Классический этап развития социологии

Тема 2. ИСТОРИЯ СОЦИОЛОГИИ. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ СОЦИОЛОГИЧЕСКОЙ МЫСЛИ

 

ПЛАН

 

1. Западноевропейская социологическая традиция. Ранний этап развития социологии.

2. Классический этап развития социологии (Э. Дюркгейм и М. Вебер).

3. Развитие социологической мысли в России.

Для решения вопроса о времени появления социологии мы должны опираться на критерии, выдвигаемые науковедение. А оно утверждает, что для решения этого вопроса, прежде всего, необходимо иметь в виду, с какого времени социология в качестве отдельной специальной науки начала признаваться научным сообществом. История свидетельствует, что это произошло в 40-х гг. XIX века после опубликования О.Контом третьего тома его важнейшей работы «Курс позитивной философии» в 1839 году, где он впервые использовал термин «социология» и выдвинул задачу изучения общества на научной основе. Именно эта задача поставить учение об обществе на научную основу и явилось тем отправным фактом, который привел к возникновению и развитию социологии. Вместе с тем истоки социологии следует искать и в развитии общества, в частности в развитии капиталистического общества, в его потребности иметь объективное научное знание о собственных социальных процессах.

Итак, как же конкретно обосновывает О.Конт необходимость и

возможность появления этой новой науки? Огюст Конт . (1798 — 1857 гг.) заложил идеи будущего развития социологии, причем одного из основных ее направлений — позитивизма. Чтобы было ясно, в чем суть позитивистского подхода, отметим, что социология с данной точки зрения, должна строиться как научная дисциплина по образцу и подобию естественных наук. Причем, методы анализа, разрабатывамые в естественных науках, должны быть применимы и в социологическом исследовании. О.Конт считал, что социология должна основываться на фактах и исследовать социальные явления эмпирически и аналитически, подобно тому, как это делает естествознание. Это позволит социологии уйти от умозрительных абстрактных построений и стать позитивной, т.е. способной положительно решать проблемы жизни общества. Постоянно сравнивая социологию с естествознанием, доминировавшим в то время, Конт называет ее социальной физикой, имея в виду создание позитивной науки об обществе, предметом которой выступают фундаментальные законы.

7 стр., 3072 слов

Труд и его роль в развитии общества

... физиологии и психологии труда, статистики труда, трудового праваит.д. Изучение проблемы развития общества невозможно без изучения социальнойсущности труда, отношения к нему, поскольку все, ... усталость. От уровня затрат человеческой энергиизависят работоспособность, здоровье человека и его развитие. - Взаимодействие работника со средствами производства — предметами исредствами труда. Это ...

Аналогия, а временами и отождествление социологии с социальной физикой привели Конта к выделению в ней социальной статики и социальной динамики. Социальная статика изучает общество как состояние целостности и равновесия его элементов и в качестве основного закона использует закон социальной гармонии, по Конту, это классовая гармония. Социальная динамика изучает общество как развитие и переход от одного состояния к другому. Ее основной закон смены трех состояний: теологического, метафизического, позитивного.

Первое связано с периодом до 1300 г. (безраздельное господство религиозного состояния), второе с 1300 по 1800 (застойное, окостеневшее состояние, предшествующее новому времени), третье начинается с XIX века.

Основным методом в социологии является, по Конту, наблюдение социальных фактов, оно придает науке объективность, т.к. факты существуют до и независимо от наблюдателя.

Вторым по значимости методом социологии Конт считал эксперимент, третьим — сравнительный метод, состоящий в сопоставлении жизни различных народов. Рассуждения о методах социологии едва ли не самый рациональный аспект системы Конта. Значение работ О.Конта для последующего развития социологии велико. Не случайно современные западные социологи называют его «отцом социологии».

После смерти Конта во II-ой половине XIX века появился ряд течений социальной мысли, представители которой ищут критерий общественной жизни вне ее, в первую очередь в естественных, биологических факторах развития. Этому активно способствовали достижения естествознания того времени, прежде всего, учение Ч.Дарвина. Один из наиболее крупных представителей такого подхода —

английский ученый Герберт Спенсер (1820 — 1903 гг.)- родоначальник «органицистской школы» в социологии.

Социологическая теория Спенсера основывается на двух положениях, заимствованных у Дарвина: понимание общества как биологического организма и идее социальной эволюции. Т.е., общество

копирует и воспроизводит живой организм, из чего следует, что для него характерны биологические законы и функции. Так, земледелие и промышленность, по его мнению, выполняют функцию питания, институт торговли — функцию кровообращения, армия — это своеобразный кожный покров, транспорт — сосудистая система и т.д.

Но в его работах содержатся и позитивные подходы к изучению общества. Один из них — выделение 6 типов социальных институтов (промышленных, профессиональных, политических, церковных, обрядовых, домашних) и подробное рассмотрение их в развитии. Характеризуя этот процесс, Спенсер выделяет две его стороны — интеграцию и дифференциацию социальных институтов. Современная социология подобный подход признает крайне важным и широко использует в исследованиях.

 

Классический этап развития социологии

 

Настоящее развитие и признание социологии получила только тогда, когда были разработаны и сформулированы основные научные концепции и появилась возможность создания теоретических основ изучения социальных явлений. Часть, так скажем, фактического «открытия» социологии принадлежит трем выдающимся мыслителям середины 19 — начала 20 в. Это немецкие ученые К.Маркс и Макс Вебер, а также Эмиль Дюркгейм.

8 стр., 3791 слов

Адаптация человека, ее место и роль в социальном развитии, социализации

... и с реальностью социальной среды, включающее также тенденции развития среды и субъекта. Для социологии важно изучение общих и специфических законов, закономерностей развития и функционирования определенных социальных систем, механизмов действия ...

Творчество Карла Маркса (1818 — 1883 ).

К.Маркс впервые представил общество как продукт исторического развития, как динамично развивающуюся структуру. Он обосновал возникновение социального неравенства, как известно — на основе изучения классовый структуры, и проанализировал социальные конфликты в обществе.

Из всех этапов общественного развития наиболее глубоко был рассмотрен капитализм. Не случайно именно ему посвящен главный труд всей жизни Маркса «Капитал», в котором и был применен особый метод научного познания общества.

Несмотря на то, что К.Маркс не был социологом в строгом и узком смысле этого слова, значение его идет для развития социологии сегодня общепризнанно, причем не только отечественными, но и зарубежными учеными. Приведем пример американского профессора социологии Кристофера Дуба: «Во-первых, в работах Маркса подчеркивалось значение экономических факторов, определяющих социальную жизнь. Вторая ключевая идея Маркса состоит в том, что системы веры и мысли — это продукты той эпохи, в которой они локализованы. Третья главная идея — это концепция отчуждения труда. Столетие спустя после того, как Маркс писал об этом, социологи продолжают использовать его концепцию». При этом в западных учебниках по социологии четко проводится идея: без Маркса не было бы ни Вебера, ни Дюркгейма — гигантов социологии. И это несмотря на то, что оба они не приняли его учение.

 

Социология Макса Вебера (1864 — 1920 гг.)

 

В 90-е годы М.Вебер был профессором сначала Фрайтбургского, а затем Гейдельбегского университетов, однако из-за тяжелого душевного заболевания вынужден был оставить преподавательскую деятельность, к которой вернулся лишь незадолго до смерти, в 1919 г. поступив на службу в Мюнхенский университет. В 1904 году стал редактором немецкого социологического журнала.

Основой социологии Вебера стало учение об идеальных типах. Идеальный тип . — теоретическая конструкция, отражающая не объективную реальность, а результат мышления, исследовательскую деятельность ученого. Идеальный тип — это образ-схема, способ систематизации конкретного материала, познаваемого социологом. Идеально-типические конструкции — это узловые понятия, которые отражают важнейшие явления и процессы, к примеру, понятия «капитализм», «церковь», «город», «религия», ‘экономический человек» и т.д. Вебер подразделяет идеальный тип на исторический и социологический, исторический идеальный тип отражает живую историю и из нее формирует понятия, социологический же создает конструкт как продукт деятельности ученого.

Учение Вебера об идеальных типах является основой его «понимающей социологии». В данном случае речь идет о том, что социология должна в качестве исходного пункта рассматривать поведение человека или группы людей. Поведение интересует социолога потому, что люди вкладывают в свои действия определенный смысл. Поскольку такие действия осмысленны, социология должна быть понимающей наукой. Таким образом, предметом «понимающей социологии» становится осмысленное социальное действие, которое является причиной и следствием системы сложных взаимоотношений между людьми.

Большое значение Вебер придавал анализу социальных групп, в первую очередь по признакам их престижа и статуса и описывал конфликты между ними. Он видел усиление чиновничества и бюрократического аппарата и предсказывал установление их диктатуры, полемизируя в то же время с положением марксизма о перспективах диктатуры пролетариата.

11 стр., 5393 слов

Объект и предмет социологии. Эволюция общества и теории социальных изменений

... дает научно обоснованную теорию общества, его структуры, дает понимание законов и закономерности развития и функционирования этих структур. Взаимодействия субъектов и общества. При сопоставлении социологии с другими науками, можно ...

Еще об одном пласте проблем, исследуемых Вебером — это взаимодействие экономики и религии. В работе «Протестанская этика и дух капитализма» он показывает как воздействуют религиозно-этические установки на характер и способ осуществления экономической деятельности, на ее мотивацию. Вебер стремится доказать, что именно религиозные убеждения, религиозная этика оказались основными стимулами развития капиталистической экономики и обеспечили формирование таких черт личности, как трудолюбие, бережливость, расчетливость, честность, активность, не случайно сегодня западная социология обнаруживает большой интерес именно к этой стороне творчества Вебера. В развитых капиталистических странах многие считают, что дух капитализма и религиозной этики утрачивают свой стимулирующий потенциал, и обращаются к наследию Вебера в поисках рецептов его реанимации.

Вебер не оставил после себя, как Дюркгейм, школы, у него не было личных авторитетных учеников, которые развивали бы его взгляды. Но сама по себе «понимающая социология», учение об идеальных типах, идея связи экономики, этики и религии оказались настолько созвучными задачами общества и времени, что имя Вебера вошло в социологическую науку, заняв в ней достойное место.

 

Идеи Эмиля Дюркгейма (1858 — 1917 гг.)

Основатель французской социологической школы, он стремился, прежде всего, к автономии социологии, отделению ее предмета от предмета других наук об обществе, а также к объяснению всех феноменов общественной жизни исключительно с социологических позиций. Работа «Правила социологического метода» (1895) — своего рода «манифест» дюркгеймовской социологии, в котором и содержались его основные исследовательские постулаты — социология — наука, которая должна иметь собственный предмет исследования и специфический метод.

Основными принципами «социологизма» Дюркгейма является объективный научный подход к социальным явлениям и процессам и стремление объяснить социальное из него самого. В связи с этим был подвергнут критике предшествующий Дюркгейму биологический и психологический подходы. «Социологизм» как теория тесно сопрягался с социологическим методом. В чем его суть? Каковы основные правила метода ?

Во-первых, Дюркгейм призывал рассматривать социальные факты как существующие объективно, независимо от человека. Во-вторых, социологический метод требует анализа причинной зависимости социального явления от его среды. В-третьих, социологический метод должен строиться на постоянном сопоставлении объясняемых социальных фактов и тем самым способствовать превращению социологии в сравнительную науку.

Таким образом, метод Дюркгейма конкретизировал одну из центральных идей его о том, что социология должна иметь дело в первую очередь с социальными явлениями и процессами, а не с представлениями о них. Мне бы хотелось подчеркнуть особую значимость приведенных положений о методе для последующего развития научной социологии.

Анализ социологического наследия Дюркгейма будет неполным, если не коснуться трактовки им самоубийства как социального явления. Тем более, что в западной социологии нет ни одной работы, авторы которой не ссылались бы на ставший уже классическим труд французского ученого, который называется «Самоубийство». Самоубийство рассматривается Дюркгеймом как социальный факт, порождаемый — в качестве главной причины — социальной средой. Он писал, что самоубийство зависит, главным образом, не от внутренних свойств индивида, а от внешней причины управляющих людьми.

12 стр., 5893 слов

АЛСТЕД Я. — Психология, социология, общество. Модели мотивации

... (вышедшая на датском языке в 2001 г. "Развитие человеческого общества – критическое введение в историческую социологию"). Модель мотивации. Психологию и психоанализ критиковали за узость фокуса: психологическое ... концепций психоанализа в социологию. [45]. В рамках анализа влияния психики человека на социальную организацию моя модель мотивации позволяет лучше понимать общество. В основе статьи ...

Для анализа самоубийства социолог использовал данные официальной статистики, изучая которые открыл ряд частных закономерностей: летом самоубийства совершаются чаще, чем зимой; среди мужчин самоубийц больше, чем среди женщин; среди одиноких больше, чем среди женатых.

Дюркгейм составил чрезвычайно подробную классификацию видов самоубийств, впоследствии его методология и материалы были использованы для исследования девиантного поведения, в частности, американским ученым Р.Мертоном).

Итак, подчеркнем, что Дюркгейм дал социологии разработанную систему. Главными ее элементами были:

а) понимание общества как саморегулирующегося структурно-функционального организма;

б) трактовка общественного порядка как нормального состояния общества (его учение об аномии — т.е. кризисном состоянии общества, при котором отсутствует четкая моральная регуляция поведения людей);

в) рассмотрение в качестве основного регулирующего механизма общества _ морали . и признание ведущей роли в его функционировании социальных институтов воспитания.

Влияние Дюркгейма определялось и мощной школой социологов, которая осталась после него. Будучи с 1902 г. профессором Сорбонны, а с 1906 г. там же — руководителем кафедры социологии, Дюркгейм сумел сформировать коллектив единомышленников. Среди его учеников — М.Моос, Л.Леви-Брюль и др. Современные исследователи справедливо признают Дюркгейма классиком в области социологии.

Подводя итог, можно сказать, что название науки «социология», столь удачно примененное О.Контом, впоследствии было насыщено научным, теоретическим содержанием благодаря трудам К.Маркса, М.Вебера, Э.Дюркгейма. Именно в результате их усилий социология превратилась в науку, имеющую свой предмет, свою теорию и возможности для эмпирических исследований различных аспектов этой теории.

 

Развитие социологической мысли в России

Социологическая мысль в России развивается как часть общемировой социологической науки. Испытывая влияние со стороны различных течений западной социологии, она вместе с тем выдвигает оригинальные теории, в которых отражается своеобразие развития российского общества. В развитии социологической мысли в России исследователи выделяют III основные этапа:

I — с середины XIX до 1918 г.;

II — с начала 20-х гг. до конца 50-х гг.;

III — с начала 60-х гг. до наших дней.

Первый этап, прежде всего, связан с творчеством таких крупных социальных мыслителей, как П.Л.Лавров (1829-1900 гг.) и Н.М.Михайловский (1822-1904 гг.).

развиваемое ими направление социальной мысли получило название субъективной социологии. Как и у других классиков теоретической социологии — О.Конта, Г.Спенсера, Э.Дюркгейма в центре внимания субъективной социологии стояли разработка учения об обществе в целом, выявление закономерностей и направленности его развития. Значительное внимание представители субъективной социологии уделяли разработке теории общественного прогресса.

9 стр., 4388 слов

Роль психологических исследований в развитии дизайна

... как точки приложения преобразовательного воздействия дизайна), - методики исследования конкретных ситуаций и взаимодействий в системе «человек- ... дизайн как канал медиа-систем), этнопсихологии, этнографии, социологии (подход с точки зрения глобализации дизайна), ... напротив, является дизайнерским воплощением концепции доступного общества, демонстрирующего своего рода жизнь напоказ, активный, ...

Главной движущей силой общества в концепции субъективных социологов, а также мерилом общественного прогресса выступает личность. Идеалом общественного развития является создание таких отношений, при которых бы были созданы предпосылки для всестороннего развития («разнородности») личности.

Полноценное развитие личности, по мысли субъективных социологов, возможно только в рамках социализма. Однако следует отметить, что концепция социализма в субъективной социологии довольно существенно отличалась от марксистской концепции социализма. Н.М.Михайловский определял социализм как «творчество личного начала при посредстве начала общинного». В связи с этим в субъективной социологии значительное внимание уделяется разработке вопроса об особом пути к социализму России, при котором должны быть учтены особенности российского опыта и русской ментальности. В связи с эти субъективные социологи развивали учение о некапиталистическом пути развития России, в основе которого лежала идея о переходе к социализму через использование и преобразование коллективистских. традиций докапиталистических форм устройства труда и быта — общины, артели и др.

Значительное место в социологии того периода занимают работы представителей психологического направления, которое окончательно оформилось в русской социологии в 90-х гг. XIX века. Психологическое направление в социологии с самого начала развивалось в двух руслах:

1. Построение социологической теории на основе понятий и

категорий коллективной психологии индивида.

2. Обращение социологии к психологии индивида.

Наиболее видными представителями психологического направления были крупные отечественные социологи — Н.И.Карасев, Н.М.Корпунов, Е.В. де Роберти и др. Они уже в 80-е годы 19 века поняли, что без учета социально-психологических особенностей различных классов и слоев русского общества невозможно постичь исторические процессы. Однако рассмотрение активной роли масс было перенесено исключительно в плоскость народной психологии и превращено в самостоятельный фактор, независимый от материальной основы общества.

Наряду с субъективной социологией и психологическим направлением, а также позитивизмом М.М.Ковалевского, в борьбе с ними в России развивалась социология марксизма, с основными представителями и концепциями которого вы уже знакомы.

Следует также отметить, что в этот период в социологии накапливается большой фактический материал, шла отработка методов конкретно-социологического анализа с использованием достижений статистики, демографии и т.д.В 1869 г. вышла в свет работа известного общественного деятеля В.В,Берви-Флеровского «Положение рабочего класса в России». В этой работе автор обобщил значительный статистический материал и личные наблюдения, касающиеся социального и экономического положения рабочих и крестьян в различных губерниях России. Большое влияние на развитие социологии в России оказала опубликованная в 1899 году книга В.И.Ленина «Развитие капитализма в России».

11 стр., 5081 слов

Метод социологического исследования. Социологический опрос

... социологического исследования. Методологию можно определить как принципы организации исследований, «нормы», при помощи которых выбираются и оформляются процедура и техника. Надо отличать методологию от теории социологии, ... способ получения социально-психологической информации с помощью устного опроса. С развитием социологии термин обрел дополнительное значение. Для того чтобы дать определение ...

II период развития социологической мысли в России характеризуется приобретением социологической наукой статуса социального института. В 1918-19 гг. в Петроградском и Ярославском университетах были созданы кафедры социологии. В 1919 г. был учрежден Социологический институт. В 1920 г. в Петроградском университете было создано социологическое отделение, во главе которого стал Питирим Александрович Сорокин (1883-1968 гг.) — крупнейший ученый и общественный деятель, внесший существенный вклад в развитие отечественной и мировой социологии.

На II этапе продолжается развитие теоретической социологии. В 20 гг. издается обширная социологическая литература: Сорокин П.А. «Основы социологии» в 2-х томах, 1922 год; Хвостов В.М. «Основы социологии», 1928 г. и т.д. Наряду с разработкой теоретических вопросов разворачивались эмпирические социологические исследования. Центральное место в них занимают исследования по социальным проблемам труда и быта рабочих и крестьян. В этой области наиболее плодотворно работали А.К.Гастев, С.Г.Струмилин, И.Загорский и др.

В 30-е годах марксизм окончательно утвердился в качестве идеологической основы общества, социология была объявлена философской наукой. Было провозглашено, что «исторический материализм — это и есть социология марксизма» и, следовательно, эмпирические конкретно-социологические исследования, как несовместимые со спецификой философской теории, выводились за пределы социологии. Это была теоретическая предпосылка разгрома социологии и ее полного упадка в СССР, практическая же предпосылка упадкасвязана с идеологией тоталитаризма. Социологические исследования, как научные исследования, опирающиеся на точные факты, были не нужны тоталитарному режиму, т.к. они вступали в противоречия

с пропагандой так называемых «социалистических завоеваний». Начиная с этого времени, осуществляется идеологизация всей общественной жизни, в том числе и науки. Социология как социальный институт полностью прекращает свое существование. Отдельные ее проблемы развиваются в рамках смежных дисциплин: истмата, демографии, статистики, психологии.

Возрождение социологии как науки начинается в конце 50-х -начале 60-х годов, на волне так называемой «хрущевской оттепели». В этот период были проведены масштабные социологические исследования по изучению влияния НТП на социальную и профессиональную структуру работников, их отношение к труду (например, так называемый «таганрогский эксперимент»).

В 60-х годах социология вновь восстанавливают статус социального института. В 1960 г. было создано первое социологическое учреждение — отдел социологических исследований в Институте философии АН СССР и лаборатория социологических исследований при Ленинградском госуниверситете.

В 1962 году была создана Советская социологическая ассоциация, а в 1964 году на философском факультете МГУ — кафедра конкретно-социологических исследований. В 1968 году был создан институт конкретно-социологических исследований АН СССР с отделениями в союзных республиках и крупных региональных центрах: Свердловске, Новосибирске, Ленинграде. С 1974 г. начал выходить специализированный журнал «Социологические исследования». С 1988 года образованы социологические факультеты в Москве, Ленинграде, Свердловске, Киевском университетах.

6 стр., 2613 слов

Социология личности. План

... в духовную жизнь социолог рассматривает сквозь призму культуры. Следовательно, исходным пунктом социологического анализа личности являются не индивидуальные особенности человека, а социальные функции, ... от психологического анализа, когда на первое место выдвигается индивидуальное в личности, социологию интересует социально-типическое, характеризующее её включённость в общество, социальные ...