Психофизиологические особенности.

Период раннего детства.

1. Наличие тесной связи физического и психического развития (любые отклонения в физическом развитии могут привести к психическим нарушениям);

2. индивидуальные темпы развития (в силу неравномерности и гетерохронности органы и системы организма развиваются не одинаково быстро);

3. высокую ранимость ребенка, что предъявляет особые требования к его воспитанию;

4. восприимчивость детей к обучению (в этом возрасте легко образуются условные связи).

К концу первого года жизни социальная ситуация полной слитности взрывается изнутри: в ней появляются двое — ребенок и взрослый.

В это время ребенок приобретает некоторую степень автономии и самостоятельности, но, конечно, в ограниченных пределах.

На грани между возрастами в кризисе первого года формируется ряд противоречий — как предпосылки перехода на качественно новую ступень развития.

Во-первых, в это время речь ребенка носит автономный характер (слова ситуативны, многозначны, полисемантичны, они лишь сколки слов взрослых), что само по себе содержит противоречие: как средство общения эта речь обращена к другому, но лишена постоянных значений. Как разрешение противоречия важнейшим приобретением (новообразованием) возраста становится развитие речи, которая понятна другим и используется как средство общения с другими и управления собой.

Во-вторых, до сих пор почти в каждом действии, которое ребенок осуществляет с тем или иным предметом, как бы присутствует взрослый. И прежде всего — через конструирование предметов, с которыми ребенок манипулирует. Это явление встречается только в конце младенческого возраста. Как указывает Д.Б. Эльконин, на предметах не написан способ взаимодействия с ним, поэтому он должен быть специально раскрыт ребенку. В младенческом возрасте это раскрытие невозможно, ребенок взаимодействует с предметом опираясь на его физические свойства.

Это противоречие разрешается при построении новой социальной ситуации развития, а именно — ситуации совместной деятельности со взрослым человеком, содержание которой — усвоение общественно выработанных способов употребления предметов, которые ребенку открылись, а затем стали его достоянием. Социальная ситуация развития в раннем возрасте такова: «ребенок-предмет-взрослый» (вместо прежней «ребенок-взрослый»).

23 стр., 11141 слов

Пути профилактики агрессивности детей старшего дошкольного возраста средствами досуговой деятельности

... возрасте дети начинают ориентироваться на мир взрослых и стремятся воссоздать его в игре, чтобы ощутить себя социально значимым лицом или преобразовать какую-либо ситуацию ... и т.д.), которые могут быть эффективным средством развития творческого потенциала ребенка. Исследование вопросов профилактики агрессивности детей позволило выделить противоречие между традиционным пониманием необходимости ...

В это время ребенок полностью поглощен предметом. Так как демонстрация способа взаимодействия с предметом принадлежит взрослому, появляется новый тип деятельности — предметная деятельность,направленная наактивное усвоение общественно выработанных способов действия с предметами (второе основное новообразование раннего возраста).

В этой деятельности возникает и речь, смысловое обозначение вещей, обобщенно-категориальное восприятие предметного мира, и наглядно-действенное мышление.

Наконец, третье важное новообразование — развитие самостоятельной ходьбы, которую ребенок начал осваивать к концу младенчества.

Говоря об общепсихологических характеристиках периода раннего детства, Л.С. Выготский отмечал ряд существенных моментов.

Прежде всего, это связанность ребенка с конкретной ситуацией: ребенок входит в ситуацию, и его поведение целиком определяется ею, входит в нее как составная динамическая связь. Ребенок раннего возраста не привносит в ситуацию никаких знаний о других возможных вещах, его вообще не привлекает ничего, что лежит за пределами этой ситуации.

Это поведение обусловлено несколькими факторами: во-первых, возникновением единства между сенсорными и моторными функциями, появляющимися в начале раннего детства, во-вторых, тесной связанностью восприятия и эмоционального отношения. Взрослые люди научаются смотреть на вещи, отвлекаясь от непосредственной эмоции, которую они вызывают, и не проявляя вообще никакого интереса к ряду вещей. Для ребенка раннего возраста это невозможно, так как восприятие и эмоция слиты в одно целое. В результате мы имеем дело с такой своеобразной системой сознания, когда восприятие непосредственно связано с действием, определяет поведение.

2 стр., 948 слов

5967 Особенности развития самосознания в подростковом и раннем юношеском возрасте

... литературе обозначается термином самоопределение. Сложность и многогранность личностных изменений в раннем юношеском возрасте, его определяющая роль на ход дальнейшего развития личности обуславливает ... в своем самосознании осознает себя как субъекта сознания, общения и действия, становясь в непосредственное отношение к самому себе. Итоговым продуктом процесса ...

Сознавать для ребенка раннего возраста — еще не значит воспринимать и перерабатывать воспринимаемое с помощью внимания, памяти, мышления. Эти функции еще недостаточно отдифференцировались друг от друга и действуют в сознании как нерасчлененное целое, подчиняясь восприятию, поскольку они в нем участвуют.

Восприятие в этом возрасте вообще можно считать ведущей психической функцией. Память в этом возрасте проявляется в узнавании (этим объясняется факт амнезии раннего детства); мышление в это время проявляется исключительно как наглядно-действенное (т.е. как умение восстановить связь, но только в конкретной ситуации).

Эмоции в раннем возрасте проявляются также при непосредственном восприятии в конкретной ситуации.

Восприятие в раннем детстве отличается двумя особенностями. Первая — его аффективный характер, его страстность. Вторая — это доминирующая функция сознания, а значит, поставлено в максимально благоприятные условия развития.

Центральным новообразованием возраста является возникновение у ребенка сознания, выступающего для других в виде собственного «Я».

Оно появляется примерно к 3-м годам. До этого для ребенка нет проблемы выделения себя в отдельность из мира слияния со взрослыми, нет проблемы понимания его взрослыми. К 3 годам ребенок впервые начинает противопоставлять свои самостоятельные действия совместным действиям со взрослым: например, берет ложку и начинает есть сам, протестуя против того, чтобы его кормили. Из единства ребенок-взрослый ребенок начинает выделять собственное «Я».

«Три кита» раннего детства.

Прямохождение. Это умение развивается по нарастающей. Являясь физическим приобретением, способность к самостоятельному передвижению приводит к психологическим последствием.

Овладение ходьбой расширяет границы доступного ребенку мира. А главное, освобожденные от участия в ползании руки расширяют возможности ребенка в манипуляциях с предметами.

Предметная деятельность. Манипулятивная деятельность сменяется предметной деятельностью.

3 стр., 1286 слов

кинезотерапия как метод развития ручной и общей моторики детей с нарушениями речи (заикание).

... к затруднениям в овладении ребенком предметным миром с раннего возраста, выступает двигательная недостаточность. У большинства детей дошкольного возраста с нарушением речи специальными исследованиями (Л ... . 8. Калачева, И.О. Использование семейной психотерапии в процессе реабилитации детей раннего возраста, страдающих заиканием [Текст] / И.О. Калачева // Заикание: проблемы теории ...

7−8 мес. — одинаковые действия с предметами — размахивают, тащат в рот и т. д.

10−14 мес. — могут повторить с предметом то действие, которое показал взрослый; это несколько достаточно бедных менипуляций (кормить куклу);

на 2-м году жизни ребенок начинает осваивать действия с предметами по их назначению.

В усвоении предметных действий ведущая роль принадлежит речи «принеси», «дай».

Соотносящие действия — закрывание коробок, нанизывание колец, складывание матрешек.

Орудийные действия — способ действия которых строго фиксирован общественным назначением предметов-орудий (еда ложкой, копание совочком, чистка зубов щеткой).

Именно эти действия формируют установку на поиск в каждом предмете его специфического значения.

Процесс овладения предметным действием описан П.Я. Гальпериным в специальном исследовании. Детям от 2-х до 7-ми лет предлагалось из ящика глубиной 60 см доставать маленькие игрушки (рыбки, кубики, бочонки) с помощью лопатки, у которой лопасть загнута под прямым углом к ручке (как у сапки).

Надо было поддеть игрушку, закрепить на лопасти и вертикально поднять. Только к 4-м годам дети полностью овладевают этими операциями.

П.Я. Гальперин выделил 4 стадии становления предметного действия:

1. Стадия целенаправленных проб. Сначала дети непрерывно повторяют однотипные и малоэффективные действия лопаткой; удачные приемы случайны и не закрепляются. Особенностью является то, что ребенок упорно «охотится» за какой-нибудь одной игрушкой.

2. Стадия подстерегания. Быстрые случайные пробы чередуются с замедленным выполнением движений с благоприятным положением лопатки; потом ребенок начинает как бы «подстерегать» появление определенных положений орудия.

2 стр., 520 слов

Развитие ребенка 2−3 лет

... животными и растениями. Речевое развитие ребенка 2 - 3 лет Ребенок сопровождает отдельными звуками совершаемые им, другими людьми и объектами действия; узнает персонажей по звукоподражаниям ... , а также звуков [р] и [л]); Называет предметы, действия, качества; использует все части речи (кроме причастия и деепричастия); Вступает в коммуникативные контакты ...

3. Стадия навязчивого вмешательства. Теперь ребенок делает активные попытки создать удачные положения предмета — не выжидает, а старается воспроизвести его намеренно; но действительное понимание отношений орудия и предмета еще не полное, поэтому употребляемые приемы не всегда являются наилучшими, хотя ребенок очень упорен и настойчив: мышление настойчиво вмешивается в процесс поисков.

4. Стадия объективной регуляции. Здесь навязчивое применение приемов исчезает, и ребенок в своем поведении начинает руководствоваться правилом: свойства орудия должны соответствовать материальным условиям задачи; эта стадия отличается как полнотой и точностью учета объективных отношений, так и овладением навыками в выполнении нужных движений.

Речевое развитие.

Язык усваивается с поразительной быстротой. За 2,5 года раннего детства речь ребенка развивается от примитивных называний до осознанного выражения мысли, беглой речи, состоящей из грамматически правильных предложений.

4−8 мес. — «ба-ба-ба» — лепет;

12 мес. — «мама», «да», «киска»;

1,5 года — «пить сок», «мой мишка»;

2,5 года — «Что такое на столе?»

Без специального обучения к 4−5 годам дети овладевают правилами грамматики родного языка. В своей речи они верно пользуются многими морфологическими и синтаксическими правилами, включая словоизменение, образование времен, составление предложений.

На 3-м году происходит понимание речи не только возрастает по объему, но и изменяется качественно.

Сохраняется в детской речи принцип многозначности: в лексиконе ребенка одно и тоже слово может относится и к предмету и к действию с ним. Например, «дверь».

Сроки начала интенсивного роста активного словаря, появления 2−3 словных предложений и первых вопросов, обращенных ко взрослому, зависят в первую очередь от характера общения ребенка и взрослых. Если взрослые мало разговаривают с ребенком, не побуждают его к активному использованию слов, предугадывают любое желание ребенка, не стимулируя обращение к активной речи, развитие речи может замедляться.

4 стр., 1794 слов

педагогические условия формирования самостоятельности у детей третьего года жизни.

... возраста. Они отмечают, что уже в 1-2 года у ребенка начинают появляться первые признаки самостоятельных действий. Особенно ярко стремление к самостоятельности ... проявляется в 3 года, в период кризиса трех лет, когда ребенок заявляет: «Я ...

На 3-м году у ребенка речь становится основным средством общения.

Это возраст понимания и производства вопросов.

Форма общения в раннем детстве сначала принимает форму ситуативно-делового, а к концу возраста — внеситуативно-познавательного общения.

Умственное развитие.

Основой его являются новые виды восприятия и мыслительных действий

Так появляется предметное восприятие: он начинает воспринимать свойства конкретных предметов, улавливать простейшие связи между предметами. Это создает предпосылки для дальнейшего умственного развития.

К началу раннего детства ребенок овладевает зрительными действиями, которые позволяют некоторые свойства предметов и регулировать практическое поведение. Точность этих способностей невелика. Ребенок еще не очень хорошо ориентируется в окружающей обстановке, он узнает предметы не по сочетанию, совокупности свойств, а по отдельным бросающимся в глаза свойствам. При этом цвет не является характеристикой предмета.

Основанием узнавания являются в первую очередь особенности формы предметов. Так, например, птичка с клювом — это пти. И затем, все что имеет выступ — это пти.

Восприятие совершенствуется и ребенку 2,5−3 лет становится доступным зрительный выбор по образцу (сначала по форме, потом по величине, а позже всего — по цвету).

К 3 годам ребенок более внимательно исследует новый предмет. Характерно, что овладение новым типом действий восприятия ведет к тому, что исчезает широкое узнавание предметов по картинкам и на фотографиях, основой которого было их отождествление по отдельным признакам.

Вместе со зрительным развивается слуховое восприятие, особенно восприятие речи, в основе которого фонематических слух: от восприятия слов как нерасчлененных звуковых комплексов с особенностями ритмического строения и интонаций ребенок постепенно переходит к восприятию их звукового состава. К концу второго года ребенок дифференцируют все звуки родного языка. Звуковысотный слух развивается медленнее, поэтому нет особого смысла учить маленького ребенка петь.

17 стр., 8326 слов

Методические рекомендации по организации работы групп кратковременного пребывания для детей раннего возраста

... теперь давайте сделаем маленький кружок». Вместе с взрослым дети становятся тесным кружком и начинают «раздувать пузырь»: наклонив головы вниз, малыши дуют в кулачки, составленные ... на конкретных вариантах музыкальных игр, доступных детям раннего возраста. «Пирожки» Дети сидят на стульчике, взрослый напротив. Взрослый предлагает детям положить ладошку на ладошку и под простую ...

Память ребенка преимущественно двигательная, эмоциональная, и частично образная. Т. е. ребенок лучше запоминает то, что прочувствовал, что видел или слышал. Память в этом возрасте непроизвольна, и для запоминания имеет значение частота повторений действий.

Мышление в раннем возрасте наглядно-действенное, и лишь иногда появляются способы решения задач наглядно-образного характера.

Одним из самых существенных приобретений раннего возраста становится знаково-символическая функция сознания. В раннем детстве ребенок рано начинает понимать, что одни вещи и действия могут быть заместителями других.

В этом же периоде появляются зачатки игровой деятельности, где имеет место принятие на себя роли (обычно роли взрослого).

Впервые это проявляется в 2−2,3 года в назывании сначала собственным именем (например, ребенок по имени Вова подносит ко рту лошадки мисочку и говорит: «Вова кормит лошадку»), а затем именем другого человека.

Развитие символической функции проявляется и в графических действиях и рисунках детей. Так на втором году появляются каракули — всевозможные графические построения, еще не несущие в себе изобразительного замысла и не имеющие изначально знакового смысла. После полутора лет дети начинают приписывать своим каракулям какое-либо содержание: домик, собачку и т. д.

С развитием общения ребенок все сильнее вовлекается в систему социальных отношений и должен ориентироваться на те нормы поведения, которые приняты людьми.

Уже в 1,5−2 года ребенок знает, что одежда должна быть чистой и со всеми пуговицами, книжки и игрушки должны быть целыми и т. д. Одновременно дети усваивают элементарные нормы поведения в тех или иных ситуациях, обычно связанные с аккуратностью, сдерживанием агрессии, послушанием.

Ж. Пиаже разработал интересный эксперимент для изучения моральных суждений (Сапогова Е.Е., с. 247).

По мере развития ребенка происходит постепенное изменение той социальной ситуации развития, которая была в начале возраста. И раз ребенок становится иным, старая социальная ситуация уничтожается и должен начаться новый возрастной период, к которому ребенок переходит через кризис 3 лет.

Его проявления впервые были описаны Э. Келлер в работе «О личности трехлетнего ребенка». Выготский описал сущность кризиса трех лет и назвал 7 его симптомов:

1. Негативизм. Поступки ребенка идут вразрез с требованиями взрослого. Это реакция не на содержание, а на само предложение со стороны взрослого. Это поведение заставляет взрослых применять различные меры по отношению к ребенку, а это порождает слезы и сильные эмоции и как следствие — интенсивное формирование психологической защиты.

2. Упрямство. Ребенок настаивает на чем-то не потому, что этого ему очень хочется, а потому, что он как личность этого потребовал. По сути это проявление мотивации самоутверждения.

3. Строптивость. Строптивость направлена против норм воспитания, установленных для ребенка, согласно которым формировался его прежний образ жизни. Ребенок начинает сомневаться в правильности требований и предложений старших, с которыми он мирился раньше.

4. Своеволие, своенравие. Это гипертрофированная тенденция к самостоятельности: «Я сам!». Он все хочет делать сам и подавлять эту тенденцию опасно.

5. Протест.Не у всех детей. На многие ситуации дома и в детском саду ребенок реагирует негативным эмоциональным комплексомс обидой,злостью и неудовольствием, чего раньше не замечалось. Поведение ребенка выглядит таким, словно он воюет с окружающими, находится в постоянном конфликте с ними.

6. Обесценивание,которое может проявляться в несвойственных ребенку негативных эмоциональных реакциях, например: ребенок из хорошей семьи начинает вдруг ругаться. Ребенок старается обесценить буквально все: от игрушек, с которыми он играл, до родителей.

7. Стремление к деспотизму— также не обязателен. У некоторых избалованных детей, привыкших быть в центре внимания, появляется желание проявлять власть по отношению к окружающим. Это своеобразная проба сил личности, у которой уже в раннем возрасте формируется мотивация самоутверждения и достижения. В семье с несколькими детьми этот симптом может быть заменен ревностью по отношению к другим братьям-сестрам.

Эти симптомы делают ребенка трудновоспитуемым, но в кризисе есть и конструктивное содержание: все указанные симптомы вращаются вокруг оси «Я» ребенка и его отношений с окружающими и преследует цель эмансипации ребенка от взрослого. Л.С. Выготский говорил, что в раннем детстве ребенок психологически, социально еще не отделен от взрослого, и кризисом трех лет открывается это отделение.

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector