального положения, в соответствии ...
Кто руководит распределением ролей. Какие роли чаще исполняет: главные или второстепенные. Как относится к необходимости выполнять второстепенные роли.
- Что предпочитает ребенок: играть один или входить в игровое объединение. Дать характеристику этого объединения: численность, устойчивость и характер взаимоотношений.
- Есть ли у ребенка любимые роли и сколько он может выполнять ролей в разных играх.
- Игровые действия и игровые предметы.
- Использует ли ребенок в игре предметы — заместители и какие. По какому принципу ребенок выбирает предметы – заместители и преобразует их для использования в игре.
- Дает ли словесное обозначение предметам – заместителям, насколько легко это делает.
- Кто является инициатором выбора предмета – заместителя: сам ребенок или взрослый. Предлагает ли свой вариант замещения партнеру.
- Использует ли в игре образные игрушки и как часто. Есть ли у ребенка любимые игрушки.
- Характеристика игровых действий: степень обобщенности, развернутости, разнообразия, адекватности, согласованности своих действий с действиями партнера по игре.
Какова роль слова в осуществлении своих действий.
- Как воспринимает воображаемую ситуацию, понимает ли ее условность, играет ли с воображаемыми предметами.
- Игровые правила.
- Выполняют ли правила функцию регулятора игры. Сознается ли правило ребенком.
- Как соотносит ребенок выполнение правила со взятой на себя ролью.
- Следит ли за выполнением правил другими детьми. Как реагирует на нарушение правил партнерами по игре.
- Как относится к замечаниям партнера по игре по поводу выполнения им правил.
- Достижение результата игры.
- Как соотносится первоначальный замысел и его реализация в игре.
- Соотносит ли ребенок свой замысел с достигнутым результатом.
- Какими средствами достигается реализация замысла.
- Особенности конфликтов в игре.
- По поводу чего чаще всего возникают конфликты (распределение ролей, выполнение правил, обладание игрушкой и т.
д.).
- Каковы способы решения конфликтов.
- Игровая среда.
- Готовит ли игровую среду заранее или подбирает предметы по ходу игры.
- Использует ли предложенную игровую среду (оборудование игрового уголка) и как.
- Роль взрослого в руководстве игрой.
- Обращается ли ребенок к взрослому в процессе игры и по поводу чего. Как часто обращается.
- Предлагает ли взрослому принять участие в игре.
По полученным результатам определяют уровень развития сюжетно-ролевой игры и соотносят с возрастом ребенка (по Д. Б. Эльконину).
Ролевая игра «Отпуск для Снегурочки» Время проведения: 20 минут
... ситуации; обучить умению распознать характер ситуации, действовать адекватно в условиях соревнования. Ход игры Эта игра по форме – групповой вариант крестиков-ноликов, по сути же – ... участников. заключение: поведение итогов. Методы, применяемые в программе данного тренинга: дискуссии, ролевые игры, психогимнастические упражнения. Основное направление их использования и интерпретации — это создание ...
Приложение I.
Беседа с воспитателями «Место игры в обучении ребенка – дошкольника»
Цели:
- Способствовать концентрации внимания педагогов на проблеме использования игровых приемов в процессе обучения детей.
- Развивать умение педагогов дифференцировать виды игр в зависимости от возраста детей и целей обучения.
- Способствовать повышению эффективности педагогического процесса.
Теоретическое вступление
Традиционно ведущей деятельностью дошкольника считается игра. Учебная деятельность таковой не является и, следовательно, не может в достаточной степени влиять на развитие новообразований этого периода жизни ребенка. Но трудно представить себе эти два вида деятельности отдельно существующими: учебная деятельность проистекает из игры, они взаимно переходят друг в друга.
Вопросы для дискуссии
- Что общего существует в обучении и в игре?
- В чем их различие?
- Правомерно ли противопоставление учебной и игровой деятельности?
Выводы:
- Нет весомых оснований для противопоставления учебной и игровой деятельности ребенка – дошкольника.
- Ребенку необходимо предоставлять свободу выбора учебного материала. Тогда активная роль взрослого будет заключаться в опосредованном влиянии на этот выбор через организацию образовательной среды, определение содержания обучения.
- Главным критерием при выборе содержания обучения дошкольников должны быть их возрастные особенности.
- Включение игр в обучение детей повышает его эффективность, так как игра:
— создает позитивный эмоциональный фон, который способствует эффективному усвоению детьми материала;
— непосредственно влияет на интеллектуальную и коммуникативную активность ребенка;
способствует раскрепощению ребенка, стимулирует к поиску творческих решений.
