Курс лекций 6

8

Предмет: «Психологическое консультирование».

Лекция № 15. Профессиональное консультирование

В психологической теории и практике.

План.

  1. Понятие профессионального консультирования в психологической теории и практике.
  2. Профессиональное консультирование школьников.
  3. Методика индивидуальной профконсультации в ситуации выбора профессии.

1 вопрос. Понятие профессионального консультирования

в психологической теории и практике.

Как известно, для обеспечения организаций и предприятий кадрами необходимой квалификации и профессий проводится профориентационная работа. Прежде всего она проходит среди учащихся средних общеобразовательных школ и касается деятельности школьных психологов и психологов-консультантов центров профориентации и психологической поддержки населения.

Профессиональное консультирование — это вид психологической помощи, направленной на согласование индивидуальных профессиональных возможностей и потребностей клиента с интересами организации или рынка труда, в результате которой происходит профессиональное самоопределение клиента, формируется или совершенствуется его профессиональный план, вносятся продуктивные изменения в его профессиональную деятельность и поведение.

В современных условиях профессиональное консультирование может выступать:

1) как функция профессиональной деятельности;

2) как профессиональная деятельность.

Как функция консультирование все чаще осуществляется менеджерами по работе с персоналом или психологами-консультантами в современных организациях корпоративного типа.

Как вид профессиональной деятельности оно имеет место в социальных службах (как государственного, так и коммерческого характера).

7 стр., 3403 слов

1.1. Психологическая теория учебной деятельности

... и необходимы преподавателю хорошее знание психологической теории учебной деятельности и методики формирования этой ... И. Махмутов). Оно появилось как альтернатива сообщающей педагогической практике, не стимулирующей мыслительную активность учащихся. Суть проблемного обучения ... методов организации учебного процесса вначале появилось в практике школы и потом начало осмысливаться в педагогической науке ...

Так, в городских и районных центрах занятости населения предусмотрена должность профконсультанта, в связи с чем Федеральной службой занятости населения (существующей сегодня в структуре Министерства труда и социального развития) разработана и внедрена система подготовки и повышения квалификации профконсультантов.

Профконсультанты работают также в городских и районных центрах профориентации, обслуживающих преимущественно молодежь, школьников и решающих проблемы выбора профессии.

Профессиональная ориентация состоит из нескольких взаимосвязанных этапов: профессиональной информации, профессиональной консультации, профессионального отбора и профессиональной адаптации.

В рамках курса по психологическому консультированию нас интересует прежде всего профессиональная консультация, ее отличия от иных направлений психологического консультирования и возможные сходные черты.

Различают следующие виды консультаций:

  1. справочные, в ходе которых учащиеся выясняют каналы трудоустройства, требования к приему на работу или учебу, возможности освоения различных профессий, сроки подготовки, систему оплаты труда, перспективы профессионального роста;
  2. диагностические, направленные на изучение личности, интересов, склонностей, способностей консультируемого с целью выявления соответствия избираемой или близкой к ней профессии;
  3. медицинские, имеющие целью выявление состояния здоровья учащегося или трудоустраивающегося, его психофизиологических свойств в отношении избираемой профессии и др.

Выделяют 5 типов запроса оптанта:

  1. Обращение к психологу за подтверждением правильности выбора профессии.
  2. Родители или (реже) сами учащиеся обращаются за помощью к психологу, поскольку не обнаруживают выраженных интересов и способностей, которые могли бы помочь в ходе профессионального самоопределения.
  3. Обращение к психологу вызвано трудностями выбора профессии, которые обусловлены многообразием интересов и способностей. (Эта ситуация характерна для тех семей, где родители много внимания уделяют развитию личности и способностей ребенка, иногда упуская при этом ту линию развития, которая может иметь выход на профессию.)
  4. Наблюдается расхождение между интересами и способностями. (Это довольно редкий случай.)
  5. Запрос вызван расхождением мнения ребенка и его родителей относительно профессионального выбора.

