Изучение нового материала.

Ход урока

Организация урока.

Приветствие

Проверка готовности к уроку.

Мотивация учебной деятельности

У доски: синтаксический разбор предложения: Все знают, что в общении друг с другом – дома, на работе, в колледже — существуют определенные правила речевого поведения.

Изучение нового материала.

1.Актуальность темы «Речевой этикет». Уважение к людям, доброжелательность, терпимость. Умение слушать и понимать – черты характера, возникающие или не возникающие в детстве и юности под воздействием окружающей среды, т.е. – воспитания. «Все добродетели имеют своим источником этикет», — Конфуций. Жить по-человечески – это искусство. Труднейшее умение поступать одновременно целесообразно и нравственно. Для этого надо иметь понятия о долге, справедливости, чести, совести. Моральную опору человек должен искать в самом себе. Сделать выбор – выбрать судьбу. «Посеешь привычку – вырастишь характер, пожнешь характер – найдешь судьбу».

Речевой этикет и культура общения — не слишком популярные понятия в современном мире. Один посчитает их чересчур декоративными или старомодными, другой и вовсе затруднится ответить на вопрос, какие формы речевого этикета встречаются в его повседневной жизни. Между тем, этикет речевого общения играет важнейшую роль для успешной деятельности человека в обществе, его личностного и профессионального роста, построения крепких семейных и дружеских отношений. Речевым этикетом называют систему требований (правил, норм), которые разъясняют нам, каким образом следует устанавливать, поддерживать и прерывать контакт с другим человеком в определённой ситуации. Нормы речевого этикета весьма разнообразны, в каждой стране присутствуют свои особенности культуры общения.

Слово «этикет» пришло в русский язык из французского в XVIII веке. Этикет (франц. etiquette) – свод правил поведения, обхождения, принятых в определенных социальных кругах (при дворах монархов, в дипломатических кругах и т.п.).

Обычно этикет отражает форму поведения, обхождения, правила учтивости, принятые в данном обществе, присущие той или иной традиции.

Хорошие манеры один из важнейших показателей воспитанного, культурного человека. С раннего детства нам прививают определённые манеры поведения. Культурному человеку необходимо постоянно следовать закреплённым в обществе нормам поведения соблюдать этикет.Знание и соблюдение норм этикетапозволяет уверенно и свободно чувствовать себя в любом обществе. Речевой этикет это система правил речевого поведения, нормы использования средств языка в определённых условиях. Этикет речевого общения играет важную роль для успешной деятельности человека в обществе, его личностного и профессионального роста, построения крепких семейных и дружеских отношений. Для овладения этикетом речевого общения, требуются знания из различных гуманитарных областей: лингвистики, истории, культурологи, психологии. Для более успешного освоения культурных навыков общения используют такое понятие, как формулы речевого этикета.Каждый этап общения сопровождается определёнными штампами, традиционными словами и устойчивыми выражениями формулами речевого этикета. Данные формулы существуют в языке в готовом виде и предусмотрены на все случаи жизни. К формулам речевого этикетаотносятся слова вежливости (извините, спасибо), приветствия и прощания (здравствуйте, до свидания), обращения (ты, вы, дамы и господа). С запада пришли к нам приветствия: добрый вечер, добрый день, доброе утро, а из европейских языков — прощания: всего хорошего, всего доброго.

2 стр., 905 слов

формирование речевого этикета детей.

... Педагогические условия формирования речевого этикета у детей старшего дошкольного возраста: Дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 : – М., 2004. – 189 c. 17. Анисимова Т.В. Деловое общение: речевой аспект. Волгоград, ... (МПГУ). – М., 2000. – 185 с. 15. Халезова Н.А. Преемственность в обучении речевому этикету детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста в процессе изучения русского (родного) ...

В повседневной жизни мы постоянно общаемся с людьми. Любой процесс общения складывается из определённых этапов: начало разговора (приветствие / знакомство); основная часть, беседа; заключительная часть разговора.

