ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ МЫШЛЕНИЯ

Мышление – это наиболее обобщённая и опосредованная форма психического отражения, устанавливающая связи и отношения между познаваемыми объектами.

Весь материал мыслительная деятельность получает из одного источника – чувственного познания, то есть через ощущения и восприятие мышление связана с внешним миром и является его отражением. Человеческое мышление, в какой форме бы оно не осуществлялось, невозможно без языка. В слове, мысль обретает необходимую материальную оболочку, в которой оно становится непосредственной деятельностью для нас самих и для других. Чем больше совершенствуется словесная формулировка, тем отчётливее и понятнее она звучит. Чем более мысль продумана, тем яснее она выражается.

Социальная природа мышления заключается в преемственности всех знаний, приобретенных в ходе человеческой истории.

Логика мышления изучает логические формы мышления: понятия, сужденияи умозаключения.

Понятие – мысль в которой отражаются общие, существенные и отличительные признаки предметов и явлений действительности.

Суждение – отражение связи между предметами и явлениями действительности, их свойствами и признаками. Суждение бывает общим, частным и единичным. В общих суждениях что-либо утверждается или отрицается, относительно всех предметов данной группы или данного класса. В частных суждениях что-либо утверждается или отрицается, уже относительно не всей группы, а касательно некоторых предметов. В единичных суждениях – только к одному предмету.

Суждения образуются двумя способами:

непосредственно, когда в них выражают то, что воспринимается;

опосредовано, путём умозаключений и суждений.

Умозаключение и рассуждение и являются основными формами опосредованного познания действительности.

Умозаключение – это такая связь между мыслями (понятиями и суждениями), в результате которой из одного или нескольких суждений, мы получаем другое суждение, извлекая его из содержания исходных суждений.

 

МЫСЛИТЕЛЬНЫЕ ОПЕРАЦИИ

Анализ – мыслительная операция расчленения сложного объекта на составляющие его части и характеристики.

Синтез – мыслительная операция, позволяющая переходить от частного к целому.

Сравнение – мыслительная операция, основанная на установлении сходства и различия между объектами.

14 стр., 6687 слов

Определении уровня развития наглядных форм мышления у детей 6-7 ...

... несущественные, что позволяет отличить один предмет от другого. Понятие выступает и как форма мышления, и как особое мыслительное действие. За каждым понятием ... суждений нового суждения. Умозаключение - такая форма мышления в процессе которой человек, сопоставляя и анализируя различные суждения, выводит из них новое суждение. Исходные суждения, из которых выводится, извлекается другое суждение, ...

Абстрагирование – выделение существенных свойств и связей, отличая их от других, несущественных.

Обобщение – мыслительное объединение предметов и явлений по их общим качествам.

Конкретизация – уточнение деталей.

Исследуемые психологией мотивы бывают двух видов:

специфически-познавательный: побудителями и движущими силами мыслительной деятельности служат интересы и мотивы, в которых проявляются познавательные потребности.

неспецифический: мышление происходит под влиянием более или менее внешних причин, а не чисто познавательных интересов.

 

МЫШЛЕНИЕ И РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ

Мышление имеет целенаправленный характер. По своему существованию, мышление необходимо лишь в тех ситуациях, в которых возникают новые цели, а старые и прежние способы недостаточны для их достижения (проблемные ситуации).

Мышление – это искание и открытие нового.

 

ВИДЫ МЫШЛЕНИЯ

Наглядно-действенное мышление – наиболее элементарная форма мышления, возникающей в практической деятельности и являющаяся основной для формирования наиболее сложных форм мышления. Формируется до трёх лет.

Наглядно-образное мышление: характеризуется опорой на представления и образы. Проявляется от трёх до семи лет.(В конце дошкольного периода начинает формироваться система понятий, а в конце школьного периода она предстаёт сформированной в той или иной степени.)

Словесно-логическое мышление: осуществляется при помощи логических операций.

СПОСОБЫ МЫШЛЕНИЯ

Дедукция – логический вывод, в процессе общения, от общего к частному.

Индукция – логический вывод, в процессе общения, от частного к общему.

 

ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ МЫШЛЕНИЯ

Проявляются, прежде всего в том, что по-разному складываются соотношения наглядно-действенного, наглядно-образного и отвлечённого мышлений. Характеризуются самостоятельностью, гибкостью, быстротой мысли.

Самостоятельность мышления проявляется, в первую очередь, таким образом: поставить новый вопрос, осознать проблему, а затем решить их своими силами.

Гибкость мышления заключается в умении изменять, намеченный в начале, путь, если он не удовлетворяет тем условиям проблемы, что постепенно выполняется в ходе решения задачи.

Быстрота мысли: особенно нужна в тех случаях, когда от человека требуется принимать решения в очень короткий срок.

2. Интеллект – это глобальная способность действовать разумно, рационально мыслить и хорошо справляться с жизненными обстоятельствами.

Структура интеллекта.

счетная способность, т.е. способность оперировать числами и выполнять арифметические действия;

вербальная (словесную) гибкость, т.е. легкость, с которой человек может объясняться, используя наиболее подходящие слова;

вербальное восприятие, т.е. способность понимать устную и письменную речь;

пространственная ориентация, или способность представлять себе различные предметы и формы в пространстве;

6 стр., 2680 слов

Роль мышления в профессиональной деятельности

... мышление, воспроизводящее определенные способы, приемы профессиональной деятельности по образцу; - продуктивное, творческое мышление, в ходе которого ставятся проблемы, выявляются новые стратегии, обеспечивающие эффективность труда, противостояние экстремальным ситуациям; - наглядно-действенное мышление, ... мышлением и более глубокими умственными способностями. ... деятельность, главным образом, ...

память;

способность к рассуждению;

быстрота восприятия сходств или различий между предметами и изображениями.

Оценка интеллекта.

Наибольшей популярностью пользуется так называемый «коэффициент интеллектуальности», сокращенно обозначаемый IQ, который позволяет соотнести уровень интеллектуальных возможностей индивида со средними показателями своей возрастной и профессиональной группы.

Среднее значение IQ соответствует 100 баллам, самые низкие могут приближаться к 0, а самые высокие – 200. Стандартное (т.е. среднее для всех групп) отклонение – 16 баллов в каждую сторону. У каждого третьего человека IQ находится между 84 и 100 баллами, и такова же доля лиц (34%) с показателями от 100 до 116 баллов. Таким образом, эта основная масса (68%) и считается людьми со средним интеллектом. Две другие группы (по 16% в каждой), результаты которых соответствуют крайним показателям шкалы, рассматриваются или как умственно отсталые (люди со сниженным интеллектом IQ от 10 до 84), или как обладающие высокими (выше среднего) интеллектуальными способностями (IQ от 116 до 180).

 

Во многих странах используется термин «умственная отсталость», сокращенно УО. В качестве основного диагностического показателя умственной отсталости и используется коэффициент интеллектуальности. По международным стандартам (они сейчас носят «щадящий» характер) при IQ<50-70 имеет место легкая умственная отсталость, при IQ<50 – средней тяжести; при IQ<35 – резко выраженная.

Психологи и психиатры используют термин «олигофрения» («малоумие»), под которым обозначают врожденную или приобретенную в раннем детстве (до 3-летнего возраста) недоразвитость интеллекта. Дебильностью называют легкую степень слабоумия (IQ<75%), которую трудно отличить от психики на нижней границе нормы. Поведение дебилов достаточно адекватно и самостоятельно, речь развита. Поэтому дебильность замечается не сразу, а обычно в процессе начального обучения. В подростковом возрасте, когда дебилизм особенно проявляется, обнаруживаются дефекты в абстрактном мышлении. Дебилами все понимается буквально, переносный смысл пословиц, метафор не улавливается. Лица, страдающие дебильностью, овладевают преимущественно конкретными знаниями, усвоение теоретических им не дается.

 

3. Воображение – это психический процесс создания нового в форме образа, представления или идеи.

Человек может мысленно представить себе то, что в прошлом не воспринимал или не совершал, у него могут возникать образы предметов и явлений, с которыми о» раньше не встречался. Будучи теснейшим образом связанным с мышлением, воображение характеризуется большей, чем при мышлении, неопределенностью проблемной ситуации.

Процесс воображения свойствен только человеку и является необходимым условием его трудовой деятельности.

Воображение всегда направлено на практическую деятельность человека. Человек, прежде чем что-либо сделать, представляет, что надо делать и как он будет это делать, Таким образом, он уже заранее создает образ материальной вещи, которая будет изготовляться в последующей практической деятельности человека. Эта способность человека заранее представлять конечный итог своего труда, а также процесс создания материальной вещи резко отличает человеческую деятельность от «деятельности» животных, иногда очень искусной.

14 стр., 6619 слов

Развитие творческого воображения дошкольников средствами изобразительной ...

... занятий изобразительной деятельности в развитии творческого воображения Заключение Список литературы Приложения Введение Современное общество требует от человека применения широкого спектра способностей, развития творческой индивидуальности, способной к активному взаимодействию ...

Воображение всегда есть определенный отход от действительности. Но в любом случае источник воображения – объективная реальность.

Воображение – это образное конструирование содержания понятия о предмете (или проектирование схемы действий с ним) еще до того, как сложится само понятие (а схема получит отчетливое, верифицируемое и реализуемое в конкретном материале выражение).

Ведущим механизмом воображения служит перенос какого-либо свойства объекта. Эвристичность переноса измеряется тем, насколько он способствует раскрытию специфической целостной природы другого объекта в процессе его познания или создания человеком.

В психологии различают произвольное и непроизвольное воображение. Первое проявляется, например, в ходе Целенаправленного решения научных, технических и художественных проблем при наличии осознанной и отреферированной поисковой доминанты, второе – в сновидениях, так называемых неизменных состояниях сознания и т.д.

Особую форму воображения образует мечта. Она обращена к сфере более или менее отдаленного будущего и не предполагает немедленного достижения реального результата, а также его полного совпадения с образом желаемого. Вместе с тем мечта может стать сильным мотивирующим фактором творческого поиска.

 

Можно выделить несколько видов воображения, среди которых основные – пассивное и активное. Пассивное в свою очередь делится на произвольное (мечтательность, грезы) и непроизвольное (гипнотическое состояние, сновидовая фантазия).

Активное воображение включает в себя артистическое, творческое, критическое, воссоздающее и антиципирующее… Близко к этим видам воображения находится эмпатия – способность понимать другого человека, проникаться его мыслями и чувствами, сострадать, сорадоваться, сопереживать…

В условиях депривации усиливаются разные виды воображения,.

Активное воображение всегда направлено на решение творческой или личностной задачи. Человек оперирует фрагментами, единицами конкретной информации в определенной области, их перемещением в различных комбинациях относительно друг друга. Активное воображение направлено в будущее и оперирует временем как вполне определенной категорией (т.е. человек не теряет чувства реальности, не ставит себя вне временных связей и обстоятельств).

Активное воображение, наконец, и пробуждается задачей и ею направляется, оно определяется волевыми усилиями и поддается волевому контролю.

Воссоздающее воображение – один из видов активного воображения, при котором происходит конструирование новых образов, представлений у людей в соответствии с воспринятой извне стимуляцией в виде словесных сообщений, схем, условных изображений, знаков и т.д.

Антиципирующее воображение лежит в основе очень важной и необходимой способности человека – предвосхищать будущие события, предвидеть результаты своих действий и т.д. Этимологически слово «предвидеть» тесно связано и происходит из одного корня со словом «видеть», что показывает важное значение осознания ситуации и перенесения определенных элементов ее в будущее на основе знания или предугадывания логики развития событий.

6 стр., 2918 слов

Воображение, функции и его виды

... мечтой. Воображение может быть четырех основных видов : Основные виды воображения 1. Активное воображение – характеризуется тем, что, пользуясь им, человек по собственному желанию, усилием воли вызывает у себя соответствующие образы. 2. Пассивное воображение заключается ...

Творческое воображение – это такой вид воображения, в ходе которого человек самостоятельно, создает новые образы и идеи, представляющие ценность для других людей или общества в целом и которые воплощаются («кристаллизуются») в конкретные оригинальные продукты деятельности. Творческое воображение является необходимым компонентом и основой всех видов творческой деятельности человека..

Пассивное воображение подчинено внутренним, субъективным факторам, оно тенденциозно. Пассивное воображение подчинено желаниям, которые мыслятся в процессе фантазирования осуществленными. В образах пассивного воображения «удовлетворяются» неудовлетворенные, большей частью неосознанные потребности личности. Образы и представления пассивного воображения направлены на усиление и сохранение положительно окрашенных эмоций и на вытеснение, редукцию отрицательных эмоций и аффектов.