Тема 2.4. «Индивидуально-типологические особенности личности»

Студент должен:

Иметь представление:

  • о современных подходах к психологической характеристике типов темперамента.

Знать:

  • характеристики типов темперамента и предпочтительную сферу деятельности для каждого типа темперамента;
  • основные акцентуации характера;
  • особенности организаторских способностей;

Уметь:

  • определять тип темперамента, черты характера, коммуникативные и организаторские способности, мотивацию и ценностные ориентации личности, используя различные методы исследования личности (наблюдение, беседа, тесты, проективные методики).

Темперамент. Типы темперамента. Современные подходы к психологической характеристике типов темперамента.

Характер и его природа. Структура характера. Акцентуированные личности.

Понятие о способностях. Структура способностей. Способности и их развитие. Диагностика способностей.

Направленность личности и ее структура. Понятие об индивидуальном стиле деятельности. Влияние свойства личности на адаптацию в коллективе.

Лабораторно – практическое занятие. Составление характеристики индивидуально-психологических свойств личности.

Самостоятельная работа: Повторение материала

Темперамент в переводе с латинского — «смесь», «соразмерность». Древнейшее описание темпераментов принадлежит «отцу» медицины Гиппократу. Он считал, что темперамент человека определяется тем, какая из четырех жидкостей организма преобладает: если преобладает кровь («сангвис» по-латыни), то темперамент будет сангвинический, т. е. энергичный, быстрый, жизнерадостный, общительный, легко переносит жизненные трудности и неудачи. Если преобладает желчь («холе»), то человек будет холериком — желчный, раздражительный, возбудимый, несдержанный, очень подвижный человек, с быстрой сменой настроения. Если преобладает слизь («флегма»), то темперамент флегматичный — спокойный, медлительный, уравновешенный человек, медленно, с трудом переключающийся с одного вида деятельности на другой, плохо

8 стр., 3900 слов

Психомоторные и эмоциональные критерии визуальной диагностики ...

... то специфического характера. Эта связь принципиально не отличается от природы связи других свойств личности с организмом; вопрос о взаимоотношении между организмом и темпераментом стоит в ... того, какая из жидкостей преобладает в организме, были установлены четыре типа темперамента: сангвинический, меланхолический, флегматический и холерический. Эта классификация темпераментов до сегодняшнего дня не ...

Темперамент— это те врожденные особенности человека, которые обусловливают динамические характеристики интенсивности и скорости реагирования, степени эмоциональной возбудимости и уравновешенности, особенности приспособления к окружающей среде.

Академик И. П. Павлов изучил физиологические основы темперамента, обратив внимание на зависимость темперамента от типа нервной системы. Он показал, что два основных нервных процесса — возбуждение и торможения отражают деятельность головного мозга. От рождения они у всех разные по силе, взаимной уравновешенности, подвижности. В зависимости от соотношения этих свойств нервной системы Павлов выделил четыре основных типа высшей нервной деятельности: 1) «безудержный» (сильный, подвижный, неуравновешенный тип нервной системы (н/с) — соответствует темпераменту холерика); 2)«живой» (сильный, подвижный, уравновешенный тип н/с ответствует темпераменту сангвиника); 3) «спокойный»(сильный, уравновешенный, инертный тип н/с соответствует темпераменту флегматика); 4) «слабый» (слабый, неуравновешенный, малоподвижный тип н/с обусловливает темперамент меланхолика).

Прежде чем перейти к рассмотрению различных видов темперамента, сразу подчеркнем, что нет лучших или худших темпераментов — каждый из них имеет свои положительные стороны, поэтому главные усилия должны быть направлены не на переделку темперамента (что невозможно, вследствие врожденности темперамента), а на разумное использование его отрицательных граней.

Человечество издавна пыталось выделить типичные особенности психического склада различных людей, свести их к малому числу обобщенных портретов — типов темперамента. Такого рода типологии были практически полезными, так как с их помощью можно было предсказать поведение людей с определенным темпераментом в конкретных жизненных ситуациях.

Рассмотрим характерис­тики четырех типов темперамента

Холерик. Представители этого типа отличаются повы­шенной возбудимостью, неуравновешенностью поведения. Они вспыльчивы, агрессивны, прямолинейны в отношени­ях, энергичны в деятельности. Для холериков характерна цикличность в работе. Они со всей страстью отдаются делу, увлекаются им. Но силы истощились, упала вера в свои возможности, наступает подавленное настроение, и они ничего не делают. Такая цикличность — одно из след­ствий неуравновешенности их нервной деятельности.

Сангвиник. Человек с сильной, уравновешенной, по­движной нервной системой, обладает быстротой реакции, его поступки обдуманны. Сангвиник жизнерадостен, бла­годаря чему ему свойственна высокая сопротивляемость трудностям жизни. Он продуктивен тогда, когда у него много интересных дел. В противном случае он — вялый, скучный, рассеянный и т. д.

20 стр., 9926 слов

Организация учебной деятельности с учетом особенностей различных ...

... «Организация учебной деятельности с учетом особенностей различных типов темперамента подростков» Объект - организация учебной деятельности подростков. Предмет - взаимосвязь типа темперамента и успешности учебной деятельности подростков. Цель исследования ... как сосредотачивается на работе, реагирует на замечания, поступки других людей, ведет себя в привычных и сложных ситуациях. Этими особенностями, ...

Флегматик. Он солиден, не тратит понапрасну сил, рассчитывает их, доводит дело до конца; в отношениях — ровен, в меру общителен, не любит попусту болтать. Недостатки — инертность, малоподвижность, что приводит к тому, что ему нужно время для раскачки, переключе­ния внимания на другой объект.

Меланхолик. Человек со слабой нервной системой, об­ладающий повышенной чувствительностью даже к сла­бым раздражителям. Он часто грустен, подавлен, не уве­рен в себе, тревожен; у него могут возникнуть невротические расстройства.

Таким образом, от темперамента зависят многие свой­ства личности (впечатлительность, эмоциональность, импульсивность, тревожность, сосредоточенность и др., что в значительной степени оказывает влияние на ус­пешность в деловом общении.

Учет темперамента в деятельности

Поскольку каждая деятельность предъявляет к психике человека и ее динамическим особенностям определенные требования, то нет темпераментов, идеально пригодных для всех видов деятельности.

Роль темперамента в труде и учебе заключается в том, то от него зависит влияние на деятельность различных психических состояний, вызываемых неприятной обстановки, эмоциогенными факторами, педагогическими воздействиями. От темперамента зависит влияние различных факторов, определяющих уровень нервно-психического напряжения (например, оценка деятельности, ожидание контроля деятельности, ускорение темпа работы, дисциплинарные воздействия и т. п.).

Существуют четыре пути приспособления темперамента к требованиям деятельности.

Первый путь — профессиональный отбор, одна из задач которого — не допустить к данной деятельности лиц, которые не обладают необходимыми свойствами темперамента. Данный путь реализуют лишь только при отборе на профессии, предъявляющие повышенные требования к свойствам личности.

Второй путьприспособления темперамента к деятельности заключается в индивидуализации предъявляемых к человеку требований, условий и способов работы (индивидуальный подход).

Третий путьзаключается в преодолении отрицательного влияния темперамента посредством формирования положительного отношения к деятельности и соответствующих мотивов.

Четвертый,основной и наиболее универсальный путь приспособления темперамента к требованиям деятельности — формирование ее индивидуального стиля. Под индивидуальным стилем деятельности понимают такую индивидуальную систему приемов и способов действия, которая характерна для данного человека и целесообразна для достижения успешного результата.

Темперамент — это внешнее проявление типа высшей нервной деятельности человека, и поэтому в результате воспитания, самовоспитания это внешнее проявление может искажаться, изменяться, происходит «маскировка» истинного темперамента. Поэтому и редко встречаются «чистые» типы темперамента, но, тем не менее, преобладание той или иной тенденции всегда проявляется в поведении человека.

Темперамент накладывает отпечаток на способы поведения и общения, например, сангвиник почти всегда инициатор в общение, он чувствует себя в компании незнакомых людей непринужденно, новая необычная ситуация его только возбуждает, а меланхолика, напротив, путает, смущает, он теряется в новой ситуации, среди новых людей. Флегматик также с трудом сходится с новыми людьми, свои чувства проявляет мало и долго не замечает, что кто-то ищет повода познакомиться с ним. Он склонен любовные отношения начинать с дружбы и в конце концов влюбляется, но без молниеносных метаморфоз, поскольку у него замедлен ритм чувств, а устойчивость чувств делает его однолюбом. У холериков, сангвиников, напротив, любовь возникает чаще с взрыва, с первого взгляда, но не столь устойчива.

Продуктивность работы человека тесно связана с особенностями его темперамента. Так, особая подвижность сангвиника может принести дополнительный эффект, если работа требует от него частого перехода от одного рода занятий к другому, оперативности в принятии решений, а однообразие, регламентированность деятельности, напротив, приводит его к быстрому утомлению. Флегматики и меланхолики, наоборот, в условиях строгой регламентации и монотонного труда обнаруживают большую продуктивность и сопротивляемость утомлению, чем холерики и сангвиники.

В поведенческом общении можно и нужно предвидеть особенности реакции лиц с разным типом темперамента и адекватно на них реагировать.

Подчеркнем, темперамент определяет лишь динамические, но не содержательные характеристики поведения. На основе одного и того же темперамента возможна и «великая», и социально-ничтожная личность.

Характер — совокупность свойств личности, кото­рые определяют типичные способы ее реагирования на жизненные обстоятельства. Он формируется в процессе познания и практической деятельности и проявляется по отношению к себе, окружающим людям, учебе и труду, к частной и общественной собственности.

Проявление волевых черт характера неравнознач­но для людей разных профессий. Говоря о волевых чер­тах характера, важных для успеха в работе, нельзя умол­чать о некоторых недостатках характера, которые могут принести много вреда на работе и в бизнесе. Одним из довольно распространенных недостатков характера яв­ляется упрямство. Его называют «карикатурой на силь­ную волю». Упрямый человек хочет во что бы то ни стало действовать по-своему, хотя его действия были бы ненужными и вредными. Упрямый человек не любит ра­ботать над собой, несамокритичен, с трудом поддается разумным доводам. Упрямство приводит к консерватиз­му, к трудным отношениям человека с коллективом, с другими людьми.

В то время как сильные стороны — при правильном их использовании — способствуют успеху дела, ошибки и недо­статки, напротив, тормозят его и прежде всего тогда, когда мы ничего не делаем для их устранения. При этом мы име­ем в виду не столько очевидные ошибки и недостатки, с которыми мы нередко сталкиваемся в жизни, сколько пре­пятствия в нас самих, мешающие развитию наших способностей. Немецкий психолог Киршнер, например, выделяет шесть основных сдерживающих факторов:

  1. Мы перекладываем ответственность на других, вместо того чтобы нести ее самим.
  2. Другим мы верим больше, чем самим себе, потому что сами не знаем, что для нас главное.
  3. Лицемерие из любезности приводит к деградации наших чувств.
  4. Недостаток готовности защищать наше право на счастье и самореализацию.
  5. Мы позволяем заглушить в себе силу, дающую нам независимость, — фантазию.
  6. Неспособность обратиться к важному и с легким сердцем отказаться от всего несущественного, второстепенного.

Если вы страдаете последним недостатком, то вам, как считает Киршнер, надо поскорее избавиться от него. Ведь это может иметь катастрофические последствия — особен­но в профессионально-деловой сфере.

Общие черты характера проявляются в отношениях личности: 1) к себе; 2) к людям; 3) к труду; 4) к собственности.

Черты характера

По отношению

Позитивные

Негативные

к себе (проявляют­ся в самооценке действий):

Самокритичность Самодисциплина Скромность Чувство собственного достоинства Гордость и т.д.

Повышенное самолю­бие Высокомерие Самоунижение Заносчивость Эгоизм и т.д.

к людям (родите­лям, родственни­кам, друзьям, коллегам)

Общительность Вежливость Доброжелательность Откровенность Чуткость и т.д.

Замкнутость, грубость Бестактность Недоброжелатель­ность Эгоизм, скрытность Зависть, черствость и т.д.

к трудовой (учеб­ной) деятельно­сти:

Трудолюбие Инициативность Творчество Ответственность и т.д.

Леность Инертность Консерватизм Поверхностность Халатность и т.д.

к собственности (частной и обще­ственной):

Бережливость Накопительство Аккуратность и т.д.

Расточительность Неряшливость Вандализм и т.д.

Адекватная самооценка — это одно из условий совер­шенствования личности. Нежелательна завышенная са­мооценка, а также другая крайность в характере челове­ка. Отношение человека к труду оказывает решающее влияние на формирование других его личностных качеств. Д.И. .Писарев писал: «Характер закаляется трудом, и кто никогда не добывал себе собственным трудом насущ­ного пропитания, тот в большей части случаев остается навсегда слабым, вялым и бесхарактерным человеком». Таким образом, «у каждого человека три характера: тот, который ему приписывают; тот, который он сам себе приписывает; и, наконец, тот, который есть в действи­тельности» (В. Гюго).

Большинство исследователей выделяют в структуре сло­жившегося характера две его стороны: содержание и фор­му, которые неотделимы друг от друга и составляют органическое единство. Содержание характера составляет жизненную направленность личности, ее материальные и духовные потребности, интересы, идеалы и социальные установки. Содержание характера проявляется в виде своеобразных отношений, которые говорят об избиратель­ной активности человека. В характере выражаются раз­личные способы проявления отношений, темперамента, эмоционально-волевые особенности поведения и др. По­мимо содержания и формы в отечественной психологии в структуре характера представлены индивидуальные осо­бенности личности: интеллектуальные, волевые и эмоци­ональные, в связи с этим исследователи выделяют в струк­туре характера темперамент, волю, убеждения, потреб­ности, интересы, чувства и интеллект.

Способности. Говоря о способностях человека, имеют в виду его возможности, которые приводят к значитель­ным успехам в овладении деятельностью и к высоким показателям труда. Отмечается четкое разделение поня­тий «задатки» и «способности».

Задатки — это врожденные анатомо-физиологические особенности мозга, нервной системы, органов чувств и движения, функциональные особенности организма чело­века, составляющие природную основу развития его спо­собностей. Люди от природы наделены различными задатками, которые лежат в основе развития способностей. Но необходимо помнить» что своевременно не развитые задатки исчезают.

Способности — это индивидуально-психологические особенности, формирующиеся в деятельности на основе задатков, влияющие на успешность деятельности и отли­чающие одного человека от другого. Различают природ­ные (естественные) и приобретенные (социально-обуслов­ленные), теоретические и практические, учебные и твор­ческие, предметные и межличностные, общие и специ­альные способности. Задатки — это предпосылки для раз­вития способностей более высокого уровня. Общие спо­собности— это те, которые одинаково проявляют себя в различных видах человеческой деятельности: уровень общего интеллектуального развития, обучаемость, вни­мательность, память, воображение, речь, ручные движе­ния, работоспособность. Специальные— это способности к определенным видам деятельности (музыкальные, лин­гвистические, математические, художественно-изобрази­тельные)

Чувства и эмоции — это то, что переживает человек по отношению к тому, что он делает или познает, а так­же к другим людям, к самому тебе. Чувства и эмоции всегда тесно взаимосвязаны.

Эмоциями считают более простое, непосредственное переживание в данный момент, связанное с удовлетворе­нием или неудовлетворением потребностей. Проявляясь как реакции на предметы окружающей обстановки, эмо­ции связаны с первоначальными впечатлениями. Первое впечатление от чего-либо носит чисто эмоциональный характер, является непосредственной реакцией (страх, гнев, радость) на какие-то внешние особенности.

Чувства — это более сложные, чем эмоции, постоян­ные, устоявшиеся отношения личности к тому, что она познает и делает. Чувства характеризуются устойчивос­тью и длительностью, измеряемой месяцами и годами жизни их субъекта.

Чувства классифицируют по содержанию: моральные, интеллектуальные и эстетические.

Моральные (нравственные) чувства — это те, в которых проявляется отношение человека к поведению лю­дей и своему. Они переживаются людьми в связи с вы­полнением или нарушением принятых в обществе прин­ципов морали, которые определяют, что нужно считать во взаимоотношениях людей хорошим и дурным, спра­ведливым и несправедливым.

Интеллектуальные чувства возникают в процессе ум­ственной деятельности и связаны с познавательными про­цессами; Они отражают и выражают отношение человека к своим мыслям, к процессу познания, его успешности (неуспешности), результатам интеллектуальной деятель­ности. К интеллектуальным чувствам относят любопыт­ство, любознательность, удивление, уверенность, неуве­ренность, сомнение, недоумение, чувство нового.

Эстетические чувства переживаются при восприятии предметов, явлений и отношений окружающего мира и отражают отношение субъекта к жизненным фактам и их отображению в искусстве. Благодаря существующим эс­тетическим чувствам человек переживает красоту и гар­монию (дисгармонию) в природе, в произведениях искус­ства, в отношениях между людьми.

Воля — это сознательное регулирование человеком сво­их действий и поступков, необходимых для преодоления внутренних и внешних трудностей. Воля — одно из че­ловеческих качеств, которое потенциально заложено до рождения и которое вместе с тем можно развивать в те­чение всей жизни. Диапазон сильной воли так же велик, как и диапазон слабоволия.

Человек, желающий владеть собой и обстоятельства­ми, желающий победить деструктивные эмоции и каче­ства, может путем тренировки усилить свою волю и уве­личить аспект своих возможностей. Локализация конт­роля — это склонность человека приписывать ответствен­ность за результаты действия внешним или внутренним силам.

Внимание — состояние психологической концентра­ции, сосредоточенности на каком-либо объекте. Виды вни­мания — природное и социально обусловленное, непо­средственное и опосредованное, непроизвольное и произ­вольное, чувственное и интеллектуальное. Функции внимания — активизация, избирательность познавательных процессов.

6