Социально-психологическая характеристика личности 2

Личность- это сознательный и активный человек, имеющий возможность выбирать тот или иной образ жизни.

Все зависит от личностных и психологических качеств, которые присущи личности, их необходимо правильно понимать и учитывать.

Социально-психологические особенности личности.Личность человека как члена общества находится в сфере влияния различных отношений, складывающихся в процессе производства и потребления материальных благ.

Процесс формирования личности происходит как под влиянием сферы политических отношений и идеологии.

Идеология как система идей об обществе оказывает огромное влияние на личность, во многом формирует содержание ее психологии, мировоззрение, индивидуальные и социальные установки.

На психологию личности влияют и отношения людей в социальной группе, в которую она входит.

В процессе взаимодействия и общения происходит взаимовлияние личностей друг на друга, вследствие чего формируется общность во взглядах, социальных установках и других видах отношений к обществу, труду, людям, собственным качествам.

В группе личность завоевывает определенный авторитет, занимает определенное положение, играет определенные роли.

Личность — не только объект общественных отношений, но и их субъект, т. е. активное звено.

Личность — это конкретный человек, являющийся представителем определенного государства, общества и группы (социальной, этнической, религиозной, политической, половозрастной и т. д.), осознающий свое отношение к окружающим его людям и социальной действительности, включенный во все отношения последней, занимающийся своеобразным видом деятельности и наделенный специфическими индивидуальными и социально-психологическими особенностями.

Развитие личности обусловлено разными факторами: своеобразием физиологии высшей нервной деятельности, анатомо-физиологическими особенностями, окружающей средой и обществом, сферой деятельности.

Своеобразие физиологии высшей нервной деятельности личности- это специфика функционирования ее нервной системы, выражающаяся в разнообразных характеристиках: соотношении процессов возбуждения и торможения в коре головного мозга, проявлении темперамента, эмоций и чувств в поведении и т. д.

3 стр., 1465 слов

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧРЕЖДЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ ПРИ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ

... акты реализующие организации деятельности учреждений социальной защиты детей. Объектом исследования являются правовые отношения, возникающие в процессе организации деятельности учреждений социальной защиты детей. Целью ... 1.1. Нормативно-правовая основа деятельности учреждения в сфере социальной защиты детей Правовые основы социальной защиты представляют собой взаимосвязанную систему нормативно ...

Анатомофизиологические особенности личности- характеристики, которые зависят от анатомической и физиологической структуры тела человека, оказывающей серьезное влияние как на его психику и поведение, так и на подверженность последних действиям обстоятельств и других людей.

Важнейшими факторами формирования личности выступают природно-географическая средаи общество.

Макросреда- общество в совокупности всех его проявлений. Микросреда— группа, микрогруппа, семья и так далее — также является важной детерминантой формирования личности.

В микросреде закладываются важнейшие нравственные и морально-психологические характеристики человека, которые необходимо учитывать, а также совершенствовать или трансформировать в процессе обучения и воспитания.

Общественно полезная деятельность- это труд, в условиях которого развивается человек и формируются его важнейшие качества.

Социально-психологическая характеристика личности как описание всего комплекса присущих ей характерных особенностей имеет внутреннюю структуру, включающую определенные стороны.

Психологическая стороналичности отражает специфику функционирования ее психических процессов, свойств, состояний. Психические процессы— психические явления, обеспечивающие первичное отражение и осознание личностью воздействий окружающей действительности.

Психические свойства — наиболее устойчивые и постоянно проявляющиеся особенности личности, обеспечивающие определенный уровень поведения и деятельности, типичный для нее. Свойства личности: направленность, темперамент, характер и способности.

Мировоззренческая сторонаотражает общественно значимые ее качества и особенности, позволяющие занимать достойное место в обществе.

Социально-психологическая сторонаотражает основные качества и характеристики, позволяющие ей играть определенные роли в обществе, занимать определенное положение среди других людей.

2 стр., 561 слов

Индивидуально- психологические особенности человека, отвечающие требованиям данной деятельности и являющиеся условием успешного ее выполнения.

... B) Бережливость C) Коллективизм D) Самокритичность E) Консерватизм Индивидуально- психологические особенности человека, отвечающие требованиям данной деятельности и являющиеся условием успешного ее выполнения ... D) Сильный, неуравновешенный E) Слабый, подвижный Сочетание существенных свойств личности, показывающих отношение человека к окружающему миру и выражающихся в его поведении, поступках ...

Широкое распространение получило представление, связанное с психоанализом, о послойной структуре личности (И. Хофман, Д. Браун и др.): внешним слоем являются идеалы, внутренним — «глубинные» инстинктивные влечения. Л. Клягесом предложена схема, включавшая компоненты личности и характера:

1) материя;

2) структура;

3) движущие силы.

Американский психолог Р. Кеттел указывает на три аспекта личности:

1) интересы;

2) способности;

3) темперамент.

Л. Рубинштейн рассматривает личность в трех планах, таких как:

1) направленность (установки, интересы, потребности);

2) способности;

3) темперамент и характер.

Вслед за Дж. Мидом интеракционисты выделяют три основных компонента в структуре личности: I, mе, self. Их интерпретация:

1) I(дословно — «я») — это импульсивное, активное, творческое, движущее начало личности;

2) (дословно — «меня», т. е. каким меня должны видеть другие) — это рефлексивное нормативное «я», внутренний социальный контроль, основанный на учете ожиданий требований других людей и прежде всего «обобщенного другого».

Рефлексивное «я» контролирует и направляет импульсивное «я» в соответствии с усвоенными нормами поведения в целях успешного, с точки зрения индивида, осуществления социального взаимодействия;

3) self(«самость» человека, личность, личностное «я») — совокупность импульсивного и рефлексивного «я», их активное взаимодействие.

Личность интеракционистами трактуется как активное творческое существо, способное оценивать и конструировать собственные действия.

Вслед за Дж. Мидом современные интеракционисты видят в активном творческом начале личности основу развития не только самой личности, но и объяснение тех изменений, которые происходят в обществе.

10 стр., 4767 слов

Дисциплина: Психология развития человека

... .Фрейда о стадиях психосексуального развития человека. Социогенитический подход к периодизации Э. Эриксона. Преодоление кризисных ситуаций как условие развития личности. Периодизация психического развития Д.Б.Эльконина. Ведущая ... .", 2006. - 590 с Интернет-ресурсы http: // www.humanities.edu.ru/ Социально-гуманитарное и политологическое образование. Психология. http: // www.ict.edu.ru ...

Причину изменений в обществе следует искать в специфике структуры личности, в том, что наличие в ней импульсивного «я» является предпосылкой для появления различных вариаций в шаблонах ролевого поведения и даже отклонений от этих шаблонов.

Изменения в обществе носят случайный характер и не подчиняются каким-либо закономерностям, а причина возникновения зависит от личности.

Составляя социально-психологическую характеристику личности, необходимо учитывать соматофизиологические особенности. Анатомофизиологическая специфика строения тела человека определяет развитие некоторых его социально-психологических качеств.

1,2Существуют три социально-психологических типа: пикники, атлетики и астеники.

Пикникиотличаются высокой степенью межличностной контактности и адаптируемости к социальной среде; стремлением строить определенным образом отношения со всеми другими людьми, что позволяет им отстаивать свои интересы и пристрастия, не входя в конфликты с окружающими.

Атлетикиобщительны и социально активны, стремятся быть в центре внимания и завоевывать доминирующие позиции среди других людей, отличаются кипучей экспрессивностью.

Астеникималообщительны, сдержанны в сотрудничестве с другими людьми, осторожны в активных взаимоотношениях в группе, очень чувствительны к изменению своего статуса или социального положения, страдают клаустрофобией.

Составляя социально-психологическую характеристику человека, следует принимать во внимание его принадлежность к определенному типу высшей нервной деятельности: сангвиникам, флегматикам, холерикам, меланхоликам.

Сангвиникинаходятся в приподнятом настроении, отличаются быстрым и эффективным мышлением, большой работоспособностью.

Флегматикамсовершенно чужда тревога. Их состояние — спокойствие, тихая удовлетворенность.

Сангвиники и флегматики достаточно уравновешенны в отношениях с другими людьми, редко идут на межличностную конфронтацию, трезво оценивают свое место.

7 стр., 3008 слов

Тема 4. Психоанализ как учение о глубинной психике и личности человека Образовательные задачи:

... . Либидозная энергия, которая связана с инстинктом жизни, является основой развития личности, характера человека. Фрейд говорил о том, что ... Психологическая защита противоречива: с одной стороны, она способствует адаптации человека к собственному внутреннему миру, но при этом, с ... внешним миром и человеком [2]. Теория э. Фромма Фромм считается наиболее социально-ориентированным из всех ...

Действия холериковотличаются резкостью, порывистостью, ослаблен инстинкт самосохранения. Меланхоликовотличают стесненность в движениях, колебания и осторожность в решениях.

Холерики — наиболее конфликтные личности. В зависимости от типа высшей нервной деятельности люди изначально предрасположены к доминированию определенных эмоций.

Социально-психологические характеристики личности дополняются ее экстравертивностью или интровертивностью.

Экстраверсияуказывает на такие психологические особенности индивида, когда он сосредоточивает свое внимание на внешнем мире, иногда за счет собственных интересов, принижая личную значимость.

Интроверсияхарактеризуется фиксацией внимания личности на своем внутреннем мире. Интроверты свои интересы считают наиболее важными.

Для любого человека с раннего детства врожденные динамические характеристики нервной системы связаны с доминирующими инстинктами.

Истинкты- фиксированная в генетическим коде программа приспособления, самосохранения и продолжения рода, отношения к себе и другим.

Из доминирования инстинкта вытекает первичное различие людей.

Типы людей по доминированию инстинкта:

1) эгофильный тип— доминирует самосохранение;

2) генофильный тип— инстинкт продолжения рода;

3) альтруистический тип— инстинкт альтруизма;

4) исследовательский тип— инстинкт исследования;

5) доминантный тип— инстинкт доминирования;

6) либертофильный тип— инстинкт свободы;

7) дигнитофильный тип — инстинкт сохранения достоинства.
Человек как личность постоянно развивается и совершенствуется.
Нужно помнить о движущих силах, факторах, предпосылках и уровнях развития личности, что, с одной стороны, дает возможность их постоянно отслеживать и фиксировать, а с другой —активно влиять на процесс обучения и воспитания человека.

11 стр., 5238 слов

Психофизиологические механизмы адаптации человека в профессиональной деятельности

... адаптации человека, т.е. такие процессы взаимодействия с социальной и физической средой, которые затрагивают все уровни существования личности. В психологии и физиологии труда проблема адаптации человека ... Кардинально изменяется профессиональная ситуация развития: новый разновозрастный коллектив, другая иерархическая система производственных отношений, новые социально-профессиональные ценности, иная ...

Движущие силы психического развития — это противоречия:
между потребностями личности и внешними обстоятельствами;
между ее возросшими физическими способностями, духовными запросами и старыми формами деятельности; между новыми требованиями деятельности и несформированными умениями и навыками.

Факторы психического развития— то объективно существующее, что с необходимостью определяет жизнедеятельность личности в самом широком смысле этого слова. Факторы психического развития личности могут быть внешними и внутренними.

Внешними факторами выступают окружающая среда и общество, в которых развивается человек, внутренними — биогенетические и физиологические особенности человека и его психики. Предпосылки психического развития — то, что оказывает определенное влияние на индивида, т. е. внешние и внутренние обстоятельства, от которых зависят особенности и уровень его психического развития.

Внешними предпосылками выступают качество и особенности воспитания человека, внутренними — активность и желание совершенствоваться, а также мотивы и цели, которыми руководствуется человек в интересах своего развития как личности.

Уровни психического развития — степень и показатели психического развития человека в процессе и на различных этапах формирования его личности.
Уровень актуального развития личности — показатель, характеризующий способность человека. Он свидетельствует о том, каковы обученность, навыки и умения личности, какие ее качества развиты. Уровень ближайшего развития личности — показатель того, что человек не может выполнить состоятельно, но с чем он справляется при небольшой помощи.

20 стр., 9551 слов

Особенности личности людей, занимающихся экстремальными видами спорта

... гендерной теории. Минск, изд.: Пропилеи, 2000. 20. Налчаджян А.А. Социально-психологическая адаптация личности. – Е.,1988. 21. Ожегов С.И. «Словарь русского языка ... . 9. Геодакян В.А. Теория дифференциации полов в проблемах развития человека. – В кн. Человек в системе наук.- М., 1989. 10. Ильин Е.П ...

Полнота содержания личности и ее основные социальнопсих-ологические особенности определяются:
1) содержанием и психологической сущностью мировоззрения. Мировоззрение человека — это сложившаяся у него система убеждений, научных взглядов на природу, общество, человеческие отношения, которые стали его внутренним достоянием и отложились в виде определенных жизненных целей и интересов, отношений, позиций;
2) степенью целостности мировоззрения и убеждений, отсутствием или наличием в них противоречий, отражающих противоположные интересы разных слоев общества;
3) степенью осознанности человеком своего места в обществе;
4) содержанием и характером потребностей и интересов, устойчивостью либо легкостью их переключаемости, их узостью либо многогранностью;
5) спецификой соотношения и проявления различных личностных качеств.
Личность настолько многогранна в своих индивидуально-психологических проявлениях, что соотношение ее разнообразных качеств может сказываться и на проявлениях мировоззрения, и на поведении.

Развитие — всеобщий принцип объяснения природы и общества, включающий в себя понимание необратимого, направленного, закономерного изменения, характерного для состава и структуры состояния субъекта.