5. Игра в ее качественном многообразии осваивается детьми на каждом возрастном этапе: режиссерская – образная – сюжетно-ролевая – игра с правилами.
Приложение II.
Групповая консультация для родителей
«Ребенок поступает в детский сад».
Рассмотрев данные ситуации, опр-те, у кого из детей скорее сформ-ся ...
... игрушек, перерастающему в совместную деятельность взрослого и ребенка. Взрослый как бы вводит ребенка в окружающий мир, привлекает ... копированию рисунков, сделанных самой мамой. Даже в игре дочери навязывались определенные действия. Проанализируйте методы воспитания ... семье: папа любит выпивать, часто оскорбляет свою жену в присутствии сына.На занятии по изобразительной деятельности в детском ...
Цель: 1. Познакомить родителей с возрастными нормами развития детей 2 – 2,6 лет.
2. Расширить знания родителей о процессе адаптации детей к условиям детского сада.
3. Помочь родителям облегчить ребенку процесс адаптации к условиям ДОУ.
Оформляя ребенка в детский сад, родители переживают: как его встретят? Будет ли ему хорошо?
Попадая в незнакомую ситуацию, вынужденно вступая в общение с незнакомыми людьми, даже взрослый человек будет чувствовать себя некомфортно. Каково же тогда приходится двухлетним детям?
В чем же лежат причины тяжелой адаптации к условиям детского сада?
1. Отсутствие в семье режима, совпадающего с режимом детского сада.
2. Наличие у ребенка своеобразных привычек.
3. Неумение занять себя игрушкой.
4. Несформированность элементарных культурно-гигиенических навыков.
5. Отсутствие опыта общения с незнакомыми детьми и взрослыми.
В период адаптации, дорогие родители, вы можете помочь своему ребенку:
1. По возможности расширять круг общения ребенка, помочь преодолеть ему страх перед незнакомыми людьми: обращать внимание ребенка на действия и поведение посторонних людей, вызывать положительное отношение к ним.
2. Помочь ребенку разобраться в игрушках: использовать показ действий с ними, сюжетный показ, совместные действия, вовлекать ребенка в совместную игру.
3. Развивать подражательность в действиях ребенка: «Полетаем, как воробушки», «Попрыгаем, как зайчики».
4. Учить обращаться к другому человеку, делиться игрушкой, жалеть плачущего и т. д.
5. Не допускать высказываний сожалений о том, что приходится отдавать ребенка в детский сад.
6. Приучать к самообслуживанию, поощрять попытки самостоятельных действий.
К моменту поступления в детский сад ребенок должен уметь:
— самостоятельно садиться на стул;
— самостоятельно пить из чашки;
— есть с хлебом;
— пользоваться ложкой;
— после еды задвигать свой стул;
— активно участвовать в одевании, умывании.
Наглядным примером должны выступать, прежде всего, родители. Требования к ребенку должны быть последовательны и доступны. Важно также постоянно упражнять ребенка в осваиваемых действиях, поощрять ребенка, давать положительную оценку хотя бы за попытку выполнения.
Приложение III.
Групповая консультация для воспитателей
«Влияние типа нервной деятельности детей на их взаимоотношения со взрослыми».
Цели:
- Углубить знания воспитателей об особенностях типов темперамента.
- Развивать умение анализировать и систематизировать педагогические воздействия в зависимости от типа темперамента ребенка.
- Обработка полученных знаний в практической деятельности.
Теоретическая часть.
Темперамент – совокупность индивидуальных особенностей личности, характеризующих эмоциональную и динамическую стороны ее деятельности и поведения.
Свойства темперамента наиболее устойчивы и постоянны по сравнению с другими психическими особенностями человека. Они не являются абсолютно неизменными. Причина индивидуальных особенностей поведения лежит в свойствах нервных процессов возбуждения и торможения и их сочетаниях.
Темпераменты:
Сангвиник:
— общителен, быстро сходится с людьми;
— чувства легко сменяются;
— мимика богатая, подвижная, выразительная;
— деятельность продуктивна лишь при наличии интереса;
— непоседа;
— рассеян, неаккуратен;
— заводила, выдумщик, фантазер;
— не злопамятен, миролюбив, не жаден.
Рекомендации: использовать подвижные игры, требования спокойствия не должны звучать постоянно, необходимо учить удерживать внимание с помощью чтения книг, собирания конструктора, просмотра фильмов, необходима частая смена деятельностей.
