Рекомендации по выполнению контрольных точек

Индивидуальную тему для выполнения контрольных точек студент выбирает самостоятельно, ориентируясь на собственные научные интересы в контексте проблемного поля изучаемой дисциплины. Тема может соответствовать названию курсовой работы, выполняемой в текущем семестре, или одному из ее разделов.

Срок выполнения каждой контрольной точки – один месяц, выполненная работа сдается преподавателю на проверку в печатном виде, а после получения оценки, в электронном виде.

График прохождения контрольных точек

№ п.п

содержание

сроки прохождения

баллы

Составление аннотированной библиографии по индивидуальной утверждённой теме

5-я неделя семестра

от 0 до 6

Реферат по индивидуальной утверждённой теме

10-я неделя семестра

от 0 до 9

Составление отчета по результатам эмпирического исследования

15-я неделя семестра

от 0 до 10

Критерии оценки контрольных точек

Выполнение и представление библиографического списка, реферата

Полнота, глубина рассмотрения проблемы, наличие обобщения, ссылки на научные источники, достаточный список современной научной литературы.

6-9

Незначительные недочеты в содержании и оформлении, незначительные фактические ошибки и неточности

4-5

Поверхностное, неглубокое изложение материала, недочеты в оформлении

1-3

Выполнение исследования и представление отчета

Полнота, глубина анализа, наличие прогноза, незначительные замечания

10

Полнота анализа, недостаточная глубина, слабо аргументированная интерпретация

5-9

Неполный и неглубокий анализ, отсутствие или необоснованность интерпретации

1-4

Контрольная точка №1 Аннотированный библиографический список

Правила оформления библиографии

1.Фамилия автора всегда должна предшествовать его инициалам, полному или сокращённому имени. Если в работе более трёх авторов, то в сведениях об авторстве приводят фамилии первых трех индивидуальных авторов с добавлением слов «и др.».

Автор (фамилия, инициалы).

Название работы. Место издания, Год издания. Общее количество страниц/ либо страницы, на которые ссылается исполнитель.

Например:

Госс B.C., Семенюк Э.П., Урсул А.Д. Категории современной науки: Становление и развитие. — М.: Мысль, 1984.-156 с.

Проблемы вузовского учебника: Тез. докл. Третья всесоюзн., науч. конф. — М.: МИСИ, 1988. — С.67-71.

2.Название места издания приводится полностью за исключением названий следующих городов, которые пишутся в сокращенной форме:

Москва — М.

Ленинград — Л.

Санкт-Петербург СПб.

Нижний-Новгород — Н.Новгород

Ростов-на-Дону — Ростов н/Д.

3.В библиографии одной косой чертой обозначают редактора, автора предисловия, комментатора или переводчика. Например:

Особенности психического развития 6-7-летнего возраста / Под ред. Д. Б. Эльконина, А. Л. Венгера. М., 1988. 135 с.

Двумя косыми чертами — //, обозначаются продолжающиеся издания. Например:

Прохоров А.0. Психические состояния учителя и продуктивность урока // Вопросы психологии. – 1995. — 6.- С. 49-55.

В библиографии могут применяться одновременно одна и две косые черты. Например:

Кулаков В.В. Детерминанты удовлетворенности жизнью //Общество и политика /Ред. В.В.Большов. СПб., Изд-во С.-Петербургского ун-та, 2000, С. 476-510.

Образец оформления контрольной точки №1

Аннотированный библиографический список на тему:

«Психология делового общения»

Выполнил студент группы № 151201 Куваев А.И.

Учебники:

1) Столяренко Л.Д. «Психология делового общения и управления» —

Ростов н/Д.: Феникс, 2005 — 416 с.

В учебнике излагаются психологические основы делового общения, взаимодействия и управления людьми с учетом их темперамента, характера, психосоциотипа, позиции в общении. Рассматриваются закономерности лидерства и руководства, условия и критерии эффективной деятельности менеджера. Анализируется этикет и этика деловых отношений. Учебник освещает методы управления коллективом и пути преодоления конфликтов, содержит психологический практикум. Предназначен для студентов колледжей, изучающих курс «Психология и этика деловых отношений».

2) Бороздина Г.В. Психология делового общения.- М.:ИНФРА-М, 2009.- 295с.

Данный учебник выполнен на основе исследований зарубежного и отечественного психологического опыта по налаживанию делового сотрудничества, а также формированию эффективных взаимоотношений в профессиональной деятельности. Особенностью учебника является его комплексный характер (деловое и неформальное общение рассматриваются в тесной взаимосвязи).

Материалы иллюстрируются примерами из художественных произведений и реальных жизненных ситуаций. Рекомендован Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации в качестве учебника для студентов высших учебных заведений, обучающихся по экономическим специальностям.

Монография:

Марасанов Г.И. Психология в организационном консультировании — Изд-во : «Когито – центр», 2009.- 368 с.

В монографии рассматриваются особенности организационного консультирования, с точки зрения тех, кто занимается им профессионально. Книга посвящена поиску ответов на вопросы, возникающие в практике работы организационного консультанта. Автор собрал и прокомментировал суждения нескольких сотен специалистов, высказанные в ходе дискуссий. Книга написана в жанре научного исследования, и содержит богатую коллекцию случаев из консультативной практики, описаний приемов и способов решения проблем, возникающих в процессе организационного консультирования.

Статья из научного журнала:

Зачесова И.А. Взаимопонимание собеседников и его роль в развитии диалога // Вопросы психологии. — 2008.- №1. — С.66-76.

В статье представлены результаты изучения содержания повседневного речевого общенияв семье и выявления роли понимания собеседниками интенций в развитии диалога. Используется метод контент-анализа, который позволяет реконструировать подтекст коммуникантов и выявить его влияние на организацию диалога. Представлены новые данные, касающиеся особенностей организации диалога, согласования реплик. Описаны типовые случаи неверного толкования факторов, влияющих на понимание подтекста.

Диссертация:

Склейнис В. А.Специфика развития образа мира в разнотипных профессиях: автореф. дисс… канд. психол. н. — Хабаровск : ДВГУПС, 2011.- 27с.

В работе представлен анализ закономерностей и специфики развития образа мира у специалистов с различным типом профессии и стажем работы. Методологическая структура исследования:

Объект: образ мира разнотипных профессионалов;

Предмет: развитие образа мира в разнотипных профессиях;

Гипотеза: процесс развития образа мира профессионала подчиняется как общим для всех типов профессий закономерностям, так и специфическим;

Эмпирическая база: представители профессии типа «человек-человек» — преподаватели вузов и представители профессии типа «человек-знак» — бухгалтеры, всего 101 респондент.

Методы:

1.методики измерения УСК, ценностных ориентаций, семантический дифференциал, авторская анкета, ассоциативный эксперимент;

2. методы обработки: контент-анализ, факторный анализ.

Основные выводы состоят в следующем: различные виды профессиональной деятельности, имеют различную степень и характер влияния на ценностные ориентации и на структуры ядерного слоя образа мира.

Контрольная точка №2 реферат

1. Сущность и структура реферата

Реферат [от лат. reffere – докладывать, сообщать] – «краткое изложение содержания документа или его части, включающее основные фактические сведения и выводы, необходимые для первоначального ознакомления с документом и определения целесообразности обращения к нему». Реферат как письменная работа — краткое изложение содержания прочитанных книг, представление итогов изучения научной проблемы на основе обзора литературных и других источников. Чаще, реферат несет определенную совокупность информации, но в нем может содержаться анализ и критика соответствующих научных теорий, концепций, взглядов.

Сущность реферата заключается в кратком изложении основного содержания источника, в передаче новой проблемной информации, содержащейся в первичном документе. В реферате допускается излагать содержание документа с большей или меньшей детализацией, а также ограничиваться основной темой (проблемой) и результатами, содержащимися в реферируемом документе.

Процесс составления текста реферата представляет собой свертывание научной информации (аналитико-синтетическая переработка материала), направленное на то, чтобы выявить и выбрать из содержания первичного документа наиболее существенную, новую проблемную информацию и представить ее в краткой форме по принципу «минимум знаков — максимум информации».

Текст работы должен демонстрировать:

  • умение выделить проблему;
  • знакомство автора с основной литературой по проблеме;
  • умение последовательно изложить существо рассматриваемых вопросов;
  • владение понятийным и терминологическим аппаратом;
  • приемлемый для учебно-научной работы уровень языковой грамотности, включая владение стилем научного изложения.
  • умения грамотно оформлять научный текст.

Цель реферата — передать основную, существенную, новую информацию, содержащуюся в реферируемом документе. Поэтому избыточной в реферате можно считать информацию не относящуюся к теме, а также историю вопроса.

2. Основные требования, предъявляемые к составлению рефератов, следующие:

  • объективность (точное изложение существа реферируемой работы и взглядов ее автора, фиксирование только тех сведений, которые содержатся в первичном документе, без оценки излагаемого, без полемики с автором;
  • полнота (изложение существенных положений, содержащихся в первичном документе);
  • единство стиля (использование тех же языковых средств, единой терминологии что и в первичном документе);
  • язык реферата должен быть литературным, точным, кратким, ясным и простым, без сложных грамматических конструкций и стилистических оборотов, цитаты приводятся точно по источнику с указанием в скобках страниц источника, на которых находится данная цитата;
  • композиция реферата должна быть внутренне логична и может отличаться от композиции первичного документа;

Композиционно текст реферата наиболее часто состоит из трех частей: вступления (вводной части), основной части (описания) и заключения.

Во вступлении, как правило, приводятся краткие сведения об авторах, дается общая характеристика источников:

  • общая характеристика источника («в монографии исследуются…»);
  • краткое изложение темы источника;
  • обоснование выбора темы;
  • указание основного, на чем акцентирует внимание автор («Особое внимание уделяется…»);
  • сведения о методах разработки основной темы источника.

В основной части приводятся все существенные положения, новые сведения, содержащиеся в первичном документе, при этом информация может подаваться в различных композиционных вариантах:

  • конспективно, в соответствии с композицией источника, по его основным рубрикам (часто с названием каждой, что повышает информативность реферата);
  • конспективно, без указания рубрик;
  • фрагментно (при реферировании многоаспектных, больших по объему источников);

— аналитически (независимо от рубрикации источника, по плану референта).

В конце каждого из параграфов составляется резюме, делается краткий вывод, излагается сущность исследуемого вопроса. Каждая из глав реферата заканчивается выводами. Их может быть несколько. Обычно 3—4. В них даются аргументированные ответы на поставленные в главе вопросы. Выделяется существенное, главное. Студент сам определяет, сколько у него будет глав, параграфов.

В заключении приводятся выводы автора, обобщения, резюме («Автор приходит к выводу, что…»).

Отмечается перечень нерешенных вопросов по исследуемой проблеме, которые требуют дальнейшей проработки и исследования. После заключения пишется список используемой литературы.

Оформление работы

Научная работа должна быть не только содержательной и самостоятельной, но и правильно оформленной. Текст работы должен располагаться на одной стороне листов стандартного формата (А4), которые сшиваются в папке, поля слева — 30 мм, справа — 15 мм, сверху — 20 мм, снизу — 20 мм. В текстовом редакторе Word предпочтительно выбирать 14-й кегль, шрифт Times New Roman, через полтора интервала.

Номера присваиваются всем страницам, начиная с титульного листа, нумерация страниц проставляется со второй страницы. Титульный лист работы должен содержать название подразделения, в котором выполнена работа, название темы, фамилию, имя и отчество автора, фамилию, инициалы и ученую степень (звание) научного руководителя, год выполнения.

Оглавление представляет собой составленный в последовательном порядке список всех заголовков разделов работы с указанием страниц, на которых соответствующий раздел начинается.

Объём реферата должен составлять 15-20 страниц печатного текста.

Контрольная точка №3 (вариант 1) Отчет по результатам эмпирического исследования

Этап 1: подбор методики.

В соответствии с темой исследования студент подбирает исследовательский инструмент – одну или несколько диагностических методик (тест, опросник, анкета, проективная методика и др.) по собственному выбору. Важен учет объема и соответственно времени на проведение, однозначность вопросов и инструкции. Для ознакомления и оценки качества выбранной методики, рекомендуется опробовать ее на себе или близких. Окончательный вариант инструмента для исследования желательно обсудить с преподавателем.

Этап 2: выбор исследуемой группы.

Для изучения психологических проблем объектом изучения чаще всего становится реальная группа людей, связанных взаимоотношениями на протяжении более полугода (школьный класс, студенческая группа, производственный коллектив, группа учащихся кружка, секции и проч.).

При этом автор исследования не должен входить в состав данной группы, так как это может повлиять на результаты. Наиболее выигрышными обычно бывают сравнительные исследования, когда сопоставляются данные нескольких групп или одной группы во времени – исследования динамики явления.

Этап 3: составление бланка.

Хорошо оснащенные методики обычно содержат готовые бланки для заполнения, однако оптимально дополнить их предваряющей и заключительной информацией исходя из задач конкретного исследования. Предварительный блок содержит приветствие и обращение к испытуемому (респонденту) проясняющее тему и цель исследования. Например: Здравствуйте. Просим Вас принять участие в исследовании особенностей психологического климата студенческих групп.

Затем следует расположить графы, ориентированные на сбор социально-биографической информации о респонденте (Укажите Ваш пол, возраст, образование, специальность, национальность, семейное положение и т.п.).

Конкретный набор характеристик подбирается студентом в зависимости от темы исследования. Ф.И.О. респондента желательно не запрашивать, так как это снижает риск воздействие фактора социальной желательности и тревожность испытуемого (исключение составляет методика социометрии).

После этого следует инструкция и текст методики вмешиваться в который не следует. В конце возможно введение вопроса о эмоциональном состоянии испытуемого во время обследования (Выберите из предложенных смайликов изображение наиболее отражающее Ваше настроение сейчас).

Заканчивается бланк графой для указания даты заполнения и словами благодарности.

Этап 4: процедура проведения.

Универсального варианта проведения не существует, многое в процедуре зависит от специфики методики и исследуемого феномена. Важно заранее обозначить время необходимое для заполнения бланка, четко прояснить цель и задачи исследования, создать мотивацию, гарантировать конфиденциальность результатов. После заполнения оговорить необходимость обратной связи — предоставления результатов исследования лично респондентам или администрации в обобщенном виде. Во время сбора готовых бланков необходимо на месте просмотреть, и в случае необходимости откорректировать правильность и полноту их заполнения.

Этап 5: обработка полученных данных.

Количественная обработка предполагает выполнение процедуры подсчета или выделения показателей в соответствии с ключом методики. Применение методов математической статистики (процентное выражение, подсчет средних показателей).

Сопоставление результатов осуществляется в виде сводных таблиц и графического представления данных (схемы, графики, диаграммы).

Качественная обработка результатов – наиболее сложная ступень исследования, направлена на объяснение полученных данных, нахождение связей, закономерностей, общих тенденций. Основой для интерпретации результатов должны быть теоретические положения в области исследуемого явления, а также социально-биографические сведения о респондентах. Полезно также ознакомиться с данными схожих по проблематике исследований, для того чтобы в дальнейшем проводить параллели между своим исследованием и работами других авторов.

Этап 6: составление научного отчета.

К составлению отчета следует приступить как можно раньше, как только получены результаты математической обработки данных исследования. Можно рекомендовать заранее наметить план отчета по главам и разделам, который облегчит дальнейшую работу по составлению текста. До начала работы следует определиться с жанром вашего текста – будет ли это устный доклад, доклад с презентацией, письменный отчет, или тезисы.

Контрольная точка №3 (вариант2)

Схема личной психологической характеристики

Дата заполнения ______________20__.

1 – Общие сведения:

Фамилия, имя, отчество ___________________ пол __ возраст __________.

факультет ___________, специальность______________ курс ________________.

2 – Психологическая характеристика познавательных процессов и особенностей личности: мышления, памяти, внимания, темперамента, характера, воли и т.д.

3 – Особенности мотивации обучения в вузе. Констатирующие выводы о ведущих мотивах.

4 – Развитие психолого-педагогических способностей: коммуникативных, лидерских, эмпатийных, лекторских, творческих, организаторских, способностей к самообразованию и саморазвитию и т.д.

5 — Оценка конфликтности личности: уровень стрессоустойчивости, умения управлять конфликтной ситуацией, определение типа поведения в конфликтной ситуации.

6 – Определение направленности личности на профессию, на труд.

7 – Оценка профессионально — педагогических качеств: стиля руководства, модели общения.

8 – Общие выводы и тенденции в структуре личности (сильные и слабые стороны).

9 — Рекомендации по развитию профессиональных способностей.

Основная литература

  • Аминов Н.А. Новый подход к концепции личностного и профессионального развития личности // Вопросы психологии. 1994. № 5. С. 145.
  • Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М., 1986. Гл. 9. Я-концепция учителя. с. 302; Гл. 10. Подготовка учителей. с. 333.
  • Выготский Л.С. Психологическая природа труда учителя / Хрестоматия по педагогической психологии. М., 1995.
  • Кожевникова Э.П. Психологические особенности возникновения педагогической индифферентности. Тобольск, 1999.
  • Маркова А.К. Психология труда учителя. М., 1993.
  • Митина Л.М., Кузьменкова О.В. Психологические особенности внутриличностных противоречий учителя // Вопросы психологии. 1998. № 3.
  • Митина Л.М. Формирование профессионального самосознания учителя // Вопросы психологии. 1990. № 3.
  • Митина Л.М. Профессиональное здоровье учителя // Народное образование. 1998. № 9/10. С.166-170.

Приложение 1 Методики для самодиагностики студентов

1. Тест «Тип направленности педагогической деятельности»

Пожалуйста, сосредоточьтесь, поскольку вы должны очень четко и обоснованно сделать выбор того или иного варианта ответа. Для этого прочитайте начало утверждения и варианты его продолжения. Выберите только то продолжение, с которым вы полностью согласны. Если же все варианты вас не устраивают, допишите собственный вариант в свободной строке. Выбранный вариант ответа необходимо выделить, обведя кружком букву перед ним. Не задумывайтесь слишком долго над каждым суждением, в конце концов правильный выбор чаще тот, который был первым.

Материал для предъявления:

  1. Более всего мне как педагогу удается…

А. воспитывать учеников,

Б. организовывать моих коллег на новые начинания, будь то дела или отдых,

В. реализовать свои способности и возможности в педагогическом труде,

Г. привлечь родителей к воспитанию детей,

Д. совершенствовать методику преподавания моего предмета,

Е. добросовестно выполнять все обязанности.

  1. Занимаясь повышением своей квалификации, особое внимание я уделяю вопросам

А. чтения методической литературы,

Б. психологии учащихся,

В. работы с семьей,

Г. самосовершенствования во всех областях,

Д. создания оптимального климата в нашем педагогическом коллективе,

Е. входящим в план работы школы.

  1. Я считаю, что настоящую оценку моего труда могут дать…

А. мои коллеги-предметники или мои друзья по школе,

Б. скорее всего я сам,

В. мои ученики,

Г. завучи школы, методисты,

Д. родители моих учеников,

Е. кто был на моих уроках.

  1. Мне кажется, что рост неуспеваемости в последнее время связан с…

А. ослаблением контроля за учебно-воспитательным процессом со стороны администрации школы,

Б. отсутствием взаимопонимания между коллегами, что децентрализует педагогические усилия коллектива,

В. недоработкой отдельных учителей, так как я делаю все возможное для предотвращения неуспеваемости,

Г. недостатками программ и методик, усложнением содержания образования,

Д. недостаточным контролем со стороны родителей,

Е. перегруженностью.

  1. При возможности я бы выбрал(а) следующую форму аттестации…

А. обсуждение моей работы на малом педсовете,

Б. опрос детей и родителей о моей работе,

В. как решит администрация,

Г. разработка методического пособия или серия открытых уроков,

Д. анкетирование учащихся,

Е. письменный отчет (анализ или обобщение) за период между аттестациями.

  1. Если бы педагогов готовили в вузах с учетом их индивидуальных склонностей, я бы выбрал специальность…

А. учитель-инструктор (контроль за работой всех структур школы),

Б. учитель-методист (научно-методическая работа),

В. учитель-психотерапевт (нормализация климата, устранение конфликтов, их профилактика и др.),

Г. учитель-консультант по проблемам семьи (работа в микрорайоне),

Д. учитель-мастер (наставник по становлению педагогического мастерства молодежи, организация педклассов),

Е. учитель-воспитатель (организационная и воспитательная работа с детьми).

  1. Я очень расстраиваюсь, если неприятности на работе связаны…

А. с жалобой на меня администрации,

Б. с неудачно проведенным уроком при его тщательной подготовке,

В. с грубостью и бестактностью коллег,

Г. с выяснением отношений с родителями,

Д. с критикой в мой адрес в присутствии учеников,

Е. с конфликтом между мной и учениками.

  1. Если охарактеризовать мое педагогическое призвание, то я…

А. такой же педагог, как и большинство в нашем коллективе,

Б. если отбросить излишнюю скромность – незаурядная личность и педагог со своим неповторимым почерком работы,

В. я заботливый и внимательный родитель,

Г. воспитатель человеческих душ,

Д. изобретатель и конструктор урока,

Е. вечно непоседливый и неуспокоенный оптимист, преданный профессии.

  1. Мне бы доставило наибольшее удовольствие, если бы в день юбилея…

А. коллеги бы организовали банкет с поздравлениями, песнями, экспромтами и т.д.,

Б. по РОНО появился приказ о моем поощрении чем-либо,

В. мне бы присвоили более высокое педагогическое звание,

Г. о моей работе появилась бы заметка в педагогической газете или журнале,

Д. ко мне домой с поздравлением пришли бы бывшие ученики,

Е. меня бы поздравила общественность (шефы, родители учеников, работники детских учреждений нашего микрорайона).

  1. Наиболее ярким воспоминанием моего детства являются…
  2. мои старшие друзья, которые принимали меня как сверстника(цу) и дали мне много больше, нежели мои сверстники,

Б. постоянное усилие разобраться во всем самой(у) и необходимость добиться всего самостоятельно,

  1. игры, которые я придумывал(а) и увлекал(а) остальных,

Г. упреки мамы за то, что я отдавал(а) все, что можно отдать, даже если это было последним у меня самого(й),

Д. наказание от строгих родителей,

Е. огромное количество друзей, которое всегда окружало меня.

Обработка результатов:

№ вопроса

К конформн.

“Я” эгоцентр.

Г гуманист.

А авторит.

Р ориентир.

М методич.

1

Б

В

А

Е

Г

Д

2

Д

Г

Б

Е

В

А

3

А

Б

В

Г

Д

Е

4

Б

В

Е

А

Д

Г

5

А

Е

Д

В

В

Г

6

В

Д

Е

А

Г

Б

7

В

Д

Е

А

Г

Б

8

Е

Б

Г

А

В

Д

9

А

Г

Д

Б

Е

В

10

Е

Б

Г

А

Д

В

Подсчитайте количество обведенных ответов в каждом столбце, результаты запишите в нижней строке.

Интерпретация результатов:

К – центрация на интересах (мнениях) своих коллег, или конформная центрация. Доминирование данной центрации наблюдается у педагогов, склонных к организаторской и воспитательной работе с разными возрастными группами. Подвержены коллективным идеям.

“Я” – центрация на интересах (потребностях) своего “Я”, или эгоцентрическая центрация. Характеризует педагогов с яркой индивидуальностью, отстаивающих право на нешаблонную работу. Возможны конфликты с коллегами и администрацией при ограничении свободы действий учителя. При благоприятных условия преподавания эти педагоги чаще реализуют свои возможности, создавая педагогические изобретения.

Г – центрация на интересах детей, или гуманистическая центрация. Профессионально значимая центрация. Вся деятельность педагога направлена на гуманизацию процесса обучения. Его индивидуальный стиль поведения характеризуется вниманием и чуткостью к детям, поэтому наиболее успешно осуществляется работа с педагогически трудными учащимися.

А – центрация на интересах (требованиях) администрации. Характерна для педагогов с нереализованными индивидуальными особенностями в силу их исполнительности и репродуктивности деятельности. Свойственна большая зависимость от оценок их деятельности инспектирующими органами народного образования и мнения администрации школы. Меняют стиль и методы преподавания, если это рекомендовано “сверху”. При переносе методик не адаптируют их к условиям собственной деятельности.

Р – центрация на интересах родителей. Встречается у педагогов, попавших в зависимость от родителей своих учеников. Успешность их педагогической деятельности предопределена составом родителей и их социальной значимостью. Возможно необъективное оценивание учащихся, связанное со взаимоотношениями между педагогом и семьей ученика.

М – центрация на интересах (требованиях) средств и методов, или познавательная центрация, которая характерна для педагогов теоретического типа. Основное направление их деятельности – совершенствование педагогической технологии обучения и воспитания. Однако, увлеченность педагогов совершенствованием методики преподавания иногда приводит к тому, что учитель начинает рассматривать ученика как фон, на котором он творит “безупречный” урок. Что касается содержания и структуры урока, то они логически завершены, максимально заполнены, профессионально грамотны. Учителя с доминированием данного типа центрации могут стать прекрасными руководителями методических объединений.

2. Тест «Ваш уровень эмпатии»

Инструкция: охарактеризуйте себя по приведенным 12 суждениям. По каждому суждению имеется 7 вариантов ответа: 7 – безусловно согласен; 6 – согласен; 5 – скорее согласен, чем нет; 4 – трудно сказать определенно; 3 – скорее не согласен, чем согласен; 2 – не согласен; 1 – абсолютно не согласен. По каждому суждению вы можете выбрать один ответ. Обведите кружком цифру в листе ответов, отражающую степень вашего согласия с суждением. Помните, каждый порядковый номер на листе соответствует номерам суждений. Будьте внимательны! Не пропускайте суждений.

  1. Всегда поддержит и подбодрит, если кто-нибудь из его (ее) друзей терпит неудачу.
  2. Чувствует настроение другого, даже если человек пытается его скрыть.
  3. Если происходит какое-либо событие, которое захватывает всех, он (она) не остается равнодушным (ой).
  4. В разговорах с товарищами избегает тем, которые могут задеть собеседника.
  5. Добиваясь цели, он (она) старается выбирать средства, которые не ущемляли бы окружающих.
  6. Переживает, если в его (ее) присутствии кого-нибудь обижают.
  7. На его (ее) поддержку и сочувствие может рассчитывать даже тот, у кого с ним (ней) натянутые отношения.
  8. Высказывая критические замечания, старается не обидеть собеседника.
  9. С ним (ней) хочется поделиться, посоветоваться в трудную минуту.
  10. Искренне радуется, когда в жизни его (ее) товарища (подруги) происходит что-то хорошее.
  11. Он (она) может посочувствовать, даже если у него (нее) самого (й) неприятности.
  12. Если он (она) не согласен (сна) с чьим-либо мнением, то, как правило, не превращает дискуссию в бесполезный спор

№ суждения

безусловно согласен

согласен

скорее согласен чем нет

трудно сказать определенно

скорее не согласен

не согласен

абсолютно не согласен

1

7

6

5

4

3

2

1

2

7

6

5

4

3

2

1

3

7

6

5

4

3

2

1

4

7

6

5

4

3

2

1

5

7

6

5

4

3

2

1

6

7

6

5

4

3

2

1

7

7

6

5

4

3

2

1

8

7

6

5

4

3

2

1

9

7

6

5

4

3

2

1

10

7

6

5

4

3

2

1

11

7

6

5

4

3

2

1

12

7

6

5

4

3

2

1

Обработка результатов: подсчитайте сумму обведенных кружками цифр:

  • 63 и выше – высокий уровень эмпатии;
  • 37-62 – средний уровень эмпатии;
  • 36 и ниже – низкий уровень эмпатии.

3. Тест «Исследование коммуникативных и организаторских склонностей»

Инструкция: «Предлагаемый Вам тест содержит 40 вопросов. Прочитайте их и ответьте на все вопросы с помощью бланка. На бланке напечатаны номера вопросов. Если Ваш ответ на вопрос положителен, то есть Вы согласны с тем, о чем спрашивается в вопросе, то на бланке соответствующий номер обведите кружком. Если же Ваш ответ отрицательный, то есть Вы не согласны, то соответствующий номер зачеркните. Следите, чтобы номер вопроса и номер в бланке для ответов совпадали. Имейте в виду, что вопросы носят общий характер и не могут содержать всех необходимых подробностей. Поэтому представьте себе типичные ситуации и не задумывайтесь над деталями. Не следует тратить много времени на обдумывание, отвечайте быстро. Возможно на некоторые вопросы Вам будет трудно ответить. Тогда постарайтесь дать ответ, который Вы считаете предпочтительным.

ОПРОСНИК

  • Много ли у Вас друзей, с которыми вы постоянно общаетесь?
  • Часто ли Вам удается склонить большинство своих товарищей к принятию ими Вашего мнения?
  • Долго ли Вас беспокоит чувство обиды, причиненное Вам кем-то из Ваших товарищей?
  • Всегда ли Вам трудно ориентироваться в создавшейся критической ситуации?
  • Есть ли у Вас стремление к установлению новых знакомств с разными людьми?
  • Нравиться ли Вам заниматься общественной работой?
  • Верно ли, что Вам приятнее и проще проводить время с книгами или за какими-либо другими занятиями, чем с людьми?
  • Если возникли какие-либо помехи в осуществлении Ваших намерений, то легко ли Вы отступаете от них?
  • Легко ли Вы устанавливаете контакты с людьми, которые значительно старше Вас по возрасту?
  • Любите ли Вы придумывать и организовывать со своими товарищами различные игры и развлечения?
  • Трудно ли Вам включаться в новую для Вас компанию?
  • Часто ли Вы откладываете на другие дни те дела которые нужно было бы выполнить сегодня?
  • Легко ли Вам удается устанавливать контакты с незнакомыми людьми?
  • Стремитесь ли Вы добиться, чтобы Ваши товарищи действовали в соответствии с Вашим мнением?
  • Трудно ли Вы осваиваетесь в новом коллективе?
  • Верно ли, что у Вас не бывает конфликтов из-за не выполнения Вами своих обязанностей, обязательств?
  • Стремитесь ли Вы при удобном случае познакомиться и побеседовать с новым человеком.?
  • Часто ли в решении важных дел Вы принимали инициативу на себя?
  • Раздражают ли Вас окружающие люди и хочется ли Вам побыть одному?
  • Правда ли, что Вы обычно плохо ориентируетесь в незнакомой для Вас обстановке?
  • Нравиться ли Вам постоянно находиться среди людей?

22. Возникает ли у Вас раздражение, если Вам не удается закончить начатое дело?

23. Испытываете ли Вы чувство затруднения, неудобства или стеснения, если приходится проявить инициативу, чтобы познакомиться с новым человеком?

24. Правда ли, что Вы утомляетесь частого общения с товарищам?

25. Любители Вы участвовать в коллективных играх?

26. Часто ли Вы проявляете инициативу при решении вопросов, затрагивающих интересы Ваших товарищей?

27. Правда ли, что Вы чувствуете себя неуверенно среди малознакомых Вам людей?

28. Верно ли, что Вы редко стремитесь к доказательству своей правоты?

29. Полагаете ли Вы, что вам не доставляет особого труда внести оживление в малознакомую Вам компанию?

30. Принимаете ли Вы участие в общественной работе в школе?

31. Стремитесь ли Вы ограничить круг своих знакомых небольшим количеством людей?

32. Верно ли, что Вы не стремитесь отстаивать свое мнение или решение, если оно не было сразу принято Вашими товарищами?

33. Чувствуете ли Вы себя не принужденно, попав незнакомую Вам компанию?

34. Охотно ли Вы приступаете к организации различных мероприятий для своих товарищей?

35. Правда ли, что Вы чувствуете себя достаточно уверенным и спокойным, когда приходиться говорить что-либо большой группе людей?

36. Часто ли Вы опаздываете на деловые встречи, свидания?

37. Верно ли, что у Вас много друзей?

38. Часто ли Вы оказываетесь в центре внимания своих товарищей?

39. Часто ли Вы смущаетесь, чувствуете неловкость при общении с малознакомыми людьми?

40. Правда ли, что Вы очень уверенно чувствуете себя в окружении большой группы своих товарищей?

Обработка результатов

Цель обработки результатов – получение индексов коммуникативных и организаторских склонностей. Для этого ответы испытуемого сопоставляют с дешифратором и подсчитывают количество совпадений отдельно по коммуникативным и организаторским склонностям. В дешифраторе учитывается построчное расположение номеров вопросов в бланке для ответов.

1

5

9

13

17

21

25

29

33

37

2

6

10

14

18

22

26

30

34

38

3

7

11

15

29

23

27

31

35

39

4

8

12

16

20

24

28

32

35

40

Дешифратор

Склонности

Ответы

положительные

отрицательные

Коммуникативные

Номера вопросов 1-й строки

Номера вопросов 3-й строки

Организаторские

Номера вопросов 2-й строки

Номера вопросов 4-й строки

Шкала оценок коммуникативных и организаторских склонностей.

Коммуникативные

Организаторские

Шкала оценки

2-9

4-11

1

9-11

11-13

2

11-13

13-14

3

13-15

14-16

4

15-20

16-20

5

Испытуемые, получившие оценку 1, — это люди низким уровнем проявления коммуникативных и организаторских склонностей.

Испытуемые, получившие оценку 2, имеют коммуникативные и организаторские склонности ниже среднего уровня. Они не стремятся к общению, чувствуют себя скованно в новой компании, коллективе, предпочитают проводить время наедине с собой, ограничивают свои знакомства, испытывают трудности в установлении контактов с людьми и в выступлении перед аудиторией, плохо ориентируются в незнакомой ситуации, не отстаивают свое мнение, тяжело переживают обиды. Во многих делах они предпочитают избегать проявления самостоятельных решений и инициативы.

Для испытуемых, получивших оценку 3, характерен средний уровень проявления коммуникативных и организаторских склонностей. Они стремятся к контактам с людьми, не ограничивают круг своих знакомств, отстаивают свое мнение, планируют свою работу, однако потенциал их склонностей не отличается высокой устойчивостью. Эта группа испытуемых нуждается в дальнейшей серьезной и планомерной воспитательной работе по формированию и развитию коммуникативных и организаторских склонностей.

Испытуемые, получившие оценку 4, относятся к группе с высоким уровнем проявления коммуникативных и организаторских склонностей. Они не теряются в новой обстановке, быстро находят друзей, постоянно стремятся расширить круг своих знакомых, занимаются общественной деятельностью, помогают близким, друзьям, проявляют инициативу в общении, с удовольствием принимают участие в организации общественных мероприятий, способны принимать самостоятельное решение в трудной ситуации. Все это они делают не по принуждению, а согласно внутренним устремлениям.

Испытуемые, получившие высшую оценку 5, обладают очень высоким уровнем проявления коммуникативных и организаторских склонностей. Они испытывают потребность в коммуникативной и организаторской деятельности и активно стремятся к ней, быстро ориентируются в трудных ситуациях, непринужденно ведут себя в новом коллективе, это инициативные люди, которые предпочитают в важном деле или в создавшейся сложной ситуации принимать самостоятельные решения, отстаивают свое мнение и добиваются, чтобы оно было принято другими. Они могут внести оживление в незнакомую компанию, любят организовывать разные игры, мероприятия, настойчивы в деятельности, которая их привлекает, и сами ищут такие дела, которые бы удовлетворяли их потребность в коммуникации и организаторской деятельности.

4. Тест «Мотивация обучения в вузе»

При создании данной методики автор использовала ряд других известных методик. В ней имеются три шкалы: «приобретение знаний» (стремление к приобретению знаний, любознательность); «овладение профессией» (стремление овладеть профессиональными знаниями и сформировать профессионально важные качества); «получение диплома» (стремление приобрести диплом при формальном усвоении знаний, стремление к поиску обходных путей при сдаче экзаменов и зачетов).

В опросник, для маскировки, автор методики включила ряд фоновых утверждений, которые в дальнейшем не обрабатываются. Ряд формулировок подкорректирован автором книги без изменения их смысла.

Инструкция: Отметьте ваше согласие знаком «+» или несогласие — знаком «-»с нижеследующими утверждениями.

Текст опросника

1. Лучшая атмосфера на занятии — атмосфера свободных высказываний.

2. Обычно я работаю с большим напряжением.

3. У меня редко бывают головные боли после пережитых волнений и неприятностей.

4. Я самостоятельно изучаю ряд предметов, по моему мнению, необходимых для моей будущей профессии.

5. Какое из присущих вам качеств вы выше всего цените? Напишите ответ рядом.

6. Я считаю, что жизнь нужно посвятить выбранной профессии.

7. Я испытываю удовольствие от рассмотрения на занятии трудных проблем.

8. Я не вижу смысла в большинстве работ, которые мы делаем в вузе.

9. Большое удовлетворение мне дает рассказ знакомым о моей будущей профессии.

10. Я весьма средний студент, никогда не буду вполне хорошим, а поэтому нет смысла прилагать усилия, чтобы стать лучше.

11. Я считаю, что в наше время не обязательно иметь высшее образование.

12. Я твердо уверен в правильности выбора профессии.

13. От каких из присущих вам качеств вы хотели бы избавиться? Напишите ответ рядом.

14. При удобном случае я использую на экзаменах подсобные материалы (конспекты, шпаргалки, записи, формулы).

15. Самое замечательное время жизни — студенческие годы.

16. У меня чрезвычайно беспокойный и прерывистый сон.

17. Я считаю, что для полного овладения профессией все учебные дисциплины нужно изучать одинаково глубоко.

18. При возможности я поступил бы в другой вуз.

19. Я обычно вначале берусь за более легкие задачи, а более трудные оставляю на конец.

20. Для меня было трудно при выборе профессии остановиться на одной из них.

21. Я могу спокойно спать после любых неприятностей.

22. Я твердо уверен, что моя профессия даст мне моральное удовлетворение и материальный достаток в жизни.

23. Мне кажется, что мои друзья способны учиться лучше, чем я.

24. Для меня очень важно иметь диплом о высшем образовании.

25. Из неких практических соображений для меня это самый удобный вуз.

26. У меня достаточно силы воли, чтобы учиться без напоминания администрации.

27. Жизнь для меня почти всегда связана с необычайным напряжением.

28. Экзамены нужно сдавать, тратя минимум усилий.

29. Есть много вузов, в которых я мог бы учиться с не меньшим интересом.

30. Какое из присущих вам качеств больше всего мешает учиться? Напишите ответ рядом.

31. Я очень увлекающийся человек, но все мои увлечения, так или иначе связаны с будущей работой.

32. Беспокойство об экзамене или работе, которая не выполнена в срок, часто мешает мне спать.

33. Высокая зарплата после окончания вуза для меня не главное.

34. Мне, нужно быть в хорошем расположении духа, чтобы поддержать общее решение группы.

35. Я вынужден был поступить в вуз, чтобы занять желаемое положение в обществе, избежать службы в армии.

36. Я учу материал, чтобы стать профессионалом, а не для экзамена.

37. Мои родители хорошие профессионалы, и я хочу быть на них похожим.

38. Для продвижения по службе мне необходимо иметь высшее образование.

39. Какое из ваших качеств помогает вам учиться? Напишите ответ рядом.

40. Мне очень трудно заставить себя изучать как следует дисциплины, прямо не относящиеся к моей будущей специальности.

41. Меня весьма тревожат возможные неудачи.

42. Лучше всего я занимаюсь, когда меня периодически стимулируют, подстегивают.

43. Мой выбор данного вуза окончателен.

44. Мои друзья имеют высшее образование, и я не хочу отстать от них.

45. Чтобы убедить в чем-либо группу, мне приходится самому работать очень интенсивно.

46. У меня обычно ровное и хорошее настроение.

47. Меня привлекают удобство, чистота, легкость будущей профессии.

48. До поступления в вуз я давно интересовался этой профессией, много читал о ней.

49. Профессия, которую я получаю, самая важная и перспективная.

50. Мои знания об этой профессии были достаточны для уверенного выбора данного вуза.

Обработка результатов

Ключ к опроснику

Шкала «приобретение знаний»

за согласие («+») с утверждением по п. 4 проставляется 3,6 балла; по п. 17 — 3,6 балла; по п. 26 — 2,4 балла;

за несогласие («—») с утверждением по п. 28 — 1,2 балла; по п. 42—1,8 балла. Максимум — 12,6 балла.

Шкала «овладение профессией» — за согласие по п. 9 — 1 балл; по п. 31 — 2 балла; по п. 33 — 2 балла, по п. 43 — 3 балла; по п. 48 — 1 балл и по п. 49 — 1 балл. Максимум — 10 баллов.

Шкала «получение диплома» — за несогласие по п. 11 — 3,5 балла; за согласие по п. 24 — 2,5 балла; по п. 35 — 1,5 балла; по п. 38 — 1,5 балла и по п. 44 — 1 балл. Максимум — 10 баллов.

Вопросы по пп. 5, 13, 30, 39 являются нейтральными к целям опросника и в обработку не включаются.

Выводы: преобладание мотивов по первым двум шкалам свидетельствует об адекватном выборе студентом профессии и удовлетворенности ею.