Концепции воспитания. Школа как воспитательная система

Задание 1

Дайте характеристику следующим концепциям воспитания: концепция самовоспитания школьника, имплицитная концепция воспитания. Представьте результаты сравнения в таблице.

Название концепции, ее автор

Понятие «воспитание»

Цель воспитания

Принципы воспитания

Содержание воспитательной работы

Концепция формирова-ния образа жизни достойного Человека

(Н.Е. Щуркова)

Целенаправлен-ное, организованное профессионалом-педагогом восхождение ребенка к культуре современного общества, как развитие способности жить в нем и сознательно строить свою жизнь, достойную Человека.

Личность, способная строить свою жизнь, достойную Человека (человек становится личностью, когда вменяет себе обязанности и отвечает за них, когда рефлексирует, осознает, оценивает, понимает себя и других).

— принцип ориентации на социально-ценностные отношения (педагогу важно вскрывать повседневную предметную ситуацию, обнаруживая за событиями, действиями, словами, поступками, предметами и вещами человеческие отношения и ценности на уровне современной культуры);

— принцип субъектности (неуклонное содействие педагога развитию у ребенка способности быть субъектом собственного поведения, деятельности и в итоге своей жизни);

— принцип принятия ребенка как данности,(признание права ученика на уважение его личности, истории жизни, особенностей и уровня развития на данном этапе его жизни, а, следователь но, и признание права ребенка на данное поведение и про изводимый им выбор.

1.Философическое воспитание (может содействовать становлению субъекта жизни, т.е. личности, способной к самостоятельному выбору жизненной позиции и отдающей себе от чет в том, какую жизнь она предпочитает);

2. диалогическое воспитание (организация такой жизни воспитанника, когда он находится в постоянном диалоге с самим собой, с картиной, книгой, музыкой, другим человеком и т.д.);

3. Этическое воспитание (ученик принимается учителем «равным себе»: не равным по опыту жизни, уровню образования и т.п., а равным потому, что ученик — Человек и с ним возможно ценностно-смысловое единство).

Концепция самовоспитания школьника (Г.К. Селевко).

Взаимодействие воспитателя с ребенком, его педагогическая организация — это воспитание, воспитательное воздействие. Самовоспитание — это психическая деятельность воспитуемого как субъекта саморазвития, определенная переработка и присвоение личностью внешних воздействий и превращение их в свои качества.

— превращение процесса школьного воспитания в самовоспитание; — развитие нравственной, волевой и эстетической сфер личности; — формирование веры ребенка в себя; — формирование умений самовоспитания и самосовершенствования; — обеспечение ребенку условий для максимального самовыражения, самоутверждения, самореализации.

1. Осознание личностью целей, задач и возможностей своего развития и саморазвития.

2. Участие личности в самостоятельной и творческой деятельности, определенный опыт успеха и тренинг достижений. 3. Адекватные стиль и методы внешних воздействий: условий обучения и воспитания и уклада жизнедеятельности.

4. Превращение педагогического руководства самовоспитанием и самообразованием личности в приоритет организации учебно-воспитательного процесса

1. Подсистема «Теория» курс «Самосовершенствование личности» (с I по XI класс), который дает ребенку базовую психолого-педагогическую подготовку, методологическую основу для сознательного управления своим развитием:

I — IV классы — Начало этики (саморегуляция поведения);

V кл. — Познай себя (психология личности);

VI кл. — Сделай себя сам (самовоспитание);

VII кл. — Научи себя учиться (самообразование);

VIII кл. — Утверждай себя (самоутверждение);

IX кл. — Найди себя (самоопределение);

X кл. — Управляй собой (саморегуляция);

XI кл. — Реализуй себя (самоактуализация).

2. Подсистема «Практика» охватываетвсю внеклассную составляющую работы школы (организация опыта самостоятельной и творческой деятельности учащихся).

Имплицитная концепция воспитания (Дж. Брунер и Р. Тагиури).

Процесс развития личности, который во многом определяется полученными им опытным путем знаниями и сделанными на их основе предположениями, суждениями о реальной жизни.

Укрепление преемственности поколений на устоявшихся традициях; процесс адаптации к социуму (социализация).

