Вопросы на экзамен 5 курс

Вопросы

для подготовки к экзамену по дисциплине

«Социальные технологии работы с молодёжью».

1. Цели, задачи, содержание дисциплины «Социальные технологии работы с молодёжью». Роль и место дисциплины в профессиональной деятельности специалиста по работе с молодёжью.

Основная цель освоения дисциплины «Социальные технологии работы с молодежью» состоит в формировании у студентов комплекса знаний, базовых умений и навыков в области

технологизации работы с молодежью и социальных технологий работы с молодежью, в том числе в проектной деятельности, содействии разработке индивидуального технологического багажа специалиста для его активного использования в практике организации работы с молодежью.

Основные задачи изучения дисциплины «Социальные технологии работы с молодежью» формулируются следующим образом:

  1. освещение сущности и особенностей социальных технологий;
  2. анализ основных подходов, методов, моделей социальных технологий работы с молодежью;
  3. раскрытие приоритетных направлений технологизации в сфере организации работы с молодежью в РФ;
  4. ознакомление с механизмами и формами практической реализации технологий работы с молодежью;
  5. изучение опыта практической работы в службах системы организации работы с молодежью, в различных сферах жизнедеятельности и с различными лицами и категориями молодежи в России и за рубежом;
  6. овладение основными профессиональными технологиями деятельности в различных сферах и с различными категориями молодежи.
  7. Предлагаемый курс занимает одно из центральных мест в системе дисциплин профессиональной подготовки бакалавриата 040700 «Организация работы с молодежью» (профиль «Молодежная политика»).

    В настоящее время социальные технологии приобрели стержневое значение в работе с молодежью, особенно после принятия Правительством РФ Стратегии государственной молодежной политики. Авторы Стратегии на основе глубокого анализа мировой практики и реалий положения молодежи в нашей стране предложили ряд важнейших направлений развития и реализации потенциала молодежи, которые теперь необходимо оснастить измеряемыми результатами и четкими, отработанными алгоритмами их достижения – технологиями. Опыт разработки крупных федеральных программ в 90-е гг. XX века показали значимость такой работы, ведь без нее многие благие намерения в работе с молодежью так и остались на бумаге, не реализовавшись на практике. В этой связи изучение дисциплины предусматривает овладение навыками технологического подхода к профессиональной деятельности и конкретных методик работы с клиентами.

  8. Данная дисциплина подготавливает студентов к овладению таких предметов ОПП бакалавриата 040700 «Организация работы с молодежью» (профиль «Молодежная политика») как «Молодая семья — объект молодежной политики», «Работа с молодежью, находящейся в трудной жизненной ситуации», «Современные технологии организации волонтерской работы».
  9. Социальные технологии работы с молодежью изучаются в тесной связи с компетенциями и должностными обязанностями специалиста ОРМ, с системой социального обслуживания молодежи РФ. Профессиональная направленность курса объективно обуславливает необходимость взаимосвязи программы курса и производственной практики. Усвоение курса также востребовано в исследовательской практике выпускника, в различных формах социальной работы, в государственной службе.

Предлагаемый курс занимает одно из центральных мест в системе дисциплин профессиональной подготовки бакалавриата 040700 «Организация работы с молодежью» (профиль «Молодежная политика»).

4 стр., 1836 слов

Технология социальной профилактики девиантного поведения молодежи

Содержание Введение 2 Глава 1. Теоретические аспекты понимания проблемы девиантного поведения 4 1.1. Девиантное поведение: проблемы и перспективы 4 1.2. Социальная работа с девиантным поведением в учреждениях СЗН 13 Глава 2. Технологические аспекты профилактики девиантного поведения в подростковой среде 16 2.1. Опыт деятельности центра по работе с запущенными подростками 16 2.2. Технология ...

В настоящее время социальные технологии приобрели стержневое значение в работе с молодежью, особенно после принятия Правительством РФ Стратегии государственной молодежной политики. Авторы Стратегии на основе глубокого анализа мировой практики и реалий положения молодежи в нашей стране предложили ряд важнейших направлений развития и реализации потенциала молодежи, которые теперь необходимо оснастить измеряемыми результатами и четкими, отработанными алгоритмами их достижения – технологиями. Опыт разработки крупных федеральных программ в 90-е гг. XX века показали значимость такой работы, ведь без нее многие благие намерения в работе с молодежью так и остались на бумаге, не реализовавшись на практике. В этой связи изучение дисциплины предусматривает овладение навыками технологического подхода к профессиональной деятельности и конкретных методик работы с клиентами.

15 стр., 7351 слов

Курсовая работа — Социально-психологические проблемы молодой семьи

... семьи. Развитое нравственное сознание проявляется в понимании молодежью социальной значимости семьи, в серьезном отношении к браку, ... брак в человеческом обществе считается единственно приемлемой, социально одобренной и закрепленным законом формой, не ... УНИВЕРСИТЕТ ИНСТИТУТ ПСИХОЛОГИИ И СОЦИАЛЬНЫХ НАУК КАФЕДРА ОБЩЕЙ И СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ Курсовая работа Социально-психологические проблемы молодой ...

Данная дисциплина подготавливает студентов к овладению таких предметов ОПП бакалавриата 040700 «Организация работы с молодежью» (профиль «Молодежная политика») как «Молодая семья — объект молодежной политики», «Работа с молодежью, находящейся в трудной жизненной ситуации», «Современные технологии организации волонтерской работы».

Социальные технологии работы с молодежью изучаются в тесной связи с компетенциями и должностными обязанностями специалиста ОРМ, с системой социального обслуживания молодежи РФ. Профессиональная направленность курса объективно обуславливает необходимость взаимосвязи программы курса и производственной практики. Усвоение курса также востребовано в исследовательской практике выпускника, в различных формах социальной работы, в государственной службе.

2. Молодёжь как особая социально-демографическая аудитория. Объективные и субъективные условия, оказывающие влияние на социальное развитие молодёжи.

3. Понятие, цели и специфика социальной работы с молодёжью.

Основными целями социальной работы с молодежью являются:

  • создание системы социального обслуживания молодежи как государственно-общественной целостной системы социально-психологического сопровождения человека;
  • выявление факторов, обусловливающих развитие асоциального поведения несовершеннолетних и молодежи;
  • оказание экстренной помощи несовершеннолетним и молодежи, оказавшимся в тяжелой жизненной ситуации;
  • увеличение степени самостоятельности клиентов, их способности контролировать свою жизнь и более эффективно разрешать возникающие проблемы;
  • создание условий, при которых человек, несмотря на физическое увечье, душевный срыв или жизненных кризис, может сохранять чувство собственного достоинства и уважение к себе со стороны окружающих;
  • достижение такого результата, когда у клиента отпадает необходимость в помощи социального работника (конечная цель).[4. c. 240]

Специфика социальной работы с молодежью

4 стр., 1857 слов

Создание системы воспитательной работы с учащейся молодежью

Министерство образования Республики Беларусь Учреждение образования «Республиканский институт профессионального образования» Кафедра общей профессиональной педагогики КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ДИСЦИПЛИНЕ «МЕТОДИКА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ» ТЕМА: Создание системы воспитательной работы с учащейся молодежью Выполнил: Мартынович Надежда Александровна группа № 940-1-11 Минск, 2011 Содержание Введение Создание ...

Социальная работа с молодежью может быть представлена двумя моделями – интегративной и дефицитной. Интегративная представляет собой социальную работу в широком смысле этого понятия и должна способствовать социализации молодежи. В этом аспекте социальная работа практически соотносится с таким видом профессиональной деятельности как социальная педагога. Реализация данной модели возможна лишь через государственно-общественный затратный механизм, предполагающий выделение значительных финансовых средств, а также людских и материальных ресурсов, что возможно только в условиях распределительного ведения народного хозяйства. Однако чрезмерное большой объем средств, которые должны быть выделены на полноценную реализацию такого типа социальной работы приводит к тому, что большинство стран с рыночной экономикой избирает дефицитную модель развития социальной работы, т.е., в первую очередь, ориентированную на социально уязвимые слои населения, группы риска, инвалидов и одиноких, а также детей и подростков. Под социальной работой с молодежью понимается профессиональная деятельность по оказанию помощи как отдельному молодому человеку, так и группам в целях улучшения или восстановления их способности к социальному функционированию; создание условий, благоприятствующих достижению этих целей в обществе, а также работа с молодыми людьми на коммунальном уровне, по месту жительства или в трудовых коллективах. Основной задачей социальной работы при этом является выработка у молодежи способности решать самостоятельно свои проблемы, адаптироваться к новым социально-экономическим условиям рыночной экономики, получение навыков к самостоятельной жизни и участию в самоуправлении. Субъектом этого вида деятельности выступают социальные службы для молодежи, представляющие собой совокупность государственных и негосударственных структур, специализированных учреждений по оказанию социальной помощи и эащиты молодых людей, поддержки их инициатив.

11 стр., 5097 слов

Этические принципы и правила работы практического психолога

... данной программы. Этические принципы и правила работы практического психолога. Этика работы практического психолога основывается ... или социальным положением. 4.Принцип конфедициальности. Материал, полученный психологом в процессе его работы с ... процесса, способствующее обеспечению высокого качества образовательных услуг, полноценному профессиональному развитию всех субъектов образовательного ...

4. Принципы социального обслуживания молодёжи и их сущность.

Социальное обслуживание основывается на следующих принципах:

Адресность, т.е. предоставление персонифицированно конкретному лицу. Работа по выявлению и созданию банка данных таких лиц ведется местными органами социальной защиты населения по месту жительства инвалидов, престарелых, многодетных и одиноких семей. Информацией о детях сиротах, одиноких и многодетных семьях располагают также органы народного образования; о беженцах — миграционная служба, о лицах без определенного места жительства — органы внутренних дел и пр. Иваненков С.П. Проблема социализации современной молодежи. М., 1999.

Доступность. Обеспечивается возможность бесплатного и частично платного получения социальных услуг, которые включены в федеральный и территориальные перечни гарантированных государством социальных услуг.

Перечни социальных услуг определяются с учетом субъектов, которым они предназначены. Федеральный перечень гарантированных государством социальных услуг для граждан пожилого возраста и инвалидов, оказываемых государственными и муниципальными учреждениями социального обслуживания, утвержден постановлением Правительства РФ от 25.11.95 №1151. На его основе разрабатываются территориальные перечни. Финансирование услуг, входящих в перечни, осуществляется за счет средств соответствующих бюджетов.

Добровольность. Социальное обслуживание осуществляется на основании добровольного обращения гражданина, его опекуна, попечителя, другого законного представителя, органа государственной власти, органа местного самоуправления или общественного объединения. В любое время гражданин может отказаться от получения социальных услуг.

Гуманность. Граждане, проживающие в стационарных учреждениях, имеют право на свободу от наказаний. Не допускаются в целях наказания или создания удобств для персонала использование лекарственных средств, средств физического сдерживания, а также изоляция.

Приоритетность предоставления несовершеннолетним.

Конфиденциальность. Сведения личного характера, ставшие известными работникам учреждения социального обслуживания при оказании социальных услуг, составляют профессиональную тайну. Работники, виновные в ее разглашении, несут установленную законом ответственность.

10 стр., 4632 слов

Неформалы в среде школьной молодежи и методы работы с ними

«Неформалы» в среде школьной молодежи и методы работы с ними. План: I. Причины появления неформальных объединений. II. Неформальные объединения: 1. Непринятые ассоциации. 2. Подавление и жестокость. 3. В мире грез. 4. Одежда и личность. 5. Тревожная молодость. 6. Носить или не носить? 7. Опасные приколы.III. Методы работы с «неформалами»: 1. Основные направления работы с экстремистами. 2. Метод ...

5. Система социальной помощи и защиты молодёжи в Российской Федерации и перспективы её развития.

6. Направления деятельности специалиста по социальной работе с молодёжью.

7. Основные принципы, правила и функции специалиста по работе с молодёжью.

Одним из принципов государственной молодежной политики, согласно постановлению Верховного Совета РФ от 3 июня 1993 г. №5090-1 «Об основных направлениях молодежной государственной политики в Российской Федерации», является предоставление молодому гражданину гарантированного государством минимума социальных услуг по обучению, воспитанию, духовному и физическому развитию, охране здоровья, профессиональной подготовке и трудоустройству. Объем, виды и качество социальных услуг должны обеспечивать необходимое развитие личности и подготовку к самостоятельной жизни. Мачюльская Е.И. Право социального обеспечения. М., 2004.

Социальные службы для молодежи предоставляют следующие виды услуг: социально-профилактические (профилактические, диагностические, коррекционные, профориентационные, психолого-педагогические, медико-консультационные, информационные, правовые и культурно-досуговые услуги, а также услуги, связанные с социальной адаптацией и организацией временного проживания детей и подростков.

Непосредственно реализацией данных социальных услуг занимается специалист по работе с молодежью, а именно:

1) выявляет молодые семьи, отдельных молодых людей, нуждающихся в различных видах и формах социальной поддержки, и осуществляет их патронаж;

2) устанавливает причины возникающих у воспитанников трудностей, в том числе по месту жительства, работы и учебы, а также определяет характер и объем необходимой им социальной помощи;

3) осуществляет социально-психологическую реабилитацию воспитанников, страдающих алкоголизмом, наркоманией и подвергшихся сексуальному насилию;

4) ведет работу с молодыми семьями, имеющими неблагоприятные социально-правовые и медико-психологичеАие условия проживания;

10 стр., 4714 слов

Социальная работа как профессиональный вид деятельности

... принцип детерминизма, принцип отражения, принцип развития, принцип единства сознания и деятельности, принцип историзма, принцип неразрывной взаимосвязи индивида и его социальной среды. Социально-политические принципы ... и сексуальному поведению, содействие подготовке молодежи к семейной жизни, развитие ... Социальная работа как учебная дисциплина Социальная работа как учебная дисциплина в Российской ...

5) выявляет бывших воспитанников детских домов и школ-интернатов, не имеющих родителей или оставшихся без их попечения, несовершеннолетних матерей, нуждающихся в трудоустройстве или другой помощи;

6) содействует активизации потенциала собственных возможностей отдельного человека, семьи или социальной группы;

7) дает необходимые консультации по различным вопросам социальной помощи и защиты;

8) помогает в оформлении документов для принятия нуждающихся на постоянное или временное социальное обслуживание, для опеки и попечительства;

9) содействует в предоставлении права на проживание в стационарных учреждениях (социально-реабилитационных центрах для подростков и молодежи, социальных гостиницах, кризисных центрах помощи женщинам, попавшим в трудную жизненную ситуацию, и др.).

Специалист по работе с молодежью осуществляет свою деятельность по месту жительства молодых людей, попавших в трудную жизненную ситуацию, в комплексных центрах социального обслуживания молодежи. Такой центр социального обслуживания молодежи создается как в городе, гак и в сельском поселении, и весь комплекс социальных услуг концентрируется именно в этом учреждении. Поддержка оказывается всем категориям молодых граждан, проживающих и данном населенном пункте. Приоритетными направлениями деятельности данного учреждения являются профориентация и трудоустройство.

Социальные работники консультационного автобуса руководствуются следующими принципами: принцип соблюдения прав несовершеннолетнего и принцип добровольности. Работа уличного социального работника с несовершеннолетними строится на следующих базисах:

  •  принцип принятия: полный отказ от оценок поступков несовершеннолетнего;
  •  принцип доверия: отказ от подозрений по отношению к информации, которую несовершеннолетний выдает в процессе общения;
  •  принцип открытости: нельзя лгать ребенку, скрывать интересующую его информацию;
  •  принцип соблюдения прав и привилегий подростка;
  •  принцип конфиденциальности;
  •  принцип безопасности (подростки должны быть уверены во всесторонней безопасности общения с социальным работником – сохранении конфиденциальности информации, безопасности своих личностных границ в процессе общения).

8. Этические и нравственные нормы деятельности специалиста по работе с молодёжью.

Этическими принципами социальной работы с детьми группы риска можно считать:

1. Принцип толерантности как основополагающий в этике социальной работы с клиентами группы риска. Работая с детьми группы риска необходимо проявлять терпимость к их образу жизни, поведению, чувствам, мнениям, идеям, верованиям, даже если они не совпадают с собственными. Не являясь враждебным свойством личности, толерантность формируется в течение жизни путем воспитания и самовоспитания и относится к важным компонентам готовности социального работника к профессиональной деятельности.

2. Принцип уважения ребенка как личности. Уважение подразумевает под собой соблюдение прав ребенка. Все права подробно прописаны во «Всеобщей декларации прав человека», а так же в «Конвенции о правах ребенка». Этот принцип очень важен при работе с детьми группы риска, ведь взаимное уважение — это залог успеха разрешения проблем.

3. Принцип добровольности. Насильно вернуть ребенка в нормальную, здоровую жизнь невозможно. Для этого нужно его желание. Это значит: для того, чтобы приступить к оказанию помощи и коррекционной работе с каждым ребенком, необходимо его согласие на сотрудничество со специалистами, оказывающими ему помощь.

4. Принцип конфиденциальности — это один из ведущих принципов в социальной работе, который определяет следующие нормы и стандарты поведения в деятельности специалиста.

При передаче информации третьему лицу, социальный работник должен обязательно предупредить его о неразглашении информации.

В случае получения от клиента информации, связанной с нарушением закона, социальный работник обязан передать ее соответствующим органам, при этом обязательно известить клиента о разглашении информации.

При работе с детьми группы риска очень важно, чтобы ребенок знал, что может доверять специалисту любую информацию и не боялся ее разглашения.

5.Принцип доброжелательности, бескорыстия, честности и откровенности. Этот принцип подразумевает под собой не совсем формальные отношения между специалистом социальной работы и клиентом. Откровенность, честность, открытость, доброжелательность — это те качества, которые должны быть в наличии у социального работника, незаменимые при работе с клиентами всех категорий, в частности с детьми группы риска. Доброжелательность и открытость со стороны специалиста способствует быстрому и эффективному разрешению проблем ребенка.

6. Принцип безоценочности. Этот принцип состоит в том, что специалист, оценивая действия и поведение клиента, не дает четкой оценки. Это способствует большему доверию со стороны клиента к социальному работнику. Естественно этот принцип не заменим в роботе с детьми группы риска, так как все мы знаем, какая реакция у детей на оценки их поведения со стороны окружающих людей. Поэтому, чтобы добиться необходимого результата, специалист социальной работы должен придерживаться этого принципа.

7. Принцип социальной справедливости. Этот принцип предполагает минимальное вмешательство государства в социально-экономические процессы и реализацию принципа личной ответственности и индивидуализма, основными чертами которого являются уважение личности как таковой, т. е. признание абсолютного приоритета взглядов и пристрастия человека к его собственной сфере деятельности, а также убеждение в желательности развития индивидуальных дарований и наклонностей. В этом случае экономическая свобода индивида дополняется политической и равенством стартовых возможностей. Приоритет отдается активности людей в гражданском обществе, основная роль в системе социальной работы принадлежит общественным организациям и объединениям, имеющим большое значение в реализации социальной политики. Этот принцип является важным при работе социального работника с клиентом, в частности с детьми группы риска.

Таким образом, мы выделили, рассмотрели и проанализировали 7 принципов, необходимых при работе социального работника с детьми группы риска. Определили основополагающий принцип — принцип толерантности.

9. Понятие, объект, цель, задачи и сферы государственной молодёжной политики.

указ Президента РФ от 16.09.1992 № 1075 «О первоочередных мерах в области государственной молодежной политики» (в ред. от 12.04.1999)  – впервые определил основные приоритеты государственной молодежной политики России, имея в виду: обеспечение соблюдения прав молодых граждан; установление для них гарантий в сфере труда и занятости, содействие их предпринимательской деятельности; создание условий, направленных на физическое и духовное развитие молодежи, предоставление молодым гражданам гарантированного минимума социальных услуг; осуществление поддержки молодой семьи, талантливой молодежи, молодежных объединений; содействие международным молодежным обменам;

– формирование системы продвижения инициативной и талантливой молодежи; – вовлечение молодежи в социальную практику; – обеспечение эффективной социализации молодежи, находящейся в трудной жизненной ситуации; – формирование у молодежи российской идентичности (россияне) и профилактика этнического и религиозно-политического экстремизма в молодежной среде; – совершенствование инфраструктуры по работе с молодежью.

10. Основные принципы государственной молодёжной политики и их сущность.

Государственная молодежная политика в Российской Федерации основывается на следующих принципах:

— ответственности государства за соблюдение прав и законных интересов молодежи;

— ответственности молодых граждан за реализацию ими конституционных прав и обязанностей;

— приоритетности государственной поддержки молодежи на этапе социального, культурного, духовного и физического развития, выбора жизненного пути;

— преемственности, стабильности и совершенствования мер по формированию и реализации государственной молодежной политики в Российской Федерации.

Цели и задачи государственной молодежной политики в Российской Федерации

Государственная молодежная политика в Российской Федерации осуществляется в целях:

— содействия социальному, культурному, духовному и физическому развитию молодежи; использования инновационного потенциала молодежи в интересах государственного и общественного развития, в интересах развития самой молодежи;

— реализации общественно значимых инициатив, общественно полезной деятельности молодежи, молодежных и детских общественных объединений; создания условий для более активного созидательного включения молодежи в социально-экономическую, политическую и культурную жизнь общества.

Координация деятельности федеральных органов исполнительной власти по реализации государственной молодежной политики в Российской Федерации осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, с учетом межведомственного подхода, в рамках образованной Правительственной комиссии по делам молодежи

Задачи по реализации государственной молодежной политики в субъектах Российской Федерации рассматриваются органами представительной и исполнительной власти и утверждаются в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Приоритетные направления государственной молодежной политики и основные механизмы их реализации

В формировании и реализации государственной молодежной политики выделяются следующие основные направления:

1. Государственная поддержка молодых граждан в сфере образования, воспитания и развития.

2. Содействие и поддержка молодых граждан в области охраны их здоровья, в профилактике опасных заболеваний и формировании здорового образа жизни.

3. Содействие обеспечению экономической самостоятельности молодых граждан и реализации их трудовых прав и обязанностей.

4. Государственная поддержка молодых семей.

5. Государственная поддержка молодых граждан, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, в их социальном обслуживании, в социальной реабилитации и адаптации.

6. Поддержка общественно значимых инициатив, общественно-политической деятельности молодежи, молодежных и детских общественных объединений.

Механизмы реализации основных направлений изложены в прилагаемом Плане мероприятий по реализации основных направлений государственной молодежной политики в Российской Федерации.

11. Понятие уровня социальной работы. Индивидуальная помощь.

12. Понятие уровня социальной работы. Групповая социальная работа с молодёжью.

13. Понятие уровня социальной работы. Социальная работа в социуме.

14. Основное содержание нормативно-правового обеспечения социальной работы с молодёжью.

Постановление Совета Министров РСФСР, указы Президента Российской Федерации, а затем принятые федеральные законы «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» и «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» положили начало созданию нормативно-правовых основ, способствующих развитию социальной работы. Эта сфера формируется в контексте основных направлений государственной социальной политики по улучшению положения различных слоев и категорий населения Российской Федерации.

В ст. 7 Конституции Российской Федерации заложены основы правовой базы социального государства и развития системы социальных служб. В дальнейшем государственно-правовое обеспечение развивается в федеральных законах и подзаконных актах.

Право в виде разнообразных законодательных документов имеет общее социальное значение для становления социальной работы и играет серьезную роль в функционировании социальных служб.  Во-первых, в обеспечении социальных гарантий, развитии социального обслуживания от минимальной необходимости к оптимальной достаточности. Во-вторых, в воспроизводстве различных социальных услуг, необходимых для постоянного удовлетворения потребностей клиентов социальных служб (настоящих и потенциальных).

В-третьих, в регламентации технологий социального обслуживания, видов и форм предоставления социальных услуг. В-четвертых, в определении основополагающих принципов организации обратной связи и обмена информацией внутри системы социального обслуживания.

Понятие «правовое обеспечение социальной работы и социального обслуживания» непосредственно связано с понятием «механизм правового регулирования социального обслуживания». Последнее охватывает все юридические средства, участвующие в правовом регулировании, и те отношения, в которых осуществляется становление и развитие социальных служб. Указанный механизм состоит из основных компонентов правовых норм, правоотношений и правовых актов, объектов и субъектов правового обеспечения.   Основные признаки правового обеспечения можно сгруппировать в несколько блоков:

• комплекс федеральных законов, касающихся социального обслуживания населения в целом;

• правовые акты субъектов Российской Федерации, выражающие нормы правообеспечения социального обслуживания;

• подзаконные нормативные акты, устанавливающие порядок управления системами и подсистемами социального обслуживания;

• нормативная регламентация деятельности отдельных учреждений и категорий специалистов социальных служб;

• правовые акты, обеспечивающие защиту прав клиентов социальных служб;

• определенный уровень правосознания населения и работников социальных служб.

Таким образом, содержание правового обеспечения организации и деятельности социальных служб заключается в том, что, во-первых, система социального обслуживания может успешно функционировать при наличии сформировавшейся совокупности юридических средств, применяемых реально и систематически. Во-вторых, эта система может развиваться при условии, что правовые нормы обеспечивают управление этой системой и ее подсистемами, способствуют координации деятельности различных ведомственных служб, способствуют упорядоченности их взаимодействия.

