Разделы клинической психологии в себя включают:

Клини́ческая психоло́гия (в устаревающей терминологии, медици́нская психоло́гия[1]) — раздел психологии (на стыке с психиатрией), изучающий психические явления с точки зрения их взаимосвязи с болезнями. Сфера клинической психологии включает в себя диагностику психического здоровья, организацию и проведение научных исследований для понимания психофизиологических проблем и разработку, проведение и оценку психологической коррекции (психотерапия).

Психотерапевтические методы клинической психологии: консультирование, индивидуальная психотерапия, семейная психотерапия, семейное консультирование и различные формы поддержки людей, испытывающих психологические проблемы, связанные с нарушениями физического здоровья.

Предмет клинической психологии как научно-практической дисциплины:

  • Психические проявления различных расстройств.
  • Роль психики в возникновении, течении и предупреждении расстройств.
  • Влияние различных расстройств на психику.
  • Нарушения развития психики.
  • Разработка принципов и методов исследования в клинике.
  • Психотерапия, проведение и разработка методов.
  • Создание психологических методов воздействия на психику человека в лечебных и профилактических целях.

Разделы клинической психологии в себя включают:

  1. психология больных людей;
  2. психология лечебного взаимодействия;
  3. норма и патология психической деятельности;
  4. психология девиантного поведения;
  5. психосоматика, то есть проблемы связанные с соматическими расстройствами;
  6. неврозология или причины возникновения и протекания неврозов.

В клинической психологии используется множество методов, позволяющих объективизировать, дифференцировать и квалифицировать различные варианты нормы и патологии. Выбор методики зависит от задачи, стоящей перед психологом, психического состояния больного, образования пациента, степени сложности психического нарушения. Выделяют следующие методы:

  • Наблюдение
  • Беседа
  • Психофизиологические методы (например, ЭЭГ)
  • Биографический метод
  • Изучение продуктов творчества
  • Анамнестический метод (сбор сведений о лечении, течении и причинах расстройства)
  • Экспериментально-психологический метод (стандартизированные и нестандартизированные методики)
  • Клиническая психология занимается проблемой определения, что же такое психическая норма и патология. В рамках нозологического подхода принято выделять два состояния человека — здоровьеиболезнь.
  • Типичными признаками здоровьясчитаются структурная и физическая сохранность нервной системы и органов человека, индивидуальная приспособляемость к физической и социальной среде, сохранность стабильного привычного самочувствия.
  • Болезньхарактеризуется общим или частным снижением приспособляемости, при этом выделяют следующие возможные исходы болезни: полное выздоровление, выздоровление с наличием остаточных явлений, инвалидизация (получение дефекта) и летальный исход.
  • Также выделяют патологическое психическое состояние, обусловленное этиологией процесса и не имеющее исхода.
  • Вопрос определения нормы и патологии является крайне сложным и затрагивает различные сферы человеческой деятельности — от медицины и психологии до философии и социологии.

    12 стр., 5899 слов

    1.Психология как наука. Предмет и задачи психологии. Методы психологических ...

    ... фундаментальной отрасли психологии, как психологии личности; связь психологии с психиатрией выражается в существовании таких отраслей, как патопсихология, клиническая психология, психосоматика, психология аномального развития ... которыми занимается психология, и методов, которые при этом используются. С одной стороны, психология — естественная наука, активно использующая экспериментальные методы для ...

    Был совершён ряд попыток вывести критерии психической нормы, в число которых включали соответствующую возрасту человека зрелость чувств, адекватное восприятие действительности, наличие гармонии между восприятием явлений и эмоциональным отношением к ним, умение уживаться с собой и социальным окружением, гибкость поведения, критический подход к обстоятельствам жизни, наличие чувства идентичности, способность планировать и оценивать жизненные перспективы. Во многих случаях под психической нормой определяют то, насколько индивид адаптирован к жизни в социальной среде, насколько он продуктивен и критичен в жизни.

  • При постановке диагноза психиатры и клинические психологи пользуются как личным опытом и общими рекомендациями, так и Международной классификацией болезней (МКБ) и «Диагностическим и статистическим справочником по психическим расстройствам» (DSM-IV).

