Разделы клинической психологии в себя включают:

Клини́ческая психоло́гия (в устаревающей терминологии, медици́нская психоло́гия[1]) — раздел психологии (на стыке с психиатрией), изучающий психические явления с точки зрения их взаимосвязи с болезнями. Сфера клинической психологии включает в себя диагностику психического здоровья, организацию и проведение научных исследований для понимания психофизиологических проблем и разработку, проведение и оценку психологической коррекции (психотерапия).

Психотерапевтические методы клинической психологии: консультирование, индивидуальная психотерапия, семейная психотерапия, семейное консультирование и различные формы поддержки людей, испытывающих психологические проблемы, связанные с нарушениями физического здоровья.

Предмет клинической психологии как научно-практической дисциплины:

  • Психические проявления различных расстройств.
  • Роль психики в возникновении, течении и предупреждении расстройств.
  • Влияние различных расстройств на психику.
  • Нарушения развития психики.
  • Разработка принципов и методов исследования в клинике.
  • Психотерапия, проведение и разработка методов.
  • Создание психологических методов воздействия на психику человека в лечебных и профилактических целях.

Разделы клинической психологии в себя включают:

  1. психология больных людей;
  2. психология лечебного взаимодействия;
  3. норма и патология психической деятельности;
  4. психология девиантного поведения;
  5. психосоматика, то есть проблемы связанные с соматическими расстройствами;
  6. неврозология или причины возникновения и протекания неврозов.

В клинической психологии используется множество методов, позволяющих объективизировать, дифференцировать и квалифицировать различные варианты нормы и патологии. Выбор методики зависит от задачи, стоящей перед психологом, психического состояния больного, образования пациента, степени сложности психического нарушения. Выделяют следующие методы:

  • Наблюдение
  • Беседа
  • Психофизиологические методы (например, ЭЭГ)
  • Биографический метод
  • Изучение продуктов творчества
  • Анамнестический метод (сбор сведений о лечении, течении и причинах расстройства)
  • Экспериментально-психологический метод (стандартизированные и нестандартизированные методики)
  • Клиническая психология занимается проблемой определения, что же такое психическая норма и патология. В рамках нозологического подхода принято выделять два состояния человека — здоровьеиболезнь.
  • Типичными признаками здоровьясчитаются структурная и физическая сохранность нервной системы и органов человека, индивидуальная приспособляемость к физической и социальной среде, сохранность стабильного привычного самочувствия.
  • Болезньхарактеризуется общим или частным снижением приспособляемости, при этом выделяют следующие возможные исходы болезни: полное выздоровление, выздоровление с наличием остаточных явлений, инвалидизация (получение дефекта) и летальный исход.
  • Также выделяют патологическое психическое состояние, обусловленное этиологией процесса и не имеющее исхода.
  • Вопрос определения нормы и патологии является крайне сложным и затрагивает различные сферы человеческой деятельности — от медицины и психологии до философии и социологии.

    12 стр., 5899 слов

    1.Психология как наука. Предмет и задачи психологии. Методы психологических ...

    ... фундаментальной отрасли психологии, как психологии личности; связь психологии с психиатрией выражается в существовании таких отраслей, как патопсихология, клиническая психология, психосоматика, психология аномального развития ... которыми занимается психология, и методов, которые при этом используются. С одной стороны, психология — естественная наука, активно использующая экспериментальные методы для ...

    Был совершён ряд попыток вывести критерии психической нормы, в число которых включали соответствующую возрасту человека зрелость чувств, адекватное восприятие действительности, наличие гармонии между восприятием явлений и эмоциональным отношением к ним, умение уживаться с собой и социальным окружением, гибкость поведения, критический подход к обстоятельствам жизни, наличие чувства идентичности, способность планировать и оценивать жизненные перспективы. Во многих случаях под психической нормой определяют то, насколько индивид адаптирован к жизни в социальной среде, насколько он продуктивен и критичен в жизни.

  • При постановке диагноза психиатры и клинические психологи пользуются как личным опытом и общими рекомендациями, так и Международной классификацией болезней (МКБ) и «Диагностическим и статистическим справочником по психическим расстройствам» (DSM-IV).