Вопросы на экзамен 5 курс — Стр 2

В настоящее время для государственных органов управления в субъектах Российской Федерации важно учитывать, что правовое обеспечение должно представлять собой, с одной стороны, комплекс средств правового воздействия на общественные отношения в регионе, а с другой – упорядоченную совокупность правовых норм на уровне субъекта Российской Федерации, регламентирующих систему управления социальным обслуживанием и обеспечивающих упорядоченность деятельности социальных служб, а в конечном счете гарантирующих право каждого человека на получение социальных услуг. Деятельность по социальному обслуживанию населения предполагает обмен информацией, специалистами, технологиями, все это способствует устойчивости и адаптированности системы. Управление ею приобретает качественно новый характер: поддержание оптимального соотношения устойчивости и изменчивости, гарантии минимальных стандартов в предоставлении социальных услуг и т. д.

При всем многообразии подходов к управлению социальными службами в их основе должны лежать нормативно-правовые акты, которые обеспечивают законность принятия решений, согласованность всех звеньев системы,  ее упорядоченность и организованность. Нарушение юридических норм ведет к рассогласованию организационного механизма и увеличению ресурсных затрат, необходимых для получения запланированных результатов.

Нормативно-правовая регламентация системы реализуется через проектирование социальных служб, формализацию, стандартизацию, лицензирование, нормирование и информирование.

В отечественной практике неоднократно проводилось упорядочение действующих норм. В 1994 г. был подготовлен сборник нормативных актов «Организация социального обслуживания населения». В 1997 г. вышли «Сборник нормативных актов по вопросам социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов в нестационарных условиях» и «Правовое обеспечение организации и функционирования системы социального обслуживания семьи и детей». В них содержатся документы, имеющие отношение к сфере социального обслуживания и отражающие три уровня правовой системы: международный, федеральный и уровень субъектов Российской Федерации.

К первой группе относятся «Всеобщая декларация прав человека», «Конвенция о правах ребенка», «Всемирная декларация об обеспечении выживания и защиты детей»и др. Ко второй – Конституция (Основной Закон) Российской Федерации, Гражданский и Семейный кодексы, федеральные законы «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» (15 декабря 1995 г.), «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» (17 мая 1995 г.) и др. К третьей – нормативно-правовые акты, которые разработаны и приняты в субъектах Российской Федерации.

Что касается законодательных документов, принятых в Российской Федерации и направленных непосредственно на регулирование процессов в области социальной работы и в сфере социального обслуживания, следует говорить о двух типах: законы, обладающие высшей юридической силой (Конституция России, федеральные законы); подзаконные акты (указы Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ, приказы и инструкции министерств и ведомств).

Помимо законов действуют также подзаконные акты, исходящие от Правительства РФ, направленные на реализацию федеральных законов в сфере социального обслуживания населения.

В соответствии с распоряжением Правительства РФ от 19 декабря 1995 г. в целях реализации Федерального закона «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» разработаны и приняты следующие нормативы:

Постановление Правительства РФ от 15 апреля 1996 г. № 454 «О Межведомственной комиссии по вопросам социального обслуживания населения»;

Постановление Правительства РФ от 24 июня 1996 г. № 739 «О предоставлении бесплатного социального обслуживания и платных социальных услуг государственными социальными службами»;

Постановление Правительства РФ от 17 июля 1996 г. № 830 «Об утверждении Положения о лицензировании деятельности в сфере социального обслуживания населения».

В соответствии с Федеральным законом «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» принято:

Постановление Правительства РФ от 25 ноября 1995 г. № 1151 «О федеральном перечне гарантированных государством социальных услуг, предоставляемых гражданам пожилого возраста и инвалидам государственными и муниципальными учреждениями социального обслуживания»;

Постановление Правительства РФ от 15 апреля 1996 г. № 473 «О порядке и условиях оплаты социальных услуг, предоставляемых гражданам пожилого возраста и инвалидам государственными и муниципальными учреждениями социального обслуживания».

Принципиальное значение имеет «Федеральный перечень гарантированных государством социальных услуг, предоставляемых гражданам пожилого возраста и инвалидам государственными и муниципальными учреждениями социального обслуживания», который утвержден Правительством РФ. Нормы, заложенные в нем, имеют отношение не только к отдельным гражданам пожилого возраста и инвалидам. Они также регламентируют социальное обслуживание различных категорий семей и детей, по существу являются нормами, направленными на правовую защиту семьи как самостоятельного объекта правовой охраны.

Содержание федеральных законов и подзаконных актов, показывает поэтапное становление правовой нормативной базы социального обслуживания и широкое внедрение различных видов социальной работы. Во-первых, этот процесс связан с принятием системы юридических норм, определяющих организационное строение территориальных социальных служб, порядок финансирования, а также виды и формы социальных услуг. Во-вторых, регламентация основывается на совокупности ведомственных нормативных актов, давших жизнь отдельным учреждениям социального обслуживания. В-третьих, она обусловлена системой нормативных актов, регламентирующих деятельность отдельных специалистов, права и обязанности работников социальных служб. Каждый из перечисленных компонентов выполняет свои специфические функции и относительно самостоятелен.

В настоящее время разработан проект федерального закона «О социальном обслуживании семьи и детей». Он предусматривает: правовые гарантии в области социального обслуживания семьи и детей; признание семьи и детей объектами профессионального социального обслуживания; создание правовых предпосылок для становления системы учреждений социального обслуживания семьи и детей; определение принципов, основного содержания и организационных форм деятельности по социальному обслуживанию семьи и детей; установление прав взрослых граждан и детей в сфере социального обслуживания; определение правового статуса работников учреждений социального обслуживания семьи и детей; установление правовых норм государственного и общественного контроля за качеством услуг, предоставляемых семьям и детям. Принятие и реализация данного документа станет важнейшим фактором дальнейшего развития инфраструктуры социальных служб помощи семье и детям.

В Федеральном законе «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» (ст. 36 Права социальных работников) зафиксирован перечень прав социальных работников, занятых в государственном и муниципальном секторах социального обслуживания. При этом п. 3 ст. 36 Закона предусматривает установление субъектами Российской Федерации дополнительных льгот. Некоторые субъекты РФ, опираясь на указанные федеральные законы, приняли свои законы, которые устанавливают дополнительные гарантии и льготы работникам социальных служб.

Социальные нормы и нормативы имеют социально-экономическую природу, они играют важную роль в установлении оптимальных норм затрат труда специалистов. Сегодня в учреждениях социального обслуживания регламентированы затраты времени на предоставление различных видов социальных услуг, определены и закреплены в нормативно-правовых актах оптимальные нормативы времени в определенных условиях труда.

В сборнике нормативных актов Минсоцзащиты России «Организация социального обслуживания населения» (1993–1994) опубликованы примерные положения учреждений социального обслуживания с соответствующими приложениями – примерными штатными расписаниями. Они являются исходной нормативной базой, которая может уточняться и расширяться на местах с учетом специфики субъектов Федерации и особенностей социальных служб.

Федеральный закон «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» позволяет субъектам Российской Федерации самостоятельно разрабатывать и принимать необходимые законы и подзаконные акты, регулирующие социальное обслуживание различных категорий населения.

Пути достижения нового качества социальной работы и системы социального обслуживания предполагают полную реализацию принятых федеральных законов и подзаконных актов, касающихся улучшения социального обслуживания и социального обеспечения различных категорий населения, создание надежного правового механизма. Необходимо сосредоточить внимание на полной реализации следующих федеральных законов, указов Президента РФ и постановлений Правительства РФ:

• Федеральные законы:

«О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (1995);

«О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» (1995);

«Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» (1993);

«Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» (1995) (ред. 22 авг. 2004 г.);

«О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» (1995) (ред. 22 авг. 2004 г.).

• Указы Президента Российской Федерации:

О первоочередных мерах по реализации Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей в 90-е годы (1992);

«Основные направления государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации до 2000 года» (Национальный план действий в интересах детей) (1995);

О социальной защите инвалидов в Российской Федерации (1995);

О мерах по социальной поддержке многодетных семей (1992);

• Постановления Правительства Российской Федерации:

О плане действий по улучшению положения детей в Российской Федерации на 1995–1997 годы (1996);

О реализации Конвенции ООН о правах ребенка и Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей (1993);

О федеральной программе «Дети России» (1993);

О порядке разработки и структуре Национального плана действий в интересах детей Российской Федерации (1994).

Таким образом, наличие правового поля позволит более успешно выполнять свои функции структурам социальной работы в целях достижения ими главных задач по социальной поддержке различных слоев и категорий населения, попавших в трудную жизненную ситуацию. 

В Федеральном законе «Об основах социального обслуживания населения РФ» комплексная система социального обслуживания населения, включая молодежь, предусматривает предоставление социально-экономических, медико-социальных, психологических, социально-бытовых, правовых и иных социальных услуг гражданам, оказавшимся в сложной жизненной ситуации (многодетные, неполные семьи, семьи, в которых проживают инвалиды, одинокие и пожилые люди, дети-сироты, безработные, лица без определенного места жительства, выпускники детских домов и ряд других)1.

Социальная служба — это предприятие, учреждение, организация и другие юридические лица различных форм собственности, осуществляющие социальное обслуживание, а также граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью по социальному обслуживанию без образования юридического лица2.

15. Федеральные органы по работе с молодёжью: структура, цели, задачи и основные направления деятельности.

К учреждениям органов по делам молодежи можно отнести:

— комплексный центр социального обслуживания молодежи;

— центр социально-психологической помощи молодежи, социальную службу для молодежи;

— социальный центр молодежи;

— центр социальной поддержки молодежи;

— центр экстренной психологической помощи молодежи по телефону;

— молодежный центр планирования семьи;

— центр правовой помощи молодежи;

— центр информации для молодежи;

— подростково-молодежный клуб;

— военно-патриотический клуб

— социально-реабилитационный центр для подростков и молодежи;

— центр профессиональной ориентации и трудоустройства молодежи.

16. Органы по работе с молодёжью субъектов Российской Федерации: структура, цели, задачи и основные направления деятельности.

Система социальной защиты молодежи в субъектах РФ имеет следующую структуру учреждений социального обслуживания3.

1.Обязательный минимум для каждого города, района, куда входят:

а) центр социального обслуживания (отделения: социальной помощи на дому, дневного, временного пребывания, срочной социальной помощи);

б) центр социальной помощи семье и детям;

в) социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних;

г) социальная гостиница;

д) социальный приют для детей и подростков.

2. Дополнительная сеть в городах и районах, куда входят:

а) центр психолого-педагогической помощи;

б) центр экстренной психологической помощи по телефону;

в) дом милосердия;

г) реабилитационные центры для лиц с ограниченными возможностями (в том числе для детей и подростков).

