Профессиональная компетентность педагога-дефектолога

Профессиональная компетентность педагога-дефектолога

Построение педагогического процесса как диалога между участниками образовательного пространства предполагает высокий уровень профессиональной компетентности педагога, поэтому особую ценность приобретает компетентностный подход в образовании.

Осуществление педагогической практики связано с выделением и содержательным описанием компетентности педагога как совокупности личностных и профессиональных качеств, позволяющих ему успешно решать задачи, связанные с организацией обучения и воспитания детей, в том числе детей с особенностями психо — физического развития, с учетом специфики их образовательных потребностей.

Компетенции педагога — дефектолога выступают средством и условием развития компетенций его учеников. Это особенно значимо в связи с проблемами личностного и профессионального становления людей с ОПФР, вопросами качества их жизни, развития, последующего трудоустройства.

Направления работы педагога-дефектолога:

.Диагностическое направление.

Основная задача этого направления — прогноз возможных трудностей обучения и развития каждого ребенка, определение причин и механизмов уже возникших проблем.

Диагностическая деятельность включает:

изучение личных дел учащихся (это: педагогическая характеристика, заключение о нервно — психическом состоянии школьника, заключение комиссии дефектологов Витебского Городского Центра коррекции, изучение речевых карт ребенка из ДОУ);

установление контакта с родителями ребенка, изучение условий жизни ребенка, индивидуальных особенностей и положительных сторон ребенка;

наблюдение за ребенком в урочное и внеурочное время;

изучение продуктов деятельности ребенка (тетрадей, рисунков, поделок);

использование стандартизированных методик.

.Коррекционное направление.

Представляет собой систему коррекционного воздействия на учебно-познавательную деятельность, личностную сферу ребенка с ОПФР в динамике учебно-воспитательного процесса.

16 стр., 7769 слов

Воспитание и обучение детей с нарушением развития

... курс «Театральное ателье» Л.В. Боброва Музыкальный театр «Слоненок» в жизни детей-сирот М.А. Басок Развитие речи ребенка раннего возраста Н.Я. Семаго Формирование математических представлений у дошкольников ... с задержкой психического развития в театрализованных играх Е.А. Медведева Изучение основного свойства дроби и преобразований обыкновенных дробей в школе для детей с нарушением интеллекта ...

Основные направления коррекционно-развивающей работы:

сенсорное и сенсомоторное развитие;

формирование пространственно-временных отношений;

умственное развитие

нормализация ведущей деятельности возраста

обогащение словаря, развитие связной речи, коррекция звукопроизношения

Нет единой, уникально успешной методики, приема или формы работы с учащимися и их родителями. Все зависит от конкретной ситуации, мимо которой нельзя пройти, а иногда следует и специально создать.

.Аналитическое направление.

Включает анализ процесса коррекционного воздействия на развитие учащегося и оценку его эффективности.

Необходимость этого направления работы обусловлена потребностью в комплексном подходе к проблемам ребенка, который предполагает:

системный анализ личностного и познавательного развития ребенка;

создание комплексных индивидуальных коррекционно — развивающих программ, нацеленных на развитие и коррекцию различных сторон личностного и познавательного развития ребенка;

профилактику перегрузок учащихся;

взаимодействие специалистов в рамках школьного ПКПП

консультативно-просветительское и профилактическое направление.

Консультации проводятся для оказания помощи родителям и учителям в вопросах обучения и воспитания детей с ОПФР.

Задачи направления:

профилактика вторичных, третичных нарушений в развитии ребенка, перегрузок учащихся, выбор адекватного режима труда и отдыха в школе и дома;

повышение профессиональной компетентности педагогов и расширение знаний в вопросах обучения детей с отклонениями в развитии;

оказание профессиональной помощи родителям и семьям учащихся в вопросах воспитания, в решении возникающих проблем;

подготовка и включение педагогов и родителей в решении коррекционно-воспитательных задач, реализацию индивидуальных комплексных программ коррекции и развития.

Формы работы:

систематическое выступление на родительских собраниях, педагогических советах школы, методических объединениях учителей-дефектологов;

анкетирование родителей;

2 стр., 717 слов

Задачи, принципы и основные направления музыкально-ритмического ...

... работы с аномальными детьми. -Л., 1991. 6. Основные направления формирования музыкального мышления на логоритмических занятиях у дошкольников // Актуальные проблемы обучения, адаптации и интеграции детей с нарушениями развития: ... опорно-двигательного аппарата у детей.- Л., 1989. 2. Логопедическая ритмика в коррекционной работе по устранению дизартрии // Нарушения речи. Методы изучения и коррекции. ...

индивидуальное консультирование учителей и родителей по запросам;

обучающее консультирование (разъяснение этапов коррекционной программы, демонстрация приемов коррекционно — развивающих заданий, игр, упражнений);

этапное консультирование учителей и родителей (корректировка программ развития и коррекции, сбор дополнительных сведений об учащемся).

.Организационно-методическое направление.

Включает подготовку и участие в консилиумах, МО, педагогических советах, оформление документации.

Таким образом, в своей работе педагог-дефектолог, работающий с детьми с ОПФР, активно включается во все сферы образовательного процесса. Он организует свою деятельность в условиях взаимодействия специалистов,совместно с ними разрабатывает и реализует комплексные индивидуальные программы коррекции и развития, проводит консультативную и просветительскую работу с педагогами и родителями.

Далее хочу рассказать вам непосредственно о работе ПКПП нашей школы.

Наш пункт существует пятый год. Я работаю на пункте третий год. Общее количество учащихся, получающих помощь на пункте в этом году , составляет 22 человека. Трое учащихся получают помощь консультативно.

Учащиеся имеют следующие нарушения речевого развития:

Четыре ученика первых классов имеют заключение «Нерезко выраженное общее недоразвитие речи».

В логопедии понятие «общее недоразвитие речи» (ОНР) применяется к такой форме патологии речи у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом, при которой нарушается формирование всех компонентов речевой системы, т.е. отмечается позднее появление речи, скудный запас слов, аграмматизмы, дефекты произношения и фонемообразования.

Под указанным видом недоразвития понимается недостаточное по тем или иным причинам развитие лексики, грамматического строя и фонетической стороны речи.

Дети данной категории испытывают стойкие трудности при усвоении программы начального обучения общеобразовательной школы вследствие недостаточной сформированности речевой функции и психологических предпосылок к овладению полноценной учебной деятельностью. Вне такой помощи они не только испытывают затруднения в процессе общения, но и оказываются в числе стойко неуспевающих.

Общие направления работы с детьми с НВ ОНР включает в себя:

. Развитие и совершенствование психологических предпосылок к обучению: устойчивости внимания; наблюдательности (особенно к языковым явлениям); способности к запоминанию; способности к переключению; навыков и приемов самоконтроля; познавательной активности; произвольности общения и поведения.

15 стр., 7197 слов

Логопедические технологии формирования интонационной стороны ...

... стороны речи у дошкольников с заиканием 2.2 Анализ результатов исследования интонационной стороны речи у дошкольников с заиканием 2.3 Обзор технологий по формированию интонационной стороны речи ... к концу высказывания. Темп речи - скорость произнесения элементов речи (звуков, слогов, слов, синтагм, ... коррекционного воздействия в процессе логопедической работы по преодолению выявленных нарушений. Объект ...

. Формирование полноценных учебных умений: планирование предстоящей деятельности, контроль за ходом своей деятельности (от умения работать с образцами до умения пользоваться специальными приемами самоконтроля); работа в определенном темпе (умение быстро и качественно писать, считать; проводить анализ, сравнение, сопоставление и т.д.); применение знаний в новых ситуациях; анализ, оценка продуктивности собственной деятельности.

. Развитие и совершенствование коммуникативной готовности к обучению: умение внимательно слушать и слышать учителя-логопеда, не переключаясь на посторонние воздействия; подчинять свои действия его инструкциям; умение понять и принять учебную задачу, поставленную в вербальной форме; умение целенаправленно и последовательно (в соответствии с заданием, инструкцией) выполнять учебные действия и адекватно реагировать на контроль и оценки учителя-логопеда.

. Формирование коммуникативных умений и навыков, адекватных ситуации учебной деятельности: ответы на вопросы в точном соответствии с инструкцией, заданием; ответы на вопросы по ходу учебной работы с адекватным использованием усвоенной терминологии; применение инструкции (алгоритма); употребление усвоенной учебной терминологии в связных высказываниях.

Три ученика первых классов имеют речевое нарушение «Стертая форма дизартрии»

Стертая форма дизартрии — одно из самых распространенных и трудно поддающихся коррекции нарушений произносительной стороны речи у детей младшего школьного возраста, связанное с органическим поражением центральной и периферической нервной систем.

Это нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата.

Изучая анамнез детей со стертой дизартрией, выявляются факторы неблагоприятного течения беременности и родов, асфиксия, низкий оценочный балл по шкале Апгар при рождении, наличие у подавляющего большинства детей в первый год жизни диагноза ПЭП — перинатальной энцефалопатии.педагог дефектолог речь дизартрия

Для осуществления успешной коррекционной работы с детьми со стертой формой дизартрии необходимо выделить основные аспекты:

Осуществление дифференцированного подхода в преодолении дизартрии с повышенным или пониженным мышечным тонусе.

Формирование четких статико-динамических ощущений артикуляционных мышц.

Системность в работе по формированию фонематических операций, развитию мелодико-интонационной стороны речи, процессов дыхания, голосообразования, артикуляции.

14 стр., 6719 слов

Особенности развития речи у слабослышащих детей старшего дошкольного возраста

... со следующими нарушениями: Ш фонетико-фонематические нарушения (ФФН, дети с преимущественными недостатками звукопроизношения: с функциональными и механическими дислалиями, ринолалиями, легкими формами дизартрии); Ш общее недоразвитие речи (ОНР, дети с преимущественными ...

Коммуникативная направленность обучения — использование сюжетных, дидактических игр, проектной деятельности в процессе автоматизации звукопроизношения.

Еще три ученика первых классов имеют заключение дислалия (различных форм).

Это нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата, наиболее распространенное нарушение среди нарушений произносительной стороны речи.

Эти нарушения проявляются в дефектах воспроизведения звуков речи: искаженном их произнесении, заменах одних звуков другими, смешении звуков, и — реже — их пропусках.

Причины различных форм дислалии могут быть связаны с патологиями речевого аппарата либо особенностями речевого воспитания ребенка. Если речь идет о физиологической форме заболевания, то в ее основе лежит возрастная недоразвитость органических структур, которая корректируется по мере взросления.

Механическая дислалия является следствием генетически-обусловленных приобретенных или врожденных аномалий органов, ответственных за речь. Одной из частых причин механического типа болезни является укороченная подъязычная уздечка, затрудняющая движение языка. Правильная артикуляция может быть затруднена и при непропорциональных размерах самого языка. В ряде случаев факторами, способствующими возникновению дислалии, являются различные аномалии в строении зубочелюстного аппарата: сильно выступающая верхняя или нижняя челюсть, промежутки в зубном ряду, аномальное строение неба, расщепление неба, слишком короткая уздечка верхней губы.

Основная работа по преодолению дислалии — коррекция звукопроизношения, т.е формирование умений и навыков правильного воспроизведения звуков речи. При правильной организации логопедической работы положительный эффект достигается при всех видах дислалий. При механической дислалии в ряде случаев успех достигается в результате совместного логопедического и медицинского воздействия.

Предпосылкой успеха в работе с учениками с перечисленными нарушениями является создание благоприятных условий: эмоционального контакта логопеда с ребенком, интересной формы организации занятий, сочетания приемов работы, позволяющих избежать переутомления ребенка.

Учителя-дефектологи младшего школьного отделения применяют фонетическую ритмику. Это система двигательных упражнений, которая направлена на формирование фонетически правильно оформленной речи. Фонетическая ритмика помогает ребёнку нормализовать речевое дыхание, менять высоту и силу голоса, воспринимать, различать, воспроизводить различные ритмы, выражать эмоции с помощью различных интонационных средств.

Упражнения по развитию мелкой моторики рук. Тренировка движений пальцев и кистей рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка, способствующим улучшению артикуляционных движений. В своей работе я применяю пальчиковые игры, графические диктанты по лексическим темам, обводку шаблонов и штриховку изображений, различные задания с раздаточным материалом, СУ-ДЖОК и т.д.

7 стр., 3148 слов

Копия 2 распр.нарушения у детей

... страхи, стереотипные движения, импульсивность, манерность, симбиотическая связь с матерью. Их речь, как правило, односложна. Среди детей, страдающих аутизмом, эта группа является самой многочисленной. Прогноз их развития ... Детям с данным нарушением в развитии свойственны механические стереотипные движения (раскачивания, кружения). Они болезненно реагируют на ...

Артикуляционная гимнастика, которая является основой формирования речевых звуков — фонем — и коррекции нарушений звукопроизношения; она включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определенных положений губ, языка, мягкого неба, необходимых для правильного произнесения, как всех звуков, так и каждого звука той или иной группы. С детьми младшего школьного возраста артикуляционная гимнастика проводится по подражанию с опорой на картинки.

Дыхательная гимнастика. Индивидуальное занятие с младшим школьником начинается с упражнений на активизацию дыхания. Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создает условия для поддержания нормальной громкости речи, четкого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и интонационной выразительности. На практике используем разнообразные игры на развитие дыхания, например, «Ветерок», «Листопад», «Вертушка» и тд.

Остальные 12 учащихся с 3-го по 5-тый класс имеют в заключении нарушения письменной речи, а именно различные виды дисграфий, один ученик имеет заключение — дислексия ( помимо дисграфии).

Дисграфия — это неспособность (или сложность) овладеть письмом при нормальном развитии интеллекта. В большинстве случаев дислексия и дисграфия наблюдаются у детей одновременно, хотя у некоторых они могут встречаться и по отдельности. Дислексия — нарушение способности к овладению навыком чтения.

Дисграфия у детей является заболеванием, выражающимся в нарушениях освоения письменной речи. Очень часто родители даже не подозревают, что это заболевание присутствует у ребенка. Появление дисграфии обусловлено несформированностью некоторых психических функций, из-за которых и происходит частичное нарушение самого процесса написания слов. Дисграфия у младших школьников может проявляться в наличии стойких или часто повторяющихся ошибок. Проблема никак не связана с незнанием орфографических правил ребенком. Заболевание проявляется примерно у 30% детей школьного возраста, обычно выявляется у второклассников. Многие родители считают, что в этой проблеме виноваты различные новые системы образования, вызывающие у школьников проблемы с обучением из-за перегрузки мозга. Но это не верно, как и то, что это заболевание является следствием умственной отсталости малыша. Задержка умственного развития или нарушение данной функции никак не связаны с возникновением у школьников дисграфии.

Нарушение процесса письма не может возникнуть без причин и редко существует само по себе. Как правило, проблема отражается и на: лексико-грамматической стороне речи, звукопроизношении, связности речи, фонематическом восприятии.

11 стр., 5418 слов

Теоретические основы формирования письменной речи у детей и современный ...

... основы формирования письменной речи у детей и современный взгляд на проблему дисграфии 1.1 Письмо как ... у младших школьников Цель исследования: теоретически обосновать необходимость проведения работы по коррекции дисграфии с младшими школьниками. Задачи ... письмо включает три основные операции: · символическое обозначение звуков речи; · моделирование звуковой структуры слова с помощью графических ...

Симптомы дисграфии в школьном возрасте, как и симптомы дислексии, могут появиться и при поражении головного мозга или его недоразвитии в период беременности.

Виды дисграфии и их особенности:

В целом, дисграфию подразделяют на 5 основных видов, но я кратко скажу о двух видах, встречающихся у моих учеников.

Это акустическая форма дисграфии. Отклонения выражаются в замене правильных букв на те, которые соответствуют близким им звукам. К заменяемым парам можно отнести: глухие и звонкие звуки — П-Б, Т-Д, Ф-В, Ш-Ж; шипящие и свистящие — Ж-З, Ш-С, а также пары звуков С-Ц, Ц-Т, Щ-Ч, Ч-ТЬ. В произношении звуков в словах при этом никаких нарушений не наблюдается.

И вторая форма- это дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза. Поскольку эта форма встречается наиболее часто, ее обычно называют моторной. Моторная форма дисграфии обычно выражается в появлении специфических ошибок.

Например: ребенок пропускает в словах буквы или целые слоги, не дописывает слова, переставляет в словах слоги или буквы, добавляет в слова лишние буквы, повторяет в слове какую-либо букву или слог, соединяет в одном слове слоги совершенно разных слов, отделяет от слов приставки, а предлоги пишет со словами слитно.

Основная работа по преодолению дисграфии у младших школьников направлена на дифференциацию фонетически сходных звуков, развитие слогового и фонематического анализа и синтеза.

Логопед не дублер учителя и, выполняя свою основную работу по коррекции имеющихся у детей дефектов речи, он должен создать платформу для успешного усвоения и правильного применения учащимися грамматических правил, т.е. подвести учеников к пониманию грамматических правил, с одной стороны, а с другой — закрепить учебный материал, данный учителем, связанный с коррекционным процессом.Основная задача — воспитание у детей языкового чутья.

Взаимосвязь коррекционного и обучающего процессов способствует успешному усвоению учащимися материала по родному языку в целом.