3АДАПТАЦИЯ ЛИЧНОСТИ

Необходимость в социально-психологической адаптации обычно возникает при изменении привычных социальных условий или при изменении способа взаимодействия с привычной средой. Ее можно также представить как часть процесса самосознания в общем процессе социализации, когда человек пытается раскрыть и осознать свое отношение к социальным ролям, а также ищет новые социальные связи и отношения.

Среди разнообразия понимания адаптации как социально-психологического процесса можно выделить следующие подходы: адаптация как приспособление, адаптация как удовлетворенность, адаптация как функция развития личности. Первый подход сводит адаптацию к реакции на раздражающее воздействие и рассматривается на уровне упрощенной бихевиористской схемы «стимул — реакция»; второй подход напрямую связывает адаптацию с потребностной сферой человека; третий подход рассматривает адаптацию в структуре внутреннего стремения человека как неотъемлемую функцию. Некоторые авторы, пишущие об адаптации, напрямую соотносят адаптацию с процессом перевода общественных ценностей в ценности личные; другие полагают, что в процессе адаптации человек реализует только те устремления, которые у него уже есть. Есть обобщающий эти взгляды подход, который предполагает в процессе адаптации наличие субъективных и объективных обстоятельств, позволяющих личности продуктивно, без внешних и внутренних конфликтов, осуществить профессиональную и жизненную деятельность, удовлетворяя при этом свои «социогенные потребности». В целом в исследованиях по адаптации в настоящее время наметилась интеграционная фаза, стягивающая известные концепции в единую теорию адаптаций.

Философская проблема адаптации заключается в том, чтобы представить совокупность всех аспектов в интегральной целостности человеческого бытия и сознания в непрерывно-непре-дельных процессах при общей тенденции к завершенности на отдельных жизненных этапах общества, группы, человека. При этом принимается положение, что при наступлении относительной адаптированности, процесс адаптации может быть «свернут», приобретая потенциальную форму вплоть до следующей жизненной ситуации, требующей нового адаптационного усилия человека.

Главная особенность жизненного процесса адаптации у человека состоит в том, что адаптация возникает, как правило, как вынужденный процесс, источник которого находится вне человека. Дестабилизирующие факторы или проблемная социально-психологическая ситуация нарушают социальную устойчивость, вызывают психическое напряжение, поэтому адаптационный процесс традиционно связывают также с потребностями самосохранения, обеспечения основной деятельности, приведения себя к норме общего развития в балансе личностного и общественного.

В структуру социальной адаптации входят такие компоненты как субъекты (индивиды, адаптанты), факторы (комплекс условий и обстоятельств — политических, правовых, экономических, социально-исторических, культурных, психологических, медико-биологических) и объекты (фрагменты реальности, имеющие непосредственное отношение к субъекту и процессу адаптации).

Динамический аспект адаптационного процесса (адаптогенез) предполагает рассмотрение его пространственно-временных характеристик. При этом предлагаются разделения этапов адаптации по качественным основаниям; например, разделение на такие этапы: 1) уравновешивание (как стадию взаимной терпимости индивида и среды); 2) псевдоадаптацию (как стадию, сочетающую внешнюю приспособленность к обстановке с внутренне отрицательным отношением к ее требованиям и нормам отношения); 3) приноровление (как признание основных ценностей новой ситуации, связанное со взаимными уступками); 4) уподобление (как результат психологического переориентирования индивида, выраженный в трансформации прежних взглядов, ориентаций, установок в соответствии с новой ситуацией).

Существует и другое разделение, где этапы названы так: ориентировочный (ознакомление со средой), оценочный (интенсивная критическая и отборочная деятельность) и совместимости (преодоление разобщенности вплоть до свободного ориентирования в новой социокультурной среде).

Интересное для социальной психологии наблюдение сделано социологом Л.В. Корель, которое предполагает, что при большом количестве социально и психологически значимых изменений у индивида первый этап может проходить в виде социального и даже психологического шока, а после стадии мобилизации адаптивных резервов будет формироваться «ответ на вызов среды». Если же «социальный шок» не сможет запустить процессы мобилизации, то это вынудит индивида к поиску глубинных адаптивно-эволюционных механизмов, что в определенной среде не всегда приведет к благоприятному адаптивному исходу.

В противовес динамическому аспекту адаптационного процесса выделяется аспект его устойчивости и инертности. Объяснение этому парадоксу адаптации может быть дано такое: относительная стабильность и инертность процесса адаптации связана с происходящей в ее рамках глубокой модификацией системы ценностей, которая сама по себе есть достаточно устойчивый компонент личностной структуры человека. В психологическом смысле основой стабилизации считают мотивационно-волевые процессы, протекающие в направлении реализации значимых для субъекта адаптации целей.

Механизмом социальной адаптации считается последовательность: «потребности — актуализация потребностей — удовлетворение потребностей — возвышение потребностей». В общем адаптационный процесс развивается между актуализированными и удовлетворенными потребностями. Считается, что именно в этой схеме отражается тактика социально-психологического развития личности. Но в психологии известно разделение потребностей на уровни; сообразно этому делению адаптация тоже может быть уровневой: поведенческой и ментальной. Между ними существует безусловная связь и в то же время они могут быть совершенно автономными. Адаптация может начинаться как на поведенческом, так и на ментальном уровнях, они могут протекать симметрично или асимметрично.

Типологию поведения человека в ситуации адаптации по степени вовлеченности человека в процесс адаптации разные исследователи представляют по-разному. Ч. Моррис предложил рассматривать «пассивную» (ведомость факторами среды), «самостоятельную» (независимость от факторов, но умение подавлять собственные импульсы) и «активную» (попытки изменить факторы более, чем самого себя) формы поведения человека. Р. Мертон предложил пять адаптивных технологий в зависимости от сочетания культурных целей и социально-одобряемых средств их достижения: это конформизм (согласие с целями общества и законными средствами их достижения), инновация (согласие с целями, но отвержение средств), ритуализм (изменение целей при использовании известных средств), ретреализм (полный отказ от целей и средств общества) и мятеж (отказ от целей и средств при одновременном привнесении новых целей и средств).

В качестве психологической типологии такое разделение предлагает различать человека-адаптанта как маргинала (субъекта эмоционально напряженного, но ориентирующегося на психокультурные модели социального поведения), эгоцентриста (социально и психологически автономного субъекта), дефензива (субъекта, утратившего интерес к психокультурным нормам жизни), инфантила (полностью отказавшегося от самостоятельности и функционирующего в рамках социальной стереотипии субъекта), харизматика (компенсирующего недостатки нового социокультурного фона манипулятивным использованием своего психо-социального статуса).

В целом известные теории и концепции сообразно степени социально-психологической приемлемости процесса адаптации конкретного человека в обществе свидетельствуют об адекватной и неадакватной адаптации. Сложность и неоднозначность эффективности процесса адаптации для самого адаптанта также очевидны: не всегда адекватная с точки зрения общества адаптация может привести к удовлетворительным для самого субъета результатам. Выбор неадекватного вида адаптации может быть для субъекта вынужденным, при этом он может превратиться и в суррогатный (иллюзорный с точки зрения общества, например, использование в целях адаптации виртуальные миры алкоголизма, наркомании, сверхценных идей и т. п.).

Социально-патологическое поведение субъекта адаптации может создать самому субъекту ложное ощущение освобождения от бремени непосильных для него новых социально-психологических условий

В связи с изложенным можно представить направления социальной адаптации, которые могут иметь вид социально-психологического прогресса (инновации), идеоадатации (конформизм) социально-психологического регресса (деградации) и ухода от действительности (эскейпизма).

Любое из этих направлений может считаться успешным с точки зрения удовлетворенности субъекта адаптации, но только социально-психологический прогресс принят как общественно-адекватный процесс, обеспечивающий воспроизводство социальной структуры, ее непрерывное качественное и количественное развитие, а также развитие субъектов социальной адаптации.

Литература к разделу

· Абульханова-Славская К.А.

Стратегии жизни. — М.: Мысль, 1991.

· Бобнева М.И. Психологические механизмы регуляции социального поведения. — М.: Наука, 1979.

· Корель Л.В. Социология адаптаций: этюды апологии. — Новосибирск: СО РАН, 1997.

· Кузнецов П.С. Адаптация как функция развития личности. — Саратов, 1991.

· Налчаджян А.А. Социально-психологическая адаптация личности. — Ереван, 1988.

· Петровский В.А. Психология неадаптивной активности. — М., 1992.

· Ромм М. В. Адаптация личности в социуме. — Новосибирск: Наука, 2002.

· Ротенберг В.С., Аршавский В.В. Поисковая активность и адаптация. — М.: Наука, 1984.

· Социальная адаптация и вопросы нравственного воспитания личности. — Барнаул, 1984

4,1Гендерные группы как психологические общностиГендер — социальный пол индивида в отличие от биологического понимания пола как совокупности морфологических и физиологических особенностей организма.

Термин вошел в употребление, чтобы рассматривать отношения мужчин и женщин в современном обществе прежде всего в их со­циальных отношениях, для подчеркивания их социального равенст­ва и различий в системе общественных отношений и социальных функций в жизни общества.

Тендерные группы мужчин и женщин в обществе относятся к большим социальным группам. По статистическим данным, чис­ленность населения России на 1 января 1999 г. составляла 146 328 тыс., из которых женщин — 77 717 тыс., мужчин — 68 611 тыс.2 Массовидный характер этих социальных общностей с незначительно выраженной структурированностью и неоднородно­стью состава затрудняет выявление обобщающих психологических характеристик. Традиционный научный взгляд исследователей на мужчин и женщин как на объективные сообщества и компоненты социальной структуры относил их в большей степени к компетен­ции социологии, чем социальной психологии.

Однако развитие демократических основ российской государст­венности и общественно-политической практики в последние годы поставило задачу развития социально-психологического подхода к большим социальным группам, в частности тендерным. В широкий научный обиход вошло междисциплинарное понятие «гендер».

Наиболее употребимый перевод понятия «гендер» — социаль­ный пол. Это понятие отражает прежде всего социальный аспект отношений между мужчинами и женщинами, который проявляется во всех сферах общественной жизни — экономической, правовой, идеологической, культурной.

Понятие «гендер», определяя половую принадлежность субъек­та, Рассматривает последнего соответственно в социальной или биологической проекции и этим различает их. Одна из ключевых идей гендерного подхода заключается в акцентировании социального значения различий между мужчинами и женщинами, построении тендера в процессе социальной практики и дальнейшего функцио­нирования его как средства социальной классификации.

По определению, данному в современном философском слова­ре, тендер есть совокупность социальных презентаций, а не приро­дой закрепленная данность, это культурная маска пола, то, что мы думаем по поводу пола в рамках наших социокультурных представ­лений.

Наиболее близкими к понятию тендера и достаточно часто употребимыми в рамках данной проблематики являются понятия тендерной идентичности, дифференциации, роли.

Тендерная идентичность — осознание себя как представителя данного пола, носителя социокультурных признаков мужественно­сти или женственности.

Гендерная дифференциация — это процесс, в котором биологические различия между мужчинами и женщинами наделяются социальным значением и употребляются как средства социальной классификации.

Гендерная роль — социальные ожидания, вытекающие из понятий, окружающих тендер, а также поведение в виде речи, манер, платья и жестов.

Включенность в тендерную группу может быть представлена на психологическом уровне ощущением общности условий жизнедея­тельности, наиболее предпочтительными ценностными ориентациями, сходными переживаниями общественного настроения. По мнению некоторых авторов, макрогруппы, включая тендерные, не обладают ни единством целей, ни единством воли и действия и не имеют определенной организационной структуры. Однако по от­ношению к женщинам как социально-политической и социально-психологической общности такая категоричность утверждения вряд ли подходит. Сформировавшееся за последние десять лет в России женское движение, представленное сотнями больших и малых жен­ских организаций, демонстрирует качественную эволюцию этой социальной макрогруппы. Основываясь на классификации групп Г. Г Дилигенского по признаку внутригрупповой интеграции, можно выделить типологические, номинальные тендерные группы, в которых отсутствует целостная система жизненной ориентации и самосознания, идентификационные, определенные представлениями об общегрупповых интересах и потребностях, и, наконец, наиболее интегрированные солидарные группы, способные вырабатывать про­граммы для совместных организационных действий по достижению общих целей.

Примером такого развития тендерных групп может служить об­щественная поддержка (и мужчинами и женщинами) общероссий­ского движения «Женщины России» на выборах в Государственную Думу РФ в 1993 г., в результате чего женщины получили наиболь­шее за весь современный период количество мандатов в нижнюю палату российского парламента — 13%. Более четкие очертания приобрел процесс формирования элитных политических групп внутри тендерной группы, что является одним из показателей по­вышения уровня групповой интеграции, степени внутренней взаи­мосвязанности ее участников.

4,2Мужская и женская части населения и их психология Рождаясь мальчиками или девочками, люди являются носителями биологического пола. Но социальный пол (тендер) появляется позже. Какие биологические и соци­альные детерминанты распределяют «мужское» и «женское», «мас­кулинность» и «феминность» в каждом индивиде и социуме в це­лом? Какова психологическая специфика тендерных групп? Ответы на эти вопросы следует искать в процессе социализации, а именно гендерной социализации. Этот процесс заключается, прежде всего, в усвоении тендерных ролей, т. е. ожидаемых в данной культуре об­разцов поведения для мужчин и женщин.

Если доминирующая социокультурная норма диктует: мужчина — «добытчик, кормилец и защитник», женщина — «хранительница очага», то с самого раннего детства в девочках и мальчиках будут социально подкрепляться разные стили поведения. Так, взрослые

чаще хвалят за заботливость, покладистость, нежность девочку и могут вообще не замечать этих качеств у маленького мальчика. Гендерные метки мы расставляем, говоря девочке: «Перестань драться, ты же не мальчик!» — или мальчику: «Что ты плачешь, как девчонка!» Воспитание через «куклы и пистолетики» приводит мальчиков и девочек к усвоению гендерных ролевых норм — представлению о том как должны вести себя женщины и мужчины в обществе.

