Курс лекций 6

8

Предмет: “Психологическое консультирование”.

Лекция № 15. Профессиональное консультирование

В психологической теории и практике.

План.

  1. Понятие профессионального консультирования в психологической теории и практике.
  2. Профессиональное консультирование школьников.
  3. Методика индивидуальной профконсультации в ситуации выбора профессии.

1 вопрос. Понятие профессионального консультирования

в психологической теории и практике.

Как известно, для обеспечения организаций и предприятий кадрами необходимой квалификации и профессий проводится профориентационная работа. Прежде всего она проходит среди учащихся средних общеобразовательных школ и касается деятельности школьных психологов и психологов-консультантов центров профориентации и психологической поддержки населения.

Профессиональное консультирование — это вид психологической помощи, направленной на согласование индивидуальных профессиональных возможностей и потребностей клиента с интересами организации или рынка труда, в результате которой происходит профессиональное самоопределение клиента, формируется или совершенствуется его профессиональный план, вносятся продуктивные изменения в его профессиональную деятельность и поведение.

В современных условиях профессиональное консультирование может выступать:

1) как функция профессиональной деятельности;

2) как профессиональная деятельность.

Как функция консультирование все чаще осуществляется менеджерами по работе с персоналом или психологами-консультантами в современных организациях корпоративного типа.

Как вид профессиональной деятельности оно имеет место в социальных службах (как государственного, так и коммерческого характера).

Так, в городских и районных центрах занятости населения предусмотрена должность профконсультанта, в связи с чем Федеральной службой занятости населения (существующей сегодня в структуре Министерства труда и социального развития) разработана и внедрена система подготовки и повышения квалификации профконсультантов.

8 стр., 3752 слов

Тема 1.2. Профессиональная психологическая компетентность

... объективного и субъективного характера. Попробуем аргументировать изложенное содержание профессиональной психологической компетентности специалиста. Профессиональная деятельность челове­ка в отличие от других видов деятельности (учебной, игровой, общения) состоит в том, что ...

Профконсультанты работают также в городских и районных центрах профориентации, обслуживающих преимущественно молодежь, школьников и решающих проблемы выбора профессии.

Профессиональная ориентация состоит из нескольких взаимосвязанных этапов: профессиональной информации, профессиональной консультации, профессионального отбора и профессиональной адаптации.

В рамках курса по психологическому консультированию нас интересует прежде всего профессиональная консультация, ее отличия от иных направлений психологического консультирования и возможные сходные черты.

Различают следующие виды консультаций:

  1. справочные, в ходе которых учащиеся выясняют каналы трудоустройства, требования к приему на работу или учебу, возможности освоения различных профессий, сроки подготовки, систему оплаты труда, перспективы профессионального роста;
  2. диагностические, направленные на изучение личности, интересов, склонностей, способностей консультируемого с целью выявления соответствия избираемой или близкой к ней профессии;
  3. медицинские, имеющие целью выявление состояния здоровья учащегося или трудоустраивающегося, его психофизиологических свойств в отношении избираемой профессии и др.

Выделяют 5 типов запроса оптанта:

  1. Обращение к психологу за подтверждением правильности выбора профессии.
  2. Родители или (реже) сами учащиеся обращаются за помощью к психологу, поскольку не обнаруживают выраженных интересов и способностей, которые могли бы помочь в ходе профессионального самоопределения.
  3. Обращение к психологу вызвано трудностями выбора профессии, которые обусловлены многообразием интересов и способностей. (Эта ситуация характерна для тех семей, где родители много внимания уделяют развитию личности и способностей ребенка, иногда упуская при этом ту линию развития, которая может иметь выход на профессию.)
  4. Наблюдается расхождение между интересами и способностями. (Это довольно редкий случай.)
  5. Запрос вызван расхождением мнения ребенка и его родителей относительно профессионального выбора.

В целом можно сказать, что профконсультация проходит те же стадиипсихологического консультирования, что и при проблемных ситуациях другого типа, требующих выбора и принятия решения:

  1. контакт с клиентом,
  2. сбор информации и осознание желаемого результата,
  3. перебор альтернативных решений,
  4. обобщение,
  5. выход из контакта.

Однако роль консультанта здесь ближе к роли эксперта нежели к какой-либо другой. В то же время в практике встречаются ситуации, когда профконсультация является только поводом обращения к психологу (на самом деле волнуют, например, проблемы взаимоотношения с подростком), либо в процессе консультации выясняются проблемы оптанта. Например, родители настойчиво толкают юношу (девушку) к выбору профессии, которая нравится только им самим, служит для удовлетворения их нереализованных интересов и потребностей. В этом случае возможно перетекание профконсультации в консультацию по поводу детско-родительских отношений или личностно-направленную. При отсутствии у профконсультанта соответствующей подготовки и опыта возможно направление клиента (клиентов) к другому специалисту.

5 стр., 2059 слов

Типы темперамента. Специальные способности личности

... отрывка, первый из которых будет свидетельствовать о проявлениях одной из специальных способностей личности (математических, музыкальных, художественных и т.д.); второй - об одном из видов ... зарубежной классической литературы до современной фантастики, детективов, детских произведений и т.д. Специальные способности личности - математические. Отрывок из повести Тамары Крюковой "Герой поневоле": "Он ...

Подход к.К. Платонова к профессиональному консультированию

Константин Константинович Платонов был одним из первых отечественных ученых, вернувшихся к проблеме профориентации и профотбора после репрессий в отношении психотехники в 1936 году. Ему же принадлежит заслуга в том, что были четко разведены понятия профориентации и профессиональной консультации.

С позиций личностного подхода Платонов рассматривает профессиональную консультацию как систему психолого-педагогических и медицинских мероприятий, раскрывающих и разносторонне оценивающих способности каждого представителя подрастающего поколения с целью помочь ему в более обоснованном выборе своей профессии. Он считал, что, являясь частью системы профориентации, профконсультация должна быть нацелена на изучение способностей конкретной личности и корригирующее формирование требующихся, но недостаточно развитых у нее способностей.

Платонов обосновывает использование личностного подхода как принцип всей профориентационной работы, в том числе и профконсультационной. Сравнивая понятия «индивидуальный подход к личности» и «личностный подход», он считает «личностный подход» более широким, требующим обязательного учета всех четырех компонентов описанной им динамической функциональной структуры личности: психических функций, типологических свойств, опыта и направленности.

Операционально-техническую сторону деятельности обеспечивают усвоенные и используемые человеком знания, умения и навыки. Платонов использует для обозначения этой стороны деятельности понятие «опыт», включая его в динамическую функциональную структуру личности.

На 1-й стадии формирования опыта, когда обнаруживается несоответствие профессиональной подготовки и профессиональных требований, недостаточность (или, напротив, избыточность) приобретенных в процессе профессионального обучения знаний, умений и навыков вызывает определенное смысловое отношение к новой деятельности. Это отношение неизбежно требует пересмотра своих профессиональных возможностей.

На 2-й стадии — стадии формирования «прозрачных границ опыта», — как правило, наблюдается появление потребности не просто накапливать опыт, а придавать ему собственный субъективный характер, «почерк» по аналогии с индивидуальным стилем деятельности. Каждый специалист из всего массива событий своей профессиональной и обыденной жизни выбирает те, которые приобретают для него личностный смысл.

На 3-й стадии — стадии упрочения границ — появляется потребность структурировать свой опыт или даже привести его в определенную систему, с тем чтобы «заставить» его как можно эффективнее на себя работать. Формируются привычки обращаться к опыту, когда, например, надо принять интуитивное решение.

4-я стадия – стадия стереотипизации, сужения границ опыта формирует привычные отношения и стереотипы в подходах и оценках.

2 Вопрос. Профессиональное консультирование школьников.

Возрастные особенности профконсультирования школьников

21 стр., 10108 слов

Влияние престижности профессии на процесс профессионального самоопределения ...

... выполнения будущей профессиональной деятельности). По мнению Н.С. Пряжникова, «профессиональное самоопределение - это конкретный выбор профессии и ... жизни и формируют определенное состояние самоопределения личности. П.Г. Щедровицкий рассматривает самоопределение как ... конкурентоспособности на рынке труда, проблема престижности профессии как фактора профессионального самоопределения является значимой ...

У школьников старшего возраста ведущей деятельностью становится учебно-профессиональная, осуществляется жизненное и профессиональное самоопределение. Особую актуальность приобретает вопрос: кем быть? Начинается активный поиск своей будущей профессиональной роли и экспериментирование в разных ролях.

На разных возрастных этапах профессиональное самоопределение выражено в различной степени. В связи с этим в управлении профориентацией школьников опора делается на ведущий вид деятельности в соответствии с возрастными особенностями учащихся.

Для эффективного управления профессиональным самоопределением учащихся выделяют показатели, на которые следует обратить внимание, чтобы субъект развивался как профессионал:

  1. Информированность учащегося, знание видов профессионального образования, состояния рынка труда, содержания и условий труда по избранной профессии, учебных заведений, где можно получить избранную профессию (специальность).
  2. Сформированность общественно значимых мотивов выбора профессии (сближение профессиональных намерений с потребностями рынка труда).
  3. Выраженность профессиональных интересов: наличие устойчивых профессиональных интересов в определенной области деятельности и конкретной профессии.
  4. Наличие специальных способностей к определенному виду профессиональной деятельности.
  5. Практический опыт в области избранной трудовой деятельности (занятия в кружках, секциях, музыкальной школе, на факультативах и т.д.).
  6. Сформированность и устойчивость профессиональных намерений, их обоснованность (достаточные знания о содержании профессии, условиях труда, путях получения образования по специальности, а также о своих интересах, склонностях и способностях).
  7. Реальный уровень профессиональных притязаний (интересы, способности, самооценка, профессиональные намерения учащихся согласуются между собой, и степень их развития позволяет предположить успешность будущей деятельности).
  8. Состояние здоровья, позволяющее избрать данный вид деятельности (профессию), что подтверждается при необходимости заключением врача.

Временный перечень медицинских противопоказаний к различного рода работам введен приказом Минздрава России в 1996г., вот, например, для геологоразведочных работ в труднодоступных районах ограничением являются стойкое понижение слуха, нарушение вестибулярного аппарата, нарушение остроты зрения более 0,5 диоптрий.

Для нас более интересным является дополнение к этому списку 1998 года, в которым введены ограничения для зрительно-напряженных работ, связанных с непрерывным слежением за экраном дисплеев. Поскольку сейчас компьютеры стоят везде, при желании можно уволить любого сотрудника с высокой степенью близорукости и дальнозоркости (8 диоптрий), астигматизмом, дальтонизмом и прочими глазными болезнями.

Основным критерием эффективности работы по профориентации в школьный период является сформированность профессионального плана оптанта.

9 стр., 4337 слов

Заболевания, вызванные вредными условиями труда, называют профессиональными.

... окружающей среды.   Заболевания, вызванные вредными условиями труда, называют профессиональными.   Факторы, отрицательно влияющие на условия труда, можно разделить на три группы, связанные: · с ... организацию санитарно-гигиенического обслуживания строителей; · совмещение близких по характеру профессий, вызываемое выполнением различных комплексов работ; многие строители владеют 2—3 ...

Основная задача профконсультирования клиента в ситуации выбора профессии — помочь человеку ответить на 3 главных вопроса: что он хочет, выбирая профессию («хочу»), что может («могу») и что пользуется спросом на рынке труда («надо»).

«Хочу» часто является ошибочным, так как большинство подростков имеют недостаточные знания о мире профессий, ошибочное представление о содержании профессий. Часть молодежи желает получить престижные профессии (маркетолог, менеджер, дизайнер, психолог-консультант и т.д.), не задумываясь о том, какие требования предъявляют эти профессии к человеку.

Понятие «могу» включает в себя:

  • образовательный уровень и качество знаний;
  • состояние здоровья и медицинскую пригодность к профессии;
  • темперамент, характер человека и их соответствие выбранной профессии;
  • специальные способности (технические, математические, педагогические, музыкальные и др.);
  • психофизиологические особенности (координация движений, особенности внимания, мышления, памяти).

Понятие «надо»— это знание потребностей рынка труда(причем в той местности, в которой человек собирается в дальнейшем работать), включающее следующую информацию:

  • о наличии и устойчивости спроса на данную профессию на предприятиях различных форм собственности;
  • уровне конкуренции специалистов данного профиля на рынке труда;
  • возможностях обучения и повышения квалификации в различных учебных заведениях (в вузах, техникумах, профтехучилищах, учебно-курсовых комбинатах, на курсах и т.д.);
  • особенностях выбранной профессии: условиях труда и оплаты, положительных и отрицательных сторонах данной профессиональной деятельности.

Профконсультант, используя специальные методики, либо подтвердит выбор, либо посоветует молодому человеку реализовать себя в другой области с учетом его интересов, возможностей и потребностей рынка труда. Одна из методик, которую может использовать консультант, — методика оценки готовности к профессии. (Приложение 6. Применение психодиагностических методик при проведении профессиональной консультации).

3 Вопрос. Методика индивидуальной профконсультации в ситуации выбора профессии. Общая схема консультации

В ходе профконсультации решаются следующие общие задачи:

  1. установить контакт с оптантом;
  2. собрать сведения, необходимые для построения или коррекции его профессионального плана;
  3. принять решение относительно подходящего для оптанта типа профессии и учебного заведения;
  4. аргументировать данное решение, разработать альтернативные варианты профессионального плана;
  5. окончательно согласовать с оптантом принятые решения, обобщить результаты, внести необходимые уточнения.

Венгерские специалисты, в частности, выделяют четыре основные группы профконсультационных проблем:

3 стр., 1468 слов

Профессиональные планы и жизненные ценности молодежи

... рынок труда, выберут свою профессию с учетом не только своих интересов и сложностей, но и требований профессии и рынка труда. С целью выявления направленности профессиональных интересов, жизненных планов, ... что сегодня на рынке труда имеет ценность главным образом высококвалифицированный труд, который предполагает обязательное получение предварительного профессионального образования. Совмещать учебу ...

  • трудности, связанные с выбором профессии: незрелость личности для самостоятельного принятия решения, растерянность, неадекватные представления о профессии, противоречивость выборов и т.п.;
  • трудности, связанные с успеваемостью школьника: высокие притязания при слабой успеваемости, хорошие способности при низкой успеваемости и т.п.;
  • трудности, связанные с особенностями личности подростка: неврозы, сложности адаптации в незнакомой социальной среде, задержка умственного или психического развития и т.п.;
  • трудности, связанные с состоянием здоровья: близорукость, тугоухость, заикание и т.п.

Евгений Александрович Климов предложил свой подход к классификации профконсультационных ситуаций. Он считает, что задачи профконсультанта зависят от следующих факторов:

  • наличия или отсутствия у оптанта профессионального плана;
  • наличия или отсутствия у оптанта склонностей;
  • согласованности профессионального плана оптанта с его склонностями, способностями и спросом на рынке труда.

Различные сочетания этих признаков образуют 17 профконсультационных ситуаций, внутри которых есть разновидности, зависящие от конкретный условий. В соответствии с подходом разработчика теории профконсультированияНаталии Федоровны Гейжанрассмотрим представленную ейхарактеристику всех 17 ситуаций в обратном порядке, от простых к более сложным: от типа XVII к типу I.

Ситуации, в которых профессиональный план согласован со склонностями подростка:

Тип XVII. Оптант имеет профессиональный план, согласованный с выраженными у него склонностями, способностями и ситуацией на рынке труда. Корректирующего вмешательства профконсультанта не требуется. Его задача — в тех случаях, когда оптант не имеет запасного варианта, обсудить ряд запасных вариантов профессионального плана, если возникнут непредвиденные препятствия в реализации основного.

Тип XVI. Оптант имеет профессиональный план, согласованный с его склонностями и способностями, но не согласованный с ситуацией на рынке труда. Оптант может не знать или не принять во внимание, что как в настоящее время, так и в перспективе специалисты данной профессии в большинстве случаев не будут востребованы на региональном рынке труда.

Задачи профконсультанта:

  1. проинформировать оптанта относительно ситуации на рынке труда и перспектив профессии;
  2. оценить возможности оптанта, если он выбирает профессии, пользующиеся особым спросом у молодежи и потому предъявляющие высокие требования к конкурентоспособности будущего специалиста (режиссер, модельер, юрист и т.п.);
  3. принять решение относительно окончательного сохранения или изменения профессионального плана;
  4. если принято решение об изменении плана, то сформировать новый профессиональный план.

Тип XV. Оптант имеет профессиональный план, согласованный с его склонностями и потребностями рынка труда, но не согласованный со способностями или состоянием здоровья. Это ситуация, когда оптант не учитывает (или не знает) свои индивидуальные особенности, дающие основания для медицинских или психологических противопоказаний к овладению выбранной профессией.

8 стр., 3953 слов

Климов е.А. Общее представление о системе обеспечения профессионального ...

... учащихся. Как уже отчасти отмечалось в другой связи, возможно проти­воречие между профессиональными планами оптанта и планами, вы­нашиваемыми в отношении него старшими (родителями или заменя­ющими их ... случае объективный обще­ственный запрос на приток трудовых ресурсов в разные сферы труда точно удовлетворялся бы их предложением; тогда потреб­ность в педагогическом руководстве выбором ...

Задачи профконсультанта:

  1. возможно полнее раскрыть весь потенциал индивидуальных качеств оптанта, которые могли бы выступить основанием для развития профессиональных способностей;
  2. сформировать профессиональный план или привести его в соответствие со способностями и состоянием здоровья оптанта.

Тип XIV. Оптант имеет профессиональный план, согласованный с его склонностями, но не согласованный со способностями и ситуацией на рынке труда. Обычно в таких ситуациях оптанту свойственно переоценивать свои возможности. В результате профессиональный план оптанта строится им с опорой на свои определенные ярко выраженные индивидуальные особенности и, как правило, страдает ограниченностью. В плане не учитываются те требования к специалисту, которые определяют его конкурентоспособность.

Ситуации, в которых профессиональный план не согласован со склонностями подростка:

Тип XIII. Оптант имеет профессиональный план, согласованный с его способностями и спросом на рынке труда, но не согласованный с имеющимися у него склонностями.

Тип XII.Профессиональный план сформирован без учета имеющихся склонностей и не согласован со спросом на рынке труда.

Тип XI.Профессиональный план согласован со спросом на рынке труда, но сформирован без учета имеющихся склонностей, способностей и состояния здоровья оптанта.

Тип X.Профессиональный план сформирован, но не согласован с имеющимися склонностями, способностями и спросом на рынке труда.

Во всех ситуациях профконсультант выявляет мотивы, по которым был сформирован профессиональный план. Следующий шаг — формирование альтернативного плана.

Ситуации, в которых профессиональный план сформирован при отсутствии склонностей.

Тип IX.Оптант имеет профессиональный план, но склонности его не выражены. В этой и во всех остальных ситуациях данной группы действия профконсультанта обусловливаются причинами, вызвавшими эти разногласия.

Практически в ситуациях этого типа профессиональный план нередко одобряется профконсультантом. Однако почти во всех указанных ситуациях требуется его существенная корректировка, а нередко и формирование иного профессионального плана. Вмешательство необходимо постольку, поскольку оптант имеет неправильное или поверхностное представление о выбранном им виде деятельности. Среди причин, в силу которых у оптанта отсутствуют склонности, наиболее существенной для внимания профконсультанта является разбросанность интересов, связанная с наличием нескольких видов деятельности, одинаково привлекательных для оптанта.

9 стр., 4018 слов

Молодежь на рынке труда

... (предложение превышает спрос) рынки труда. Эти виды рынка труда могут иметь отношение к региональному, профессиональному интегрированному рынку труда. По критерию этапности выделяют формирующейся рынок, рынок переходного периода, зрелый (или развитой) рынок труда. По критерию социальной ...

Основной упор в профдиагностике поэтому следует сделать на выявление способностей и сопоставление их с привлекательными для оптанта видами деятельности. Профессиональный план сопоставляется с выявленными способностями и корректируется в соответствии с ситуацией на рынке труда.

Тип VIII.Профессиональный план не согласован со спросом на рынке труда.

Тип VII.Профессиональный план не согласован со способностями оптанта.

Тип VI.Профессиональный план не согласован со способностями оптанта и ситуацией на рынке труда.

Ситуации, в которых отсутствует профессиональный план, но склонности выражены.

Тип V.Оптант не имеет профессионального плана, но у него выражены склонности. Как правило, это ситуация, для которой характерно наличие у оптанта определенных профессиональных предпочтений. Они связаны либо с выбором определенного учебного заведения, либо с отказом оптанта от профессий, соответствующих его склонностям. Наличие профессиональных предпочтений позволяет профконсультанту направить консультацию на обсуждение достоинств и недостатков выборов, намеченных оптантом. Консультант должен постараться предельно расширить сферу его выборов.

Тип IV.Оптант стремится сформировать свой профессиональный план в соответствии со склонностями, которые не согласованы с ситуацией на рынке труда. Задача консультанта — помочь оптанту сформировать более реалистичный профессиональный план. Весьма важным моментом является включение в консультацию информации о возможностях реализации оптантом своих склонностей за пределами профессиональной сферы.

Тип III.Оптант не стремится обязательно формировать свой профессиональный план в соответствии со склонностями. В этом случае выясняется мотивационная основа такой позиции оптанта. Возможны два варианта:

1) в основе такой позиции лежит серьезная причина, связанная с профессиональной непригодностью оптанта к деятельности в соответствии с его склонностями (например, плохое зрение);

2) в основе такой позиции лежит неправильное или неточное представление о профессиях, соответствующих склонностям оптанта.

И в том, и в другом случае задачей профконсультанта является тщательная работа с мотивационной основой выбора оптанта. Сначала проводится анализ всех мотивов выбора профессии, а затем формируется ценностно-ориентировочная основа для построения профессионального плана оптанта.

Тип II.Оптант не имеет каких-либо определенных намерений относительно профессионального плана. В этой ситуации основная часть профессиональной консультации должна носить информационный характер. Информация должна содержать сведения не только о мире профессий, соответствующих склонностям оптанта, но и о спросе на эти профессии на рынке труда. Только после того как информационный блок консультации будет завершен, можно приступать к работе с мотивационной сферой оптанта.

11 стр., 5289 слов

Профессиональная мотивация и удовлетворенность трудом

... в мотивационную сферу. К таким побуждениям относят профессиональное призвание, профессиональное намерение, потребность в профессиональном труде, ценностные ориентации в профессиональной деятельности, мотивы профессиональной деятельности. Профессиональное призвание определяют как влечение к какой-либо ...

Ситуация, в которой отсутствует профессиональный план и не выражены склонности

Тип I.Оптант не имеет профессионального плана, его склонности не выражены. Наибольший процент профконсультационных ситуаций относится именно к этому типу. Это наиболее сложные клиенты для профконсультанта, так как для них характерна мнимая неопределенность: с одной стороны, такой старшеклассник не знает, какую профессию выбрать, а с другой отвергает большинство предложений профконсультанта.

Гейжан Наталья Федеровна приводит следующие факты. Почти половина оптантов, не составивших профессионального плана, имеют завышенную самооценку. Кроме того, поскольку в данной ситуации оптанты не имеют склонностей, при выработке рекомендаций профконсультант вынужден опираться на уровень представлений оптанта о будущей деятельности, а также на данные беседы и профдиагностики. На выбор оптанта существенное влияние оказывают позиция родителей, товарищей, его ценностные ориентации и самооценка.

Задачи профконсультанта в данной ситуации:

  1. выявить причины, в силу которых у оптанта отсутствуют планы и склонности;
  2. провести профдиагностическое обследование;
  3. предоставить обширную информацию о профессиях и ситуации на рынке труда;
  4. проработать совместно с оптантом результаты профдиагностического обследования;
  5. создать мотивационпую основу для выбора профессии и учебного заведения;
  6. помочь оптанту сделать выбор и сформировать профессиональный план.

Результатом профконсультации оптанта должен быть сформированный профессиональный план. Профессиональный план можно считать сформированным, если оптант выбрал профессию и учебное заведение, в котором он собирается ее получить, а также может назвать место, где будет работать, если не поступит в данное учебное заведение.