БЕСЕДА КЛИНИЧЕСКАЯ

метод получения информации посредством устного опроса клиента и проведения терапевтической беседы при оказании психологической, психиатрической и медицинской помощи. Также — терапевтический метод при оказании помощи психологической. В психиатрии и психологии медицинской применяется для помощи клиенту в осознании им своих внутренних затруднений, конфликтов, скрытых мотивов поведения. В психоанализе применяется для диагностики и помощи клиенту в осознании собственных внутренних проблем и затруднений, конфликтов, бессознательных влечений, скрытых мотивов поведения и пр. Относится к самым свободным формам беседы, ибо поведенческие реакции почти неисчерпаемы. В таких беседах психолог интересуется не только явным содержанием ответа клиента (факты, мнения, чувства, словарь, ассоциации идей), но и его поведением (тон, запинки, жесты и пр.).

Существенная предпосылка успешности беседы клинической — установление позитивных личных отношений между участниками беседы, что требует от психолога большой терпеливости, приспособляемости к преобладающим интересам клиента, находчивости. Иногда беседа может дать непосредственный психотерапевтический эффект; .при этом клиент не только осознает причины своих затруднений, но и определяет пути их преодоления. Общая стратегия и ход беседы Методика клинико-нейропсихологического обследования детей

Согласно этому методу, на основе характеристики структуры наблюдаемых симптомов (квалификации симптома) определяется первичный дефект, из которого выводятся вторичные системные нарушения высших корковых функций, образующих синдром.

13 стр., 6430 слов

Развитие музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного ...

... дошкольников, установить закономерности; - провести диагностику музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного возраста. МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЙ основой исследования послужили концептуальные подходы ... психологами-теоретиками (Л.С.Выготский, Б.М.Теплов). работы, посвященные исследованию творческого развития детей (Н.А.Метлов, К.В.Головская, Н.А.Ветлугина, К В. Тарасова). МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ: ...

.

Клинико-нейропсихологическое обследование включает предварительную беседу, наблюдение,  экспериментальные пробы, направленные на исследование произвольной организации предметных действий, динамического и пространственного праксиса, объема слухоречевой памяти, зрительно-пространственного гнозиса, наглядно-образного и вербально-логического мышления. Варианты выполнения проб разработаны на основании результатов 3-летнего нейропсихологического обследования детей 6-7 лет, поступающих в первые классы общеобразовательной школы (306 детей), и дальнейшего их наблюдения в период обучения в начальной школе.

Клинико-нейропсихологическое обследование включает беседу с ребенком (субъективный анамнез), беседу с родственниками или заменяющими их лицами (объективный анамнез), экспериментально-психологическое обследование и наблюдение, которое вплетено в структуру всего обследования.

 

Беседа с ребенком

Беседа с ребенком преследует следующие цели: установление контакта, сбор субъективных анамнестических данных, формирование мотивации на обследование.

Расспрос не отделим от наблюдения. Расспрашивая ребенка, мы наблюдаем, а наблюдая, задаем возникающие в связи с этим вопросы. Для выявления особенностей психического расстройства необходимо внимательно следить за поведением ребенка: его мимикой, интонацией, движениями.

Одним из важнейших элементов всего обследования, его отправным этапом является установление контакта с ребенком. Нельзя соглашаться на разговор с ним в качестве знакомого родных, сотрудника учреждения (например, педагога) или представителя других организаций, следует представить себя именно как специалиста-психолога. Так же недопустимо рассматривать беседу сквозь призму определения патологических симптомов. Экспериментатор, прежде всего, должен, завоевать доверие ребенка своей речью, ее спокойным доверительным тоном, своим внешним видом, пониманием проблем ребенка, доброжелательностью и  желанием помочь.

Беседа начинается со знакомства. Сначала представляется взрослый, называя себя по имени и отчеству, подчеркивая, таким образом, официальность встречи.  Затем экспериментатор задает вопросы о том, как зовут ребенка, где он живет, из кого состоит его семья, сколько ему лет, в каком классе учится. Объем задаваемых вопросов должен быть адекватен задаче установления контакта, так как увеличение их количества может изменить психическое состояние ребенка и в дальнейшем помешает сбору необходимых сведений.

Уже начальный этап беседы дает экспериментатору  ценные данные о психических особенностях ребенка: ориентировке в ситуации обследования, о речевой моторике, об отношении к экспериментатору, эмоциональных состояниях. Правильно проведенная беседа  служит предпосылкой получения более полных и верных сведений о картине психического расстройства и в значительной мере влияет на правильность клинического заключения.

7 стр., 3148 слов

Копия 2 распр.нарушения у детей

... четвертой групп. Большинство авторов предлагают проводить коррекцион‑ную работу с аутичными детьми в следующих основных направлениях. 1. Развитие ощущений и восприятия, зрительно‑двигательной ... определять развитию мышечного, осязательного, зрительно‑осязательного восприятия. Если целостное восприятие у ребенка достаточно развито, можно проводить занятия по развитию других психических функций ( ...

 Основную часть беседы составляет выявление основных жалоб ребенка, подводящее к анализу существенных симптомов психического расстройства. Отсутствие жалоб — это уже симптом, который при наличии объективно обнаруженных дефектов в психическом статусе заставляет думать, что эти нарушения не отражаются в вербальной системе ребенка.

Экспериментально-психологическое обследование.

 

В процессе обследования используются нейропсихологические пробы, раскрывающие особенности функционирования отдельных анализаторов — слухового, зрительного, кинестетического и двигательного, а также пробы, выполнение которых требует сложных форм деятельности, обусловленных состоянием целого комплекса основных зон коры головного мозга (Лурия А. Р. Высшие корковые функции человека. — М., 1969. Рубинштейн С. Я. Экспериментальные методики патопсихологии. — М., 1999).

1. «Конфликтная» проба (кулак-палец). В этой экспериментальной пробе оцениваются сформированность у ребенка сложных произвольных движений, умение  подчинять речевой инструкции свои действия в ситуации конфликта непосредственного восприятия стимула и его условного значения.

Инструкция. Я поднимаю палец, а ты в ответ поднимаешь кулак и сразу опускаешь. А если я подниму кулак, ты должен поднять палец и тоже сразу опустить.

2. Проба на смену поз руки. Предусматривает оценку динамической организации движений — плавности переключения с одного элемента движения на другой или с одной серии движений на другую.

Д в и г а т е л ь н ы е   с е р и и.   Первая: кулак-ребро-ладонь, вторая: ладонь-кулак-ребро или ребро-ладонь-кулак,  третья: кулак-ребро-ладонь (см. рис. 14).

И н с т р у к ц и я.  Дается зрительный образец движений, который сопровождается объяснением: «Посмотри, как я делаю, и потом повтори. Будешь выполнять эти движения, пока я не скажу хватит».

3. Проба на исследование пространственной организации движений. Выявляется умение обследуемого воспроизводить определенные положения рук, расположенных в различных координатах пространства — горизонтально, фронтально, сагиттально; вверху, внизу; слева, справа. Тест включает одноручные и двуручные движения, которые могут быть односторонними и перекрестными (рис. 15).

Более сложными являются пробы  с участием обеих рук, располагающихся в разных пространственных плоскостях.  

И н с т р у к ц и я.  «Повторяй за мной движения — какой рукой буду делать я, такой и ты».

4. Проба на исследование зрительно-пространственных операций.

И н с т р у к ц и я.  «Нарисуй, пожалуйста, стол как ты себе его представляешь.

5. Проба на запоминание и воспроизведение групп слов. Выявляется прочность запечатления дифференцированных групп слухоречевых следов.

Применяются две группы, каждая из которых состоит из трех специально подобранных слов. Учитываются следующие параметры: степень обобщенности (простые предметно соотнесенные слова), частотность (высокая и средняя), длина (однослоговые слова), степень фонетической сложности. П е р в а я группа — дом, кот, лес; в т о р а я   —  ночь, мост, флаг.

13 стр., 6043 слов

Особенности психического развития детей с заболеванием шизофрения

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4 1.2. Этиология и патогенез шизофрении. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5 Глава 2. Особенности развития детей с шизофренией. 2.1. Основные симптомы ранней детской шизофрении. . . . . . . . . . . . . . . 8 2.2. Основные формы шизофрении у детей и подростков. . . . . . . . . . . . 10 Глава 3. ...

И н с т р у к ц и я.   «Я тебе скажу несколько слов. Внимательно слушай и запоминай их. Сначала я тебе назову слова из первой группы. Запомни и повтори эти слова два раза. Затем я тебе назову слова из второй группы, которые ты тоже должен запомнить и повторить два раза».

6. Проба на установление последовательности событий. Оценивается степень сформированности операций наглядно-образного мышления.

Для проведения опыта используется серия сюжетных картинок, которые изображают определенное событие.  Смысл сюжета становится ясным лишь после тщательного рассмотрения всех картинок и сопоставления их деталей. Примеры подобных серий  можно найти в альбоме Н. Радлова «Рассказы в картинках» (М., 1989), в книге С. Я. Рубинштейн «Экспериментальные методики патопсихологии» (М., 1999).

И н с т р у к ц и я.   «Посмотри на картинки, которые я тебе даю. Разложи их таким образом, чтобы получился рассказ о событии, изображенном на них».

7. Проба, раскрывающая понимание текста. Оценивается сформированность у обследуемого операций вербально-логического мышления.

Предлагаемые для эксперимента тексты         должны иметь скрытый смысл, для понимания которого необходимо выделить  и сопоставить существенные компоненты рассказа. При этом они должны быть относительно короткими по объему, простыми по грамматической структуре.

И н с т р у к ц и я.  «Внимательно послушай рассказ и объясни в чем его смысл, чему он учит».

Оценка результатов обследования

 

Полученные в экспериментальных пробах результаты оцениваются по двум основным параметрам — особенностям коррекции ошибок и их характеру.

По тому, как дети исправляют свои ошибки, можно выделить следующие формы коррекции:

  • самостоятельная коррекция,
  • после акцентирования внимания экспериментатором («Ты все сделал правильно?»);
  • после повторного предъявления инструкции;
  • в ситуации речевого программирования выполняемого задания с помощью шепотной или громкой речи самого ребенка или речевого программирования его действий экспериментатором;
  • с использованием помощи экспериментатора (в виде наводящих вопросов, критических замечаний и т.д.);
  • коррекция ошибок отсутствует, но их появление осознается ребенком в виде адекватной эмоциональной реакции (смущение, досада).

П е р в а я   г р у п п а  (высокий уровень сформировнности ВПФ).

В т о р а я  г р у п п а  (несформированность по возрасту обследуемых ВПФ легкой степени выраженности).

Т р е т ь я  г р у п п а  (выраженная несформированность по возрасту ВПФ).

Ч е т в е р т а я   г р у п п а  (нарушение обследуемых ВПФ).

.

 

 Типичные для обследуемых детей психопатологические и нейропсихологические симптомокомплексы

 

На основании клинико-нейропсихологического обследования детей 6-10 лет с пограничными психическими расстройствами были выделены типичные психопатологические и нейропсихологические особенности, входящие в структуру пограничной интеллектуальной недостаточности.

2 стр., 953 слов

Тема: Особенности формирования количественных представлений у ...

... формирования количественных представлений у детей с нарушениями речи в разных возрастных группах ДОУ Цель –рассмотреть особенности развития количественных представлений у детей разного возраста. Вопросы: 1. Развитие представлений о множестве ...

Психопатологическая картина этой группы детей характеризуется:

  • инфантилизмом и личностной незрелостью со снижением критических способностей;
  • несформированностью по возрасту прогностических функций с трудностями выделения целей и приоритетов;
  • мозаичностью клинических проявлений в системе нарушений возрастного психического развития и расстройств формирующейся личности;
  • выраженностью аффективных нарушений с аффективной лабильностью, склонностью к кратковременным депрессивным реакциям и дисфорическим состояниям;
  • часто наблюдающейся агрессивностью с нарушениями контроля поведенческих реакций и самооценки (В. Ф. Шалимов, Н. В. Вострокнутов, 2001).
  • По мнению В. В. Ковалева, существуют четыре основных возра­стных уровня реагирования:
  • 1) соматовегетативный (0—3 года);
  • 2) психомоторный (4-10 лет);
  • 3) аффективный (7-12 лет);
  • 4) эмоционально-идеаторный (12-16 лет).
  • Для первого уровня характерны повышенная общая и ве­гетативная возбудимость, склонность к расстройствам пищеваре­ния, питания, сна, навыков управления сфинктерами мочевого пу­зыря и прямой кишки. В связи с этим преобладающей клиниче­ской формой в этом возрасте является невропатия. Более того, и при других нервно-психических заболеваниях на первом плане оказывается неспецифическая для них соматовегетативная симпто­матика.
  • Второму уровню свойственны общие или локальные дви­гательные расстройства в форме гиперкинезов, тиков, заикания, мутизма. Частая форма психопатологии в этом возрасте гиперди­намический синдром. Но даже и при других заболеваниях (напри­мер, невроз) двигательная расторможенность или суетливость скрывают менее выраженную симптоматику, свойственную основ­ной болезни.
  • Для третьего уровня наиболее типичны страхи, явления повышенной аффективной возбудимости, уходы, бродяжничество. У детей в этом возрасте обычно встречающиеся нарушения пове­дения, как правило, сочетаются с выраженными эмоциональными расстройствами и т. д.
  • Основная форма реагирования, присущая четвертому уровню,—склонность к возникновению сверхценных образова­ний (реакций протеста, эмансипации, ипохондрических пережива­ний, психической анорексии, дисморфомании).