В большинстве стран мира девочки проводят больше времени, по­могая родителям по дому, ухаживая за младшими или престарелыми, а мальчики чаще заняты играми, не связанными с опекой и уходом, при необязательном контроле взрослых.

Активно усваивая тендерные роли в критические для этого про­цесса периоды (по данным разных авторов, 18 месяцев, 5—7 лет) ребенок все более становится потребителем и новым воссоздателем гендерной схемы, существующей в конкретной социокультурной традиции.

Теория гендерной схемы является ключевой в понимании соци­ально-психологических особенностей мужчин и женщин как боль­ших социальных групп. Тендерные различия в социуме являются источником формирования когнитивных структур, определяющих восприятие, кодирование и организацию информации о сложных социальных явлениях, например о ценностных основах общества и роли «мужского» и «женского» вклада в их формирование. Ребенок, ориентируясь на взрослых, обучается содержанию гендерной схемы, характерной для данного социума, приобретает навыки в полоролевых отношениях, организует и реализует собственное поведение, формирует самооценку в соответствии с конкретными представле­ниями о мужественности и женственности.

За психологическими портретами «нежный, зависимый, пассив­ный, мечтательный, эмоциональный, покорный, слабый» и «гру­бый, доминантный, склонный к риску, независимый, властный, рациональный, сильный» для большинства из нас однозначно стоят женщина и мужчина. По данным многочисленных авторов, психо­логическая составляющая социально-психологических особенно­стей мужской и женской части населения может быть дополнена рядом свойств. Мужчины демонстрируют большее стремление к независимости, обретению индивидуальности через отделение от социальной микросреды, для женщин более приемлема взаимозави­симость, обретение индивидуальности в социальных связях. В ис­пользовании инструментария невербальной коммуникации женщины более искусны, лучше мужчин декодируя невербальные сигналы в процессе общения, лучше объясняя эмоции окружающих и де­монстрируя большую вариативность выражения собственных эмо­ций. Женщины более чувствительны, эмпатичными, способны понять чувства других, склонны к опеке и проявлению «этики заботы».

В деловом общении женщины более концентрируются на отноше­ниях между людьми, мужчины — на задачах и результатах совместной деятельности, для мужчины более предпочтителен директивный, проблемно-ориентированный стиль руководства, женщина в подобных условиях скорее социальный лидер, создающий «дух команды» По разным исследованиям, женщины-руководители в отличие от мужчин в значительно меньшей степени ориентированы на вешнюю демонстрацию своей статусной позиции; для них характерны более жесткие требования к поведению членов общей команды; в среднем они несколько ниже оценивают вклад каждого участника совместной деятельности в реализацию управленческих функций, значительно в меньшей степени, чем мужчины, ориенти­рованы на воплощение своей авторской идеи при несколько боль­шей ориентации на дела, значимые для начальства. Агрессивное поведение для женщин — это прежде всего экспрессия, средство выражения гнева или снятия стресса, для мужчин агрессия — ско­рее инструмент получения социального или материального возна­граждения. Возрастные изменения некоторых психологических особенностей у мужчин и женщин проходят в противоположных направлениях: мужчины с возрастом становятся более чувствитель­ными, эмпатичными и менее доминантными, а женщины — более напористыми и уверенными в себе.

Основываясь на позициях тендерного подхода, следует отме­тить, что указанные выше особенности рассматриваются как не связанные с биологическим полом, а скорее производные гендер­ной социализации, зафиксированные в стереотипах обыденного сознания как продукт организованного общественного мнения.

Проникновение тендерного подхода в психологические исследо­вания привело к констатации того, что большинство научных выво­дов и обобщений в психологии получено при изучении лиц муж­ского пола, и «человеческая норма» фактически сводилась к «муж­ской норме». Говоря образно, на уровне психологических проявле­ний «мужское» и «женское» противопоставлялось как «самость» и «инаковость», «норма» и «отклонение», нуждающиеся в особых объяснениях. Так, Л.В. Поповой было показано, что социально-психологический климат для развития одаренности женщин и мужчин в детстве и юности различен. В силу тендерной асимметрии социума для девочек он более суров. Как одно из следствий

возникают проблемы, присущие одаренным девушкам/женщинам это внешняя атрибуция своего успеха (он чаще приписывается внеш­ним факторам, а не собственным особенностям и усилиям).

Такая «боязнь успеха» подкрепляется общественным мнением о том, что профессиональные достижения женщин прямо коррели­руют с потерей женственности и неудачами в устройстве личной жизни (образ женщины-ученого как «синего чулка» и образ жен­щины-руководителя как «командира в юбке»).

Однако считать исчерпывающе изученными психологические характеристики мужской части населения на том основании, что таковые мало изучались у женщин, также неоправданно. Принцип тендерного паритета, симметрии реализовался в формировании как женских (women's studies), так и мужских (man's studies) исследова­ний. Социальные установки, ценности, традиции и психологиче­ские особенности мужчин как социальной макрогруппы оказались далеко не однозначны. Общепризнанное объяснение мужской сущ­ности понятиями мужественности, власти, обладания оказалось од­носторонним. Более 200 центров мужских исследований Западной Европы и Австралии изучают исторические, культурные, социаль­ные, психологические трансформации мужской части населения, «матрицы» мужского воспитания, динамику и механизмы создания образа «настоящего мужчины», типологию жизненных стилей муж­чин. Такие институты мужественности, как армия и спорт, дают наибольший материал для исследований.

4,3Проблемы гендерных отношений Со времен Адама и Евы проблема гендерных отношении существует и не теряет актуальности. На индивидуальном уровне гендерные отношения проявляются как в ролевой игре воспитан­ников детских садов, так и во всех последующих жизненных перио­дах, включая выбор брачного партнера или построение ситуации делового общения. Тендерные различия в сексуальных установках можно выразить пословицей: «Жена любит мужа богатого, а муж жену здоровую». Представители эволюционистского направления в психологии подтверждают эту мысль: женщины в мужчинах ценят обеспеченность и физическую силу, мужчины в женщинах — моло­дость и здоровье.

На культурном уровне проблема тендерных отношений концентрированно представлена социально-психологическим феноменом гендерных стереотипов. Большое количество исследований — обоб­щенные представления о том, как ведут себя мужчины и женщины. r экспериментальных исследованиях испытуемые обоего пола оце­нивали картины начинающих художников и художниц. Как прави­ло положительные отзывы получали только картины, написанные художниками. Только в случае, когда авторов представляли как победителей конкурсов, оценки профессионального мастерства и ху­дожниц и художников выравнивались. Другими словами, разрушать стереотип о заведомо меньших способностях женщин в области живописи художницам приходится с более «низкого старта».

Представления о мужских и женских профессиях — одно из яр­ких проявлений существования тендерных стереотипов. Достижение высокого уровня профессионализма, компетентность оцениваются в обществе через призму тендерной принадлежности: по данным некоторых исследований, высококомпетентные женщины не полу­чают социального одобрения ни от женщин, ни от мужчин. Про­должая выводы их исследований, в которых устанавливалась зави­симость между уровнем компетентности женщин и типом межлич­ностного взаимодействия, следует признать преимущественно нега­тивные оценки компетентных женщин. Их пытались исключить из своей группы и женщины и мужчины в условиях и кооперативного, и конкурентного взаимодействия. Для компетентных мужчин успе­хи компетентных женщин могли привести к снижению мужской самооценки и неизбежной ломке традиционного для западной культуры тендерного стереотипа о том, что настоящий мужчина должен превосходить женщину по деловым качествам. Тендерный стереотип о мужчине-«кормильце» приводит к укоренению в обще­ственном сознании мнения: «для мужчины эта зарплата маленькая». В результате средняя заработная плата женщин зачастую составляет 2/3 заработной платы мужчин при выполнении труда равной цен­ности.

Следствием действия тендерного стереотипа о женщине — «хранительнице очага» является и такое распространенное мнение: «политика и сфера управления обществом — не женское дело». В численности работников, занимающих государственные должности го­сударственной службы субъектов РФ на 1 января 1999 г., на долю женщин приходилось (по категориям и группам должностей) должностей категории «А» (высшие) — 18%, категории «Б» — 40, катего­рии «В» — 69, младших сотрудников — 89%. Это означает, что чем ниже уровень принятия решений, тем выше доля женщин, ко­торым они доверяются.

Следует констатировать, что тендерные отношения в современной России асимметричны и разбалансированы. Это затрудняет личност­ную и профессиональную самореализацию как мужчин, так и женщин

Мужчины и женщины как большие социальные группы с уче­том их социально-психологических особенностей пока как еще ма­ло и односторонне востребованные человеческие ресурсы на пути к цивилизованной организации общества и тендерной демократии.

Социально-психологическая диагностика и прогнозирование социального поведения человека

Понятие социально-психологической диагностики — это комплексный процесс научного выявления и психологического изучения причинно-следственных связей и взаимоотношений в обществе, характеризующих его социально-экономическое, культурно-правовое, нравственно-психологическое, медико-биологическое и санитарно-экологическое состояние. Обобщенные результаты исследования, выраженные в принятой психологической терминологии, составляют социальный диагноз, то есть научное заключение о состоянии «социального и психического здоровья» рассматриваемого объекта или социального явления, основанное на его всестороннем и систематическом наблюдении и изучении. Проведение социально-психологического диагноза предполагает выявление причинно-следственных связей и побудительных мотивов поведения объектов социума, их отождествление с другими объектами или обнаружение у них особой индивидуальности в поступках и действиях. Этапы социально-психологической диагностики: 1) 1) предварительное ознакомление с объектом; 2) 2) проведение общей диагностики; 3) 3) выявление основных проблем сферы; 4) 4) проведение специальной диагностики; 5) 5) выработка решений; 6) 6) внедрение; 7) 7) формы и методы внедрения; 8) 8) конечная оценка результатов. Важным в методе социально-психологической диагностики является предварительное ознакомление с исследуемым объектом или явлением, накопление первичных материалов, характеризующих их сущность и дающих возможность иметь более достоверное представление о предмете изучения. Целью диагностики является описание состояния объекта и прогнозирование его поведения с последующим ответом на вопрос «что происходит?», а не «почему происходит?». В психологической диагностике получение информации — это средство для выработки решения о необходимости воздействия на объект и направленности этого воздействия. Задачей общей диагностики является определение важных проблем исследуемого социального явления, специальная диагностика дополняет и углубляет ее результаты. В ней применяются более конкретные методы, позволяющие полнее учесть и отразить специфику каждой из рассматриваемых проблем, точнее определить причины их возникновения. Выявленные в процессе общей и специальной диагностики проблемы составляют «социально-психологичес­кий диагноз», или научное заключение о состоянии исследуемого объекта. В основе социально-психологической диагностики лежит принцип объективности, сущность которого в правдивом, непредвзятом рассмотрении социальных явлений, исключающем любые искажения действительности. Сложность реализации этого принципа в том, что лица, осуществляющие исследование с целью установления диагноза, в силу своих индивидуальных особенностей, могут привносить определенные субъективные мнения в оценку полученных результатов. Поэтому строгое следование принципу научной объективности должно стать нравственным качеством любого исследователя социальных процессов и явлений.

I. Одним из социальных методов диагностики является всеобщий метод материалистической диалектики, суть которого в том, что процесс выявления и осмысления фактов, событий и явлений основывается на отражении в сознании исследователя объективной диалектики самой социальной действительности.

В исследовании социальных явлений используются аналитический и синтетический методы.

Аналитический метод — это такой путь исследования, в процессе которого рассматриваемое событие или явление распадается на простейшие составляющие его части и каждая из них подвергается изучению. Применение этого метода позволяет по мере увеличения дробления (распада) целого на части достигать максимально возможного в каждом конкретном случае сужения анализируемых проблем социального явления как целого при одновременном повышении точности специальных методов психологической диагностики.

Синтетический метод познания сущности социальных явлений или происходящих событий. Суть метода в том, что изучению подвергаются сначала простейшие элементы исследуемых социальных объектов, накапливаются знания, информация, и на их основе путем логических сопоставлений и обобщений делаются заключения о состоянии исследуемого явления, то есть процесс исследования развивается от частного к общему по законам логики и ее учения о выводе и доказательстве.

II. Специальные методы.

1. Статистический анализ.

2. Сравнительный, структурный, ситуационный, позитивный, факторный анализы.

3. Метод измерений и дифференциации, метод психологического моделирования (конструирования) и прогнозирования.

Рассмотрим метод измерений и дифференциации.

Применение этого метода в диагностике наиболее целесообразно на ее заключительной стадии, когда возникает необходимость из нескольких предлагаемых проектов решения исследуемых социальных проблем выбрать наиболее оптимальный исходя из имеющихся материальных и финансовых возможностей, нравственно-правовых и других условий.

Метод сравнений — суть метода в том, что эксперту последовательно предъявляются пары альтернативных проектов решений и предлагается указать для каждой из них, какой вариант решения этой социальной проблемы, с точки зрения эксперта, является более предпочтительным. Из всех предъявленных эксперту пар определяются альтернативные варианты, ранжирование по степени предпочтительности. Из ранжированных таким методом вариантов решений соответствующие государственные органы, коммерческие организации, общественные объединения (по поручению которых и в интересах которых проводилось исследование) избирают наиболее приемлемый для них в данных условиях.

Метод ранжирования альтернатив. Эксперт упорядочивает по предпочтению все имеющиеся варианты решения исследуемых социальных проблем. Способы ранжирования могут быть разные, например по степени наибольшей предпочтительности по отношению ко всем остальным. Указанный экспертом наиболее (или наименее) предпочтительный вариант исключается из дальнейшего рассмотрения. Затем такая же процедура повторяется с оставшимися вариантами, и так до тех пор, пока все они не будут соответствующим образом ранжированы. Такая группировка альтернативных вариантов облегчает окончательный выбор одного из них.