3.Республиканские, краевые, областные, окружные, межрайоннные учреждения, куда входят:

а) центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей;

б) дома-интернаты: детские, психоневрологические, специальные;

в) общежития для лиц с ограниченными возможностями.

17. Органы по работе с молодёжью муниципального образования: структура, цели, задачи и основные направления деятельности.

18. Основные виды деятельности специалиста по работе с молодёжью.

19. Основные методы работы социальной службы по оказанию социальной помощи молодёжи.

20. Понятие технологии социальной работы. Субъекты социальной работы с молодёжью.

Представляется, что понятие «технология социальной работы» является родовым собирательным понятием. Во-первых, технология социальной работы является прикладной частью теории социальной работы, которая изучает и разрабатывает методологические основы формы, методы и средства взаимодействия и взаимодеятельности с человеком в проблеме по выявлению его способности и готовности к активному социальному функционированию, а также выработку и реализацию программ и конкретных мер восстановления его социальности.

Во-вторых, технологию социальной работы можно представить как установленную последовательность (алгоритм) деятельности по осуществлению функционирования всех личностных, инструментальных, методологических и методических средств деятельности с человеком в проблеме.

В-третьих, технология социальной работы-это управление процессом субъектно-объектно-субъектного взаимодействия с человеком в проблеме в данное время и в данном социальном пространстве.

В-четвертых, технологию социальной работы в самом общем понимании можно определить как человеческое знание в его продуктивном состоянии.

Следует заметить, что в материальной сфере человеческой жизнедеятельности использование технологий предполагает собой жесткую логику конкретных действий, осуществление которых сопряжено с получением намеченного результата.

наиболее характерными являются трактовки технологии социальной работы:

— как способа управления, регулирования и планирования социальных процессов;

— как конечного продукта социального проектирования, необходимого для обеспечения процессов воспроизводства и совершенствования деятельности;

— как совокупности приемов, методов и воздействий, применяемых для достижения поставленных целей;

— как социологической категории, обозначающей и характеризующей способ целенаправленного решения общественной проблемы в виде определенного набора процедур и операций;

— как средства практического достижения поставленных целей.

21. Мобильная социальная работа с молодёжью: понятие и формы.

22. Понятие и основные характеристики молодёжи «группы риска».

Группа риска — медицинский и социологический термин, собирательное определение для представителей населения, наиболее уязвимых к определённым медицинским, социальным обстоятельствам или воздействию окружающей среды.

В социологии под группой риска понимают социальные группы, члены которых уязвимы или могут понести ущерб от определённых медицинских или социальных обстоятельств, а также категории населения, которые более других склонны совершать криминальные или делинквентные поступки.[3]

Например, в психолого-педагогической практике рассматривается понятие «дети группы риска», в которую традиционно включают детей из неблагополучных семей, детей с отклоняющимся поведением, учащихся с проблемами в обучении и развитии, а также детей с хроническими заболеваниями и инвалидов.[4] Также, например, психологами рассматривается понятие «семьи группы риска».[5]

23. Понятие, формы и причины девиантного поведения молодёжи.

24. Технологии социальной работы с молодёжью «группы риска».

25. Содержание понятия инвалидность, социально-экономические и психологические проблемы молодых инвалидов.

26. Основные технологии работы с молодыми инвалидами.

27. Направления деятельности по усилению профилактических мер предупреждения наступления инвалидности среди молодёжи.

28. Характеристика молодёжи находящейся в местах лишения свободы и вернувшейся из пенитенциарных учреждений.

29. Технологии социальной работы с молодёжью в местах лишения свободы.

30. Технологии социальной реабилитации лиц, вернувшихся из мест лишения свободы.

31. Система социальных служб для молодёжи: цели, принципы, направления деятельности.

32. Традиционные и инновационные технологии деятельности социальных служб для молодёжи.

33. Понятие и классификация молодёжных групп.

34. Дифференциация ориентаций и мотиваций молодёжи в различных областях и сферах жизни людей.

35. Сущность социальной и профессиональной адаптации подростков. Направления профориентационной работы с молодёжью.

36. Особенности профориентационной работы с выпускниками учебных заведений различных видов и типов.

37. Проблема занятости и конкурентноспособности молодёжи на рынке труда в деятельности специалиста по работе с молодёжью.

38. Здоровье молодёжи, основные показатели здоровья. Оценка и состояние здоровья молодого поколения России.

39. Пропаганда здорового образа жизни среди молодёжи.

40. Добровольческая деятельность молодёжи в социальной сфере.

41. Особенности социальной работы с молодёжью в Германии.

42. Социальная работа с молодёжью в США.

43. Социальная работа с молодёжью в КНР.

44. Система профессионального образования специалистов по социальной работе с молодёжью в России.

45. Система профессионального образования специалистов по социальной работе с молодёжью за рубежом.

Доцент кафедры ОРМ С.Ширшов

1Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. N 195-ФЗ (с изменениями от 10, 25 июля 2002 г., 10 января 2003 г., 22 августа 2004 г.) // www.goverment.ru

2Социальная работа с молодежью // home.novoch.ru

3Мониторинг социальной защиты населения // Вестник ТИСБИ. 2000. №3