Раздел 1 Глава 2

ГЛАВА 2. ЭТИОЛОГИЯ НАРУШЕНИЙ РЕЧИ

Термин «этиология» — греческий и обозначает учение о причинах (этио — причина, логос — наука, учение).

Пробле­ма причинности издавна привлекала внимание человечества. Развитие этиологии как учения о причинах тесно связано с общим научным прогрессом ряда медицинских и естествен­ных дисциплин. Понятие «этиология» является философс­кой категорией, поэтому очевидна его связь и с развитием философии.

Большой вклад в решение данной проблемы внесли иссле­дования крупнейшего отечественного патофизиолога И. В. Да­выдовского, который писал: «Всякое истинное значение восхо­дит к причинам, т. е. к понятиям каузальности и детерминизма. Это два смежных, но разных понятия, трактующие, с одной сто­роны, о причинности, т. е. о причинно-следственных отношени­ях (таков именно должен быть смысл понятия «этиология»), с другой — о познании сущности, явления, т. е. закономерностей, которые лежат в его основе (детерминизм в собственном смысле слова)»1.

Проблема этиологии речевых нарушений прошла тот же путь исторического развития, что и общее учение о причинах возникновения болезненных состояний.

Еще в глубокой древности греческий философ и врач Гип­пократ (460—377 гг. до н. э.) видел причину ряда речевых расстройств в частности заикания, в поражении мозга.

Другой греческий философ Аристотель (384—322 гг. до н. э.), связывая процессы речеобразования с анатомическим строе­нием периферического речевого аппарата, усматривал при­чины речевых расстройств в нарушениях последнего.

Таким образом, уже в исследованиях античных ученых наметилось два направления в понимании причин речевых нарушений. Первое из них, исходившее от Гиппократа, веду­щую роль в возникновении речевых расстройств отдавало поражениям головного мозга; второе, берущее начало от Ари­стотеля, — нарушениям периферического речевого аппарата. На доследующих этапах изучения причин речевых расстройств сохранились эти две точки зрения.

Представления об этиологии речевых расстройств на всех этапах изучения данной проблемы отражают понимание их сущности, а также общие методологические направления оп­ределенной эпохи и авторов. Несмотря на то, что предположе­ние о роли поражения головного мозга в этиологии речевых расстройств было высказано еще за четыре столетия до н. э. Гиппократом, подлинно научное подтверждение ему было дано лишь в 1861 г., когда французский врач Поль Брока показал наличие в головном мозге поля, специально относящегося к речи, и связал потерю речи с его поражением. В 1874 г. анало­гичное открытие было сделано Вернике: установлена связь понимания с сохранностью определенного участка коры го­ловного мозга. С этого времени стала доказанной связь рече­вых расстройств с морфологическими изменениями опреде­ленных отделов коры головного мозга.

2 стр., 918 слов

Стёртая форма дизартрии как особый вид речевого расстройства

... Л.В. Щерба. 1. Исторический аспект и современное состояние проблемы. Как особый вид речевого расстройства стёртая форма дизартрии стала выделяться в логопедии сравнительно недавно – в 50 ... логопедии.-М.:Просвещение, 1989.-223 с. 24. Халецкая О.В., Трошин В.М. Минимальные дисфункции мозга в детском возрасте. – Нижный Новгород, 1997. 25. Шашкина Г. Р. и др. ...

Наиболее интенсивно вопросы этиологии речевых наруше­ний начали разрабатываться с 20-х годов настоящего столе­тия. В эти годы отечественные исследователи делали первые попытки классификации речевых нарушений в зависимости от причин их возникновения. Так, С. М. Доброгаев (1922) сре­ди причин речевых нарушений выделял «заболевания высшей нервной деятельности», патологические изменения в анатоми­ческом речевом аппарате, недостаточность воспитания в дет­стве, а также «общие невропатические состояния организма».

М. Е. Хватцев впервые все причины речевых нарушений разделил на внешние и внутренние, особо подчеркнув их тес­ное взаимодействие. Он также выделил органические (анатомо-физиологические, морфологические), функциональные (психогенные), социально-психологические и психоневроло­гические причины.

К органическим причинам были отнесены недоразвитие и поражение мозга во внутриутробном периоде, в момент родов или после рождения, а также различные органические нару­шения периферических органов речи. Им были выделены орга­нические центральные (поражения мозга) и органические пе­риферические причины (поражения органа слуха, расщепление нёба и другие морфологические изменения артикуляционного аппарата).