«Житейскость» («наивность») передаваемых знаний.

Стереотипность, повторяемость взглядов, знаний, способов воспитания

(конкретные участники воспитательного взаимодействия, являясь членами определенных этнических, социальных и социально-психологических групп, более или менее осознанно и целенаправленно реализуют во взаимоотношениях друг с другом тот тип социального поведения, который одобряется в этих группах и имеет свою специфику).

Содержание воспитания определяется позицией воспитателя как объекта социализации, (насколько он адаптирован или обособлен от социума), а также его ожиданиями по отношению к другим людям.

Задание 2

воспитание школа методика воспитанность

Составьте словарик основных понятий социальной педагогики, используя различные учебные пособия: социализация, воспитание, социальное воспитание, принцип социального воспитания, воспитательная организация, воспитательная система, образование, обучение, просвещение, самообразование, индивидуальная помощь, сопровождение, поддержка, контркультурная организация, диссоциальное воспитание.

Социализация — процесс вхождения человека в социальную среду его приспособление к культурным, психологическим и социологическим факторам.

Воспитание — практико-преобразующая деятельность, направленная на изменение психического состояния, мировоззрения и сознания, знания и способа деятельности, личности и ценностных ориентации воспитуемого.

Социальное воспитание — составная часть относительно контролируемой социализации; целенаправленное создание условий (материальных, духовных, организационных) для развития возможностей человека, включающих его способности, знания, образцы поведения, ценности, отношения, позитивно ценные для общества, в котором он живет.

Принцип социального воспитания — соответствие содержания и средств воспитания социальной ситуации, в которой организуется воспитательный процесс.

Воспитательная организация — специально создаваемая государственная или негосударственная организация, основной задачей которой является социальное воспитание определенных возрастных групп населения.

Воспитательная система — развивающийся во времени и пространстве комплекс взаимосвязанных компонентов: целей, ради которых система создается; совместной деятельности людей, ее реализующих; самих людей как субъектов этой деятельности; освоенной ими среды; отношений, возникающих между участниками деятельности; управления, обеспечивающего жизнеспособность и развитие системы.

Образование — единый процесс физического и духовного становления личности, процесс социализации, сознательно ориентированный на некоторые идеальные образы, на исторически зафиксированные в общественном сознании социальные эталоны.

Обучение — процесс овладения знаниями, умениями и навыками под руководством педагогов, в ходе которого усваивается социальный опыт, формируется эмоционально-ценностное отношение к действительности.

Просвещение — особый социо-культурный феномен, передача знаний, распространение знаний и культуры.

Самообразование — образование, получаемое вне стен какого-либо учебного заведения, без помощи обучающего; приобретение систематических знаний в какой-либо области науки, техники, культуры, политической жизни и т.п., предполагающее непосредственный личный интерес занимающегося в сочетании с самостоятельностью изучения материала.

Индивидуальная помощь — с одной стороны — деятельность, сопровождающая процессы обучения и воспитания, с другой — относительно самостоятельная область деятельности, направленная на поддержку в приобретении человеком знаний, установок и навыков, развитие его самосознания, самоутверждение и самоопределение, чувства причастности к социуму.

Сопровождение — деятельность, обеспечивающая создание условий для принятия субъектом развития оптимального решения в различных ситуациях жизненного выбора.

Поддержка — специальная деятельность, которая способствуетс одной стороны постепенному переводу человека в активную позицию — субъекта деятельности по разрешению проблемы, с другой — освоению и овладениию механизмами самоопределения и самореализации

Контркультурная организация — объединения людей, совместно реализующих интересы, программы, цели, социально-культурные установки, противостоящие фундаментальным принципам, ценностям и правилам общества.

Диссоциальное воспитание — целенаправленное формирование антисоциальных сознания и поведения у членов контркультурных организаций (сообществ).

Задание 3

Подготовьте доклад на тему: «Школа как воспитательная система. Культурная среда школы».

Воспитательная система школы — сложное психолого-социо-педагогическое образование, которое обуславливает наличие у образовательного учреждения или его структурного подразделения способности целенаправленно и эффективно содействовать развитию личности учащихся.