Диагностика социальных проблем
Проблема — это осознание субъектом невозможности разрешить противоречие, возникающее в данной ситуации, средствами имеющихся знаний и опыта психолога. Диагностика социальных проблем представляет собой прикладное социологическое и психологическое исследование состояния социального организма с целью выявления отклонений и нарушений его нормального функционирования. Необходимость применения диагностики заключается в том, что она позволяет: 1) научно обосновать социальные проблемы, ранжировать их по степени значимости, определять последовательность их решения; 2) дает возможность эффективно использовать ресурсы, предназначенные для поддержания и развития сферы; 3) служит маниторингом, свидетельствующим о том, как органы власти и управления решают социальные проблемы. Диагностика социальных проблем базируется: на теоретических представлениях психолога о социальной проблематике; на анализе психологом социальных проблем. Выявление проблем, их функционирование и развитие. В психологии социальная проблема рассматривается как отражение в сознании людей социального противоречия, как несоответствие между целями и результатами деятельности, возникающее из-за отсутствия средств для достижения целей, что ведет к неудовлетворению социальных потребностей. Цель социальной работы — материализация социальных потребностей. Существует разграничение проблем по содержанию социальных процессов: 1) проблемы социального функционирования — это проблемы удовлетворения постоянно возрастающих потребностей людей; 2) проблемы социального развития. В их основе находятся противоречия, возникающие в процессе взаимодействия социальных групп и социальных, а так же общества и личности, обусловленные различием в интересах, целях; 3) проблема социального управления — возникает в результате противоречивости деятельности по управлению социальными процессами. Деление по содержанию социальных процессов позволяет выявить специфику механизмов решения проблем. 1. По масштабности: общегосударственная; региональная; местная (локальная).

Позволяет определить уровни решения проблем. 2. По характеру: исходные; производные. 3. По масштабам последствий: неотложные; остростоящие; ближайшей перспективы; более отдаленной перспективы. 4. Стадии развития: возникновение; обострение; разрешение. В процессе диагностики необходимо учитывать диалектическую связь между проблемами (решение данной проблемы может повлечь за собой возникновение новой).

Понятие социально-психологического прогнозирования
Прогнозирование — это метод научного исследования, цель которого — предусмотреть возможные варианты развития тех или иных процессов и явлений. Практическое прогнозирование подготавливает заблаговременно научно обоснованные предложения, проекты, программы, рекомендации о том, в каком направлении желательно развитие объекта исследуемой области (культура, образование, здоровье, сельское хозяйство), как может действительно протекать развитие. Задачи прогнозирования. 1. Определение и мотивирование цели развития. 2. Определение средств, способов, путей достижения целей. Функции социально-психологического прогнозирования. 1. Ориентирующая: выбор цели и средств ее достижения, определения направлений деятельности. 2. Нормативная: определение социальных потребностей и возможность их удовлетворения в будущем. 3. Предупредительная: анализ возможных, вероятных последствий социального развития. Проблема диагностических исследований. 1. В сфере медицинского обслуживания предметом прогнозирования может быть: эффективность системы здравоохранения, качество медицинских услуг, разработанность системы материального стимулирования медработников, размещение медицинских кадров, организация лечебного процесса. 2. В сфере культуры может прогнозироваться подготовленность культуры в экономическом обеспечении, организационная перестройка, «готовность» кадров к изменениям стиля, форм, методов деятельности в условиях рынка. 3. В сфере жилищного хозяйства предметом прогнозирования может стать уровень обеспеченности населения жильем, условия получения и использования жилья различными социальными группами, уровень соответствия наличного и вводимого жилья в демографической структуре региона. 4. В сфере образования и просвещения предметом прогнозирования могут стать обеспеченность кадрами и потребность в них, динамика расходов на образование, приток молодежи в институты. В зависимости от целей и задач, поставленных перед исследователями, выбирают методы прогнозирования. Основными видами прогнозирования являются: поисковый прогноз, нормальный прогноз. 1. Поисковое социально-психологическое прогнозирование — это определение возможных состояний объекта исследования в будущем на основе анализа его развития в прошлом и настоящем. Конечным результатом данного прогнозирования является множество различных результатов с выделением приоритетных, значимых и условий их достижения. 2. Нормальное прогнозирование представляет собой определение необходимых и достаточных средств для достижения возможных состояний объекта или желаемой цели. По времени социально-психологическое прогнозирование может быть: 1) оперативным (условно в пределах года); 2) краткосрочным (от 1 года до 5 лет); 3) среднесрочным (от 5 до 15 лет); 4) долгосрочным (более 15 лет).

Процесс прогнозирования состоит из ряда этапов.

1-й этап — это составление программы прогностического исследования (цели, задачи, проблемы, гипотезы, методы, структура, организация исследования).

2-й этап — построение базовой модели прогнозируемого объекта, на этой основе разрабатывается поисковый и нормативный прогноз.

3-й этап — определение прогнозируемого фона, то есть анализ факторов, воздействующих на состояние и динамику объекта, осуществление поискового прогнозирования.

4-й этап — осуществление расчетов возможных показателей поисковой модели, вероятных их значений и конструирование возможных результатов.

5-й этап — нормативное прогнозирование, оценка достоверности и точности прогнозных моделей.

Методика прогнозирования.

1. Предпрогнозная ориентация:

— - определение объекта исследования (здравоохранение);

— - предмет исследования (уровень социальной защищенности клиента): проблемы, цели, задачи, время проведения, используемые методы, структура и организация исследования.

2. Прогнозный фон: сбор данных, влияющих на развитие объекта, например принимаемых решений, новых документов, с учетом процессов в сложных отраслях.

3. Создание исходной модели, то есть обобщенного видения объекта в системе основных показателей, параметров, отображающих характер и структуру объекта — его психологический статус.

4. Поисковый прогноз — проекция исходной модели в будущее с учетом факторов прогнозного фона с целью выявления проблем, подлежащих решению.

5. Нормативный прогноз — проекция исходной модели в будущее в соответствии с заданными целями и нормами по заданным критериям.

6. Оценка степени достоверности и уточнение прогностических моделей через систему экспертного опроса.

7. Выработка рекомендаций для оптимальных решений на основе сопоставления прогностических моделей.

Требования к результатам прогноза:

1) определение сферы использования прогнозируемого события (создание учебных заведений нового типа), количественных и качественных внешних связей прогнозируемого события с другими процессами;

2) выявление вероятности наступления ранних и поздних сроков прогнозируемых событий, а также факторов и мер, которые «ускоряют» или «задерживают» эти сроки.

Результаты прогнозов могут быть выражены:

1) сравнение показателей отечественных и зарубежных достижений в исследуемой области психологии;

2) показатели эффективности социальной защиты, поддержки населения;

3) ожидаемые показатели;

4) варианты распределения ресурсов, их видов;

5) оценка социальных исследований мер, предпринимаемых правительством, ассоциациями, административными органами;

6) оценка эффективности вкладываемых средств и финансовых мер;

7) оценка возможности применения данных методов в других регионах и сферах социальной практики;

8) возможные финансовые ресурсы на решение локальных социальных проблем.

Направление прогнозирования.

1. Оснащение соответствующих учреждений, ведомств материалами для составления программ, проектов.

2. Составление комплексных прогнозов через координационные центры.

3. Представление прогнозов правительству, комитетам и органам управления соответствующих ведомств.

4. Проведение конкурсов прогнозов соответствующими комиссиями и комитетами.

Недостаточно высокий профессионализм прогнозистов, экспертов, неинформированность их о позициях заказчиков, в интересах которых разрабатываются прогнозы, может привести к ряду нежелательных моментов:

1) 1) к несоответствию описательно-информационного и аналитико-исследовательского материалов в прогностических отчетах.

2) 2) к преимущественному вниманию исследовательскому подходу самого процесса разработки прогнозов, меньше — анализу прогностического фона взаимосвязей различных факторов.

3) 3) к нечеткому определению целей разработки прогнозов.

Негативные последствия могут возникать из-за попыток перенести существующие модели на будущее без анализа возможных адаптаций и в новых условиях (перенести модели западной экономики в Россию).

Они приобретают извращенную форму, так как не учитываются особенности экономической сферы, исторические традиции, социальная специфика, духовно-нравственная атмосфера.

Эффективность прогноза определяется факторами:

1) выбор основных факторов и элементов данной системы, определение их роли и значимости в социальной сфере;

2) выявление на основе анализа развития исследуемых процессов (безработицы, социальной защиты и др.);

3) составление комплексного многоуровневого прогноза в целом и по отдельным процессам и направлениям;

4) непрерывная корректировка прогноза.

К надежности прогноза можно отнести:

1) глубину и объективность анализа;

2) знание конкретных условий;

3) оперативность и быстроту в проведении и обработке материалов.

В прогнозировании используются следующие группы методов: экспертные, экстраполяции, моделирование.

I. Метод экспертной оценки.

Экспертиза в прогнозировании проводится методами очных и заочных индивидуальных, групповых, массовых опросов и связана с исследованием перспектив развития потребностей и интересов личности или социальной группы.

При экспертной оценке состояния или отдельной сферы общества (политической, духовной, социальной) учитывается ряд требований:

1. Оценка исходной ситуации.

а) факторы, предопределяющие неудовлетворительное состояние;

б) направления, наиболее характерные для данного состояния ситуации;

в) особенности, специфика развития наиболее важных составных «частей» (отрасли, структуры, службы);

г) наиболее характерные формы работы, средства, с помощью которых осуществляется деятельность.

2. Анализ деятельности тех организаций, служб, которые осуществляют эту деятельность:

а) государственные социальные службы;

б) общественные фонды и организации;

в) самодеятельные организации;

г) благотворительность;

д) спонсорство.

Экспертную оценку проводят центры экспертизы, научные информационно-аналитические центры, лаборатории, экспертные группы. Экспертные организации создаются при государственных учреждениях и службах, а также на общественных началах, в коммерческих структурах, в учебных центрах.

Для проведения экспертной оценки определяется круг экспертов (с возможным конкурсом среди них), выявляются проблемы, намечается план и время действий, разрабатываются критерии для экспертных оценок, обозначаются формы и способы, в которых будут выражены результаты экспертизы. Это может быть аналитическая записка, обсуждение за «круглым столом», конференции, выступления экспертов, публикации.

При экспертизе большое значение имеет интерпретация результатов, создание обстановки свободного и делового обсуждения и выработки рекомендаций по исследуемой проблеме. И все это зависит от уровня компетентности экспертов по социальным, профессиональным проблемам; от рейтинга экспертов; от компетентности экспертов при определении основного мнения, оценки.

Для получения достоверного и надежного прогноза важно, чтобы экспертная группа состояла из специалистов различных научных школ и ведомств.

Среди экспертных методов выделяют метод «делогры» (дело­гронской техники) или эвристического прогнозирования. Принцип метода состоит из нескольких туров анонимного экспертного опроса. Специалисты знакомятся с материалами предыдущего тура, уточняют свои позиции и оценки в соответствии с полученной новой информацией. Анонимный характер экспертизы ограждает специалистов от эмоционального давления оппонентов и авторитетов.

II. Методы экстраполяции (трендовые методы) — основанные на исследовании динамики прогнозируемого объекта (социальная инфраструктура, демографические процессы, состояние других социальных процессов) в историческом плане. При этом используются разработки и описания вероятного направления развития исследуемой сферы в форме сценария, эвристические методы и другие.

Суть метода экстраполяции в том, что тренд переносится на будущее по выявленным закономерностям развития социального процесса или явления.

III. Моделирование — предполагает исследование реально существующих предметов, явлений, социальных процессов, органических и неорганических систем. Моделирование применяется для анализа различных социальных факторов, проблем. Главные задачи моделирования — воспроизвести на основании сходства с существующим объектом другой, заменяющий его объект (модель) — аналы оригинала. Модель должна иметь сходство с оригиналом, но не повторять его, так как моделирование теряет смысл. Недопустимо произвольное моделирование, так как это не дает должного представления об оригинале модели и не выполняет свои функции.

Моделирование социальных процессов позволяет определить оптимальные размеры, предопределить поведение системы (система социальной защиты многодетных семей в условиях рынка).

Анализируется ряд факторов, которые обеспечивают разные уровни жизни: прожиточный минимум, достаточный, социально необходимый, социально комфортный. Каждый уровень жизни содержит ряд показателей, рассчитываются возможности их осуществления (экономические, организационные, духовные), определяются предполагаемые сроки реализации.

В социальной сфере задачей моделирования является определение наиболее значимой проблемы и цели ее исследования. Любая проблемная ситуация имеет объективную и субъективную стороны.

Объективная сторона проблемной ситуации заключается в противоречии между процессами развития и стремлением к стабилизации, между возникающими потребностями и способами их удовлетворения, между компьютеризацией и ее социальными последствиями, между рыночными отношениями и нравственными устремлениями личности.

Субъективная сторона проблемной ситуации — это понимание ее значимости, целесообразность ее решения, мотивы и интересы людей, нуждающихся в решении проблем.

К проблемным моделям относятся: уровень жизни пенсионеров (в ближайшие 5 лет), оценка состояния вузовского образования, женщина и семья в условиях рынка, моделирование духовно-нравственного поведения личности в условиях рынка, прогнозная модель здоровья населения в условиях экологической опасности, моделирование системы переквалификации работников на различные социальные группы в условиях рынка, профессиональная и нравственная модель социального работника, моделирование экологии человека и другие.

Наиболее распространенными методами моделирования в социальной работе являются: разработки, анализ и исследование модели проблемной ситуации, моделей нововведений, эвристических моделей, специальных математических моделей.

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector