Понятие норма

Тема «Проблема нормы развития». Наиболее часто применяющиеся в психологии виды норм: статистическая, функциональная или индивидуальная, социальная, групповая. Значение понятий «среднестатистическая норма», «функциональная норма» для работы в специальном образовательном пространстве. Критерии нормы. Ограничения в применении норм по отношению к человеку. Понятие аномалии развития, признаки аномальности. Критерии аномальности. Нормативное и отклоняющееся развитие. Факторы отклоняющегося развития. Понятие психического дизонтогенеза. Различия понятий «отклоняющееся развитие», «дизонтогенез», «аномальность».

Подходы и виды норм в оценке человека. Определение психической нормы, аномальности,

отклоняющегося развития.

Проблема норма — аномальность, или нормальное и нарушенное развитие – это частный случай проблемы – «здоровье и болезнь». Она стала актуальной благодаря развитию цивилизации и соц сообществ. В СП интерес к ней появился в связи с закономерностью развития науки. На прежних этапах изучались в основном, грубые и выраженные формы дизонтогенеза, которые не требовали определения в силу своей очевидности. На протяжении десятилетий чаще всего предлагались не определения феномена, а различные его названия. Подходы к различию нормы и патологии различны, с одной стороны есть общие законы развития, с др этико-философские нормы. Очень часто норма определяется как отсутствие патологии, и патология как нарушение состояния нормы.

Хухлаева предлагает выделить: 1.психическое здоровье – отсутствие симптомов, мешающих адаптации челов в обществе. 2. психологическое здоровье – это присутствие определенных личностных черт характера, позволяющих не только адаптироваться, но и развиваясь самому развивать общество. Здесь альтернатива норме не болезнь, а отсутствие возможности развития в процессе жизни. Мясищев, основываясь на критерии соц и биологического выделил 4 типа:

1.социально и биологически полноценно

2. социально-полноценный при биологической недостаточности.

3.биологически-полноценный при социальной недостаточности

11 стр., 5476 слов

Периоды развития теории управления

... при изменении состояния внешней среды. пропорциональность производства и управления, соотносительность развития основного и вспомогательного производства. соотносительность и адекватность управляющей и управляемой ... дисциплина, справедливое отношение к персоналу, быстрый надежный точный учет, диспетчирование, нормы и расписания, нормализация труда, нормирование операций, письменные и стандартные ...

4. биологически и социальной недостаточности

Братусь предложил рассматривать феномен здоровья как единородное и многоуровневое образование:

1.       личностно-смысловое здоровье – нравственное самосознание личности.

2.       индивидуально-психологическое здоровье – способность строить адекватные способы реализации своих устремлений, связанных с когнитивной деятельностью

3.       психофизиологическое здоровье – материальная база, деятельность, его биологический, нейрофизический фундамент.

В современных науках, связанных с изучением человека, выделяют различные виды нормостатические, физиологические и др. В психологии дифференцируют понятие нормы по возрасту, полу, соц, культурный, этнической принадлежности субъекта. Наиболее часто применяющиеся в психологии виды и формы:

1. статистическая норма— с точки зр. статистики, нормальное явление, находящееся в рамках средней величины или оговоренной меры распределения. Однако имеются сложности при понимании нормы как самой высокой частоты появления признака. Они возникают при оценке таких свойств челов, которые очень желательны и должны быть отнесены к норме, но при этом встречаются крайне редко и потому с точки зр. статистической нормы не нормальны ( напр: бескорыстие), поэтому статистическую норму во многих случаях следует воспринимать сдержано и не ограничиваться в оценке свойств, качеств, характеристик человека только ей одной.

2. функциональная или индивидуальная норма – оценивая уровень развития индивида с точки зр. индивидуальной нормы, необходимо учитывать его собственный путь развития и любое отклонение считать отклонением от нормы только в сопоставлении с этим путем. Но применение этой нормы также д.быть осторожно, прежде всего в силу социальной позиции личности, ее взаимодействия с социумом.

3.социокультурная норма – это обще признанные правила, образцы поведения, стандарты деятельности обеспечивающие упорядоченность, регулярность соц взаимодействия индивидов и групп. Моральные нормы как вид социальных регулирует нравственное поведение и взаимоотношения людей, служит основанием оценки их поступков.

4.социально-психологическая норма – это система требований, предъявляемых обществом психическому и личностному развитию каждого из его членов.

5.идиальная норма – понимается как оптимальный способ существования личности в оптимальных соц условиях. Здесь при оценке человека на передний план выступают не количественные, а качественные показатели; соответственно норма не средняя или наиболее часто встречающаяся, а то что составляет совершенство, образец, идеал.

Критерии и понятие психической нормы(Ушаков):

1. детерминированность психических явлений, их необходимость, причинность, и порядочность

2. соответствующая возрасту индивида, зрелость чувства, постоянство, место обитания (константность)

5 стр., 2317 слов

Психологические и социальные особенности личности безработного человека

... 30% считают себя общительными людьми). Это отражает не только характеристику человека как личности, но и о признании социальных норм и правил - главнейшими для человека в процессе его взаимодействия ... завышает уровень своего психического и физического состояния (около 15%). Важно отметить, что среди безработных лиц мужского пола, несколько завышается доля личностей, которые имеют психопатические ...

3. максимальное приближение формирующихся субъективных образов отражаемым объектом действительности      

4. гармония между отражением обстоятельств действительности и отношением человека к ней

5. адекватность реакций человека на окружающие его физические, биологические и психические влияния

6. соответствие физических и психических реакций, силе и частоте внешних раздражителей

7. чувства положения в среде себе подобных, гармония взаимоотношений с ними

8. способность планировать и осуществлять свой жизненный путь.

 СП предлагает для более четкого определения «нормативного развития» использовать понятия «идеальная программа развития». Под этим подразумевается своевременная поступательная формирование взаимосвязанных, пронизанных гетерохронией функций и их систем в условиях их «идеальной» обусловленности, генетическими законами и таким же идеальным воздействиям внешних факторов. «Идеальная модель» может существовать только как программа развития некого «идеального» ребенка в идеальных условиях. Поэтому появляются понятия «соц –психологический норматив» — как система требований предъявляемых обществом психическому и личностному развитию его членов.

Отклоняющееся развитие– это любое отклонение отдельной функции или системы психической функции от программы развития в независимости от знака этого изменения + или — (опережение или запаздывание) выходящее за пределы социально-психологического норматива определяемого для данной образовательной, социокультурной или этнической ситуации и данного возраста ребенка.

 Типы отклоняющегося развития:

1. ретардация – запаздывание или приостановка психического развития. При частичной ретардации имеется приостановка или запаздывание развития отдельных психических функций. При общей – тотальное.

2. асинхрония – выраженное опережение в развитии одних психических  функций и свойств формирующейся личности и значительная ретардация других. Это приводит в дисгармоничному развитию личности в целом.

3.акселерация – ускоренное развитие, но ускорение биологического развития может не сопровождаться одновременным ускорением «социального созревания», что создает определенные сложности в становлении личности, что проявляется в конфликтах межпоколенного диалога, фрустрациях, кризисными реакциями, компенсаторными и гиперкомпенсаторными формами поведения и у детей и у взрослых. Данные о психической акселерации – ускорение ителектуального развития противоречивы.