Воспитательная система школы, по мнению Л.И. Новиковой имеет сложную структуру, включающую следующие компоненты:

— цели (совокупность идей, для реализации которых она создается);

— деятельность, обеспечивающая достижение целевых ориентиров (содержание воспитания);

— субъекты деятельности, организующие и участвующие в деятельности;

— отношения, рождающиеся в деятельности и общении, интегрирующие субъект в некую общность;

— среда системы, освоенная субъектом;

— управление, обеспечивающее интеграцию компонентов в целостную систему и развитие этой системы.

Воспитательную систему нельзя привнести в школу, она может зародиться и развиваться только в определенных условиях и в каждой школе будет индивидуальной. Процесс развития воспитательной системы противоречив и не линеен. В нем возможны спады и подъемы, периоды стабильности; характерны и регрессивные явления, когда система теряет свои позитивные приобретения в деятельности, отношениях, творчестве.

В процессе создания и развития системы должен решаться ряд задач:

Формирование у учащихся целостной системы научных знаний о природе, обществе, человеке.

Формирование гражданского самосознания.

Приобщение детей к общечеловеческим ценностям.

Развитие креативных (творческих) способностей ребенка, его склонностей и таланта.

Формирование в образовательном учреждении коллектива как благоприятной среды для развития и жизнедеятельности детей и взрослых.

Развитие у учащихся стремления и способности к самопознанию, самосовершенствованию, самореализации и самоутверждению.

Для решения этих задач используются разнообразные формы, приемы, методы педагогической деятельности. Результаты решения перечисленных задач свидетельствует об эффективности воспитательной системы.

Если образовательная среда школы нацелена на обеспечение развития и саморазвития учащихся в урочное и внеурочное время, то культурная среда школы рассматривается как совокупность целенаправленно созданных разнообразных условий, обеспечивающих процесс развития и саморазвития базовой культуры школьника, педагогической культуры учителей и родителей учащихся.

Это пространство культурного самоопределения ребенка в соответствии с его индивидуальными особенностями и культурными предпочтениями (субкультура ребенка), с одной стороны. Но с другой стороны, это и сфера педагогических влияний, т.е. создания педагогических условий для развития и саморазвития личности ребенка, которая определяется как культурная среда образовательного учреждения.

Культурная среда школы — это сложившиеся отношения людей, особенности традиций, вошедших в уклад данной школы. Они создаются школьниками и педагогами в совместной деятельности. Это совокупность объектов культурно-образовательного назначения, связанных с созданием и распространением культурных и образовательных ценностей:

— творческих организаций,

— познавательных сообществ,

— научно-исследовательских и методических объединений,

— студий, кружков, секций,

— территории пришкольного участка,

— средств информации (школьная газета, стенды),

— эстетики одежды педагогов и школьников и т.д.

Таким образом, воспитательная система школы, ее культурная среда — это система, генерирующая целостный воспитательный процесс, путем интеграции двух основных подсистем школы — обучающей и воспитывающей. Так происходит объединение всех педагогический воздействий, идущих на ребенка, создавая тем самым единое воспитательное пространство, в котором происходит развитие его личности.

Задание 4

Составьте каталог методик изучения воспитанности личности. Представьте несколько из них (2 -3) в тексте работы и на практическом занятии.

Каталог составлен с учетом того, что основу оценки воспитанности личности составляют общая нравственная направленность и мотивы поведения, поскольку поступок или действие, взятые вне связи с мотивом, не могут адекватно характеризовать уровень воспитанности.

Методика М.И. Шиловой «Уровни нравственной воспитанности» (классному руководителю предлагается оценить качества своих воспитанников по 4-балльной системе, где 0 — качество не проявляется, имеется отрицательный опыт поведения, 4 — качество проявляется очень широко и наблюдается устойчивая и положительная самостоятельность в деятельности и поведении).

Методика Григорьевой Д. В., Кулешовой И. В. и Степановой П. В. «Диагностика и мониторинг процесса воспитания в школе»(изучение личностного роста учащихся происходит через объективное восприятие ребенком окружающего мира, которое он демонстрирует своим отношением к предложенным жизненным высказываниям).