Функциональные причины М. Е. Хватцев объяс­нил учением И. П. Павлова о нарушениях соотношения про­цессов возбуждения и торможения в центральной нервной системе. Он подчеркивал взаимодействие органических и функциональных, центральных и периферических причин. К психоневрологическим причинам он относил умственную отсталость, нарушения памяти, внимания и другие расстрой­ства психических функций.

Важную роль М. Е. Хватцев отводил и социально-психо­логическим причинам, понимая под ними различные небла­гоприятные влияния окружающей среды. Таким образом, им впервые было обосновано понимание этиологии речевых рас­стройств на основе диалектического подхода к оценке при­чинно-следственных связей в патологии речи.

Большие достижения в области биологии, эмбриологии, те­оретической медицины в течение последних десятилетий, ус­пехи медицинской генетики, иммунологии и других дисцип­лин позволили углубить представления об этиологии речевых расстройств и показать значение экзогенных (внешних) и эндогенных (внутренних) вредностей в их возникновении. Важно не только выделять органические (центральные и пе­риферические), а также функциональные причины речевых расстройств, но и представлять себе механизм речевых нару­шений под влиянием тех или иных неблагоприятных воз­действий на организм ребенка. Это необходимо как для раз­работки адекватных путей и методов коррекции речевых расстройств, так и для их прогноза и предупреждения.

Под причиной нарушений речи понимают воздействие на организм внешнего или внутреннего вредоносного фак­тора или их взаимодействия, которые определяют специ­фику речевого расстройства и без которых последнее не может возникнуть.

20 стр., 9868 слов

Теоретическое обоснование проблемы особенностей поведения детей ...

... развития. Целью работы является теоретическое обоснование проблемы особенностей поведения детей с расстройством аутистического спектра. Задачи работы обусловлены поставленной целью: рассмотреть теоретические основы понятия «аутизм»; изучить причины и классификацию расстройства ... текст): . Стереотипные или повторяющиеся моторные движения, речь или использование объектов (например, простые моторные ...

Вопрос о роли внешних и внутренних факторов в этиоло­гии речевых расстройств является одним из разделов общей проблемы причинности. Установлена тесная взаимосвязь между этими факторами в возникновении речевой патологии и в формировании ее клинической картины.

В возникновении речевых нарушений большую роль игра­ют и социальные условия, и факторы, способствующие или препятствующие возникновению расстройств речи. Например, при возникновении заикания у ребенка психическая травма рассматривается как внешняя причина. Благоприятными условиями для возникновения заикания могут быть сомати­ческая ослабленность ребенка, его невропатическая конститу­ция (повышенная нервно-психическая возбудимость), остаточ­ные явления раннего органического поражения центральной нервной системы, возраст и др. В разных случаях один и тот же фактор может играть роль то условия, то причины. Так, в приведенном выше примере возраст ребенка как благопри­ятствующий возникновению заикания (этап наиболее интен­сивного развития речи) в сочетании с конституциональной повышенной нервно-психической возбудимостью может стать причиной возникновения заикания.

Основу для изучения этиологии речевых расстройств состав­ляют эволюционно-динамический подход и принцип диалек­тического единства биологического и социального в процессе формирования психики. В этом аспекте развитие речевой дея­тельности ребенка определяется степенью зрелости его цент­ральной нервной системы и в значительной степени зависит от особенностей взаимодействия ребенка с внешним миром.

Концепция развития психики, разработанная Л. С. Выгот­ским, составляет методологическую основу изучения причин нарушений речевого развития в детском возрасте. Подчерки­вая связь психического развития с воздействием окружаю­щей среды, он ввел понятие социальной ситуации развития. Она представляет собой сочетание внутренних процессов раз­вития и внешних условий, являющихся специфичными для каждого возрастного этапа.

В основе созревания речевой функциональной системы ле­жит афферентация, т. е. поступление из внешнего мира через различные анализаторы, в первую очередь слуховой анализа­тор, разнообразных сигналов и, прежде всего, — речевых. Ис­точником слуховой афферентации является взрослый, кото­рый общается с ребенком. В связи с этим роль речевого окружения и речевого общения очень велика, и их недоста­точность может быть одной из основных причин, нарушаю­щих формирование речи.

Дети раннего возраста, воспитывающиеся в среде с ограни­ченным или дефектным речевым окружением (глухонемые родители или родители с дефектами речи, длительная госпи­тализация, ограничение социальных контактов из-за различ­ных тяжелых заболеваний, например, дети с церебральным параличом), отстают в развитии речи.