БЕСЕДА КЛИНИЧЕСКАЯ

метод получения информации посредством устного опроса клиента и проведения терапевтической беседы при оказании психологической, психиатрической и медицинской помощи. Также — терапевтический метод при оказании помощи психологической. В психиатрии и психологии медицинской применяется для помощи клиенту в осознании им своих внутренних затруднений, конфликтов, скрытых мотивов поведения. В психоанализе применяется для диагностики и помощи клиенту в осознании собственных внутренних проблем и затруднений, конфликтов, бессознательных влечений, скрытых мотивов поведения и пр. Относится к самым свободным формам беседы, ибо поведенческие реакции почти неисчерпаемы. В таких беседах психолог интересуется не только явным содержанием ответа клиента (факты, мнения, чувства, словарь, ассоциации идей), но и его поведением (тон, запинки, жесты и пр.).

Существенная предпосылка успешности беседы клинической — установление позитивных личных отношений между участниками беседы, что требует от психолога большой терпеливости, приспособляемости к преобладающим интересам клиента, находчивости. Иногда беседа может дать непосредственный психотерапевтический эффект; .при этом клиент не только осознает причины своих затруднений, но и определяет пути их преодоления. Общая стратегия и ход беседы Методика клинико-нейропсихологического обследования детей

10 стр., 4596 слов

Клинические методы исследования, применяемые в тератологии

... человека. Более распространенными являются такие методы исследования, как клинические, морфологические и генетические. К клиническим методам исследования в тератологии относят: анамнез ... эмбрио- и фетопатий. Генетические методы исследования включают генеалогический, цитогенетический, популяционно-статистический и близнецовый методы. Генеалогический метод заключается в анализе родословных, ...

Согласно этому методу, на основе характеристики структуры наблюдаемых симптомов (квалификации симптома) определяется первичный дефект, из которого выводятся вторичные системные нарушения высших корковых функций, образующих синдром.

.

Клинико-нейропсихологическое обследование включает предварительную беседу, наблюдение,  экспериментальные пробы, направленные на исследование произвольной организации предметных действий, динамического и пространственного праксиса, объема слухоречевой памяти, зрительно-пространственного гнозиса, наглядно-образного и вербально-логического мышления. Варианты выполнения проб разработаны на основании результатов 3-летнего нейропсихологического обследования детей 6-7 лет, поступающих в первые классы общеобразовательной школы (306 детей), и дальнейшего их наблюдения в период обучения в начальной школе.

Клинико-нейропсихологическое обследование включает беседу с ребенком (субъективный анамнез), беседу с родственниками или заменяющими их лицами (объективный анамнез), экспериментально-психологическое обследование и наблюдение, которое вплетено в структуру всего обследования.

 

Беседа с ребенком

Беседа с ребенком преследует следующие цели: установление контакта, сбор субъективных анамнестических данных, формирование мотивации на обследование.

Расспрос не отделим от наблюдения. Расспрашивая ребенка, мы наблюдаем, а наблюдая, задаем возникающие в связи с этим вопросы. Для выявления особенностей психического расстройства необходимо внимательно следить за поведением ребенка: его мимикой, интонацией, движениями.

Одним из важнейших элементов всего обследования, его отправным этапом является установление контакта с ребенком. Нельзя соглашаться на разговор с ним в качестве знакомого родных, сотрудника учреждения (например, педагога) или представителя других организаций, следует представить себя именно как специалиста-психолога. Так же недопустимо рассматривать беседу сквозь призму определения патологических симптомов. Экспериментатор, прежде всего, должен, завоевать доверие ребенка своей речью, ее спокойным доверительным тоном, своим внешним видом, пониманием проблем ребенка, доброжелательностью и  желанием помочь.

Беседа начинается со знакомства. Сначала представляется взрослый, называя себя по имени и отчеству, подчеркивая, таким образом, официальность встречи.  Затем экспериментатор задает вопросы о том, как зовут ребенка, где он живет, из кого состоит его семья, сколько ему лет, в каком классе учится. Объем задаваемых вопросов должен быть адекватен задаче установления контакта, так как увеличение их количества может изменить психическое состояние ребенка и в дальнейшем помешает сбору необходимых сведений.

Уже начальный этап беседы дает экспериментатору  ценные данные о психических особенностях ребенка: ориентировке в ситуации обследования, о речевой моторике, об отношении к экспериментатору, эмоциональных состояниях. Правильно проведенная беседа  служит предпосылкой получения более полных и верных сведений о картине психического расстройства и в значительной мере влияет на правильность клинического заключения.

13 стр., 6430 слов

Развитие музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного ...

... способностей, творческой активности. В настоящей работе рассматриваются музыкально-творческие способности ребенка как важнейший и необходимый компонент его музыкально-творческого развития. Проблема ... Ильенков) психологами-теоретиками (Л.С.Выготский, Б.М.Теплов). работы, посвященные исследованию творческого развития детей (Н.А.Метлов, К.В.Головская, Н.А.Ветлугина, К В. Тарасова). МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ: ...

 Основную часть беседы составляет выявление основных жалоб ребенка, подводящее к анализу существенных симптомов психического расстройства. Отсутствие жалоб — это уже симптом, который при наличии объективно обнаруженных дефектов в психическом статусе заставляет думать, что эти нарушения не отражаются в вербальной системе ребенка.

Экспериментально-психологическое обследование.

 

В процессе обследования используются нейропсихологические пробы, раскрывающие особенности функционирования отдельных анализаторов — слухового, зрительного, кинестетического и двигательного, а также пробы, выполнение которых требует сложных форм деятельности, обусловленных состоянием целого комплекса основных зон коры головного мозга (Лурия А. Р. Высшие корковые функции человека. — М., 1969. Рубинштейн С. Я. Экспериментальные методики патопсихологии. — М., 1999).

1. «Конфликтная» проба (кулак-палец). В этой экспериментальной пробе оцениваются сформированность у ребенка сложных произвольных движений, умение  подчинять речевой инструкции свои действия в ситуации конфликта непосредственного восприятия стимула и его условного значения.

Инструкция. Я поднимаю палец, а ты в ответ поднимаешь кулак и сразу опускаешь. А если я подниму кулак, ты должен поднять палец и тоже сразу опустить.

2. Проба на смену поз руки. Предусматривает оценку динамической организации движений — плавности переключения с одного элемента движения на другой или с одной серии движений на другую.

Д в и г а т е л ь н ы е   с е р и и.   Первая: кулак-ребро-ладонь, вторая: ладонь-кулак-ребро или ребро-ладонь-кулак,  третья: кулак-ребро-ладонь (см. рис. 14).

И н с т р у к ц и я.  Дается зрительный образец движений, который сопровождается объяснением: «Посмотри, как я делаю, и потом повтори. Будешь выполнять эти движения, пока я не скажу хватит».

3. Проба на исследование пространственной организации движений. Выявляется умение обследуемого воспроизводить определенные положения рук, расположенных в различных координатах пространства — горизонтально, фронтально, сагиттально; вверху, внизу; слева, справа. Тест включает одноручные и двуручные движения, которые могут быть односторонними и перекрестными (рис. 15).

Более сложными являются пробы  с участием обеих рук, располагающихся в разных пространственных плоскостях.  

И н с т р у к ц и я.  «Повторяй за мной движения — какой рукой буду делать я, такой и ты».

4. Проба на исследование зрительно-пространственных операций.

И н с т р у к ц и я.  «Нарисуй, пожалуйста, стол как ты себе его представляешь.

5. Проба на запоминание и воспроизведение групп слов. Выявляется прочность запечатления дифференцированных групп слухоречевых следов.

Применяются две группы, каждая из которых состоит из трех специально подобранных слов. Учитываются следующие параметры: степень обобщенности (простые предметно соотнесенные слова), частотность (высокая и средняя), длина (однослоговые слова), степень фонетической сложности. П е р в а я группа — дом, кот, лес; в т о р а я   —  ночь, мост, флаг.

13 стр., 6043 слов

Особенности психического развития детей с заболеванием шизофрения

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4 1.2. Этиология и патогенез шизофрении. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5 Глава 2. Особенности развития детей с шизофренией. 2.1. Основные симптомы ранней детской шизофрении. . . . . . . . . . . . . . . 8 2.2. Основные формы шизофрении у детей и подростков. . . . . . . . . . . . 10 Глава 3. ...

И н с т р у к ц и я.   «Я тебе скажу несколько слов. Внимательно слушай и запоминай их. Сначала я тебе назову слова из первой группы. Запомни и повтори эти слова два раза. Затем я тебе назову слова из второй группы, которые ты тоже должен запомнить и повторить два раза».

6. Проба на установление последовательности событий. Оценивается степень сформированности операций наглядно-образного мышления.

Для проведения опыта используется серия сюжетных картинок, которые изображают определенное событие.  Смысл сюжета становится ясным лишь после тщательного рассмотрения всех картинок и сопоставления их деталей. Примеры подобных серий  можно найти в альбоме Н. Радлова «Рассказы в картинках» (М., 1989), в книге С. Я. Рубинштейн «Экспериментальные методики патопсихологии» (М., 1999).

И н с т р у к ц и я.   «Посмотри на картинки, которые я тебе даю. Разложи их таким образом, чтобы получился рассказ о событии, изображенном на них».

7. Проба, раскрывающая понимание текста. Оценивается сформированность у обследуемого операций вербально-логического мышления.

Предлагаемые для эксперимента тексты         должны иметь скрытый смысл, для понимания которого необходимо выделить  и сопоставить существенные компоненты рассказа. При этом они должны быть относительно короткими по объему, простыми по грамматической структуре.

И н с т р у к ц и я.  «Внимательно послушай рассказ и объясни в чем его смысл, чему он учит».

Оценка результатов обследования

 

Полученные в экспериментальных пробах результаты оцениваются по двум основным параметрам — особенностям коррекции ошибок и их характеру.

По тому, как дети исправляют свои ошибки, можно выделить следующие формы коррекции:

  • самостоятельная коррекция,
  • после акцентирования внимания экспериментатором («Ты все сделал правильно?»);
  • после повторного предъявления инструкции;
  • в ситуации речевого программирования выполняемого задания с помощью шепотной или громкой речи самого ребенка или речевого программирования его действий экспериментатором;
  • с использованием помощи экспериментатора (в виде наводящих вопросов, критических замечаний и т.д.);
  • коррекция ошибок отсутствует, но их появление осознается ребенком в виде адекватной эмоциональной реакции (смущение, досада).

П е р в а я   г р у п п а  (высокий уровень сформировнности ВПФ).

В т о р а я  г р у п п а  (несформированность по возрасту обследуемых ВПФ легкой степени выраженности).

Т р е т ь я  г р у п п а  (выраженная несформированность по возрасту ВПФ).

Ч е т в е р т а я   г р у п п а  (нарушение обследуемых ВПФ).

.

 

 Типичные для обследуемых детей психопатологические и нейропсихологические симптомокомплексы

2 стр., 953 слов

Тема: Особенности формирования количественных представлений у ...

... формирования количественных представлений у детей с нарушениями речи в разных возрастных группах ДОУ Цель –рассмотреть особенности развития количественных представлений у детей разного возраста. Вопросы: 1. Развитие представлений о множестве ...

 

На основании клинико-нейропсихологического обследования детей 6-10 лет с пограничными психическими расстройствами были выделены типичные психопатологические и нейропсихологические особенности, входящие в структуру пограничной интеллектуальной недостаточности.

Психопатологическая картина этой группы детей характеризуется:

  • инфантилизмом и личностной незрелостью со снижением критических способностей;
  • несформированностью по возрасту прогностических функций с трудностями выделения целей и приоритетов;
  • мозаичностью клинических проявлений в системе нарушений возрастного психического развития и расстройств формирующейся личности;
  • выраженностью аффективных нарушений с аффективной лабильностью, склонностью к кратковременным депрессивным реакциям и дисфорическим состояниям;
  • часто наблюдающейся агрессивностью с нарушениями контроля поведенческих реакций и самооценки (В. Ф. Шалимов, Н. В. Вострокнутов, 2001).
  • По мнению В. В. Ковалева, существуют четыре основных возра­стных уровня реагирования:
  • 1) соматовегетативный (0—3 года);
  • 2) психомоторный (4-10 лет);
  • 3) аффективный (7-12 лет);
  • 4) эмоционально-идеаторный (12-16 лет).
  • Для первого уровня характерны повышенная общая и ве­гетативная возбудимость, склонность к расстройствам пищеваре­ния, питания, сна, навыков управления сфинктерами мочевого пу­зыря и прямой кишки. В связи с этим преобладающей клиниче­ской формой в этом возрасте является невропатия. Более того, и при других нервно-психических заболеваниях на первом плане оказывается неспецифическая для них соматовегетативная симпто­матика.
  • Второму уровню свойственны общие или локальные дви­гательные расстройства в форме гиперкинезов, тиков, заикания, мутизма. Частая форма психопатологии в этом возрасте гиперди­намический синдром. Но даже и при других заболеваниях (напри­мер, невроз) двигательная расторможенность или суетливость скрывают менее выраженную симптоматику, свойственную основ­ной болезни.
  • Для третьего уровня наиболее типичны страхи, явления повышенной аффективной возбудимости, уходы, бродяжничество. У детей в этом возрасте обычно встречающиеся нарушения пове­дения, как правило, сочетаются с выраженными эмоциональными расстройствами и т. д.
  • Основная форма реагирования, присущая четвертому уровню,—склонность к возникновению сверхценных образова­ний (реакций протеста, эмансипации, ипохондрических пережива­ний, психической анорексии, дисморфомании).

    Обычно эта, при­сущая возрасту психопатология и является характерной для по­дростков, даже если она и несвойственна основному заболеванию. Знание возрастных особенностей реагирования психики и преоб­ладающих в соответствующем возрастном периоде симптомов по­зволяет увидеть за ними симптоматику, патогномоничную основ­ному заболеванию.

Искаженное психическое развитие — тип дизонто­генеза, при котором наблюдаются сложные сочетания общего недоразвития, задержанного, поврежденного и ускоренного развития отдельных функций, приводя­щего к ряду качественно новых патологических ново­образований. Одним из клинических выражений этого типа дизонтогенеза является детский аутизм. В его структуре выделяются основные дефекты — исходная энергетическая недостаточность, связанная с ней об­ласть побуждений, быстрая истощаемость любой целе­направленной активности и ее пресыщаемость, низкие сенсорные пороги с выраженным отрицательным фоном ощущений, повышенная готовность к реакциям тревоги и страха. Аутичный ребенок боится окружающего мира; детский аутизм представляет собой основной вторичный дефект, выступающий в качестве компенсаторного механизма, направленного на защиту от травмирующей внешней среды. Наблюдается аутичная направленность всей интеллектуальной деятельности та­кого ребенка. Игры, фантазии, интересы далеки от реальной жизни. Содержание их монотонно, поведение однообразно, стереотипно: дети годами играют в одну и ту же игру, рисуют одинаковые рисунки, стереотипно действуют.

2 стр., 978 слов

Особенности эмоционально-волевой сферы и поведения при шизофрении, ...

... реакции бедны, больные скупы и сдержанны в жестах. Нарушения при олигофрении У больных отмечается слабость развития волевых процессов. Эти дети ... отличить главное от второстепенного, дисфории (приступы расстройств настроения, чаще склонность к злобно-тоскливому). Результатами ... эпизодами крайне странного поведения. У больных шизофренией отмечается снижение, притупление эмоциональности, состояние апатии ...

Дисгармоническое психическое развитие— тип дизонтогенеза, основой которого служит врожденная или рано приобретенная стойкая диспропорциональность психики, преимущественно в эмоционально-волевой сфере. Для него характерны явления задержки развития одних психических функций с парциальным ускоренным развитием других. Эта диспропорциональность формирует некоторые аномальные варианты личности, для которых характерна «неадекватная реакция на внешние: средовые раздражители, вследствие чего более или менее нарушено поведение и затруднена активная приспособляемость к окружающей среде» (Г. Е. Сухарева, 1959, с. 38).

Этот вид дизонтогенеза клинически определяется как психопатия или патологическое развитие личности. Дисгармоничность психики первично обусловлена нарушениями в эмоциональной сфере.

Типична дисгармония между интеллектуальной и эмоциональной сферами. Первично сохранный интеллект не регулирует эмоциональную сферу, а часто находится от нее в большей зависимости, чем наблюдается в норме.

В табл. 1 приводятся (в обобщенном виде) результаты патопсихологического обследования состояний психических сфер ребенка, характерные для того или иного типа дизонтотенеза.

Методические средства, которые использовались нами для диагностики аномального психического развития ребенка, разработаны в отечественной патопсихологии (Б. В. Зейгарник, 1976; С. Я. Рубинштейн, 1970) на основе обширных данных, касающихся эксперимен­тально установленных феноменов психического разви­тия и методик их исследования. В связи с тем, что ме­тодики патопсихологического обследования были неоднократно описаны в соответствующей литературу (С. Я. Рубинштейн, 1970; Л. А. Булахова и др., 1980) в данном разделе мы лишь приведем список основных методик, применяемых в психологической семейной консультации.

Ранняя детская шизофрения возникает в возрасте до 10 лет. Отличается малой дифференцированностью психопатологических проявлений с преобладанием психомоторных расстройств со стереотипиями в поведении и речи, диффузным страхом, иногда мутизмом (детским аутизмом), бредоподобными фантазиями на фоне нарушения (искажения, задержки) онтогенетического развития и нарастающего эмоционального дефекта.

Психопатологическая структура ранней детской шизофрении не укладывается только в симптомы измененного развития, даже при самом раннем начале болезни. Своеобразие клинической картины ранней детской шизофрении из-за психической незрелости детей, изменчивости состояния их уровневого развития в связи с физиологической динамикой роста ребенка и изменением болезни в процессе течения резко усложняет накопление фактического материала о симптомах и симптомо-комплексах, ей присущих. Психопатологические расстройства, свойственные шизофрении зрелого возраста, у детей рудиментарны, а нередко и совсем отсутствуют. К тому же большое место в клинике шизофрении у детей занимают симптомы нарушенного развития. Все вышесказанное затрудняет однозначную квалификацию этих нарушений.

11 стр., 5022 слов

Психолого-педагогическая характеристика детей с ранним детским аутизмом

... развития. Согласно МКБ-10 среди нарушений психологического развития выделен детский (типичный) аутизм и атипичный аутизм. 2. Психолого-педагогическая характеристика детей с ранним детским ... В.М. (1974)); как аутистическое, постприступное, после приступа шизофрении (Вроно М.Ш., Башина В.М., (1975) и ... при метаболических дефектах. [6]. В связи с принятием Международной классификации болезней 10-го ...

К основным симптомам детской шизофрении такие исследователи как Т. Симсон, Г. Сухарева, Д. Дюше, Б. Фиш относят аутизм. Понимание аутизма у детей при шизофрении, по мнению Дж. Латц (1938), не может опираться нате же критерии, которые приняты при определении этого явления у взрослых больных шизофренией. При аутистических нарушениях у детей речь идет не о замкнутости, а скорее о невозможности контактов. Аутистические состояния у детей нужно представлять как пустоту, так как в них нет никакого содержания. У таких больных основными расстройствами будут утрата интересов, расстройства в связи с нарушением контактов, а не в связи с органическими дефектами.

Т. Симсон (1948) в аутистических фантазиях у детей обнаружила элементы, присущие бреду. Бред «неродных родителей» у детей школьного возраста тщательно изучался (В.Н. Мальцева; М.И. Моисеева; И.К. Руднева).Некоторые исследователи считают, что фантазирование у детей приобретает бредоподобный характер не ранее чем в пяти — семилетнем возрасте. Л.Я. Жезлова, В.М. Башина, Т. Симсон исследовали галлюцинаторные расстройства маленьких детей, больных шизофренией, а также возможности их(расстройств) раннего появления с момента становления речи. Дж. Бейтхман подчеркивает относительное феноменологическое сходство зрительных и соматических галлюцинаций.

Наблюдая неврозоподобные расстройства в клинической картине детской шизофрении, многие исследователи выявляют отсутствие чувства чуждости, легкую стереотипизацию двигательных навязчивостей (Е.Е. Сканави, Г.Н. Пивоварова, Л.И. Головань, Г. Ниссен, А. Мерц-Амман, Р. Корбоз).

Еще в 40-х годах нашего столетия Н.И. Озерецкий предположил, что у детей дошкольного возраста возможны деперсонализационные расстройства.

Возникновение заболевания сопровождается появлением целого ряда симптомов. Еще в младенчестве у ребенка можно отметить ряд психофизиологических особенностей, свидетельствующих о нарушениях в сфере формирования потребностей. У детей отмечаются приступы тревожного плача, общего беспокойства с нарушениями сна в ночное время и последующей плаксивостью в дневное время; снижается аппетит, дети начинают отказываться от грудного кормления; можно отметить двигательную пассивность либо чрезмерную возбудимость, плохое развитие моторики. Выступает диссоциация развития в виде парадоксальных реакций: полное отсутствие реакций на грубый для ребенка дискомфорт — мокрые пеленки, одиночество, громкий шум — и наличие чрезмерных реакций неудовольствия на прикосновение, купание, ласку, тихие звуки.

4 стр., 1732 слов

Дети с шизофренией

... выражению чувств при достаточно со­хранных элементарных эмоциональных реакциях, что делает контакт с окружающимиформальным. Дети, больные шизофренией, не способны к эмпатии. От­сутствует страх ... окружающей среды  Исследования указывают на неспецифичность обнаруживаемых генов риска шизофрении: они способны повышать вероятность развития других психотических заболеваний, таких как мдп В половине ...

Комплекс дисфункций психофизического развития развертывается на фоне дефицитарности психической деятельности: у них наблюдается слабость «коммуникативных связей», эмоционально-волевых реакций. Отмечается особое гипомимическое выражение лица ребенка с отсутствием «ищущего» взгляда, задержки предречевого развития при нормальном слухе, отсутствие коммуникативного характера голосовых реакций, бедность и невыразительность звукопроизношения, рудиментарность «комплекса оживления» на появление родных и близких; отсутствие инициативного поведения, выражающегося в стремлении привлечь к себе внимание близких улыбкой, голосом, движением; позднее — в стремлении привлечь к себе внимание взрослого к игрушкам, вступить с ним в игровой или деловой контакт.

Наибольшую прогностическую информативную ценность представляют состояния двигательного возбуждения на индифферентном эмоциональном фоне, которые сочетаются с регрессом в моторике и могут рассматриваться как неблагоприятные.

В дошкольный период развития ребенка наблюдается: дефицит активности в отношении бытовых правил, а также правил взаимоотношений; дефицит общения, при котором страдают в развитии формы активной речи (спонтанность, выразительность, артикуляция), а отсюда страдает и коммуникативная функция речи, обращенная речь; усвоение языка (пассивная речь) развивается нормально, в некоторых случаях даже с опережением; дети реже жалуются; на конфликтные ситуации отвечают либо криком и агрессивными действиями, либо занимают пассивно-оборонительную позицию. На фоне соответствующего возрасту или опережающего интеллектуального и речевого развития отмечается недостаточное развитие практических навыков, плохая адаптация к новым условиям, черты необычности и чудаковатости в поведении, речи и мышлении.

Очень высок уровень реактивного общения при дефиците инициативного. У некоторых детей можно констатировать наличие черт аутизма. Ведущая деятельность в этом возрасте — игра. Игры у детей настолько индивидуальны и своеобразны, что другие дети не могут принимать в них участие. Совершенно отсутствует ролевая игра. Однако детей можно привлечь к участию в «играх с правилами», которые характеризуются наличием четко установленных правил и жесткой последовательностью действий и событий.

В период младшего школьного возраста у детей отмечается: высокий уровень развития обобщения по формальным признакам (плащ и ночь могут обобщаться на том основании, что они могут быть длинными); формальная сохранность интеллекта, склонность к схематизму, формально-отвлеченному мышлению; отставание в приобретении, усвоении и обобщении опыта, который несет общение. В этот период ведущей деятельностью является учебная — в связи с ранним развитием формально-логического мышления, высокой способности к абстракции они проявляют, по сравнению со своими сверстниками, большую склонность к классификациям разного рода, к построениям схем, таблиц и графиков, формальному анализу слов, готовность к неожиданным ассоциациям и сопоставлениям, умственным изобретениям. В сфере развлечений отмечается однообразный и односторонний их характер. Это либо оторванные от действительности бессодержательные увлечения, либо это деятельность, в которой отражаются определенные стороны действительности, но прежде всего формальные, одномерные. При общении у таких детей отсутствует мотивация быть понятыми другими.

K_voprosam — Стр 2

Вследствие недостаточной направленности на общение и усвоение социальных нормативов у ребенка значительно затруднено формирование соответствующих мотивов учебной деятельности. Шизофрения остается заболеванием, причины которого точно неизвестны. Клинические ее особенности, варианты течения, характер основных расстройств, исходы, особенности семейного фона — все это позволяет выделять ее у лиц зрелого возраста как генетически обусловленную форму. Правомерно ли выделение шизофрении раннего детства или было бы правильнее относить психоз у ребенка из-за малой его дифференцированности к кругу препсихотических состояний, синдрому раннего детского аутизма? Клинические обследования детей показали, что у ребенка данной группы уже имеется шизофрения с присущей ей клинической картиной и близкими для больных всех других возрастных групп типами течения. Поэтому правомерно говорить о выделении ранней детской шизофрении в отдельную отрасль для изучения и клинической работы.