1.Физиологические и психологические особенности старости

Лекция 30. Физиологические и психологические особенности старости.

План:

1.Физиологические и психологические особенности старости.

1.Физиологические и психологические особенности старости.

Индивидуальное развитие взрослого человека представляет собой продолжение онтогенеза с заложенной в нем филогенетической программой. В период после ранней юности процесс созревания индивида и личности продолжается, проходя через стадии молодости, зрелости, старости. 3авершается этот цикл смертью человека, которая может наступить и на более ранних этапах, чем старость.

Следует учитывать некоторые специфические особенности проблемы возрастного развития. Не существует жестких границ начала и завершения каждой стадии. Это зависит от закономерности созревания организма и инволюционных процессов в нем. Для этих процессов характерны неравномерность и гетерохронность. Неравномерность процессов созревания и инволюции и гетерохронность смены состояния индивида как отражение внутренних противоречий развития содержат различные возможности жизни – от преждевременного старения в одних случаях до долголетия в других.

Период геронтогенеза, или период старения начинается в 60 лет у мужчин и с 55 лет у женщин и имеет 3 градации: пожилой, старческий, и долгожители.

Изучение проблем старения связано с комплексом социально-экономических, биологических и психологических причин. Один из демографических признаков — это постарение населения (особенно в высокоразвитых странах).

Оно определяется многими факторами, основным из которых является отчетливая тенденция к сокращению рождаемости в развитых странах.

Процесс старения представляет собой процесс, сопровождающийся определенными возрастными изменениями в организме. В период жизни человека после зрелости происходит постепенное ослабление деятельности организма. Пожилые люди не так сильны и не способны, как в молодые годы, выдерживать длительную физическую или нервную нагрузку; общий запас энергии у них становится все меньше и меньше; утрачивается живость тканей организма, что тесно связано с уменьшением в них содержания жидкости. В результате такого обезвоживания суставы пожилых людей затвердевают. Если это происходит в костных сочленениях грудной клетки, то затрудняется дыхание. Возрастное обезвоживание приводит к иссушению кожи, она становится более чувствительной к раздражениям и солнечным ожогам, местами появляется зуд, кожа теряет мягкость и приобретает матовый оттенок. Иссушение кожи, в свою очередь препятствует потовыделению, которое регулирует поверхностную температуру тела. Из-за ослабления чуткости нервной системы пожилые и старые люди замедленно реагируют на изменения внешней температуры и поэтому более подвержены неблагоприятному воздействию жары и холода. Происходят изменения чувствительности разных органов чувств, внешнее проявление которых выражается в ослаблении чувства равновесия, неуверенности поступи, в потере аппетита, в потребности более яркой освещенности пространства и так далее. Многие исследования свидетельствуют о старении сердечно-сосудистой, эндокринной, иммунной, нервной и других систем, то есть об отрицательных сдвигах, происходящих в организме в процессе его инволюции. Вместе с тем накапливаются материалы, которые приводят ученых к пониманию старения как чрезвычайно сложного, внутренне противоречивого процесса, для которого характерно не только снижение, но и усиление активности организма.

15 стр., 7467 слов

Возрастные закономерности и психологические особенности старости

... или физиологическое, старение. И.И. Мечников опроверг взгляд на старость как на болезнь, ибо она может и не быть обременённой заболеваниями. При физиологическом старении в организме ... фаз развития. В поздний период жизни человека наблюдается специфическое соотношение между сохранностью психофизиологических функций, действий, мотивации и особенностями личности. Закономерность возрастной эволюции ...

Заметно усиление и специализация действия закона гетерохронии. В результате этого более продолжительно сохраняется и даже улучшается работа одних систем организма и параллельно с этим происходит ускоренная, с разными этапами, инволюция других систем, что объясняется той ролью, которую они играют в основных, жизненно значимых процессах. Например, изменения в стволе мозга более значительны и существенны, чем в мозжечке в обоих полушариях. Чем сложнее нервная структура у человека, тем у нее больше возможностей для своей сохранности. В период геронтогенеза происходит ослабление процессов возбуждения и торможения, особенно внутреннего торможения. Наиболее сохранным оказывается оборонительный, условный рефлекс по сравнению с пищевым. С возрастом стареют, прежде всего, тормозной процесс и подвижность нервных процессов, а замыкательная функция страдает меньше. Есть люди, которые до глубокой старости сохраняют очень высокий показатель латентного времени речевой реакции; разница в сторону лучше или хуже может быть 20-ти кратной.

Учеными доказано, что существуют различные пути повышения биологической активности различных структур организма: поляризация, резервирование, компенсация, конструирование, которые обеспечивают его работоспособность в целом после завершения репродуктивного периода.

Наряду с этим возрастает необходимость усиления сознательного контроля и регуляции биологических процессов. Это осуществляется с помощью эмоциональной и психомоторной сферы человека. “Ведь известно, что определенной системой тренировок можно улучшать функции дыхания, кровообращения и мышечную работоспособность у лиц пожилого возраста”. Центральным механизмом сознательной регуляции является речь, значение которой существенно возрастает в период геронтогенеза.

Таким образом, различного рода изменения человека как индивида, происходящие в пожилом и старческом возрасте, направлены на то, чтобы актуализировать потенциальные, резервные возможности, накопленные в организме в период роста, зрелости и формирующиеся в период позднего онтогенеза. При этом участие личности в сохранности индивидуальной организации и регуляции ее дальнейшего развития в период геронтогенеза должно усиливаться.

3 стр., 1441 слов

Критические периоды в жизни семьи.

... продолжительность жизни у людей, состоящих в браке намного дольше, болеют люди семейные гораздо реже, чем холостяки. Среди людей, состоящих ... системы здравоохранения. Брак прекращается в случаях: - вследствие смерти или объявления судом одного из супругов умершим или ... время прекращение отношений без процедуры развода. Критические периоды в жизни семьи. Существует несколько главных этапов, которые ...

По данным исследований отечественных и зарубежных ученых, разнородный характер процесса старения присущ и таким психофизиологическим функциям человека, как ощущение, восприятие, мышление, память и др.

Одним из основных стрессоров людей пожилого и старческого возраста можно считать отсутствие четкого жизненного ритма; сужение сферы общения; уход от активной трудовой деятельности; синдром “опустошения гнезда”; уход человека в себя; ощущение дискомфорта от замкнутого пространства и многие другие жизненные события и ситуации.

Наиболее сильным стрессором является одиночество в старости. Понятие это далеко не однозначное. Если вдуматься, то термин “одиночество” имеет социальный смысл. Одиночество в старости может быть связано с отдельным проживанием от молодых членов семьи. Однако более существенными в старости оказываются психологические аспекты: изоляция, самоизоляция, отражающие осознания одиночества как непонимание, безразличие со стороны окружающих. Особенно реальным одиночество становится для человека, живущего долго. В центре внимания, дум, размышлений старого человека может быть исключительно ситуация, породившая ограничения круга общения. Неоднородность и сложность чувства одиночества выражается в том, что старый человек, с одной стороны, ощущает увеличивающийся разрыв с окружающими, боится одинокого образа жизни; с другой стороны, он стремится отгородиться от окружающих, защитить свой мир и стабильность в нем от вторжения посторонних. Одна из очень серьезных причин нарушения связи с окружающими кроется в нарушении связей стариков с молодыми людьми. Закрепляется не самая гуманистическая позиция: отсутствие реальной жизненной проекции на будущее ясно как для самого человека, так и для его молодого окружения.

Нередкими сегодня можно назвать такие явления, как геронтофилия, или враждебные чувства по отношению к старым людям. Один из самых мощных стрессовых факторов – смерть близкого человека. К нему нельзя подготовиться заранее, пережить его многим людям помогает только вера в жизнь после жизни. Как и всякое чувство, она дается в полной мере не каждому человеку. Умение перенести смерть близких людей поддерживается соблюдением правил и ритуалов построение отношений с окружающими. Именно другие люди по всем правилам социальной жизни должны помочь человеку пережить горе потери. Открытость другим людям, организованная через соблюдение ритуалов и обрядов, делает горе человека делимым на всех — это снижает его остроту. Если же человек замыкается в своих горестных переживаниях, внешне проявляя их в угрюмой подавленности, это приводит к тому, что он заболевает сам, поддерживая в себе состояние стресса, и ранит окружающих людей. Организация поведения для человека, пережившего горе потери близкого человека, через соблюдение обрядов и ритуалов выполняет важнейшую психотерапевтическую задачу — задачу связи с окружающими людьми, с миром своей культуры. Знание правил общественного поведения, следование им не только “регламентирует” проявление горя, но и позволяет установить новые отношения с окружающими и с самим собой.

К этой жизненной задаче в старческом возрасте добавляется еще одна — ожидание собственной смерти. Человека страшит неизвестное, угрожающее и неотвратимое. Страх смерти представляет собой один из видов индуцированного страха, т. к. ни один человек не имеет подлинного опыта смерти. Размышление о страхе смерти полезно, потому что при этом происходит постижение индуцированного страха, который составляет существенный элемент других страхов перед болью, стыдом, одиночеством. Страх смерти имеет несколько источников. Смерть может связываться с непреодолимостью, безысходностью, ей приписываются страдания и лишения; смерть связывают также с действием всех отрицательных эмоций, для которых становятся стимулами образы, слова, знаки, ритуалы смерти; источником страха также является способность человека к проекции своих переживаний вовне, приписывание их другим порождает индуцированное страдание, которое приписывается смерти. Решение задачи ожидания смерти предполагает умение сказать “прощай” всему, что было в жизни. Это умение далеко не очевидное, ведь старость человека может продлиться от одного года до пятидесяти лет.

25 стр., 12060 слов

016_Человек. Его строение. Тонкий Мир

... выделении астрального тела, какие – ментального, какие – огненного. Что умирает при первой физической смерти человека, что умирает при сбрасывании астральной оболочки и как и что – при сбрасывании ... и низший, по существу являются лишь различными качествами одной основной энергии огня, жизни или сознания, самым высоким качеством которой будет психическая энергия. Потому, для достижения ...

Многие из стрессоров можно предупредить или безболезненно преодолеть именно за счет изменения отношения к старикам и к процессу старения в целом. “Прославление молодости — это оборотная сторона ненависти к старению… Презирать факт старения — это тоже самое, что обнаружить полное непонимание самой сути жизни”.

До глубокой старости можно сохранить ясный ум, хорошую память и трудолюбие. Греческий драматург Софокл в 90 лет написал знаменитую трагедию “Эдип в Колоне”. Великий Тициан в последние годы жизни (96-99 лет) создал картину “Оплакивание Христа.” Профессор математики Б. Я. Букреев до 100 лет заведовал кафедрой высшей геометрии Киевского университета, а в 96 лет написал учебник по высшей геометрии.

Пожилые и старые люди не составляют монолитной группы: они в той же мере разнородны и сложны, как и люди в отрочестве, юности, молодости, взрослости, зрелости. Дальнейшие изменения в период геронтогенеза зависят от степени зрелости конкретного человека как личности и субъекта деятельности.

Приобретение новых жизненных и социальных ролей заставляет человека по-новому смотреть на многие вещи, и в этом заключается основной момент личностного развития в старческом возрасте.

Чаще всего психологический портрет старого человека складывается для многих из негативных, отрицательных характеристик. Снижение самооценки неуверенность в себе, недовольство собой; опасение одиночества, беспомощности, обнищания, смерти; угрюмость; снижение интереса к новому — отсюда брюзжание, ворчливость; замыкание интересов на себе — эгоцентричность, эгоистичность, повышенное внимание к своему телу; неуверенность в завтрашнем дне — в силу этих причин, стариков нередко считают мелочными, скупыми, сверх осторожными, педантичными, консервативными, малоинициативными.