Для нормального речевого развития ребенка общение дол­жно быть значимым, проходить на эмоционально положитель­ном фоне и побуждать его к ответу. Ему недостаточно просто слышать звуки (радио, магнитофон, телевизор), необходимо прежде всего прямое общение со взрослыми на основе харак­терной для данного возрастного этапа ведущей формы дея­тельности. Важным стимулом развития речи является изме­нение форм общения ребенка со взрослым. Так, замена эмоционального общения, характерного для первого года жиз­ни, на предметно-действенное в возрасте 2—3 лет является мощным стимулом развития его речи. Если же этого изме­нения в характере общения взрослого с ребенком не происхо­дит, то может произойти отставание в развитии речи.

5 стр., 2209 слов

Использование малых фольклорных форм в развитии речи детей раннего возраста

... форм устного народного творчества в речевом развитии детей раннего дошкольного возраста. Целью исследования является выявление особенностей использования малых форм устного народного творчества в развитии речи детей раннего возраста. Гипотеза исследования: ...

Предпосылкой в развитии речи является накопление ре­бенком впечатлений в процессе его предметно-игровой дея­тельности, которые и создают основу для усвоения значений слов и формирования связи их с образами предметов окружа­ющей действительности.

Развитие речи ребенка задерживается при неблагоприят­ных внешних условиях: отсутствие эмоционально положи­тельного окружения, сверхшумное окружение.

Речь развивается по подражанию, поэтому некоторые рече­вые нарушения (нечеткость произношения, заикание, наруше­ние темпа речи и др.) могут иметь в своей основе подражание.

Речевые нарушения часто возникают при различных пси­хических травмах (испуг, переживания в связи с разлукой с близкими, длительная психотравмирующая ситуация в семье и т. д.).

Это задерживает развитие речи, а в ряде случаев, осо­бенно при острых психических травмах, вызывает у ребенка психогенные речевые расстройства: мутизм, невротическое за­икание. Эти речевые нарушения, по классификации М. Е. Хватцева, условно могут быть отнесены к функциональным.

К функциональным нарушениям речи относятся также нарушения, связанные с неблагоприятными воздействиями на организм ребенка: общая физическая ослабленность, незре­лость, обусловленная недоношенностью или внутриутробной патологией, заболевания внутренних органов, рахит, наруше­ния обмена веществ.

Таким образом, любое общее или нервно-психическое за­болевание ребенка первых лет жизни обычно сопровождается нарушением речевого развития.

Отсюда правомерно разграничивать дефекты формирова­ния и дефекты сформированной речи, считая трехлетний воз­раст их условным подразделением.

При оценке нарушений речи у детей важно учитывать так называемые критические периоды, когда происходит наиболее интенсивное развитие тех или иных звеньев речевой системы, в связи с чем появляется повышенная ранимость нервных механизмов речевой деятельности и риск возникновения на­рушений ее функции даже при воздействии незначительных экзогенных вредностей. В этих случаях критический период в развитии речи является предрасполагающим условием к возникновению речевых расстройств.

Выделяют три критических периода в развитии речевой функции. Первый (1—2 года жизни), когда формируются пред­посылки речи и начинается речевое развитие, складываются основы коммуникативного поведения и движущей ее силой становится потребность в общении. В этом возрасте происхо­дит наиболее интенсивное развитие корковых речевых зон, в частности зоны Брока, критическим периодом которого счи­тается возраст ребенка 14—18 месяцев. Любые, даже как будто незначительные неблагоприятные факторы, действующие в этом периоде, могут отразиться на развитии речи ребенка.

Второй критический период (3 года), когда интенсивно развивается связная речь, происходит переход от ситуацион­ной речи к контекстной, что требует большой согласованнос­ти в работе центральной нервной системы (речедвигательного механизма, внимания, памяти, произвольности и т. д.).

7 стр., 3090 слов

Пороки и аномалии в развитие органов и систем

... развития. нервный мутация врожденный порок Механизмы развития заболевания Формирование пороков происходит преимущественно в период эмбрионального морфогенеза (3-10я неделя беременности) в результате нарушения ... проявляющиеся пороками развития отдельных органов и систем, прерыванием беременности. ... уменьшенная масса тела новорожденного или плода. .Гиперплазия (гипертрофия) - повышенная относительная ...

Возникающая некоторая рассогласованность в работе цент­ральной нервной системы, в нейроэндокринной и сосудистой регуляции приводит к изменению поведения, наблюдается уп­рямство, негативизм и т. д. Все это определяет большую ра­нимость речевой системы. Могут возникать заикание, мутизм, отставание речевого развития. Ребенок отказывается от рече­вого общения, появляется реакция протеста на завышенные к нему требования взрослых.

Возникающее на этом этапе заикание может быть обус­ловлено возрастной неравномерностью созревания отдельных звеньев речевой функциональной системы и различных пси­хических функций. В литературе они иногда обозначаются как эволютивные, т. е. связанные с возрастной фазой раз­вития: например, «эволюционное заикание».

Третий критический период (6—7 лет) — начало разви­тия письменной речи. Возрастает нагрузка на центральную нервную систему ребенка. При предъявлении повышенных требований могут происходить «срывы» нервной деятельнос­ти с возникновением заикания.

Любые нарушения речевой функции, имеющиеся у ребен­ка, в эти критические периоды проявляются наиболее сильно, кроме того, могут возникнуть и новые речевые расстройства. Логопед должен хорошо знать критические периоды в разви­тии речи ребенка и учитывать их в своей работе.

Критические периоды развития речи играют роль пред­располагающих условий, они могут иметь как самостоятель­ное значение, так и сочетаться с другими неблагоприятны­ми факторами — генетическими, общей ослабленностью ребенка, дисфункцией со стороны нервной системы и т. д.

Динамика возрастного развития речи в первые годы жизни значительно варьируется в зависимости от генотипа организма и от влияния на него окружающей среды. Для развития рече­вой функциональной системы необходимы нормальное созрева­ние и функционирование центральной нервной системы.

В возникновении речевых расстройств большая роль при­надлежит экзогенно-органическим факторам. Эта группа причин, по классификации М. Е. Хватцева, может быть отне­сена к группе органических центральных, при поражении головного мозга, и органических периферических, если под влиянием различных неблагоприятных внутриутробных фак­торов нарушается морфологическое развитие периферического речевого аппарата.

Под экзогенно-органическими факторами понимают раз­личные неблагоприятные воздействия (инфекции, травмы, интоксикации и др.) на центральную нервную систему ре­бенка и на его организм в целом. В зависимости от времени воздействия этих факторов выделяют внутриутробную пато­логию, или пренатальную (воздействие в период внутриутроб­ного развития); повреждение при родах (натальная патоло­гия) и воздействие различных вредных факторов после рождения (постнатальная патология).

Внутриутробная пато­логия часто сочетается с повреждением нервной системы ребенка при родах. Это сочетание в современной медицинской литературе обозначается термином «перинатальная патоло­гия». Такие поражения нервной системы объединяют различ­ные патологические состояния, обусловленные воздействием на плод вредоносных факторов во внутриутробном периоде, во время родов и в первые дни после рождения. Перинаталь­ная патология может быть обусловлена заболеваниями мате­ри во время беременности, инфекциями, интоксикациями, ток­сикозами беременности, а также многообразной акушерской патологией (узкий таз, затяжные или стремительные роды, преждевременное отхождение вод, обвитие пуповиной, непра­вильное предлежание плода и др.).

9 стр., 4140 слов

Тема 5. Речевые нарушения.

... понятие о речевых нарушениях. Статистика распространенности различных речевых нарушений. Сравнительная характеристика нормы, недоразвития (несформированности) и нарушения речи. Отличие речевых нарушений от физиологического несовершенства речевой деятельности ребенка. Этиология речевых нарушений. Три критических периода в развитии речевой функции. Центральный ...

Имеют значение также акушерские манипуляции, которые могут повредить нервную систему плода.

Ведущее место в перинатальной патологии нервной систе­мы занимают асфиксия и родовая травма.

Возникновению внутричерепной родовой травмы и асфик­сии (кислородного голодания плода в момент родов) способ­ствует нарушение внутриутробного развития плода. Родовая травма и асфиксия усугубляют нарушения развития мозга плода, возникшие внутриутробно. Родовая травма приводит к внутричерепным кровоизлияниям и гибели нервных клеток. Внутричерепные кровоизлияния могут захватывать и рече­вые зоны коры головного мозга, что влечет за собой различ­ные нарушения речи коркового генеза (алалия).

У недоно­шенных детей внутричерепные кровоизлияния возникают наиболее легко в результате слабости их сосудистых стенок.

При локализации поражения мозга в области структур, обеспечивающих речедвигательный механизм речи, возника­ют преимущественные нарушения звукопроизносительной ее стороны — дизартрии.

В этиологии речевых нарушений у детей определенную роль может играть иммунологическая несовместимость крови матери и плода (по резус-фактору, системе АВО и другим антигенам эритроцитов).

Резус или групповые антитела, про­никая через плаценту, вызывают распад эритроцитов плода. В результате из эритроцитов выделяется токсическое для цен­тральной нервной системы вещество — непрямой билирубин. Под его влиянием поражаются подкорковые отделы мозга, слуховые ядра, что приводит к специфическим нарушениям звукопроизносительной стороны речи в сочетании с нару­шениями слуха.

При внутриутробных поражениях мозга отмечаются наи­более тяжелые речевые нарушения, сочетающиеся, как пра­вило, с другими полиморфными дефектами развития (слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, интеллекта).

Они мо­гут наблюдаться при заболевании беременной женщины крас­нухой, цитомегалией, токсоплазмозом и другими вирусными инфекциями. При этом тяжесть речевых нарушений и дру­гих дефектов развития во многом зависит от времени пора­жения мозга во внутриутробном периоде. Наиболее тяжелые повреждения отмечаются в первом триместре беременности, а также во время всего периода эмбриогенеза, т. е. от 4 недель до 4 месяцев беременности.

Патологические воздействия на поздних стадиях беремен­ности обычно не вызывают тяжелых пороков развития, а ве­дут к задержке созревания нервной системы, к нарушению миелинизации ее структур.

У детей с аномалиями и пороками развития мозга часто наблюдаются множественные, так называемые дизамбриогенетические стигмы в виде асимметрии черепа, аномалии нёба (высокое «готическое» нёбо, уплощенное нёбо, раздвоен­ная губа), дефекты развития верхней челюсти, аплазия ниж­ней челюсти, микрогнатия, прогнатия и др. Примером ре­чевых расстройств, возникающих под влиянием воздействия неблагоприятных факторов на развивающийся плод, может быть открытая ринолалия, возникающая вследствие врож­денной расщелины нёба.

Инфекционные и соматические заболевания матери во время беременности могут приводить к нарушениям маточно-плацентарного кровообращения, к расстройствам питания и к кислородному голоданию плода. Если хрони­ческое кислородное голодание плода выражено нерезко, оно может не нарушать, а несколько замедлять темп созрева­ния плода. В результате этого при доношенной беременно­сти ребенок рождается незрелым, с ослабленной нервной системой, процессы миелинизации нервной системы у него замедлены, нарушена дифференциация нервных клеток и их аксонов, затруднено формирование межнейрональных связей мозга. Эти факторы также влияют на формирова­ние речевой деятельности.

8 стр., 3804 слов

1.Нарушения эмоций. Эмоции в работе врача

... в детстве создает риск для развития расстройств личности. Типы расстройства личности : Параноидное -  расстройство ... быстрота эмоционального отреагирования, скорость «ответа». Нарушение эмоциональных реакций Физиологический аффект- состояние выраженного ... и социальное поведение; беспорядочное мышление; расстройство речи Антисоциальное расстройство личности - Импульсивное черствое поведение, ...

Нарушения внутриутробного развития плода — эмбриопатии— могут возникать в связи с вирусными заболевания­ми, приемом лекарственных препаратов, ионизирующей радиацией, вибрацией, алкоголизмом и курением во время беременности. Неблагоприятное влияние алкоголя и никоти­на на потомство было отмечено уже давно.

В последнее время изучена клиническая картина олигофре­нии алкогольно-эмбриопатического генеза, сочетающаяся с нару­шениями речи, показано влияние хронического алкоголизма на возникновение различных дефектов речи. Описан алкогольный эмбриопатический синдром, включающий отставание физичес­кого, речевого и умственного развития, черепно-лицевые уродства.

При алкогольном эмбриопатическом синдроме отмечены не резко выраженные нарушения слуха, что также неблагоп­риятно влияет на развитие речи ребенка.

При алкоголизме родителей отмечается более высокая ча­стота смерти плода во внутриутробном и перинатальном пе­риодах, недоношенность, внутриутробная и интранатальная асфиксия, а также более высокая заболеваемость и смертность детей в первые годы жизни.

В дошкольном и школьном периоде эти дети обращают на себя внимание общей физической ослабленностью, отста­ванием психического развития с проявлениями общего недо­развития речи, двигательной расторможенностью, нарушени­ями активного внимания, зрительного и слухового восприятия. Повышенная отвлекаемость сочетается у них с малой позна­вательной активностью, личностной незрелостью, трудностя­ми в обучении. В настоящее время много работ посвящено неблагоприятному влиянию курения на репродуктивную фун­кцию женщины, а также на течение беременности и родов. Показана связь курения с недоношенностью, отставанием де­тей в физическом и психическом развитии.

Особенно вредное влияние на развитие плода оказывает со­четание ряда неблагоприятных факторов, действующих в пе­риод его внутриутробного развития (сочетание алкоголизма и курения с токсикозами беременности, с различными хроничес­кими и острыми вирусными заболеваниями матери и т. д.).

Токсикозы беременности, недоношенность, недлительная асфиксия в родах вызывают нерезко выраженные минималь­ные органические повреждения мозга (дети с минимальной мозговой дисфункцией — ММД).

Для них характерны недо­статочность внимания, памяти, моторные нарушения, расторможенность, различные речевые расстройства.

В настоящее время при легкой мозговой недостаточности выделяют особый вид психического дизонтогенеза, в основе которого лежит превосходящая возрастная незрелость отдель­ных высших корковых функций. Она вызывает своеобразное отставание в развитии речи и неравномерность психического развития, определяющие специфические трудности обучения этих детей.

При минимальной мозговой дисфункции происходит задер­жка темпа развития функциональных систем мозга, требую­щих для своего осуществления интегративной деятельности: речь, поведение, внимание, память, пространственно-временные представления и другие высшие психические функции.

4 стр., 1930 слов

Психолого-педагогическая характеристика детей дошкольного возраста ...

... нервную систему ребенка, что создает предрасполагающие условия для нарушения речевого развития или срыва речи. Однако, необходимо помнить об уникальных компенсаторных возможностях мозга ... 27]. Развитию детского воображения весьма способствует усвоение речи, а задержка речевого развития приводит к отставанию в развитии мышления и воображения. Воображение детей с речевыми расстройствами формируется ...

Дети с минимально мозговой дисфункцией составляют груп­пу риска по возникновению у них речевых расстройств. Сво­евременное их выявление и ранняя стимуляция психическо­го развития могут в значительной степени улучшить речевой и умственный прогнозы данной категории детей. Логопеду и педагогу-дефектологу необходимо знать ранние проявления синдрома минимальной мозговой дисфункции.

Основными проявлениями данного синдрома на первом году жизни являются так называемые «малые неврологичес­кие признаки»: у грудных детей — это легкие нарушения мышечного тонуса, обычно не мешающие активным движе­ниям, но отличающиеся стойкостью; нерезко выраженные непроизвольные движения в виде тремора, общих вздрагива­ний; задержка сенсомоторного развития (особенно зритель­но-моторной координации); отставание в развитии тонких дифференцированных движений пальцев рук, формирования предметно-манипулятивной деятельности; задержка довербального и начального вербального развития. Все эти при­знаки сочетаются с легкой неврологической симптоматикой.

Речевые нарушения чаще возникают у лиц мужского пола. В исследованиях последних лет показано различие развития правой и левой (речевой) гемисфер (полушарий) в зависимости от пола. Левое полушарие осуществляет в основном речевую функцию, а правое — зрительно-пространственный гнозис. У мальчиков быстрее, чем у девочек, развивается правое полуша­рие. У девочек же, наоборот, левое полушарие развивается быс­трее, в связи с чем у них отмечаются более ранние сроки рече­вого развития. Кроме того, у девочек раньше формируется более выраженное межполушарное взаимодействие, что способству­ет лучшей компенсации у них мозговых повреждений.

Кроме того, причиной, определяющей преобладание рече­вых нарушений у лиц мужского пола могут быть интеллек­туальные и речевые расстройства, связанные со специфичес­кими изменениями в структуре Х-хромосомы.

В возникновении речевых нарушений у детей большую роль играют ранние органические поражения мозга, сочетающие­ся с неблагоприятными условиями воспитания и окружения ребенка в первые годы его жизни.

Большое значение имеет эмоциональная депривация (не­достаточность эмоционально положительного контакта со взрослым).

Особое внимание придается нарушениям взаимосвязи ма­тери с ребенком в первые годы жизни. Известно, что нор­мальное довербальное развитие на первом году жизни, имею­щее важное значение для формирования речевой функции, возможно только при адекватном взаимодействии ребенка с матерью или другим близким для него лицом.

Речевые нарушения могут возникать и в результате воз­действия различных неблагоприятных факторов на мозг ре­бенка и на последующих этапах его развития. Структура этих речевых нарушений различна в зависимости от времени воз­действия вредности и локализации поражения мозга.

При повреждении незрелого мозга нет полной корреляции между локализацией, тяжестью поражения и отдаленными последствиями в аспекте речевых расстройств. Уже почти сто лет назад было показано и затем подтверждено последующи­ми исследованиями, что врожденное или рано приобретенное повреждение левой гемисферы у детей не ведет столь часто к корковым речевым расстройствам (алалического или афаизического характера в зависимости от того, возникает ли по­вреждение в доречевом периоде или в период уже сформиро­ванной речи), как это имеет место при аналогичных повреждениях у взрослых. Известно, что травмы черепа у ре­бенка, имеющего развитую речь, значительно реже вызывают афазию, чем у взрослого. Пластичность мозга в значительной степени определяется незрелостью мозговых структур. Этим объясняется отсутствие четкой корреляции между тяжестью и локализацией поражения мозга ребенка и частотой возник­новения речевых расстройств. В литературе имеются указа­ния, что даже полное удаление левой гемисферы у ребенка раннего возраста может не вызывать специфических речевых расстройств. Это объясняется пластичностью детского мозга и более диффузным наличием речевых зон в незрелом моз­гу ребенка, которые представлены более распространенно в обоих полушариях. Существует обратная зависимость между пластичностью нервной системы и степенью миелинизации невронов: чем меньше миелинизация, т. е. чем меньше их зрелость, тем большее их пластичность.

