Изучение тревожности у дошкольников

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ТРЕВОЖНОСТИ В ПСИХОЛОГИИ

.1 Основные подходы в изучении тревожности в зарубежной и отечественной литературе

.2 Виды тревожности

.3 Тревожность в дошкольном возрасте

. ДИАГНОСТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ УРОВНЯ ТРЕВОЖНОСТИ У ДОШКОЛЬНИКОВ

.1 Методы и методики изучения тревожности у дошкольников

.2 Диагностика уровня тревожности

.3 Уровень тревожности у мальчиков и девочек

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Введение

Психическое развитие личности протекает в основном в детском возрасте и связано с непосредственным воздействием со стороны окружающих. Особо значимым является взаимодействие ребенка с родителями или теми взрослыми, которые его воспитывают. Необходимо знать особенности эмоциональной сферы детей для того, чтобы верно реагировать на их поступки, выбирать соответствующие порицание или поощрение, целенаправленно руководить воспитанием.

Современные дети достаточно часто сталкиваются с проблемами, связанными с тревожностью. Большое количество исследователей занимаются проблемой тревожности. Анализ исследований различных авторов позволяет рассматривать факторы проявления детской тревожности как, с одной стороны врожденную, психодинамическую характеристику (А.И. Захаров, Н.Д. Левитов) и, с другой стороны, как условие и результат социализации (Н.В. Имедадзе, А.М. Прихожан, К. Хорни).

Другими словами, причины тревожности кроются как в природных, так и в социальных факторах развития психики ребенка.

Актуальность проблемы исследования. Исследование посвящено изучению причин формирования и следствий тревожности у детей дошкольного возраста, рассмотрению теоретических и практических вопросов ее диагностики. Изучение тревожности дошкольников чрезвычайно важно в связи с проблемой эмоционально-личностного развития детей, сохранением их здоровья. В данной работе рассматривается один из малоисследованных ее аспектов — вопрос о факторах, провоцирующих проявление высокой тревожности у детей дошкольного возраста.

Цели исследования:

описать сущность понятия тревожности,

выявить причины формирования и следствия детской тревожности в дошкольном возрасте, как для большего понимания сути данного явления, так и для оценки возрастных закономерностей развития эмоционально-личностной сферы ребенка,

5 стр., 2268 слов

Тревожность матери и тревожность ребенка

... Тревожность матери и тревожность ребенка» является весьма актуальным. Цель исследования: теоретическое исследование тревожности матери и тревожности ребенка. Предмет исследования: проявление тревожности у мамы и ребенка Объект исследования: тревожность ... Л.И. Божович и продолжены в различных контекстах другими исследователями. Развитие детско-родительских отношений (А.Я. Варга, А.А. Бодалёв, В.В. ...

предложить систему психодиагностических методик по изучению уровня детской тревожности

Объект исследования:

Динамика тревожности детей дошкольного возраста, индивидуальные формы ее проявления

Предмет исследования:

Источники, причины, особенности проявления тревожности у детей, посещающих дошкольные учреждения.

Гипотеза исследования:

В дошкольном возрасте высокий уровень тревожности встречается чаще у мальчиков, чем у девочек.

Задачи исследования:

. Провести теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме детской тревожности и выявления ее у дошкольников;

. Изучить факторы, оказывающие влияние на формирование детской тревожности.

. Описать систему психодиагностических методик по определению уровня тревожности детей дошкольного возраста

. Экспериментально изучить особенности проявления тревожности у дошкольников с учетом половозрастных различий.

Методы исследования:

. Теоретический анализ генезиса детской тревожности.

. «Тест тревожности»

. Использование методов математической статистики для анализа полученных результатов.

Научная новизна, теоретическая и практическая значимость исследования:

В данном исследовании обобщены и систематизированы разнообразные критерии показателей проявления тревожности у детей, систематизированы факторы, влияющие на возникновение тревожности у детей, посещающих дошкольные образовательные учреждения; проанализированы особенности проявлений тревожности у дошкольников с учетом половозрастных различий; предложена система психодиагностических методик по изучению тревожности.

Полученные данные могут быть использованы в практике дошкольного воспитания и обучения. Предлагаемая система психодиагностических методик по изучению детской тревожности, интерпретация их результатов позволяют получить достоверную информацию об уровне тревожности ребенка дошкольного возраста, а также дать оценку его эмоционально-личностному состоянию.

Данная курсовая работа состоит двух глав, введения, заключения и библиографического списка. Глава I содержит теоретические аспекты изучения тревожности в психологии. В главе II представлено диагностическое исследование уровня тревожности у мальчиков и девочек.

1. Теоретические аспекты изучения тревожности в психологии

.1 Основные подходы в изучении тревожности в зарубежной и отечественной литературе

Слово «тревога» было известно в русском языке с первой половины XVIII века и обозначало «знак к битве». Позже появилось и понятие «тревожность». Психологический словарь дает следующее объяснение этого термина: «Тревожность — это индивидуальная психологическая особенность, проявляющаяся в склонности человека к частым и интенсивным переживаниям состояния тревоги, а также в низком пороге его возникновения. Рассматривается как личностное образование и/или как свойство темперамента, обусловленное слабостью нервных процессов» [11].

28 стр., 13800 слов

Влияние проявлений тревожности на социальную адаптацию детей ...

... проявление тревожности как предпосылки социальной дезадаптации детей младшего школьного возраста. Объект: тревожность у детей младшего школьного возраста. Предмет: тревожность, как предпосылка социальной дезадаптации младших школьников. Исходя из цели исследования ... дезорганизация поведения [9]. В различных исследованиях понятия «тревожность» и «тревогу» рассматривают и вместе с понятием «страх». ...

В современной научно-популярной литературе часто смешиваются понятия «тревога» и «тревожность». Однако это совсем неидентичные термины. Тревога — это эпизодические проявления беспокойства и волнения. Физиологическими признаками тревоги являются учащенное сердцебиение, поверхностное дыхание, сухость во рту, ком в горле, слабость в ногах [8]. Однако помимо физиологических существуют еще и поведенческие признаки проявления тревоги: ребенок начинает грызть ногти, качаться на стуле, барабанить пальцами по столу, теребить волосы, крутить в руках разные предметы и др. [22].

А.М. Прихожан указывает, что тревожность — это переживание эмоционального дискомфорта, связанное с ожиданием неблагополучия, с предчувствием грозящей опасности. [6].

Различают тревожность как эмоциональное состояние и как устойчивое свойство, черту личности или темперамента.

По определению Р.С. Немова: Тревожность — постоянно или ситуативно проявляемое свойство человека приходить в состояние повышенного беспокойства, испытывать страх и тревогу в специфических социальных ситуациях.

Л.А. Китаев-Смык, в свою очередь, отмечает, что широкое распространение получило в последние годы использование в психологических исследованиях дифференцированного определения двух видов тревожности: тревожность характера и ситуационная тревожность, предложенное Спилбергом.

По определению А.В. Петровского: Тревожность — склонность индивида к переживанию тревоги, характеризующаяся низким порогом возникновения реакции тревоги; один из основных параметров индивидуальных различий. Тревожность обычно повышена при нервно-психических и тяжелых соматических заболеваниях, а также у здоровых людей, переживающих последствия психотравмы, у многих групп лиц с отклоняющимся субъективным проявлением неблагополучия личности.

Г.Г. Аракелов, Н.Е. Лысенко, Е.Е. Шотт, в свою очередь, отмечают, что тревожность — это многозначный психологический термин, который описывают как определенное состояние индивидов в ограниченный момент времени, так и устойчивое свойство любого человека. Тревожность — как черта личности связана с генетически детерминированными свойствами функционирующего мозга человека, обуславливающими постоянно повышенным чувством эмоционального возбуждения, эмоций тревоги [1].

Подход к объяснению склонности к тревоге с точки зрения физиологических особенностей свойств нервной системы мы находим у отечественных психологов. Так, в лаборатории И.П. Павлова, было обнаружено, что, скорее всего нервный срыв под действием внешних раздражителей происходит у слабого типа, затем у возбудимого типа и меньше всего подвержены срывам животные с сильным уравновешенным типом с хорошей подвижностью.

1 стр., 500 слов

«Бесплатный человек» или обесценивание себя

... ерунда, - я не умею, - я не творческий человек, - мир опасен, человек-человеку враг/конкурент, - мне уже слишком поздно/ еще рано и ... когда, постигая себя и особенности своего внутреннего мира, человек испытывает радость от осознания своей уникальности и неповторимости. ... эти реакции обусловлены боязнью взять ответственность за свою жизнь, принять себя, свои особенности и столкнуться с реалиями ...

Данные Б.М. Теплова также указывают на связь состояния тревоги с силой нервной системы. Высказанные им предположения об обратной корреляции силы и чувствительности нервной системы, нашло экспериментальное подтверждение в исследованиях В. Д. Небылицина. Он делает предположение о более высоком уровне тревожности со слабым типом нервной системы.

Рассмотрим основные подходы в изучении тревожности в зарубежной психологии.

Основатель психоанализа З. Фрейд утверждал, что человек имеет несколько врожденных влечений — инстинктов, которые являются движущей силой поведения человека, определяют его настроение. З. Фрейд считал, что столкновение биологических влечений с социальными запретами порождает неврозы и тревожность. Изначальные инстинкты по мере взросления человека получают новые формы проявления. Однако в новых формах они наталкиваются на запреты цивилизации, и человек вынужден маскировать и подавлять свои влечения. Драма психической жизни индивида начинается с рождения и продолжается всю жизнь. Естественный выход из этого положения Фрейд видит в сублимировании либидиозной энергии, то есть в направлении энергии на другие жизненные цели: производственные и творческие. Удачная сублимация освобождает человека от тревожности [17].

Стремясь к превосходству, индивид вырабатывает способ жизни, линию жизни и поведения. Уже к 4-5 годам у ребенка может появиться чувство неудачливости, неприспособленности, неудовлетворенности, неполноценности, которые могут привести к тому, что в будущем человек потерпит поражение.

А. Адлер выдвигает три условия, которые могут привести к возникновению у ребенка неправильной позиции и стиля жизни. Эти условия следующие:

Органическая, физическая неполноценность организма. Дети с этими недостатками бывают целиком заняты собой, если их никто не отвлечет, не заинтересует другими людьми. Сравнение себя с другими приводит этих детей к чувству неполноценности, приниженности, страданию, это чувство может усиливаться благодаря насмешкам товарищей, особенно это чувство увеличивается в трудных ситуациях, где такой ребенок будет себя чувствовать хуже, чем обычный ребенок.

К таким же результатам может привести и избалованность. Легко доступное превосходство, не связанное с преодолением трудностей, становится стилем жизни. В этом случае все интересы и заботы также направлены на себя, нет опыта общения и помощи людям, заботы о них. Единственный способ реакции на трудность — требования к другим людям. Общество рассматривается такими детьми как враждебное.

3 стр., 1053 слов

Психокоррекция школьной тревожности у детей начальных классов

... данной теме. 2.Провести психодиагностическое исследование по выявлению тревожности у детей младшего школьного возраста. ............. Айзенк, X. Психологические теории тревожности. Тревога и тревожность [Текст] / Х. Айзенк - СПб.: ... общества приводят к возрастанию запросов и требований, предъявляемых к современному человеку. В связи с этим главной задачей современной системы образования является ...

Отверженность ребенка. Отверженный ребенок не знает, что такое любовь и дружеское сотрудничество. Встречаясь с трудностями, он переоценивает их, а так как не верит в возможность преодолеть их с помощью других и поэтому и в свои силы. Он не верит, что может заслужить любовь и высокую оценку путем действий, полезных людям. Поэтому он подозрителен и никому не доверяет. У него нет опыта любви к другим, потому что его не любят, и он платит враждебностью. Отсюда — необщительность, замкнутость, неспособность к сотрудничеству.

В теории К. Хорни главные источники тревоги являются результатом неправильных человеческих отношений. К. Хорни считает, что при помощи удовлетворения потребностей человек стремится избавиться от тревоги, но невротические потребности ненасыщаемы, удовлетворить их нельзя, а, следовательно, от тревоги нет путей избавления.

С. Салливен известен как создатель межличностной теории. Ученый считает, что ребенок с первого дня рождения вступает во взаимоотношение с людьми и в первую очередь с матерью. Все дальнейшее развитие и поведение индивида обусловлено межличностными отношениями. Так, у человека есть исходное беспокойство, тревога, которая является продуктом межличностных отношений.

С. Салливен утверждает, что возникнув в раннем возрасте, тревожность, в результате соприкосновения с неблагоприятной социальной средой, постоянно и неизменно присутствует на протяжении всей жизни человека. Избавление от чувства беспокойства для индивида становится центральной потребностью и определяющей силой его поведения.

Иначе подходит к пониманию тревожности Э. Фромм. Он считает, что в эпоху средневекового общества человек не был отчужден от вещей, от природы, от людей. Человек был соединен с миром первичными узами. С развитием общества разрываются первичные узы, появляется свободный индивид, оторванный от природы, от людей, в результате чего он испытывает глубокое чувство неуверенности, бессилия, сомнения, одиночества и тревоги. Чтобы избавиться от тревоги, человек стремится избавиться от самой этой свободы. Единственный выход он видит в бегстве от свободы, то есть бегство от самого себя, в стремлении забыться и этим подавить в себе состояние тревоги. [18].

Таким образом, можно сделать вывод о том, что тревожность основана на реакции страха, а страх является врожденной реакцией на определенные ситуации, связанные с сохранением целостности организма.

К. Роджерс видит источник тревожности в том, что есть явления, которые лежат ниже уровня сознания, и если эти явления носят угрожающий характер для личности, то они могут быть восприняты подсознательно еще до того, как они осознанны. Это может вызвать вегетативную реакцию, сердцебиение, которое сознательно воспринимается как волнение, тревога, а человек не в состоянии оценить причины беспокойства. Тревога ему кажется беспричинной.

4 стр., 1769 слов

Влияния стиля родительского воспитания на тревожность детей дошкольного возраста

... XX столетия известный психолог Кэттелл сформулировал концепцию о двух видах тревожности: ? тревоги как состояния ? тревожности как личностного свойства. (Радюк О. М. Родцевич О. Г.,2003, ... психического развития; роли и значении ведущего типа деятельности в психическом развитии ребенка; Исследования в области детско–родительских отношений (Э.Г.Эйдемиллер, В.Юстицкис, А.С.Спиваковская, А.Я.Варга, ...

Рассмотренные выше подходы в изучении тревожности позволяют сделать следующие выводы:

В основе отрицательных форм поведения лежат: эмоциональное переживание, неспокойствие, неуютность и неуверенность за свое благополучие, которое может рассматриваться как проявление тревожности.

Если рассматривать тревогу или тревожность как состояние, переживание, или как более или менее устойчивую особенность личности, то несущественно, насколько она адекватна ситуации. Переживание обоснованной тревоги, по-видимому, не отличается от необоснованного переживания. Субъективно же состояния равны. Но объективно разница очень велика. Переживания тревоги в объективно тревожной для субъекта ситуации — это нормальная, адекватная реакция, реакция, свидетельствующая о нормальном адекватном восприятии мира, хорошей социализации и правильном формировании личности. Такое переживание не является показателем тревожности субъекта. Переживание же тревоги без достаточных оснований означает, что восприятие мира является искаженным, неадекватным. Адекватные отношения с миром нарушаются. В этом случае речь идет о тревожности как особом свойстве человека, особом виде неадекватности.

