V. УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

ИТОГОВЫЙ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЙ ЭКЗАМЕН

 

СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 080201.51 МЕНЕДЖМЕНТ

 

 

ПЕРЕЧЕНЬ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ВОПРОСОВ

И ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ

 

 

Псков

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ

I. МАРКЕТИНГ

 

  1. Маркетинг: понятие, комплекс маркетинга, функции маркетинга, уровни решения маркетинговых проблем.
  2. Индивидуальные потребители: понятие, факторы, влияющие на поведение потребителя при совершении покупок, виды покупательского поведения.
  3. Товар: понятие, классификация по Ф. Котлеру, особенности маркетинга на этапах жизненного цикла товара.
  4. Сегментация: понятие, этапы и критерии сегментации.
  5. Ценовая политика как средство стимулирования сбыта: цели ценообразования, стратегии ценообразования: ценовой конкуренции, неценовой конкуренции, на новые товары.
  6. Сбытовая политика как средство стимулирования сбыта: понятие «сбыта», типы каналов распределения, стратегии распределения, понятие и классификация торговых посредников.
  7. Прямой маркетинг: понятие, направления, преимущества и недостатки.
  8. Маркетинговые исследования рынка: понятие, типы, источники кабинетных исследований, методы сбора первичной информации. Этапы проведения маркетинговых исследований.
  9. Реклама в системе маркетинговых коммуникаций: её цели, формы, средства, преимущества и недостатки различных средств рекламы.
  10. Стимулирование сбыта и паблик рилейшнз как виды продвижения товара: понятия, характеристика средств.

 

II. ЭКОНОМИКА ПРЕДПРИЯТИЯ

 

  1. Предприятие: понятие, классификации предприятий, жизненный цикл предприятия.
  2. Предпринимательство и организационно-правовые формы организаций: понятие предпринимательства, виды предпринимательской деятельности, классификация организационно-правовых форм организаций и их краткая характеристика.
  3. Производственная структура предприятия: элементы производственной структуры, типы производства, структура производственных и технологических процессов и циклов.
  4. Сущность, назначение и состав основных фондов предприятия. Показатели и пути повышения эффективного использования основных производственных фондов.
  5. Состав и кругооборот оборотных средств. Источники образования оборотных средств. Направления ускорения оборачиваемости оборотных средств.
  6. Кадры предприятия: состав, планирование, производительность труда, резервы роста производительности труда.
  7. Принципы организации заработной платы на предприятии. Тарифная и бестарифная система оплаты труда. Формы и системы оплаты труда.
  8. Издержки производства и реализации: понятие и виды. Группировка затрат по экономическим элементам и калькуляционным статьям. Значение себестоимости и пути её оптимизации.
  9. Цена: понятие и функции. Виды цен в зависимости от обслуживаемой сферы товарного обращения и другие классификации. Ценовая политика предприятия.
  10. Прибыль предприятия: её сущность, источники и виды. Распределение и использование прибыли на предприятии. Рентабельность: понятие и показатели.

 

5 стр., 2233 слов

Виды режимов труда и отдыха

... работы предприятия и материальное положение трудящихся, приводить к несоблюдению установленных норм безопасности труда и охраны здоровья трудящихся. - При разработке графиков надо учитывать вид выполняемой ... что большинство представителей этих профессий страдают сердечно-сосудистыми заболеваниями. 1. Виды режимов труда и отдыха Режимом рабочего времени считается порядок распространения нормы ...

III. МЕНЕДЖМЕНТ

1. Менеджмент: понятие, задачи, функциональные виды менеджмента, методы.

2. Организация как объект менеджмента (понятие, признаки, виды).

Внутренняя и внешняя среда организации.

3. Планирование как функция менеджмента: понятие, виды, стратегическое планирование.

4. Организация (организовывание) как функция менеджмента: организационные и управленческие структуры организации, делегирование полномочий.

5. Мотивация как функция менеджмента: понятие, теории мотивации, использование мотивации в практике менеджмента.

6. Контроль как функция менеджмента: понятие, формы и виды контроля, этапы контроля.

7. Руководство: понятие, стили. Понятие «власти» и пять форм власти.

8. Конфликт: понятие, причины, виды, последствия.

9. Конфликт: понятие, формы производственных конфликтов, стили управления конфликтами.

10. Управленческие решения: понятие, виды, методы, уровни принятия решений.

 

 

IV. АФХД

1. Понятие, содержание, роль и задачи анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия.

2. Предмет и объекты анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия.

3. Документальное оформление результатов анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия.

4.Оценка платёжеспособности предприятия на основе показателей ликвидности.

5. Оценка платёжеспособности предприятия на основе изучения потоков денежных средств.

6. Диагностика вероятности банкротства предприятия.

7. Пути финансового оздоровления предприятия.

8. Виды анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия, их классификация.

9. Источники информации для анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия, её виды.

10. Общая схема системы комплексного анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия.