Фундаментальные исследования отечественных и зарубежных ученых свидетельствуют (при всей сложности этого периода) о многообразных проявлениях положительного отношения старого человека к жизни, к людям, к себе.

Характеризуя симптомы психического упадка и психических болезней, расстройств, “представление о психическом старении не может оказаться полным и цельным, чем какие-либо другие варианты, будь они обозначены как удачные, успешные, благоприятные, и, наконец, счастливые, отражают их выгодное положение в сравнении с другими формами психического старения”.

12 стр., 5980 слов

Удовлетворенность жизнью в старости

... пожилых и старческих людей во всех сферах жизни общества, и требует анализа сущностных характеристик развития человека в этот период жизни. Чувство удовлетворенности жизнью Чувство удовлетворенности жизнью в старости ... социального статуса и его изменение. Научная новизна исследования заключается в определении условий удовлетворенности жизнью в пожилом возрасте. Практическая значимость заключается ...

Психическое старение многообразно, диапазон его проявлений весьма широк. Основные типы психического старения (по Гизе. Ф.):

  • старик — негативист, отрицающий у себя какие-либо признаки старости;
  • * старик — экстравертированный, признающий наступление старости через внешнее влияния и путем наблюдений за изменениями: выросла молодежь, расхождение с нею во взглядах, смерть близких, изменения своего положения в семье, изменения в области техники, социальной жизни и другие;
  • интровертированный тип, для которого характерно острое переживание процесса старения. Человек не проявляет интереса к новому, погружается в воспоминания о прошлом, малоподвижен, стремится к покою.

Социально — психологические типы старости (по И.С. Кону):

  • активная творческая старость, когда ветераны, уходя на пенсию, продолжают участвовать в общественной жизни, в воспитании молодежи и так далее, живут полнокровной жизнью, не испытывая никакой ущербности;
  • второй тип характеризуется тем, что пенсионеры занимаются делами, на которые раньше у них не было времени: самообразованием, отдыхом, развлечениями и так далее. То есть для этого типа характерны также хорошая социальная и психологическая приспособляемость, гибкость, адаптация, но энергия направлена главным образом на себя;
  • третий тип, который преимущественно составляют женщины, находя главное приложение своих сил в семье. А поскольку домашняя работа неисчерпаема, то женщинам, занимающимся ею, просто некогда хандрить, скучать. Однако психологи отмечают, что удовлетворенность жизнью у этой группы людей ниже, чем у первых двух;
  • четвертый тип — это люди, смыслом жизни которых становится забота о собственном здоровье. С этим связаны и разнообразные формы активности, и моральное удовлетворение. Вместе с тем обнаруживается склонность (чаще у мужчин) к преувеличению своих действительных и мнимых болезней, повышенная тревожность.

Довольно широко в мировой психологической литературе поддерживается классификация, предложенная Д. Б. Бромлей, в которой выделено 5 типов приспособления человека к старости:

