Особенности влияния памяти на успешность обучения.Закономерности, влияющие на развитие памяти и успешность обучения

содержание

Введение ……………………………………………………………………………………………….2

Глава I. Основные понятия памяти как психического процесса ………..4

1.1. Определение понятия «память» в психологической литературе,

индивидуальные особенности и типы памяти …………………………………4

1.2. Виды памяти и их характеристика …………………………………………..10

Выводы по I главе …………………………………………………………………………17

Глава II. Закономерности, влияющие на развитие памяти и успешность обучения ………………………………………………………………………………………..20

2.1. Определение понятия «обучения» в психологии ……………………..20

2.2. Законы и эффекты памяти и их применение на практике …………26

Выводы по II главе ………………………………………………………………………..34

Заключение …………………………………………………………………………………………38

Список использованной литературы …………………………………………………40

Приложение ………………………………………………………………………………………..43

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. В социально-экономических условиях настоящего времени перед наукой стоят, в первую очередь, задачи модернизации всех сфер производства, минимизации ресурсных затрат, в том числе и человеческих. Вместе с тем отмечается резкое увеличение объема информации, которым приходится оперировать при проведении тех или иных исследований либо работ.

8 стр., 3566 слов

Понятие о развивающем обучении

... обучения; 4) Проанализировать критерии результатов обучения.   Понятие о развивающем обучении Теория развивающего обучения — это направление в теории обучения ... и навыков, развитие внимания и памяти. Продуктивная деятельность связана с ... быстрее, быстрее» и т.п.), объяснения, выводы, делаемые самим учителем. Этого не ...     Введение Теория развивающегося обучения начала формироваться в ...

Для того чтобы справиться с возросшим информационным потоком, вводятся в эксплуатацию компьютеры повышенной вычислительной и аналитической мощностей, встает даже вопрос о создании искусственного интеллекта. Но, при этом, от самого человека тоже требуется более эффективное использование возможностей и функций своей психики. Одна из основных функций — это память. Необходимо максимально активизировать способность хранить и анализировать полученную информацию.

Исходя из этого, актуальность исследования особенностей влияния памяти на успешность обучения заключается в том, что высокая динамика развития современной системы образования предполагает хранение и оперирование человеческой памятью большим объемом разнообразной информации, который постоянно увеличивается. Раскрытие данной проблемы будет содействовать развитию инновационных моделей обучения в современном образовании, а также повышению уровня профессиональной подготовки обучающихся.

Объектом исследования является память, как один из основных психических процессов человека.

Предмет исследования — закономерности памяти, влияющие на успешность обучения.

Целью курсовой работы является рассмотрение особенностей влияния памяти на успешность обучения.

В соответствии с целью исследования сформулированы задачи курсовой работы:

1. Провести анализ теоретических подходов к сущности понятия «память», ее видам и основным закономерностям развития в психологической науке;

2. Охарактеризовать виды памяти;

3. Рассмотреть понятие «обучение» в психологии, проанализировать факторы успешности обучения, описать способы улучшения памяти;

4. Описать законы и эффекты памяти и их применение на практике.

Методологической основой исследования являются работы отечественных и зарубежных психологов, уделивших внимание изучению проблемам памяти: Р. Аткинсон, Л.С Выготский, М.В. Гамезо, В.А. Крутецкий, А.Р Лурия, Р.С. Немов, С.Л. Рубинштейн, Д.Н. Узнадзе и др.

Методы исследования: теоретический анализ психолого-педагогической литературы, сравнение, обобщение, анализ.

Практическая значимость работы определяется возможностью использования полученных данных в своей практике учителями, воспитателями, преподавателями и всеми, кто связан с областью образования для улучшения усвоения знаний и повышения продуктивности запоминания учебного материала.

Структура курсовой работы обусловлена целями и задачами исследования. Она состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложения.

ГЛАВА I. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ПАМЯТИ

КАК ПСИХИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА

1.1. Определение понятия «память» в психологической литературе, индивидуальные особенности и типы памяти

Нельзя не согласиться с С.Л. Рубинштейном [33], что без памяти мы были бы существами мгновения. Наше прошлое было бы мертво для будущего. Настоящее по мере его протекания безвозвратно исчезало бы в прошлом.

Как в древности, так и в данный момент для всего человечества память имеет огромное значение. В темпе современной жизни все больше и больше увеличивается объем информации, требующий восприятия, анализа, усвоения и при необходимости ее использования.

13 стр., 6484 слов

Экспериментальные исследования в работах Леонардо да Винчи

... методологии научной работы обнаруживают то принципиально новое, что он вносит в науку. Единственно правильным путём научного исследования он ... что все страсти Леонардо превратил в одну страсть к исследованию. Однако этому противостоят не только пробивающиеся изредка на ... делла Грацие, Милан, являлась одной из самых значительных работ художника. Его экспериментальная техника живописи маслом по сухой ...

Исследованиями памяти в настоящее время заняты представители естественных и гуманитарных наук: психологии, философии, биологии, медицины, генетики, нейрофизиологии, информационных технологий и ряда других. Которые, изучая память, хотят ответить на свои актуальные вопросы, решить поставленные задачи. Все эти науки расширяют имеющиеся знания о памяти, взаимно дополняют друг друга.

Определение памяти может быть различным.

Память это:

1) психический процесс отражения предметов и явлений окружающего мира, которые действовали ранее на органы чувств. В отличие от ощущений и восприятий память отражает лишь то, что ранее ощущалось и воспринималось (отдельные свойства и целостные образы предметов и явлений окружающего мира) [8];

2) запоминание, сохранение и последующее воспроизведение индивидом его опыта [23];

3) в когнитивной психологии под памятью понимается способность живой системы фиксировать факт взаимодействия со средой, сохранять результаты этого взаимодействия в форме опыта и использовать его в поведении [8];

4) память можно рассматривать и как деятельность, имеющую свои цели, мотивы и способы действий. Эту деятельность называют мнемической [8];

5) отражение прошлого опыта человека, проявляющееся в запоминании, сохранении и последующем припоминании того, что он воспринимал, делал, чувствовал или о чем думал [18].

Мнемическая деятельность (от греческой богини памяти — Мнемозины) — это деятельность, направленная на запоминание и воспроизведение удержанного материала.

Благодаря памяти расширяются познавательные возможности человека. Мнемическая деятельность как познавательный процесс обеспечивает целостность и развитие личности. Память состоит из четырех взаимосвязанных процессов: запоминание, сохранение, забывание, воспроизведение.

ПРОЦЕССЫ ПАМЯТИ

запоминание сохранение забывание воспроизведение

запечатление удержание потеря извлечение инфор-

информации информации возможности мации путем:

воспроизведения — узнавания

— воспроизведения

— припоминания

Рис.1. Процессы памяти

Запоминание — процесс памяти, обеспечивающий удержание материала (запечатление), путем связывания новой информации с прошлым опытом с целью последующего ее сохранения. Качество запоминания зависит от многих факторов: от особенностей запоминаемого материала (его объема, логичности, проявления интереса к информации и других), характера деятельности с этим материалом (от смысловой обработки, навыков и умений деятельности) и особенностей личности запоминающего (мотивов, установок, характера и других).

Сохранение — это процесс удержание информации, включающий ее переработку и усвоение. Не все, что прошло этап запоминания, хранится. Для сохранения информации в долговременной памяти нужна организация материала, его укладка (классификация, ассоциативные связи).

Чем лучше будет произведена укладка — тем больше сохранится. Сохраняется гораздо больше, чем осознается. Обычно человек использует лишь 10% объема всей сохраненной информации.

7 стр., 3115 слов

Восприятие и понимание информации в процессе обучения 2

... 2.  Восприятие,  понимание  и  наглядность  информации    Прием информации человеком начинается с ощущения. Так, ... классификация  и  психологическая структура    Процесс передачи информации как составная часть обучения может ... оперативной памяти. Увеличение числа различных признаков увеличивает информационную емкость объекта. Человеку редко ...

Воспроизведение — процесс извлечения информации, хранящейся в памяти. Для извлечения информации из кратковременной памяти мозг перебирает ее всю, пока не найдется нужная информация (длится процесс доли секунды).

Для извлечения информации из долговременной памяти необходимо найти «ключ» к кодированию (песня, запись, место и т.д.).

Воспроизводится меньше, чем сохраняется. Извлечение информации может быть на разных уровнях:

1) узнавание (установление сходства информации при повторном восприятии).

Знакомые объекты узнаются быстрее и легче;

2) воспоминание (при отсутствии объекта);

3) припоминание (отбор информации, необходимой для данного действия).

Это активная форма воспроизведения, требующая волевых усилий.

Забывание — потеря возможности воспроизведения ранее запечатленной информации. Оно выражается в невозможности припомнить или узнать, либо в ошибочном припоминании и узнавании. Оно дает возможность мозгу освобождаться от ненужной избыточной информации, которая не получает достаточного подкрепления. Немецкий ученый Герман Эббингауз вследствие экспериментального изучения памяти установил, что после первого безошибочного повторения материала забывание идет вначале очень быстро. Уже в течение первого часа забывается до 60% всей полученной информации, через 10 часов после заучивания в памяти остается 35% от ранее изученного. Далее процесс забывания идет медленно и через шесть дней в памяти остается около 20% от общего числа первоначально выученного, столько же остается в памяти и через месяц. Это открытие ученого считается основным законом забывания, который был назван кривая забывания или кривая Эббингауза.

Рис. 2. Кривая Эббингауза

Этот закон может быть сформулирован следующим образом: чем больше времени проходит с момента заучивания определенного материала, тем дальше идет процесс его забывания, но при этом, никогда не достигая уровня абсолютного забывания. Одним словом, в определенных пределах забывание является функцией времени [30].

По сути дела сохранение и забывание информации представляют разные характеристики одного процесса.

Особенности памяти выражаются в количественной и качественной характеристике у каждого отдельного человека. А также в сочетании качеств.

К количественным характеристикам относятся: скорость запоминания, прочность и длительность сохранения, точность и объем запоминаемого, легкость (готовность) и точность воспроизведения, а также их различное сочетание:

— наилучшим является сочетание быстрого запоминания с медленным забыванием;

— медленное запоминание в сочетании с медленным забыванием;

— быстрое запоминание может сочетаться с быстрым забыванием;

— наиболее низкой продуктивностью отличается память, характеризующаяся медленным запоминанием и быстрым забыванием.

Качественные различия заключаются в доминировании отдельных видов памяти — зрительной, слуховой, эмоциональной, двигательной и других и в их функционировании.

Также в психологии существует понятие помехоустойчивости, которое заключается в способности противостоять действию внешних и внутренних помех. Например, в качестве внешних помех может выступать звуковой шум, посторонние раздражители, а источником внутренних помех является интерференция следов памяти (взаимодействие вновь поступающей и уже поступившей информации).

11 стр., 5396 слов

Психология личности соотношение понятий человек индивид личность ...

... к себе комплексного междисциплинарного подхода (философско-социологического, социально-психологического и т.п.). Психология изучает человека с точки зрения его психической, духовной жизнедеятельности [4]. В широком плане ... мы продвинемся в понимании себя и других. 1. ОПИСАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ЧЕЛОВЕК, ИНДИВИД, ЛИЧНОСТЬ 1.1 Человек Человек – представитель вида Homosapiens. Многие мыслители и ученые не всегда ...

Типы памяти (англ. Types of memory) — преобладающие особенности процессов памяти в соответствии с индивидуальными различиями в продуктивности запоминания и сохранения образного и словесного материала [23].

В соответствии с тем, какие сенсорные области доминируют, выделяют следующие индивидуальные типы памяти:

1) наглядно-образный (человек хорошо запоминает наглядные образы, цвет предметов, звуки, лица и тому подобное).

Наглядно-образный тип дифференцируется в зависимости от того, какой анализатор наиболее продуктивен при запоминании человеком различных впечатлений. Различают двигательный, зрительный, слуховой, обонятельный, осязательный и вкусовой анализаторы. Они редко проявляются в чистом виде, чаще встречается смешанный тип: зрительно-двигательный, зрительно-слуховой, слухо-двигательный и другие. Однако у большинства людей все же доминирует зрительная память;

2) словесно-логический (человек хорошо запоминает словесный, нередко абстрактный материал: понятия, формулы и тому подобное);

3) эмоциональный (лучше всего сохраняются и воспроизводятся пережитые человеком чувства, яркие эмоции).

Также иногда встречается феноменальный тип памяти — способность исключительно быстро запоминать и точно воспроизводить большой (возможно неограниченный) по объему материал, который может быть лишен смысловой связи (отдельные слова, числа, даты и тому подобное).

Тип памяти определяется преобладанием активности одного из полушарий головного мозга:

— правого полушария — наглядно-образный и эмоциональный типы памяти;

— левого полушария — словесно-логический тип памяти.

Психологами экспериментальным путем замечено, что до 20-25 лет память у человека улучшается, до 40-45 лет сохраняется на одном и том же уровне, а затем постепенно ослабевает. 70% знаний, применяемых человеком в течение всей жизни, приобретается им в возрасте до 25 лет. Ученые приходят к выводу, что отсутствие интеллектуальных стимулов разрушает память в большей степени, чем возраст.

Память есть у всех живых существ, но наиболее высокого уровня своего развития она достигает у человека. Память необходима для накопления, хранения и использования человеком жизненного опыта.

Каждый процесс осуществляется при помощи действий человека, направленных на выделение, удержание и воспроизведение нужной информации. Все процессы памяти взаимосвязаны между собой и осуществляются последовательно один за другим.

Индивидуальные различия памяти могут быть обусловлены врожденными особенностями высшей нервной деятельности, воспитанием, обучением, интеллектом, профессиональной деятельностью человека общим состоянием человека, его возрастом и так далее.

1.2. Виды памяти и их характеристика

Единой классификации памяти нет. У различных авторов встречаются разные подходы к ее объединению в группы. Можно сказать, что виды памяти различают в зависимости от того что запоминается, как запоминается и насколько долго помнится.

8 стр., 3674 слов

Роль психологии в жизни человека

... процессы обычно характеризуют человека вообще, то особенности психологии – конкретного индивида. Психология проявляется как совокупность типичных для человека (или группы людей) способов поведения, общения, ... науки, профессиональный исследователь закономерностей психики и сознания, особенностей психологии и поведения людей. Но далеко не всякое психологическое знание обязательно является ...

Существует несколько основных ……..

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Агафонов, А.Ю. Психология мнемических явлений : учебное пособие / А.Ю Агафонов, Е.Е. Волчек. — Самара, 2005. Изд-во «Универс-групп», 2005. — 120 с.

2. Введение в психологию : учебник для студентов университетов пер. с англ. / Рита Л. Аткинсон [и др.]. — М.: Прайм-Еврознак, 2003 — 672 с.

3. Выготский, Л.С. Психология развития человека / Л.С. Выготский. — М.: Изд-во Смысл; Изд-во Эксмо, 2005. — 1136 с.

4. Выготский, Л.С. Психология / Л.С. Выготский. — М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. — 1008 с.

5. Басова, Н. В. Педагогика и практическая психология / Н.В. Басова. — Рос­тов н/Д: «Феникс», 1999. — 416 с.

6. Болотова, А.К. Прикладная психология : учебник для вузов / А.К. Болотова А, И.В. Макарова. — М.: Аспект Пресс, 2001. — 383 с.

7. Гамезо, М.В. Атлас по психологии : информ.-метод. пособие курсу «Психология человека» / М.В. Гамезо, И.А. Домашенко. — М.: Педагогическое общество России, 2004. — 276 с.

8. Гамезо, M.B. Общая психология : учебно-методическое пособие / М.В. Гамезо, В.С. Герасимова, Д.А. Машурцева, Л.М. Орлова. — М.: Ось-89, 2007. — 352 с.

9. Грановская, Р.М. Элементы практической психологии / Р.М. Грановская — Ленинград: Изд-во ЛГУ им. А.А. Жданова, 1988. — 560 с.

10. Дыгун, М.А. Опоры по общей психологии: основные понятия, персоналии, блок-схемы / М.А. Дыгун. — Мозырь: Издательский дом «Белый Ветер», 2001. — 76 с.

11. Зимняя, И.А Педагогическая психология : учебник для вузов / И.А. Зимняя. — М.: Издательская корпорация «Логос», 2004. — 384 с.

12. Кападайя, М. Улучшение памяти / М. Кападайя. — СПб.: Изд-во «ДИЛЯ», 2004. — 96 с.

