Студент должен:
Иметь представление:
- о современных подходах к психологической характеристике типов темперамента.
Знать:
- характеристики типов темперамента и предпочтительную сферу деятельности для каждого типа темперамента;
- основные акцентуации характера;
- особенности организаторских способностей;
Уметь:
- определять тип темперамента, черты характера, коммуникативные и организаторские способности, мотивацию и ценностные ориентации личности, используя различные методы исследования личности (наблюдение, беседа, тесты, проективные методики).
Темперамент. Типы темперамента. Современные подходы к психологической характеристике типов темперамента.
Характер и его природа. Структура характера. Акцентуированные личности.
Понятие о способностях. Структура способностей. Способности и их развитие. Диагностика способностей.
Направленность личности и ее структура. Понятие об индивидуальном стиле деятельности. Влияние свойства личности на адаптацию в коллективе.
Лабораторно – практическое занятие. Составление характеристики индивидуально-психологических свойств личности.
Самостоятельная работа: Повторение материала
Темперамент в переводе с латинского — «смесь», «соразмерность». Древнейшее описание темпераментов принадлежит «отцу» медицины Гиппократу. Он считал, что темперамент человека определяется тем, какая из четырех жидкостей организма преобладает: если преобладает кровь («сангвис» по-латыни), то темперамент будет сангвинический, т. е. энергичный, быстрый, жизнерадостный, общительный, легко переносит жизненные трудности и неудачи. Если преобладает желчь («холе»), то человек будет холериком — желчный, раздражительный, возбудимый, несдержанный, очень подвижный человек, с быстрой сменой настроения. Если преобладает слизь («флегма»), то темперамент флегматичный — спокойный, медлительный, уравновешенный человек, медленно, с трудом переключающийся с одного вида деятельности на другой, плохо
Психомоторные и эмоциональные критерии визуальной диагностики ...
... то специфического характера. Эта связь принципиально не отличается от природы связи других свойств личности с организмом; вопрос о взаимоотношении между организмом и темпераментом стоит в ... того, какая из жидкостей преобладает в организме, были установлены четыре типа темперамента: сангвинический, меланхолический, флегматический и холерический. Эта классификация темпераментов до сегодняшнего дня не ...
Темперамент— это те врожденные особенности человека, которые обусловливают динамические характеристики интенсивности и скорости реагирования, степени эмоциональной возбудимости и уравновешенности, особенности приспособления к окружающей среде.
Академик И. П. Павлов изучил физиологические основы темперамента, обратив внимание на зависимость темперамента от типа нервной системы. Он показал, что два основных нервных процесса — возбуждение и торможения отражают деятельность головного мозга. От рождения они у всех разные по силе, взаимной уравновешенности, подвижности. В зависимости от соотношения этих свойств нервной системы Павлов выделил четыре основных типа высшей нервной деятельности: 1) «безудержный» (сильный, подвижный, неуравновешенный тип нервной системы (н/с) — соответствует темпераменту холерика); 2)«живой» (сильный, подвижный, уравновешенный тип н/с ответствует темпераменту сангвиника); 3) «спокойный»(сильный, уравновешенный, инертный тип н/с соответствует темпераменту флегматика); 4) «слабый» (слабый, неуравновешенный, малоподвижный тип н/с обусловливает темперамент меланхолика).
Прежде чем перейти к рассмотрению различных видов темперамента, сразу подчеркнем, что нет лучших или худших темпераментов — каждый из них имеет свои положительные стороны, поэтому главные усилия должны быть направлены не на переделку темперамента (что невозможно, вследствие врожденности темперамента), а на разумное использование его отрицательных граней.
Человечество издавна пыталось выделить типичные особенности психического склада различных людей, свести их к малому числу обобщенных портретов — типов темперамента. Такого рода типологии были практически полезными, так как с их помощью можно было предсказать поведение людей с определенным темпераментом в конкретных жизненных ситуациях.
Рассмотрим характеристики четырех типов темперамента
Холерик. Представители этого типа отличаются повышенной возбудимостью, неуравновешенностью поведения. Они вспыльчивы, агрессивны, прямолинейны в отношениях, энергичны в деятельности. Для холериков характерна цикличность в работе. Они со всей страстью отдаются делу, увлекаются им. Но силы истощились, упала вера в свои возможности, наступает подавленное настроение, и они ничего не делают. Такая цикличность — одно из следствий неуравновешенности их нервной деятельности.
Сангвиник. Человек с сильной, уравновешенной, подвижной нервной системой, обладает быстротой реакции, его поступки обдуманны. Сангвиник жизнерадостен, благодаря чему ему свойственна высокая сопротивляемость трудностям жизни. Он продуктивен тогда, когда у него много интересных дел. В противном случае он — вялый, скучный, рассеянный и т. д.
Организация учебной деятельности с учетом особенностей различных ...
... «Организация учебной деятельности с учетом особенностей различных типов темперамента подростков» Объект - организация учебной деятельности подростков. Предмет - взаимосвязь типа темперамента и успешности учебной деятельности подростков. Цель исследования ... как сосредотачивается на работе, реагирует на замечания, поступки других людей, ведет себя в привычных и сложных ситуациях. Этими особенностями, ...
Флегматик. Он солиден, не тратит понапрасну сил, рассчитывает их, доводит дело до конца; в отношениях — ровен, в меру общителен, не любит попусту болтать. Недостатки — инертность, малоподвижность, что приводит к тому, что ему нужно время для раскачки, переключения внимания на другой объект.
Меланхолик. Человек со слабой нервной системой, обладающий повышенной чувствительностью даже к слабым раздражителям. Он часто грустен, подавлен, не уверен в себе, тревожен; у него могут возникнуть невротические расстройства.
Таким образом, от темперамента зависят многие свойства личности (впечатлительность, эмоциональность, импульсивность, тревожность, сосредоточенность и др., что в значительной степени оказывает влияние на успешность в деловом общении.
Учет темперамента в деятельности
Поскольку каждая деятельность предъявляет к психике человека и ее динамическим особенностям определенные требования, то нет темпераментов, идеально пригодных для всех видов деятельности.
Роль темперамента в труде и учебе заключается в том, то от него зависит влияние на деятельность различных психических состояний, вызываемых неприятной обстановки, эмоциогенными факторами, педагогическими воздействиями. От темперамента зависит влияние различных факторов, определяющих уровень нервно-психического напряжения (например, оценка деятельности, ожидание контроля деятельности, ускорение темпа работы, дисциплинарные воздействия и т. п.).
Существуют четыре пути приспособления темперамента к требованиям деятельности.
Первый путь — профессиональный отбор, одна из задач которого — не допустить к данной деятельности лиц, которые не обладают необходимыми свойствами темперамента. Данный путь реализуют лишь только при отборе на профессии, предъявляющие повышенные требования к свойствам личности.
Второй путьприспособления темперамента к деятельности заключается в индивидуализации предъявляемых к человеку требований, условий и способов работы (индивидуальный подход).
Третий путьзаключается в преодолении отрицательного влияния темперамента посредством формирования положительного отношения к деятельности и соответствующих мотивов.
Четвертый,основной и наиболее универсальный путь приспособления темперамента к требованиям деятельности — формирование ее индивидуального стиля. Под индивидуальным стилем деятельности понимают такую индивидуальную систему приемов и способов действия, которая характерна для данного человека и целесообразна для достижения успешного результата.
Темперамент — это внешнее проявление типа высшей нервной деятельности человека, и поэтому в результате воспитания, самовоспитания это внешнее проявление может искажаться, изменяться, происходит «маскировка» истинного темперамента. Поэтому и редко встречаются «чистые» типы темперамента, но, тем не менее, преобладание той или иной тенденции всегда проявляется в поведении человека.
Темперамент накладывает отпечаток на способы поведения и общения, например, сангвиник почти всегда инициатор в общение, он чувствует себя в компании незнакомых людей непринужденно, новая необычная ситуация его только возбуждает, а меланхолика, напротив, путает, смущает, он теряется в новой ситуации, среди новых людей. Флегматик также с трудом сходится с новыми людьми, свои чувства проявляет мало и долго не замечает, что кто-то ищет повода познакомиться с ним. Он склонен любовные отношения начинать с дружбы и в конце концов влюбляется, но без молниеносных метаморфоз, поскольку у него замедлен ритм чувств, а устойчивость чувств делает его однолюбом. У холериков, сангвиников, напротив, любовь возникает чаще с взрыва, с первого взгляда, но не столь устойчива.
Продуктивность работы человека тесно связана с особенностями его темперамента. Так, особая подвижность сангвиника может принести дополнительный эффект, если работа требует от него частого перехода от одного рода занятий к другому, оперативности в принятии решений, а однообразие, регламентированность деятельности, напротив, приводит его к быстрому утомлению. Флегматики и меланхолики, наоборот, в условиях строгой регламентации и монотонного труда обнаруживают большую продуктивность и сопротивляемость утомлению, чем холерики и сангвиники.
В поведенческом общении можно и нужно предвидеть особенности реакции лиц с разным типом темперамента и адекватно на них реагировать.
Подчеркнем, темперамент определяет лишь динамические, но не содержательные характеристики поведения. На основе одного и того же темперамента возможна и «великая», и социально-ничтожная личность.
Характер — совокупность свойств личности, которые определяют типичные способы ее реагирования на жизненные обстоятельства. Он формируется в процессе познания и практической деятельности и проявляется по отношению к себе, окружающим людям, учебе и труду, к частной и общественной собственности.
Проявление волевых черт характера неравнозначно для людей разных профессий. Говоря о волевых чертах характера, важных для успеха в работе, нельзя умолчать о некоторых недостатках характера, которые могут принести много вреда на работе и в бизнесе. Одним из довольно распространенных недостатков характера является упрямство. Его называют «карикатурой на сильную волю». Упрямый человек хочет во что бы то ни стало действовать по-своему, хотя его действия были бы ненужными и вредными. Упрямый человек не любит работать над собой, несамокритичен, с трудом поддается разумным доводам. Упрямство приводит к консерватизму, к трудным отношениям человека с коллективом, с другими людьми.
В то время как сильные стороны — при правильном их использовании — способствуют успеху дела, ошибки и недостатки, напротив, тормозят его и прежде всего тогда, когда мы ничего не делаем для их устранения. При этом мы имеем в виду не столько очевидные ошибки и недостатки, с которыми мы нередко сталкиваемся в жизни, сколько препятствия в нас самих, мешающие развитию наших способностей. Немецкий психолог Киршнер, например, выделяет шесть основных сдерживающих факторов:
- Мы перекладываем ответственность на других, вместо того чтобы нести ее самим.
- Другим мы верим больше, чем самим себе, потому что сами не знаем, что для нас главное.
- Лицемерие из любезности приводит к деградации наших чувств.
- Недостаток готовности защищать наше право на счастье и самореализацию.
- Мы позволяем заглушить в себе силу, дающую нам независимость, — фантазию.
- Неспособность обратиться к важному и с легким сердцем отказаться от всего несущественного, второстепенного.
Если вы страдаете последним недостатком, то вам, как считает Киршнер, надо поскорее избавиться от него. Ведь это может иметь катастрофические последствия — особенно в профессионально-деловой сфере.
Общие черты характера проявляются в отношениях личности: 1) к себе; 2) к людям; 3) к труду; 4) к собственности.
Черты характера
По отношению |
Позитивные |
Негативные |
к себе (проявляются в самооценке действий): |
Самокритичность Самодисциплина Скромность Чувство собственного достоинства Гордость и т.д. |
Повышенное самолюбие Высокомерие Самоунижение Заносчивость Эгоизм и т.д. |
к людям (родителям, родственникам, друзьям, коллегам) |
Общительность Вежливость Доброжелательность Откровенность Чуткость и т.д. |
Замкнутость, грубость Бестактность Недоброжелательность Эгоизм, скрытность Зависть, черствость и т.д. |
к трудовой (учебной) деятельности: |
Трудолюбие Инициативность Творчество Ответственность и т.д. |
Леность Инертность Консерватизм Поверхностность Халатность и т.д. |
к собственности (частной и общественной): |
Бережливость Накопительство Аккуратность и т.д. |
Расточительность Неряшливость Вандализм и т.д. |
Адекватная самооценка — это одно из условий совершенствования личности. Нежелательна завышенная самооценка, а также другая крайность в характере человека. Отношение человека к труду оказывает решающее влияние на формирование других его личностных качеств. Д.И. .Писарев писал: «Характер закаляется трудом, и кто никогда не добывал себе собственным трудом насущного пропитания, тот в большей части случаев остается навсегда слабым, вялым и бесхарактерным человеком». Таким образом, «у каждого человека три характера: тот, который ему приписывают; тот, который он сам себе приписывает; и, наконец, тот, который есть в действительности» (В. Гюго).
Большинство исследователей выделяют в структуре сложившегося характера две его стороны: содержание и форму, которые неотделимы друг от друга и составляют органическое единство. Содержание характера составляет жизненную направленность личности, ее материальные и духовные потребности, интересы, идеалы и социальные установки. Содержание характера проявляется в виде своеобразных отношений, которые говорят об избирательной активности человека. В характере выражаются различные способы проявления отношений, темперамента, эмоционально-волевые особенности поведения и др. Помимо содержания и формы в отечественной психологии в структуре характера представлены индивидуальные особенности личности: интеллектуальные, волевые и эмоциональные, в связи с этим исследователи выделяют в структуре характера темперамент, волю, убеждения, потребности, интересы, чувства и интеллект.
Способности. Говоря о способностях человека, имеют в виду его возможности, которые приводят к значительным успехам в овладении деятельностью и к высоким показателям труда. Отмечается четкое разделение понятий «задатки» и «способности».
Задатки — это врожденные анатомо-физиологические особенности мозга, нервной системы, органов чувств и движения, функциональные особенности организма человека, составляющие природную основу развития его способностей. Люди от природы наделены различными задатками, которые лежат в основе развития способностей. Но необходимо помнить» что своевременно не развитые задатки исчезают.
Способности — это индивидуально-психологические особенности, формирующиеся в деятельности на основе задатков, влияющие на успешность деятельности и отличающие одного человека от другого. Различают природные (естественные) и приобретенные (социально-обусловленные), теоретические и практические, учебные и творческие, предметные и межличностные, общие и специальные способности. Задатки — это предпосылки для развития способностей более высокого уровня. Общие способности— это те, которые одинаково проявляют себя в различных видах человеческой деятельности: уровень общего интеллектуального развития, обучаемость, внимательность, память, воображение, речь, ручные движения, работоспособность. Специальные— это способности к определенным видам деятельности (музыкальные, лингвистические, математические, художественно-изобразительные)
Чувства и эмоции — это то, что переживает человек по отношению к тому, что он делает или познает, а также к другим людям, к самому тебе. Чувства и эмоции всегда тесно взаимосвязаны.
Эмоциями считают более простое, непосредственное переживание в данный момент, связанное с удовлетворением или неудовлетворением потребностей. Проявляясь как реакции на предметы окружающей обстановки, эмоции связаны с первоначальными впечатлениями. Первое впечатление от чего-либо носит чисто эмоциональный характер, является непосредственной реакцией (страх, гнев, радость) на какие-то внешние особенности.
Чувства — это более сложные, чем эмоции, постоянные, устоявшиеся отношения личности к тому, что она познает и делает. Чувства характеризуются устойчивостью и длительностью, измеряемой месяцами и годами жизни их субъекта.
Чувства классифицируют по содержанию: моральные, интеллектуальные и эстетические.
Моральные (нравственные) чувства — это те, в которых проявляется отношение человека к поведению людей и своему. Они переживаются людьми в связи с выполнением или нарушением принятых в обществе принципов морали, которые определяют, что нужно считать во взаимоотношениях людей хорошим и дурным, справедливым и несправедливым.
Интеллектуальные чувства возникают в процессе умственной деятельности и связаны с познавательными процессами; Они отражают и выражают отношение человека к своим мыслям, к процессу познания, его успешности (неуспешности), результатам интеллектуальной деятельности. К интеллектуальным чувствам относят любопытство, любознательность, удивление, уверенность, неуверенность, сомнение, недоумение, чувство нового.
Эстетические чувства переживаются при восприятии предметов, явлений и отношений окружающего мира и отражают отношение субъекта к жизненным фактам и их отображению в искусстве. Благодаря существующим эстетическим чувствам человек переживает красоту и гармонию (дисгармонию) в природе, в произведениях искусства, в отношениях между людьми.
Воля — это сознательное регулирование человеком своих действий и поступков, необходимых для преодоления внутренних и внешних трудностей. Воля — одно из человеческих качеств, которое потенциально заложено до рождения и которое вместе с тем можно развивать в течение всей жизни. Диапазон сильной воли так же велик, как и диапазон слабоволия.
Человек, желающий владеть собой и обстоятельствами, желающий победить деструктивные эмоции и качества, может путем тренировки усилить свою волю и увеличить аспект своих возможностей. Локализация контроля — это склонность человека приписывать ответственность за результаты действия внешним или внутренним силам.
Внимание — состояние психологической концентрации, сосредоточенности на каком-либо объекте. Виды внимания — природное и социально обусловленное, непосредственное и опосредованное, непроизвольное и произвольное, чувственное и интеллектуальное. Функции внимания — активизация, избирательность познавательных процессов.
6