1.2 Виды тревожности

Анализ многочисленных определений и толкований феномена тревожности в психологической литературе позволяет определить тревожность как эмоциональное состояние в определенной ситуации; как устойчивое свойство, черту личности или темперамента; как некоторую тревожность, неизбежно проявляющуюся в то или иное время с различной периодичностью, свойственную любому человеку; как устойчиво сохраняющуюся, сильно хроническую или возникающую вновь и вновь тревожность, которая проявляется не в результате возникших стрессов и считающаяся проявлением эмоциональных нарушений. В работе А.М. Прихожан раскрывается механизм «замкнутого психологического круга», в котором происходит закрепление и усиление тревожности, ведущей затем к накоплению и углублению отрицательного эмоционального опыта, который, в свою очередь, порождая негативные прогностические и определяя во многом модальность актуальных переживаний, способствует увеличению и сохранению тревожности [9].

Вопрос о причинах возникновения тревожности в настоящее время остается открытым. Однако многие авторы в качестве одной из причин повышенного уровня тревожности дошкольников и младших школьников считают нарушение детско-родительских отношений.

Механизм формирования тревожности как свойства личности заключается в том, что при неоднократном повторении условий, провоцирующих высокие значения тревоги, создается постоянная готовность к переживанию этого состояния. Л.М. Костина подчеркивает, что постоянные переживания тревоги фиксируются и становятся свойством личности — тревожностью.

Так, главной причиной возникновения тревожности у дошкольников считаются неправильное воспитание и неблагоприятные отношения ребенка с родителями, особенно с матерью.

22 стр., 10936 слов

Изучение влияния типов родительского отношения на уровень тревожности ...

... 4-5 лет Глава 2. Эмпирическое изучение влияния родительского отношения на уровень тревожности детей среднего дошкольного возраста 4-5 лет 2.1 Изучение родительского отношения 2.2 ... наиболее распространённых явлений являются тревожность и страхи у детей. Одним из факторов, влияющих на тревожность ребенка, является психологический микроклимат семьи. Изучение тревожности на разных этапах детства важно ...

Е.А. Савина утверждают, что «Отвержение, неприятие матерью ребенка, вызывают у него тревогу из-за невозможности удовлетворения потребности в любви, в ласке и защите» [14]. Детская тревожность может быть следствием личностной тревожности матери, имеющей симбиотические отношения с ребенком. Мать, ощущая себя единым целым с ребенком, пытается оградить его от трудностей и жизненных неприятностей. Тем самым она «привязывает» к себе ребенка, предохраняя от несуществующих, но воображаемых и тревожащих ее опасностей. В результате ребенок может испытывать беспокойство, когда остается без матери, легко теряется, волнуется и боится.

Воспитание, основанное на завышенных требованиях, с которыми ребенок не в силах справится или справляется с трудом, также отмечается как одна из причин возникновения тревожности.

К. Хорни отмечает, что возникновение и закрепление тревоги связаны с неудовлетворением ведущих возрастных потребностей ребенка, которые приобретают гипертрофированный характер.

Причиной развития тревожности может стать смена социальных отношений, часто представляющая для ребенка значительные трудности. По мнению Л.М. Костиной, при посещении ребенком детских учреждений тревожность провоцируется особенностями взаимодействия воспитателя с ребенком при превалировании авторитарного стиля общения и непоследовательности предъявляемых требований и оценок [7]. Непоследовательность воспитателя вызывает тревожность ребенка тем, что не дает ему возможность прогнозировать собственное поведение.

Нарушение социального статуса ребенка также может рассматриваться в ряду причин, вызывающих тревожность. А.М. Прихожан [9], подчеркивая ярко выраженную возрастную специфику тревожности, уточняет, что для каждого возрастного периода существует определенные области, объекты действительности, которые вызывают повышенную тревогу большинства детей вне зависимости от наличия реальной угрозы или тревожности как устойчивого образования. Эти возрастные пики тревожности являются следствием наиболее значимых социогенных потребностей. Чем больше подвержен ребенок тревоге, тем сильнее он будет зависеть от эмоционального состояния окружающих его лиц.

Большое значение в развитии тревожности имеет адекватность развития личности ребенка. По результатам отечественных исследований тревожные дети нередко характеризуются низкой самооценкой и завышенным уровнем притязаний [21].

Выделяют два основных вида тревожности. Первый из них — ситуативная тревожность, т.е. порожденная некоторой конкретной ситуацией, которая объективно вызывает беспокойство. Данное состояние может, возникать у любого человека в преддверии возможных неприятностей и жизненных осложнений. Это состояние не только является вполне нормальным, но и играет свою положительную роль. Оно выступает своеобразным мобилизирующим механизмом, позволяющим человеку серьезно и ответственно подойти к решению возникающих проблем. Ненормальным является скорее снижение ситуативной тревожности, когда человек перед лицом серьезных обстоятельств демонстрирует безалаберность и безответственность, что чаще всего свидетельствует об инфантильной жизненной позиции, недостаточной сформулированности самосознания.

1 стр., 441 слов

Методика «Самооценка Эмоциональных состояний» (сокращённый ...

... Нервозен, волнуюсь, раздражен. 3. Значительная неуверенность. Весьма травмирован неопределенностью. Страшно. 2. Огромная тревожность, озабоченность. Изведен страхом. 1. Совершенно обезумел от страха. Потерял рассудок. Напуган ... Сильный подъем, восторженное веселье. 9. Очень возбужден и в очень приподнятом состоянии. Восторженность. 8. Возбужден, в хорошем расположении духа. 7. Чувствую себя очень ...

Другой вид — так называемая личностная тревожность. Она может рассматриваться как личностная черта, проявляющаяся в постоянной склонности к переживаниям тревоги в самых различных жизненных ситуациях, в том числе и таких, которые объективно к этому не располагают. Она характеризуется состоянием безотчетного страха, неопределенным ощущением угрозы, готовностью воспринять любое событие как неблагоприятное и опасное. Ребенок, подверженный такому состоянию, постоянно находится в настороженном и подавленном настроении, у него затруднены контакты с окружающим миром, который воспринимается им как пугающий и враждебный. Личностная тревожность закрепляется в процессе становления характера и способствует формированию заниженной самооценки и мрачного пессимизма. У детей дошкольного возраста доминирует ситуативная тревожность.

Тревога далеко не всегда выступает в явной форме, поскольку является довольно тягостным состоянием. И как только она возникает, в душе ребенка включается целый набор механизмов, которые «перерабатывают» это состояние во что-то другое, пусть тоже неприятное, но не столь невыносимое. Это может неузнаваемо изменить всю внешнюю и внутреннюю картину тревоги.

Самый простой из психологических механизмов срабатывает практически мгновенно: лучше бояться чего-то, чем неизвестно чего. Так возникают детские страхи. Страх — «первая производная» тревоги. Его преимущество в его определенности, в том, что он всегда оставляет какое-то свободное пространство. Если, например, ребенок боится собак, то может гулять там, где собак нет, и чувствовать себя в безопасности. Ребенок может панически бояться самостоятельного выхода во двор, и в основе этого лежит семейный конфликт, глубоко им переживаемый. Хотя страх по сравнению с тревогой дает несколько большее чувство безопасности, все же и это состояние, жить в котором трудно. Поэтому, как правило, переработка тревожных переживаний на стадии страха не заканчивается. Чем старше дети, тем реже проявления страха, и тем чаще — другие, скрытые формы проявления тревоги.

У некоторых детей эту защитную функцию выполняют определенные ритуальные действия, которые «охраняют» их от возможной опасности. Примером может служить ребенок, старающийся не наступать на стыки бетонных плит и трещины в асфальте. Отрицательная сторона таких ритуалов — некоторая вероятность перерастания подобных действий в неврозы навязчивости.

Однако, необходимо учитывать, что тревожный ребенок просто не нашел другого способа борьбы с тревогой. При всей неадекватности и нелепости таких способов их нужно уважать, не высмеивать, а помогать ребенку другими методами «отреагировать» на свои проблемы.

7 стр., 3280 слов

Влияние эмоциональной тревожности ребенка на его статусное положение в группе

... h § 3Характеристика межличностных отношений в группе детей старшего дошкольноговозраста… PAGEREF _Toc420063641 h § 4 Статусноеположение детей с различными уровнями тревожности… PAGEREF _Toc420063642 h Выводы… PAGEREF_Toc420063643 h ... чувств. Пятилетнийребенок в отличие от двухлетнего уже может не показывать страх или слезы. Оннаучается не только в значительной степени управлять выражением ...

Прибежищем многих детей, их спасением от тревоги является мир фантазий. В фантазиях ребенок разрешает свои неразрешимые конфликты, в мечтах находят удовлетворение его неудовлетворенные потребности. Сама по себе фантазия — замечательное качество, присущее детям, позволяющее выходить за пределы действительности, строить свой внутренний мир, творчески подходить к решению различных вопросов. Однако фантазия не должна быть полностью оторвана от реальности, между ними должна быть постоянная взаимосвязь.

Фантазии тревожных детей, как правило, лишены этого свойства. Мечта не продолжает жизнь, а, скорее, противопоставляет себя ей. Если в жизни ребенок не общительный, у него мало друзей, то в мечтах он является лидером детской компании и совершает героические поступки, вызывающие у всех восхищение. То, что такие дети на самом деле могли бы достичь предмета своих мечтаний, их, как ни странно, не интересует, даже если это стоит незначительных усилий. Реальные их достоинства и победы ждет та же участь. Они, вообще, стараются не думать о том, что есть на самом деле, поскольку все реальное для них наполнено тревогой. Реальное и фантазийное у них меняется местами: они живут именно в сфере своей мечты, а все, что за пределами этой сферы воспринимается, как тяжелый сон.

Однако, такой уход в иллюзорный мир недостаточно надежен — рано или поздно требования большого мира ворвутся в мир ребенка, и нужны будут более эффективные методы защиты от тревоги.

Изучая детский возраст, Эрик Берн пришел к выводу, что есть тревожные дети, которые приходят к простому умозаключению, — чтобы ничего не бояться, нужно сделать так, чтобы боялись меня. Поэтому агрессивное поведение часто бывает формой сокрытия личной тревожности. Тревожность иногда очень трудно разглядеть за агрессивностью. Самоуверенные, агрессивные, при каждом удобном случае унижающие других дети, тревожными отнюдь не выглядят. И, тем не менее, нередко в глубине души у таких детей скрывается тревога. А поведение и внешний вид — лишь способы избавления от чувства неуверенности в себе, от сознания своей неспособности жить, как хотелось бы [23].

Таким образом, тревожность отражается на всех сферах жизнедеятельности ребенка, заметно ухудшая его самочувствие и осложняя отношения с окружающим миром. При этом причины формирования высокого уровня тревожности как в природных, генетических факторах развития психики ребенка, так и — причем в большей степени — в социальных. Если первые факторы формирования тревожности трудно поддаются коррекции, то для коррекции социальных факторов вполне возможно создать соответствующие условия, чтобы преодолеть развитие высокого уровня тревожности в детском возрасте.

1.3 Тревожность в дошкольном возрасте

Эмоции играют важную роль в жизни детей: помогают воспринимать действительность и реагировать на нее. Проявляясь в поведении, они информируют взрослого о том, что ребенку нравится, что его сердит или огорчает. Особенно это актуально в младенчестве, когда вербальное общение не доступно. По мере того, как ребенок растет, его эмоциональный мир становится богаче и разнообразнее. От базовых (страха, радости и др.) он переходит к более сложной гамме чувств: радуется и сердится, восторгается и удивляется, ревнует и грустит. Меняется и внешнее проявление эмоций. Это уже не младенец, который плачет и от страха, и от голода.

В дошкольном возрасте ребенок усваивает язык чувства — принятые в обществе формы выражения тончайших оттенков переживаний при помощи взглядов, улыбок, жестов, поз, движений, интонаций голоса и т.д.

С другой стороны, ребенок овладевает умением сдерживать бурные и резкие выражения чувств. Пятилетний ребенок, в отличие от двухлетнего, уже может не показать страх или слезы. Он научается не только в значительной степени управлять выражением своих чувств, облекать их в культурно принятую форму, но и осознанно пользоваться ими, информируя окружающих о своих переживаниях, воздействуя на них [10].

Под тревожностью в психологии понимают склонность человека переживать тревогу, т.е. эмоциональное состояние, возникающее в ситуациях неопределенной опасности и проявляющееся в ожидании неблагополучного развития событий [13]. Тревожные люди живут, ощущая постоянный беспричинный страх. Все что характерно для тревожных взрослых, можно отнести и к тревожным детям. Обычно это очень не уверенные в себе дети, с неустойчивой самооценкой. Постоянно испытываемое ими чувство страха перед неизвестным приводит к тому, что они крайне редко проявляют инициативу. Будучи послушными, предпочитают не обращать на себя внимание окружающих, ведут себя примерно и дома, и в детском саду, стараются точно выполнять требования родителей и воспитателей — не нарушают дисциплину, убирают за собой игрушки. Таких детей называют скромными, застенчивыми. Однако их примерность, аккуратность, дисциплинированность носят защитный характер — ребенок делает все, чтобы избежать неудачи.

Тревожность как определенный эмоциональный настрой с преобладанием чувства беспокойства и боязни сделать что-либо не то, не так, не соответствовать общепринятым требованиям и нормам развивается ближе к 7 и особенно 8 годам при большом количестве неразрешимых и идущих из более раннего возраста страхов [5]. Главным источником тревог для дошкольников оказывается семья. В дальнейшем, уже для подростков такая роль семьи значительно уменьшается; зато вдвое возрастает роль школы.

Высокая степень тревожности может отрицательно сказаться на формировании дивергентного (т.е. креативного, творческого) мышления, для которого естественны такие личностные черты, как отсутствие страха перед новым, неизвестным [10].

Важное место в современной психологии занимает изучение гендерных аспектов тревожного поведения. Замечено, что интенсивность переживания тревоги, уровень тревожности у мальчиков и девочек различны. В дошкольном и младшем школьном возрасте мальчики более тревожны, чем девочки. Это связано с тем, с какими ситуациями они связывают свою тревогу, как ее объясняют, чего опасаются. И чем старше дети, тем заметнее эта разница. Девочки чаще связывают свою тревогу с другими людьми. Девочки могут связывать свою тревогу не только с друзьями, родными, учителями. Девочки боятся опасных людей — пьяниц, хулиганов и т.д.

Мальчики же боятся физических травм, несчастных случаев, а также наказаний, которые можно ожидать от родителей или вне семьи: учителей, директора школы и т.д. [12].

В младшем дошкольном возрасте у мальчиков чаще представлены страхи сказочных персонажей, высоты, крови, темноты, уколов. У девочек — одиночества, темноты и боли. По мере увеличения интенсивности познавательного развития в старшем дошкольном возрасте количество связей между страхами начинает уменьшаться, достигая минимума в подростковом возрасте. В младшем дошкольном возрасте страх одиночества, основанный на диффузном чувстве беспокойства или тревоги, конкретизируется страхом нападения, воплощенном в лице сказочных персонажей. Так, ребенок, оставшись один без поддержки родителей, испытывает чувство опасности. Обычно дети достаточно активно манипулируют сказочными образами в игре, а при участии в играх родителей, особенно отца, подобные страхи сходят на нет, если ребенок сам распределяет роли. Положительный эффект также наблюдается при рисовании различных чудовищ в представлении детей. Типичными страхами этого возраста являются: одиночество, темнота, замкнутое пространство.

Старший дошкольный возраст — это возраст наибольшей выраженности страхов, что обусловлено не столько эмоциональным, сколько возросшим пониманием опасности. Центральное место занимает страх смерти. Из других типичных страхов следует отметить страх глубины. Связующим звеном страхов у старших дошкольников будет страх смерти. Это обусловлено развитием абстрактного мышления, пониманием категорий времени и пространства. Возникновение страха смерти означает осознание необратимости происходящих возрастных изменений. Ребенок начинает понимать, что взросление на каком-то этапе знаменует собой смерть. Начиная со старшего дошкольного возраста у мальчиков и девочек представляется страх чертей, как представителей потустороннего мира. Появляются также страхи покойников, драконов и т.д.

Так, рассмотрев гендерные различия и особенности проявления тревожности у дошкольников можно делать следующие выводы:

Тревожность — это эмоциональное состояние, возникающее в ситуациях неопределенной опасности и проявляющееся в ожидании неблагополучного развития событий. Интенсивность переживания тревоги, уровень тревожности у мальчиков и девочек различны. Тем не менее, у детей дошкольного возраста тревожность еще не является устойчивой чертой характера и относительно обратима при проведении соответствующих психолого-педагогических мероприятий [5], а также можно существенно снизить тревожность ребенка, если педагоги и родители, воспитывающие его, будут соблюдать нужные рекомендации.

2. Диагностическое исследование уровня тревожности у дошкольников

.1 Методы и методики изучения тревожности у дошкольников

В дошкольном возрасте дети усваивают нормы и правила поведения, принятые в обществе, устанавливают отношения со взрослыми и сверстниками. Процесс социализации у многих протекает нелегко. В настоящее время растёт количество детей, отличающихся повышенным беспокойством, неуверенностью в себе, эмоциональной неустойчивостью. Тревожные дети нуждаются в особом подходе и психологической помощи. Особую опасность эти состояния представляют на пятом году жизни: «В четыре года у мальчиков и девочек проявляются заострение боязливости и пугливости, робости и нерешительности, чувство вины и переживание случившегося, что говорит о пике эмоционального развития в этом возрасте. Чаще всего отмечается несамостоятельность и пассивность (зависимость), медлительность и тики» [5].

Тревожные дети чаще, чем другие, испытывают беспокойство, плохо концентрируют внимание на заданиях, напряжены (имеют мышечные зажимы в области лица, шеи, плечевого пояса); раздражительны, плохо спят и т.д. Поэтому важно, чтобы взрослые, и педагоги, и родители осознали проблемы тревожных детей, вовремя распознали проявления тревожности и помогли детям стать увереннее в себе, научили управлять собой в различных ситуациях [20].

Для диагностики тревожности у детей существуют различные методы и методики, перечислим некоторые из них:

Шкала явной тревожности для детей CMAS

Методика Была разработана американскими психологами A. Castaneda, B.R. McCandless, D.S. Palermo в 1956 году на основе шкалы явной тревожности Дж.Тейлора, предназначенной для взрослых. В России адаптация детского варианта шкалы проведена и опубликована А.М. Прихожан.

Предмет диагностики: Выявление тревожности как относительно устойчивого образования.

Контингент: Для детей 8-12 лет. Может проводится как индивидуально, так и в группах. Для детей 7-8 лет предпочтительней индивидуальное проведение. Примерное время — 15-25 минут.

Краткое описание: Для детского варианта было отобрано 42 пункта, оцененных как наиболее показательные с точки зрения проявления хронических тревожных реакций у детей. Специфика детского варианта также в том, что о наличии симптома свидетельствуют только утвердительные варианты ответов. Кроме того, детский вариант дополнен 11 пунктами контрольной шкалы, выявляющей тенденцию давать социально одобряемые ответы. Таким образом, методика содержит 53 вопроса.

Обработка и интерпретация результатов:

. Просмотреть бланки и отобрать те, на которых все ответы одинаковы (только «верно» или только «неверно»).

Такой полученный результат следует рассматривать как сомнительный.

. Обратить внимание на наличие ошибок в заполнении бланков: двойные ответы, пропуски, исправления, комментарии и т.д. Если ошибок много, то обработку проводить нецелесообразно. После подсчета сырых балов и перевода их в стены проводится интерпретация:

-2 стена: состояние тревожности не свойственно (подобное «чрезмерное спокойствие» может иметь и не иметь защитного характера)

-6 ст.: нормальный уровень тревожности (необходим для адаптации и продуктивной деятельности)

-8 ст.: несколько повышенная тревожность (часто бывает связан с ограниченным кругом ситуаций, определенной сферой жизни).

ст.: явно повышенная тревожность (обычно носит «разлитой», генерализированный характер)

ст.: очень высокая тревожность (группа риска).

Методика «Паровозик»

Методика позволяет определить особенности эмоционального состояния ребёнка: нормальное или пониженное настроение, состояния тревоги, страха, удовлетворительную или низкую адаптацию в новой или привычной, социальной среде. Применяется индивидуально с детьми с 2,5 лет.

Стимульный материал: белый паровозик и 8 разноцветных вагончиков (красный, желтый, зеленый, синий, фиолетовый, серый, коричневый, черный).

Вагончики беспорядочно размещаются на белом фоне.

Инструкция: «Рассмотри все вагончики. Давай построим необычный поезд. Первым поставь вагончик, который тебе кажется самым красивым. Теперь выбери из оставшихся самый красивый, и т.д.».

Необходимо, чтобы ребенок удерживал все вагончики в поле зрения. Чем младше ребенок, тем чаще повторяется инструкция, одновременно обводятся рукой оставшиеся вагончики.

Фиксируются: позиция цвета вагончиков; высказывания ребенка.

Обработка данных.

балл присваивается, если ребенок поставил вагончик фиолетового цвета на вторую позицию; черный, серый, коричневый — на третью; красный, желтый, зеленый — на шестую.

балла присваивается, если ребенок поставил вагончик фиолетового цвета на первую позицию; черный, серый, коричневый — на вторую; красный, желтый, зеленый — на седьмую, синий — на восьмую.

балла присваивается, если черный, серый или коричневый вагончик поставлен на первую позицию; синий — на седьмую; красный, желтый, зеленый — на восьмую позицию.

Если в результате суммирования полученных данных, баллов оказывается менее трех, то психическое состояние оценивается как позитивное, при 4-6 баллах — как негативное психическое состояние низкой степени (НПС нс); при 7 — 9 баллах — как НПС средней степени; больше 9 баллов — НПС высокой степени.

Оценка результатов

балла — позитивное психическое состояние

балла — негативное психическое состояние низкой степени

балла — негативное психическое состояние средней степени

балл — негативное психическое состояние высокой степени

Графическая методика «Кактус»

Методика предназначена для работы с детьми старше 3 лет. Тест используется для исследования эмоционально-личностной сферы ребенка. При проведении диагностики испытуемому выдается лист бумаги форматом А4 и простой карандаш. Возможен вариант с использованием восьми «люшеровских» цветов, при интерпретации учитываются соответствующие показатели теста Люшера.

Инструкция: «На листе бумаги нарисуй кактус — таким, каким ты его себе представляешь».

Вопросы и дополнительные объяснения не допускаются.

. характеристика «образа кактуса» (дикий, домашний, женственный и т.д.);

. характеристика манеры рисования (прорисованный, схематичный и пр.);

. характеристика иголок (размер, расположение, количество).

По результатам обработанных данных по рисунку можно диагностировать качества личности испытуемого ребенка.

Агрессивность — наличие иголок, особенно их большое количество. Сильно торчащие, длинные, близко расположенные друг к другу иголки отражают высокую степень агрессивности.

Импульсивность — отрывистые линии, сильный нажим.

Эгоцентризм, стремление к лидерству — крупный рисунок, расположенный в центре листа.

Неуверенность в себе, зависимость — маленький рисунок, расположенный внизу листа.

Демонстративность, открытость — наличие выступающих отростков в кактусе, вычурность форм.

Скрытность, осторожность — расположение зигзагов по контуру или внутри кактуса.

Оптимизм — изображение «радостных» кактусов, использование ярких цветов в варианте с цветными карандашами.

Тревожность — преобладание внутренней штриховки, прерывистые линии, использование темных цветов в варианте с цветными карандашами.

Женственность — наличие мягких линий и форм, украшений, цветов.

Экстравертированность — наличие на рисунке других кактусов или цветов.

Интровертированность — на рисунке изображен только один кактус.

Стремление к домашней защите, чувство семейной общности — наличие цветочного горшка на рисунке, изображение домашнего кактуса.

Отсутствие стремления к домашней защите, чувство одиночества — изображение дикорастущего, пустынного кактуса.

Таким образом, треовжность у детей выражается в неблагоприятном эмоциональном фоне, который можно определить по внешним признакам (если внимательно наблюдать за ребенком) и при диагностике.

Тест «Дом — дерево — человек» Джоржа Бака.

Инструкция: «На отдельных листах последовательно нарисуйте: а) дом, б) дерево, в) человека.

Расшифровка теста

Облака — общая тревожность, связанная с нарисованной ситуацией.

Черный цвет — депрессия, застенчивость, пугливость.

Зеленый цвет — потребность оградить себя от опасности.

Контур земли очень жирный, толстый — чувство тревожности, беспокойства в рамках реальности.

Контур земли спускающийся в право вниз — ожидание неясного, опасного будущего.

Помещение рисунка внизу листа — незащищенность, депрессивность. Чем меньше рисунок, тем больше незащищенность.

Кусты разбросаны — тревога.

Кусты по обеим сторонам дороги — тень тревожности.

Солнце и туча — тревожность между субъектом и каким-либо лицом.

Руки тонкие — переживание и слабости.

Волосы сильно заштрихованы — тревожность связанная с мышлением или воображением.

Тучи — боязливая тревожность, опасение, депрессия.

Пальцев меньше пяти — зависимость, бессилие.

Руки отсутствуют — замкнутость.

Лицо неяркое, тусклое — боязливость, застенчивость.

Руки близко к телу — напряжение.

Руки повернуты в стороны, достающие что-то — зависимость, желание любви, привязанности.

Ноги отсутствуют — робость, замкнутость.

Штриховка — тревога, агрессия, сфера конфликта.

Упрощение (фигуры из полос) — неуверенность в себе, незащищенность.

Маленькие фигуры — тревожность, эмоциональная зависимость, чувство дискомфорта, скованности, замкнутости.

Заштрихованные ботики — незащищенность.

Стирание — тревожность, опасливость, возможно невротические тенденции, область конфликта.

Частые стирания — нерешительность.

Рисуночный тест: «Рисунок не существующего животного» в обработке Романовой.

Инструкция: «придумайте и назовите несуществующее животное. Назовите его несуществующим названием».

Расшифровка теста

Положение рисунка на листе

. Левая сторона и низ листа — связанны с отрицательно окрашенными эмоциями (депрессия, неуверенность, пассивность).

. Положение рисунка в нижней части лица — неуверенность в себе, низкая самооценка, подавленность, нерешительность.

Центральная смысловая часть фигуры

. Голова повернута влево — нерешительность, страх, боязнь активных действий;

. Большие глаза — страх;

. Рот округлой формы говорит о боязливости и тревожности.

Несущая опорная часть фигуры. Части возвышающиеся над уровнем фигуры. Хвосты.

. Движение хвоста вниз — недовольство собой, подавленность.

. Контур фигуры: если есть затемнение фигуры, запачкивание контурной линии — страх, тревожность.

. Животное представитель самого рисующего.

Тест тревожности Р. Тэммла, М. Дорки, В. Амена

Мы остановили выбор на данной методике, поскольку тест позволяет выявить тревожность по отношению к ряду типичных для ребенка жизненных ситуаций общения с другими людьми. Тревожность, кроме того, рассматривается как вид эмоционального состояния, функция которого состоит в обеспечении безопасности субъекта на личностном уровне.

Цель: определение общего уровня тревожности ребенка.

Тревожность, испытываемая человеком по отношению к определенной ситуации, зависит от его отрицательного эмоционального опыта в этой и подобных ситуациях. Повышенный уровень тревожности свидетельствует о недостаточной эмоциональной приспособленности ребенка к тем или иным социальным ситуациям. Экспериментальное определение степени тревожности раскрывает внутреннее отношение ребенка к конкретной ситуации, дает косвенную информацию о характере его взаимоотношений со сверстниками и взрослыми в семье, детском саду, школе.

Указанный тест предназначен для детей 4-7 лет с нормальным развитием и с отклонениями в психическом развитии.

Экспериментальный материал, состоящий из 14 рисунков, интересен как в практическом, так и в теоретическом отношении. На каждом рисунке из известных тестов изображена некоторая типичная для жизни ребенка дошкольного возраста ситуация.

Каждый рисунок выполнен в двух вариантах: для девочки (на рисунках изображены девочки) и для мальчика (на рисунках — мальчики).

Лицо ребенка на рисунке не прорисовано, дан лишь контур головы. Каждый рисунок снабжен двумя дополнительными рисунками детской головы, по размерам точно соответствующими контуру лица на рисунке. На одном из дополнительных рисунков изображено улыбающееся лицо ребенка, на другом печальное. Рисунки показывают ребенку в строго перечисленном порядке один за другим. Беседа проходит в отдельной комнате. Предъявив ребенку рисунок, учитель дает инструкцию. Для избежания персеверативных выборов у ребенка в инструкции чередуется названия лица. Дополнительные вопросы ребенку не задаются.

Выбор ребенком соответствующего лица и словесные высказывания ребенка можно зафиксировать в специальном протоколе (бланки должны быть подготовлены заранее).

Тест проводится индивидуально с каждым ребенком; результаты заносятся в протокол. На основании полученных данных вычисляется индекс тревожности (ИТ) ребенка, который равен процентному отношению числа эмоционально-негативных выборов к общему их числу.

число негативных выборов

ИТ = ——————————— х 100%

детская тревожность эмоциональный опыт

По индексу тревожности дети подразделяются на три группы:

а) высокий уровень тревожности (ИТ выше 50 %);

б) средний уровень тревожности (ИТ от 20 до 50 %);

в) низкий уровень тревожности (ИТ до 20 %).

Наряду с количественным, тестом предусматривается и качественный анализ тревожности. Анализируется каждый ответ ребенка, после чего делается вывод относительно возможного характера эмоционального опыта ребенка в данной (и подобной ей) ситуации. Особенно высоким проективным значением обладают рис. 6,4 (Одевание) и 6,6 (Укладывание спать в одиночестве).

Дети, делающие в этих ситуациях отрицательный эмоциональный выбор, вероятнее всего будут обладать наивысшим ИТ. Как правило, наибольший уровень тревожности проявляется в ситуациях, моделирующих отношения ребенок-ребенок. Значительно ниже уровень тревожности в рисунках, моделирующих отношения ребенок-взрослый и в ситуациях, моделирующих повседневные действия.

Так, нами были описаны некоторые методики определения тревожности у детей дошкольного возраста. Для проведения исследования был выбран тест тревожности Р. Тэммла, М. Дорки, В. Амена, поскольку данный тест является надежным и информативным способом самооценки уровня тревожности в данный момент (реактивная тревожность как состояние) и личностной тревожности (как устойчивая характеристика человека).

2.2 Диагностика уровня тревожности

Приступая к исследованию, мы исходим из гипотезы, высокий уровень тревожности встречается чаще у мальчиков, чем у девочек.

Именно поэтому, целью исследования является вывление гендерных различий в проявлении тревожности дошкольников.

Для достижения поставленной цели и проверки выдвинутой гипотезы исследования были определены следующие задачи исследования:

Сформировать группу испытуемых;

Подобрать, адекватную цели, методику исследования;

Провести методику и проанализировать полученные данные.

В исследовании использовалась методика выявления тревожности у детей В. Амена, Р. Тэммла, М. Дорки. В исследовании участвовали дошкольники из ДОУ №12 г. Минска. Выборка составила всего 34 ребенка (22 мальчика и 12 девочек).

Методика проводились в один день, что позволяло исключить влияние временных ситуационных факторов. Эти организационные мероприятия, на наш взгляд, позволили повысить достоверность полученных результатов.

Тест тревожности (Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен) включает в себя 14 рисунков отдельно для мальчиков и отдельно для девочек. Каждый рисунок представляет некоторую типичную для жизни ребенка ситуацию. Лицо ребенка на рисунке не прорисовано, дан лишь контур головы. Каждый рисунок снабжен двумя дополнительными рисунками детской головы, по размеру точно соответствующими контуру лица на рисунке. На одном из них изображено улыбающееся лицо ребенка, на другом — печальное. Рисунки показываются ребенку в строго перечисленном порядке один за другим. Беседа проходит в отдельной комнате.

Образец протокола

РисунокВысказываниеBыбор Веселое лицоПечальное лицо1. Игра с младшими детьми +2. Ребенок и мать с младенцем + 3. Объект агрессииХочет ударить его стулом. У него грустное лицо +4. Одевание + 5. Игра со старшими детьмиПотому что у него дети+ 6. Укладывание спатьЯ всегда беру спать игрушку +7. УмываниеПотому что он умывается+ 8. ВыговорГуляет с мамой, люблю гулять с мамой+ 9. ИгнорированиеПотому что малыш тут+ 10. АгрессивностьПотому что кто-то отбирает игрушки +11. Уборка игрушекПечальное, потому что мама заставляет его, а он не хочет, не правда ли? +12. ИзоляцияМама хочет уйти от него+ 13. Ребенок с родителямиМама и папа гуляют с ним, веселое лицо+ 14. Еда в одиночествеПьет молоко, и я люблю+

На основании данных протокола вычисляется индекс тревожности (ИТ) ребенка. ИТ представляет процентное отношение эмоционально-негативных выборов (выбор печального лица) к общему количеству предъявленных рисунков (14).

ИТ = количество эмоционально-негативных выборов / 14 * 100.

Дети по ИТ разделяются на 3 группы:

) 0-20% — низкий уровень тревожности;

) 20-50% — средний;

) свыше 50% — высокий.

Качественный анализ данных позволяет определить особенности эмоционального опыта ребенка в различных ситуациях, которые могут быть разделены на ситуации с положительной, отрицательной эмоциональной окраской и ситуации с двойным смыслом.

К ситуациям с положительной эмоциональной окраской относятся представленные на рис. 1 (игра с младшими детьми), 5 (игра со старшими детьми) и 13 (ребенок с родителями).

Ситуации с отрицательной эмоциональной окраской изображены на рис. 3 (объект агрессии), 8 (выговор), 10 (агрессивное нападение) и 12 (изоляция).

Двойной смысл имеют ситуации на рис. 2 (ребенок и мать с младенцем), 4 (одевание), 6 (укладывание спать в одиночестве), 7 (умывание), 9 (игнорирование), 11 (уборка игрушек) и 14 (еда в одиночестве).

Особенно высоким проективным значением обладают рис. 4 (одевание), 6 (укладывание спать в одиночестве) и 14 (еда в одиночестве).

Дети, делающие в этих ситуациях отрицательный эмоциональный выбор, с высокой степенью вероятности могут обладать высокой степенью тревожности.

Дети, делающие отрицательный эмоциональный выбор в ситуациях 2 (ребенок и мать с младенцем), 7 (умывание), 9 (игнорирование) и 11 (уборка игрушек) с большой вероятностью могут обладать высоким или средним уровнем тревожности.

При интерпретации данных тревожность, испытываемая ребенком в той или иной ситуации, рассматривается как проявление его отрицательного эмоционального опыта в этой или аналогичной ситуации.

Высокий уровень тревожности свидетельствует о недостаточной эмоциональной приспособленности ребенка к тем или иным жизненным ситуациям. Эмоционально позитивный или эмоционально негативный опыт косвенно позволяют судить об особенностях взаимоотношений ребенка со сверстниками, взрослыми в семье, в детском саду.

После обработки и интерпретации полученных с помощью этой методики данных нам удалось определить уровень тревожности каждого ребенка, участвующего в исследовании. Результаты описаны в таблице № 1.

Таблица 1

негативниндексуровень ФИО 1234567891011121314выборытревожноститревожности1Гардун Егорм++-++++-+—++536С2Грыжалевский Даникм+—++-+-+++-++536С3Кухарчик Егорм—-+++-+-+-++750С4Новикова МаняД++-++++++-+—+429С5Стрижевич Мишам+—++++-+—++-643С6Сарока Доминикм-+———-+-1286В7Закреничный Димам++-++++-+-+-++429С8Шыла Полинад+—++-+-+—+-857В9Стешко Владад+—++-+-+-++-+643С10Залатаревич Даникм—————14100В11Рабейкин Костям+—++-+-+——964В12Касько Сашам———+—+-1286В13Юденка Павликм+-+++-+-+—++643С14Дейка Игнатм++-++++——+-750С15Денисов Димам-+—-+—++-+-964В16Еленская Алинад++-++++—+-++536С17Дубиковский Артемм+++++++-++++++17Н18Щелочкова Алинад++-++++-+-+-++429С19Зубрякова АрианаД++—++—+-++++536С20Починчик Игнатм++-++-+—+-++643С21Волков Никитам—+———+-1286В22Третьяков Владикм-+-+-+—+—+-+857В23Баранов Никитам++-++-+-+—+++536С24Юбко ИлонаД++-++-+-+—+-750С25Платонм++-++++-+-++++321С26Инживатов Максимм++-++++-+-++++321С27Зубкова АннаД++-++++——++643С28Судник Русланм+++++—+—-+-750С29Скорин Маркм++-++++++-++++214н30Орехов Ваням+————-1393В31Кутас ДарьяД++-++++-+-++++321с32Король МашаД++-++—+——964в33Климченя АринаД++-++—+-++++536с34Перенецкая СашаД—++-+-+—-+964в

Общий результат показан в таблице № 2.

Таблица 2

Кол-во детейНизкий ИТСредний ИТВысокий ИТ3422111

Как видно из таблиц из 34 детей низкий индекс тревожности только у двоих, больше половины детей (62%) имеют средний уровень тревожности, из них 9 девочек и 12 мальчиков. И около 32% имеют высокий индекс тревожности, при этом из них 8 мальчиков и 3 девочки. Дети с высоким уровнем тревожности во время тестирования проявляли беспокойство, нервозность, волнение. У некоторых наблюдалась повышенная двигательная активность: они грызли ногти, качали ногой, наматывали волосы на палец, покусывали нижнюю губу. У отдельных детей можно было заметить физиологические признаки повышенной тревожности, например у них учащалось дыхание, потели ладони. В ходе диагностики высокотревожные дети нередко выбирали рисунок, на котором было изображено грустное лицо. Отвечая на вопрос «Почему?», они чаще всего говорили: «Потому что его ругают», «Потому что ее наказали», «Потому что на него не обращают внимания», «Не хотят с ней играть».

Из всего вышесказанного можно сделать вывод о том, что высокий уровень тревожности у мальчиков больше чем у девочек, а значит, гипотеза нашла свое подтверждение.

2.3 Уровень тревожности у мальчиков и девочек

Тревожности могут быть подвержены как мальчики, так и девочки, но специалисты считают, что в дошкольном возрасте более тревожными являются мальчики, к 9-11 годам — соотношение становится равномерным, после 12 лет происходит резкое повышение уровня тревожности у девочек. При этом, тревога девочек по своему содержанию отличается от тревоги мальчиков: девочек больше волнуют взаимоотношения с другими людьми (ссоры, разлуки и т.д.), мальчиков — насилие во всех его аспектах [22].

При интерпретации результатов теста тревожности для детей дошкольного возраста стало видно, что оценка у детей составляет от 7 до 100 баллов, — это показатели от низкого до высокого индексов тревожности.

Замечено, что интенсивность переживания тревоги, уровень тревожности у мальчиков и девочек различны. Несмотря на то, что мальчиков больше чем девочек, количество негативных выборов значительно выше у мальчиков.

Средний индекс тревожности 20-50

-6 — количество детей

-50 — индекс тревожности

Высокий индекс тревожности 50-100

-4 — количество детей

-100 — индекс тревожности

Представленные диаграммы демонстрируют, что средний и, особенно, высокий индексы тревожности наблюдаются чаще у мальчиков. Высокий индекс тревожности у девочек не превышает 64, у мальчиков же он доходит до 100.

Проанализировав полученные данные, мы видим, что высокий индекс тревожности наблюдается у 3 девочек и у 9 мальчиков, причем количество негативных выборов 5 мальчиков составляет от 12 до 14, у девочек данный показатель не превышает 9.

Так, тревожность, испытываемая ребенком в той или иной ситуации, рассматривается как проявление его отрицательного эмоционального опыта в этой или аналогичной ситуации.

Высокий уровень тревожности свидетельствует о недостаточной эмоциональной приспособленности ребенка к тем или иным жизненным ситуациям. Эмоционально негативный опыт косвенно позволяют судить об особенностях взаимоотношений ребенка со сверстниками, взрослыми, в семье.

Заключение

Теоретический анализ литературы показал, что тревога зарождается в самом раннем возрасте, чуть ли не с младенчества. Уже к семи-восьми годам это эмоциональное состояние переходит в черту личности. Закрепление и усиление тревожности ведет затем к накоплению и углублению отрицательного эмоционального опыта, который в свою очередь, порождает негативные прогностические оценки. Высокий уровень тревожности создаёт угрозу психическому здоровью личности. У детей с повышенной тревожностью слабая нервная система.

Главной причиной возникновения тревожности у дошкольников считаются неправильное воспитание и неблагоприятные отношения ребенка с родителями, особенно с матерью. Воспитание, основанное на завышенных требованиях, с которыми ребенок не в силах справится или справляется с трудом, также отмечается как одна из причин возникновения тревожности.

Тревожность отражается на всех сферах жизнедеятельности ребенка, заметно ухудшая его самочувствие и осложняя отношения с окружающим миром. При этом причины формирования высокого уровня тревожности как в природных, генетических факторах развития психики ребенка, так и — причем в большей степени — в социальных. Если первые факторы формирования тревожности трудно поддаются коррекции, то для коррекции социальных факторов вполне возможно создать соответствующие условия, чтобы преодолеть развитие высокого уровня тревожности в детском возрасте.

Важное место в современной психологии занимает изучение гендерных аспектов тревожного поведения. Замечено, что интенсивность переживания тревоги, уровень тревожности у мальчиков и девочек различны. В дошкольном и младшем школьном возрасте мальчики более тревожны, чем девочки. Это связано с тем, с какими ситуациями они связывают свою тревогу, как ее объясняют, чего опасаются. И чем старше дети, тем заметнее эта разница.

Проведенное исследование показало, что выдвинутая нами, в начале исследования, гипотеза нашла свое подтверждение. Среди мальчиков 4-5 лет высокий уровень тревожности наблюдается чаще, чем у девочек.

Список литературы

1.Аракелов Н.Е., Лысенко Е.Е. «Психофизиологический метод оценки тревожности». Психологический журнал — 1997 — №2ю

2.Аракелов Н.Е., Шмикова Н. «Тревожность: методы её диагностики и коррекции». Вестник МУ, сер. Психология — 1998 — №1.

.Бернс Эрик «Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений. Люди, которые играют в игры. Психология человеческой судьбы». Пер. с англ. М.: Прогресс, 1995.

.Бернс Эрик «Развитие Я — концепции и воспитание». Пер. с англ. М.: Прогресс, 1986.

.Захаров А.И. «Предупреждение отклонений в поведении ребенка» третье издание. СПб.: Союз, 1997.

.Макшанцева Л.В. «Тревожность и возможности её снижения у детей» Психологическая наука и образование, 1988 №2 с. 15.

.Костина Л.П. Методы диагностики тревожности. СПб., 2009. 198 с.

.Кочубей Б., Новикова Е. Ярлыки для тревожности. // Семья и школа. — 1988, № 9.

.Психолог в детском дошкольном учреждении. Методические рекомендации к практической деятельности / Под ред. Т.В. Лаврентьевой. — М.: Новая школа, 1996.

.Психологический словарь / Под ред. В.В. Давыдова, А.В. Запорожца, Б.Ф. Ломова и др.; Науч.-иссл. ин-т общей и педагогической психологии Акад. Пед. Наук СССР — М.: Педагогика, 1983 — 448 с.

.Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога в образовании: Учебное пособие. — М.: ВЛАДОС, 1999г. — 529 с.

.Рубинштейн С.Я. Экспериментальные методики патопсихологии и их опыт применения в клинике. — М.: Медицина, 1970.

.Савина Е. «Тревожные дети». Дошкольное воспитание — 1996, №4 с. 11-14.

.Савина Е., Шанина Н. Тревожные дети. /Ж. «Дошкольное воспитание», 1996 г., №4.

.Тэммл Р., Дорки М., Амен В. Тест тревожности. — М., 1992.

.Фрейд З. «Психология бессознательного». М., 1989, с. 57-104.

.Фром Э. «Бегство от свободы». М., 1993, с. 272.

.Бердникова А.П. Откуда берутся тревожные дети? Что делать с детской тревожностью? / А. П. Бердникова // [Электронный ресурс]. — 2000. — Режим доступа: #»justify»>.Стрик О.О. Программа Коррекция страхов и тревожности у детей» / О.О. Стрик // [Электронный ресурс]. — 2004. — Режим доступа: #»justify»>.Типичные психологические проблемы детей-дошкольников // [Электронный ресурс]. — 2010. — Режим доступа: #»justify»>.Тренинг с тревожными детьми // [Электронный ресурс]. — 2006. — Режим доступа: #»justify»>.Яшная О.Н. Детская тревожность/ О.Н. Яшная // [Электронный ресурс]. — 2008. — Режим доступа: http://www.liveinternet.ru/users/3306911 — Дата доступа: 15.09.2010.