Методика Н.П. Капустина «Экспертная оценка уровня воспитанности» (самооценка качеств личности учащимися (по 5-бальной шкале, где 5 — качество имеет место быть всегда, 2 — никогда) и оценка этих же качеств педагогами и родителями (по той же шкале)).

Методика Байбародовой Л.В. по изучению мотивов участия в деятельности (учащимся предлагается определить, что и в какой степени привлекает их в совместной деятельности по 3-бальной шкале, где 3 — привлекает очень сильно, 0 — не привлекает совсем).

Методика Рожкова М.И. для изучения уровня социальной адаптированности, активности, автономности и нравственной воспитанности учащихся (учащимся предлагается прослушать 20 суждений и оценить степень своего согласия с их содержанием по 4-бальной шкале, где 4 — всегда, 0 — никогда).

Тест Щурковой Н.Е. «Размышляем о жизненном опыте» (выявление нравственной воспитанности учащихся на основании выбранных ими вариантов действий в тех или иных ситуациях).

Методика А.И. Кочетова «Уровень воспитанности учащихся» (оценка классными руководителями воспитанников на основе критериев проявлений воспитанности).

Методика «Мой выбор» (использования метода ранжирования, от наибольшего к наименьшему, ставит школьника перед выбором значимых для него понятий и ценностей).

Методика «Недописанный тезис» (школьникам предлагается за небольшой промежуток времени закончить одно или несколько предложений, после чего мнения учащихся группируются таким образом, чтобы можно было определить соотношение их ценностей — индивидуалистических или общественных; вещно-предметных или духовных, и т.д.).

Методика «Что важнее?» (каждому учащемуся класса предлагается ответить на вопросы анкеты, по результатам которой можно оценить мотивы общения и поведения в школьном коллективе).

Рассмотрим подробнее некоторые из перечисленных методик диагностики воспитанности личности.

Методика Н.П. Капустина «Экспертная оценка уровня воспитанности»

Методика позволяет определить экспертную оценку уровня воспитанности учащихся в 1-10 классах.

Для каждого ученика готовится индивидуальная анкета. Учащимся не сообщается, что анкета служит для измерения уровня воспитанности. Учитель говорит, что каждый человек стремится всегда достичь лучших результатов в учебе, работе, в отношениях с людьми, в жизни, а потому всегда приходится задумываться над тем, как это сделать. Предлагаемая анкета поможет вам сориентироваться в этом. Далее учащиеся знакомятся с содержанием анкеты, обсуждают ее.

Разъяснив учащимся, смысл анкет, классный руководитель объясняет правила оценивания по пятибалльной шкале.

Отметка «5» ставится тогда, когда отношение или качество личности, отмеченное в анкете, имеет место всегда.

Отметка «4» ставится тогда, когда отношение или качество проявляется часто, но не всегда.

Отметка «3» ставится в том случае, если указанное отношение проявляется редко.

Отметка «2» ставится в том случае, если качество не проявляется никогда.

Отметка «1» не используется.

Учащиеся во время классного часа выставляют себе отметки по всем показателям, затем им разрешается взять анкеты домой и попросить родителей провести оценивание. Шкала оценивания приведена в бланке с критериями и показателями.

После родителей оценки выставляет классный руководитель. В 10-х классах классный руководитель оценивает учащихся вместе с экспертной группой (двое учащихся класса и двое учителей).

В случае если родитель или классный руководитель затрудняются оценить то или иное качество, отметка не ставится.

Обработка результатов. Отметки за каждый показатель складываются, и сумма делится на их число. Получается средний балл за каждый критерий. В результате получим 6 средних отметок, так как всего 6 критериев. Сложив все средние отметки и поделив их на шесть, классный руководитель высчитывает среднюю итоговую отметку, по которой определяет уровень воспитанности каждого ученика в классе.

от 4 до 5 баллов — высокий уровень воспитанности

от 3 до 4 баллов — средний — уровень воспитанности

от 2 до 3 баллов — низкий уровень воспитанности

от 1 до 2 баллов — отрицательный уровень воспитанности

Данные о количестве учащихся, имеющих высокий, средний, низкий и отрицательный уровень воспитанности, заносятся в сводную таблицу №5 по каждому классу.

Сложив все средние итоговые отметки и поделив их на количество учеников в классе, получим средний балл, позволяющий определить уровень воспитанности класса в целом.

Анкета для учащихся 7 классов

Отношения и показатели

Самооценка

Оценка родителей

Оценка классного руководителя

Итоговая отметка

Шкала оценивания:

5 — имеет место всегда

4 — проявляется часто, но не всегда

3 — проявляется редко

2 — никогда не проявляется

1.Эрудиция (начитанность и глубокие познания в какой-либо области науки):

прочность и глубина знаний

культура речи

доказательность и аргументированность суждений

сообразительность

использование дополнительных источников

средний балл по критерию

2.Отношение кобществу(отношение к общественным нормам, закону и власти):

выполнение Устава школы

выполнение Правил для учащихся

выполнение правил внутреннего распорядка

следование нормам и правилам человеческого общежития

милосердие как противоположность жестокости

участие в жизни класса и школы

средний балл по критерию

3.Отношение к труду:

старательность и добросовестность

самостоятельность

внимательность

бережливость

привычка к самообслуживанию

средний балл по критерию

4. Отношение кприроде:

бережное отношение к земле

к растениям

к животным

сохранность природы в повседневной жизнедеятельности и труде

средний балл по критерию

5.Эстетический вкус(отношение к прекрасному):

аккуратность и опрятность

культурные привычки в жизни

внесение эстетики в жизнедеятельность

умение находить прекрасное в жизни

посещение культурных центров

средний балл по критерию

6. Отношение к себе:

я управляю собой, своим поведением

умею организовать свое время

соблюдаю правила личной гигиены

забочусь о здоровье

воспитываю полезные привычки

средний балл по критерию

средняя итоговая отметка

Анкета для учащихся 10 классов.

Критерии оценки и их показатели

Самооценка

Оценка родителей

Оценка экспертной группы

Итоговая отметка

Шкала оценивания:

5 — имеет место всегда

4 — проявляется часто, но не всегда

3 — проявляется редко

2 — никогда не проявляется

1. Интеллектуальный уровень:

эрудиция

культура речи

логика мышления (анализ, синтез, систематизация, обобщение, доказательность, аргументированность, самостоятельность в суждении)

нравственная направленность интеллекта (нравственные мотивы позиции и поведения)

средний балл по критерию

2. Мировоззрение:

понимание целостности и единства развития человека, природы и общества

осознание созидающей роли человека в преобразовании окружающей действительности

понимание духовно-нравственных ценностей морали как универсальной формы общественного сознания и бытия

готовность к стремлению следовать морали в системе отношений с окружающим миром

готовность к личностному и профессиональному самоопределению

средний балл по критерию

3. Человечность (доброта и сострадание как качества личности):

доброта и сострадание к семье, близким, друзьям

щедрость к слабым, больным, нуждающимся

стремление к разрешению жизненных конфликтов мирным путем без применения насилия

неприятие безнравственного поведения

средний балл по критерию

4. Ответственность:

долг перед родителями и старшими

долг по отношению к обществу и Родине

долг по отношению к себе

долг по отношению к природе

средний балл по критерию

5. Гражданская позиция (осознание прав и обязанностей человека в обществе):

социальная активность

следование Закону, Уставу школы

уважение государственных символов и власти

бережное отношение к истории и культуре своего народа

равенство полов и людей разных национальностей, доминирование мотивов общественного долга

средний балл по критерию

6. Характер:

обязательность, единство слова и дела

честь, достоинство

умение понимать и прощать

сознание собственной активной роли в становлении характера

понимание взаимосвязи внутренней и внешней культуры человека

потребность и умение отстаивать свои взгляды на научной основе

средний балл по критерию

средняя итоговая отметка

Методика «Мой выбор».

Методика позволяет определить направленность личности. Рекомендуется проводить вместо методики «Направленность личности» в 5-6 классах или как дополнение в 7-10 классах.

Метод ранжирования ставит школьника перед выбором значимых для личности понятий, которые бы отражали какое-то явление, значимое для человека. Можно предложить в качестве варианта проранжировать ряды для идеальной личности, а затем сделать ранжированный ряд для себя. Слова расставляются в порядке значимости (от более значимого к менее значимому).

Результаты диагностики могут быть использованы при проведении качественного анализа направленности личности учащихся и их ценностных ориентации, а также при определении итогового уровня воспитанности в случае равных долей соотносимых уровней предыдущих методик.

вежливый

искусство

играть

ласковый

конфета

лепить

красивый

дети

работать

здоровый

класс

петь

аккуратный

труд

бездельничать

веселый

книга

читать

сильный

деньги

есть

умный

школа

помогать

независимый

цветы

болтать

скромный

собака

смеяться

трудолюбивый

человек

учиться

Тест «Размышляем о жизненном опыте» (автор Н.Е. Щуркова)

Для успешного проведения теста необходима абсолютная тишина, анонимность (возможно лишь указать половую принадлежность, поставив в углу листа букву «ю» — юноша, «д» — девушка).

Важно проследить за тем, чтобы во время тестирования атмосфера содействовала сосредоточенности, искренности, откровенности.

Вопросы теста должны быть прочитаны поочередно ровным монотонным голосом, чтобы интонационная насыщенность не влияла на выбор ответа.

Учащимся предлагается выбрать один из трех предложенных ответов и обозначить его в графе (а, б, в) знаком*.

1. На пути стоит человек. Вам надо пройти. Что делаете?

а) обойду, не потревожив;

б) отодвину и пройду;

в) смотря какое будет настроение.

2. Вы замечаете среди гостей невзрачную девушку (или малоприметного юношу), которая (который) одиноко сидит в стороне. Что делаете?

а) ничего, какое мое дело;

б) не знаю заранее, как сложатся обстоятельства;

в) подойду и непременно заговорю.

3. Вы опаздываете в школу. Видите, что кому-то стало плохо. Что делаете?

а) тороплюсь в школу;

б) если кто-то бросится на помощь, я тоже пойду;

в) звоню по телефону 03, останавливаю прохожих…

4. Ваши знакомые переезжают на новую квартиру. Они старые. Что делаете?

а) предложу свою помощь;

б) я не вмешиваюсь в чужую жизнь;

в) если попросят, я, конечно, помогу.

5. Вы покупаете клубнику. Вам взвешивают последний оставшийся килограмм. Сзади слышите голос, сожалеющий о том, что не хватило клубники для сына в больницу. Как реагируете на голос?

а) сочувствую, конечно, но что поделаешь в наше трудное время;

б) оборачиваюсь и предлагаю половину;

в) не знаю, может быть, мне тоже будет очень нужно.

6. Вы узнаете, что несправедливо наказан один из ваших знакомых. Что делаете в этом случае?

а) очень сержусь и ругаю обидчика последними словами;

б) ничего: жизнь вообще несправедлива;

в) вступаюсь за обиженного.

7. Вы дежурный. Подметая пол, Вы находите деньги. Что делаете?

а) они мои, раз я их нашел;

б) завтра спрошу, кто их потерял;

в) может быть, возьму себе.

8. Сдаете экзамен. На что рассчитываете?

а) на шпаргалки, конечно: экзамен — это лотерея;

б) на усталость экзаменатора: авось, пропустит;

в) на свои знания.

9. Вам предстоит выбрать профессию. Как будете это делать?

а) найду что-нибудь рядом с домом;

б) поищу высокооплачиваемую работу;

в) хочу создавать нечто ценное на земле.

10. Какой из трех предложенных видов путешествия Вы выберете?

а) по России;

б) по экзотическим странам;

в) по одной из ведущих развитых стран.

11. Вы пришли на субботник и видите, что все орудия труда разобраны. Что предпримете Вы?

а) поболтаюсь немного, потом видно будет;

б) ухожу немедленно домой, если не будут отмечать присутствующих;

в) присоединюсь к кому-нибудь, стану работать с ним.

12. Некий волшебник предлагает Вам устроить Вашу жизнь обеспеченной без необходимости работать. Что Вы ответите этому волшебнику?

а) соглашусь с благодарностью;

б) сначала узнаю, скольким он обеспечил, таким образом, существование;

в) отказываюсь решительно.

13. Вам дают общественное поручение. Выполнять его не хочется. Как Вы поступите?

а) забываю про него, вспомню, когда потребуют отчет;

б) выполняю, конечно;

в) увиливаю, отыскиваю причины, чтобы не вспоминать.

14. Вы побывали на экскурсии в замечательном, но малоизвестном музее. Сообщите ли кому-нибудь об этом?

а) да, непременно скажу и постараюсь сводить их в музей;

б) не знаю, как придется;

в) зачем говорить, пусть каждый решает, что ему надо.

15. Решается вопрос, кто бы мог выполнить полезную для коллектива работу. Вы знаете, что способны это сделать. Что что Вы делаете в данный момент?

а) поднимаю руку и сообщаю о своем желании сделать работу;

б) сижу и жду, когда кто-то назовет мою фамилию;

в) я слишком дорожу своим личным временем, чтобы соглашаться.

16. Вы с товарищами собрались ехать на дачу в солнечный теплый день. Вдруг Вам звонят и просят отложить поездку ради важного общего дела. Что делаете?

а) еду на дачу согласно плану;

б) не еду, остаюсь, конечно;

в) жду, что скажет мой товарищ.

Вы решили завести собаку. Какой из трех вариантов Вас устроит?

а) бездомный щенок;

б) взрослый пес с известным Вам нравом;

в) дорогой щенок редкой породы.

17. Вы собрались отдыхать после работы (учебы).

И вот говорят: «Есть важное дело. Надо». Как реагируете?

а) напомню о праве на отдых;

б) делаю, раз надо;

в) посмотрю, что скажут остальные.

18. С Вами разговаривают оскорбительным тоном. Как к этому относитесь?

а) отвечаю тем же;

б) не замечаю, это не имеет значения;

в) разрываю связь.

19. Вы плохо играете на скрипке (или на любом другом музыкальном инструменте).

Ваши родители Вас непременно хвалят и просят сыграть для гостей. Что делаете?

а) играю, конечно;

б) разумеется, не играю;

в) когда хвалят, всегда приятно, но ищу повод увильнуть от игры.

20. Вы задумали принять гостей. Какой вариант Вы предпочтете?

а) самому (самой) приготовить все блюда;

б) закупить полуфабрикаты в магазине «Кулинария»;

в) пригласить гостей на кофе.

21. Вдруг узнаете, что школу закрыли по каким-то особым обстоятельствам. Как встречаете такое сообщение?

а) бесконечно рад, гуляю, наслаждаюсь жизнью;

б) обеспокоен, строю планы самообразования;

в) буду ожидать новых сообщений.

22. Что Вы чувствуете, когда на Ваших глазах хвалят кого-то из Ваших товарищей?

а) ужасно завидую, мне неудобно;

б) я рад, потому что и у меня есть свои достоинства;

в) я, как все, аплодирую.

23. Вам подарили красивую необычной формы авторучку. На улице к Вам подходят два парня и требуют отдать им подарок. Что делаете?

а) отдаю — здоровье дороже;

б) постараюсь убежать от них, говорю, что ручки у меня нет;

в) подарков не отдаю, вступаю в борьбу.

24. Когда наступает Новый год, о чем чаще всего думаете?

а) о новогодних подарках;

б) о каникулах и свободе;

в) о том, как жил и как собираюсь жить в новом году.

25. Какова роль музыки в Вашей жизни?

а) она мне нужна для танцев;

б) она доставляет мне наслаждение духовного плана;

в) она мне просто не нужна.

26. Уезжая надолго из дома, как Вы себя чувствуете вдали?

а) снятся родные места;

б) хорошо себя чувствую, лучше, чем дома;

в) не замечал (не замечала).

27. При просмотре информационных телепрограмм портится ли иногда Ваше настроение?

а) нет, если мои дела идут хорошо;

б) да, в настоящее время довольно часто;

в) не замечал (не замечала).

28. Вам предлагают послать книги в далекое горное село. Что делаете?

а) отбираю интересное и приношу;

б) ненужных мне книг у меня нет;

в) если все принесут, я тоже кое-что отберу.

29. Можете ли Вы назвать пять дорогих Вам мест на Земле пять дорогих Вам исторических событий, пять дорогих Вам имен великих людей?

а) да, безусловно, могу;

б) нет, на свете много интересного;

в) не задумывался (не задумывалась), надо бы посчитать.

30. Когда Вы слышите о подвиге человека, что чаще всего приходит Вам в голову?

а) у этого человека был, конечно, свой личный интерес;

б) человеку просто повезло прославиться;

в) глубоко удовлетворен и не перестаю удивляться.

Обработка полученных данных. Количество выборов, сделанных школьниками в каждом случае, необходимо подсчитать и выразить в процентном отношении к общему числу учащихся.

Ответы под номерами 10, 17, 21, 25, 26 из подсчета исключаются.

Показателем, свидетельствующим о достаточной нравственной воспитанности учащихся и сформированности ориентации на «другого человека», является количество выборов от 13 и более в следующих вариантах:

Графа а. Сосчитать * на вопросы 1, 4, 14, 15, 27, 29, 30.

Графа б. Сосчитать * на вопросы 5, 7, 13, 16, 18, 20, 22, 23, 28.

Графа в. Сосчитать * на вопросы 2, 3, 6, 8, 9, 11, 12, 19, 24, 31.

Показателем, свидетельствующим о некоторой безнравственной ориентации, эгоистической позиции, является количество выборов от 13 и более в следующих вариантах:

Графа а. Сосчитать * на вопросы 2, 3, 5, 7, 8, 12, 13, 16, 18, 20, 22, 23, 24, 31.

Графа б. Сосчитать * на вопросы 1, 4, 6, 9, 11, 19, 27, 29, 30.

Графа в. Сосчитать * на вопросы 14, 15.

Показателем, свидетельствующим о несформированности нравственных отношений, неустойчивом, импульсивном поведении, является оставшееся количество выборов, где предпочтение явно не обнаруживается.

Список использованной литературы

1. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. Учебник для вузов. — СПб: Издательство «Питер»,2000. — 304 с.

2. Газман О.С. Неклассическое воспитание. От авторитарной педагогики к педагогике свободы. — М.: МИРОС, 2002. — 296 с.

3. Маленкова Л.И. Теория и методика воспитания. Учебное пособие. — М.: Педагогическое общество России, 2002. — 480 с.

4. Мудрик А.В. Социальная педагогика Учеб. для студ. пед. вузов — М.: Издательский центр «Академия», 2000. — 200 с.

5. Нечаев М.П. Диагностика воспитанности школьников. Учебно-методическое пособие. — М.: ЦГЛ, 2006. — 64 с.

6. Новикова, Л.И. Воспитание как педагогическая категория // Педагогика. — 2000, № 6. — с. 28-35.

7. Подласый И.П. Педагогика: в 2-х кн. Кн. 2. Процесс воспитания. — М.: Владос, 2000. — 256 с.

8. Селевко Г.К. Технологии развивающего образования. — М.: НИИ Школьных технологий, 2005. — 192 с.

9. Сластенин В.А. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений — М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 576 с.

10. Словарь социального педагога и социального работника / под.ред. И. Калачева, Яков Коломинский, А. Левко. — М: БелЭн, 2003. — 256 с.

11. Степанов Е.Н. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания. — М.: ТЦСфера, 2008. — 244 с.

12. Устименко Е.Н. Воспитательная система школы: теория и практика моделирования // Классный руководитель. — 2002, № 3. — С. 18-25

13. Иванов А.В. Развитие культурной среды школы, как педагогическая проблема. Библиотека Института системных исследований и координации социальных процессов: [Электронный ресурс] Проверено 9.11.2011.

14. Методики для изучения личности учащихся: [Электронный ресурс] http://karavaino2007.narod.ru/met.doc Проверено 9.11.2011.

15. Психологический образовательный сайт: [Электронный ресурс] http://www.psylist.net/praktikum/00175.htm Проверено 9.11.2011.

Размещено на