Материалы к занятию Л.В. Матвеевой. по теме № 5 «Работа в сложных психологических условиях

по теме № 5 «Работа в сложных психологических условиях. Преодоление стресса. Психологические особенности работы дипломата на приеме граждан»

 

План занятия:

1. Психология агрессии и механизмы ее проявления в межличностном деловом общении. Агрессия как провокация стресса.

2. Понятие и виды стресса.

3. Индивидуальный стиль выхода из стрессовой ситуации в процессе трудовой деятельности в зависимости от темперамента человека.

4. Психология стрессоустойчивости и приемы саморегуляции. Особенности эмоционального интеллекта.

5. Психологические особенности работы дипломата на приеме граждан.

Содержание занятия:

Одной из важных особенностей дипломатической деятельности является работа в коллективе в ситуации информационной перегрузки, повышенной опасности и ответственности за свои действия, коммуникативной плотности взаимодействия. Это приводит к напряжению, истощению организма, повышенной реактивности на входящие сигналы и снижает способность человека к адаптации к новым изменившимся условиям. В этих условиях особую важность приобретают такие параметры работы коллектива, как эмоциональная атмосфера, которая царит в коллективе, пресечение негативных и неконструктивных слухов, черного юмора и обсуждения недостатков отсутствующих коллег или руководства, ориентация на перспективные цели делового взаимодействия, поиск ресурсов для достижения целей, нахождение способов поощрения тех сотрудников, которые хорошо работают, открытое обсуждение критериев, по которым выдается премия или выносится порицание, повышение внимания к трудовой дисциплине и самочувствии коллег.

Однако возникновение агрессии и стресса неизбежно в трудных условиях работы, связанных с конкуренцией, конфронтацией и столкновением интересов.

Агрессия – физическое или вербальное поведение, направленное на причинение кому-либо вреда, на то, чтобы задеть чувства человека, его самооценку или чувство собственного достоинства с целью унижения или снижения ценности человека в социуме.

Выделяют два вида агрессии: враждебная агрессия (злость, желание причинить вред) и инструментальная агрессия, которая служит инструментом для достижения «позитивной» цели (убийство с целью ограбления, унижение коллеги для получения повышения по службе и др.).

17 стр., 8488 слов

Психологические изменения у человека в условиях сенсорной депривации

ОГЛАВЛЕНИЕ ВВЕДЕНИЕ ГЛАВА 1. СЕНСОРНАЯ ДЕПРИВАЦИЯ 1.1 Общая характеристика сенсорной депривации 1.2 Измененные состояния сознания и сенсорная депривация ГЛАВА 2. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИЗМЕНЕНИЕ У ЧЕЛОВЕКА В УСЛОВИЯХ СЕНСОРНОЙ ДЕПРИВАЦИИ 2.1 Изменение восприятия времени 2.2 Расстройства произвольного внимания и целенаправленного мышления 2.3 Особенности эмоционального реагирования 2.4 Трансформация ...

Инструментальная агрессия часто ассоциируется с коварством.

Происхождение агрессии связывают с биологическим инстинктом самосохранения в видовой борьбе, инстинктом смерти, с реакцией на фрустрацию (преграда в достижении цели), с реакцией человека на различного рода лишения (боль, жара, теснота, атакующее поведение, возбуждение, оскорбление, физическая борьба).

Агрессивность возрастает:

— под воздействием алкоголя;

— после интоксикации лекарственными препаратами;

— в случае повышенного уровня тестостерона у мужчин;

— при виде поступков бесстрашных и рискованных людей;

— после просмотра агрессивных видео материалов;

— после просмотра спортивных состязаний;

— в ситуации возбужденной толпы;

— после агрессивных стимулов.

Ситуации в трудовом коллективе, вызывающие агрессию, сопровождаются стрессом. Канадский врач и биолог Ганс Селье впервые описал неспецифическую реакцию организма на напряжение и требование активности. Любое непривычное для организма воздействие вызывает стресс. Это может быть негативное воздействие (гнев, обида, страх, ненависть), позитивное воздействие (радость, любовь, успех, творческого вдохновение), изменение окружающей среды (сильный холод или жара, инфекция, духота, прием лекарств).

Стресс помогает организму адаптироваться к изменениям любого характера и поэтому стресс не является разрушительным для человека явлением, если он не приобретает хронического длительного состояния. Тогда стресс превращается в дистресс и начинает разрушать наш организм через механизм истощения ресурсов жизнеобеспечения человека.

Развитие стресса проходит 3 стадии: стадия тревоги, возбуждения, стадия сопротивления факторам, вызывающим стресс; стадия истощения ресурсов в борьбе со стрессогенами. В результате возникают психогенные заболевания, феномен «выгорания», психосамотические заболевания, депрессии и снижение работоспособности человека. Это проявляется в повышенной агрессивности, снижении защитных реакций организма, увеличения риска онкологических, сердечнососудистых и кишечных заболеваний, появления чувства раздражительности, усталости, общей слабости.

16 стр., 7982 слов

1. Сильное неблагополучное, отрицательно влияющее на организм воздействие;

... общая сопротивляемость организма. Стресс "захватывает" человека и может привести его к болезни или гибели. [5] При воздействии раздражающего фактора у человека формируется оценка ситуации как ... Для возникновения стресса необходимо взаимодействие двух факторов, которые могут быть обозначены как 1) "потенциальный стресс" (включает стрессоры) и 2) "способность преодолеть" стресс. Человек оценивает свои ...

На рабочем месте к дистрессу приводят следующие ситуации:

— несогласие с коллегами по работе;

— некомпетентность;

— неприятный разговор с руководителем;

— конфронтации в деловом общении;

— дефицит времени;

— переживание травматической ситуации (насилие, автокатастрофа, несчастный случай, пожар, стихийное бедствие);

— особые периоды жизни (беременность, климактерические состояния, обострение хронической болезни);

— отсутствие социальной поддержки;

— «мобинг»;

— физические и эмоциональные перегрузки на работе.

Как справиться со стрессом:

1. Одним из важных механизмов управление стрессом является его рационализация и рефлексия: необходимо философски и с юмором относится к себе и к ситуации и попытаться найти позитивные моменты в сложившейся ситуации. Для этого нужно децентрироваться и посмотреть на себя как бы со стороны, расширить круг информации, в котором произошло событие, вызвавшее стресс. Найти возможность извлечь урок из ситуации.

2. Также необходимо осознать, что любое напряжение снимается движением. Необходимо найти любой вид активности (ходьба, разборка рабочего стола, поход в соседние отделы за информацией и т.д.), который как бы «канализирует» негативную энергию стресса в энергию движения. Для этого важно иметь на работе тренажерные залы, просто спортивные снаряды: мяч, скакалку, беговую дорожку. Одним из способов может быть волю эмоциям: поплакать, покричать один на один с собой.

3. Важным способом совладания с дистрессом является помощь другим людям, которые находятся в более тяжелом положении и нуждаются в Вашей помощи.

4. Необходимо сформировать культуру отдыха: умение переключаться на разные виды деятельности, хобби, дружеские встречи, интересы, не связанные с работой и трудовым коллективом. Можно поменять расстановку мебели в комнате, окружить себя любимыми вещами. В настоящее время одним из эффективных способов снятия стресса от переутомления стал «шопинг».

4 стр., 1954 слов

К методам работы со стрессом и регуляции состояний

... и приемов, разработанных им в рамках подхода «стресс-айкидо». Одна из возможностей работы с возбуждением ... современным западным процессуальным подходам в психотерапии. Необходимо отметить также и важность появления в современной ... о конкретных аспектах ситуации, как эмоции или ощущения, а обо всей ситуации в целом, о ... частично полезному, тому, в чем можно найти и средство к его преодолению, возникло во ...

5. Важно научиться изменять свое функциональное состояние на разных уровнях:

— биологическом (уединение на 10-15 мин., массаж, ванны, бассейн, режим питания и т.д.);

— психологическом (позитивная музыка, функциональная музыка, фильмы-сказки, мифы, комедии, технологии саморегуляции — релаксация, аутогенная тренировка, сенсорная репродукция образов);

— сакральном (окружение себя позитивно мыслящими людьми и близкими, которые Вас любят, чтение философской, духовной литературы).

 

Психологические особенности работы дипломата по приему граждан связаны прежде всего с создание дружелюбной и деловой атмосферы, с уважением к достоинству, социальному статусу человека, с терпением к слабостям, некомпетентности и характеру того, с кем предстоит беседа.

Правила приема:

— придерживаться энергичного темпа беседы;

— управлять поведением собеседника с помощью ознакомления его с этикетом и правилами организации;

— быть деликатным к личным тайнам;

— не фокусироваться на ошибках;

— критика действий должна быть конструктивной и конкретной;

— объяснить, что отказ – не приговор, постараться дать позитивную информацию, сопровождающую отказ в помощи;

— в конце приема ободрить посетителя.

 

Контрольные вопросы:

1. Почему на работе возникает агрессия и какую роль она играет в жизни человека?

2. Что такое стресс и дистресс?

3. Какие факторы вызывают стресс на дипломатической работе?

4. Какие способы совладания с дистрессом возможны на каждом из уровней (биологическом, психологическом, социальном)?

2 стр., 795 слов

Ознакомьтесь с запросом психологу образовательного учреждения. Разработайте стратегию психологической работы в условиях образовательного учреждения в течен

ЗАДАНИЕ К КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЕ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СЛУЖБА В ОБРАЗОВАНИИ» I. Теоретическая часть. Раскройте в небольшом сообщении (стр. 2-3) следующие темы: 1. Актуальные проблемы психологической службы в системе образования (2010-2016 гг.) 2. Специфика деятельности школьной психологической службы в США. 3. Специфика деятельности школьной психологической службы во Франции. 4. Специфика ...

5. Какие основные правила приема граждан дипломатами?

Литература:

1. Майерс Д. Социальная психология. СПб., 1998

2. Лоренц К. Агрессия. М., 2009

3. А.Б. Леонова, А.С. Кузнецова. Психологические технологии управления состоянием человека. М., 2007.

4. Психология влияния. Хрестоматия. Составитель А.В. Морозов. Харьков, 2009

5. Субъект и личность в психологии саморегуляции – под ред. В.И. Моросановой. М. – Ставрополь, 2007