2 Социальный статус и социальная роль

Социализация. Личность как субъект взаимодействия

Субъектом социальных взаимодействий является личность. Прежде всего, попробуем разделить понятия «индивид», «человек», «индивидуальность», «личность». Понятие «человек» отражает принадлежность к человеческому роду и отражает наличие присущих всем людям характеристик и особенностей. В частности, это прямохождение, использование орудий труда, развитый мозг. «Индивид» — это единичный представитель человеческого рода, носитель социальных и психологических характеристик. Часто понятие индивид используется для обозначения отдельного человека. Понятие «индивидуальность» используется для того, чтобы подчеркнуть непохожесть, отличие данного индивида от окружающих его людей.

Понятие «личность» является достаточно сложным и используется различными науками. В социологии личность понимается как социальные качества индивида. Человек не рождается личностью. Качества личности формируются у него в процессе включения в систему социальных отношений. Личность является сложным образованием и может проявляться на различных уровнях. Можно выделить следующие уровни существования личности. Интрауровень ограничивает существование личности телесными рамками. Личность здесь рассматривается как система ценностей, мотивов и интересов. Когда мы говорим о человеке, что он интересуется современной музыкой, интересуется психологией, настойчиво идет к поставленной цели – мы характеризуем именно этот уровень. Понятно, личность, являясь сложным образованием, не ограничивается только этой структурой. Интеруровень существования личности – это качества личности, которые проявляется в системе социальных отношений. Такие качества, как доброта и ответственность или, напротив, жестокость и равнодушие проявляются в личности только при ее взаимодействии с окружающими. Таким образом, личность на данном уровне как бы является вынесенной за пределы физического тела и существует в пространстве взаимоотношений с окружающими.

Взаимодействуя с другими, личность оказывает на них определенное влияние. Таким образом, можно говорить о существовании третьего уровня личности – мезоуровня. На этом уровне личность существует в виде «вкладов» в других людей. Каждый человек оказывает влияние на окружающих: родители вкладывают частичку своей личности, воспитывая ребенка, друзья, общаясь и взаимодействуя, обмениваются не только информацией, но и в определенной степени оказывают влияние на личность товарища. Уровень «вкладов» или степень влияния, могут быть различными – влияние некоторых людей ограничивается ближайшим социальным окружением – родственниками, приятелями. Другие люди оказывают очень мощное воздействие на окружающих, формируя мнения и взгляды больших социальных групп. Это крупные политики, ученые, деятели литературы, искусства, спортсмены.

3 стр., 1112 слов

С точки зрения социологии, личностью является каждый человек, ...

... способности к деятельности.   СТРУКТУРА ЛИЧНОСТИ Социальные качества – это совокупность социально-психологических свойств и черт личности, определенным образом взаимосвязанных и обусловленных типом социального взаимодействия с другими людьми в конкретных ... Понятие указывает на качественные отличия людей от животных, но не говорит о социально ...

Учитывая то, что личность формируется уже после рождения индивида, встает вопрос о влиянии биологических признаков на ее существование. Такое влияние существует, но нельзя говорить о прямом соответствии между личностными особенностями и биологическими характеристиками. Биологические особенности индивида оказывают влияние на формирование его личности через систему социальных оценок. Рост человека является биологической характеристикой, но, в то же время, может оцениваться с позиций определенных нормативных стандартов, существующих в обществе. Любое явное отклонение роста от социальной нормы будет вызывать определенный интерес и оценку (нередко насмешливую или покровительственную) со стороны окружающих. Каждый человек по-разному реагирует на пристальное внимание, связанное с его нестандартной или необычной внешностью – одни замыкаются в себе, другие – намеренно подчеркивает свою непохожесть, третьи – вообще не замечают пристальное внимание со стороны окружающих. Но, в любом случае, биологические характеристики будут определенным образом связаны с тем или иным видом социального поведения.

Следует отметить, биологические особенности индивида различаются по степени социальной значимости. Например, маленький рост мужчины оценивается с элементами снисходительности или даже насмешки, а маленький рост женщины оценивается позитивнее, служит своего рода признаком ее хрупкости, незащищенности, женственности. Кроме того, в каждый исторический период в обществе существуют определенные каноны красоты, поэтому человек оценивает себя через своеобразные социальные «линзы», сравнивая собственную внешность с существующими социальными стандартами. Например, в прошлых веках полнота женщины не считалась отрицательной характеристикой и, соответственно, не оказывала существенного влияние на самооценку женщины. Вес тела современной женщины является объектом пристального внимания социума через систему образцов для подражания – моделей с явно заниженным весом. В результате вес тела включается в систему самооценок и оказывает влияние на самовосприятие, поведение и отношение женщины с окружающими.

Для описания поведения индивида в рамках социальной интеракции используют понятия социального статуса и социальной роли. Социальный статус – это позиция, которую занимает человек в социальной структуре. Кроме того, понятие статуса используется в качестве синонима чести или престижа, когда статус рассматривается как позиция человека относительно некоторой общественно признаваемой шкалы. Например, в обществе существует негласное разделение профессий на высокостатусные и низкостатусные.

Отметим два важных момента, связанных с понятием социального статуса. Во-первых, совокупность всех статусов в любом обществе организована в иерархические ряды. Другими словами, статусы находятся в соподчиненности друг другу, а значит, соотношение их, как правило, выражается в понятиях «выше-ниже». Статусы не равны друг другу и отражают неравенство людей. Во-вторых, понятие статуса всегда относительно. Понятие статуса неприменимо ни к одному человеку, пока он находится один, сам по себе, вне связи с другими людьми. Для того, чтобы это понятие обрело смысл, требуются, по меньшей мере, два человека, статус одного из которых неизбежно будет отличаться от статуса другого.

10 стр., 4973 слов

Прагмалингвистический анализ социального статуса человека

... коммуникации, а значение соотносится непосредственно с участниками общения. Прагмалингвистическое изучение социального статуса человека, являющееся предметом изучения в данной работе на материале английского языка, ... сугубо познавательное значение, хотя он и не отрицает его полностью (применительно, например, к искусству). Как считал Моррис, прагматическое значение (или прагматический компонент ...

В данной лекции мы будем рассматривать понятие статуса, исходя из его первого определения, то есть как своеобразный «социальный адрес». Существует большое разнообразие социальных статусов – мать, отец, дочь, сын, студент, профессор и др. Каждый человек может занимать различное количество социальных статусов – это называется статусным набором.

Среди множества разнообразных статусов, которыми обладает один и тот же человек, можно выделить главный (или ключевой) — тот, который решающим образом определяет социальные позиции индивида в обществе. Чаще всего этот статус — особенно в современных обществах — связан с экономической и профессиональной деятельностью. Но возможные иные варианты. В расово-сегрегированном обществе, например, главный статус может определяться цветом кожи. В теократическом государстве чрезвычайно важно вероисповедание, а также та позиция, которую занимает человек в церковной иерархии. Главный статус обычно определяет образ жизни человека, круг его общения, престиж в глазах окружающих.

Некоторые статусы являются достигаемыми, т. е. полученными благодаря личным усилиям. Примерами достигаемых статусов являются профессор, студент, президент, пианист и т. д. Другие социальные статусы являются приписываемыми – полученными индивидом при рождении или на определенной стадии его жизненного цикла. К приписываемым статусам относятся половые, национальные, возрастные особенности. При этом одни приписываемые статусы сохраняются на протяжении жизни (национальность, пол), другие изменяются (младенец, подросток, взрослый).

Как правило, индивид имеет различные статусы на определенном этапе жизненного пути. Например, это могут быть статусы мужчины, гражданина Украины, студента, сына и другие.

Следует различать социальные и личные статусы одного и того же человека. Личный статус — это позиция, занимаемая человеком в своем непосредственном окружении, оценка, которую дают ему его родственники, коллеги, друзья. Различные люди, обладающие одним и тем же социальным статусом, могут иметь различные личностные статусы, и наоборот. Можно было бы провести такое различие: личный статус — это положение, которое человек занимает в малой (как правило, первичной) группе, а социальный — позиция, занимаемая им в большой социальной общности. Социальный статус носит в значительной степени безличный характер, тогда как личный статус подчеркивает ваши индивидуальные качества.

Вследствие того, что индивид имеет большой статусный набор, то он может обладать противоречивым статусом. Например, работа лиц с высоким образовательным статусом может оплачиваться низко, т. е. иметь низкий статус в экономическом измерении. Согласно теории статусной кристаллизации, человек тяготеет к согласованности различных статусов. Обычно выделяют следующие измерения статуса: доход, профессиональный престиж, образование. В случае несоответствия одного измерения другому, индивид стремится привести их в согласованность.

25 стр., 12060 слов

016_Человек. Его строение. Тонкий Мир

... трудно и несовместимо с земными условиями. Тело человека – это не человек, а только проводник его духа, футляр, в ... весьма интересные и поучительные впечатления. Главное существование (человека) – ночью. Обычный человек без сна в обычных условиях может прожить ... неясности и туманности… Инструментом познавания становится сам человек, и от усовершенствования его аппарата, как физического, так ...

Ранее уже было сказано, что статусы отражают особенности социальных интеракций. В частности, это проявляется в том, что любой статус существует только в его соотнесенности с другими статусами. Например, статус преподавателя предполагает наличие статуса студента, статус руководителя – наличие подчиненных.

Поведение человека, который занимает определенный социальный статус, не зависит от его индивидуальных характеристик или субъективных пожеланий. Определяющим фактором является ожидания других людей в отношении определенной статусной позиции. Таким образом, с понятием социального статуса тесно связано понятие социальной роли.

Социальная роль – это совокупность культурно обусловленных ожиданий, сопровождающих статус в социальной структуре.

В теории социальных ролей достаточно широко представлены два основных подхода. Само понятие роли впервые было систематическим образом использовано в начале 30-х гг.

Дж. Г. Мидом, предшественником теории символического интеракционизма. Он описывал роли как продукт взаимодействия между людьми, которое носит экспериментальный и одновременно созидательный характер. Каждая роль включает в себя взаимодействие с другими ролями. Например, роль «учителя» невозможно понять без роли «ученика», и она может быть определена только как ожидаемое поведение наставника в соотнесении с ожидаемым поведением ученика. Процесс взаимодействия означает, что люди, исполняя свои роли, всегда проверяют сложившиеся у них более или менее целостные представления относительно ролей других, и реальные реакции людей, действующих в ролях других, подкрепляют такие концепции или ставят их под вопрос. Это, в свою очередь, ведет людей к тому, чтобы поддерживать или изменять собственное ролевое поведение.

Второй подход берет свое начало от Р. Линтона (1936).

Впоследствии этот подход стал составной частью функционализма — одной из наиболее влиятельных школ современной социологии. Функционализм рассматривает роли как предписанные и статические (т.е. неизменяемые) ожидания. Эти предписания коренятся в культуре общества и находят свое выражение в социальных нормах, которые и вводят поведение в русло ролей. Подход культурных предписаний признает, что роли могут часто определяться в связи с другими ролями, однако не считает, что сам процесс взаимодействия может создавать новые роли или модифицировать уже существующие.

Основными характеристиками роли, по Т.Парсонсу, являются следующие:

а) эмоциональность — некоторые роли (преподавателя, студента, врача) требуют эмоциональной сдержанности, другие допускают откровенное выражение чувств (болельщик);

б) способ получения — есть роли приписанные (ребенок), а есть — достигнутые (студент, врач);

10 стр., 4743 слов

Роль личности руководителя в организации совместной деятельности

... С другой стороны, свойства и качества личности руководителя оказывают существенное влияние на многие характеристики его деятельности, например на показатели эффективности, и качества работы ... изменения в экономической и социальной сферах общества предъявляют повышенные требования к человеку в его профессиональной деятельности. Возрастает значимость социальных последствий человеческих решений. ...

в) масштаб — некоторые роли ограничены строго определенными аспектами взаимодействия людей (преподаватель-студент, врач-больной), другие предполагают отношения более широкого плана (мать/отец-ребёнок);

г) степень формализации — одни роли предусматривают общение с людьми по формальным признакам (библиотекарь-читатель, сотрудник ГАИ-водитель), другие (брат, муж) позволяют устанавливать неформальные, личные отношения;

д) мотивация ролевого поведения — считается, что разные виды ролей связаны с различной мотивацией (предприниматель трудится для собственного обогащения, а политик — для блага общества).

Ни одна роль не является жестко фиксированной моделью поведения — люди осмысливают ролевые ожидания, интерпретируют их, а затем действуют. Субъективное отношение человека к своим ролям имеет разные формы: интериоризация роли как личностно значимой, отстранение от роли, когда человек не связывает с ней значимых ценностей/установок и выполняет её чисто формально; демонстративное противопоставления себя своей роли.

Каждая роль оформлена в символической системе, которая включает невербальные и вербальные знаковые формы. Они создают стереотип роли, который влияет на взаимодействие людей.

Один социальный статус включает несколько ролей, который называется ролевым набором. Например, статус студента включает следующий ролевой набор – посещение занятий, подготовка домашних заданий, участие в исследовательской работе, умение наладить хорошие отношения в группе, участие во внеучебных мероприятиях. Несмотря на то, что роли относятся к одному социальному статусу, они могут нести различные ожидания. Например, тщательная подготовка студентом необходимых учебных заданий в большей мере ориентирована на репродуктивное мышление, в то время как участие в исследовательской работе предполагает активизацию творческого мышления. В некоторых случаях индивид может почувствовать дискомфорт, выполняя роли, которые хотя и относятся к одному и тому же социальному статусу, но несут различные социальные ожидания. Подобная ситуация называется ролевым напряжением.

Еще одним проблемным аспектом роли является ситуация ролевого конфликта. Данное понятие является достаточно сложным и поэтому используется в нескольких смыслах. Во-первых, человек, занимая различные статусы, вынужден исполнять взаимно противоречащие друг другу роли. Например, статус руководителя предполагает необходимость много времени отдавать работе, быть жестким. Статус же матери обязывает ее уделять время своим детям, быть мягкой и терпеливой. Понятно, что женщина-руководитель может испытывать ролевой конфликт, так как ей приходится исполнять взаимопротиворечащие роли. Во-вторых, ролевой конфликт может возникнуть, когда существуют противоречащие друг другу ожидания – с одной стороны, носитель социальной роли имеет одни представления о своей роли, а люди, связанные с этой ролью, понимают ее по-своему. Например, учитель руководствуется в выполнении своей роли правилами и обязанностями, которые зафиксированы в уставе данного учебного заведения, а родители имеют собственные представления о роли учителя.

15 стр., 7215 слов

Социализация личности 5

... социализацию человека. Объект исследования: Условия социализации личности человека Предмет исследования: Школа как фактор социализации личности Цель: Определить степень влияния воспитательной организации на социализацию человека. Задачи: 1) Изучить понятие и сущность социализации личности 2) Изучить факторы социализации ... духовно - человека. Например, физический имидж человека (хорошее ... его роль как ...

3 Типология личности

Психологическая и социально-психологическая типология

В психологических учениях XX века наиболее известны типологии Э.Шпрангера, К.Хорни, К.Юнга и Э.Фромма.

Немецкий философ и психолог Э.Шпрангер (1882–1963) — автор книги “Типы людей” (1922), в которой описаны шесть типов личности. Каждому из них соответствует определенный вид активности: 1) теоретический (стремление к раскрытию истины, рационализм и критический подход); 2) экономический (стремление к выгоде и практичность); 3) эстетический (стремление к гармонии и образному построению мира);

4) социальный (любовь к людям, склонность к самопожертвованию и служению); 5) политический (любовь к власти и лидерству);

6) религиозный (поиск смысла жизни и единства мироздания, вера в сверхъестественное).

К.Хорни (1885–1952) рассматривала три типа личности: (1) уступчивый (ориентация на людей); (2) обособленный (от людей) и (3) враждебный (против людей).

У К.Юнга (1875–1961) разработана типологическая модель личности, согласно которой существует два основных психологических типа — экстраверты и интроверты. Каждый из них подразделяется в свою очередь на несколько подтипов: мыслительный, чувствующий, ощущающий, интуитивный.

У Э.Фромма (1900–1980) типы личности исследуются сквозь призму характеров. Он выделял, пять социальных типов характеров: рецептивный (стремящийся к удовольствиям), эксплуатирующий (использующий окружающих), накапливающий (ориентированный на обогащение), рыночный (ориентированный на конкурентное взаимодействие) и продуктивный (стремящийся к самореализации), а также некрофильный (в основе характера – потребность в разрушении) и биофильный (в основе – потребность в продуктивной самореализации) характеры.

В современной отечественной литературе следует выделить типологическую модель личности К.А.Абульхановой. Она использует типологию как метод системного исследования активности личности. В качестве типологических признаков выделяются общий уровень активности, характер притязаний, а также характеристики саморегуляции — способность каждого опираться либо на внешние, либо на внутренние опоры, степень самостоятельности и уверенности, удовлетворенность собственными или внешними критериями — личностная организация времени и некоторые другие. В зависимости от повышения или понижения активности были установлены типы (1) инициативной личности, опирающейся на ответственность; (2) инициативной личности, не опирающейся на механизмы ответственности; (3) безынициативной, пассивной личности. По характеру притязаний выявились две группы людей:

(1) с установкой на успех; (2) с установкой на неуспех, в том числе лица, избегающие неуспеха посредством повышения ответствен­ности, и лица, которым свойственная мотивация поражения.

По уровню саморегуляции (сохранения уверенности, степени открытости-закрытости) и обращения к внешне-внутренним критериям) были выделены четыре типа:

(1) открытый тип, зависящий от одобрения окружающих; (2) нейтральный тип, уверенный в своих внутренних критериях и не зависящий от признания или непризнания окружающих; (3) чрезмерно закрытый тип, у которого негативное отношение к внешним оценкам блокировало его собственную саморегуляцию; (4) неуверенный тип, сохраняющий заниженную самооценку независимо от одобрения или критики.

3 стр., 1036 слов

Социализация личности ребенка через трудовую деятельность

... жизни, делая попытки мыть, подметать, стирать и т.п. Ценность трудовой деятельности для социализации личности ребёнка можно рассматривать с нескольких позиций. Во-первых, овладение трудовыми навыками, ... трудовой деятельности ребёнок становится преобразователем, что поднимает его на высшую ступень социализации в пределах, доступных возрасту. В последние годы в программах воспитания детей дошкольного ...

В зависимости от способа регуляции времени выделяются следующие типы личности: 1) стихийно-обыденный тип (зави­си­мость от событий жизни, ситуативность поведения, отсутствие личной инициативы), 2) функционально-действенный тип (эффек­тив­ная организация времени, событийность жизни),

3) созерцательный тип (пассивность, отсутствие четкой организа­ции времени), (4) творчески-преобразующий тип (оптимальное сочетание активности и успешной регуляции времени.

Социологическая типология

В социологической литературе разработаны типологические схемы Р.Мертона и Р.Дарендорфа.

Р.Мертон разработал собственную типологию поведения личности в зависимости от отношения к целям и средствам, которые используются в данном обществе. Все разновидности поведения укладываются в несколько классов:

1) конформист — лояльный член общества, принимающий одобряемые в нем культурные цели и институциональные средства;

2) новатор — член общности, достигающий своих целей неинституциональными, в том числе незаконными средствами;

3) ритуалист — человек, абсолютизирующий средства и игнорирующий цели, ради которых осуществляется деятельность;

4) изолированный тип — личность, которая отходит (изолируется) как от культурных целей, так и от институциональных средств;

5) мятежник — личность, отступившая от целей и средств, принятых в обществе, и противопоставившая им другие ценности и нормы.

Еще один западный социолог Р.Дарендорф, рассматривая личность как продукт развития культуры, выделял четыре типа: человек трудящийся (личность, создающая общественно полезные блага, например, крестьянин, воин, политик и пр.); человек потребляющий (личность, сформированная массовым потреблением); человек универсальный (личность, способная заниматься разными видами деятельности); человек тоталитарный (личность, зависящая от тоталитарного государства).

Итак, личность, формируясь в обществе, предстает перед нами в качестве субъекта социального взаимодействия. Отдельные аспекты социального взаимодействия анализировались в рамках теорий социального обмена, символического интеракционизма, социального действия, драматургического подхода и др. Важным социальным аспектом функционирования личности в обществе является ее социальный статус и связанные с ним различные ролевые наборы.

Тема 7 Социализация

1 Понятие и подходы к анализу социализации

Личность – это сложная структура, которая формируется в процессе жизни человека в обществе, в процессе социализации.

Социализация – это процесс усвоения социальных норм, правил, образцов поведения, в ходе которого беспомощный человеческий младенец превращается в личность, становится субъектом социальных отношений. Понятие «социализация» было введено в 40-е гг. в работах А. Долларда и Дж. Миллера.

23 стр., 11099 слов

Сравнительная характеристика психических процессов и их значение ...

... и неосознаваемые мотивы определяют поведение людей? -В чем заключается механизм развития творчества и воображения? -Каковы закономерности общения в мире людей и животных? Как овладеть своими ... психология труда, психофизиология и педагогическая психология). Общая психология неразрывно связана спсихологией личности. Без общей психологии психолог превращается во всадника без головы. Общая психология ...

Социализация объединяет между собой поколения. Рождение ребенка изменяет семейную жизнь, заставляя родителей приспосабливать свой стиль жизни к появлению нового человека. Кроме того, общество в целом, от поколения к поколению, изменяет стили и методы воспитания, приспосабливая их к особенностям новой генерации. Например, современное поколение значительно меньше читает книг, но, с другой стороны, хорошо разбирается в мире информационных технологий. Подобная ситуация отражает тот факт, что современные дети нуждаются в несколько иных способах и методах воспитания, чем, например, их родители.

Для успешной социализации ребенку необходимо определить различия между социальным и предметным миром, выяснить закономерности взаимодействия с миром материальным и миром других людей. Кроме того, в процессе общения с другими людьми ребенок расширяет свой запас сведений о мире, у него формируется мышление и возникает речь. При социализации индивид не пассивно усваивает нормы, ценности и культурные образцы. Ребенок с самого рождения является активным субъектом, имеет набор потребностей и предпочтений, которые опосредуют социальные влияния.

Обычно выделяют целенаправленную и стихийную социализацию. В основе целенаправленной социализации лежит представление о необходимом результате, который должен быть достигнут. Другими словами, формируется модель личности, включающая набор знаний, умений, навыков, индивидуально-психологических характеристик, которые должны быть сформированы в процессе обучения и воспитания. Например, в результате обучения студента на медицинском факультете должен быть сформирован профессионал конкретной специализации. С этой целью подбираются необходимые предметы, разрабатываются учебные планы, строится система контроля учебной деятельности студентов. В рамках целенаправленной социализации выделяют обучение и воспитание. Обучение – это процесс передачи знаний, умений и навыков. Воспитание – процесс формирования отдельных свойств и качеств личности.

Стихийная социализация происходит в результате неконтролируемого влияния социального окружения на ребенка.

Целенаправленная и стихийная социализация происходят одновременно. Даже на уровне обучения в университете, которое можно отнести к целенаправленной социализации, происходят различные формы взаимодействия и взаимовлияния между студентами, студентами и преподавателями, которые невозможно не только проконтролировать, но иногда даже предвидеть. Тем не менее, они также оказывают влияние на личностное развитие студента. Например, под влиянием преподавателя, увлеченного своим предметом, студент может изменить ранее намеченную специализацию обучения.

Выделяют три стадии социализации: начальную, среднюю и завершающую. Начальная социализация – это формирование ребенка в пределах семьи. На этом этапе формируются основные ценности, мотивы, потребности личности, ее мировоззрение и система оценок. Средняя социализация включает период обучения (школа и различные формы профессионального обучения).

2 стр., 901 слов

Руководство развитием личности в процессе деятельности

... воспитания: 1. процесс контролируемой социализации 2. передача опыта деятельности Целенаправленное управление процессом развития личности 4. социально-ролевое взаимодействие личности 5. процесс овладения системой ... формирование личности 4. Самовоспитание и перевоспитание 5. Поликультурное воспитание и развитие личности 357. Направление современной педагогической науки, рассматривающее ребенка ...

Итогом этого этапа является формирование комплекса научных знаний и системы профессиональных умений. На завершающей стадии социализации личность овладевает системой социальных статусов и ролей (работник, родитель, супруг и др.).

Одним из первых, кто предпринял попытку проанализировать процесс социализации, был Г. Тард (1843-1904).

Он описал механизмы социализации, названные им законами.

1. Закон подражания. По мнению Тарда, любое социальное действие, поведение основано на подражании. Дети подражают родителям, простые люди – знаменитостям. Мода, традиции, ритуалы основаны на подражании. Одним из механизмов развития общества также является подражание – творческое меньшинство создает новые идеи, а основная масса людей их распространяет.

2. Закон противопоставления. Суть его состоит в том, что любое позитивное социальное действие имеет собственную противоположность. Добро-зло, правда-ложь и т.д. Человек постоянно находится в ситуации выбора между различными формами поведения. Внутренняя борьба выступает условием приобщения к социальным стандартам и индивидуального развития.

3. Закон приспособления. Условием существования общества есть взаимное согласование поведения отдельных людей, компромиссы и переговоры, что также является фактором, формирующим социальные качества индивида.

В дальнейшем идеи Тарда развивались Э. Дюркгеймом. Впрочем, он не считал закон подражания важным условием социализации. Главным механизмом социализации, по его мнению, является принуждение индивида обществом. Теория социализации Дюркгейма строится на положении о двойственной природе человека. Биологическая природа человека (способности, биологические функции, импульсы, страсти) находится в противоречии с его социальной природой, создаваемой путем воспитания (нормы, ценности, идеалы).

Общество контролирует биологическую природу человека, сдерживает страсти, вводит их в определенные рамки. Если общество ослабляет свой контроль над индивидами, возникает состояние аномии (отсутствия сдерживающего влияния социальных норм).

Дюркгейм считал, что общество должно как можно быстрее добавить к только что родившемуся эгоистичному и асоциальному существу другое, способное вести нравственную и социальную жизнь. Основная функция социализации, по Дюркгейму, — приобщение индивидов к идее «коллективного сознания» — заключается в установлении однородности и целостности общества. Социализированной признается личность, наделенная умением подавлять индивидуальные интересы во имя общественных. Ядром дюркгеймовской концепции социализации стала теория морали как системы объективных правил поведения. Общественные функции морали Дюркгейм связывал с воспитанием, цель которого — формирование социального существа, развитие в ребенке тех качеств и свойств личности, которые нужны обществу. Он рассматривал воспитание как общественный феномен, заключающийся в методической социализации молодого поколения.

Развернутая социологическая теория социализации представлена в работах Т. Парсонса. Согласно Парсонсу, социализация является первым средством поддержания социального равновесия. Второе средство — социальный контроль как способ поддержания порядка среди людей. Процесс интеграции индивида в социальную систему осуществляется посредством интериоризации общепринятых норм, когда индивид «вбирает» в себя общие ценности в процессе общения со «значимыми другими». Важнейшим условием социализации Парсонс рассматривает адаптацию индивидов к социальной среде, что влечет за собой кристаллизацию самых важных дифференцированных ролей в одном и том же индивиде. В социализации он отводит важную роль школе, смягчающей противоречия между семьей и производством. Система образования может произвести отбор воспитанников для выполнения в будущем определенных социальных ролей и подготовить их к этому.

Ю. Хабермас является основателем «критической теории социализации». В рамках этой теории процесс социализации охватывает не всего человека, а только «часть» его личности, которая представляет общественную сущность индивида, его социальный характер, обеспечивающий ему функционирование в обществе. Другая же его «часть» дает ему возможность «держать некоторую дистанцию» по отношению к господствующей в обществе системе ролей, норм, ценностей, т. е. позволяет критически относиться к элементам социальной среды, мешающим человеку самоутверждаться.

Экспериментальным путем изучить влияние социализации на развитие личности достаточно сложно, так как это связано с комплексом морально-этических причин. В данном случае пришлось бы искусственным образом лишать ребенка каких-либо социальных воздействий (например, общения с родителями или сверстниками), чтобы выявить эффект социального влияния. Понятно, что такие эксперименты не проводятся. Однако, у социологов есть возможность изучать процесс социализации, используя факты и события, происходящие в обществе. Основные источники, доставляющие информацию о процессе социализации – изучение детей, оказавшихся в изоляции и наблюдение за кросс-культурными различиями.

В литературе иногда появляются сообщения о детях, которых выращивали животные (иногда их называют «дети-Маугли»), либо о детях, которых родители с младенчества держали в полной изоляции от социума. Такие дети, обладая достаточным физическим развитием, отличались неразвитостью социальных навыков (отсутствие или слабое развитие речи, огрубление эмоциональной сферы и др.).

В качестве примера можно привести случай с девочкой Анной (Пенсильвания, США), которую обнаружили в 1938 году. Она была нежеланным ребенком, родители ее содержали в запертой комнате на втором этаже собственного дома первые пять лет жизни. Она получала достаточно пищи, но с ней не играли и даже не разговаривали. Когда девочку обнаружили, она не могла ходить, говорить, одеваться. Она не умела даже смеяться или плакать. После того, как Анну нашли, с ней стали проводить специальную обучающую программу, в результате чего девочка через год уже могла ходить, пользоваться речью, заботиться о себе.

Этот случай, как и множество других, аналогичных, показывает, что даже типично человеческие характеристики, такие, как способность ходить и разговаривать, не возникают спонтанно. В большей степени это же положение относится к развитию интеллекта, эмоций и личности в целом.

Вторым источником, который позволяет изучить процесс социализации, является изучение различия между культурами. Первым исследователем данной проблемы в социологии считается М. Мид, которая в работе «Секс и темперамент в примитивных обществах» (1935) показала влияние воспитания и социальных отношений на формирование поведения мужчин и женщин. Она описала три типа обществ – маскулинное, эгалитарное и феминное. В маскулинном обществе мужчины были агрессивны и занимали высшие ступеньки иерархии. Для эгалитарного общества характерной была размытость ролевого поведения – мужчины и женщины наряду с поведением, считающимся характерным для их пола, демонстрировали и противоположные формы поведения. Например, агрессивность у мужчин соседствовала с заботливостью, женщины же в определенных ситуациях показывали силу и отвагу. В феминном обществе произошло смещение гендерного поведения: женщины занимались охотой, были агрессивными, мужчины нянчили детей, готовили пищу, были капризными и любили посплетничать.

Работы Мид, показавшие, что сексуальное поведение, считавшееся биологически запрограммированным, есть также результатом научения, положили начало многочисленным исследованиям кросс-культурных различий.

2 Природа человеческого поведения

Дискуссия об источниках человеческого поведения продолжается не одно столетие. Прежде всего, встает вопрос – что является первичным – природа или воспитание. Следует отметить, что у сторонников противоположных подходов находятся весомые аргументы (в том числе и экспериментальные) для подкрепления собственной точки зрения.

Представители биологического детерминизма для объяснения межкультуральных и социальных различий использовали принципы биологической эволюции. В ХІХ веке возникает направление, получившее название социальный дарвинизм. Ученые, работавшие в этом направлении, считали, что в обществе действуют законы, подобные тем, которые наблюдаются в животном и растительном мире. Г. Спенсер, один из представителей этого подхода, утверждал, что социальные системы, подобно организмам, приспосабливаются к окружающей среде. Кроме того, он считал, что развитие общества заключается в движении от однородности в примитивных обществах к сложной разнородности в обществах индустриальных. Другие представители этого направления объясняли различные формы социального поведения существованием специфических инстинктов. Например, войны и жестокость объявлялись результатом агрессивного инстинкта, революции, демонстрации – стадным инстинктом и т.д.

Современные представители биологического детерминизма представлены социобиологией, основателем которой считается Э.Вильсон. Для объяснения социального поведения человека он использовал биологические принципы. Согласно его мнению, целый ряд аспектов жизни человека базируется на генетической структуре. Например, некоторые виды животных имеют сложные ритуалы ухаживания. Человеческое ухаживание, согласно социобиологии, также построено на таких же ритуалах, имеющих врожденную природу. Другой пример связан с попыткой объяснить факт социального доминирования мужчин в обществе. У большинства животных самцы больше самок и агрессивнее, поэтому и захватывают высокие ступени иерархии. Подобная ситуация имеет и в человеческом обществе.

Социальный детерминизм главным в развитии человека считает влияние среды и социальное научение. Представители этого подхода (Д. Уотсон и Б.Скиннер) полностью игнорировали существование внутренних условий, которые могут изменять внешние воздействия. Например, Уотсон писал: «Дайте мне дюжину нормальных, здоровых младенцев и возможность по своему усмотрению выстроить мир, в котором они будут воспитываться, и я гарантирую вам, что, взяв любого, случайно выбранного ребенка, я выращу из него такого специалиста, какого вы назовете: доктора, юриста, художника, торговца, руководителя».

Современные социологи используют комплексный подход, объясняя процесс социализации как состоящий из биологического созревания организма и необходимых социальных воздействий. При этом, биологические факторы определяют этапы индивидуального развития: нормальные дети, независимо от культуры, в которой они воспитываются, ходить и говорить начинают примерно в одно и то же время. Развитие речи также основано на закономерностях биологического созревания.

С другой стороны, отдельные характеристики развития зависят от влияния социальных факторов, например, язык, на котором заговорит ребенок, качество овладения речью и т.д.

3 Внутренние факторы развития

Не менее сложным и вызывающим многочисленные дискуссии является вопрос о внутренних, индивидуальных факторах, обеспечивающих процесс социализации. Рассмотрим наиболее известные теории, объясняющие процесс развития и формирования личности.

Психоаналитические взгляды, которым, прежде всего, можно отнести концепцию З. Фрейда, формирование личности рассматривают как конфронтацию, борьбу двух факторов: биологических тенденций и воздействия среды. Роль социальных влияний состоит в том, чтобы ограничить, ввести в определенные рамки поведение человека. Ребенок, изначально являясь эгоистичным существом, под давлением социальным норм и правил приучается выполнять необходимые социальные требования и учитывать мнение окружающих. В то же время, врожденные тенденции (эгоизм, агрессия) не исчезают. Они вытесняются из сознания, создавая внутреннее напряжение и борьбу между социальными требованиями и внутренними желаниями личности.

Важным результатом и условием социализации является когнитивное развитие (накопление и использование знаний).

Ж. Пиаже выделял в процессе социализации две формы развития ребенка – накопление знаний о мире и обучение взаимодействию с другими людьми. По его мнению, на первом этапе развития преобладает когнитивная функция (накопление знаний, формирование схем переработки информации).

Способность к социальному взаимодействию начинает развиваться у ребенка только с 5-7 лет. При этом ребенок преодолевает этап эгоцентризма, то есть начинает учитывать точку зрения другого человека. Путь от детского эгоцентризма к поведению взрослого человека проходит ряд этапов, на каждом из которых ребенок расширяет свои возможности осмысливать абстрактные понятия и понимать чувства других людей. Лишь к 15 годам дети способны овладеть не только сложными логическими категориями, но и осознать ряд морально-этических принципов. В то же время, подчеркивал Пиаже, не каждый человек способен дойти до высокого уровня социального развития. Именно поэтому и среди взрослых встречаются безответственные, эгоистичные люди со слабым самоконтролем. Следует отметить, что Пиаже был блестящим экспериментатором и свои выводы в отношении развития ребенка он делал, опираясь на собственные наблюдения.

По мнению Ч. Кули и Дж. Мида условием превращения биологического существа в личность является формирование у него структур самосознания и самопонимания.

Согласно теории «зеркального Я», основоположником которой является Кули, результатом социализации является формирование представления о самом себе или «Я» субъекта. При этом образ «Я» в значительной степени является результатом оценок со стороны других людей. «Зеркальное Я» состоит из трех элементов: 1) того, как, по нашему мнению, нас воспринимают окружающие (девушка, сделавшая новую прическу, считает, что другие обращают пристальное внимание на изменение ее имиджа); 2) того, как, по нашему мнению, они реагируют на то, что они видят (девушка по высказываниям окружающих делает вывод, что им нравится ее новая прическа); 3) того, как мы отвечаем на воспринятую нами реакцию других (девушка продолжит делать такую же прическу в дальнейшем).

Большое значение Кули придавал развитию речи, которая, с одной стороны, отражает реальное развитие сознания индивида, а с другой – формирует новые когнитивные структуры. Например, скачок в развитии самосознания ребенка мы можем видеть, когда он переходит от называния себя в третьем лице («Саша хороший») до использования первого лица («Я хороший»).

Большое значение в развитии самосознания ребенка играет родительская семья, мнения и оценки которой с раннего детства усваиваются ребенком. Впрочем, формирование «Я» не ограничивается семейным влиянием. Индивид продолжает формировать представление о себе в течение всей жизни, том числе и через оценки, которые он получает от окружающих. В качестве иллюстрации можно привести результаты эксперимента, проведенного в одном из колледжей США. Организаторы исследования измерили коэффициент интеллекта у студентов и сообщили им о полученных результатах. При этом намеренно были сообщены неверные данные – студентам с более низким интеллектом сказали, что те получили высокие показатели. Студентам же с повышенным IQ было сказано о том, что их интеллект находится в пределах средних показателей. Спустя год оказалось, что студенты, думавшие, что у них высокий интеллект (внешняя оценка) значительно повысили свой уровень успеваемости (произошло изменение образа «Я»).

К сожалению, произошел и обратный процесс – студенты с высоким интеллектом снизили свои учебные показатели.

Дж. Мид, создатель теории символического интеракционизма, развивает идеи Кули, считая, что главным результатом социализации является формирование социального «Я». Так как человек общается с большим количеством людей, социализация представляет собой усвоение оценок его личности со стороны окружающих. По мере развития и накопления индивидуального опыта, у человека формируются механизмы рефлексии, то есть способности посмотреть на себя со стороны, как бы глазами другого человека. Развитие рефлексии, в свою очередь, выступает фактором дальнейшего развития и совершенствования. Важным условием формирования социального индивида является игра, в которой ребенок как бы переживает роль взрослого человека. Мид представляет развитие личности как процесс, состоящий из трех фаз: 1) простая игровая фаза, когда индивид усваивает роль другого. На этой фазе ребенок имитирует действия взрослого, например, девочка рассказывает сказку своей кукле, повторяя действия матери; 2) сложная игровая фаза, к которой индивид усваивает комплекс ролей. Это этап сложных игр ребенка со сверстниками. В игре развивается «социальное Я», которое предполагает способность посмотреть на себя со стороны. «Социальное Я» формируется у ребенка примерно к пяти годам. 3) фаза обобщенный другой. Данный этап детского развития наступает в 8-9 лет. К этому возрасту дети начинают понимать общие ценности и моральные нормы.

Интересную концепцию развития личности, которая охватывает весь жизненный период человека, предложил Э. Эриксон. По его мнению, развитие личности представляет собой формирование двух тенденций – «групповой идентичности» и «эгоидентичности». «Групповая идентичность» представляет собой ориентацию на включение в определенную социальную группу, «эгоидентичность» — формирование чувство устойчивости и непрерывности своего «Я», несмотря на то, что происходят всевозможные изменения как в окружающем мире индивида, так и во внутреннем плане сознания. При этом, формирование эгоиндентичности -длительный процесс, который включает ряд стадий развития личности. Каждая стадия характеризуется задачами этого возраста, а задачи выдвигаются обществом. Эриксон

На стадии младенчества главную роль в жизни ребенка играет мать, она кормит, ухаживает, дает ласку, заботу, в результате чего у ребенка формируется базовое доверие к миру. Базовое доверие проявляется в легкости кормления, хорошем сне ребенка, нормальной работе кишечника, умении ребенка спокойно ждать мать (не кричит, не зовет, ребенок как бы уверен, что мать придет и сделает то, что нужно).

Динамика развития доверия зависит от матери. Сильно выраженный дефицит эмоционального общения с младенцем приводит к резкому замедлению психического развития ребенка.

2-я стадия раннего детства связана с формированием автономии и независимости. Ребенок начинает ходить, обучается контролировать себя. Общество и родители приучают ребенка к аккуратности и опрятности.

В возрасте 3-5 лет, на 3-й стадии, ребенок уже убежден, что он личность, так как он бегает, умеет говорить, расширяет область овладения миром; у ребенка формируется чувство предприимчивости, инициативы, которое закладывается в игре. Игра очень важна для развития ребенка, так как формирует инициативу, творчество, ребенок осваивает отношения между людьми посредством игры, развивает свои психологические возможности — волю, память, мышление и пр. Но если родители сильно подавляют ребенка, не уделяют внимания его играм, то это отрицательно сказывается на развитии ребенка, способствует закреплению пассивности, неуверенности, формированию чувства вины.

В младшем школьном возрасте (4-я стадия) ребенок уже исчерпал возможности своего развития в рамках семьи, и теперь школа приобщает ребенка к знаниям о будущей деятельности. Если ребенок успешно овладевает знаниями, новыми навыками, тогда он верит в свои силы, уравновешен, спокоен, но неудачи в школе приводят к появлению, а порой и к закреплению чувства своей неполноценности, неверия в свои силы, отчаяния, потери интереса к учебе.

В подростковом возрасте (5-я стадия) формируется центральная форма эгоидентичности. Бурный физиологический рост, половое созревание, озабоченность тем, как он выглядит перед другими, необходимость найти свое профессиональное призвание — вот вопросы, которые встают перед подростком, и это уже требования общества к подростку о самоопределении.

На 6-й стадии (молодость) для человека актуальным становится поиск спутника жизни, тесное сотрудничество с людьми, укрепление связей со своей социальной группой; человек не боится обезличивания, он смешивает свою идентичность с другими людьми, появляется чувство близости, единства, сотрудничества, интимности с определенными людьми. Однако, если диффузия идентичности переходит и на этот возраст, человек замыкается, закрепляется изоляция, одиночество.

7-я -центральная стадия — взрослый этап развития личности. Развитие идентичности идет всю жизнь, постоянно происходит, воздействие со стороны других людей, особенно детей: они подтверждают, что ты им нужен. Положительные симптомы этой стадии: личность вкладывает себя в хороший, любимый труд и заботу о детях, удовлетворена собой и жизнью.

После 50 лет (8-я стадия) происходит создание завершенной формы эгоидентичности на основе всего пути развития личности, человек переосмысливает всю свою жизнь, осознает свое «Я» в духовных раздумьях о прожитых годах. Человек должен понять, что его жизнь — это неповторимая судьба, которую не надо переделывать, человек «принимает» себя и свою жизнь, осознает необходимость в логическом завершении жизни, проявляет мудрость, отстраненный интерес к жизни перед лицом смерти.

4 Агенты социализации

Агенты социализации – это люди, социальные группы или организации, которые оказывают влияние на процесс личностного развития.

Семья является первичным и одним из важнейших агентов социализации. Особенно велика роль семьи в раннем детстве. По мере взросления ребенка в его жизни появляются другие агенты социализации – няни, воспитатели детского сада, учителя, сверстники. Кроме того, на ребенка оказывают влияние школа, телевидение, Интернет, книги. Таким образом, на развитие индивида оказывают влияние различные факторы, но значимость и важность этих факторов будет различаться. Например, ребенок может не обратить внимание на порицание со стороны незнакомого взрослого, в то время как на замечание, сказанное отцом, отреагирует незамедлительно. В социологии используют понятие «значимые другие» для обозначения лиц, оказавших принципиальное воздействие на процесс социализации индивида. Значимые другие оказывают влияние на ребенка вне его желаний. Например, ребенок может воспитываться в семье, где отец злоупотребляет спиртным. Понятно, что никаких позитивных чувств подобная ситуация у ребенка не вызывает, отец может не пользоваться никаким уважением. Тем не менее, отец остается значимым другим, так как оказывает большое влияние на социальную ситуацию развития ребенка.

Ребенок не является пассивным объектом различного рода социальных воздействий. Напротив, он имеет собственные интересы, потребности, ценности и поэтому может самостоятельно выбирать из большого потока социальных влияний те, которые он считает более важными. Для описания этого явления в социологии используется понятие «референтная группа». Этот термин используется для обозначения группы или социальной категории, которые индивид использует в качестве образца для развития собственных ценностей, поведения и образа «Я». Референтной группой могут стать родители, друзья, преподаватели, известные спортсмены, артисты и т.д. Референтной может быть не только реально существующая группа, но и социальная категория. В этом случае человек выделяет какую-то одну значимую характеристику, на которую начинает ориентироваться, абстрагируясь от остальных. В качестве примера можно привести желание молодой девушки стать моделью. Красивые, успешные модели, которых она видит на подиумах, являются для нее референтной группой. В данном случае девушка не знакома с особенностями их жизни, поведения. Она ориентируется лишь на категории «красота» и «жизненный успех»

Референтная группа выполняет две функции – нормативную и сравнительную. Нормативная функция состоит в том, что индивид формирует свое поведения, ориентируясь на стандарты референтной группы. Сравнительная функция состоит в том, что референтная группа представляет основу для оценки своего жизненного стиля с определенными стандартами.

Итак, социализация представляет собой усвоение личностью социального опыта. Имеет различные формы и продолжается на протяжении всей жизни индивида. Социализация представляет собой сложное явление, именно этим объясняется большое количество теорий, которые объясняют процесс формирования личности, ориентируясь на развитие отдельных составляющих – когнитивных функций, социально-ролевого поведения, самосознания и т.д.