Тематика семинарских занятий 5

по дисциплине «Психодиагностика»

3 курс специальность «Психология»

заочная форма получения образования (2015/2016 уч. год)

Всего: 6 часов -4 часа семинарских и 2 лаб.

Семинар 1. Методы психодиагностики и их классификация (1 час).

Цель: сформировать представление у студентов о методах психодиагностики и их классификации.

Вопросы для обсуждения.

  1. Классификации методов психологического исследования (Бодалева-Столина, Шванцаре, Захарова, Беловой, Гуревича).
  2. Критерии дифференциации методов психодиагностики.
  3. Рубрикация картотечного описания методик.
  4. Психодиагностические высокоформализованные методы: тесты, опросники, проективные техники, психофизиологические методы.
  5. Методы малой формализации: метод наблюдения, беседы, анализ продуктов деятельности (контент-анализ).

Литература

  1. Анастази, А. Психологическое тестирование / А. Анастази, С. Урбина. – 7-е междунар. изд. – СПб. : Питер, 2003. – 688 с.
  2. Бурлачук, Л.Ф. Психодиагностика: учеб. пособие для вузов / Л.Ф. Бурлачук. – СПб. : Питер, 2005. – 351 с.
  3. Общая психодиагностика / под ред. А. А. Бодалева, В.В. Столина. – М. : Мос.гос ун-т, 1987. – 303 с.
  4. Основы психодиагностики / под ред. А.Г. Шмелева. – Ростов-на Дону: Феникс, 1996. – 544 с.
  5. Психологическая диагностика: учеб. для вузов / под ред. М.К. Акимовой, К.М. Гуревича. – М. : Владос, 2005. – 652 с.
  6. Марищук, В.Л. Психодиагностика в спорте: учеб. пособие для вузов / В.Л. Марищук, Ю.М. Блудов, Л.К. Серова. – М. : Просвещение, 2005. – 349 с.

Практические задания

  1. Начертить классификации методов Бодалева-Столина, Шванцаре, Захарова, Беловой, Гуревича схематически.

Форма контроля: реферат, сообщения на семинарских занятиях.

24 стр., 11998 слов

VII. Характеристика стандартизированных методов психодиагностики

... науки включает в себя принципы, процедуры и способы проверки научности различных методов психодиагностики. Как область практики она ориентирована на профессиональные знания и умения, ... особенностей личности. Сегодня некоторые ее аспекты нужно, видимо, считать одним из методов психодиагностики, потому что почерк можно рассматривать в качестве фиксированного выразительного движения. Психологическая ...

Семинар 2. Малоформализованные методы в психодиагностике (1 час)

Цель: сформировать представление у студентов о методах психодиагностики и их классификации.

Вопросы для обсуждения.

1. Проективные техники и методики, их история возникновения, содержательные характеристики, преимущества и недостатки.

2. Классификация проективных методик.

3.Конститутивные проективные методики: тест чернильных пятен Роршаха, тест облаков.

4. Интерпретативные проективные методики: ТАТ Мюррея, тест Сонди, тест фрустационных реакций Розенцвейга).

5.Аддиктивные проективные методики (неоконченные предложения, неоконченные рассказы, ассоциативный тест Юнга).

Литература

  1. Анастази, А. Психологическое тестирование / А. Анастази, С. Урбина. – 7-е междунар. изд. – СПб. : Питер, 2003. – 688 с.
  2. Бурлачук, Л.Ф. Психодиагностика: учеб. пособие для вузов / Л.Ф. Бурлачук. – СПб. : Питер, 2005. – 351 с.
  3. Общая психодиагностика / под ред. А. А. Бодалева, В.В. Столина. – М. : Мос.гос ун-т, 1987. – 303 с.
  4. Основы психодиагностики / под ред. А.Г. Шмелева. – Ростов-на Дону: Феникс, 1996. – 544 с.
  5. Психологическая диагностика: учеб. для вузов / под ред. М.К. Акимовой, К.М. Гуревича. – М. : Владос, 2005. – 652 с.
  6. Марищук, В.Л. Психодиагностика в спорте: учеб. пособие для вузов / В.Л. Марищук, Ю.М. Блудов, Л.К. Серова. – М. : Просвещение, 2005. – 349 с.

Форма контроля: реферат, сообщения на семинарских занятиях.

Семинар 3. Диагностика психического развития де­тей младенческого возраста (от 0 до 1 года) (1 час)

Цель: сформировать представление у студентов о диагностике психического развития детей младенческого возраста (от 0 до 1 года)

Приборы и материалы: раздаточный материал

Вопросы для обсуждения.

1.Диагностический подход нормативного развития к исследованию развития детей младенческого возраста (теории А.Гезелла, Н. Бейли, Д. Лешли).

2.Диагностический подход на основе классического психоанализа З.Фрейда и его трактовки стадий развития.

3.Диагностический подход на основе концепции Д.Б.Эльконина;

4. Теория развития личности Л.И.Божович и использование ее в психодиагностике.

5.Модели развития общения М.И.Лисиной и использование их в психодиагностике.

Литература

  1. Анастази, А. Психологическое тестирование / А. Анастази, С. Урбина. – 7-е междунар. изд. – СПб. : Питер, 2003. – 688 с.
  2. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте /Л.И.Божович.– М., 1968. – 130с.
  3. Бурлачук, Л.Ф. Психодиагностика: учеб. пособие для вузов / Л.Ф. Бурлачук. – СПб. : Питер, 2005. – 351 с.
  4. Кушнир, Н.Я. Психология плача новорожденного ребенка / Н.Я.Кушнир. ‒ Минск: МЕТ, 2010. ‒ 207 с.
  5. Лисина, М.И. Проблема онтогенеза общения / М.И.Лисина. – М.: Педагогика, 1986. – 248с.
  6. Основы психодиагностики / под ред. А.Г. Шмелева. – Ростов-на Дону: Феникс, 1996. – 544 с.
  7. Психологическая диагностика: учеб. для вузов / под ред. М.К. Акимовой, К.М. Гуревича. – М. : Владос, 2005. – 652 с.
  8. Марищук, В.Л. Психодиагностика в спорте: учеб. пособие для вузов / В.Л. Марищук, Ю.М. Блудов, Л.К. Серова. – М. : Просвещение, 2005. – 349 с.

Форма контроля: конспект первоисточников, реферат, сообщения на семинарских занятиях.

17 стр., 8342 слов

Концепции одарённости и её развития

... одарённости. Основные параметры креативности. Креативность и возраст. Возраст 3–5 лет как наиболее сензитивный для развития креативности. Проявление креативности в творчестве дошкольника. Креативность ... учёных, исследователей в детские годы. Психологические портреты современных интеллектуальных вундеркиндов. Диагностика умственной одарённости детей и подростков. Изучение умственно одарённных детей ...

Семинар 4. Диагностика психического развития де­тей раннего возраста (от 1 до 3 лет) (1 час)

Цель: сформировать представление у студентов о диагностике психического развития детей раннего возраста (от 1 до 3 года)

Приборы и материалы: раздаточный материал

Вопросы для обсуждения.

1.Стратегия и тактика диагностической работы с детьми раннего возраста в контексте социальной ситуации развития, основных новообразований, ведущего вида деятельности.

2.Функциональные линии развития личности в раннем возрасте и возможности их диагностики.

3.Развитие мотивационной сферы личности в раннем возрасте и ее диагностика

4. Кризис 3-х лет. Развитие первичных форм самосознания и его психодиагностика.

5. Адаптация психодиагностического инструментария к особенностям детей раннего возраста.

Литература

  1. Анастази, А. Психологическое тестирование / А. Анастази, С. Урбина. – 7-е междунар. изд. – СПб. : Питер, 2003. – 688 с.
  2. Бурлачук, Л.Ф. Психодиагностика: учеб. пособие для вузов / Л.Ф. Бурлачук. – СПб. : Питер, 2005. – 351 с.
  3. Общая психодиагностика / под ред. А. А. Бодалева, В.В. Столина. – М. : Мос.гос ун-т, 1987. – 303 с.
  4. Основы психодиагностики / под ред. А.Г. Шмелева. – Ростов-на Дону: Феникс, 1996. – 544 с.
  5. Психологическая диагностика: учеб. для вузов / под ред. М.К. Акимовой, К.М. Гуревича. – М. : Владос, 2005. – 652 с.
  6. Марищук, В.Л. Психодиагностика в спорте: учеб. пособие для вузов / В.Л. Марищук, Ю.М. Блудов, Л.К. Серова. – М. : Просвещение, 2005. – 349 с.
  7. Урунтаева, Г.А. Практикум по детской психологии / Г.А.Урунтаева, Ю.А.Афонькин. — М., 1995. — 214 с.

Форма контроля: реферат, сообщения на семинарских занятиях.

Лабораторная 5. Психодиагностическая работа с детьми дошкольного возраста (от 3 до 6-7 лет) (1 час)

Цель: сформировать представление у студентов о диагностике психического развития детей дошкольного возраста (от 3 до 6-7 года)

5 стр., 2472 слов

Раздел 2. Особенности применения психолого-педагогических диагностик ...

... изобразительного искусства.   Раздел 2. Особенности применения психолого-педагогических диагностик исследования уровней развития художественно-творческой деятельности детей и подростков   6. ... определения уровней развитости образного (невербального) компонента воображения для испытуемых всех возрастов: первый уровень - среди рисунков карандашом преобладают, построенные композиционно (При ...

Приборы и материалы: раздаточный материал

Вопросы для обсуждения.

1.Общая характеристика стандартизированного комплекса психодиагностических методик для детей дошкольного возраста

2.Функциональные линии развития личности в ребенка-дошкольника и возможности их диагностики: речевое развитие, когнитивное развитие, мелкая моторика, крупная моторика, самообслуживание, социализации. (Н.В. Серебрякова)

3.Развитие мотивационной сферы личности ребенка-дошкольника и ее диагностика.

4.Формирование самосознания ребенка-дошкольника. Диагностика самооценки как компонента самосознания.

5.Воля и диагностика волевых нарушений дошкольника.

6.Использование проективных методов исследования при изучении эмоциональной сферы дошкольников.

7.Программа наблюдения за эмоциональным состоянием ребенка дошкольного возраста.

Литература

  1. Анастази, А. Психологическое тестирование / А. Анастази, С. Урбина. – 7-е междунар. изд. – СПб. : Питер, 2003. – 688 с.
  2. Белановская О.В. Диагностика и коррекция самосознпния дошкольников. – Минск «Вышэйшая школа», 2004. – 101 с.
  3. Бурлачук, Л.Ф. Психодиагностика: учеб. пособие для вузов / Л.Ф. Бурлачук. – СПб. : Питер, 2005. – 351 с.
  4. Диагностика и коррекция психического развития дошкольников: учеб. пособие / Я.Л. Коломинский, Е.А. Панько, А.Н. Белоус и др.; под общ. ред. Я.Л. Коломинского, Е.А. Панько. -Минск: Университетское, 1997.-237 с.
  5. Психологическая диагностика: учеб. для вузов / под ред. М.К. Акимовой, К.М. Гуревича. – М. : Владос, 2005. – 652 с.
  6. Марищук, В.Л. Психодиагностика в спорте: учеб. пособие для вузов / В.Л. Марищук, Ю.М. Блудов, Л.К. Серова. – М. : Просвещение, 2005. – 349 с.
  7. Семаго, Н.Я., Руководство по психологической диагностике: Дошкольный и младший школьный возраст. Методическое пособие / Н.Я.Семаго, М.М. Семаго — М., 2000.

Лабораторная 6. Методы определения готовности детей 6-7 лет к обучению в школе (1час)

Цель: сформировать представление у студентов о методах определения готовности детей 6-7 лет к обучению в школе

Приборы и материалы: раздаточный материал

Вопросы для обсуждения.

1.Диагностика познавательной сферы и интеллектуальных способностей ребенка дошкольного возраста

2.Диагностика эмоционально-волевой сферы ребенка дошкольного возраста

3.Диагностика мотивационной сферы ребенка дошкольного возраста

Литература

  1. Анастази, А. Психологическое тестирование / А. Анастази, С. Урбина. – 7-е междунар. изд. – СПб. : Питер, 2003. – 688 с.
  2. Белановская О.В. Диагностика и коррекция самосознпния дошкольников. – Минск «Вышэйшая школа», 2004. – 101 с.
  3. Венгер, А.Л. Психологическое консультирование и диагностика: прак­тическое руководство: в 2 ч. / А.Л. Венгер. — М.: Генезис,2005. — 4.2. — 128 с.
  4. Гуткина, Н.И. Психологическая готовность к школе / Н.И.Гуткина. – М., 1993. –95с.
  5. Диагностика и коррекция психического развития дошкольников: учеб. пособие / Я.Л. Коломинский, Е.А. Панько, А.Н. Белоус и др.; под общ. ред. Я.Л. Коломинского, Е.А. Панько. -Минск: Университетское, 1997.-237 с.
  6. Кушнир, Н.Я. Диагностика интеллектуальных способностей 6-го и 7-го лет жизни / Н.Я.Кушнир. – Мозырь, 2002, – 126с.
  7. Семаго, Н.Я., Руководство по психологической диагностике: Дошкольный и младший школьный возраст. Методическое пособие / Н.Я.Семаго, М.М. Семаго — М., 2000.