Принципы профессионально диагностики:

Целью профдиагностики является изучение свойств личности и индивидуальных различий применительно к профессиональной деятельности, а также создание инструментов для этого изучения.

Профессиональная психодиагностика исследует человека для следующих задач:

  • Проведение профессионального подбора
  • Проведение профессионального отбора
  • Проведение профессиональной ориентации
  • Проведение профадаптации
  • Рациональное или эффективное распределение кандидатов по специальности
  • Совершенствование профподготовки
  • Решение практических вопросов по оптимизации профессиональной деятельности
  • Принцип практической индивидуальной направленности
  • Системного описания объекта. Нам недостаточно одного описания объекта, необходимо исследовать целостно объект.
  • Комплексное применение методов.

Прикладные задачи психодиагностики

  • Психологические причины снижения или условия повышения производительности труда
  • Причины снижения или повышения работоспособности в равных условиях
  • Выявление причин срывов в работе
  • Причины замедления освоения новых технологий
  • Психологические барьеры при внедрении новых технологий и организационных изменениях
  • Возможности развития персонала

Методы в профессиональной психодиагностике

  • Наблюдение
  • Анкетирование. Метод применяется в групповой диагностике
  • Экспертная оценка
  • Анализ продуктов деятельности
  • Понятие профессиональной среды

Психологические аспекты профпригодности

Выделяют относительную и абсолютную профпригодность

Определение профпригодности:

  1. Исследуем деятельность, составляем профессиограмму (требования к должностной позиции)
  2. Выделение профессионально важных качеств (компетенций)

Диагностика интеллекта

Связывается с понятием интеллекта.

Способность – сложное синтетическое образование, включающее целый ряд данных, без которой человек не был бы способен к данной деятельность и свойств, вырабатываемых лишь в процессе определенным образов организованной деятельности + мотивации.

Теплов исследовал способности. Способности отличаются одного человека от другого. Имеют отношение к успешности выполняемой деятельности. Не сводятся к ЗУН, но могут объяснить легкость их приобретения.

1 стр., 373 слов

Мотивация профессиональной деятельности

... «Прочитайте нижеперечисленные побуждения в профессиональной деятельности и дайте оценку их значимости ... 7. Возможность наиболее полной самореализации именно в данной деятельности Обработка: Подсчитываются показатели внутренней мотивации (ВМ), внешней положительной ... первым имеет место снижение показателя отрицательной мотивации и повышение показателей внешней положительной и внутренней мотивации. См.: ...

Способности бывают:

  1. Общие
  2. Специальные

Функции психики:

  1. Коммуникативная
  2. Регуляторная
  3. Познавательная (когнитивные)

Процессы познавательной функции:

  1. Приобретение знаний
  2. Применение знаний, т.е. способность решать задачи на основе имеющихся знаний.
  3. Преобразование из хранения знаний

Роберт Стенберг изучал интеллектуальное поведение факторным анализом экспертов. В результате у него получилось три формы интеллектуального поведения:

  1. Вербальный интеллект
  2. Способность решать проблемы
  3. Практический интеллект

Свойства:

  1. Уровни достигнутых определенных познавательных функций
  2. Комбинаторные. Способность комбинировать в различных сочетаниях
  3. Процессуальные свойства, характеризуют операциональный состав, приемы и отражения интеллектуальной деятельности, вплоть до уровня элементарных информационных процессов
  4. Регуляторные. Обеспечиваемые интеллектом эффекты координации, управления и контроля психической активности

Подразумевается, что интеллект является латентным, как и любая другая психическая реальность, т.е. исследовать его можно только косвенно, через различные проявления при решении жизненных задач. Интеллект является латентным свойством некой психической структуры, которая может быть измерена. Множество проявлений всегда больше чем множество свойств, т.е. всегда можно придумать много интеллектуальных задач для выявления всего лишь одного свойства. Решение задач может быть правильным или неправильным. Любую задачу можно решить правильно за бесконечно большое время.

Чем труднее задача тем более высокий уровень интеллекта требуется для ее решения.

Паттерные модели интеллекта можно разбить на 4 признака по 2 биполярным группам:

  1. Что является источником модели
    1. Теоретические предпосылки
    2. Эмпирические данные
  2. Как строятся модели интеллекта
    1. От целого к частному
    2. Наоборот

Есть врожденный и приобретенный интеллект.

  • Врожденный – скоростные и перцептивные характеристики, а также память. Измерение такого рода интеллекта не должно зависеть от культурных особенностей (CuluteFreeTest-Кеттела)
  • Приобретенный – навыки распознавания и навыки быстрого решения задач как специальные навыки, а также знания языковой кульутры и социальные компоненты. Не может рассматриваться вне связи со структурой личности и мотивационной сферой. Тест культуры интеллекта Амтхауэра.

Факторная модель Кеттела

Раймонд Кеттел (1905-1998) предложил два фактора.

  1. Фактор связанного интеллекта. Определяется совокупностью знаний и интеллектуальных навыков личности приобретенных в ходе социализации с раннего детства до конца жизни и является мерой овладения культурой того общества, к котором принадлежит индивид. Проявляется при решении тестов требующих обученности
  2. Свободный интеллект определяет первичное накопление знаний, и не связан с культурой.

В рамках своей модели Кеттел выделяет 3 вида интеллектуальных способностей:

15 стр., 7478 слов

Интеллект: новый взгляд

... их природа, оказываются положительными при условии тестирования достаточно разнообразных сторон способностей испытуемых. В данное определение также укладывается то обстоятельство, что матрицы взаимных ... (рис.2). Таким образом, из трех концепций та, которая касается интеллекта А (биологического интеллекта), может с наибольшими основаниями рассматриваться как фундаментальная. Рис 2. ...

  1. Общие способности.
  2. Парциальные способности. Определяются уровнем развития отдельных сенсомоторных зон коры мозга. Различие определяется видом материала в отношении которых применяются эти способности.
  3. Факторы операций

CFT

Варианты теста

  1. Для детей от 4 до 8 и умственно отсталых взрослых. Включает 8 субтестов, 4 из них свободные от влияния культуры и 4 диагносцируют связанный интеллект
  2. Для детей:
    1. От 8 до 12 лет,
    2. Для взрослых не имеющих высшего образования
  3. Для взрослых и учащихся:
    1. Старших классов
    2. Студентов
    3. Взрослых с высшим образованием

Второй и третий состоят из 4 субтестов, различающихся уровнем сложности.

Цели диагностики при помощи cft

В каких случаях можно применять методику:

  1. Успешность профессионального переобучения
  2. Выбор уровня образования
  3. Дает возможность оценить интеллектуального развитие и выявить причины неуспеваемости
  4. Позволяет оценить интеллект при приеме на работу беженцев и переселенцев
  5. Отбор кандидатов для работы заграницей

Субтесты

  1. Дополнение. Найти продолжение в ряде фигур
  2. Классификация. Найти общие особенности фигур
  3. Матрицы. Найти дополнение к компонентам фигур
  4. Топология или умозаключение на установление тождества. Нужно отметить рисунок соответствующий заданному.

Тест Амтхаутэра ict

Рудольф Амтхаутэр. Тест изучает структуру интеллекта. Изучает как связанный, так и свободный интеллект. Был предложен в 1953 году, последняя редакция в 1973 году. Предназначался для дифференцированного отбора кандидатов на разные виды обучения и профессионального отбора. На сегодняшний день является одной из самых отработанных методик. Можно применять на испытуемых от 13 до 60 лет.

Корреляция результатов каждого субтеста с результатами по всему тесту должна быть максимальная, но между собой субтесты могут минимально положительно коррелировать. Корреляция 4х факторов = 0.36

Субтесты

  1. Логический отбор. Испытуемый должен завершить предложения, выбрав слово. Исследуется чувство языка.
  2. Определение общих признаков. Исследуется способность к понятийной абстракции. Дается 5 слов, из которых испытуемый должен выбрать одно, не имеющее смысловой связи с остальными
  3. Аналогии. В рамках этого теста измеряются комбинаторные способности. Дается 3 слова, где между двумя есть связь. Испытуемый должен подобрать к третьему слову такое, которое находилось бы с ним в аналогичной связи.
  4. Классификация. В нем оценивается способность к суждению. Испытуемый должен обозначить два слова одним общим понятием.
  5. Счет. Тестируется уровень развития арифметического мышления.
  6. Ряды чисел. Тестируется индуктивное мышление. В рамках этого субтеста нужно установить закономерность числового ряда и продолжить ее.
  7. Выбор фигур. Исследуется пространственное воображение.
  8. Кубики. Измеряется умение мысленно оперировать объемными телами в пространстве. В качестве заданий дается рисунок кубика в измененном положении и выбрать нужный.
  9. Задание на сосредоточение внимания и память. Запомнить ряд слов и найти эти слова среди других.

Шкалы

4 стр., 1618 слов

Диагностика черт личности.Общая характеристика черт личности.Методы ...

... людей. Объект работы: Черты личности и акцентуации. Предмет: Диагностика черт и акцентуаций личности. Цель работы: Изучить методы диагностики черт личности и акцентуаций. Задачи: 1. Раскрыть понятия черт личности ... - максимально генерализированная, первазивная (всепроникающая) черта личности, определяющая всю жизнь человека. Ею наделены очень немногие люди, которые, как правило, становятся широко ...