К сфере речевого этикета относятся способы выражения радости, сочувствия, горя, вины, принятые в данной культуре. Так, например, в некоторых странах считается неприличным жаловаться на трудности и проблемы, а в других недопустимо рассказывать о своих достижениях и успехах. Круг тем для бесед различен в разных культурах. В узком смысле слова речевой этикет можно определить как систему языковых средств, в которых проявляются этикетные отношения. Элементы и формулы этой системы могут быть реализованы на разных языковых уровнях: на уровне лексики и фразеологии:специальные слова, устойчивые выражения, формы обращения (спасибо, извините, здравствуйте, т.п.).

На грамматическом уровне:для вежливого обращения использование множественного числа и вопросительных предложений вместо повелительных (Вы не скажете, как пройти…).

На стилистическом уровне:соблюдение качеств хорошей речи (правильность, точность, богатство, уместность и т.д.).

На интонационном уровне:использование спокойной интонации даже при выражении требования, недовольства, раздражения. На уровне орфоэпии: использование полных форм слов: здравствуйте вместо здрасте, пожалуйста вместо пожалста и т.д.На организационно-коммуникативномуровне: внимательно слушать и не перебивать, не вмешиваться в чужой разговор.

Формулы речевого этикетахарактерны и литературному, и разговорному, и достаточно сниженному (жаргонному) стилю. Выбор той или иной формулы речевого этикета зависит, главным образом, от ситуации общения. Действительно, разговор и манера общения могут значительно изменяться в зависимости от личности собеседников, места общения, темы беседы, времени, мотива и целей. Место общения может требовать от участников беседы соблюдения определённых правил речевого этикета, установленных специально для выбранного места. Общение на деловом совещании, светском ужине, в театре будет отличаться от поведения на молодёжной вечеринке и др. Речевой этикет зависит от участников беседы. Личность собеседников в первую очередь влияет на форму обращения: ты или вы. Форма ты указывает на неформальный характер общения, Вы на уважение и большую формальность в разговоре.

9 стр., 4167 слов

Речевой этикет делового общения

... поведения, позволяют представить правила дворянского общения, считавшегося эталонным в начале 18 века. Задание. Прочитайте фрагмент из указанной книги, выпишите правила речевого этикета, которые необходимо было соблюдать ... не гипнотизирует в Японии на первых порах, как экзотическая учтивость. В разговорах все поддакивают друг другу, при встречах отвешивают церемоннейшие поклоны, уместные, казалось ...

Начало разговора и его завершение.Любой разговор, как правило, начинается с приветствия, оно может быть вербальным и невербальным. Очередность приветствия также имеет значение, младший первым приветствует старшего, мужчина — женщину, молодая девушка — взрослого мужчину, младший по должности — старшего. Перечислим в таблице основные формы приветствия собеседника: (Показаны формы приветствия в речевом этикете).

В завершение разговора используют формулы прекращения общения, расставания. Эти формулы выражаются в виде пожеланий (всего хорошего, всего доброго, до свидания), надежд о дальнейших встречах (до завтра, надеюсь на скорую встречу, созвонимся), либо сомнений в дальнейших встречах (прощайте, не поминайте лихом).

Основная часть разговора.Вслед за приветствием начинается разговор. Речевой этикет предусматривает три основных типа ситуаций, в которых применяются различные речевые формулы общения: торжественная, скорбная и рабочая ситуации. Первые фразы, произнесенные после приветствия, называют зачином разговора. Нередки ситуации, когда основная часть разговора состоит только из зачина и следующего за ним окончания разговора.

Формулы речевого этикета — устойчивые выражения.

Торжественная атмосфера, приближение важного события предполагают использование речевых оборотов в форме приглашения или поздравления. Обстановка при этом может быть как официальной, так и неофициальной, и от обстановки зависит, какие формулы речевого этикета будут использованы в разговоре. (Показаны примеры приглашений и поздравлений в речевом этикете).

Скорбная атмосфера в связи с событиями, приносящими горе, предполагает соболезнование, выраженное эмоционально, не дежурно или сухо. Помимо соболезнования, собеседник часто нуждается в утешении или сочувствии. Сочувствие и утешение могут иметь формы сопереживания, уверенности в благополучном исходе, сопровождаться советом.

В повседневности, рабочая обстановка также требует применения формул речевого этикета. Блестящее или, наоборот, ненадлежащее выполнение поручаемых заданий может стать поводом для вынесения благодарности или порицания. При выполнении распоряжений сотруднику может понадобиться совет, для чего будет необходимо обратиться с просьбой к коллеге. Также возникает необходимость одобрить чужое предложение, дать разрешение на выполнение или мотивированный отказ. Просьба должна быть предельно вежливой по форме (но без заискивания) и понятной адресату, обращение с просьбой — деликатным. При обращении с просьбой желательной избегать отрицательной формы, использовать утвердительную. Совет надо давать некатегорично, обращение с советом будет побуждением к действию, если он дан в нейтральной, деликатной форме. (Показаны примеры согласия и отказа в речевом этикете).

11 стр., 5468 слов

Тема Речевой этикет План лекций №5 (1 час)

... изучения и по­стоянного совершенствования. Принципы речевого этикета Деловая риторика предусматривает использование следующих принципов речевого воздействия: доступность, ассоциативность, сенсорность, экспрессивность, интенсивность. ... особенно для рабочих, пенсионеров, молодых студентов. Данные ПРИНЦИПЫ коммуникационного общения приобретают мак­симальную выразительность лишь при умелом использовании ...

За выполнение просьбы, оказание услуги, полезный совет принято выражать собеседнику благодарность. Также важным элементом в речевом этикете является комплимент. Он может употребляться в начале, середине и по завершении разговора. Тактичный и вовремя сказанный, он поднимает настроение собеседника, располагает к более открытой беседе. Комплимент полезен и приятен, но только если это искренний комплимент, сказанный с естественной эмоциональной окраской. (Показаны примеры благодарности и комплиментов в речевом этикете).

Ситуации речевого этикета.Ключевую роль в культуре речевого этикета играет понятие ситуация. Действительно, в зависимости от ситуации, наш разговор может значительно изменяться. При этом ситуации общения могут характеризоваться самыми разными обстоятельствами, например: личности собеседников, место, тема, время, мотив, цель.

Личности собеседников. Речевой этикет ориентирован прежде всего на адресата — человека, к которому обращаются, но также учитывается личность говорящего. Учёт личности собеседников реализован на принципе двух форм обращения — на Ты и на Вы. Первая форма указывает на неформальный характер общения, вторая — на уважение и большую формальность в разговоре.

Место общения. Общение в определённом месте может требовать от участника специфических правил речевого этикета, установленных для этого места. Такими местами могут быть: деловое совещание, светский ужин, театр, молодёжная вечеринка, уборная и др.

Точно также, в зависимости от темы разговора, времени, мотива или цели общения, мы применяем разные разговорные приёмы. Темой для разговора могут стать радостные или печальные события, время общения может располагать к тому, чтобы быть кратким, или к развёрнутой беседе. Мотивы и цели проявляются в необходимости оказать знак уважения, выразить доброжелательное отношение или благодарность собеседнику, сделать предложение, обратиться за просьбой или советом.

Национальный речевой этикет.Любой национальный речевой этикет предъявляет определенные требования к представителям своей культуры, и имеет свои особенности. Само появление понятия речевой этикет связано с древним периодом в истории языков, когда каждому слову придавалось особое значение, и сильной была вера в действие слова на окружающую действительность. А появление определенных норм речевого этикета обусловлено стремлением людей вызвать к жизни определенные события.Но для речевого этикета разных народов характерны также и некоторые общие черты, с различием лишь в формах реализации речевых норм этикета. В каждой культурно-языковой группе присутствуют формулы приветствия и прощания, уважительного обращения к старшим по возрасту или положению. В замкнутом обществе представитель чужой культуры, не знакомый с особенностями национального речевого этикета, представляется необразованным, плохо воспитанным человеком. В более открытом социуме люди подготовлены к различиям в речевом этикете разных народов, в таком обществе нередко практикуется подражание чужой культуре речевого общения.

6 стр., 2818 слов

Этикет общения с инвалидами

... пространства человека, который ее использует. 7. Разговаривая с человеком, испытывающим трудности в общении, слушайте его внимательно. Будьте терпеливы, ждите, пока он сам закончит фразу. Не ... многие воспринимают определенный тембр. Слабый слух - это большая проблема для общения, но найти способы эффективного общения можно. Начиная разговор, привлеките внимание своего собеседника. Если его слух ...

Речевой этикет современности.В современном мире, и тем более в городской культуре понятие культуры речевого общения изменяется коренным образом..Изучение норм речевого этикета в современном мире превращается в практическую цель, ориентированную на достижение успеха в конкретном акте коммуникации: при необходимости обратить на себя внимание, продемонстрировать уважение, вызвать доверие у адресата, его симпатию, создать благоприятный климат для общения. Однако роль национального речевого этикета остается важной — знание особенностей иностранной речевой культуры является обязательным признаком свободного владения иностранным языком.

Современный специалист должен владеть различными видами аргументации и уместно пользоваться ими. Несмотря на то, что «манипулирование» считается недопустимым в антропологически ориентированных методиках, тем не менее, хороший профессионал должен владеть и данной разновидностью «убеждения», по крайней мере, хотя бы для того, чтобы при необходимости уметь распознать данный вид «деятельности», если он будет иметь место в производственной практике. Аргументация, или её отсутствие, а также необходимость адекватного декодирования речевой посылки партнёра по коммуникации — это важнейший этап в том числе и активизации мыслительной деятельности. По роду своей деятельности современному специалисту нередко приходится произносить речь перед большой аудиторией: выступать с докладом, с отчетом, выступать на конференциях и т.п. Профессиональная публичная речь обычно бывает двух видов: информационная речь и агитационная. Задача информационной речи — дать новое представление о предмете, о задачах и целях труда, а также пробудить любознательность сотрудников. Здесь говорящий использует такие базовые типы высказываний, как повествование, описание, рассуждение, объяснение. Последнее напрямую зависит от адресата, от его подготовленности к восприятию речевой посылки: в отношении адресата информационная речь должна быть ясной и вызывать его интерес. Агитационная речь должна пробуждать у слушателей волю к целеустремленному действию. Достичь этого можно, по мнению П. Сопера, двумя путями: «1) представляя доводы, склоняющие к убеждению и действию, 2)взывая непосредственно к чувствам слушателя». Таким образом, коммуникативная, в том числе и речевая, подготовка специалиста — это многоаспектная задача, решение которой требует реализации разноуровневых программ и планов обучения. Профессиональная деятельность на современном этапе выходит на качественно новый уровень решения коммуникативных задач — уровень коммуникативной деятельности, центральное звено которой составляет высокая культура речевого общения. Владение данной культурой предусматривает следующие коммуникативные умения: 1) владеть различными видами речевой деятельности, уметь квалифицированно вести беседу, переговоры, чувствовать себя уверенно как в обиходно-бытовой, так и в профессиональной сфере общения;2)выражать мысли не только правильно, в соответствии с нормами литературного языка, но и находить для них самые удачные, целесообразные речевые средства; 3) владеть национально ориентированной социально обусловленной системой ценностей; 4) в совершенстве владеть речевым этикетом, правилами коммуникативного кодекса; 5) владеть системой аргументации, правилами убеждения, делать корректные обобщения и выводы; 6) правильно и грамотно составлять любой деловой документ, вести деловую переписку; 7)быть готовым к любым публичным выступлениям.
Итак:1) профессионально-речевая культура — это совокупность свойств личности, оказывающая успешное воздействие коммуникантов и позволяющая наиболее эффективно организовать производственый процесс и регулировать речевую деятельность в процессе принятия решений; она состоит из профессионального; психологического; риторического компонентов; 2) критерии профессионально-речевой культуры включают в себя культуру языка — (грамотность), собственно культура речи, включая речевой этикет, культуру мышления, культуру соматического поведения.

1 стр., 181 слов

Основные показатели деятельности педагога (глазами учащихся 9–11 классов)

... побуждает к дискуссии 7. Соблюдает логику в изложении, выводы делает обоснованно 8. Речь преподавателя и темп изложения удобны для восприятия и записи 9. Четко формулирует ... к учителю. Максимальная сумма баллов – 75, она свидетельствует о высокой оценке учеником деятельности учителя.

Работа по закреплению основных понятий темы.

1).Оценивание собственной коммуникабельности, задать себе следующие вопросы:
1. Умеете ли вы так поздороваться или о чем-то спросить, чтобы человеку было приятно ответить вам?
2. Способны ли вы вызвать интерес и чувство доверия?
3. Если с вами грубы, находите ли вы ответную реакцию помимо собственной грубости? Есть ли у вас способность спокойно осадить грубияна, сделать его поневоле вежливее?
4. Умеете ли вы вовремя пошутить, разрядить накаленные страсти?
5. Умеете ли вы прервать разговор, но так, чтобы собеседник не обиделся на вас?
6. Умеете ли вы отказать в чьей-то просьбе, но не вызвать при этом враждебности?
7. Умеете ли вы попрощаться, но так, чтобы вас хотели видеть еще раз?

2) Проанализировать себя, в каких ситуациях вы чувствуете себя скованно, неуверенно: при публичном выступлении, в обществе незнакомых людей, беседах с руководителями, при знакомстве с лицами противоположного пола и т.д. Подсчитать количество «да» или «нет».
В качестве примера — образец официального знакомства.
Разрешите (позвольте) с вами познакомиться (вам представиться).

Далее – произносятся имя, имя-отчество, фамилия, если знакомство официальное. Если вы хотите, чтобы называли по имени – дайте собеседнику эти координаты, по имени-отчеству – эти.
Нельзя пользоваться формой звать – это просторечная форма слова.
Следующая фраза официального знакомства – выражение радости: Очень приятно с вами познакомиться! Очень рад(а)! Возможны и другие фразы.
Если знакомство происходит через посредника, то говорят: Познакомьтесь, пожалуйста, и называют имена, имена-отчества, в зависимости от ситуации.
Прощание так же связано с удовлетворением по поводу знакомства.
Определенную трудность вызывает общение с незнакомыми людьми на бытовом уровне (в магазине, на транспорте, в жилищной конторе и т.д.) .

3. Самостоятельно определиться с формой просьб, обращений, привлечения внимания. (Записи корректируются): Если вам это не трудно; Вас не затруднит?; Пройдите, пожалуйста; Скажите, пожалуйста; Простите за беспокойство; Будьте добры и т.д.
-А как обращаться к незнакомым людям?
(О некоторых изменениях в сфере делового общения рассказывают студенты).
В последние годы произошла замена обращения товарищ обращением господин-госпожа, вытеснение при обращении отчеств. Весьма интересный процесс идет в сфере личных имен. Раньше при официальном представлении требовалось обращение по имени-отчеству, то в настоящее время ситуация изменилась, употребляются полные формы личных имен, ранее не употреблявшихся: Мария! Владимир!
Например, в ряде телевизионных программ приглашенный в студию гость имеет высокий социальный статус, но ведущий обращается к нему по имени-отчеству. Однако для представления и называния его в речи, обращенной к зрителям, используется имя без отчества, правда вместе с фамилией. Безусловно, полного отказа от использования отчеств в публичной коммуникации не произойдет, но изменения налицо.

8 стр., 3526 слов

Оценка типичных жизненных ситуаций людьми разного возраста 20 ...

... эмпирическое исследование по выявлению различий в оценкетипичных жизненных ситуаций людьми разных возрастных групп. На заключительномэтапе исследования, провести анализ ... Предметисследования: Спецификавозрастных оценок жизненных ситуаций. Методыисследования: Описание типичных жизненных ситуаций. Опросник, выявляющий оценку типичных жизненных ситуаций, людьми разного возраста. Теоретическая концепция ...

4).Вспомнить формулы извинений, отказа и сделать соответствующие записи. Записи корректируются: Извините, пожалуйста; Виноват (а); Не сердитесь; Извините за поздний звонок; Простите за беспокойство; и т. д. В ответ на извинения говорят: «Пожалуйста, ничего не случилось».
Это называется правилом обратной вежливости.
Невозможно представить современную жизнь без телефона, но и здесь следует соблюдать этикетные требования: не звоните без дела; представляйтесь, если телефонный звонок не носит личного характера; не спрашивайте: «Кто говорит?» Только в случае необходимости: «Извините, пожалуйста, с кем я говорю?», если телефон отключился, перезванивает тот, кто позвонил первый; заканчивает разговор тот, кто позвонил первым; лучше личных разговоров по служебному телефону не вести; не решайте личных вопросов по мобильному телефону в местах скопления людей очень громко; передавать чужой личный номер можно только с согласия его владельца и т. д.
5) Анализ делового телефонного разговора: выделить его части, завершить разговор самостоятельно.
6) Проверка уровня коммуникативного контроля в общении: оценить каждое из предложений, описывающих реакции на некоторые ситуации: верное (В) или неверное (И) применительно к вам.
1. Мне кажется трудным искусство подражать манере поведения других людей.
2. Я бы, пожалуй, мог валять дурака, чтобы привлечь внимание или позабавить окружающих.
3. Из меня мог бы выйти неплохой актер.
4. Другим людям иногда кажется, что я переживаю что-то более глубоко, чем это есть на самом деле.
5. В компании я редко оказываюсь в центре внимания.
6. В разных ситуациях и в общении с разными людьми стараюсь быть таким, каким меня ожидают видеть.
7. Я могу отстаивать только то, в чем я искренне убежден.
8. Чтобы преуспеть в делах и отношениях с людьми, я стараюсь быть таким, каким меня ожидают видеть.
9. Я могу быть дружелюбным с человеком, которого я не выношу.
10. Я не всегда такой, каким кажусь
По одному баллу начисляется за ответ Н на 1, 6, 7 вопросы и за ответ В на все остальные.
Ключ
0…3 – низкий коммуникативный контроль; 4…6 – средний коммуникативный контроль;

7…10 – высокий коммуникативный контроль.

 

Итог урока

1. Что включает в себя понятие речевой этикет? 2. Перечислите ситуации речевого этикета.
3. В каких ситуациях в русском речевом этикете используется форма ты, вы?
Вывод:Язык – удивительный дар, которым наделен человек. И каждому человеку необходимо хорошо владеть этим бесценным даром – языком, его культурой. Каждый человек, кем бы он ни был, должен говорить и писать ясно, просто, владеть навыками устной и письменной речи.
Хочу закончить занятие словами знаменитого римского оратора Марка Цицерона: «Красноречие есть нечто такое, что дается труднее, чем это кажется, и рождается из очень многих знаний и старания».

11 стр., 5113 слов

Подготовка эффективных ответов на возражения.

... (показываем, рассказываем, приводим примеры, предоставляем консультации наших узких специалистов, даем контактные телефоны...), они сами убеждаются, что все их переживания (опасения по поводу...) напрасны. ... своего товара относительно другого, дают потрогать оба образца. § Опережение возражений. Ответы на возможные возражения вставляются в презентацию товара. Этот метод позволяет спланировать ...

V. Домашнее задание1. Составить выступления по темам (по выбору): «Этикетное обращение сегодня», «Как правильно разговаривать по телефону», «Правила электронного общения», «Что следует избегать в разговоре».