Судебно-психологическая экспертиза 2

Лекция СУДЕБНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА

План:

1. Предмет и компетенция судебно-психологической экспертизы

2. Методика проведения судебно-психологической экспертизы

В практической деятельности применение психологических знаний способствует правильному решению задач раскрытия и расследования преступлений и перевоспитания лиц, совершивших преступления. Судебно-психологические знания в правоохранительной деятельности применяются по-разному, и в первую очередь непосредственно оперативными работниками и работниками органов предварительного следствия, обеспечивая правильную диагностику личности, индивидуальный подход к человеку, выбор и применение наиболее соответствующих ситуациям тактических приемов и решений. Однако не во всех случаях сами правоохранительные органы и лица, представляющие правосудие, могут использовать все данные и методы сегодняшней психологической науки. Поэтому в связи с большой сложностью вопросов и необходимостью использовать для их решения специальные знания по уголовному делу назначается судебно-психологическая экспертиза, в процессе которой эксперт-психолог, используя свои специальные познания и методы, получает новые факты, необходимые для установления объективной истины по делу. Разумеется, заключение эксперта-психолога, как и любого другого эксперта, не может иметь заранее установленной силы и не может, в частности, решать вопроса о достоверности показаний допрашиваемых лиц.

Как правило, предметом психологической экспертизы является не установление достоверности показаний обвиняемых, подсудимых, свидетелей и потерпевших (это входит в компетенцию следствия и суда), а выяснение возможности допрашиваемого лица в силу индивидуальных особенностей протекания психических процессов адекватно воспринять, сохранить в памяти и воспроизвести сведения о фактах, подлежащих доказыванию.

Судебно-психологическая экспертиза является одним из видов судебных экспертиз и, следовательно, одним из средств установления истины в судопроизводстве, источником доказательств по делу. Закон определяет, что проведение экспертизы обязательно: 1) для установления причин смерти и характера телесных повреждений; 2) для определения психического состояния обвиняемого или подозреваемого в тех случаях, когда возникает сомнение по поводу их вменяемости и способности к моменту производства по делу отдавать себе отчет в своих действиях или руководит ими; 3) для определения психического или физического состояния свидетеля или потерпевшего в случаях, когда возникает сомнение в их способности правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для дела, и давать о них правильные показания; 4) для установления возраста обвиняемого, подозреваемого и потерпевшего в тех случаях, когда это имеет значение для дела, а документы о возрасте отсутствуют.

6 стр., 2557 слов

Психологическая характеристика судебного процесса по уголовным делам

... судебного процесса по уголовным делам. Задачи работы: 1. Психологические особенности судебного допроса; 2. Психологические аспекты судебных прений; 3. Психология вынесения приговора. 1. Психологические особенности судебного допроса Судебный ... исключается их внушающее воздействие.[1] 2. Психологические аспекты судебных прений В процессе судебного следствия судьи принимают участие в исследовании многих ...

В законе говорится об обязанности назначения следующих видов судебной экспертизы: судебно-медицинской, судебно-психиатрической, судебно-психологической или комплексной экспертизы с привлечением соответствующих специалистов: медика, психолога, психиатра.

Следователь должен распознавать поводы и правильно формулировать вопросы для экспертного разрешения, а для этого ему и необходимо знать предмет, возможности и компетенцию данного вида экспертизы. Судебно-психологическая экспертиза исследует существенные для уголовного дела особенности психики обвиняемых, потерпевших, свидетелей. В отличие от судебно-психиатрической экспертизы судебно-психологическая исследует психические проявления, не выходящие за пределы нормы, то есть не являющиеся патологическими. Судебно-психологическая экспертиза не компетентна решать вопросы юридического содержания, в частности определять достоверность показаний, мотивы и цели преступного деяния, устанавливать форму вины и т.д. Судебно-психологическая экспертиза, безусловно, должна осуществляться современными научно-психологическими методами, а результаты экспертного исследования должны быть достоверны и доступны для оценки следователем и судом. Права и обязанности эксперта-психолога те же, что и права и обязанности всех судебных экспертов, и они определены законом.

В основе деятельности следователя по назначению судебно-психологической экспертизы лежит организаторская работа (подбор объектов для исследования, выбор определенного экспертного учреждения и т.д.).