  • конструктивное отношение человека к старости, при котором пожилые и старые люди внутренне уравновешенны, имеют хорошее настроение, удовлетворены эмоциональными контактами с окружающими людьми. Они в меру критичны по отношению к себе и вместе с тем весьма терпимо относятся к другим, к их возможным недостаткам. Они не драматизируют окончание профессиональной деятельности, оптимистически относятся к жизни, а возможность смерти трактуют как естественное событие. Не пережив в прошлом слишком много травм и потрясений, они не проявляют ни агрессии, ни подавленности, имеют живые интересы. Благодаря положительному жизненному балансу с уверенностью рассчитывают на помощь окружающих. Самооценка у этих людей довольно высока.
  • Отношение зависимости. Зависимая личность — человек, подчиненный кому-либо, зависимый от своего супружеского партнера или ребенка, не имеющий слишком высоких жизненных претензий и благодаря этому охотно уходящий из профессиональной среды. Семейная среда дает ему ощущение безопасности.
  • Оборонительное отношение, для которого характерны преувеличенная эмоциональная сдержанность, некоторая прямолинейность в своих поступках и привычках, стремление к “самообеспеченности” и неохотному принятию помощи от других людей. Люди данного типа приспособления к старости избегают высказывать свое мнение, с трудом делятся своими сомнениями, проблемами. Защитным механизмом против страха смерти и обездоленности является их активность “через силу”. Такие люди с большой неохотой и только под давлением окружающих оставляют свою профессиональную работу;
  • отношение враждебности к окружающим. Люди с таким отношением агрессивны, взрывчаты и подозрительны, стремятся переложить на других вину и ответственность за свои неудачи, не совсем адекватно оценивают действительность. Из-за недоверия они замыкаются в себе, избегают контактов с людьми. Жизненный путь таких людей, как правело, сопровождается многочисленными стрессами и неудачами. Они склонны к острым реакциям страха, не воспринимают старость такой, какая она есть, с отчаянием думают о прогрессирующей утрате сил, сочетающиеся с сильным страхом смерти. Часто такие люди враждебно относятся к молодым, иногда и ко всему новому миру;
  • отношение враждебности человека к самому себе. Люди такого типа избегают воспоминаний, потому что в их жизни было много неудач и трудностей. Они пассивны, бунтуют против собственной старости, лишь безропотно принимают то, что посылает им судьба. Неудовлетворенность в любви является причиной депрессий, претензий к себе и печали, соединенные с чувством одиночества. Собственное старение оценивается реалистично, смерть трактуется как избавление от страданий.

Эти типы старости и отношения к ней не исчерпывают всего многообразия проявлений поведения, общения, деятельности стареющего человека, многообразие индивидуальностей. Классификации носят ориентировочный характер, с тем, чтобы составить базу для конкретной исследовательской и практической работы с людьми пожилого и старческого возраста.

11 стр., 5236 слов

Возраст пожилых людей как фактор изменения их личностных особенностей

... образца жизни. Таким образом, снятие неопределенности представляет процесс установления смыслов и значений жизненных ситуаций. Человеку в этом возрасте предстоит стать суеверным источником собственных самооценок, т.е. ... проворство, честолюбие, стремление к победе любой ценой и т.д. Негативный "имидж" старости у многих представителей поздней взрослости вызвал бурный протест. В отечественной науке ...

Во многих странах мира, и у нас тоже, пожилой возраст — это время выхода на пенсию, то есть предпенсионное состояние человека, сборы на “заслуженный отдых”.

Людей, мужчин и женщин, приближающихся к пожилому возрасту, можно разделить на следующие группы:

  • Очень хотят выйти на пенсию, чтобы заняться другим делом. Они активно готовятся к этому, получают дополнительную специальность или просто осваивают новую, необходимую информацию. Пенсия воспринимается как начало новой жизни, когда можно заняться любимым делом с полной отдачей.
  • Очень бояться выхода на пенсию. Правдами и неправдами пытаются продлить время работы, чувствуют себя никому не нужными, если не могут заработать достаточно с их точки зрения денег.
  • Третью группу можно охарактеризовать равнодушными, они уже давно не работают с полной отдачей, и выход на пенсию не приносит им существенных переживаний, связанных с необходимостью перераспределять жизненную энергию. Они продолжают свое существование, давно и привычно окрашенное всеми оттенками нелюбви к жизни.

В психологии пожилого возраста давно используется понятие эгоистической стагнации для описания увядания, которое относится к людям третьей группы.

10 стр., 4930 слов

Младший школьный возраст (от 7 до 11 лет) 2

... будут фиксироваться в структуре личности и влиять на развитие самооценки ребенка, его уровня притязаний. Благодаря обобщению переживаний в ... переживаний, подготовленные всем ходом личностного развития в дошкольном возрасте. В конце до­школьного детства наметилось осознание ребенком ... другим — как неудача. С другой сто­роны, внутренняя жизнь — жизнь переживаний — влияет на поведение и, тем самым, на ...

Эгоистическая стагнация в пожилом возрасте свойственна тем людям ­- мужчинам и женщинам, которые давно уже живут вне концепции жизни, отказались от собственной экзистенции, от собственных проявлений духа и погрузились не в глубины своего “Я” или поднялись к его высотам, а замкнулись на плоскости прошлого. Эгоистическая стагнация — это прерванная связь с настоящим временем, это отождествление собственных фантомов с любыми возможными проявлениями жизни. Это Я, которое реагирует только на изменения самого себя, где главным проявлением жизни становится собственная физическая боль, на которую Я реагирует проявлением разнообразных заболеваний, от которых уже невозможно избавиться, так как без них теряется значительная часть Я.

Эгоистическая стагнация обостряется в человеке его личностные качества, это время и момент жизни для проявления в полной мере сущностных качеств человека — его любви к людям и жизни или отсутствие таковой. Осторожность и осмотрительность становятся недоверчивостью и мнительностью.

Два поколения наиболее остро чувствуют на себе последствия социально — экономических преобразований: это люди зрелого и пожилого возраста. Экономические неурядицы выступают для них в очень конкретном облике, царя голода. Чтобы жить, а не выживать, особенно людям пожилого возраста, нужны знания и навыки для налаживания социальных коммуникаций для того, чтобы реализовать те силы жизни, которые они в себе чувствуют. Предпенсионный возраст и выход на пенсию существенно обостряют переживания человека, связанные с модальностью “Я могу” его психической реальности.

Напряженность этих переживаний связана с тем, что в диалоге со своим настоящим, прошлым и будущим человеку пожилого возраста трудно найти точку опоры, систему координат для адекватной самооценки. Для его сознания старость всегда связана со смертью, и в ней нет никакого даже минимального, очарования как в периоде жизни.

Внутренний диалог пожилого человека неизмеримо осложняется, для разрешения возникающих противоречий нужны силы. Что может быть их источником? Ответ на этот вопрос формулируется как содержание психологической задачи личностного развития, которую можно сформулировать как задачу установления связей вне семьи, говоря иначе, как задачу изменения жизненного контекста.

Научный интерес к геронтологическим проблемам человекознания заметно возрос именно в последнее время. Только в интервале между 1972 -1982 гг. в мире опубликовано несколько тысяч работ по геронтологии. Столь пристальный интерес не случаен. Он связан с характерным для современного этапа человеческой истории явлением “демографического старения”. Изменение возрастной структуры населения ставит перед обществом множество вопросов, в том числе и психологических что наполняет внутренний мир стареющего человека, имеется ли здесь специфика по сравнению с предыдущими возрастными фазами, и если да, то в чем она? Подобные вопросы диктуются, прежде всего, практикой, ибо ответы на них дают представление о личностном статусе и стиле жизни в старости, что позволяет при необходимости осуществлять их коррекцию в целях не просто продления жизни, но сохранения ее по возможности полноценной и активной. Но эти же вопросы значимы и в теоретическом отношении, например, при анализе развития личности в жизненном цикле, потому что без понимания особенностей периода старости невозможно полностью охватить процесс формирования личности, ее изменения и динамики. По справедливому замечанию Б.Г. Ананьева, старение и старость, будучи связанными, со всей историей индивидуального развития субъекта, являются не только стадиями этого развития, но и его конечными эффектами.

16 стр., 7593 слов

Психологические особенности людей пожилого возраста

... соматических болезней   быстро ведут к оживлению   психической   жизни в старости.    Другой крайней точки   придерживаются исследователи, склонные восхвалять  «очарование   преклонного возраста». У этих людей  физическое ослабление   компенсируется   ...

В научной литературе все более утверждается точка зрения, согласно которой старение не может рассматриваться как простая инволюция, угасание или регресс, скорее это продолжающееся становление человека, включающее многие приспособительные и компенсаторные механизмы (Давыдовский, Алексеевич, Балье, Болтенко).

Дело в том, что старость как период жизни имеет ряд отличительных черт, среди которых прекращение трудовой деятельности или снижение ее интенсивности, объема и т.п., а отсюда — избыток свободного времени; сужение привычного круга общения; утрата ведущей роли в семье; ослабление или изменение воспитательных функций и др. (Сачук, Кудлаев, Дмитриев).

Комплекс только перечисленных факторов неизбежно вызывает нарушение жизненного стереотипа, ведет к необходимости его смены, адаптации к новым внешним условиям (Петров, Москалец), однако не только к ним. Из геронтологических исследований известно, что возрасту старости сопутствует ухудшение здоровья, снижение памяти. Так, “при обследовании памяти у лиц в возрасте 70-90 лет обнаружилось следующее: особенно страдает механическое запечатление; лучше всего сохраняется логическая память; образная память ослабевает больше, чем смысловая, но при этом запоминаемое сохраняется лучше, чем при механическом запечатлении; основой прочности в старческом возрасте являются внутренние смысловые связи; ведущим видом памяти становится логическая память”.

В старости нередко наблюдается спад, творческой активности, нарастание неуверенности и тревожности, мнительность, обидчивость, раздражительность, нетерпимость, иногда неуживчивость и черствость, появление или усиление подавленности (Ефименко, Кудлаев, Балье).

Очевидно, что люди позднего возраста, вынуждены приспосабливаться не только к новой ситуации вовне, но и реагировать на изменения в самих себе. В этой связи возникает закономерный вопрос: как человек позднего возраста оценивает себя и свое актуальное существование в свете новых обстоятельств, в которых он оказался, и изменений, происшедших в нем самом, т.е. вопрос о самооценке в старости, как важнейшем регуляторе поведения.

Проблему самооценки в позднем возрасте вряд ли можно назвать объектом пристального внимания исследователей наряду со всей совокупностью проблем психологии старения (Дупленко).

Анализ самооценки чаще используете в качестве средства прояснения других вопросов, например ощущения счастья или степени удовлетворенности жизнью в старости и реже для изучения концепции — Я, самоодобрения и т.п. Выполненные работы содержат весьма противоречивые сведения. В одних высказывается мнение о том, что возраст не влияет на ощущение счастья, удовлетворенность жизнью, самоуважение и т.д., которые больше зависят от пола (у мужчин удовлетворение жизнью и самоуважение выше), состояния здоровья, уровня активности, участия в общественных делах, социально-экономического положения, широты и качества социальных взаимоотношений, ориентации на будущее. В других факт возрастного влияния определенно подчеркивается, при этом авторы либо отмечают у пожилых и старых людей более позитивный образ — Я, склонность выделять у себя меньше недостатков и в целом более высокое самоодобрение, чем у молодых, либо показывают, что с возрастом концепция — Я становится все более негативной, самоуважение падает, иногда крайне резко, среди лиц старческого возраста выявлен наибольший процент людей, не удовлетворенных своей жизнью.

8 стр., 3995 слов

взаимосвязь межличностных отношений и уровня тревожности и самооценки ...

... исследования является изучение взаимосвязи межличностных отношений и уровня тревожности и самооценки у учащихся подросткового возраста. Для достижения данной цели нам необходимо выполнить следующие задачи: ... неадекватность или неэффективность в повседневной жизни. Тревожность будет высокой и тогда, когда субъективно воспринимаемая оценка других не согласуется с самооценкой и носит по сравнению ...

Что касается собственно самооценки, то по отдельным данным (Виноградов) она тоже снижается, захватывая сферы состояния здоровья, самочувствия и многие другие.

Казалось бы, на основании исследований, а также учитывая приведенные выше сведения о характере модификаций концепции — Я, самоуважения и т.п. можно говорить о явно негативном векторе самооценки в старости. Однако наряду с фактами низкой локализации самооценки в позднем возрасте имеются данные о ее высоком уровне в сочетании со свойствами неустойчивости и неадекватности по типу завышения (Болтенко).