7 стр., 3179 слов

Психолого-педагогическая классификация нарушений речи

... внимания, счета, мышления, эмоций. В «речевом» разделе представлены симптомы речевых расстройств: нарушений устной речи, письма и чтения, а также нарушений слухоречевой памяти. (см. Карту в приложении) ... х лет. Пособие предлагает не только обследовать речевые расстройства, но и особенности двигательного, психического, эмоционального развития ребенка. Обследуя ребенка комплексно, учитывая различные ...

Это проявляется в том, что аксон нервной клетки, который не может сформировать синапс (специальное образование, осуще­ствляющее связь между нервными клетками) на своей повреж­денной стороне, может сформировать его в здоровом полуша­рии. Но зато возможно только в том случае, если миелинизация корковых отделов мозга еще не закончена и не все синаптические образования в здоровом полушарии уже сформированы.

Одностороннее повреждение коры головного мозга у ребенка раннего возраста приводит к качественно иным нарушениям, чем у взрослых. Если у взрослых афазии возникают обычно при по­ражении доминантного левого полушария, то у детей они чаще возникают при двуполушарных повреждениях, кроме того, даже повреждение правого (обычно субдоминантного) полушария мо­жет вызвать значительные нарушения речевого развития.

Раздел 1 Глава 2 — Стр 2

Таким образом, при оценке роли экзогенно-органическо­го фактора в возникновении речевых расстройств в детс­ком возрасте необходимо учитывать: время, характер и ло­кализацию повреждения, особенности пластичности нервной системы ребенка, а также степень сформированности рече­вой функции в момент повреждения мозга.

Определенное значение в этиологии речевых нарушений у детей имеют и наследственные факторы. Часто они являются предрасполагающими условиями, реализующимися в речевую патологию под влиянием даже незначительных неблагопри­ятных воздействий.

В некоторых случаях наследственные факторы выступают как ведущие причины. Так, например, в литературе приводят­ся данные о том, что ринолалия, обусловленная расщелиной нёба в 10—30% случаев может быть связана с наследствен­ными факторами (П. Г. Светлов, 1962; А. Я. Пискунов, I960, и др.).

По данным А. Э. Гуцмана (1980), частота наследствен­ных форм ринолалии составляет всего 1,31%.

По данным С. А. Гриднева (1976), наследственная отягощенность среди заикающихся составляет 17,5%. Отмечается роль наследственных факторов в возникновении нарушений письменной речи (дисграфии, дислексии).

Наследственные факторы в возникновении речевых рас­стройств обычно выступают в сочетании с экзогенно-органи­ческими и социальными. Они могут играть также ведущую роль в возникновении некоторых видов речевых расстройств, сочетающихся с общими изменениями со стороны нервной

системы. Это речевые нарушения, наблюдаемые при хромо­сомных синдромах и наследственно-дегенеративных заболе­ваниях нервной системы, которые составляют особую группу так называемых вторичных речевых расстройств. Особеннос­ти их определяются самим заболеванием.

Хромосомные синдромы (или хромосомные болезни) явля­ются врожденными и обычно не имеют прогредиентного те­чения. Почти при всех хромосомных синдромах наблюдается отставание в физическом и нервно-психическом развитии ребенка, в той или иной степени нарушено и развитие речи.

Хромосомные синдромы подразделяются на две группы: синдромы, связанные с изменением числа или структуры аутосом, и синдромы, обусловленные изменениями половых хро­мосом. Наиболее выраженные нарушения речевого развития и речевые расстройства наблюдаются при первой группе син­дромов. Они обычно сочетаются с интеллектуальной недоста­точностью, выраженными пороками и аномалиями развития. Примером могут быть нарушения речи при болезни Дауна, которые обнаруживаются в позднем проявлении значитель­ным недоразвитием речи.

Особое внимание в последние годы во всем мире привлекают проблемы речевых нарушений у детей со специфическими из­менениями в структуре Х-хромосомы (синдром фрагильной, или ломкой, Х-хромосомы), которые сочетаются обычно с проявле­ниями разной степени выраженности умственной отсталости, наблюдаемой преимущественно у мальчиков. Речевые нару­шения при этом синдроме полиморфны: общее речевое недо­развитие, дизартрия, иногда заикание. Характерным считается ускоренный темп речи, сочетающийся с персеверациями; а так­же двигательная расторможенность, аффективные нарушения.

Наследственно-дегенеративные заболевания нервной си­стемы обусловлены изменениями генетической информации. В их основе лежат генные мутации, ведущие к нарушению синтеза определенных структурных белков или ферментов, что вызывает различные нарушения.

Синдромы речевых расстройств наблюдаются при многих наследственно обусловленных заболеваниях обмена веществ. Первым признаком нарушенного нервно-психического разви­тия ребенка часто являются различные речевые нарушения.

Специфические речевые нарушения наблюдаются и при фенилкетонурии — наследственном заболевании, обуслов­ленном нарушением обмена фенилаланина, и других наслед­ственных заболеваниях обмена. Все эти речевые нарушения рассматриваются как синдромы в структуре наследственно-обменных заболеваний нервной системы. Рано начатое лечеб­ное питание в значительной степени может предупредить тя­желое течение заболевания, последующее снижение интеллекта и недоразвитие речи.

Логопеду важно помнить о возможности подобных заболе­ваний, необходимости их ранней диагностики и лечения, де­тей с подозрениями на данную патологию целесообразно на­правлять в медико-генетическую консультацию.

Итак, этиологические факторы, вызывающие нарушения речи, сложны и полиморфны. Наиболее часто встречается сочетание наследственной предрасположенности, неблагоприятного ок­ружения и повреждения или нарушения созревания мозга под влиянием различных неблагоприятных факторов.

Анализ этиологии речевых нарушений помогает разграни­чению «первичных» речевых расстройств, связанных с пора­жением или дисфункцией речевых механизмов, от «вторич­ных», наблюдаемых у детей с нарушениями интеллекта или сенсорными дефектами, а также при различных текущих за­болеваниях центральной нервной системы.

Выводы и проблемы

Основу для изучения этиологии речевых расстройств со­ставляют эволюционно-динамический подход и принцип диалектического единства биологического и социального в развитии речи.

Большую роль в нарушениях речевого развития и в воз­никновении невротических речевых расстройств играют социальные факторы (функциональные формы речевых расстройств).

Окружающая ребенка социальная среда является не только условием, но и источником развития речи.

Материальным субстратом речевой функции является не­рвная система. Поэтому при повреждении нервной систе­мы и нарушениях ее созревания под влиянием различ­ных факторов наиболее часто отмечаются различные нарушения речи (органические центральные формы рече­вых расстройств).

Многие виды речевых расстройств воз­никают под влиянием воздействия на развивающийся мозг ребенка различных неблагоприятных факторов. Различные соматические заболевания и болезни обмена веществ могут быть как благоприятными условиями для возникновения речевых расстройств, так и в некоторых случаях их непосредственными причинами. Важными вопросами этиологии речевых нарушений яв­ляются:

• изучение причин системных речевых расстройств коркового генеза (алалии, афазии) с учетом локализации, характера и времени поражения мозга;

• определение роли наследственного фактора в воз­никновении различных видов нарушений речи;

• детальное изучение причин и предрасполагающих условий к возникновению различных форм заикания;

• изучение статистических сведений о распростране­нии речевых нарушений и их причин.

Контрольные вопросы и задания

1. Назовите основные причины речевых нарушений.

2. Охарактеризуйте предрасполагающие условия к воз­никновению речевых расстройств.

3. Дайте характеристику экзогенно-органических фак­торов как причин речевых нарушений.

4. Раскройте роль наследственных факторов в возник­новении речевых расстройств.

5. Покажите роль социальных факторов в возникнове­нии речевых нарушений.

6. При посещении специального учреждения позна­комьтесь с медико-психолого-педагогической доку­ментации и уточните возможные причины речевых нарушений у детей.

7. Сопоставьте причины недоразвития детской речи и дефектов сформированной речи.

Литература

1. Бадалян Л. О. Невропатология. — М., 1987.

2. Беккер К. П., Совак М. Логопедия. — М., 1981.

3. Мастюкова Е.М. Ребенок с отклонениями в развитии. — М., 1992.

4. Понятийно-терминологический словарь логопеда / Под ред. В.И. Селиверстова. — М. 1997.

5. Хватцев М. Е. Логопедия. — М.( 1959. — С. 30—38.

6. Хрестоматия по логопедии / Под ред. Л. С. Волковой, В.И. Се­ливерстова. — М., 1997. — Ч. I, П.

1 Давыдовский И. В. Проблемы причинности в медицине (этиология).

М., 1962.