Конструктивное взаимодействие с ребенком имеющим отклонения в развитии

—PAGE_BREAK—В конце второй четверти мною была проведена повторная диагностика, чтобы отследить результативность коррекционно-развивающей работы.

3 часть. Выводы по результатам проведенной коррекционно-развивающей работы
С целью выявления результативности коррекционно-развивающей работы была проведена повторная диагностика изучения индивидуальных особенностей мышления детей с диагнозом умственная отсталость с опорой на батарею тестов Л.Ф. Тихомировой:
1.Тест «Классификация предметов»;
2.Тест «Сравнение предметов»;
3.Тест «Выделение существенных признаков»;
4.Тест «Аналогии»;
5.Тест «Обобщение»;
Изучение эмоционально-личностных особенностей детей с диагнозом умственная отсталость проводилось с опорой на тест «Эмоциональное отношение к школе», а особенностей моторики (как мелкой, так и общей) по методике Н.И. Озерецкого.
Возможно, что в сравнении с нормой ярко выраженных изменений не произошло за столь короткий промежуток времени. Однако при сопоставлении результатов первого исследования и второго, после проведенной коррекционно-развивающей работы с детьми, количественные показатели увеличились, изменилась форма ведения рассуждений при выполнении заданий аналогии и существенное, появились попытки обосновать свой ответ.
При повторном исследовании эмоциональной сферы были получены следующие результаты:
при выполнении задания Алеша К.

и Катя К. стали задумываться, прежде чем сделать свой выбор, пытались уточнить значение слов до осуществления выбора;
количество отказов резко уменьшилось, так как произошло обогащение словарного запаса у детей в процессе коррекционно-развивающих занятий, они стали понимать суть предлагаемых им прилагательных, но не доступным остался переносный смысл некоторых слов;
существенных изменений в плане эмоционального отношения детей к школе не произошло, хотя многие отмечали, что в школе им весело, хорошо, чисто в классе.
Повторное исследование моторного развития детей с 2 «В» класса позволило отследить ряд изменений.
Количественный показатель выполнения заданий изменился у 2 человек, но сам процесс выполнения, отношение к указаниям изменилось у большего количества ребят. Заметны были и изменения эмоционального состояния многих обучающихся во время выполнения заданий:
Диана С. во время первого исследования боялась перепрыгивать через веревку, а во время второго среза справилась с заданием;
Максим Д. сильно переживал свои неудачи, рука во время метания мяча у него дрожала в первый раз, а во второй раз он выполнил задание, хотя и с поддержкой педагога /предвосхищающая оценка/;
Саша Н.

26 стр., 12739 слов

Основы методики коррекционно-развивающей работы с детьми с тяжёлыми ...

... раскрывают направленность и механизм компенсаторных процессов, обеспечивающих их преодоление. Сущность коррекционно-развивающей работы с детьми с ТМНР представляется как профилактика и преодоление ограничений ребёнка ... как личность, способная активно функционировать в социуме при условии, что коррекционно-развивающая работа строится адрес но с учётом ограничений жизнедеятельности каждого ребё ...

проявил выдержку во время выполнения заданий, хотя и не справился с заданием;
Кирилл К. избегал во время первого исследования всех моторных заданий, говорил, что не сможет, а во время второй процедуры участвовал в выполнении всех заданий.
Таким образом, по результатам повторной диагностики видно, что проведенная коррекционно-развивающая работа оказывает развивающий эффект на индивидуальные особенности (интеллектуальной, моторной и эмоционально-волевой сфер) детей с тотальным недоразвитием психических функций только в том случае, если построить процесс взаимодействия на конструктивной основе со всеми участниками процесса сопровождения. Важным является и то, что взаимодействие педагога с обучающимися 2 «В» класса, который был не просто сторонним наблюдателем, но и активным участником коррекционно-развивающего процесса, стало носить личностный характер и весь учебный материал, его объем, стиль преподнесения соотноситься с индивидуальными особенностями ребят, их возможностями.
Таким образом, в своей работе я попыталась показать, что конструктивное взаимодействие является одним из основных умений педагога-психолога и реализуется во всех направлениях его деятельности со всеми субъектами воспитательно-образовательного процесса. Именно этот специалист является связующим звеном между ребенком и педагогом, ребенком и родителем, ребенком и детским коллективом. От того сумеет ли психолог найти индивидуальный подход к ребенку с особыми образовательными потребностями, т.е. построить с ним на конструктивной основе свои взаимоотношения в процессе взаимодействия, определить проблемные зоны в его развитии и оказать своевременную психолого-педагогическую помощь как самому обучающемуся, так и его окружению, зависит процесс социализации его в обществе.

Приложение №1
Результаты исследования интеллектуальных способностей у обучающихся 2 «В» класса.

Приложение №2
Результаты исследования по тесту «Эмоциональное отношение к школе» среди обучающихся 2 «В» класса.

п.
Имя ребенка
Школьник
Дошкольник
(+)
(-)
отказ
(+)
(-)
отказ
1.
Алеша К.
10
3
2
7
0
5
2.
Максим Д.
5
3
5
9
0
3.
Антон М.
5
4
2
6
3
2
4.
Катя К.
8
2
4
5
1
4
5.
Кирилл Е.
12
4
4
2
0
4
6.
Диана С.
5
7
1
7
2
1
7.
Егор И.
7
3
0
10
2
0
8.
Ксюша М.
11
6
0
5
0
0
9.
Дима Р.
5
10
2
5
0
2
10.
Саша Н.
6
6
4
4
2
4

Приложение №3
Обобщенные результаты по серии тестов Н.И. Озерецкого.

4 стр., 1593 слов

Семинарское занятие № 1. Введение в психологию профессиональной деятельности

... проявления приемы коррекции проявления приемы коррекции Информационный …. ….. ….. ….. Приложение: ВИДЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТРЕССА Информационный– возникает в условиях жесткого лимита времени и ... «Теппинг-теста». Проанализировать динамику работоспособности студентов во время учебного занятия; учебного дня; недели; семестра. Сформулировать психолого-педагогические рекомендации преподавателям ...

Приложение №4
Выборочные конспекты коррекционно-развивающих занятий, проведенных с обучающимися 2 «В» класса.
ЗАНЯТИЕ 1
Тема: Бал на лесной полянке.
Цель: Создание позитивного настроя у обучающихся на совместное взаимодействие с психологом. Развитие мелкой моторики рук, зрительного восприятия.
Ход занятия.
1часть. Приветствие и разминка.
Упр. «Имена».
Каждый участник по очереди называет свое имя, а остальные его запоминают.
Упр. « Поднимите руку те, кто…..».
Ведущий задает детям вопросы, например, такие:
Кто любит смотреть мультфильмы?
Кто умеет ездить на велосипеде?
Кто любит дарить подарки?
Кто пришел сегодня ко мне на занятие в хорошем настроении?
Упр. «Покажи, что назову».
Ведущий называет какое-то животное, а ребята стараются его изобразить с помощью невербальных средств выразительности (мимики и пантомимики).
2 часть. Сообщение темы занятия, введение в игровую ситуацию.
Игра «Дорисуй и раскрась».
Ведущий показывает картинку, прикрепленную к доске, где изображена божья коровка, которую начал рисовать художник, а закончить не успел, он нарисовал только ее половинку.

Ведущий предлагает одному из ребят дорисовать божью коровку. Затем предлагает каждому лист с половинкой изображения бабочки /девочкам/ и жука /мальчикам/, которые необходимо также дорисовать. Ребятам с умеренной степенью умственной отсталости предлагается соединить по точкам вторую половинку рисунка. Когда все ребята справятся с заданием, ведущий говорит о том, что мир полон разных красок, чтобы бабочки и жучки стали веселыми необходимо их раскрасить. Детям предлагаются цветные карандаши для выполнения задания. По итогам устраивается бал на лесной поляне, когда каждая работа вывешивается на доске, где уже размещены разные цветы.
3 часть. Рефлексия и ритуал прощания.
Ведущий выясняет, понравилось ли ребятам на занятии, что запомнилось, чем они сегодня занимались и предлагает им выполнить еще одно упражнение.
Упр. «Мы один цветок».
Дети, стоя в кругу, кладут свои ладони на ладони своего соседа справа и слева, образуя круг. Затем ладошки поднимаются вверх, имитируя закрытый бутон цветка, а потом медленно опускаются вниз, как бы бутон раскрывается.
Пожелание успехов ребятам от ведущего, создание позитивного настроя на следующую встречу.
ЗАНЯТИЕ 4
Тема: В гостях у старичка — лесовичка.
Цель: Создание условий для сплочения детского коллектива. Развитие и коррекция зрительного восприятия.

Формирование умения действовать по инструкции.
Ход занятия.
1часть. Приветствие и разминка.
Упр. «Назови соседа справа».
Каждый участник занятия по очереди называет своего соседа справа.
Упр. «Бой быков».
Ведущий предлагает детям представить такую ситуацию: утром в школу пробрались два маленьких бычка. Они устроились на спине одного из участников занятий и решили подраться. «Бычки» — руки ведущего – «дерутся» на спинах детей, перескакивая с одного на другого, массируя таким образом шейную и плечевую зоны. Задача детей – сидеть смирно.
Упр. «Хлопните в ладоши те, кто…»
Дети отвечают на различные вопросы ведущего с помощью хлопков в ладоши.
Кто сегодня не выспался?
Кто хотел бы жить в лесу?
Кто любит ходить в школу?
Кто хочет быть сильным, как богатырь?
Кто хочет быть красивой, как Василиса Прекрасная?
Кто часто обижается на маму?
Кто хотел бы жить в лесу?
2часть. Сообщение темы занятия.
Игра «Составь предмет из геометрических фигур».
Педагог рассказывает ребятам, что побывал в гостях у старичка – лесовичка.

13 стр., 6287 слов

Часть 1. Семинарские занятия и самостоятельная работа

... медиации (посредничества) в переговорном процессе 22 Часть 2. Индивидуальная работа. Индивидуальное занятие №1. Тема: Специфика переговоров 25 Индивидуальное занятие №2 Тема: Международные переговоры. Специфика ... литературы. Одновременно с этим в разработке отражена детализация индивидуальных занятий. На каждом занятии предполагается проведение деловых игр. Общий сценарий деловых игр предоставлен ...

Он увидел там необычную елку, домик, да и сам лесовичок показался ему не совсем обычным. Показ картинки, где все перечисленное выполнено в виде аппликации из геометрических фигур. Что же здесь необычного, что удивило, выясняет ведущий у ребят. Если дети затрудняются, то он предлагает им подсказки: обводит по контуру каждую геометрическую фигуру; задает наводящий вопрос, типа: Из чего построен дом лесовичка? Посмотрите, что это и показывает на квадрат – основание дома. Затем ведущий выясняет, знают ли ребята название геометрических фигур, из которых состоит елка, домик, лесовичок. После подробного рассмотрения картинки педагог предлагает ребятам самим сделать такую же картинку. В конвертиках у каждого лежат уже подготовленные геометрические фигуры, которые необходимо выбрать и наклеить вместе так, чтобы получился домик и т.п. Для ребят с умеренной степенью умственной отсталости также предлагается контурная основа изображения елки, дома и лесовичка на картинке, необходимо будет выбрать подходящую геометрическую фигуру и наклеить ее на контур.
Выполнение работы проходит под спокойную музыку.
По итогам выполненной работы ребята показывают свои картинки друг другу.
3часть. Рефлексия и ритуал прощания.
Ведущий выясняет, понравилось ли ребятам на занятии, что запомнилось, чем они сегодня занимались, и предлагает им выполнить еще одно упражнение.
Упр.

«Веселые ладошки».
Все участники группы, стоя в кругу, кладут ладошки своим соседям: одну на ладонь соседа ладошкой к верху, а другую – под ладонь соседа, как бы придерживая ее. По команде ведущего происходит передача сигнала – хлопок в заданном направлении и сигнал передается с ладони на ладонь. Затем направление сигнала меняется. (Игра повторяется 2 раза).
ЗАНЯТИЕ 8
Тема: Разведчики.
Цель: Создание условий для сплочения детского коллектива. Развитие и коррекция внимания, активизация мышления.
Ход занятия.
1часть.Приветствие и разминка.
Упр. «Снежный ком из имен».
Каждый участник по очереди произносит имена всех членов группы, которые находятся в кругу.
Упр. «Зеркало».
Дети становятся в круг. Ведущий задаёт движение и выбирает зеркало – одного из круга. Зеркало показывает это движение. Затем зеркало становится ведущим.
Упр. «Назови, что это».
Ведущий называет слово и просит ребят дать обобщающее понятие, если затрудняются, то ведущий предлагает два обобщающих понятия, а дети выбирают то, которое соответствует слову. (Роза — это что? Роза – это цветок или дерево?; Стол – что это? Стол – это предмет мебели или одежды? и т.п.)
2часть.

4 стр., 1808 слов

Предлагаю пройти тест Ганса Селье на стрессоустойчивость

... бэйджах). Время: 5-10 минут. Описание: Участники тренинга сидят в общем кругу. Ведущий предлагает каждому участнику группы нарисовать имя, которым будет на протяжении всех тренинговых занятий. ... представьте приятную ситуацию, вспомните своих родных и близких, нарисуйте в воображении смешную картинку или шутку.   Поищите решение Чтобы сохранять спокойствие во время напряженных ситуаций, ...

Сообщение темы занятия и введение в игровую ситуацию, рассказ о школе разведчиков, значении внимания, памяти для выполнения заданий, которые получает разведчик.
Игра «Найди отличия».
Ведущий показывает две картинки и предлагает ребятам найти отличия между ними. Картинки должны быть крупного размера /формат А3/ и задание выполняется фронтально.
Игра «Шифровка».
Педагог пишет на доске зашифрованное слово в цифровом варианте и затем, раздав детям ключ к шифру, предлагает расшифровать написанное. Первое слово расшифровывается вместе с детьми. На доске должен быть крупно написан шифр. Затем каждый получает свое задание. Если ребенок справился быстрее других, то ему предлагается написать свое слово на доске, пока остальные выполняют задание.
Игра «Путаница».
На доске нарисован ряд предметов, которые соединены друг с другом разноцветными линиями, образуя путаницу. Педагог предлагает желающим распутать эту путаницу и найти каждому предмету, необходимому разведчику, пару.
3часть. Рефлексия и ритуал прощания.
Ведущий выясняет, понравилось ли ребятам быть в роли разведчиков, что запомнилось, чем они сегодня занимались, и предлагает им выполнить еще одно задание. Все участники группы встают в круг и, взявшись за руки, дружно произносят: «Мы молодцы, ура!». Ведущий благодарит всех ребят за их активность на занятии.
    продолжение
—PAGE_BREAK—