Холерик:
— действия порывисты;
— эмоционален, чувства ярко выражены;
— в зависимости от направленности личности может проявлять инициативность, принципиальность или раздражительность, аффективность;
— любит риск, приключения;
— не прислушивается к мнению других;
— излишне самостоятелен;
— в еде неразборчив;
— спит мало;
— импульсивен;
— драчун, крикун, конфликтен.
Рекомендации: необходимы терпение и спокойствие, подвижные и соревновательные игры, необходимо большое жизненное пространство, предусматривать возможность проигрывания, часто напоминать, что прежде чем что-то сделать, надо хорошо подумать, читать книги о героических подвигах, где воля и спокойствие творят чудеса, наказывать только тогда, когда ребенок успокоится.
Меланхолик:
— трудно долго на чем-то сосредоточиться;
— высокая тревожность, мнительность;
— чувства глубокие;
— отношения налаживаются трудно;
— часто задумчив;
— если расстроится, плачет долго и горько;
— застенчив;
— слишком рассудителен, «маленький взрослый»;
— любит уединение, спокойные игры;
— быстро устает;
— боится спорта.
Рекомендации: требует любящего понимания, грубость недопустима, использовать лепку, рисование, конструирование, «мягкие» несоревновательные игры.
Флегматик:
— ровный, спокойный, редко выходит из себя;
— упорный труженик;
— чувства устойчивы;
— замкнут;
— медлителен;
— играет нешумно;
— мало двигается;
— любит порядок и добротность;
— послушен, пунктуален;
— новое не любит;
— в зависимости от направленности личности может проявлять выдержку, глубину мыслей или лень, безучастность, безволие.
Рекомендации:игры на развитие фантазии, занятия музыкой, вышиванием,
заинтересовывать.
Практическая часть.
- Рассматривание картинок на различение типов темперамента.
- Рассмотрение диаграммы темперамента.
- Работа в командах:
Вопросы 1 команде |
Вопросы 2 команде |
Можно ли по однократным проявлениям поведения судить о темпераменте человека? Ребенка? |
Можно ли на основе темперамента оценить ценность личности для общества? |
Приведите 2 примера проявления различных типов темперамента у одного человека в различных ситуациях. |
Приведите 2 примера проявления различных типов темперамента у одного человека в различных ситуациях. |
Можно ли с первых лет жизни ребенка судить о его темпераменте? |
Является ли темперамент врожденной характеристикой личности? |
Какие особенности будут иметь память, внимание, воображение и мышление — ребенка-холерика? — ребенка-меланхолика? |
Какие особенности будут иметь память, внимание, воображение и мышление — ребенка – флегматика? — ребенка – сангвиника? |
Как нам могут помочь знания особенностей того или иного темперамента в повседневной работе? В повседневной жизни? |
Как нам могут помочь знания особенностей того или иного темперамента в повседневной работе? В повседневной жизни? |
Подведение итогов.
Приложение IV.
Программа коррекции и развития социально-эмоциональной сферы
Цели программы:
- Коррекция негативных тенденций социально-эмоционального развития детей.
- Развитие социально-эмоционального благополучия ребенка через формирование чувства внутренней устойчивости, автономности.
Задачи программы:
- Развитие гибкости поведения, способности адекватного реагирования на различные жизненные ситуации.
- Формирование установки «Я – хороший, ты – хороший».
- Формирование способности эмоциональной саморегуляции.
- Овладение ребенком «языком» эмоций как способом выражения собственного эмоционального состояния.
Принципы программы:
- Ценностно-ориентированный принцип. Эмоция выступает как ценность личности, которая определяет благополучие ребенка и его психологическое здоровье. Принцип предполагает также ориентацию ребенка на другого человека.
- Принцип активности и свободы самовыражения ребенка. Постановка ребенка в позицию самоконтроля и саморегуляции.
- Принцип симпатии и участия. Ребенок должен чувствовать себя в полной безопасности. Взрослый оказывает поддержку сам и, не навязывая, организует ее со стороны сверстников.
Программа составлена для работы с детьми старшего дошкольного возраста.
Общее число занятий: 20, один раз в неделю.
Продолжительность занятия: 35 минут.
Занятия проводятся во вторую половину дня.
Количество детейв группе: 6 – 7 человек.
Отбор детей производится на основе диагностического обследования.
Программа реализуется в 3 этапа:
- этап диагностический.
- этап коррекционно-развивающий.
- этап контрольный.
Программа условно разделена на 3 блока:
Блок 1.Цель: Развитие эмоциональной сферы.