В.В. Болтенко, в частности, делает вывод об отсутствии тенденции к снижению самооценки в геронтогенезе, объясняя это нарастающей нeкритичностью и психологической защитой, что выражается в подчеркивании, демонстрации испытуемыми своих сохранных качеств. Результаты некоторых ранее проведенных экспериментов подтверждают определенные черты самооценки лиц позднего возраста, описанные В.В. Болтенко и др. (например, ее ретроспективный характер и неустойчивость).

Но относительно самооценочного уровня и его общей возрастной динамики установлен противоположный факт: в интервале юность — старость высота самооценки падает с годами, и у престарелых “рабочим диапазоном” по ряду шкал может стать средне низкий сектор.

Лекция 30 — Стр 2

Не составляет труда заметить противоречие в трактовке линии изменений проблемы самооценки личости 4">самооценки в период старения, поводом к чему служат сведения о ее разнонаправленной динамике. Если принять во внимание, что психологическое функционирование в позднем возрасте тем лучше, чем выше уровень самоуважения и удовлетворенности жизнью, то вопрос о векторе изменений самооценки приобретает особую важность как указывающий на специфику регуляции поведения в рассматриваемый период жизни.

Основная литература:

1.Александрова М.Д. Проблемы социальной и психологической геронтологии. Л., 1986.

2.Ананьев Б.Г. Психофизиологическая эволюция взрослого человека и геронтогенез. Киев, 1972. Т.2.

3.Бороздина Л.В., Рудова Е.В., Соломина Л.В. Самооценка и возраст. М., 1983.

4.Бороздина Л.В. Молчанова О.Н. Самооценка в позднем возрасте. Киев, 1982.

5.Толстых А.В. Возрасты жизни. Минск, 1984.

Дополнительная литература:

1.Амосов Н.М. Преодоление старости. М., 1999.

2.Болтенко В.В. Особенности межличностных отношений в старческом возрасте //Экспериментальные исследования в патопсихологии. М., 1976 а.

3.Болтенко В.В. Система ценностей у престарелых и ее влияние на адаптацию к условиям дома-интерната //Теоретические и организационные вопросы социально-трудовой реабилитации инвалидов и престарелых в стационарных учреждениях социального обеспечения. М., 1976 б.

4.Болтенко В.В., Петракова Т.И. Характеристика деятельности престарелых в условиях дома-интерната. М., 1980.

5.Бульер Ф. Старение и старость. М, 1962.

6.Виноградов Н.А., Дерябина В.Л., Лубоцкая И.И. Образ жизни и здоровья людей пенсионного возраста. Киев. 1972. т. 2.

7.Гарб П. Долгожители. М., 1986.

8.Дмитриев А.В. Социальные проблемы людей пожилого возраста. Пермь 1976.

9.Дупленко Ю.К. Старение: Очерки развития проблемы. Л., 1985.

10.Кон И.С. “Постоянство и изменчивость личности” / Психологический журнал 1987 г. №4 С. 126-127.

11.Кудлаев В.Г. Материалы к изучению структуры личности пожилого возраста. Пермь, 1976.

12.Лейтес Н.С. Умственные способности и возраст. Л., 1986.

13.Москалец Г.М. Социально-культурная активность пенсионеров и их здоровья. Киев, 1982.

14.Сачук Н.Н., Панина Н.В., Москалец Г.М. Проблемы адаптации к выходу на пенсию // Геронтология и гериатрия. Ежегодник, 1981. Старение и адаптация. Киев, 1981. С 141-145.

15.Сачук Н.Н. Проблемы программированной подготовки к выходу на пенсию как метода и средства удлинения активного периода жизни // Геронтология и гериатрия. Ежегодник, 1985 Старение: механизмы, патология, образ жизни. Киев, 1985., С. 131-138.