Оглавление
Введение………………………………………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретическое исследование проблемы тревожности младших школьников ……………………………………………………………………………………
1.1. Тревожность как психологический феномен …………………..………………7
1.2. Причины и особенности проявления тревожности в младшем школьном возрасте…………………………………………………………………………..
Глава 2. Опытно-экспериментальное исследование тревожности младших школьников ……………………………………………………………………………………..
2.1. Этапы, методы, методики исследования…………………………………….……30
2.2. Характеристика выборки и анализ результатов исследований………..34
Заключение…………………………………………………………………………………..……..43
Список литературы……………………………………..……………………………………….45
Приложения……………………………………………………………………………….……….49
Введение
Тревожность является одним из наиболее распространенных феноменов психического развития, встречающихся в школьной практике. В последние годы данной проблеме уделяется значительное внимание, так как от степени проявления тревожности зависит успешность обучения учащегося в школе, особенности его взаимоотношений со сверстниками, эффективность адаптации к новым условиям. Многие выдающиеся психологи анализируют тревожность с точки зрения своих специфических воззрений, не ставя при этом цели комплексного рассмотрения проблемы в целом применительно к школьной практике.
В многочисленных исследованиях, посвященных проблеме учебной тревожности рассмотрены причины ее возникновения, а также пути предупреждения и коррекции. Несмотря на то, что в психологии значительное количество работ посвящено тревожности, эта проблема не теряет своей актуальности, поскольку тревожность является серьезным риск-фактором для развития психосоматических отклонений, нередко служит причиной возникновения стрессовых состояний.
С тревожностью могут быть связаны причины возникновения школьных неврозов, неумение ребенка адаптироваться в новой ситуации, затруднения интеллектуальной деятельности, снижение умственной работоспособности, трудности в общении и установлении межличностных отношений с окружающими людьми.
Состояние беспокойства и тревоги может быть вызвано социальным окружением — обстановкой в семье, школе.
Мы рассматриваем тревожность с двух позиций: с одной стороны, это субъективное неблагополучие личности, проявляющееся в невротических состояниях, соматических заболеваниях, которое отрицательно сказывается на ее взаимодействии с окружающими и на отношении к себе. Тревога, по определению Г. Паренса, есть чувство беспомощности ребенка перед каким-то явлением, которое он воспринимает как опасное. В нашем случае это ситуация обучения в школе и взаимоотношения в семье. Отрицательная функция тревожности в данном случае будет иметь разлитой, постоянный, травмирующий психику ребенка характер. С другой стороны, тревожность имеет и позитивную функцию, которую можно определить как «состояние тревожности», которое возникает у каждого человека в определенных ситуациях.
Влияние проявлений тревожности на социальную адаптацию детей ...
... тревожность как характеристику эмоционально-чувственной сферы, подразумевающей наличие астенических, негативных эмоций, причина появления которых часто неосознаваемая. 2. У Немова Р.С.тревожность понимается как свойство личности, предрасполагающее к возникновению ... приближенных к условиям школы [6]. Необходимость оказания психокоррекционной помощи и поддержки таким детям является одной из ...
При обучении в школе тревожное состояние является необходимым компонентом для успешного обучения: выполняя какое-либо задание, ребенок беспокоится об успешности его результата, при ответе у доски ученик может испытывать определенную долю тревоги, при выполнении различных поручений состояние тревоги помогает добиться успеха и т.д.
Положительно состояние тревожности сказывается и на личностных качествах ребенка: он переживает за то, какую оценку получит от окружающих, стремление к лидерству также сопровождается определенным беспокойством, которое обеспечит достижение поставленной цели.
Адаптация ребенка к новой социальной среде обязательно сопровождается состоянием тревожности, которое возникает у ребенка только в определенных ситуациях и может как отрицательно, так и положительно влиять на развитие его личностных качеств.
Таким образом, говоря о позитивной или негативной функции тревожности, мы можем расценивать ее как адекватное или неадекватное состояние.
В настоящее время ряд авторов пишет о тенденции увеличения числа тревожных детей, отличающихся повышенным беспокойством, неуверенностью, эмоциональной неустойчивостью. Эти факты свидетельствуют о необходимости профилактических средств, препятствующих формированию у детей отрицательных черт характера, развитию психосоматических заболеваний, учебных неврозов, снижению самооценки, возникновению трудностей в обучении.
Особого внимания требуют дети младшего школьного возраста, так как они могут испытывать трудности в школе, что естественно вызывает неадекватный уровень тревожности.
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально выполнить исследование тревожности младших школьников.
Объект исследования: Тревожность как психологический феномен
Предмет исследования: проявление тревожности у младших школьников.
Гипотеза исследования: в младшем школьном возрасте проявления тревожности чаще всего связаны с ожиданием неудач в учебной деятельности.
Задачи исследования:
1. Изучить тревожность как психологический феномен
2. Выявить причины и особенности проявления тревожности в младшем школьном возрасте
3. Определить этапы, методы и методики исследования
4. Провести констатирующий эксперимент и проанализировать результаты исследования.
Методы исследования:
Влияние социального статуса на эмоциональное состояние ребенка ...
... нок не взаимодействует. Эмоциональное благополучие ребенка является одним из важных условий его психического здоровья. В исследованиях эмоционального состояния детей дошкольного возраста [А.Д.Кошелева, В.И. ... детства испытывает недостаток в удовлетворении его основных потребностей, формируется постоянная тревожность, что автоматически ведёт к развитию эмоционального дискомфорта, сопровождающего ...
-теоретические: анализ психолого-педагогической литературы, обобщение;
-эмпирические : констатирующий эксперимент, тестирование.
Методики исследования: тест школьной тревожности Б. Филлипса, опросник «Чувства в школе».
Экспериментальная база исследования: учащиеся третьих классов школы №2 с.Бакалы, Республики Башкортостан в количестве 30 человек.
Глава I. Теоретическое исследование проблемы тревожности младших школьников
1.1 Тревожность как психологический феномен
В психологической литературе, можно встретить разные определения понятия тревожности, хотя большинство исследователей сходятся в признании необходимости рассматривать его дифференцированно — как ситуативное явление и как личностную характеристику с учетом переходного состояния и его динамики.
Так, А.М. Прихожан указывает, что тревожность — это «переживание эмоционального дискомфорта, связанное с ожиданием неблагополучия, с предчувствием грозящей опасности» [цит.по1,с.44].
Различают тревожность как эмоциональное состояние и как устойчивое свойство, черту личности или темперамента.
По определению Р.С. Немова: «Тревожность — постоянно или ситуативно проявляемое свойство человека приходить в состоянии повышенного беспокойства, испытывать страх и тревогу в специфических социальных ситуациях» [цит. по 4, с.26].
По определению А.В. Петровского: «Тревожность — склонность индивида к переживанию тревоги, характеризующаяся низким порогом возникновения реакции тревоги; один из основных параметров индивидуальных различий. Тревожность обычно повышена при нервно-психических и тяжелых соматических заболеваниях, а также у здоровых людей, переживающих последствия психотравмы, у многих групп лиц с отклоняющимся субъективным проявлением неблагополучия личности» [цит. по 7, с.64].
Современные исследования тревожности направлены на различие ситуативной тревожности, связанной с конкретной внешней ситуацией, и личностной тревожности, являющейся стабильным свойством личности, а также на разработку методов анализа тревожности, как результата взаимодействия личности и ее окружения
Г.Г. Аракелов, Н.Е. Лысенко, Е.Е. Шотт, в свою очередь, отмечают, что тревожность — это многозначный психологический термин, который описывают как определенное состояние индивидов в ограниченный момент времени, так и устойчивое свойство любого человека. Анализ литературы последних лет позволяет рассматривать тревожность с разных точек зрения, допускающих утверждение о том, что повышенная тревожность возникает и реализуется в результате сложного взаимодействия когнитивных, аффективных и поведенческих реакций, провоцируемых при воздействии на человека различными стрессами [цит. по 9,с.34].
Т.В. Драгунова, Л.С. Славина, Е.С. Макслак, М.С. Неймарк показывают, что аффект становится препятствием правильного формирования личности, поэтому очень важно его преодолеть
В работах этих авторов указывается, что очень трудно преодолеть аффект неадекватности. Главная задача состоит в том, чтобы реально привести в соответствии потребности и возможности ребенка, либо помочь ему поднять его реальные возможности до уровня самооценки, либо спустить самооценку. Но наиболее реальный путь — это переключение интересов и притязаний ребенка в ту область, где ребенок может добиться успеха и утвердить себя [цит.по 2,с.352].
Взаимосвязь ситуативной тревожности современных молодых людей ...
... тревожности; 3. изучить социально – психологическую основу тревоги; 4. разработать и реализовать исследование взаимозависимости ситуативной тревожности современных молодых людей ... вступления в брачные отношения, к какому моменту личность уже достаточно созрела, сформировались смысложизненные ориентации ... между мужем и женой, родителями и детьми, братьями и сестрами, и другими родственниками, ...
Так, исследование Л.С. Славиной, посвященное изучению детей с аффективным поведением, показало, что сложные эмоциональные переживания у детей связаны с аффектом неадекватности.
Кроме того, исследования отечественных психологов показывают, что отрицательные переживания, ведущие к трудностям в поведении детей, не являются следствием врожденных агрессивных или сексуальных инстинктов, которые «ждут освобождения» и всю жизнь довлеют над человеком [цит.по17, с.193].
Эти исследования можно рассматривать как теоретическую базу для понимания тревожности, как результат реальной тревоги, возникающей в определенных неблагоприятных условиях в жизни ребенка, как образования, возникающие в процессе его деятельности и общения. Иначе говоря, это явление социальное, а не биологическое [цит.по19, с.78].
Проблема тревожности имеет и другой аспект, — психофизиологический.
Второе направление в исследовании беспокойства, тревоги идет по линии изучения тех физиологических и психологических особенностей личности, которые обуславливают степень данного состояния.
Большое число авторов считают, что тревога является составной частью состояния сильного психического напряжения — «стресса».
Отечественные психологи, изучавшие состояние стресса, внесли в его определение различные толкования [цит.по 29, с.126].
Так, В.В. Суворова изучала стресс, полученный в лабораторных условиях. Она определяет стресс как состояние, возникающее в экстремальных условиях, очень трудных и неприятных для человека.
В.С. Мерлин определяет стресс, как психологическое, а не нервное напряжение, возникающее в «крайне трудной ситуации» [цит.по 6, с.155].
Важным является тот факт, что, во-первых, как при стрессе, так и при фрустрации авторы отмечают у субъекта эмоциональное неблагополучие, которое выражается в тревоге, беспокойстве, растерянности, страхе, неуверенности. Но эта тревога всегда обоснованная, связанная с реальными трудностями. Так, И.В. Имедадзе прямо связывает состояние тревоги с предчувствием фрустрации. По ее мнению, тревога возникает при антиципации ситуации, содержащей опасность фрустрации актуализированной потребности.
Таким образом, стресс и фрустрация при любом их понимании включают в себя тревогу [16, с.32].
Подход к объяснению склонности к тревоге с точки зрения физиологических особенностей свойств нервной системы мы находим у отечественных психологов. Так, в лаборатории Павлова И.П., было обнаружено, что, скорее всего нервный срыв под действием внешних раздражителей происходит у слабого типа, затем у возбудимого типа и меньше всего подвержены срывам животные с сильным уравновешенным типом с хорошей подвижностью [цит.по 3, с.14].
Данные Б.М. Теплова также указывают на связь состояния тревоги с силой нервной системы. Высказанные им предположения об обратной корреляции силы и чувствительности нервной системы, нашло экспериментальное подтверждение в исследованиях В.Д. Небылицина.
Он делает предположение о более высоком уровне тревожности со слабым типом нервной системы.
ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ I
... Педагогические способности Способности в отечественной психологии определяются как индивидуальные свойства личности, являющиеся условием успешного выполнения одного ... прогнозы школьной успеваемости и будущей профессиональной карьеры школьников. Педагоги, ориентированные на «развитие» и на « ... Y. Тип X стремится прежде всего развивать личность ребенка, опираясь на эмоциональные и социальные факторы. ...
Наконец, следует остановиться на работе В.С. Мерлина, изучавшего вопрос симптомокомплекса тревожности. Испытание тревожности В.В. Белоус проводил двумя путями — физиологическим и психологическим.
Особый интерес представляет исследование В.А. Бакеева, проведенное под руководством А.В. Петровского, где тревожность рассматривалась в связи с изучением психологических механизмов внушаемости. Уровень тревожности у испытуемых измерялся теми же методиками, которыми пользовался В.В. Белоус [цит.по8,с.34].
Понимание тревожности было внесено в психологию психоаналитиками и психиатрами. Многие представители психоанализа рассматривали тревожность как врожденное свойство личности, как изначально присущее человеку состояние.
Основатель психоанализа З. Фрейд утверждал, что человек имеет несколько врожденных влечений — инстинктов, которые являются движущей силой поведения человека, определяют его настроение. З. Фрейд считал, что столкновение биологических влечений с социальными запретами порождает неврозы и тревожность. Изначальные инстинкты по мере взросления человека получают новые формы проявления. Однако в новых формах они наталкиваются на запреты цивилизации, и человек вынужден маскировать и подавлять свои влечения. Драма психической жизни индивида начинается с рождения и продолжается всю жизнь. Естественный выход из этого положения З.Фрейд видит в сублимировании «либидиозной энергии», то есть в направлении энергии на другие жизненные цели: производственные и творческие. Удачная сублимация освобождает человека от тревожности [цит.по12, с.19].
В индивидуальной психологии А. Адлер предлагает новый взгляд на происхождение неврозов. По мнению А. Адлера, в основе невроза лежат такие механизмы, как страх, боязнь жизни, боязнь трудностей, а также стремление к определенной позиции в группе людей, которую индивид в силу каких-либо индивидуальных особенностей или социальных условий не мог добиться, то есть отчетливо видно, что в основе невроза лежат ситуации, в которых человек в силу тех или иных обстоятельств, в той или иной мере испытывает чувство тревоги [цит. по 5, с.181].
Чувство неполноценности может возникнуть от субъективного ощущения физической слабости или каких-либо недостатков организма, либо от тех психических свойств и качеств личности, которые мешают удовлетворить потребность в общении. Потребность в общении — это есть в то же время потребность принадлежать к группе. Чувство неполноценности, неспособности к чему-либо доставляет человеку определенные страдания, и он пытается избавиться от него либо путем компенсации, либо капитуляцией, отказом от желаний. В пе……..
1. Абрамова Г.С. Возрастная психология. — М.: Академический Проект, 2001 — 215 с.
2. Альманах психологических тестов. — М.: КСП, 2001 — 400 с.
3. Андреева А. Психологическая поддержка ребенка. Воспитание школьников. — 2000. №3 — С. 14 — 22
4. Баркан А.И. Практическая психология для родителей, или Как научиться понимать своего ребенка. — М., АСТ-ПРЕСС, 2004 — 345 с.
5. Безруких М.М., Ефимова С.П. Ребенок идет в школу. — М., 2005 — 218 с
6. Буянов М.И. Ребенок из неблагополучной семьи. — М., 2007 — 330 с.
Тревожность младших школьников в учебном процессе и ее коррекция ...
... условия коррекции тревожности младших школьников посредством рисуночной терапии в условиях начальной школы. Целью данного исследования является определение возможностей коррекции тревожности детей младшего школьного ... Понимание тревожности было внесено в психологию психоаналитиками и психиатрами. Так, основатель психоанализа З. Фрейд рассматривал тревожность как врожденное свойство личности, как ...
7. Вайзман Н. Реабилитационная педагогика — М., 2006 — 118 с.
8. Вачков И. Умение владеть эмоциями. Воспитание школьников. — 2006. — №5 — С. 34-49
9. Гордон Л.А., Клопов Э.В. Что это было? — М., 2007 — 217 с.
10. Захаров А.И. Авторский пакет методик «Клинико-психологическое консультирование при неврозах у детей и подростков». — М., 2007 — 217 с.
11. Захаров А.И. Дневные и ночные страхи у детей. — С-П., 2000 — 216 с.
12. Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении детей. — М., 2003 — 119 с.
13. Земская М. Семья и личность: М., Прогресс, 2006 — 214 с.
14. Зинченко, Мещеряков Психологический словарь. — М., 2006 — 247 с.
15. Ишманская М.Л. Тревожный ребенок: Кто он и как ему помочь? Дошкольная педагогика — 2005. С. 50-54.
16. Кухранова И. Коррекционно-психологические упражнения и игры для детей с детьми на развитие адекватных эмоциональных состояния воспитание школьников -2002 — №10. С.31 -32.
17. Кудрявцева Л. Типология эмоциональных состояний у детей и подростков. Народное образование — 2005 №8.С. 193 — 195.
18. Кученко Т. О детской тревожности. Воспитание школьников. 2002. — №5 — 217 с.
19. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. — СПб.: Речь. — 190 с.
20. Макарова Е.Ч. Преодолеть страх или искусство терапии. — М.: Школа-Пресс, 2006 — 216 с.
21. Нартова-Бочавер С. Психология личности и межличностных отношений. — М.: ЭКСМО-Пресс, 2001 — 213 с.
22. Нартова-Бочавер С. Coping behavior — в системе понятий психологии личности. — Психол. журнал -2007. — №5 — С. 56
23. Немов Р.С. Основы психологического консультирования. — М.: ВЛАДОС, 2008 — 319 с.
24. Ольшанский Д.Страх. Диалог.-2001 — №5 — С. 45 — 59
25. Панфилова М.А. Игро-терапия общения — М., 2000 — 213 с.
26. Паниженко Г.И. Профилактика тревожности в школе — М., 2004 — 215 с.
27. Популярная психология для родителей. Под редакцией П.П. Горностая и Т.М. Титаренко. — К.: Рута, 2001 — 119 с.
28. Психология младших школьников Сост. Головин С.Ю. — Мн.: Харвест, 2001 — 218 с.
29. Спиваковская А. Психотерапия: игра, детство, семья. — М.,ЭКСМО — Пресс, 2000 — 221 с.
30. Спилбергер Ч.Д. ,Ханина Ю.Л. Коррекция повышения тревожности детей. — CпБ., Речь,2001 — 214 с.