Содержание: Формирование у ребенка следующих умений:
— представление о языке эмоций как знаках, подаваемых человеком о себе;
— знания о средствах выражения различных эмоциональных состояний;
— понимание ребенком значения эмоциональной окраски слова, его значения в процессе общения, а также того, как влияют отрицательные эмоции на состояние самого человека и других людей;
— умение регулировать свои отрицательные эмоции.
Блок 2.Цель: Развитие коммуникативных способностей.
Содержание: Обучение ребенка этически ценным формам и способам поведения во взаимоотношениях с другими людьми, способам ухода от конфликтов или их конструктивного решения, формирования умения устанавливать контакты, сотрудничать. Раскрытие внутреннего мира ребенка, умения в адекватной форме делиться своими эмоциями. Обеспечение чувства психологической защищенности.
Блок 3.Цель: Знакомство с моральными чертами характера.
Содержание: Формирование нравственного поведения в повседневной жизни. Дать понятие о парных качествах (добрый – злой).
Формирование положительных черт характера. Обогащение способам преодоления негативных черт характера.
Методические приемы, используемые в программе:
- Словесные и подвижные игры.
- Проигрывание этюдов на выражение и передачу различных эмоций и чувств.
- Рисование (тематическое и свободное).
- Беседы, направленные на знакомство с различными эмоциями и чувствами.
- Проблемные ситуации.
В программе используются элементы игротерапии в форме терапии отношений, где игра выступает сферой, в которой происходит налаживание отношений ребенка с окружающим его миром и людьми. Применение групповой формы работы способствует обучению детей отношениям друг с другом, со взрослыми.
Алгоритм занятия:
- Приветствие.
- Беседа или проблемная ситуация.
- Развивающая игра, психогимнастический этюд, тематическое или свободное рисование.
- Подвижная игра.
- Прощание.
Тематический план.
№ |
тема |
Программное содержание |
Методические приемы |
обеспечение |
1. |
Каждый привлекателен по-своему |
Осознание ребенком отношения к себе, собственной внешности, своим особенностям и способностям. Осознание собственной неповторимости, физических особенностей. |
1. Беседа о том, какие люди разные, чем мы отличаемся, чем похожи. 2. Игра «Назови ласково». Цель: развивать позитивное самовосприятие. Ход: ребенок называет себя именами, которые ему нравятся, так, как называют его дома. Дети повторяют. 3. Рисование. Автопортрет. 4. Беседа по рисункам. |
Краски, карандаши, мелки на выбор. Бумага разного формата. |
Развитие репертуара телесных ощущений, обучать использованию тактильного контакта как способа выражения симпатии друг к другу. |
1. Беседа о том, как можно показать другому, что он хороший. 2. Игра «Комплимент». Цель: развитие умения выражать свое отношение к другому через слово, действие. 3. Игра «Газета». Цель: развитие тактильного контакта детей группы, преодоление барьеров общения. Ход: на пол кладется газета, на ней должны поместиться 4 ребенка, затем газета сворачивается пополам, затем еще. Задача детей – как можно ближе стать друг к другу, чтобы поместиться на газете. |
Газета. |
||
2. |
Я+ТЫ=МЫ |
Развивать чувства принадлежности к группе. Получение опыта позитивного взаимодействия. |
1. Схематическое рисование правил хорошего общения: помогай друзьям, делись с ними, умей остановить друга, если он делает что-то нехорошее, не срывай злость на других, не ссорься по пустякам, не смейся над ошибками других, ты можешь ошибиться сам. 2. Беседа по рисункам. 3. Игра «Прикосновение». |
Бумага, карандаши, доска, мел. |
1. Игра «Молекула». Ход: дети бегают по комнате. При слове «молекула» (ведущий) все собираются в кучу, плотно прижимаясь друг к другу. 2. Игра «Комплимент». 3. Рисование «Моя группа». |
Бумага, краски, карандаши. |
|||
1. Игра «Комплимент». 2. Игра «Колокольчик». Ход: дети сидят в плотном кругу, один ребенок посередине. Он раскачивается из стороны в сторону, остальные его поддерживают. 3. Игра «Ток». Ход: дети стоят в кругу, держатся за руки и пожимают их – передают ток. |
||||
Создание коллажа «Наша группа». |
Рисование карандашами. |
|||
3. |
Волшебные средства понимания |
Знакомство с интонированием речи, мимикой, пантомимикой. Развитие внимания к эмоциональным состояниям других. Развитие отрицательного отношения к безучастному отношению к проблемам других. Развитие умения принимать настроение других людей. |
1. Игра «Я чувствую». Ход: детям раздаются карточки с изображением эмоций. Ребенок называет нарисованное чувство и говорит, когда он его испытывает. 2. Игра «Молекула». 3. Интонационные этюды: детям предлагается произнести фразу «Пойдем играть» грустно, весело, со злостью, испуганно, обиженно. |
Карточки с изображением эмоций по количеству детей. |
1. Беседа о волшебных средствах понимания: интонации, мимики, пантомимики. 2. Изготовление масок. 3. Игра «Маски». Ход: Ребенок, надев маску, передает настроение этой маски. |
Бумага. Краски, карандаши, мелки, шнурочки. |
|||
1. Игра «Руки». Ход: дети работают в парах. Ведущий предлагает: познакомиться руками – поссориться руками – помириться руками. 2. Игра «Ниточка с иголочкой». 3. Игра «Я чувствую». |
||||
4. |
Настроение |
Описание своего настроения, обогащение опыта, обогащение опыта самоконтроля. Осознание настроения другого. Обогащение способами выражения своего настроения. Влияние настроения на взаимоотношения людей. |
1. Игра «Лото настроения». 2. Рисование «Мое настроение». 3. Беседа по изображениям эмоций. |
Краски, бумага, карточки-лото, карточки с изображением эмоций. |
1. Упражнение «Возьми себя в руки». 2. Упражнение «Лев». 3. Игра «Создай марионетку». |
Заготовки марионеток по количеству детей. |
|||
5. |
Волшебная линия |
Обогащение опыта отреагирования эмоций. Упражнение в регулировании эмоций. |
1. Рисование «Волшебная линия». С помощью линейки и цвета передать настроение: спокойная линия, радостная, хитрая, злая, больная, волнующаяся. 2. Создание картины с помощью линий. |
Бумага, краски. |
1. Беседа по рисункам. 2. Игра «Нехочуха». 3.Игра-релаксация «Волшебный сон». |
||||
6. |
Я – хороший, Я – плохой |
Осознание и принятие себя, своих черт. Развитие адекватной самооценки. Нахождение способов преодоления отрицательных черт характера. |
1. Игра «Наоборот». Ход: дети сидят в кругу, тот, кому кинули мяч, называет противоположное качество: добрый – злой. 2. Сказка «Чертенок» (см. Яковлева Н. «Психологическая помощь…»). 3. Игра «Собаки бывают». Ход: дети изображают собак. Педагог спрашивает о том, какие это собаки. |
Мяч. |
1. Игра «Я умею». Ход: дети сидят в кругу. Ведущий кидает каждому мяч. Ребенок называет как можно больше того, что он умеет (и хорошее, и плохое). 2. Игра-релаксация «Цветочная поляна». Детям предлагается представить себе цветочную поляну, найти свой цветок и хорошо его рассмотреть. 3. Рисование цветка. |
Мяч, воск, бумага, краски. |
|||
7. |
Любимые сказки |
Развитие понимания себя и других. Преодоление барьера в общении. Отреагирование собственных чувств. |
1. Игра «Назови героя». Ход: Ведущий называет черту характера, дети подбирают к ней героя сказки. 2. Игра «Сказка наоборот». Ход: поменять героев местами, что они теперь будут делать. 3. Рисование «Письмо любимому герою». |
Мяч, воск, бумага, краски. |
8. |
Вместе веселее |
Расширение опыта позитивного взаимодействия. Развитие умения соотносить свои желания с желаниями и действиями других. |
1. Игра «Бумажные развалы». Ход: сразу оговорить, что дети после занятия убирают. Затем предлагается начать. Дети стоят в кругу, у каждого запас бумаги. Разорванные кусочки складываются в одну кучу. Когда она станет достаточно большой, детям предлагается всем вместе подбрасывать бумагу вверх. |
Старые газеты, бумага. |
1. Игра «Клубок». 2. Игра «Найди пару». 3. Игра «Зеркало». |
||||
9. |
Хорошо и плохо |
Развитие доверия к окружающим детям и взрослым. Развитие потребности в общении, взаимодействии. |
1. Сценка «Вместе и порознь». Лисенок и медвежонок дружили давно, любили играть вместе. Однажды лисенок захотел очень сильно поиграть с машинкой медвежонка, но и медвежонок хотел поиграть с машинкой. В конце концов они поссорились. Им стало очень плохо, скучно. А потом они поговорили и помирились. 2. Обсуждение сценки. |
|
1. Игра «Вежливые слова». 2. Игра «Гамак». 3. Игра «Гусеничка». |
||||
1. Коллективное сочинение сказки. 2. Игра «Колокольчик». 3. Игра-релаксация. |