Решение вопроса о назначении экспертизы в большинстве случаев зависит от усмотрения самого следователя и относится к его компетенции. Отказ от проведения судебно-психологической экспертизы в то время, когда она объективно необходима, может привести к невосполнимой утрате доказательств; к тому, что преступление не будет своевременно раскрыто, а виновные лица уйдут от наказания.

Следователь не должен во всех ситуациях предварительного расследования ограничиваться назначением традиционных, всем известных экспертиз.

Специальные знания необходимы следователю и для понимания заключения эксперта-психолога, сделанных им выводов, оценки конкретных методов исследования. По наиболее сложным уголовным делам целесообразно предварительно проконсультироваться с экспертом, обсудив, какие материалы, объекты требуется представить для исследования, как лучше и четче сформулировать вопросы в постановлении о назначении судебно-психологической экспертизы.

Эксперт может быть допрошен следователем или судом. Заключение экспертизы также подлежит их оценке. Необоснованное заключение может быть отвергнуто. При этом, как правило, назначается дополнительная экспертиза. Заключение судебно-психологической экспертизы может оцениваться участниками уголовного процесса, которые могут ходатайствовать о проведении повторной экспертизы. Отказ от проведения экспертизы должен быть принят, если поставленные перед судебно-психологической экспертизой вопросы не соответствуют профессиональной специализации данного лица.

18 стр., 8799 слов

Судебно-психологическая экспертиза эмоциональных состояний

... на судебно-психологические экспертизы распространяются классификации, общие для всех судебных экспертиз. Назовем наиболее важные из них. Единоличная и комиссионная экспертизы Данная классификация строится в зависимости от числа экспертов, проводящих экспертное исследование. Единоличная экспертиза проводится ...

В ходе назначения и производства данной экспертизы существенную роль играют психологические взаимоотношения между следователем и экспертом. Во взаимоотношениях следователя и эксперта должны царить уважение, деловое сотрудничество и доверие. В случае необходимости следователь имеет право указать эксперту на его ошибки, например, попытки решать вопросы правового характера и т.д.

Если нет возможности провести экспертизу в стенах государственного экспертного учреждения, следователь сам ведет поиск как учреждения, так и эксперта-психолога. Решающими критериями выбора являются компетентность, объективность, незаинтересованность в исходе дела.

Недопустимо какое бы то ни было воздействие на эксперта-психолога. Анализ следственной практики показывает, что формами воздействия следователя могут быть:

1) навязывание эксперту собственного мнения;

2) психологическое давление с использованием служебного положения;

3) требование ради сокращения сроков экспертного исследования применить более простой метод и т.д.

Для обеспечения процессуальных прав обвиняемого, поддержания оптимальной психологи-ческой атмосферы, следователь должен растолковать обвиняемому причину назначения судебно-психологической экспертизы, содержание экспертного исследования, доказательственную силу заключения. Все обоснованные ходатайства обвиняемого, связанные с назначением судебно-психологической экспертизы, нужно удовлетворить.

Познавательную сложность представляет оценка следователем заключения такой экспертизы. Для того чтобы судить о достоверности, обоснованности и убедительности выводов эксперта-психолога, следователь должен хорошо представлять возможности соответствующих отраслей науки, техники, искусства, сущность специальных методик и т.д.

Анализ следственной практики свидетельствует, что необходимость проведения судебно-психологической экспертизы чаще всего возникает при расследовании преступлений против жизни, здоровья, свободы и достоинства личности, против собственности, против общественной безопасности и общественного порядка, а также при расследовании некоторых дорожно-транспортных происшествий и преступлений несовершеннолетних. Следственные работники все чаще, особенно в последние годы, используют этот вид экспертных исследований.

В конце августа прошлого года в Москве было совершено преступление, не имеющее аналогов в судейской практике: молодую женщину — судью Ольгу Лаврентьеву — зарезал в судейском кабинете некто Иванков, которому она накануне назначила, согласно Кодексу об административных правонарушениях наказание в виде штрафа и конфискации товара «за торговлю с рук в неустановленных местах».

В ходе следствия была достаточно подробно изучена жизнь преступника. Ужасная судьба — перелом позвоночника в юношеские годы, превративший молодого парня в полного инвалида. Одиночество, безнадежность, отчаянные поиски заработка и безразличие должностных лиц. Но как, мстя чиновникам и закону, отнявшему у и без того нищего Иванкова его жалкий товар, можно было решиться на убийство? И разве не понимал он, что совершает еще и самоубийство, даже если приговором был бы не расстрел, а долгие годы лишения свободы? Что это для безногого калеки, догадаться нетрудно.

4 стр., 1705 слов

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ СЛЕДОВАТЕЛЯ НА ОБВИНЯЕМОГО В ХОДЕ ДОПРОСА

... и оптимальности психологического и тактического воздействия со стороны следователя на допрашиваемого в уголовном процессе является одной из центральных в судебной психологии и ... потребовало решения следующих задач: раскрыть понятие и отразить содержание психологического воздействия следователя на допрашиваемого; проанализировать проблемы правомерности, допустимости и оптимальности применения ...

И вот появился ответ. О завершении истории рассказал адвокат Иванкова — Данилов, по ходатайству которого была назначена психолого-психиатрическая экспертиза, длившаяся полтора месяца. Комиссия экспертов установила, что убийца «страдает душевным заболеванием в форме патологического паранойяльного развития дефицитарного типа у психопатической личности». Иванков «не мог отдавать себе отчета в своих действиях» и в отношении убийства, совершенного в болезненном состоянии, его следует считать невменяемым. Врачам-психиатрам, лечившим Иванкова после падения с дерева и позже наблюдавшим за ним, надо было вовремя поднять тревогу. Однако необходимой психиатрической реабилитации проведено не было.

Задержавшие его работники милиции видели как странно, возбужденно, с подчеркнутым вызовом вел себя инвалид. Не научены еще сотрудники правоохранительных органов видеть человека в правонарушителе. Был простой выход — отпустить Иванкова и сообщить о нем в психиатрический диспансер. Было бы не поздно решить с ним вопрос и после освидетельствования. Этого сделано не было, да и сама судья, обескураженная его агрессивной наглостью, не придала этому никакого значения. Уголовное дело на Иванкова направлено следствием в суд, который и должен вынести решение о принудительном лечении, рекомендованном специалистами. Естественно, об уголовной ответственности душевнобольного человека не может быть и речи.

При появлении у следователя сомнений в возможности свидетеля, потерпевшего, обвиняемого правильно воспринять определенные обстоятельства и дать об этом показания, назначается судебно-психологическая экспертиза. Объектом экспертизы в большинстве случаев обычно бывает несовершеннолетнее лицо. Как правило, на содержание их показаний влияют фантазия, воображение, внушающее воздействие со стороны других лиц. Естественно, что без участия эксперта-психолога следователь и суд не в состоянии определить, насколько сказались те или иные возрастные особенности на имеющей уголовно-правовое значение деятельности несовершеннолетнего или подростка.

К компетенции судебно-психологической экспертизы относятся:

1) установление способности несовершеннолетних обвиняемых, имеющих признаки отставания в психическом развитии, полностью сознавать значение своих действий, и определение, в какой мере они способны руководить ими;

2) установление способности потерпевших по делам об изнасиловании правильно понимать характер и значение совершаемых с ними действий и оказывать сопротивление;

3) установление способности обвиняемых, потерпевших и свидетелей адекватно воспри-нимать имеющие значение для дела обстоятельства и давать о них правильные показания;

4) установление ведущих мотивов в поведении человека и мотивации отдельных поступков как важных психологических обстоятельств, характеризующих личность;

5) установление структуры преступной группы на основе имеющихся данных о психо-логических особенностях личности участников такой группы, которые позволяют занимать лидирующее или какое-либо иное положение в группе.

2 стр., 996 слов

6.Судебно-психологическая экспертиза

... судебно-психологической экспертизы» следует уделить внимание, что Методологическую основу СПЭ составляют общепсихологические научные принципы: принцип детерминизма; принцип развития психики человека ... ситуацию на предмет необходимости и/или возможности производства психологической экспертизы; Написать психологический анализ личности по материалам уголовного дела; Проанализировать заключения ...

К компетенции эксперта-психолога относится также определение аффективных состояний, которые, если они вызваны неправомерными действиями потерпевшего, являются либо смяг-чающим ответственность обстоятельством, либо обусловливают привилегированную квалификацию отдельных составов преступлений. Исследования интенсивности, длительности и механизма аффектного состояния методами судебно-психологической экспертизы обеспечивают научную обоснованность и достоверность выводов предварительного следствия.

К компетенции судебно-психологической экспертизы относится и исследование других состояний, которые обусловили особый характер поведения человека в момент совершения преступления. К числу их, кроме аффекта, может быть отнесено состояние переутомления, сильного страха, большого горя, депрессии и т.п. В частности у следователя могут возникнуть сомнения в уровне умственного развития человека и в том, может ли он сознавать значение своих действий.

Наибольшая потребность в помощи эксперта-психолога возникает при расследовании таких опасных преступлений, как убийства, изнасилования. Так, например, одним из признаков изнасилования, предусмотренного законом, является использование преступником беспомощного состояния потерпевшей. Следственной практике известно немало случаев, когда в действиях потерпевшей не было явных признаков сопротивления, потерпевшая вела себя пассивно. В подобного рода ситуациях и назначается судебно-психологическая экспертиза.

Поздно вечером на улице Чернов, находившийся в нетрезвом состоянии, встретил 15-летнюю Исаеву и, угрожая ей ножом, заставил следовать за ним. По дороге, когда появлялись встречные прохожие, Чернов вновь доставал из кармана нож и угрожал потерпевшей убийством, если она попробует позвать на помощь. Обвиняемый привел Исаеву к себе домой, где находились его отец и мать. Он пригрозил Исаевой, что любая попытка с ее стороны обратиться к ним «кончится для нее плохо». Чернов провел Исаеву в свою комнату и совершил с ней насильственный половой акт. Исаева в течение нескольких часов находилась в доме обвиняемого, никакого активного сопротивления ему не оказывала, за помощью не обращалась. Следователь назначил судебно-психологическую экспертизу, поставив на ее разрешение следующий вопрос: «Учитывая индивидуально-психологические особенности Исаевой, эмоциональное состояние во время совершения с ней указанных действий, содержание сложившейся ситуации, могла ли она оказать сопротивление обвиняемому?». В распоряжение эксперта-психолога были представлены материалы уголовного дела, содержащие, в частности, показания родителей, учителей, школьных подруг потерпевшей, характеристики. Он также беседовал с ее родителями, учителями. В экспертном заключении говорилось, что сложившуюся ситуацию несовершеннолетняя потерпевшая воспринимала как реальную угрозу для своей жизни. Недостаток жизненного опыта, несложившийся характер, пассивность, ослабленность волевых процессов, недостаточно развитые самостоятельность и активность мышления, состояние очень сильного испуга и растерянности — все это еще более усугубляло для потерпевшей сложившуюся ситуацию, делало для нее невозможным активное сопротивление. С учетом индивидуально-психологических особенностей Исаевой, ее эмоционального состояния, во время совершаемых с нею действий и сложившейся ситуации она не могла оказать сопротивления.

3 стр., 1434 слов

Участие психолога в судебно-психологической экспертизе личности

... назначения. Целью работы стало: выявить специфику участия психолога в проведении судебно-психологической экспертизы личности. Предметом исследования стала судебно-психологическая экспертиза личности, а ее объектом деятельность психолога по ее проведению. В соответствии с ...

На практике при назначении судебно-психологической экспертизы в большинстве мест следователи сталкиваются со значительными организационными трудностями. До настоящего времени у нас в стране еще недостаточно экспертных учреждений, которые могли бы качественно и на достаточно высоком уровне проводить судебно-психологические экспертизы. В крупных научных центрах (Москва, Санкт-Петербург, Новосибирск, Владивосток, Екатеринбург, Нижний Новгород, Ярославль и др.) производство экспертизы можно поручать научно-исследовательским лабораториям психологических факультетов университетов, психологическим отделам и лабораториям некоторых научно-исследовательских институтов. В других крупных городах и областных центрах производство психологической экспертизы целесообразно поручать наиболее квалифицированным сотрудникам кафедр психологии и педагогики педагогических вузов. Эти специалисты должны быть хорошо знакомы с методами экспериментально-психологических исследований.

Экспертное разрешение психологических вопросов, возникающих в оперативно-розыскной, следственной деятельности и судебной практике, предъявляет к эксперту-психологу много дополнительных требований: он должен знать процессуальный закон в части проведения процедуры экспертного исследования, специфические условия предварительного следствия и судебного разбирательства.

Результаты судебно-психологической экспертизы оформляются в виде письменного заключения.

В последнее время в практику предварительного расследования входит комплексная судебная психолого-психиатрическая экспертиза, позволяющая более полно, глубоко и надежно решать практические вопросы, лежащие на стыке юридической, психологической и психиатрической наук. Одну из самых сложных и ответственных комплексных проблем современной науки составляет проблема человека. Особое значение она имеет для юриспруденции, использующей при разработке своих научных положений достижения различных уровней знания о природе человека: от молекулярно-биологического до социального, психологического. Именно в начале 70-х годов ХХ в. возникла комплексная судебная психолого-психиатрическая экспертиза. Эта экспертиза не просто суммирует возможности судебно-психиатрической и судебно-психологической экспертиз. В отличие от каждой из них в отдельности, она позволяет установить системные свойства изучаемого объекта: выявить результаты взаимодействия комплекса психологических и психопатологических факторов, раскрыть их системные связи, взаимозависимость и взаимообусловленность. В большинстве случаев это единственно правильный, методологически верный путь к решению экспертных задач, когда получение достоверного ответа гарантируется только одновременной оценкой, совместным обобщением результатов применения базовых экспертных знаний и методов.

2. Методика проведения судебно-психологической экспертизы

В центре внимания внутренней картины преступления всегда находится психология личности. В психологическом плане эта внутренняя картина может рассматриваться как элемент правосознания, как сложный комплекс представлений и идей, своеобразно отражающихся в психике преступника. Внутренняя картина преступления личности зависит и от структуры личности преступника, от глубины сознания и переживания содеянного, от положения преступника в семье, в обществе, в преступной группе. Мы уже ранее отмечали, что всякое поведение человека, в том числе и антиобщественное, есть форма взаимодействия личности со средой.

12 стр., 5995 слов

Судебно-психологическая экспертиза в уголовном процессе

... следующие задачи: исследовать понятие судебно-психологической экспертизы; изучить компетенцию судебно-психологической экспертизы; рассмотреть основные ... между физиологическими особенностями человека и его почерком. Расцвет судебного почерковедения приходится ... химических исследований, судебно-медицинских, макро- и микроскопических исследований, идентификация личности (дактилоскопия, пороскопия, ...

На практике принято выделять три этапа формирования антиобщественного поступка: 1) формирование личности с антиобщественной ориентацией; 2) формирование у субъекта конкретного решения на совершение антиобщественного поступка; 3) реализация этого решения, включая совершение поступка и наступление вредных последствий. Безусловно, перед экспертом-психологом стоят задачи выделения психологических доминант на каждом этапе. В частности, на первом этапе необходимо проанализировать формирование правосознания, самооценок, особен-ности развития реальных жизненных ценностей и нравственно-нормативных установок субъекта. Здесь важное место занимает и анализ индивидуально-типологических характерологических особенностей подэкспертного. На втором этапе исследуются особенности способа принятия решения субъектом правонарушения. Принятие решения при этом рассматривается как процесс взаимодействия личностных черт субъекта, его установок, ценностных ориентаций, мотивов поведения с особенностями объективной внешней ситуации, в которой подэкспертный должен действовать. В процессе принятия решений, особенно в ситуациях конфликта, необходим конкретный анализ индивидуальных свойств личности. Если на первом этапе эксперт-психолог и группа экспертов изучает индивидуальные свойства личности подэкспертного, то на втором этапе выявленные и проверенные личностные характеристики соотносятся с образами объективной внешней ситуации. В процессе решения этих вопросов, как правило, исследуются особенности реагирования этой личности на затруднительные жизненные обстоятельства, а также реакция человека на непреодолимые препятствия, барьеры, блокирующие его деятельность.

Следует отметить, что дезорганизация сознания и деятельности личности, которая возникает, когда мотив остается неудовлетворенным или его удовлетворение явно тормозится, называется фрустрацией. Как правило, реакции фрустраций принимают два основных направления: импульсивность и устойчивость. Эксперт-психолог должен проанализировать реакции подэкспертного на фрустрацию с помощью экспериментально-психологических методов, в том числе используя биографический метод и метод наблюдения.

Третий этап формирования антиобщественного поступка, то есть его реализация, включая совершение поступка и вредные последствия, в настоящее время достаточно полно изучается юридическими науками и явно недостаточно психологическими дисциплинами. При проведении же судебно-психологической или судебно-психолого-психиатрической экспертизы нужно всегда учитывать отношение подэкспертного к правонарушению, степень осознания содеянного, степень психического стресса, особенности психологической защиты личности подэкспертного. Мы считаем что психологическая защита — это специальная регулятивная система стабилизации личности, которая направлена на устранение или сведение до минимума чувства тревоги, связанного с осознанием конфликта. Функция психологической защиты — это «ограждение» сознания от негативных, травмирующих личность переживаний. Особенности такой защиты определяют индивидуально-психологические и возрастные характеристики.

1 стр., 311 слов

20. Теории личности и практика психологического консультирования

... – система психол защит: вытеснение, интеллектуализация, проекция и т.д. 5) Способ психологической поддержки личности. Найти ответ – где и когда впервые был сформирован конфликт, чтобы ... продолжительное время работающих в области психологического консультирования и психотерапии, создают собственную теоретическую систему, обычно эклектичную, наиболее соответствующую личности и мировоззрению каждого из ...

Отметим, что ни один из психологических методов не гарантирует получения совершенно достоверных данных о личности. Важной и необходимой стороной продуктивного исследования личности, совершившей правонарушение, является комбинирование данных стандартного и нестандартного исследований, сочетание экспериментальных и неэкспериментальных методов изучения. В последнее время экспериментальные исследования заняли прочное место в современной психологической науке. Однако, несмотря на их первостепенную значимость следует подчеркнуть: во-первых, эксперимент в отношении к человеку ограничивается этическими соображениями, не позволяющими с ним широко экспериментировать; во-вторых, нельзя не отметить, что эксперимент регистрирует лишь психику личности в текущий момент ее жизни. Реакции же личности в настоящем обусловлены историей развития в прошлом и перспективой будущего.

Элементами, составляющими внутреннюю картину преступления являются: 1) объективные проявления преступной деятельности; 2) уровни эмоционального реагирования личности на содеянное; 3) уровень интеллектуального развития личности преступника, его жизненный и профессиональный опыт. Особенно важную роль в формировании внутренней картины преступления играет тип эмоционального отношения изучаемой личности к преступлению, к расследованию и прогнозированию своей дальнейшей судьбы. Следует также выделить анализ эмоциональных отношений к преступлению при работе с несовершеннолетними.

Исследование эмоциональных характеристик личности приобретает особое значение при судебно-психологической экспертизе физиологического аффекта. Здесь важным является анализ ситуации, возникновению которой способствует острый конфликт. Однако наличие конфликтных ситуаций является обязательным, но недостаточным при возникновении аффекта. Важное место занимает при этом комплекс индивидуальных психологических особенностей личности и психофизиологических состояний подэкспертного.

При анализе индивидуально-психологических особенностей на этапе предварительного расследования важное место занимает исследование особенностей самооценки. Опираясь на самооценку, человек прогнозирует свои возможности, оценивает их как значительные и незначительные; в результате мотивация этой личности в конкретной ситуации может быть сильной или слабой. Безусловно, неадекватность самооценки по-разному влияет на поведение человека. Как правило, люди с заниженной самооценкой приписывают себе более низкие возможности, недооценивают свою значимость, а это приводит к ограничению активности, понижению инициативы, особенно в тех случаях, когда ситуация предъявляет повышенные требования к их способностям и умениям. Недостаточная уверенность в своих силах является одной из важных предпосылок появления психической напряженности. При завышенной самооценке человек часто некритичен к себе, берется за решение задач, которые явно превышают его возможности.

3 стр., 1209 слов

Понятие и сущность судебно-психологической экспертизы

... совокупности психологических особенностей личности для понимания ее поведения в экстремальных обстоятельствах. Стоит отметить, что конкретный перечень задач судебно-психологической экспертизы ... судебно-психологическая экспертиза представляет собой назначаемое с соблюдением правовых норм процессуальное действие, состоящее в исследовании фактов, вещественных доказательств, физического лица, ситуации, ...

В судебно-психологической экспертизе существует достаточное количество подходов к диагностированию самооценки личности. Среди экспертов-психологов большей популярностью пользуются различные опросники для описания и оценки человеком самого себя при нахождении в различных ситуациях. На практике, однако, при проведении экспертизы недостаточно оценить личность только на основе самооценочных методов. В любом судебно-психологическом или судебном психолого-психиатрическом исследовании специфическое поведение лица, подлежа-щего экспертизе, можно предсказать более точно, изучая взаимодействие индивидуальных особен-ностей личности и особенностей конкретной ситуации. Как правило, для изучения личности в целом необходим достаточно широкий комплекс взаимодополняющих и взаимопроверяющих методов.

При возможности использования опросников важно всегда учитывать такие факторы, как степень искренности лица, представленного на экспертизу, беспокойство, страх, появляющийся в процессе следствия и проведения экспертиз, потребность в одобрении, а также защита себя, своей личности. Исследование личности с помощью вопросников способствует выявлению некоторых структурных характеристик личности, но предсказание поведения подэкспертного без учета ситуации является грубой методологической ошибкой. Анализ конкретных ситуаций, приведших подэкспертного, например, к аффекту, — обязательный компонент судебно-психологической экспертизы. Часто, используя биографический метод, эксперт-психолог сопоставляет выявленные в эксперименте индивидуально-психологические особенности подэкспертного с конкретными социальными явлениями и обстоятельствами жизни этой личности. Этот метод позволяет психологу-эксперту на предварительном следствии выявлять соответствие самооценочных характеристик подэкспертного лица конкретным событиям его жизни. Следует отметить, что это способствует объективной оценке полученных данных и установлению причинно-следственных связей. Итак, подэкспертная Ирина Астахова, 42 года, подозреваемая в убийстве своего любовника, в процессе психологического обследования по методикам Айзенка и опросникам Кетелла выделяла у себя такие черты, как конформность, непрактичность, высокий самоконтроль, зависимость от сильных личностей, что существенно противоречило анализу ее конкретных жизненных ситуаций с помощью биографического метода.

Судебно-психологическая экспертиза — Стр 2

В большинстве постановлений о судебно-психологической экспертизе по делам об изнасилованиях, как правило, ставятся следующие вопросы:

1) способность потерпевшей понимать и осознавать характер и значение совершаемых с ней действий; 2) возможность и способность оказывать сопротивление; 3) психологический механизм сексуального общения, приводящего к изнасилованию и т.д. В связи с этими вопросами необходим анализ психосексуального развития потерпевших, психологических механизмов сексуального общения, которые привели к изнасилованию. Эксперт-психолог выявляет устойчивость виктимной деформации личности потерпевшей, особенности ее ценностно-личностных ориентации и установок. При судебно-психологической экспертизе потерпевшей, которая до совершения преступления не была знакома с преступником и в формировании ситуации преступления не участвовала, необходимо проанализировать особенности ее эмоциональных состояний при конфликте. Перед экспертом стоит задача анализа личной значимости ситуации для пострадавшей.

Серьезные трудности возникают при экспертном обследовании пострадавших, которые были знакомы с преступником до изнасилования, систематически или периодически общались с ним и при изнасиловании не оказывали должного сопротивления. Эксперт-психолог должен выяснить не только особенности и уровень психосексуального развития потерпевшей, но и особенности межличностного общения с преступником, дать психологический анализ ситуации. В таких случаях необходимо проводить экспертизу как пострадавшей, так и обвиняемого.

Как нами уже было отмечено выше, практическая психология может и должна осуществлять три главные функции: психодиагностику, психопрогностику и психологическое управление. Пока же в судебно-психологической экспертизе, да и в комплексной психолого-психиатрической экспертизе реализована в достаточно полной мере только психодиагностическая функция практической психологии. Оценка же социальной опасности тех или иных особенностей психического состояния больных требует еще разработки методов и критериев психологического прогноза социально отклоняющегося поведения. Основное значение в решении этой проблемы имеет оценка состояния личностной регуляции поведения. Точное комплексное решение вопроса прогноза у лиц с психической патологией — главная предпосылка достижения конечной цели практической психологии и судебной психиатрии — эффективного управления поведением исследуемых лиц.