    Обычно эта, при­сущая возрасту психопатология и является характерной для по­дростков, даже если она и несвойственна основному заболеванию. Знание возрастных особенностей реагирования психики и преоб­ладающих в соответствующем возрастном периоде симптомов по­зволяет увидеть за ними симптоматику, патогномоничную основ­ному заболеванию.

Искаженное психическое развитие — тип дизонто­генеза, при котором наблюдаются сложные сочетания общего недоразвития, задержанного, поврежденного и ускоренного развития отдельных функций, приводя­щего к ряду качественно новых патологических ново­образований. Одним из клинических выражений этого типа дизонтогенеза является детский аутизм. В его структуре выделяются основные дефекты — исходная энергетическая недостаточность, связанная с ней об­ласть побуждений, быстрая истощаемость любой целе­направленной активности и ее пресыщаемость, низкие сенсорные пороги с выраженным отрицательным фоном ощущений, повышенная готовность к реакциям тревоги и страха. Аутичный ребенок боится окружающего мира; детский аутизм представляет собой основной вторичный дефект, выступающий в качестве компенсаторного механизма, направленного на защиту от травмирующей внешней среды. Наблюдается аутичная направленность всей интеллектуальной деятельности та­кого ребенка. Игры, фантазии, интересы далеки от реальной жизни. Содержание их монотонно, поведение однообразно, стереотипно: дети годами играют в одну и ту же игру, рисуют одинаковые рисунки, стереотипно действуют.

15 стр., 7118 слов

Игровые упражнения как способ коррекции коммуникативных умений ...

... беспричинный плач. В раннем возрасте дети часто бывают равнодушными к близким, не дают адекватной эмоциональной реакции на их появление ... в рамках патологии шизофренного круга: как начальный период детской шизофрении, реже - тяжёлой формы шизоидной психопатии. Цель: ... период беременности, при родах или в постнатальном периоде развития ребенка. Причины могут быть различны, но всегда наибольшее значение ...

Дисгармоническое психическое развитие— тип дизонтогенеза, основой которого служит врожденная или рано приобретенная стойкая диспропорциональность психики, преимущественно в эмоционально-волевой сфере. Для него характерны явления задержки развития одних психических функций с парциальным ускоренным развитием других. Эта диспропорциональность формирует некоторые аномальные варианты личности, для которых характерна «неадекватная реакция на внешние: средовые раздражители, вследствие чего более или менее нарушено поведение и затруднена активная приспособляемость к окружающей среде» (Г. Е. Сухарева, 1959, с. 38).

Этот вид дизонтогенеза клинически определяется как психопатия или патологическое развитие личности. Дисгармоничность психики первично обусловлена нарушениями в эмоциональной сфере.

Типична дисгармония между интеллектуальной и эмоциональной сферами. Первично сохранный интеллект не регулирует эмоциональную сферу, а часто находится от нее в большей зависимости, чем наблюдается в норме.

В табл. 1 приводятся (в обобщенном виде) результаты патопсихологического обследования состояний психических сфер ребенка, характерные для того или иного типа дизонтотенеза.

Методические средства, которые использовались нами для диагностики аномального психического развития ребенка, разработаны в отечественной патопсихологии (Б. В. Зейгарник, 1976; С. Я. Рубинштейн, 1970) на основе обширных данных, касающихся эксперимен­тально установленных феноменов психического разви­тия и методик их исследования. В связи с тем, что ме­тодики патопсихологического обследования были неоднократно описаны в соответствующей литературу (С. Я. Рубинштейн, 1970; Л. А. Булахова и др., 1980) в данном разделе мы лишь приведем список основных методик, применяемых в психологической семейной консультации.

Ранняя детская шизофрения возникает в возрасте до 10 лет. Отличается малой дифференцированностью психопатологических проявлений с преобладанием психомоторных расстройств со стереотипиями в поведении и речи, диффузным страхом, иногда мутизмом (детским аутизмом), бредоподобными фантазиями на фоне нарушения (искажения, задержки) онтогенетического развития и нарастающего эмоционального дефекта.

Психопатологическая структура ранней детской шизофрении не укладывается только в симптомы измененного развития, даже при самом раннем начале болезни. Своеобразие клинической картины ранней детской шизофрении из-за психической незрелости детей, изменчивости состояния их уровневого развития в связи с физиологической динамикой роста ребенка и изменением болезни в процессе течения резко усложняет накопление фактического материала о симптомах и симптомо-комплексах, ей присущих. Психопатологические расстройства, свойственные шизофрении зрелого возраста, у детей рудиментарны, а нередко и совсем отсутствуют. К тому же большое место в клинике шизофрении у детей занимают симптомы нарушенного развития. Все вышесказанное затрудняет однозначную квалификацию этих нарушений.

11 стр., 5022 слов

Психолого-педагогическая характеристика детей с ранним детским аутизмом

... психологического развития выделен детский (типичный) аутизм и атипичный аутизм. 2. Психолого-педагогическая характеристика детей с ранним детским аутизмом ... Башина В.М. (1974)); как аутистическое, постприступное, после приступа шизофрении (Вроно М.Ш., Башина В.М., (1975) и др.). Мнухин ... числе и при метаболических дефектах. [6]. В связи с принятием Международной классификации болезней 10-го пересмотра ...

К основным симптомам детской шизофрении такие исследователи как Т. Симсон, Г. Сухарева, Д. Дюше, Б. Фиш относят аутизм. Понимание аутизма у детей при шизофрении, по мнению Дж. Латц (1938), не может опираться нате же критерии, которые приняты при определении этого явления у взрослых больных шизофренией. При аутистических нарушениях у детей речь идет не о замкнутости, а скорее о невозможности контактов. Аутистические состояния у детей нужно представлять как пустоту, так как в них нет никакого содержания. У таких больных основными расстройствами будут утрата интересов, расстройства в связи с нарушением контактов, а не в связи с органическими дефектами.

Т. Симсон (1948) в аутистических фантазиях у детей обнаружила элементы, присущие бреду. Бред «неродных родителей» у детей школьного возраста тщательно изучался (В.Н. Мальцева; М.И. Моисеева; И.К. Руднева).Некоторые исследователи считают, что фантазирование у детей приобретает бредоподобный характер не ранее чем в пяти — семилетнем возрасте. Л.Я. Жезлова, В.М. Башина, Т. Симсон исследовали галлюцинаторные расстройства маленьких детей, больных шизофренией, а также возможности их(расстройств) раннего появления с момента становления речи. Дж. Бейтхман подчеркивает относительное феноменологическое сходство зрительных и соматических галлюцинаций.

Наблюдая неврозоподобные расстройства в клинической картине детской шизофрении, многие исследователи выявляют отсутствие чувства чуждости, легкую стереотипизацию двигательных навязчивостей (Е.Е. Сканави, Г.Н. Пивоварова, Л.И. Головань, Г. Ниссен, А. Мерц-Амман, Р. Корбоз).

Еще в 40-х годах нашего столетия Н.И. Озерецкий предположил, что у детей дошкольного возраста возможны деперсонализационные расстройства.

Возникновение заболевания сопровождается появлением целого ряда симптомов. Еще в младенчестве у ребенка можно отметить ряд психофизиологических особенностей, свидетельствующих о нарушениях в сфере формирования потребностей. У детей отмечаются приступы тревожного плача, общего беспокойства с нарушениями сна в ночное время и последующей плаксивостью в дневное время; снижается аппетит, дети начинают отказываться от грудного кормления; можно отметить двигательную пассивность либо чрезмерную возбудимость, плохое развитие моторики. Выступает диссоциация развития в виде парадоксальных реакций: полное отсутствие реакций на грубый для ребенка дискомфорт — мокрые пеленки, одиночество, громкий шум — и наличие чрезмерных реакций неудовольствия на прикосновение, купание, ласку, тихие звуки.

4 стр., 1732 слов

Дети с шизофренией

... выражению чувств при достаточно со­хранных элементарных эмоциональных реакциях, что делает контакт с окружающимиформальным. Дети, больные шизофренией, не способны к эмпатии. От­сутствует страх ... окружающей среды  Исследования указывают на неспецифичность обнаруживаемых генов риска шизофрении: они способны повышать вероятность развития других психотических заболеваний, таких как мдп В половине ...

Комплекс дисфункций психофизического развития развертывается на фоне дефицитарности психической деятельности: у них наблюдается слабость «коммуникативных связей», эмоционально-волевых реакций. Отмечается особое гипомимическое выражение лица ребенка с отсутствием «ищущего» взгляда, задержки предречевого развития при нормальном слухе, отсутствие коммуникативного характера голосовых реакций, бедность и невыразительность звукопроизношения, рудиментарность «комплекса оживления» на появление родных и близких; отсутствие инициативного поведения, выражающегося в стремлении привлечь к себе внимание близких улыбкой, голосом, движением; позднее — в стремлении привлечь к себе внимание взрослого к игрушкам, вступить с ним в игровой или деловой контакт.

Наибольшую прогностическую информативную ценность представляют состояния двигательного возбуждения на индифферентном эмоциональном фоне, которые сочетаются с регрессом в моторике и могут рассматриваться как неблагоприятные.

В дошкольный период развития ребенка наблюдается: дефицит активности в отношении бытовых правил, а также правил взаимоотношений; дефицит общения, при котором страдают в развитии формы активной речи (спонтанность, выразительность, артикуляция), а отсюда страдает и коммуникативная функция речи, обращенная речь; усвоение языка (пассивная речь) развивается нормально, в некоторых случаях даже с опережением; дети реже жалуются; на конфликтные ситуации отвечают либо криком и агрессивными действиями, либо занимают пассивно-оборонительную позицию. На фоне соответствующего возрасту или опережающего интеллектуального и речевого развития отмечается недостаточное развитие практических навыков, плохая адаптация к новым условиям, черты необычности и чудаковатости в поведении, речи и мышлении.

Очень высок уровень реактивного общения при дефиците инициативного. У некоторых детей можно констатировать наличие черт аутизма. Ведущая деятельность в этом возрасте — игра. Игры у детей настолько индивидуальны и своеобразны, что другие дети не могут принимать в них участие. Совершенно отсутствует ролевая игра. Однако детей можно привлечь к участию в «играх с правилами», которые характеризуются наличием четко установленных правил и жесткой последовательностью действий и событий.

В период младшего школьного возраста у детей отмечается: высокий уровень развития обобщения по формальным признакам (плащ и ночь могут обобщаться на том основании, что они могут быть длинными); формальная сохранность интеллекта, склонность к схематизму, формально-отвлеченному мышлению; отставание в приобретении, усвоении и обобщении опыта, который несет общение. В этот период ведущей деятельностью является учебная — в связи с ранним развитием формально-логического мышления, высокой способности к абстракции они проявляют, по сравнению со своими сверстниками, большую склонность к классификациям разного рода, к построениям схем, таблиц и графиков, формальному анализу слов, готовность к неожиданным ассоциациям и сопоставлениям, умственным изобретениям. В сфере развлечений отмечается однообразный и односторонний их характер. Это либо оторванные от действительности бессодержательные увлечения, либо это деятельность, в которой отражаются определенные стороны действительности, но прежде всего формальные, одномерные. При общении у таких детей отсутствует мотивация быть понятыми другими.

K_voprosam — Стр 2

Вследствие недостаточной направленности на общение и усвоение социальных нормативов у ребенка значительно затруднено формирование соответствующих мотивов учебной деятельности. Шизофрения остается заболеванием, причины которого точно неизвестны. Клинические ее особенности, варианты течения, характер основных расстройств, исходы, особенности семейного фона — все это позволяет выделять ее у лиц зрелого возраста как генетически обусловленную форму. Правомерно ли выделение шизофрении раннего детства или было бы правильнее относить психоз у ребенка из-за малой его дифференцированности к кругу препсихотических состояний, синдрому раннего детского аутизма? Клинические обследования детей показали, что у ребенка данной группы уже имеется шизофрения с присущей ей клинической картиной и близкими для больных всех других возрастных групп типами течения. Поэтому правомерно говорить о выделении ранней детской шизофрении в отдельную отрасль для изучения и клинической работы.