В целом можно сказать, что профконсультация проходит те же стадиипсихологического консультирования, что и при проблемных ситуациях другого типа, требующих выбора и принятия решения:

11 стр., 5158 слов

Введение. Дисциплина «Речевая культура психолога-консультанта» является дисциплиной по выбору обучающихся профессионального цикла подготовки магистров по н

... интересы личности магистра, обучающегося по данной ООП, заключающиеся в: 1) приобретении представлений о культуре речевой деятельности психолога-консультанта; 2) развитие способности организовывать процесс профессионального ... · Похвальное слово кризису (личностному). · Секреты выбора профессии. · Как можно получить психологическую помощь. · Профессия – психолог. · Семья или карьера? · ...

  1. контакт с клиентом,
  2. сбор информации и осознание желаемого результата,
  3. перебор альтернативных решений,
  4. обобщение,
  5. выход из контакта.

Однако роль консультанта здесь ближе к роли эксперта нежели к какой-либо другой. В то же время в практике встречаются ситуации, когда профконсультация является только поводом обращения к психологу (на самом деле волнуют, например, проблемы взаимоотношения с подростком), либо в процессе консультации выясняются проблемы оптанта. Например, родители настойчиво толкают юношу (девушку) к выбору профессии, которая нравится только им самим, служит для удовлетворения их нереализованных интересов и потребностей. В этом случае возможно перетекание профконсультации в консультацию по поводу детско-родительских отношений или личностно-направленную. При отсутствии у профконсультанта соответствующей подготовки и опыта возможно направление клиента (клиентов) к другому специалисту.

5 стр., 2472 слов

Объект профессиональной деятельности педагогов профессионального обучения задачи, виды деятельности

... деятельность. Педагог профессионального обучения организует и проводит теоретическое обучение по общепрофессиональным и специальным учебным предметам, а также практическое обучение по группам родственных профессий ... у людей чувство жалости или брезгливости. Высокая напряженность и интенсивность труда. Возможность экстремальных ситуаций и стрессовых состояний. Напряженность зрения и голосовых ...

Подход к.К. Платонова к профессиональному консультированию

Константин Константинович Платонов был одним из первых отечественных ученых, вернувшихся к проблеме профориентации и профотбора после репрессий в отношении психотехники в 1936 году. Ему же принадлежит заслуга в том, что были четко разведены понятия профориентации и профессиональной консультации.

С позиций личностного подхода Платонов рассматривает профессиональную консультацию как систему психолого-педагогических и медицинских мероприятий, раскрывающих и разносторонне оценивающих способности каждого представителя подрастающего поколения с целью помочь ему в более обоснованном выборе своей профессии. Он считал, что, являясь частью системы профориентации, профконсультация должна быть нацелена на изучение способностей конкретной личности и корригирующее формирование требующихся, но недостаточно развитых у нее способностей.

Платонов обосновывает использование личностного подхода как принцип всей профориентационной работы, в том числе и профконсультационной. Сравнивая понятия «индивидуальный подход к личности» и «личностный подход», он считает «личностный подход» более широким, требующим обязательного учета всех четырех компонентов описанной им динамической функциональной структуры личности: психических функций, типологических свойств, опыта и направленности.

Операционально-техническую сторону деятельности обеспечивают усвоенные и используемые человеком знания, умения и навыки. Платонов использует для обозначения этой стороны деятельности понятие «опыт», включая его в динамическую функциональную структуру личности.

На 1-й стадии формирования опыта, когда обнаруживается несоответствие профессиональной подготовки и профессиональных требований, недостаточность (или, напротив, избыточность) приобретенных в процессе профессионального обучения знаний, умений и навыков вызывает определенное смысловое отношение к новой деятельности. Это отношение неизбежно требует пересмотра своих профессиональных возможностей.

21 стр., 10108 слов

Влияние престижности профессии на процесс профессионального самоопределения старшеклассников

... имея четкой информации о требованиях профессии к личности, содержании и условиях труда. 2. Эмпирическое исследование влияния престижности профессии на профессиональное самоопределение старшеклассников 2.1 Характеристика ... склонностей в детском возрасте до окончательного утверждения в избранной сфере профессиональной деятельности в годы зрелости. На протяжении этого периода происходит не только ...

На 2-й стадии — стадии формирования «прозрачных границ опыта», — как правило, наблюдается появление потребности не просто накапливать опыт, а придавать ему собственный субъективный характер, «почерк» по аналогии с индивидуальным стилем деятельности. Каждый специалист из всего массива событий своей профессиональной и обыденной жизни выбирает те, которые приобретают для него личностный смысл.

На 3-й стадии — стадии упрочения границ — появляется потребность структурировать свой опыт или даже привести его в определенную систему, с тем чтобы «заставить» его как можно эффективнее на себя работать. Формируются привычки обращаться к опыту, когда, например, надо принять интуитивное решение.

4-я стадия — стадия стереотипизации, сужения границ опыта формирует привычные отношения и стереотипы в подходах и оценках.

2 Вопрос. Профессиональное консультирование школьников.

Возрастные особенности профконсультирования школьников

У школьников старшего возраста ведущей деятельностью становится учебно-профессиональная, осуществляется жизненное и профессиональное самоопределение. Особую актуальность приобретает вопрос: кем быть? Начинается активный поиск своей будущей профессиональной роли и экспериментирование в разных ролях.

На разных возрастных этапах профессиональное самоопределение выражено в различной степени. В связи с этим в управлении профориентацией школьников опора делается на ведущий вид деятельности в соответствии с возрастными особенностями учащихся.

Для эффективного управления профессиональным самоопределением учащихся выделяют показатели, на которые следует обратить внимание, чтобы субъект развивался как профессионал:

  1. Информированность учащегося, знание видов профессионального образования, состояния рынка труда, содержания и условий труда по избранной профессии, учебных заведений, где можно получить избранную профессию (специальность).
  2. Сформированность общественно значимых мотивов выбора профессии (сближение профессиональных намерений с потребностями рынка труда).
  3. Выраженность профессиональных интересов: наличие устойчивых профессиональных интересов в определенной области деятельности и конкретной профессии.
  4. Наличие специальных способностей к определенному виду профессиональной деятельности.
  5. Практический опыт в области избранной трудовой деятельности (занятия в кружках, секциях, музыкальной школе, на факультативах и т. д.).
  6. Сформированность и устойчивость профессиональных намерений, их обоснованность (достаточные знания о содержании профессии, условиях труда, путях получения образования по специальности, а также о своих интересах, склонностях и способностях).
  7. Реальный уровень профессиональных притязаний (интересы, способности, самооценка, профессиональные намерения учащихся согласуются между собой, и степень их развития позволяет предположить успешность будущей деятельности).
  8. Состояние здоровья, позволяющее избрать данный вид деятельности (профессию), что подтверждается при необходимости заключением врача.

Временный перечень медицинских противопоказаний к различного рода работам введен приказом Минздрава России в 1996 г., вот, например, для геологоразведочных работ в труднодоступных районах ограничением являются стойкое понижение слуха, нарушение вестибулярного аппарата, нарушение остроты зрения более 0,5 диоптрий.

17 стр., 8054 слов

Особенности жизненного стиля и мотивов труда представителей различных профессий

... профессии и ее популярность на рынке труда является одним из главных факторов, влияющих на привлекательность профессии и во многом определяет профессиональный выбор оптанта. Недостаточно осмысленный выбор профессии ... жизненный стиль и мотивы труда. Ставить выше те мотивации, которые будут делать жизненный стиль комфортным не только в плане удобности жизни, но ...

Для нас более интересным является дополнение к этому списку 1998 года, в которым введены ограничения для зрительно-напряженных работ, связанных с непрерывным слежением за экраном дисплеев. Поскольку сейчас компьютеры стоят везде, при желании можно уволить любого сотрудника с высокой степенью близорукости и дальнозоркости (8 диоптрий), астигматизмом, дальтонизмом и прочими глазными болезнями.