 

 

V. УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

 

  1. Понятие личности в психологии. Факторы формирования личности.
  2. Понятие воли в психологии. Волевые качества руководителя.
  3. Личностные, деловые, профессиональные качества современного руководителя.
  4. Понятие управленческого общения. Формы управленческого общения.
  5. Понятие стресса в психологии. Стрессоры в управленческой деятельности.
  6. Понятие стресса в психологии. Профилактика стресса.
  7. Понятие темперамента в психологии. Психологическая характеристика сангвинического типа темперамента. Предпочтительный вид деятельности.
  8. Понятие темперамента в психологии. Психологическая характеристика холерического типа темперамента. Предпочтительный вид деятельности.
  9. Понятие темперамента в психологии. Психологическая характеристика флегматического типа темперамента. Предпочтительный вид деятельности.
  10. Понятие темперамента в психологии. Психологическая характеристика меланхолического типа темперамента. Предпочтительный вид деятельности.
  11. Понятие имиджа. Составляющие имиджа.

 

10 стр., 4674 слов

Стили руководства: понятия виды, характеристики

... особенно когда управление стало рассматриваться как особый вид деятельности в организациях. В настоящее время исследователи менеджмента ... систему развивающихся методов, приемов и форм действия (персонала) управленческих работников, направленную на выполнение функций и ... исследований, периодической литературы, публикации в сети Интернет. 1. Понятие «стиль руководства» Руководство - это процесс влияния ...

VI. УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ

  1. Характеристика трудовых ресурсов.
  2. Состав экономически активного и неактивного населения.
  3. Понятие персонала в организации. Структура персонала.
  4. Понятие персонала организации. Профессионально-квалификационная модель должности.
  5. Понятие персонала организации. Численность персонала.
  6. Этапы управления персоналом в организации.
  7. Набор персонала. Источники набора персонала в организацию. Достоинства и недостатки.
  8. Набор персонала. Методы набора персонала в организацию. Достоинства и недостатки.
  9. Отбор персонала. Ступени отбора персонала в организацию.
  10. Правовые аспекты расторжения трудового договора в РФ.

 

 

VII. БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЁТ

  1. Кассовые операции и их учёт. Правила хранения денежных средств в кассе, поступление и выплаты денег. Журнал регистрации приходных и расходных документов, кассовая книга.
  2. Учёт операций по расчётному счету. Виды безналичных расчётов: расчёты платёжными поручениями, по инкассо, аккредитивами, чеками, векселями.
  3. Расчёты с подотчётными лицами. Учёт подотчётных сумм.
  4. Основные средства, их классификация, документальное оформление, оценка.
  5. Амортизация основных средств, порядок расчёта нормы амортизации, синтетический учёт амортизации.
  6. Материально-производственные запасы, их классификация, оценка. Учёт запасов на складах и в бухгалтерии.
  7. Бухгалтерская отчётность предприятия: состав, общие требования к ней, инвентаризация, порядок составления бухгалтерской отчётности, бухгалтерский баланс.
  8. Счета бухгалтерского учёта, их строение, виды, назначение. Принцип двойной записи, корреспонденция счетов.
  9. Учёт собственных средств на предприятии: уставного, резервного, добавочного капитала, нераспределённая прибыль.
  10. Оценка и учёт готовой продукции

 

VIII. ФИНАНСОВЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ

  1. Финансовый менеджмент как система экономического управления и как орган управления.
  2. Понятие финансовых ресурсов. Структура и формы вложения капитала.
  3. Инвестирование капитала и его виды.
  4. Ценные бумаги: понятие, различные классификации.
  5. Кредитование и его формы.
  6. Перевод денежных средств: кредитные карточки, дебетовые карточки, смарт-карточки, платёжное поручение, платёжное требование-поручение, расчёты чеками, инкассо, аккредитив.
  7. Страхование: понятие, значение, субъекты, отрасли страхования.
  8. Залоговые, трастовые и трансфертные операции.
  9. Аренда и лизинг.
  10. Инжиниринг, франчайзинг, эккаутинг, бенчмаркинг.

 

IX. СТРАТЕГИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ

  1. Стратегии достижения конкурентных преимуществ: низких издержек, дифференциации, фокусирования, первопроходца, синергизма. Их характеристики.
  2. SWOT – анализ.
  3. Матрица БКГ как наиболее известное средство портфельного анализа.
  4. Бизнес-план: понятие, функции, основные разделы и их характеристика.
  5. Матрица И. Ансоффа.

 

X. НАЛОГИ

  1. Понятие, виды и функции налогов.
  2. Понятие и структура налоговой системы.
  3. Местные налоги и сборы.
  4. Региональные налоги и сборы.
  5. Федеральные налоги и сборы.

 

 

XI. ЛИЦЕНЗИРОВАНИЕ И СЕРТИФИКАЦИЯ

  1. Закон РФ «О сертификации», его основные положения.
  2. Закон РФ «О лицензировании», его основные положения.

 

 

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ

 

I. ЭКОНОМИКА ПРЕДПРИЯТИЯ

 

Задача №1

Тема «Производственная структура организации

 

Какова длительность производственного цикла при последовательном и параллельном сочетании операций: партия из 4 деталей обрабатывается на трёх операциях (t1=2 минуты, t2=4 минут, t3=7 минут)? Размер транспортной партии р=1.

 

Задача №2

Тема «Производственная структура организации»

 

Какова длительность производственного цикла при последовательном и параллельном сочетании операции: партия из 5 деталей обрабатывается на 3 операциях (t1=3, t2=10, t3=8)? Размер транспортной партии p=2.

 

Задача №3

Тема «Основной капитал и его роль в производстве»

 

Определите сумму годовой амортизации, если первоначальная стоимость объекта 20 000 рублей. Срок полезного использования 4 года, норма ускоренной амортизации = 40%. Используйте метод уменьшаемого остатка.

 

Задача №4

Тема «Основной капитал и его роль в производстве»

 

Определите сумму годовой амортизации, если первоначальная стоимость основных производственных фондов 20 000 рублей. Срок службы оборудования 4 года. Используйте метод списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования.

 

Задача №5

Тема «Основной капитал и его роль в производстве»

 

Определите фондоотдачу (ФО) и фондоёмкость (ФЕ), если на начало года стоимость основных производственных фондов (ОПФ) составляла 125 800 рублей, 1 апреля ввели ОПФ на сумму 18 300 рублей, а 1 февраля выбыло ОПФ на сумму 14 500 рублей. Выручка от реализации продукции составила 2 200 000 рублей.

 

Задача №6

Тема «Основной капитал и его роль в производстве»

 

Стоимость основных производственных фондов (ОПФ) на начало года составила 750 000 рублей. В течение года было введено ОПФ на сумму 34 000 рублей и списано с баланса предприятия на сумму 16 000 рублей. Определите коэффициент обновления, коэффициент выбытия и коэффициент прироста ОПФ.

 

Задача №7

Тема «Оборотный капитал предприятия»

 

Объём реализованной продукции за год составил 200 000 рублей, а средний остаток оборотных средств – 40 000 рублей. Определите: а) коэффициент оборачиваемости оборотных средств;

б) среднюю продолжительность одного оборота; в) коэффициент загрузки оборотных средств?

 

Задача №8

Тема «Оборотный капитал предприятия»

 

Длительность одного оборота оборотных средств по плану – 18 дней, по факту – 15 дней. Норматив оборотных средств – 150 млн. рублей. Какой объём продукции дополнительно реализовало предприятие за квартал?

 

Задача №9

Тема «Формы и системы оплаты труда»

 

Фонд оплаты труда за месяц на предприятии составляет 348 500 рублей. Количество баллов, заработанное работниками оказалось 33 190 баллов. Определите заработную плату работника со следующими показателями: квалификационный уровень – 2,5; коэффициент трудового участия – 8,5; количество отработанных часов – 75 часов.

 

Задача №10

Тема «Формы и системы оплаты труда»

 

Рассчитать тарифную и общую заработную плату за месяц рабочего 5 разряда во вредных условиях, если месячный фонд рабочего времени равен 180 часов, а минимальная заработная плата составила 5 400 рублей.

 

Тарифные ставки и тарифные коэффициенты рабочих машиностроения.

Разряд
Тарифный коэффициент   1,0   1,3   1,69   1,91   2,16   2,44   2,76   3,12

Коэффициент за работу в условиях горячих и тяжёлых условиях равен 1,15; коэффициент за работу во вредных условиях равен 1,2.

 

Задача №11

Тема «Формы и системы оплаты труда»

 

Рассчитайте тарифную и общую заработную плату за месяц рабочего 6 разряда в условиях горячих и тяжёлых работ, если месячный фонд рабочего времени равен 180 часов, а минимальная заработная плата составила 4470 рублей.

 

Тарифные ставки и тарифные коэффициенты рабочих машиностроения.

Разряд
Тарифный коэффициент   1,0   1,3   1,69   1,91   2,16   2,44   2,76   3,12

Коэффициент за работу в условиях горячих и тяжёлых условиях равен 1,15; коэффициент за работу во вредных условиях равен 1,2.

Задача №12

Тема «Ценообразование»

Определите величину розничной цены, используя следующие данные:

· себестоимость продукции – 150 рублей;

· прибыль 30 рублей;

· ставка акциза – 25%;

· ставка НДС – 10%;

· торговая надбавка – 15%.

 

Задача № 13

Тема «Ценообразование»

 

Определите величину розничной цены, используя следующие данные:

ü себестоимость продукции 250 рублей;

ü прибыль 37,5 рублей;

ü ставка акциза – 20%;

ü ставка НДС – 18%;

ü торговая надбавка – 25%.

 

 

Задача №14

Тема «Прибыль и рентабельность»

 

Выручка от реализации продукции — 500 000 рублей, затраты на производство продукции – 390 000 рублей, прибыль от реализации материальных ценностей – 14 000 рублей, прибыль от внереализационных операций – 12 000 рублей.

Определите балансовую прибыль и уровень рентабельности реализации (продаж) продукции.

 

 

II. АФХД

1. Выполнить факторный анализ показателя валовой продукции, использую данные таблицы, методом цепных подстановок.

 

Показатель план факт абсолютное отклонение относительное отклонение, %
Среднедневная выработка, тыс. руб./чел.    
Количество рабочих дней в год    
Среднегодовая численность рабочих, чел.    
Объём валовой продукции, тыс. руб./год        

 

 

2. Выполнить факторный анализ показателя валовой продукции, использую данные таблицы, методом абсолютных разниц.

 

Показатель план факт абсолютное отклонение относительное отклонение, %
Среднедневная выработка, тыс. руб./чел.    
Количество рабочих дней в год    
Среднегодовая численность рабочих, чел.    
Объём валовой продукции, тыс. руб./год        

 

 

3. Проанализировать ликвидность баланса хозяйствующего субъекта.

  Актив На нач. года На конец года   Пассив На нач. года На конец года Платежный излишек (недостаток)
На нач.года На конец года
1. Наиболее ликвидные активы, А1     1. Наиболее срочные обязательства, П1        
2. Быстро реализуемые активы, А2     2. Краткосрочные пассивы, П2        
3. Медленно реализуемые активы, А3     3. Долгосрочные пассивы, П3        
4. Трудно реализуемые активы, А4     4. Постоянные пассивы, П4        
БАЛАНС     БАЛАНС        

 

 

4. Проанализировать ликвидность баланса хозяйствующего субъекта.

  Актив На нач. года На конец года   Пассив На нач. года На конец года Платежный излишек (недостаток)
На нач.года На конец года
1. Наиболее ликвидные активы, А1     1. Наиболее срочные обязательства, П1        
2. Быстро реализуемые активы, А2     2. Краткосрочные пассивы, П2        
3. Медленно реализуемые активы, А3     3. Долгосрочные пассивы, П3        
4. Трудно реализуемые активы, А4     4. Постоянные пассивы, П4        
БАЛАНС     БАЛАНС        

 

5. Определить безубыточный объём продаж и зону безопасности предприятия графическим и аналитическим методами при следующих данных:

1. Производственная мощность предприятия — 5000 штук изделий в год

2. Цена изделия – 200 руб.

3. Постоянные затраты – 240 тыс. руб.

4. Переменные затраты на единицу продукции – 120 руб.

Рассчитать величину прибыли от реализации продукции.

 

6. Определить безубыточный объём продаж и зону безопасности предприятия графическим и аналитическим методами при следующих данных:

1. Производственная мощность предприятия — 5000 штук изделий в год

2. Цена изделия – 100 руб.

3. Постоянные затраты – 120 тыс. руб.

4. Переменные затраты на единицу продукции – 60 руб.

Рассчитать величину прибыли от реализации продукции.

 

7. Сделать анализ затрат на 1 рубль товарной продукции:

Показатели Базисный период Отчетный период отклонения
Полная себестоимость товарной продукции, тыс. руб.  
Объем товарной продукции без НДС, тыс. руб.    
Затраты на 1 рубль товарной продукции, руб.      

 

 

8. Сделать анализ затрат на 1 рубль товарной продукции:

Показатели Базисный период Отчетный период отклонения
Полная себестоимость товарной продукции, тыс. руб.  
Объем товарной продукции без НДС, тыс. руб.    
Затраты на 1 рубль товарной продукции, руб.      

 

9. Сделать анализ эффективности использования основных фондов

 

Показатели Прошлый год Отчетный год Отклоне ние
1.Обьем товарной продукции в действующих ценах, тыс.руб.  
2.Среднегодовая стоимость производственных фондов, тыс.руб.  
3.Среднегодовая численность производственных рабочих, чел.  
4.Фондоотдача, руб./руб.      
5.Фондовооруженность, тыс.руб./чел.      

Определить влияния факторов на фондоотдачу, используя метод цепной подстановки.

10. Сделать анализ эффективности использования основных фондов

 

Показатели Прошлый год Отчетный год Отклоне ние
1.Обьем товарной продукции в действующих ценах, тыс.руб.  
2.Среднегодовая стоимость производственных фондов, тыс.руб.  
3.Среднегодовая численность производственных рабочих, чел.  
4.Фондоотдача, руб./руб.      
5.Фондовооруженность, тыс.руб./чел.      

Определить влияния факторов на фондоотдачу, используя метод цепной подстановки.

III. УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ

  1. Ситуация. Компания «Майком Систем», занятая производством оборудования для передачи данных и входящая в число 100 ведущих компаний, столкнулась с трудностями привлечения и сохранения хороших сотрудников в условиях резкого развития наукоёмких производств. Компания решила справиться с конкуренцией. Какие мероприятия по сохранению работников Вы предложите американской фирме?
  2. Ситуация. По финансовым причинам мелкие и средние фирмы, как правило, не могут себе позволить организацию профессиональной подготовки работников. Однако, как показывает опыт, у таких фирм тоже есть возможность заниматься обучением персонала. Что вы посоветуете мелким и средним фирмам в данной ситуации?
  3. Ситуация.В корпорации начало работы нового постоянного сотрудника, как правило, приходится на понедельник или первый день месяца. Каждый новичок обязательно проходит через процедуру «ориентации». Она включает торжественное вручение «удостоверения работника», а также большого пакета брошюр и документов, разъясняющих корпоративную политику. Затем следует торжественный обед с вышестоящими руководителями. Насколько важно организовать адаптацию новых работников в фирме? Какие документы для новичка Вы вложите в пакет?
  4. Ситуация. Компания «Шопсмит Инк», производитель инструмента, процветающая уже около двадцати лет, прибегнула к большому набору сотрудников, чтобы справиться с нарастающим объёмом сбыта, а также с возросшим объёмом переписки, возникшей при переходе от системы сбыта через оптовиков на прямые продажи. Компания не имела трудностей при наборе людей, так как была сильным работодателем в экономически неразвитом районе. Через некоторое время годовая текучесть составила 20%. На каком этапе управления персоналом была допущена ошибка? Почему? Какие мероприятия по решению этой проблемы Вы предложите американской фирме?
  5. Ситуация. Вы менеджер по персоналу. В вашу фирма пришла молодая способная женщина, желающая стать торговым агентом. Уровень её квалификации значительно выше, чем у претендентов-мужчин на эту должность. Но приём её на работу неизбежно вызовет отрицательную реакцию со стороны ряда ваших торговых агентов, среди которых женщин нет, а также может раздосадовать некоторых важных клиентов фирмы. Возьмете ли вы эту женщину на работу? Почему?
  6. Ситуация. В 1909 году немецкий учёный Г.В.Ф. Оствальд (1853 – 1932 г.г.) на основе исследования творческих биографий великих учёных обнаружил, что высоких результатов добились люди с разными и даже противоречивыми типами характера. При этом некоторые из них по проявлениям своего характера воспринимались окружающими как люди заурядные. В своей книге «Великие люди» Оствальд сформулировал гипотезу, что нужно выявлять не то, какие черты характера лучшие для высоких результатов, а то, какие условия способствуют в наибольшей степени достижению этих результатов. Сегодня гипотеза Оствальда получила широкое теоретическое и практическое подтверждение. Для управления персоналом вывод из неё следующий….
  7. Ситуация. Агентству по подбору персонала требуется ассистент по подбору персонала. Необходимо составить объявление о текущей вакансии.
  8. Ситуация. Агентству по подбору персонала требуется специалист по подбору персонала. Необходимо составить объявление о текущей вакансии.
  9. Задание. Определите статус лиц с точки зрения их отношения к занятости, если они классифицируются как:

1) экономически активное население в составе трудовых ресурсов;

2) безработные;

3) экономически неактивное население;

4) не включённые в состав трудовых ресурсов.

 

А) студент, который учится на дневном отделении учебного заведения;

Б) ученик 5 класса общеобразовательной школы;

В) сотрудник, находящийся в командировке;

Г) выпускник учебного заведения, зарегистрированный в службе занятости.

 

  1. Задание. Определите статус лиц с точки зрения их отношения к занятости, если они классифицируются как:

1) экономически активное население в составе трудовых ресурсов;

2) безработные;

3) экономически неактивное население;

4) не включённые в состав трудовых ресурсов.

А) инвалид детства 1 группы;

Б) работник, находящийся в очередном отпуске;

В) человек, давно потерявший работу и прекративший поиски новой работы;

Г) неработающий человек, который надеется вскоре снова получить работу.

 

  1. Задача. Определите численность населения в трудоспособном возрасте к концу планируемого года, если численность на начало планируемого года составила 1 млн. человек; численность населения, вступающего в трудоспособный возраст, — 31 000 человек; численность населения, выходящего за пределы трудоспособного возраста, — 21 000 человек; число умерших в трудоспособном возрасте – 5 000 человек; механический прирост населения в трудоспособном возрасте – 4 000 человек.

 

  1. Задача. Определите численность населения трудоспособного возраста на начало следующего года, если за текущий год имеются следующие данные: численность населения трудоспособного возраста на начало года – 69 млн. человек; число умерших в трудоспособном возрасте в течение года – 0,2 млн. человек; численность молодёжи, достигшей в данном году трудоспособного возраста, — 1,8 млн. человек; численность лиц, достигших пенсионного возраста в текущем году – 1,5 млн. человек.

 

 

IV. УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ.

  1. Ситуация. В середине 15 века русским императором был провозглашён двухмесячный младенец по имени Иван Антонович. Царствование его продлилось недолго и закончилось раньше, чем император вымолвил первое слово. Придворные, свергнувшие Ивана Антоновича с престола, заточили его в тюрьму и продержали его много лет. Никто никогда не разговаривал с узником, он находился в полном одиночестве. В конце концов, заключение сильно отразилось на нем. По возрасту он был уже взрослым человеком, но говорить о нем как о личности, конечно, нельзя. Почему?
  2. Ситуация. Предположим, что в результате катастрофы погибло всё взрослое население планеты и остались в живых только младенцы. Опишите дальнейшее развитие событий.
  3. Ситуация. Охарактеризуйте типы темпераментов с позиции свойств, необходимых для менеджера. Определите «сильные» и «слабые», с Вашей точки зрения, стороны каждого типа для руководящей деятельности. Сделайте вывод.
  4. Ситуация. В течение пяти лет девушка поступала в один и тот же институт и каждый год не набирала нужного количества баллов. Но на пятый год поступления её мечта осуществилась. Какие волевые качества преобладали у девушки? Ответ аргументируйте.
  5. Ситуация. Поговорка «Семь раз отмерь, один раз отрежь» характеризует:

а) холерика;

б) сангвиника;

в) флегматика;

г) меланхолика.

Ответ аргументируйте.

  1. Ситуация. Какие виды эмоций проявляются в следующих ситуациях:

а) «Что-то я сегодня не в духе», — говорит коллега, после неудачного разговора с клиентом;

б) «Две недели назад видел уникальную марку. Как бы я хотел купить её для своей коллекции, даже начал копить деньги» (из разговора двух приятелей);

в) в конфликтной ситуации подчинённый резко встал со стула и отшвырнул его в сторону.

7. Ситуация. Четыре друга холерик, сангвиник, флегматик, меланхолик опоздали в театр и столкнулись с сопротивлением билетера, который отказался их пустить, так как спектакль уже начался. Как поведёт себя каждый из друзей в данной ситуации?

8. Ситуация. Отберите по данным теста людей, подходящих к выполнению работы, требующей сосредоточенности и усидчивости. Докажите, что Ваш выбор обоснован.

Данные теста претенденты
А Б В Г
экстраверсия
Интроверсия
тревожность

 

9. Ситуация. Отберите по данным теста людей, подходящих к выполнению работы, требующей общительности и стрессоустойчивости. Докажите, что ваш выбор обоснован.

Данные теста претенденты
А Б В Г
Интроверсия
Экстраверсия
Тревожность
Стабильность

 

10. Задание. Определите, правильны ли следующие высказывания:

1) «Человек есть целостность, а личность есть часть, компонент человека»;

2) «Человек, взятый в его социальном качестве, есть личность»;

3) «Личность – это человек как носитель сознания»;

4) Человек становится личностью под влиянием жизни в обществе, воспитания, обучения, общения, взаимодействия».

 

11. Ситуация. У родоначальника научной психологии Вильгельма Нундта есть высказывание: «В будничных радостях и горестях жизни нужно быть сангвиником; в важных событиях жизни – меланхоликом; относительно впечатлений, глубоко затрагивающих наши интересы, холериком; и, наконец, в исполнении раз принятых решений флегматиком». Что хочет сказать этими словами учёный?

 

  1. Ситуация. Составьте определённые сочетания типов темперамента, характерные для высокосплочённых пар «руководитель – подчинённый»:
Руководитель – холерик Подчинённый — …
Руководитель — сангвиник Подчинённый — …
Руководитель – флегматик Подчинённый — …
Руководитель — меланхолик Подчинённый — …

 

  1. Ситуация.Из предложенных определений выберите те, которые по смыслу соответствуют:

а) настроению; б) страсти; в) аффекту.

1. Сильное, яркое, возможно длительное эмоциональное состояния, направленное на удовлетворение потребностей.

2. Длительное эмоциональное состояние, окрашивающее действия, мысли, поведение человека.

3. Сильное, кратковременное эмоциональное состояние, возникающее мгновенно.

  1. Ситуация.М.Ю. Лермонтов (1814 – 1841) в поэме «Мцыри» писал:

Тогда на землю я упал,

И в исступлении рыдал.

И грыз сырую грудь земли,

И слёзы, слёзы потекли

В неё горячею рекой…

Какую эмоцию воспел в своей поэме М.Ю, Лермонтов? Ответ аргументируйте.

  1. Ситуация.М. Ю. Лермонтов (1814 – 1841) в своей поэме «Мцыри» писал:

Я знал одной лишь думы власть,

Одну – но пламенную страсть:

Она как червь, во мне жила,

Изгрызла душу и сожгла.

Какую эмоцию воспел в своей поэме М.Ю. Лермонтов? Ответ аргументируйте.

 

 

  1. Задание. Из предложенных характеристик выберите те, которые по смыслу соответствуют:

а) темпераменту; б) экстраверсии; в) интроверсии.

1) Ориентация на свои ощущения, впечатления и мысли; внешнее спокойствие, небольшой круг знакомых, погружение в воспоминания.

2) Динамическая характеристика психической деятельности.

3) Ориентация на происходящее вокруг, на внешние впечатления, лёгкость вступления в контакт, любовь к риску и действиям.

 

  1. Задание. Из предложенных характеристик выберите те, которые по смыслу соответствуют:

а) сотрудничеству;

б) компромиссу;

в) избеганию;

г) соперничеству;

д) приспособлению.

1) открытая борьба за свои интересы;

2) поиск решения, удовлетворяющей интересы двух сторон;

3) стремление выйти из конфликта, не решая его;

4) урегулирование разногласий через взаимные уступки;

5) тенденция сглаживать противоречия, поступаясь своими интересами.

 

  1. Задание.Из предложенных характеристик выберите те, которые по смыслу соответствуют:

а) коммуникативной стороне общения;

б) интерактивной стороне общения;

в) перцептивной стороне общения.

1) общение, заключающееся в организации межличностного взаимодействия;

2) общение, которое проявляется во взаимном обмене информацией между партнёрами, передаче и приёме знаний, мнений, чувств;

3) общение, которое проявляется через восприятие, понимание и оценку людьми друг друга.

V. МАРКЕТИНГ

.1. Задача. По итогам работы за год фирма имеет следующие показатели:

1. Изготовлено обуви всего:

  • из них поставка на экспорт
38 000 пар 10 000 пар
2. Остатки обуви на складах на конец года 5 000 пар
3. Население региона 200 000 человек
4. Количество потенциальных покупателей 85%

Определите долю рынка фирмы

 

2. Задача. По итогам работы за год фирма имеет следующие показатели:

1. Производство фруктового сока всего:

  • из них отправлено в детские сады
12 000 литров 1 300 литров
2. Остатки сока на складах фирмы нет
3. Получено по импорту 500 литров
4. Население региона, в котором работает фирма 350 000 человек
5. Количество потенциальных покупателей. 100%
6. Каждый потребляет по 2,5 литра сока

Определите долю рынка.

 

3. Задача. По итогам работы за год фирма имеет следующие показатели:

1. Производство холодильников всего:

  • из них поставка на экспорт
5 000 штук 1 000 штук
2. Остатки холодильников на конец года 200 штук
3. Население региона, в котором работает фирма 15 000 человек
4. Количество потенциальных покупателей 30%

Определите долю рынка фирмы.

 

4. Задание. Раскройте содержание понятий: товар по замыслу, товар в реальном исполнении, товар с подкреплением на примере кофеварки.

 

5. Задание. Раскройте содержание понятий: товар по замыслу, товар в реальном исполнении, товар с подкреплением на примере электрочайника.

 

6. Задание. Раскройте содержание понятий: товар по замыслу, товар в реальном исполнении, товар с подкреплением на примере стирального порошка «Дося».

 

7. Задание. Раскройте содержание понятий: товар по замыслу, товар в реальном исполнении, товар с подкреплением на примере роликовых коньков.

 

8. Задание. Раскройте содержание понятий: товар по замыслу, товар в реальном исполнении, товар с подкреплением на примере двухкамерного холодильника.

9. Задание. Разработайте комплекс сервисных услуг, предлагаемых для подкрепления следующего товара: газонокосилка.

 

10. Задание. Разработайте комплекс сервисных услуг, предлагаемых для подкрепления следующего товара: музыкальный товар.

 

11. Задание. Разработайте комплекс сервисных услуг, предлагаемых для подкрепления следующего товара: мобильный телефон.

12. Задание. Разработайте меры по стимулированию сбыта для следующего товара: елочные игрушки.

 

13. Задание. Разработайте меры по стимулированию сбыта для следующего товара: шоколадные конфеты «Ромашка».

 

  1. Задание. Разработайте меры по стимулированию сбыта для следующего товара: соки фруктовые.

 

  1. Задание. Разработайте меры по стимулированию сбыта для следующего товара: туалетная вода для женщин.

 

  1. Задание. Рассмотрите предприятие, на котором Вы проходили практику и определите, какие субъекты рыночной деятельности являются для него:
    1. поставщиками;
    2. клиентами;
    3. конкурентами;
    4. маркетинговыми посредниками;
    5. контактными аудиториями.

 

 

VI. БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЁТ

1. Задача. Предприятие приобрело факс для отдела сбыта стоимостью 20 300 рублей. Начислить амортизацию за 1,5 года, если срок полезного использования факса 3 года. Сделать бухгалтерские проводки.

2. Задание. Составить и написать бухгалтерские проводки по следующим финансовым операциям:

А) выданы деньги из кассы на командировку;

Б) перечислены денежные средства в погашение кредита банка с расчётного счёта;

В) отпущены материалы в основное производство;

Г) оприходованы материалы, полученные за счёт подотчётного лица;

Д) оплачено поставщику чеком.

 

3. Задача. Предприятие приобрело станок для цеха стоимостью 11 500 рублей. Начислить амортизацию за 6 месяцев, если срок полезного использования станка 8 лет. Сделать бухгалтерские проводки.

4. Задание. Составить и написать бухгалтерские проводки по следующим финансовым операциям:

А) получены в кассу деньги от покупателя;

Б) получены на расчётный счёт взносы от учредителей;

В) оприходованы материалы, полученные за счёт подотчётного лица;

Г) неиспользованная часть подотчётной суммы внесена в кассу;

Д) основное средство введено в эксплуатацию.

 

5. Задание. Составить и написать бухгалтерские проводки по следующим хозяйственным операциям:

А) получены в кассу деньги от покупателя;

Б) получены на расчётный счёт взносы от учредителей;

В) материалы получены организацией безвозмездно;

Г) неиспользованная часть подотчётной суммы внесена в кассу;

Д) основное средство введено в эксплуатацию.

 

6. Задание. Составить и написать бухгалтерские проводки по следующим финансовым операциям:

А) получены деньги с расчётного счёта в кассу предприятия;

Б) перечислены в бюджет налоги с расчётного счёта;

В) получены материалы от поставщиков;

Г) выдано в подотчёт из кассы на командировочные расходы;

Д) получены от поставщика станки.

 

7. Задание. Составить и написать бухгалтерские проводки по следующим хозяйственным операциям:

А) получены материалы (товары) из вспомогательного производства;

Б) выявлена недостача материалов;

В) выплачены денежные средства поставщику из кассы;

Г) выданы деньги из кассы на командировку;

Д) перечислен на расчётный счёт краткосрочный кредит банка.

 

9. Задача. Предприятие приобрело офисную мебель для кабинета генерального стоимостью 30 800 рублей. Начислить амортизацию за 8 месяцев, если срок полезного использования мели 10 лет. Написать бухгалтерские проводки.

 

 

VII. ФИНАНСОВЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ

 

 

  1. Задача. Банк предлагает инвесторам 15% годовых. Каков должен быть первоначальный вклад, чтобы через 2 года иметь на счёте 50 000 рублей.

 

  1. Задача. В банк помещён депозит в размере 5 000 рублей. По этому депозиту начисляются 12% годовых. Сколько будет на счету в конце третьего года?

 

 

  1. Задача. В день рождения внука бабушка положила в банк 1000 $ под 3% годовых. Какой будет сумма к совершеннолетию внука.

 

  1. Задача. Инвестор приобрёл опцион на покупку акции с ценой исполнения 50 рублей. Цена опциона (премия) составила 5 рублей. На момент исполнения сделки курс акции составил 47 рублей. Определите, прибыль или убыток получил инвестор.

 

  1. Задача. Инвестор приобретает опцион на покупку акции компании «А» с ценой исполнения 120 рублей. Цена опциона (премия), уплачиваемая при этом инвестором продавцу опциона, составила 10 рублей. На момент исполнения опциона курс акции составил 140 рублей. Определите, прибыль или убыток получил продавец опциона.

 

  1. Задача. На валютной бирже предлагается опцион на покупку 10 000 $ США. Курс опциона – 30 рублей за 1 $. Премия 1,10 рублей за 1 $. Сколько составят общие затраты на покупку валюты на момент исполнения опциона.

 

  1. Задача. Определите уровень финансового левериджа. О чём свидетельствует полученный результат. АО выпустило облигации на сумму 50 000 рублей, привилегированные акции на сумму 10 000 рублей и обыкновенные акции на сумму 200 000 рублей.

 

  1. Задача. Определите уровень финансового левериджа. О чём свидетельствует полученный результат. АО выпустило облигации на сумму 70 000 рублей, привилегированные акции на сумму 25 000 рублей и обыкновенные акции на сумму 140 000 рублей.

 

 

VIII. МЕНЕДЖМЕНТ

 

1. Задание. Какая из характеристик по смыслу соответствует понятиям: а) конфликт; б) внутриличностный конфликт; в) межличностный конфликт; г) межгрупповой конфликт; д) конфликт между личностью и группой?

1) Конфликт, возникающий между людьми из-за несовместимости их взглядов, интересов, целей.

2) Столкновение противоположно направленных целей, позиций, мнений, взглядов партнёров по общению.

3) Состояние неудовлетворенности человека какими-либо обстоятельствами его жизни, связанное с наличием у него противоречащих друг другу интересов, стремлений, потребностей.

4) Столкновение противоположно направленных интересов различных групп.

5) Противоречия, возникающие между ожиданиями отдельной личности и сложившимися в группе нормами общения.

 

2. Задание. Укажите позиции правильного поведения в условиях конфликтной ситуации, Объясните свой выбор:

А) настаивая на своём предложении, не отвергайте предложения партнёра, рассматривайте все предложения и оценивайте все «за» и «против»;

Б) демонстрируйте своё превосходство;

В) не позволяйте себе отвечать агрессией на агрессию;

Г) независимо от результата разрешения конфликта старайтесь не разрушать отношения с партнёром;

Д) старайтесь как можно чаще обращать внимание на отрицательное эмоциональное состояние партнёра: «Что ты злишься?»; «Не надо так нервничать!»;

Е) предлагайте партнёру включать механизм идентификации: «Если бы вы были на моём месте, какие действия предприняли бы?».

 

3. Ситуация. Молодой руководитель предприятия поручил заместителю провести скрытую проверку сотрудников на предмет их соответствия требованиям и принятым нравственным нормам. Результаты не были доведены до сведения сотрудников, а на основе результатов руководитель наметил программу движения кадров. В чем заключается ошибочность поведения руководителя?

Определите типы организационных структур управления:

4. Задание.

А) Первичный – наиболее просто тип структуры, при котором руководитель предприятия (подразделения) осуществляет все функции управления. Всё полномочия – прямые (линейные) идут от высшего звена управления к низшему. В числе преимуществ данной структуры – ответственность, чёткое распределение обязанностей и полномочий, оперативный процесс принятия решений. Этот тип управленческой структуры обычно ведет к формированию стабильной и прочной организации. О каком типе организационной структуре идёт речь? Обоснуйте свой ответ.

Б) Использование данного типа организационной структуры позволяет крупному предприятию, фирме уделять конкретному продукту столько же внимания, сколько ему уделяет небольшое предприятие, выпускающее один-два вида продукции. Организации с такой структурой способны быстрее реагировать на изменения условий конкуренции, технологии и покупательского спроса. Недостаток этой структуры – увеличение затрат вследствие дублирования одних и тех же видов работ для различных видов продукции. О каком типе организационной структуре идёт речь? Обоснуйте свой ответ.

 

5. Задание. Представьте, что Вы получили на экзамене неудовлетворительную для вас отметку. Это положило начало конфликту между вами и преподавателем. Опишите данный конфликт в соответствующих терминах, заполните форму:

Термины Краткий ответ Ситуационное объяснение (7 -10) слов
Источник или причина конфликта.    
Тип (вид) конфликта.    
Стадия (этап) конфликта.    
Наиболее эффективный стиль разрешения конфликта со стороны студента.    
Наиболее эффективный стиль разрешения конфликта со стороны преподавателя (Ваше мнение).