13. Общая психология : учебник / под ред. А.В. Карпова. — М.: Гардарики, 2004. — 232 с.

14. Квинн, В.Н. Прикладная психология / В.Н. Квинн. — СПб: Изд-во «Питер», 2000. — 560 с.

15. Психологическая энциклопедия / под ред. Р. Корсини, А. Ауэрбаха. — СПб.: Питер, 2006. — 1096 с.

16. Педагогика : учебник / Л.П. Крившенко[и др.]; под ред. Л.П. Крившенко. — М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008. — 432 с.

17. Кроль, В.М. Психофизиология человека / В.М. Кроль. — СПб.: Питер, 2003. — 304 с.

18. Крутецкий, В.А. Психология : учебник для учащихся пед. училищ / В.А. Крутецкий. — М.: Просвещение, 1980. — 352 с.

19. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии / под ред. А.А. Крылова, С.А. Маничева. — СПб.: Питер, 2003. — 560 с.

20. Крысько, В.Г. Психология и педагогика в схемах и комментариях / В.Г. Крысько. — СПб.: Питер, 2006. — 320 с.

21. Лапп, Д. Улучшаем память — в любом возрасте: пер. с франц. М.С. Фанченко / Д. Лапп. — М.: Мир, 1993. — 240 с.

22. Лурия, А.Р. Основы нейропсихологии : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / А.Р. Лурия. — М.: Издательский центр «Академия», 2006. — 384 с.

23. Большой психологический словарь / под ред. Б.Г. Мещеряков, В.П. Зинченко — М.: Прайм-Еврознак, 2007. — 632 с.

24. Милорадова, Н.Г. Психология и педагогика : учебник для вузов / Н.Г. Милорадова. — М.: Гардарики, 2007. — 335 с.

3 стр., 1017 слов

Маклаков А. Общая психология Издательство Питер. (2010) !!!

... Питер, 2002.-712с.4 2001.-712с 24. Старовойтенко Е.Б. Современная психология: формы интеллектуальной жизни/ Е.Б.Старовойтенко. -М.: Академический Проект,2001 .-539с 25. Столяренко А.М. Психология и педагогика: Учеб. ... психологии:.-СПб.:Питер,2004.-319с.-(Мастера психологии). 12. Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник ... по психологии :Информационно-методич. пособие по курсу "Психология человека".- ...

25. Немов, Р.С. Психология : учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: в 3 кн. Кн. 1: Общие основы психологии / Р.С. Немов. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. — 688 с.

26. Немов, Р.С. Психология : учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: в 3 кн. Кн. 2: Психология образования / Р.С. Немов. — М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995. — 496 с.

27. Немов, Р.С. Психология : учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: в 3 кн. Кн. 3: Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической стати­стики / Р.С. Немов. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. — 640 с.

28. Нестерова, О.В. Педагогическая психология в схемах, таблицах и опорных конспектах : учеб. пособие для вузов / О.В. Нестерова. — М.: Айрис-пресс, 2006. — 112 с.

29. Никитина, Т.Б. Как развить суперпамять, или Запоминаем быстро и легко / Т.Б. Никитина. — М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2006. — 320 с.

30. Польской, А.Е. Как улучшить свою память / А. Е. Польской. — Мн.: Харвест, 1998. — 336 с.

31. Психология и педагогика : учебное пособие / под ред. В.М. Николаенко. — М.: ИНФРА-М; Новосибирск: НГАЭиУ, 2000. — 175 с.

32. Реан, А.А. Психология и педагогика / А.А. Реан, Н.В. Бордовская, С.И. Розум. — СПб.: Питер, 2002. — 432 с.: ил.

33. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн — СПб.: Питер Ком, 1999. — 720с.

34. Столяренко, A.M. Психология и педагогика : учеб. пособие для вузов / А.М. Столяренко. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. — 423 с.

35. Общая психология : учебник / под ред. Р.Х. Тугушева, Е.И. Гарбера. — М.: Изд-во Эксмо, 2006. — 560 с.

36. Узнадзе Д.Н. Общая психология / Д.Н. Узнадзе пер. с грузинского Е.Ш. Чомахидзе; под ред. И.В. Имедадзе. — М.: Смысл; СПб.: Питер, 2004. — 413 с.