16 стр., 7655 слов

Тема 10. Психолого-педагогические основы профессионального труда

... личности. На рынке труда повысился спрос на людей, имеющих высшее или среднее профессиональное образование, обладающих культурой ... задачам экстремальной подготовки. Естественно, что в разных профессиях «набор» компонентов не одинаков. Его конкретная ... Основы экстремальной подготовки профессионала В психолого-педагогическом плане экстремальная подготовленность профессионала состоит из трех компонентов: ...

Основным критерием эффективности работы по профориентации в школьный период является сформированность профессионального плана оптанта.

Основная задача профконсультирования клиента в ситуации выбора профессии — помочь человеку ответить на 3 главных вопроса: что он хочет, выбирая профессию («хочу»), что может («могу») и что пользуется спросом на рынке труда («надо»).

«Хочу» часто является ошибочным, так как большинство подростков имеют недостаточные знания о мире профессий, ошибочное представление о содержании профессий. Часть молодежи желает получить престижные профессии (маркетолог, менеджер, дизайнер, психолог-консультант и т. д.), не задумываясь о том, какие требования предъявляют эти профессии к человеку.

Понятие «могу» включает в себя:

  • образовательный уровень и качество знаний;
  • состояние здоровья и медицинскую пригодность к профессии;
  • темперамент, характер человека и их соответствие выбранной профессии;
  • специальные способности (технические, математические, педагогические, музыкальные и др.);
  • психофизиологические особенности (координация движений, особенности внимания, мышления, памяти).

Понятие «надо»— это знание потребностей рынка труда (причем в той местности, в которой человек собирается в дальнейшем работать), включающее следующую информацию:

  • о наличии и устойчивости спроса на данную профессию на предприятиях различных форм собственности;
  • уровне конкуренции специалистов данного профиля на рынке труда;
  • возможностях обучения и повышения квалификации в различных учебных заведениях (в вузах, техникумах, профтехучилищах, учебно-курсовых комбинатах, на курсах и т. д.);
  • особенностях выбранной профессии: условиях труда и оплаты, положительных и отрицательных сторонах данной профессиональной деятельности.

Профконсультант, используя специальные методики, либо подтвердит выбор, либо посоветует молодому человеку реализовать себя в другой области с учетом его интересов, возможностей и потребностей рынка труда. Одна из методик, которую может использовать консультант, — методика оценки готовности к профессии. (Приложение 6. Применение психодиагностических методик при проведении профессиональной консультации).

3 Вопрос. Методика индивидуальной профконсультации в ситуации выбора профессии. Общая схема консультации

В ходе профконсультации решаются следующие общие задачи:

  1. установить контакт с оптантом;
  2. собрать сведения, необходимые для построения или коррекции его профессионального плана;
  3. принять решение относительно подходящего для оптанта типа профессии и учебного заведения;
  4. аргументировать данное решение, разработать альтернативные варианты профессионального плана;
  5. окончательно согласовать с оптантом принятые решения, обобщить результаты, внести необходимые уточнения.

Венгерские специалисты, в частности, выделяют четыре основные группы профконсультационных проблем:

  • трудности, связанные с выбором профессии: незрелость личности для самостоятельного принятия решения, растерянность, неадекватные представления о профессии, противоречивость выборов и т. п.;
  • трудности, связанные с успеваемостью школьника: высокие притязания при слабой успеваемости, хорошие способности при низкой успеваемости и т. п.;
  • трудности, связанные с особенностями личности подростка: неврозы, сложности адаптации в незнакомой социальной среде, задержка умственного или психического развития и т. п.;
  • трудности, связанные с состоянием здоровья: близорукость, тугоухость, заикание и т. п.

Евгений Александрович Климов предложил свой подход к классификации профконсультационных ситуаций. Он считает, что задачи профконсультанта зависят от следующих факторов:

  • наличия или отсутствия у оптанта профессионального плана;
  • наличия или отсутствия у оптанта склонностей;
  • согласованности профессионального плана оптанта с его склонностями, способностями и спросом на рынке труда.

Различные сочетания этих признаков образуют 17 профконсультационных ситуаций, внутри которых есть разновидности, зависящие от конкретный условий. В соответствии с подходом разработчика теории профконсультированияНаталии Федоровны Гейжанрассмотрим представленную ейхарактеристику всех 17 ситуаций в обратном порядке, от простых к более сложным: от типа XVII к типу I.

