Информационный материал по теме Расстройства ассоциативного процесса

Расстройства ассоциативного процесса

ряд нарушений спосо6а мышления, выражающихся в изменении темпа, подвижности, стройности, целенаправленности.

Ускорение мышления — обилие и быстрота возникновения ассоциаций и их поверхностность; больные легко отвлекаются от основной темы разговора, речь приобретает непоследова­тельный, «скачущий» характер. Любое замечание собеседника рождает новый поток поверхностных ассоциаций. Отмечается речевой напор (больной стремится поскорее высказаться, не слушает ответов на задаваемые им вопросы).

Чрезвычайно выраженное ускорение — «скач­ка идей» (fuga idearum) — речь распадается на отдель­ные выкрики, понять связь между которыми очень трудно («словесная окрошка»).

Однако позже, когда болезненное со­стояние проходит, больные иногда могут восстановить логичес­кую цепь мыслей, которые они не успевали высказать во вре­мя психоза.

  • маниакаль­ный синдром
  • при приёме психостимуляторов

Замедление мышления — замедленный темп речи и бедность возникающих ассоциаций (речь становится односложной, в ней отсутствуют развер­нутые определения и объяснения).

Затруднен процесс форми­рования умозаключений, поэтому больные не в состоянии осмыслить сложные вопросы, не справляются со счетом, про­изводят впечатление интеллектуально сниженных. Однако за­медление мышления в подавляющем большинстве случаев — временный обратимый симптом, и с разрешением психоза мыслительные функции полностью восстанавливаются.

  • депрессия
  • при легком расстройстве сознания (оглу­шении)

Патологическая обстоятельность (вязкость) — проявление тугоподвижности мышления (речь медленная, слова растягиваются, многословность, склонность к излишней детализации, обилие несущественных уточнений, повторов, случайных фактов, вводных слов).

Хотя он постоянно возвращается к теме беседы, но застревает на подробных описаниях, добирается до конечной мысли сложным, запутанным путем («лабиринтное мышление»).

12 стр., 5547 слов

Познавательные процессы: мышление, речь

... внутренней среды, называются познавательными психическими процессами. Познавательные процессы - ощущение, восприятие, мышление, воображение, память - формируют информационную базу, ориентировочную основу психики. Именно ... поведение человека - приспособительно преобразующее. В процессе преобразующей деятельности человека мышление выступает как средство постановки цели и как аппарат для подготовки ...

Во многом этот симптом связан с интеллектуальными расстройствами: причина детализации — утраченная способность отличать глав­ное от второстепенного.

  • органические заболевания мозга (эпилепсия) — длительное течение
  • при нали­чии необратимого дефекта личности

От патологической обстоятельности ассоциативного процес­са следует отличать обстоятельность больных с бредом детализация служит не проявлением необратимых изме­нений в способе мышления больного, а лишь отражает сте­пень актуальности бредовой идеи для пациента. Больной с бредом так увлечен рассказом, что не может переключиться на какую-либо другую тему, постоянно возвращается к волную­щим его мыслям, однако при обсуждении бытовых, малозна­чимых для него событий способен отвечать кратко, четко и конкретно. Назначение лекарственных средств может снизить актуальность болезненных бредовых идей и соответственно при­водит к исчезновению бредовой обстоятельности.

Резонерство — многословие, но мышление теряет целенаправленность. Речь изобилует сложными логичес­кими построениями, вычурными абстрактными понятиями, терминами, нередко употребляемыми без понимания их истин­ного значения. Не важно, понял ли их собеседник, интересен сам процесс мышления, а не конечная мысль.

Мышление — аморфное, лишенное четкого со­держания, выражаются витиевато, рассматривают проблемы с точки зрения наиболее абстрактных наук (философии, этики, космологии. Часто сочетается с нелепыми абстрактными увлечениями (метафизической или философической интоксикацией).

  • шизоф­рения с длительно текущим процессом, отражает необратимые изменения в способе мышления больных

Разорванность — распад речи (шизофазия), когда она совершенно теряет какой-либо смысл. Употребляе­мые больным ассоциации хаотичны и случайны. Сохраняется правильная грамматическая структура.

Говорит — размеренно, выделяя уда­рением наиболее значимые слова.

Сознание не рас­строено: он слышит вопрос врача, правильно выполняет его инструкции, строит ответы с учетом ассоциаций, прозвучав­ших в речи собеседников, но не может сформулировать до конца ни одной мысли.

  • шизофрения, заключительные этапы

Бессвязность (инкогерентность) грубый рас­пад всего процесса мышления. Граммати­ческая структура речи разрушена; отсутствуют законченные фразы, только отдельные обрывки фраз, словосочетания и бессмысленные звуки. Больной недоступен контакту, не слышит и не понимает обращенной к нему речи.

12 стр., 5824 слов

Особенности наглядно-образного мышления детей с общим недоразвитием речи

... имеет теоретическое значение [7]. Изучением наглядно-образного мышления детей с недоразвитием речи занимались О.Н.Усанова, Т.Н.Синякова, М.А.Фотекова, В.А.Ковшикова, Ю.А.Элькин, Л.И.Белякова, ... - изучение особенностей наглядно-образного мышления дошкольников с общим недоразвитием речи. Объект исследования - особенности наглядно-образного мышления детей дошкольного возраста. Предмет исследования ...

  • аменция

Речевые стереотипии — повтор мыслей, фраз или отдельных слов (персеве­рации, вербигерации и стоячие обороты).

Персеверации — вследствие нарушения интеллекта больные не могут осмыслить очередной воп­рос и вместо ответа повторяют сказанное ранее.

  • слабоумие, вызванное сосудистым поражением мозга
  • возрастные атрофические процессы в мозге

Вербигераши — во многом напоминают насиль­ственные двигательные акты (лишь условно можно отнести к расстройствам мышления); стереотипное, ритмичес­кое, иногда в рифму повторение отдельных слов, порой бес­смысленных сочетания звуков. Часто сопровож­дается ритмическими движениями (пациенты раскачиваются, качают головой, размахивают пальцем и одновременно повто­ряют: «Лежу-лежу… межу-межу… гужу-гужу… тужу-тужу… гляжу-гляжу…»).

  • компонент кататонического синдрома (шизофрения)
  • компонент гибефренического синдрома (шизофрения)

Стоячие оборотыстереотипные выражения, однотип­ные мысли, к которым больной многократно возвращается в процессе беседы — признак сни­жения интеллекта, опустошения мышления.

  • при эпилептическом слабоумии
  • могут наблюдаться при атрофических заболеваниях мозга (болезнь Пика)

Мышление помимо воли (наплыв мыслей и перерывы в мышлении)

Наплыв мыслей (ментизм) — тягостное для пациента состояние хаотичного потока проносящихся в голове мыслей, обычно в виде приступа. Больной не способен продолжать обычную работу, отвлекается от беседы. Болезненные мысли не представляют собой какого-либо логического ряда, поэтому человек не мо­жет связно их изложить, жалуется, что «мысли идут парал­лельными рядами», «скачут», «пересекаются», «цепляются одна за другую», «путаются».

От приступов ментизма следует отличать трудности в мышлении, возникающие при утомлении (например, при астеническом синдроме), при котором пациенты не могут сосредоточиться, сконцентрировать внимание на работе, невольно начинают мыслить о чем-либо несущественном. Никогда не сопровождается ощущением чуждости, насильственности.

  • идеаторный автоматизм (шизофрения)

Перерывы в мышлении (шперрунг, остановка, или закупор­ка, мыслей) — ощущение, что «мысли улетели из го­ловы», «голова пустая», «думал-думал и вдруг как будто в стену уткнулся». Из-за насильственного характера — подозрение, что кто-то специально управляет мышлением, мешает ему думать.

29 стр., 14144 слов

Применение экспериментальных методов в изучении процессов мышления

... теоретическом плане он придерживался мысли о практическом, деятельностном происхождении основных интеллектуальных операций. Теория развития мышления ребенка, предложенная Ж.Пиаже, получила название операциональной от слова операция. Операция, по Пиаже, ...

При шизофрении: весь образный склад мышления может коренным образом видоизменяться, приобре­тая аутистический, символический и паралогический характер (не специфическое проявление шизофрении).

  1. Аутистическое мышлениечрезвычайная замкнутость, погруженность в мир собственных фантазий, отрыве от реальности.

Не интересуются практической значимостью своих идей, могут обдумывать мысль, очевидно про­тиворечащую действительности, делать из нее выводы, такие же бессмысленные, как и исходная посылка.

Не волнует мнение окружающих, они малоразговорчивы, скрыт­ны, зато с удовольствием излагают мысли на бумаге, подчас исписывая толстые тетради. Наблюдая таких больных, читая их записи, можно удивляться тому, что пациенты, которые ведут себя пассивно, говорят бесцветно, равнодушно, в дей­ствительности охвачены столь фантастичными, абстрактными, философскими переживаниями.

  1. Символическое мышлениеупотребляют для выражения мыслей собственные, непонятные окружающим символы. Это могут быть хорошо известные слова, которые используются в необычном значении, из-за чего смысл сказанного становится непонятным. Нередко пациенты выдумывают собственные слова (неологизмы).

  1. Паралогическое мышление — путем сложных логических рассуждений приходят к выводам, явно противоречащим действительности. Воз­можно из-за смещение понятий (соскальзывание), подмена прямого и переносного смыс­ла слов, нарушения причинно-следственных взаимоотноше­ний в речи. Нередко паралогическое мышление является основой бредовой системы. При этом паралогические построения как бы доказывают справедливость мыслей больного.