  1. Выполнение предложений. Оценивается способность формировать суждения. Насколько у человека развит акцент на конкретно практическое чувство реальность и самостоятельность мышления.
  2. Схватывание языкового содержания значения. Чувство языка, индуктивное языковое мышление, способность прочувствования и рецептивные компоненты
  3. Аналогии. Комбинаторная способность о подвижности мышления и способности его перестройки, об анализе и переносе связей, о ясности и последовательности мышления и о сопротивлении приблизительным решениям
  4. Обобщение. Способность выделять наиболее общие связи между понятиями, согласованность с языковыми нормами, устойчивость семантики понятий.
  5. Арифметика. Ясность и последовательность мышления, логичность и точность мышления.
  6. Ряды чисел. Абстрактный интеллект, точность мышления, удержание закономерностей и способность к экстраполяции (способность перенести закономерность на другую область)
  7. Геометрическое сложение. Об операциях с образами, точности зрительного восприятия
  8. Пространственное воображение. Развитость представлений, полинезависимость, сопротивление приблизительным решениям и воображение.
  9. Запоминание. Объем памяти и устойчивость внимания.

Диагностика состояний

Психические состояния – изменения психических свойств. Психические состояния отличаются:

  1. Неустойчивость во времени (кратковременность)
  2. Глобальность – т.е. в момент возникновения психическое состояние глобально действует почти на все другие психические свойства и процессы

Состояния бывают:

  1. Функциональные
  2. Эмоциональные

Эмоции – это состояния связанные с оценкой значимости для индивида действующих на него факторов. Эмоции являются одним из основных регуляторов деятельности.

Эмоциональный фон ощущений вызывает базовый тон эмоций и представляет собой генетически обусловенные переживания, которые сопровождают жизненно важные ощущения.

Собственные эмоции связаны с локальными ситуациями, которые образовались в течении жизни. Возникновение эмоций может происходить и без непосредственного воздействия ситуаций в которых они образовались.

Аффекты. Представляют собой очень сильные эмоциональные переживания связаны с фактивной разрешени экстремальной ситуации.

Эмоции:

  1. Стресс. Состояние психического напряжения, которое обусловлено выполнением деятельности в особо сложных условиях.
  2. Дистресс. Это форма стресса, в основе которой лежат попытки адаптации к неблагоприятной среде, связанные с выраженными негативными эмоциями и оказывающие вредное влияние на здоровье.

По Лазарусу угроза представляет собой предвосхищение человеком некоего столкновения с будущей опасной ситуацией.

Первичная оценка по Лазарусу относится к тому в какой степени стимул задевает ценности человека.

2 стр., 941 слов

Качества и черты личности лидера

... т.е. установить и поддерживать систему отношений с равными себе людьми. 2. Искусство быть лидером — способность руководить подчиненными, справляться со всеми сложностями и проблемами, которые ... и значения по шкалам теста Р. Кеттела, характеризующие респондентов как лидеров. В настоящее время наиболее востребованным качеством личности руководителя является лидерский потенциал. Необходимо подчеркнуть, ...

Третий тип Я-включенности. Относится к компонентам личной и социальной идентичности человека, т.е. затрагивает его ценности, идеалы, самооценку, представления о благополучии других людей и т.д.

Второй этап оценки – вторичная оценка. Она относится к возможности индивида совершать необходимые для него реальные или воображаемые действия по отношении к стимулу. Вторичная оценка дополняет первичную, она определяет какими методами человек может повлиять на ту или иную ситуацию.

Компоненты в рамках оценки:

  1. Доверие или недоверие
  2. Потенциал преодоления
  3. Ожидания на будущее

В итоге Лазарус назвал всю эту херню:

Когнитивная-мотивационная теория отношения

Эмоции представляют собой процесс взаимодействия человека с окружающими его людьми и объектами. Т.е. стрессоры это чаще всего внешние стимулы+оценка.

Еще с Лазарусом работала Фолкман. Они вместе создали:

Транзакциональная теория стресса и копинга

Копинг – преодоление стресса и совладание с ним. Поведение направленное на уменьшение силы воздействия стрессогенного фактора на личность называют копинг-поведением или совладающим поведением.

Виды копинг ресурсов:

  1. Здоровье, выносливость и т.д.
  2. Психологические – убеждения, локус-контроль, моральные особенности
  3. Социальные – связи человека и другие виды социальной поддержки

Копинг ресурсы помогающие справится со стрессогеными ситуациями разделяются на личностные и средовые. Ресурсы когнитивной сферы. Второй ресурс личности – Я-концепция или представления человека о себе. Далее интеральный локус-контроля (wtflol).

Духовность человека. Ценностная мотивационная структура личности.

Средовые ресурсы:

  • Система социальной поддержки (семья, друзья, общество)
  • Социально поддерживающий процесс это умение находить, принимать и оказывать социальную поддержку

Стратегии:

  1. Механизмы защиты Эго

Функции копинга:

  1. Регуляция эмоций

Для количественой оценки Лазарус разработал опросный лист «Способы копинга-1980», которые в дальнейшем разными авторами модифицировался.

Синдром эмоционального выгорания

Фрайдербергер

Опросник психического выгорания.

Шкалы:

  1. Поглощенность работой
  2. Способность к сопротивлению

Диагностика личностных качеств

Теория личностных черт. Согласно этой теории, личность относительно постоянно и неизменна во времени, и человек действует одинаково в одинаковых ситуациях. Зависят его действии от его черт.

Генри Олпорт впервые выдвинул идею о том, что черта личности не только обуславливает некую определенную поведенческую реакцию на внешние стимулы, но и с другой стороны заставляет человека и побуждает искать или создавать подобные ситуации соответствующие его личности.

Ганс Йюрген Айзенк и Реймонд Кеттел тоже угорели по теории личностных черт. ТОЛЬКО ЧЕРТЫ, ТОЛЬКО ХАРДКОР. Олпорт использовал идеографический подход, а Айзенк и Кеттел использовали номотетический подход.

Номотетический подход изучает закономерности на больших выборках, тенденции и статистика. Айзенк считал что все характеристики личности объединены в иерархическую структуру и могут быть объединены по неким чертам. Черты он назвал типами, т.к. они более-менее присущи всем людям. Экстраверсия-Интроверсия, Нейротизм-Психотизм

19 стр., 9297 слов

Рэймонд Кеттел: структурная теория черт личности

... Рис. 6-1.Универсальность черты определяется равнозначностью стимула, приводящего в действие данную черту, и ответных реакций, ею обусловленных.   Рэймонд Кеттел: структурная теория черт личности Кеттел Рэймонд Бернард (Raymond ... в Нью-Йорк, где провел год, работая адъюнкт-профессором вместе с человеком большой эрудиции, теоретиком Колумбийского университета Э. Торндайком. С этого времени он ...

В отличии от Айзенка, Кеттел считал что универсальные черты можно выявить только эмпирическим путем, и используя факторный анализ на основе полученных данных пытался выявить черты. По Кеттелу можно свести многообразие черт к ограниченному количеству универсальных и стабильных исходных черт.

Основное различие Айзенка и Кеттела – первый исходил из теоретических предпосылок, а у Кеттела – не было ничего. Вообще.

Кеттел создал 16F-опросник, а позже на основе его работ создали методику Большая Пятерка с факторами:

  • Нейротичность
  • Экстраверсия
  • Открытость
  • Согласие
  • Сознательность

Факторный анализ

Кеттел использовал факторный анализ, основываясь на работах Спирмена (1905).

На первом шаге исследования производятся различные специфические наблюдения над людьми. Затем эти данные переводятся в цифры.

Следующим шагом происходит выяснение, какие из этих переменных связаны друг с другом и каким образом (вычисляется коэффициент корреляции).

Дальше факторный анализ позволяет свести переменные к более фундаментальным.

Следующим шагом идет определение веса фактора. Насколько каждая переменная коррелирует собственно с фактором – насколько сильно переменная связана с фактором.

Кроме факторного анализа Кеттел еще использовал метод наклонного вращения фактора.

В итоге Кеттел получил униполярные (0…+) и биполярные (-…0…+) черты.

По Кеттелу черты делятся на общие (свойственные многим людям) и уникальные (свойственные конкретному человеку).

Он также предложил еще одну теорию, которая делит на темпераментные, динамические и способностей.

В общем у Кеттела получилось 16 факторов, и первый раз свою методику он представил в 49, а последняя 5ая версия была выпущена в 90е годы. Также есть ОЧЕ много модификаций.

Кеттел считал что мотивация зависит от врожденных черт и приобретенных под влиянием культуры. Способности в рамках своей теории он определил как черты личности, определяющие умение и эффективность в достижение целей.

Темпераментможно охарактеризовать как анатомические и физологические особенности влияют на психическое поведение. Короче, темперамент это БИОЛОЛОЛОГИЧЕСКИЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ СОЦИАЛЬНОГО.

Физиогномика – ее изучали для выявления быдла. Потом Шелдон занимался телосложением и характером и утверждал что одно зависит от другого. Павлов тоже че-то изучал.

ОСТАПЕНКО

Амтхауэр. Тест структуры интеллекта

Кеттел. CFT–CultureFreetest, культурно-независимый тест