Ситуации, в которых профессиональный план согласован со склонностями подростка:

Тип XVII. Оптант имеет профессиональный план, согласованный с выраженными у него склонностями, способностями и ситуацией на рынке труда. Корректирующего вмешательства профконсультанта не требуется. Его задача — в тех случаях, когда оптант не имеет запасного варианта, обсудить ряд запасных вариантов профессионального плана, если возникнут непредвиденные препятствия в реализации основного.

Тип XVI. Оптант имеет профессиональный план, согласованный с его склонностями и способностями, но не согласованный с ситуацией на рынке труда. Оптант может не знать или не принять во внимание, что как в настоящее время, так и в перспективе специалисты данной профессии в большинстве случаев не будут востребованы на региональном рынке труда.

Задачи профконсультанта:

  1. проинформировать оптанта относительно ситуации на рынке труда и перспектив профессии;
  2. оценить возможности оптанта, если он выбирает профессии, пользующиеся особым спросом у молодежи и потому предъявляющие высокие требования к конкурентоспособности будущего специалиста (режиссер, модельер, юрист и т. п.);
  3. принять решение относительно окончательного сохранения или изменения профессионального плана;
  4. если принято решение об изменении плана, то сформировать новый профессиональный план.

Тип XV. Оптант имеет профессиональный план, согласованный с его склонностями и потребностями рынка труда, но не согласованный со способностями или состоянием здоровья. Это ситуация, когда оптант не учитывает (или не знает) свои индивидуальные особенности, дающие основания для медицинских или психологических противопоказаний к овладению выбранной профессией.

Задачи профконсультанта:

  1. возможно полнее раскрыть весь потенциал индивидуальных качеств оптанта, которые могли бы выступить основанием для развития профессиональных способностей;
  2. сформировать профессиональный план или привести его в соответствие со способностями и состоянием здоровья оптанта.

Тип XIV. Оптант имеет профессиональный план, согласованный с его склонностями, но не согласованный со способностями и ситуацией на рынке труда. Обычно в таких ситуациях оптанту свойственно переоценивать свои возможности. В результате профессиональный план оптанта строится им с опорой на свои определенные ярко выраженные индивидуальные особенности и, как правило, страдает ограниченностью. В плане не учитываются те требования к специалисту, которые определяют его конкурентоспособность.

Ситуации, в которых профессиональный план не согласован со склонностями подростка:

Тип XIII. Оптант имеет профессиональный план, согласованный с его способностями и спросом на рынке труда, но не согласованный с имеющимися у него склонностями.

Тип XII.Профессиональный план сформирован без учета имеющихся склонностей и не согласован со спросом на рынке труда.

Тип XI.Профессиональный план согласован со спросом на рынке труда, но сформирован без учета имеющихся склонностей, способностей и состояния здоровья оптанта.

Тип X.Профессиональный план сформирован, но не согласован с имеющимися склонностями, способностями и спросом на рынке труда.

Во всех ситуациях профконсультант выявляет мотивы, по которым был сформирован профессиональный план. Следующий шаг — формирование альтернативного плана.

Ситуации, в которых профессиональный план сформирован при отсутствии склонностей.

Тип IX.Оптант имеет профессиональный план, но склонности его не выражены. В этой и во всех остальных ситуациях данной группы действия профконсультанта обусловливаются причинами, вызвавшими эти разногласия.

Практически в ситуациях этого типа профессиональный план нередко одобряется профконсультантом. Однако почти во всех указанных ситуациях требуется его существенная корректировка, а нередко и формирование иного профессионального плана. Вмешательство необходимо постольку, поскольку оптант имеет неправильное или поверхностное представление о выбранном им виде деятельности. Среди причин, в силу которых у оптанта отсутствуют склонности, наиболее существенной для внимания профконсультанта является разбросанность интересов, связанная с наличием нескольких видов деятельности, одинаково привлекательных для оптанта.

Основной упор в профдиагностике поэтому следует сделать на выявление способностей и сопоставление их с привлекательными для оптанта видами деятельности. Профессиональный план сопоставляется с выявленными способностями и корректируется в соответствии с ситуацией на рынке труда.

Тип VIII.Профессиональный план не согласован со спросом на рынке труда.

Тип VII.Профессиональный план не согласован со способностями оптанта.

Тип VI.Профессиональный план не согласован со способностями оптанта и ситуацией на рынке труда.

Ситуации, в которых отсутствует профессиональный план, но склонности выражены.

Тип V.Оптант не имеет профессионального плана, но у него выражены склонности. Как правило, это ситуация, для которой характерно наличие у оптанта определенных профессиональных предпочтений. Они связаны либо с выбором определенного учебного заведения, либо с отказом оптанта от профессий, соответствующих его склонностям. Наличие профессиональных предпочтений позволяет профконсультанту направить консультацию на обсуждение достоинств и недостатков выборов, намеченных оптантом. Консультант должен постараться предельно расширить сферу его выборов.

Тип IV.Оптант стремится сформировать свой профессиональный план в соответствии со склонностями, которые не согласованы с ситуацией на рынке труда. Задача консультанта — помочь оптанту сформировать более реалистичный профессиональный план. Весьма важным моментом является включение в консультацию информации о возможностях реализации оптантом своих склонностей за пределами профессиональной сферы.

Тип III.Оптант не стремится обязательно формировать свой профессиональный план в соответствии со склонностями. В этом случае выясняется мотивационная основа такой позиции оптанта. Возможны два варианта:

1) в основе такой позиции лежит серьезная причина, связанная с профессиональной непригодностью оптанта к деятельности в соответствии с его склонностями (например, плохое зрение);

2) в основе такой позиции лежит неправильное или неточное представление о профессиях, соответствующих склонностям оптанта.

И в том, и в другом случае задачей профконсультанта является тщательная работа с мотивационной основой выбора оптанта. Сначала проводится анализ всех мотивов выбора профессии, а затем формируется ценностно-ориентировочная основа для построения профессионального плана оптанта.

Тип II.Оптант не имеет каких-либо определенных намерений относительно профессионального плана. В этой ситуации основная часть профессиональной консультации должна носить информационный характер. Информация должна содержать сведения не только о мире профессий, соответствующих склонностям оптанта, но и о спросе на эти профессии на рынке труда. Только после того как информационный блок консультации будет завершен, можно приступать к работе с мотивационной сферой оптанта.

Ситуация, в которой отсутствует профессиональный план и не выражены склонности

Тип I.Оптант не имеет профессионального плана, его склонности не выражены. Наибольший процент профконсультационных ситуаций относится именно к этому типу. Это наиболее сложные клиенты для профконсультанта, так как для них характерна мнимая неопределенность: с одной стороны, такой старшеклассник не знает, какую профессию выбрать, а с другой отвергает большинство предложений профконсультанта.

Гейжан Наталья Федеровна приводит следующие факты. Почти половина оптантов, не составивших профессионального плана, имеют завышенную самооценку. Кроме того, поскольку в данной ситуации оптанты не имеют склонностей, при выработке рекомендаций профконсультант вынужден опираться на уровень представлений оптанта о будущей деятельности, а также на данные беседы и профдиагностики. На выбор оптанта существенное влияние оказывают позиция родителей, товарищей, его ценностные ориентации и самооценка.

Задачи профконсультанта в данной ситуации:

  1. выявить причины, в силу которых у оптанта отсутствуют планы и склонности;
  2. провести профдиагностическое обследование;
  3. предоставить обширную информацию о профессиях и ситуации на рынке труда;
  4. проработать совместно с оптантом результаты профдиагностического обследования;
  5. создать мотивационпую основу для выбора профессии и учебного заведения;
  6. помочь оптанту сделать выбор и сформировать профессиональный план.

Результатом профконсультации оптанта должен быть сформированный профессиональный план. Профессиональный план можно считать сформированным, если оптант выбрал профессию и учебное заведение, в котором он собирается ее получить, а также может назвать место, где будет работать, если не поступит в данное учебное заведение.

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector