5. Интерпретация результатов

Для интерпретации результатов тестирования полученные оценки (в процентах) по семи основным показателям (Е, I, М, O-D, E-D, N-P, GCR) следует сравнивать с нормативными значениями по взрослой (Приложение 3, табл. 3.1) или детской выборке (Приложение 3, табл. 3.2).

Для описания особенностей поведения человека в стрессовых, фрустрирующих ситуациях, его индивидуальные результаты необходимо сравнивать с «общими» нормативами (Приложение 3, табл. 3.1, 3.2), а не с нормативами какой-либо группы (Приложение 3, табл. 3.3-3.10).

Индивидуальные результаты приобретают тот или иной смысл в зависимости от того, в какую сторону они отклоняются от общих нормативных значений. Отклонения показателей Е, М, O-D и GCR на 1,5-2% от значений нормативного профиля считается несущественным. Для показателей I, E-D и N-P несущественным считается отклонение на 1-1,5%.

Групповые профили используются для оценки «близости» реакций конкретного испытуемого к типичному поведению представителей какой-либо возрастной или профессиональной группы. Сравнение индивидуальных результатов с профессиональными профилями позволяет ответить на вопрос, с чем они имеют больше сходства — с реакциями успешных или посредственных специалистов.

5.1. Интерпретация показателя е.

Выраженность показателя Е (экстрапунитивное направление реакций) характеризует степень экспрессивности и внешней активности человека при неожиданном столкновении с неприятной для него ситуацией.

Е индивидуальное больше Е нормативного:

Человек выглядит несколько более активным, оживленным, возбужденным, чем окружающие его люди. Он открыто проявляет недовольство, озабоченность, раздражение, гнев, вовлекает в свои переживания окружающих людей, обсуждает, комментирует ситуацию, инициирует общение. Активно включается в разговоры других, даже когда конкретно к нему никто не обращается. Проявляет повышенное внимание к тому, что происходит вокруг него, старается контролировать события, влиять на окружающих людей, побуждать их к действиям. Сам ищет совета, помощи, поддержки, «оценивает» окружающих людей с точки зрения, кто и в каком смысле может быть полезен. Формирует инициативные группы, нацеленные на решение возникшей проблемы.

5 стр., 2037 слов

Характеристики человека и индивидуальный стиль деятельности

... деятельности лиц, которые не обладают необходимыми свойствами Т. Индивидуальный подход- индивидуализация предъявляемых к человеку требований, условий и способов работы. Преодоление отрицательного влияния ... мужские группы более жестки, рациональны, ригидны (инертны), прагматичны, имеют тенденцию к деловым конфликтам, конкуренции. У женщин: вербальные способности; отношение к окружающему миру ...

Очевидно, что такое поведение имеет свои плюсы и минусы. Многое зависит от интеллекта и общей культуры человека. У успешных руководителей значение показателя Е часто несколько превышает норму, но ненамного, и практически никогда не бывает низким (Приложение 3. табл. 3.8).

По роду своей деятельности руководитель должен воздействовать на других людей, побуждать их к активности, организовывать, направлять их действия, уметь использовать их способности, а также быть в курсе всего происходящего, контролировать ситуацию в целом.

Вариант менее продуктивного экстрапунитивного поведения мы можем часто наблюдать в общественном транспорте, когда трамвай вдруг останавливается и долго не трогается с места. Большинство пассажиров продолжают сохранять спокойствие, но два-три человека ведут себя явно иначе. Они встают с места, подходят к водителю или контролеру, спрашивают, что случилось, долго ли будет стоять трамвай, просят открыть дверь, обращаются с вопросами и за поддержкой к пассажирам, начинают ругать транспорт, губернатора, президента и не успокаиваются до тех пор, пока трамвай не тронется или их не выпустят на улицу.

Е индивидуальное меньше Е нормативного:

При столкновении с неприятностями человек как бы уходит в себя, не обращает внимания на то, что происходит вокруг, начинает меньше общаться, может продолжать действовать так, как будто ничего не произошло. Внешние проявления каких бы то ни было эмоциональных реакций практически отсутствуют. Человек может не реагировать на вопросы или замечания, отвечать с опозданием или невпопад, не проявлять интереса к тому, что делают другие. Пытаясь найти выход из положения, он не прибегает к помощи окружающих, действует в одиночку, недооценивает преимущества совместных решений и действий, стремление к сотрудничеству отсутствует.

5.2. Интерпретация показателя I

Выраженность показателя I (интропунитивное направление реакций) характеризует чувство вины, которое человек испытывает, и ответственность, которую он на себя возлагает при столкновении с неприятными ситуациями.

I индивидуальной соответствует I нормативному:

Человек адекватно оценивает собственную роль в том, что случилось, не теряет самокритичность в стрессовых ситуациях делает необходимые выводы на будущее. Ему может казаться, что все произошло случайно, однако он понимает, что многих неприятных вещей можно избежать, если быть более внимательным собранным и менее беспечным. При столкновении с неприятностями старается понять, где действовал неправильно, при этом стремится выделить те аспекты ситуации, которые никак но завися: от его действий.

I индивидуальное больше I нормативного:

Человек уверен, что он сам является причиной всех своих неудач и неприятностей. Он может считать себя виноватым, несмотря на то, что не имел никакого отношения к случившемуся и никак не мог повлиять на произошедшие события. Неприятности вызывают у него глубокие внутренние переживания, которые могут быть незаметны для окружающих. Такой человек старается как-то исправить ситуацию, оказать помощь тем, кто пострадал вместе с ним. Глубокие внутренние переживания и излишние самообвинения при неспособности как-то повлиять на события могут стать причиной депрессивных состояний и невротических расстройств. Обычно излишние самообвинения свойственны высокоответственным людям, но может быть и так, что человек «по жизни» беспечен и легкомыслен, но в стрессовой ситуации он может резко изменить свое поведение: в нем как бы вдруг просыпается совесть и он начинает винить себя во всем.

23 стр., 11321 слов

Влияние индивидуального педагогического стиля на формирование ...

... Цель исследования заключается в определении особенностей влияния индивидуальных педагогических стилей на формирование агрессивного поведения детей ... психологов встречается точка зрения, согласно которой агрессию человека нельзя рассматривать как форму поведения всегда противоположную ... справедливо отмечает И.А. Фурманов, тема детской агрессивности долгое время была закрыта и поэтому не получила ...

В ряде профессий повышенное чувство ответственности является профессионально необходимым качеством. У наиболее успешных педагогов, врачей, руководителей склонность к чувству вины и принятию ответственности несколько выше нормы. Чем больше власти над другими людьми имеет человек, тем больше ответственности он должен брать на себя. Например, руководители должны понимать, что есть доля и их вины в том, что их подчиненные делают ошибки. Значит, они поручили работу не тому, кому следовало, не объяснили задание, как полагается, вовремя не проконтролировали его выполнение или неправильно спланировали работу в целом. Адекватное понимание собственной роли в общей деятельности помогает руководителю добиваться высокой эффективности работы подчиненных ему людей. Умение руководителей видеть и признавать свои ошибки в том случае, если подчиненные делают что-то не так, не только повышает эффективность общей деятельности, но и способствует сохранению хороших межличностных взаимоотношений в коллективе. Напротив, руководители, у которых показатель I ниже нормы или только ей соответствует, не склонны считать себя ответственными за ошибки своих подчиненных и искать собственные недочеты в работе. Они накладывают взыскания на проштрафившихся сотрудников и посылают их «на расправу» к вышестоящему начальству. В этом случае страдает и работа, и взаимоотношения.

I индивидуальное меньше I нормативного:

Человек не видит своей вины в том, что случилось, считает, что он тут ни при чем, уверен, что никто не смог бы предусмотреть возникших проблем. Он постоянно сталкивается с одними и теми же неприятностями, но не учится на ошибках, а считает, что его преследует злой рок, или пытается искать виноватых. Такое поведение может быть следствием общей неадекватной самооценки, проявляющейся в излишней самоуверенности и недостаточной самокритичности. В «обычной жизни» такой человек часто вполне самокритичен и действует конструктивно, однако, сталкиваясь с неожиданными неприятностями, он оказывается не в состоянии рационально оценивать происходящие события. Обычно это бывает связано с включением механизма психологической защиты «Я».

5.3. Интерпретация показателя м

Выраженность показателя М (импунитивное направление реакций) характеризует степень адекватности, с которой человек оценивает возникшие неприятности, то внимание, которое он им уделяет.

М индивидуальное больше М нормативного:

Человек не уделяет достаточно внимания происходящему вокруг него, проявляет излишнюю беспечность, долго не замечает возникших осложнений, не хочет о них думать, недооценивает серьезность возможных неприятностей, надеется, что все еще образуется, вовремя не реагирует, долго ничего не предпринимает и поздно спохватывается. Человек живет согласно поговорке: «Пока гром не грянет, мужик не перекрестится». В результате ситуация может развиваться так, что потребуются значительные усилия для ее последующего исправления.

2 стр., 772 слов

Индивидуальное консультирование по выбору профессии

... (ИТО) Методика ИТО представляет собой инструмент исследования индивидуально-типологических свойств. Она позволяет отнести каждого конкретного человека к определенному типу. В основе методики лежит разработанная ... неуверенность в себе и избыточная ориентированность на общепринятые нормы поведения. Высокий показатель по шкале Интроверсия является акцентуацией характера. Также хорошо выражена шкала ...

Иногда такое поведение интерпретируется как толерантность (устойчивость) к фрустрациям. Действительно, субъективно это проявляется как нечувствительность к неприятностям, «наплевательское» отношение к ним. Человек не углубляется в переживания, считает все происходящее мелочами жизни, на которые не стоит обращать внимание. Объективно же неприятности не исчезают, несмотря на спокойное отношение к ним. Напротив, длительное отсутствие в поведении человека необходимых изменений приводит к такому осложнению ситуации, что впоследствии многое исправить уже не удается. Хотя сам человек и легко переносит случившееся, тем не менее, объективно ему наносится урон, при этом страдают и окружающие люди, которые могут иметь более высокую чувствительность к стрессу.

М индивидуальное меньше М нормативного:

Человек обычно осмотрителен и осторожен, интуитивно фиксирует даже незначительные изменения в поведении окружающих людей и обстановке, вовремя замечает возникшие осложнения, склонен реагировать предупредительно, не дожидаясь и не допуская неприятного развития событий, знает, что надо предпринять, или активно ищет выход из сложившейся ситуации. Он не склонен считать случайным то, что произошло, старается выяснить причины случившегося или найти виноватых.

Именно таким способом реагирования в стрессовых ситуациях отличаются наиболее успешные руководители.

5.4. Интерпретация показателя о-d.

Выраженность показателя О-D характеризует степень ригидности человека в стрессовых ситуациях.

OD индивидуальное больше О-D нормативного:

Человек проявляет ригидность в стрессе: он как бы «застревает» в ситуации и ничего не предпринимает для того, чтобы как-то повлиять на происходящие события. Обычно это ведет к ухудшению положения. Сравнительный анализ показателей Е’, I’ и М’, характеризующих направленность O-D реакций, позволяет выделить три типа «застревания» в стрессовых ситуациях.

Реакций Е’ больше, чем I’ и M’ — поведение человека можно охарактеризовать как эмоциональное извержение. Он охает, ахает, со всеми обсуждает случившееся, возмущается, ругает жизнь, судьбу, порядки. Он как бы зацикливается на том, что произошло, погружается в переживания, эмоциональная инерция мешает ему конструктивно подойти к анализу событий.

Реакций I’ больше, чем Е’ и М’ — человек занимает позицию фаталиста, предпочитает придерживаться мнения: «Все, что ни делается, все к лучшему». Он старается найти для себя выгоду в том, что случилось, или утвердиться во мнении, что на самом деле ему совершенно не нужно то, к чему он только что стремился. Таким образом, человек ограждает себя от неприятных переживаний в связи с происходящими событиями. Такое поведение является своего рода психологической защитой. Человек успокаивается, хорошо себя чувствует, «радуется жизни», а его положение тем временем осложняется.

4 стр., 1649 слов

Поведение экспрессивное

... либо или прислониться к чему-либо - ощущение сложности и неприятности момента, неразумение того, как выкрутиться из создавшегося положения (всякая ... того, экспрессивное поведение, как правило, становится частью этого состояния, например, глупыми выходками идиота; улыбкой и бодрой, пружинистой походкой здорового человека; приветливым ... что-то удивило или шокировало...; Непроизвольные реакции Эти ре

Реакций М’ больше, чем Е’ и I’ — возникшие неприятности человек считает мелочами жизни, на которые не стоит обращать внимания, поэтому он ничего не предпринимает для исправления ситуации. Иногда человек может на самом деле не замечать, что происходит вокруг него. Может проявлять излишнюю беспечность и не реагировать до тех пор, пока развитие событий не примет угрожающий характер.

Ригидность в стрессе является типичной характеристикой детей с ЗПР (Приложение 3, табл. 3.4).

«Застревание» в ситуации является следствием их интеллектуальной ограниченности и неспособности объективно оценить происходящие события, результатом доминирования ситуативно-эмоциональных установок.

О-D индивидуальное меньше О-D нормативного:

Возникшие неприятности человек воспринимает как данность, которой уже нельзя избежать, но с которой надо что-то делать. Что произошло, то произошло, охать и ахать бессмысленно, надо реагировать более конструктивно. Человек как бы перешагивает через случившееся, оставляет его в прошлом. Однако в дальнейшем степень конструктивности поведения может быть различной. Человек действительно может все усилия сосредоточить на поиске рационального выхода из неприятной ситуации (высокий уровень N-Р реакций), но может заняться и общим самоанализом или выстраиванием психологической защиты (высокий уровень Е-D реакций).

Для наиболее эффективных руководителей не характерна ригидность в стрессе, они принимают случившееся как факт и быстро переходят к поиску рационального решения возникшей проблемы.

5.5. Интерпретация показателя е-d

Выраженность показателя Е-D характеризует такое свойство личности, как сила-слабость «Я». Он позволяет оценить общую стрессоустойчивость индивида.

Е-D индивидуальное больше Е-D нормативного:

О таком человеке можно сказать, что он повышенно чувствителен, легкораним, впечатлителен, то есть у него слабое «Я», требующее защиты. Соответственно, его общая стрессоустойчивость является низкой. Сформирована или нет у такой личности психологическая защита и если сформирована, то каков ее тип, можно выяснить путем сравнительного анализа показателей Е, I и М, характеризующих направленность реакций Е-D.

Если реакций I больше, чем Е и М, то психологической защиты нет. Человек тяжело и мучительно переживает постигшие его неудачи и неприятности (реальные или мнимые), имеет склонность к «самоедству» и «самокопанию». Он отличается повышенной самокритичностью, однако не всегда признает свои недостатки публично. Человек старается быть честным перед самим собой, стремится понять свои ошибки и скорректировать свое поведение. О своих неудачах и причиненных ему неприятностях он помнит долго, при этом ему может быть совершенно не свойственна злопамятность. Причина в том, что воспоминания о ярких и неприятных эмоциональных переживаниях у такого человека активизируются настолько легко спустя дни, недели и годы, как будто все случилось только полчаса назад. Низкая стрессоустойчивость личности не всегда свидетельствует о ее невротической готовности. Если у человека есть близкие, любящие его люди (друзья, семья) и интересная работа, то слабое «Я» не мешает ему жить и испытывать полноту жизни. По нашим данным, творческим людям свойственно слабое «Я» при отсутствии психологической защиты, повышенная чувствительность и впечатлительность является одним из компонентов творческих способностей.

25 стр., 12060 слов

016_Человек. Его строение. Тонкий Мир

... трудно и несовместимо с земными условиями. Тело человека – это не человек, а только проводник его духа, футляр, в ... весьма интересные и поучительные впечатления. Главное существование (человека) – ночью. Обычный человек без сна в обычных условиях может прожить ... неясности и туманности… Инструментом познавания становится сам человек, и от усовершенствования его аппарата, как физического, так ...

Если реакций Е больше, чем I и М, то психологическая защита сформирована и может быть определена как защита через агрессию и перекладывание собственной вины на других людей. Человек старается найти в ком-то из окружающих причину своих неудач и неприятностей, и обычно ему это удается. Неприязнь может сконцентрироваться на каком-то одном человеке или в различных ситуациях обвинения будут звучать в адрес разных людей. В какой форме будут выражаться эти обвинения, зависит от общей культуры человека, от развитости его самоконтроля и пр. При низкой культуре и склонности к прямолинейным действиям наиболее вероятно открытое агрессивное поведение, брань, грубые обвинения в лицо. Возможны и более мирные варианты: осуждение «за спиной», обвинения, порождающие сплетни. У сдержанных, дипломатичных людей могут полностью отсутствовать прямые формы агрессии. Их психологическая защита может проявляться в виде поддержания дистанции в общении, холодной корректности, наличии собственного мнения о ком-то, которое они держат при себе и не обсуждают с окружающими. Наличие психологической защиты несколько повышает стрессоустойчивость личности, но не намного. Человек и при наличии защиты тяжело переживает неприятности, только причину их он видит не в своих недостатках, а в действиях других людей. Поскольку себя человек виноватым не считает, то поведение свое не корректирует. Следовательно, он продолжает сталкиваться с аналогичными неприятностями и укрепляться в неприязни к определенным людям, с которыми он связывавает их возникновение. Таким образом, взаимоотношения с некоторыми людьми могут быть непоправимо испорчены без всяких не то объективных оснований.

Если реакций М больше, чем Е и I, то психологическая защита сформирована и может быть определена как философское отношение к жизни. Жизнь — сложная штука, она во все вносит свои коррективы. Идеальных людей в реальной жизни нет. Невозможно всегда быть честным, поступать только порядочно, работать с полной самоотдачей, никого не подводить, никогда не опаздывать — многое от нас просто не зависит. Страна у нас такая (правительство, начальник, жена и т. д.), поэтому мы живем, как живем. Ко всему надо относиться спокойнее, на все смотреть проще. Не надо многого ждать и многого требовать от людей, не надо никого ни в чем обвинять. Жизнь так устроена, что от человека мало что зависит, поэтому и винить некого.

Такая установка позволяет человеку приносить формальные извинения, не испытывая ощущения собственной вины и неприятных переживаний по этому поводу. Поэтому стрессоустойчивость такой личности значительно выше, чем в первых двух случаях. Такой человек не предпринимает специальных усилий для корректировки своего поведения, поэтому мелких неприятностей у него в жизни может быть достаточно. Он может сохранять хорошие отношения с окружающими, потому что сам он ни от кого ничего не требует, никого ни в чем не обвиняет, а свою вину признает легко, хотя и не меняется после этого к лучшему.

6 стр., 2912 слов

Поведение как психофизиологический феномен

... т.е. мыслительные процессы, известные только самому человеку. Под внешне проявляемым  поведением понимаем действия, речь, физиологические  реакции, явные для стороннего наблюдателя. Под мыслительным, внутренним, поведением человека понимаем привычки человека: привычки восприятия, эмоциональные и волевые ...

Если Е > Е, то для самозащитного поведения человека характерно абсолютное неприятие обвинений в свой адрес, уверенность в полной непричастности к тому, что произошло. Он не допускает даже мысли о том, что может совершить какой-то неблаговидный поступок, послужить источником неприятностей. Такой человек оказывается неспособным понять и объективно оценить свою роль в том, что случилось, и, соответственно, скорректировать свое дальнейшее поведение. Он может постоянно сталкиваться с ситуациями, в которых ему предъявляют претензии или обвинения, постепенно переходя к убеждению, что люди к нему несправедливы.

Такой человек сам открыто никого не обвиняет, хотя неправота окружающих подразумевается. Отсутствие прямой конфронтации иногда позволяет достаточно долго сохранять нормальные отношения с окружающими людьми. Однако постепенно за ним закрепляется репутация человека, с которого спрашивать что-либо бесполезно и которому ничего не докажешь.

Если I > I, то человек, признавая вину, старается найти оправдание своим поступкам, привести смягчающие вину обстоятельства. Можно говорить о «мягком» варианте защитного поведения в стрессе, когда человек осознает свою вину, но старается уменьшить неприятные эмоциональные переживания от случившегося. Он способен в дальнейшем корректировать свое поведение, а самооправдания, которые он находит, позволяют ему легче переносить неприятности, повышают общую стрессоустойчивость. Однако такой человек часто старается лучше выглядеть не только в своих глазах, но, в первую очередь, перед окружающими людьми, надоедая всем своими объяснениями и оправданиями.

Е-D индивидуальное меньше Е-D нормативного:

Человек легко переносит неприятности, не принимает их близко к сердцу, «не берет в голову», быстро обо всем забывает, то есть обладает сильным «Я», не требующим защиты. Сильное «Я» обеспечивает человеку высокую стрессоустойчивость. Такой человек умеет либо «сбрасывать» эмоции (Е реакции), либо не обращать внимание на происходящее (М реакции), либо рационально подходить к случившемуся и адекватно разрешать проблемы (N-Р реакции).

Таким образом, люди с низким Е-D могут демонстрировать различные варианты поведения в стрессовых ситуациях, однако в любом случае они не будут принимать возникшие неприятности близко к сердцу. В данном случае можно говорить о высокой толерантности к фрустрациям. Однако нечувствительность к неприятностям («толстокожесть») часто бывает связана с отсутствием личностной глубины, поверхностностью чувств, излишней самоуверенностью и недостаточной самокритичностью человека. Такой человек не всегда вовремя корректирует свое поведение так как считает, что в этом нет необходимости, а на замечания других он может просто не обращать внимания. Человек оказывается невосприимчив к критике так же, как ко всем остальным неприятностям.

Для руководителей одинаково важны как самокритичность и умение вовремя корректировать свои действия, так и устойчивость к неприятностям, которых у них всегда хватает. Наш диагностический опыт свидетельствует, что у наиболее успешных руководителей показатель Е-D всегда точно соответствует нормативному значению (Приложение 3. табл. 3.8), отклонений этого показателя в сторону силы или слабости «Я» не наблюдалось. Успешным руководителям несвойственны попытки отрицать свою вину и стремление оправдать себя, то есть обычно у них полностью отсутствуют реакции, обозначаемые как Е и I (с подчеркиванием).

5 стр., 2067 слов

Реакции на стресс

... или связанных с ней, при отсутствии такого поведения до стресса; 4) один из нижеследующих двух признаков – ... чувств (эмоциональная анестезия, чувство отдаленности от других людей, потеря интереса к прежним занятиям, невозможность испытывать радость, ... сопутствующих психических и иных заболеваний. Диагноз Острая реакция на стресс (F43.0) диагностируется при соответствии состояния следующим критериям: ...

Они не прибегают к подобным вариантам самозащиты, так как в ней но нуждаются.

5.6. Интерпретация показателя n-р

Выраженность показателя N-Р характеризует ориентацию человека на рациональное разрешение возникших проблем. Чем выше этот показатель, тем в большей степени выражена установка на позитивное преобразование стрессовых ситуаций.

N-Р индивидуальное больше N-Р нормативного:

В стрессовых ситуациях человек старается вести себя конструктивно, ищет рациональные решения возникших проблем, пытается воздействовать на события и направить их в более приемлемое русло, стремится внести определенные коррективы в происходящее, достичь необходимых компромиссов, изменить ситуацию к лучшему. Однако поведение может качественно различаться в зависимости от того, какие реакции — е, i или m — преобладают. Сравнительный анализ этих показателей, характеризующих направленность N-Р реакций, может дать адекватное представление о том, как именно действует человек, пытаясь найти выход из неприятной ситуации.

Если реакций е больше, чем i и m, то для решения своих проблем человек чаще всего использует окружающих людей. Обычно он сам не может придумать, что надо предпринять, или не уверен в правильности своего решения. Зато он знает, к кому следует обратиться за советом, кто сможет помочь ему в той или иной ситуации, умеет побуждать других людей к поиску решений, добиваться от них необходимой информации или действия. Такое поведение имеет налет инфантилизма, оно очень типично для детей, которые умеют добиваться того, чего они хотят, от взрослых или от своих друзей. Но нередко деловые и энергичные взрослые ведут себя аналогичным образом и достаточно успешно «паразитируют» на окружающих. Правда, они все время нуждаются в чьей-либо помощи и постоянно зависят от тех, кто им эту помощь оказывает. Часто такие люди находят человека, которому они доверяют, и постоянно обращаются к нему за советами, а он, в свою очередь, «добровольно» берет на себя обязанность руководить их жизнью, помогать им в трудных ситуациях и словом, и делом.

Если реакций i больше, чем е и m, то человек умеет решать свои проблемы самостоятельно. Обычно он долго не раздумывает, не тянет время, не ждет чьей-либо помощи и не надеется на других, а сам принимает решение и начинает действовать. Если оказываются несостоятельными те, кто должен принимать решения, человек с преобладанием i берет ответственность на себя, быстро и гибко приспосабливается к ситуации, берет ее под контроль и управляет ей. Как видно из описания, это — наиболее рациональная форма поведения при столкновении с неожиданными неприятностями. У детей она встречается реже, чем у взрослых, так как жизненный опыт, знания и интеллект играют определенную роль в становлении зрелого рационального поведения в стрессе. Например, на выборках старшеклассников постоянно отмечаются значимые положительные корреляционные связи между уровнем интеллекта и N-Р количеством реакций.

16 стр., 7786 слов

Выявление зависимости типа эмоционального реагирования на стресс от темперамента

... либо пассивному реагированию на стресс [18]. Опыт изучения акустического и гравитационного стресса, показал возможность разделить людей на активно, ... устойчивость, обусловленную особенностями организма (конституция, I тип высшей нервной деятельности, вегетативная пластичность и т.д.). 2) ... Селье, ОАС включает в себя три этапа: Реакция тревоги, во время которой сопротивление организма понижается ...

Если количество реакций i и e примерно одинаковое, и при этом сумма каждой из них явно больше, чем сумма реакций m, делается вывод о том, что человек может решать свои проблемы самостоятельно, но иногда он предпочитает с кем-нибудь посоветоваться или побудить кого-нибудь действовать вместо себя. То есть в зависимости от обстоятельств человек может использовать и свои, и чужие возможности для выхода из неприятной ситуации.

Если реакций m больше, чем е и i, то человек придерживается тактики выжидания. Он хочет, чтобы все изменилось к лучшему, и готов для этого какое-то время терпеливо сносить свалившиеся на него неприятности, надеясь на то, что вот-вот все образуется само собой. Такой человек ничего не предпринимает, он привык пережидать, так как уверен, что со временем всегда что-то меняется, что-то происходит, кто-то предпринимает какие-то шаги, и в итоге любые неприятности когда-нибудь заканчиваются. Человек склонен оттягивать, отодвигать момент выбора решения в надежде на то, что через некоторое время, может быть, и выбирать ничего не придется. Если принимать решение все же приходится, он предпочитает полагаться на заключения и рекомендации внешних, незаинтересованных консультантов, «третейских судей». Понятно, что описанная тактика — не лучший способ поведения в стрессе, но иногда и она помогает, особенно в тех случаях, когда окружающие предъявляют к человеку какие-то требования. Именно пассивное поведение часто приводит к тому, что, в конце концов, его оставляют в покое. Другой пример: иногда проще переждать шквал обвинений, ничего не предпринимая, тогда он быстрее иссякнет. Следует отметить, что данная тактика может использоваться человеком и не вполне осознано.

Если количество реакций m и е примерно одинаковое, а ре- акции i фактически отсутствуют, то это часто означает, что человек боится самостоятельно принимать решения, и ситуация выбора является для него особенно мучительной. Он тянет время, потому что ни на что не может решиться, и испытывает огромное облегчение, когда кто-нибудь говорит ему, что надо делать. Он с готовностью принимает чужое решение, потому что сам не может сделать выбор. Это не означает, что человек вообще не знает, что следует делать в той или иной ситуации. Часто сделанный за человека выбор вполне согласуется и с его намерениями, но он готов принять и тот совет, который не соответствует его желаниям. Такое поведение бывает характерно для подростков с «воспитанной беспомощностью», за которых все всегда решали авторитарно-заботливые родители.

Если количество реакций m и i примерно одинаковое, и сумма каждой из них явно больше, чем сумма реакций е, это означает, что человек беспечен и ленив. Он знает, что надо делать, но вовремя не реагирует, так как надеется: «авось, пронесет». Он начинает действовать только тогда, когда видит, что дальше уже тянуть нельзя. Обычно он справляется с ситуацией, но осложняет себе жизнь тем, что начинает действовать с опозданием.

Как показывают наши исследования, у наиболее успешных руководителей значение показателя N-Р всегда превышает нормативный уровень, причем у «первых» руководителей и независимых предпринимателей абсолютно доминируют реакции I, а у помощников и заместителей руководителей — реакции е. Именно в этом случае они хорошо срабатываются друг с другом. Реакции по типу m у всех отсутствуют полностью.

N-Р индивидуальное меньше N-Р нормативного:

В этом случае человек оказывается беспомощным в стрессовой ситуации, он теряется, не знает, что предпринять, к кому обратиться за помощью, как вообще себя вести. Неожиданная неприятность или вдруг возникшее препятствие могут полностью дезорганизовать его деятельность. Пытаясь как-то реагировать, он действует хаотично, не может предпринять ничего конструктивного, так как бывает переполнен либо внешними, либо внутренними эмоциями. Такой человек, естественно, нуждается в помощи, но не умеет ее получать. Однако его беспомощность не является фатальной. Наша практика показывает, что людей можно обучать рациональному поведению в стрессе. Бывает достаточно нескольких специальных занятий, на которых разбираются примеры решения конфликтных ситуаций, для того, чтобы произошли позитивные сдвиги в поведении человека.

Больше всего трудностей в стрессовых ситуациях испытывают ранимые, впечатлительные люди. Исследования показывают наличие устойчивых, высокозначимых отрицательных корреляций между показателями Е-D и N-Р. Слабое «Я» отвлекает усилия человека, прежде всего, на организацию психологической зашиты, не позволяя ему более рационально выстраивать свои действия так, чтобы они были направлены непосредственно на решение возникшей проблемы.

5.7. Интерпретация показателя gсr

Выраженность показателя GСR характеризует стандартность поведения человека в стрессовых ситуациях и косвенно – его способность к социальной адаптации.

GСR индивидуальное больше GСR нормативного:

Человек живет с внутренней установкой быть, как все, часто и не осознавая этого. В силу такой установки в его поведении откладывается и закрепляется все наиболее типичное. В стрессовых ситуациях он также использует стандартные, испытанные варианты решений. То, что срабатывало раньше, может сработать и сейчас. Да и других вариантов человек просто не представляет. Его действия настолько обычны, что не вызывают никаких нареканий со стороны окружающих даже в том случае, если не приводят к успеху.

На различных выборках (как взрослых, так и детских) нами получены высокозначимые отрицательные корреляции между показателями N-Р и GСR, что подтверждает существование двух независимых стратегий адаптационного реагирования, описанных Л. А. Китаевым-Смыком. Более того, можно говорить о том, что данные типы интеллектуальных установок взаимно исключают друг друга. Человек привыкает либо аналитически подходить к каждой ситуации и искать наиболее подходящее в данном случае решение (высокое значение N-Р), либо действовать привычным образом, выбирая один из немногих вариантов стандартного реагирования (высокое значение GСR).

Для наиболее успешных руководителей характерно совмещение обеих стратегий реагирования в стрессе. Они умеют гибко и нестандартно подходить к решению возникших проблем и при этом действуют так, что их манера поведения не кажется странной и не вызывает недоумения у окружающих. Этому соответствуют значения показателя N-Р выше нормы и значения показателя GСR, соответствующие или несколько превышающие нормативный уровень.

За последние годы наметился некоторый сдвиг в средних значениях ряда показателей. Среди взрослого населения для молодых возрастных групп характерны более высокие значения показателей N-Р и, соответственно, более низкие O-D по сравнению со старшими группами. Это свидетельствует о более гибком и конструктивном реагировании молодых людей, об их более высокой способности к адаптации, несмотря на то, что значение коэффициента GСR у них имеет явную тенденцию к снижению. Поведение молодежи менее стандартно, но более адаптивно. Можно также говорить о постепенной смене поведенческих стандартов, связанной с произошедшими социальными изменениями в нашей стране. Представляется необходимым проведение нового исследования для выделения поведенческих паттернов, которые характеризуют стандартное стресс-реагирование в современных условиях. Речь идет о выявлении новых эталонных ситуаций и соответствующих им реакций для расчета коэффициента GСR.

GСR индивидуальное меньше GСR нормативного:

Действия человека отличаются от того, как обычно ведут себя люди, попавшие в неприятную ситуацию. Общая манера его поведения, а также его реплики или предложения будут вызывать недоумение у окружающих людей, казаться им странными. Это может соответствовать действительности и перед нами на самом деле будет странный человек, как говорится, «с приветом», хотя, естественно, возможен и второй вариант — человек может просто вести себя не так, как все. На этом фоне его действия, даже весьма рациональные и эффективные, способствующие разрешению проблемы, будут восприниматься окружающими насторожено. А сам человек будет искренне недоумевать, почему люди не хотят следовать его советам, преимущества которых очевидны.

Такой человек обычно трудное адаптируется в новом коллективе (период адаптации по сути является стрессовым для любого человека), так как говорит и делает не совсем то, что от него ждут. Требуется определенное время, пока люди привыкнут воспринимать его таким, каков он есть. Но если такой человек приходит в творческий коллектив, сотрудники которого сами отличаются оригинальностью поведения, то его адаптация проходит быстро, так как к нему никто не собирается подходить со стандартной меркой.

По нашим данным, люди, обладающие высоким творческим потенциалом, имеют низкие значения коэффициента GСR. Отмечаются устойчивые отрицательные корреляции между показателем GСR и уровнем интеллекта (особенно на выборках студентов и учащихся старших классов) — чем ниже уровень интеллекта, тем более стандартным оказывается поведение человека в стрессовых ситуациях.

6. Возрастная динамика и профессиональная типология фрустрационных реакций

Сравнительный анализ среднегрупповых значений в табл. 3.3, 3.4, 3.5 Приложении 3 указывает на наличие определенной возрастной динамики реагирования в ситуации стресса. При переходе ребенка из начальной школы в среднюю (Приложение 3. табл. 3.3) отмечается изменение только трех показателей (Е-D, N-Р, GСR) при относительной стабильности остальных. Именно они наиболее тесно связаны с приближающимся подростковым кризисом. К 6 классу у ребенка явно повышается ранимость, впечатлительность, внимание к своим внутренним переживаниям, развивается способность к саморефлексии (о чем свидетельствует рост Е-D) и одновременно растет беспомощность в стрессе, падает умение решать возникающие проблемы (уменьшение N-Р).

Подростковое взросление связано с углублением «Я» ребенка, с качественным изменением его самосознания. Он перестает быть ребенком, но в своем новом качестве еще не успевает научиться находить приемлемый выход из стрессовых ситуаций. Поэтому адаптационные возможности в этом возрасте зависят от степени групповой конформности личности (GСR).

Коэффициент GСR прогрессивно возрастает по мере взросления детей (от 2 к 6 классу), приобретения ими опыта взаимодействия и совместного преодоления конфликтов. Социализация ребенка также отражается в стандартизации его поведения.

Дальнейший анализ возрастных изменений невозможно продолжать непосредственным сравнением значений основных показателей, так как нет абсолютной идентичности между детским и взрослым вариантами теста. Можно отдельно проанализировать данные табл. 3.5 Приложения 3 и охарактеризовать особенности развития стресс-реагирования, связанные с выходом ребенка из подросткового кризиса. Процессы развития «Я» подростка (рост Е-D) и накопления им опыта рационального решения проблем (рост N-Р), выступавшие ранее как антагонисты, теперь идут параллельно (наблюдается рост обоих показателей).

При этом уменьшается неконструктивное «застревание» в стрессе, ригидность, растерянность, склонность к сугубо эмоциональному реагированию (снижение О-D).

Повышается общее внимание к фрустратору, способность реагировать на него предупредительно, не дожидаясь осложнения ситуации (снижение М).

Растет экстрапунитивность, внешняя направленность действий, умение активно воздействовать на окружение (рост Е).

Продолжается социализация, усвоение групповых норм и шаблонов реагирования (увеличение GСR).

Неизменным остается только один показатель, характеризующий социальную зрелость личности, степень ее ответственности за свои действия (I).

Причина тому — стабильность социального статуса. Мера и характер ответственности школьника остаются фактически неизменными на протяжении всею периода обучения.

Особую группу представляют собой учащиеся вспомогательных школ и коррекционных классов. Данные табл. 3.3 Приложения 3 отражают особенности их фрустрационного реагирования. Для младших школьников характерна инфантильная безответственность (низкое I), сочетающаяся с высокой требовательностью (иногда и агрессивной) по отношению к окружающим (высокое Е).

Наблюдается задержка в развитии умения самостоятельно решать возникающие проблемы (низкое N-Р).

Доминирует эмоциональное неконструктивное реагирование, «застревание» в конфликтах (высокое О-D).

Начало подросткового кризиса у этих детей характеризуется формированием своеобразного профиля стресс-реагирования (Приложение 3, табл. 3.4).

Прежде всего, бросается в глаза резкое уменьшение количества экстрапунитивнных реакций (Е).

Этим детям ничего ни от кого не надо, они живут в особом, замкнутом мире, ограниченном узким кругом ребят из своего класса (10-15 человек).

Они не знают, что есть какая-то другая жизнь, им до нее нет дела. Поведение их достаточно стабильно, потому что они полностью игнорируют все проблемы и неприятности (высокое М).

Они их просто не видят, не подозревают об их существовании. Опыт решения проблем у таких детей незначителен (низкое N-Р), уровень ригидности в конфликте высок (О-D).

Однако жизнь в «святом неведении» продолжается недолго. К 8-9 классу учащиеся вспомогательных школ начинают понимать, что существует «большой» мир, и к жизни в нем надо приспосабливаться. Соответственно меняется и их поведение. Повышается внимание к фрустратору, умение вовремя замечать проблему и определять виновника (уменьшение М), активно воздействовать на окружение (рост Е).

Приобретается опыт разрешения конфликтов (рост N-Р), снижается ригидность в стрессе (уменьшение О-D).

Однако развития саморефлексии у таких детей не наблюдается (стабильность Е-D), ее глубина явно меньше, чем у ребят из общеобразовательных школ и гимназий. Отмечается некоторое искажение процесса социализации: снижаются осознание личной ответственности (I) и стандартность поведения (GСR).

Следующий этап возрастной динамики стресс-реагирования представлен в табл. 3.6 Приложения 3. Он связан с изменением социального статуса. Окончание школы, выход во взрослую студенческую жизнь сопровождается ощущением практически неограниченной личной свободы и, соответственно, явным снижением чувства ответственности (уменьшение I).

Вместе с тем, происходит активное освоение новых ролевых репертуаров, в связи с чем поведение индивидуализируется, становится менее стандартным (уменьшение GСR).

Молодые люди, «глотнув свободы», нередко действуют менее рационально, чем год-два назад, когда были школьниками (уменьшение N-Р, увеличение O-D и М).

Выбор ВУЗа обычно связан с доминирующими интересами личности. Социальную работу в качестве будущей профессии выбирают молодые люди, проявляющие интерес к межличностным отношениям; технико-экономическуо специализацию выбирает молодежь, менее ориентированная на социальные проблемы. Межгрупповые различия, наблюдавшиеся при выборе ВУЗа, закрепляются и усиливаются в процессе обучения, как это видно из табл. 3.6 Приложения 3. При обучении в инженерно-экономических ВУЗах дольше сохраняется как бы отстраненность человека от реальной жизни, склонность к игнорированию проблем (высокое М), неумение брать на себя ответственность в стрессовых ситуациях (низкое I).

Напротив, профессиональное обучение социальных работников способствует формированию у них тактик конструктивного стресс-реагирования. Развиваются профессионально важные качества социального работника: умение держать ситуацию под контролем и вовремя реагировать, не допуская осложнений (низкие М, О-D), способность конструктивно воспринимать фрустратор, идти на компромиссы, разрешать межличностные конфликты (высокое N-Р), адекватно воздействуя на окружающих (Е).

Принятие ответственности (I) сочетается с отсутствием излишнего эмоционального включения в проблему (Е-D), что является немаловажным для сохранения собственного нервно-психического здоровья социального работника.

По данным табл. 3.7-3.10 Приложения 3 можно проследить как специфику сгресс-реагирования, связанную с профессиональной принадлежностью человека, так и отметить особенности поведения в стрессе, характерные для наиболее эффективных работников. В этих таблицах приведены обобщенные результаты обследований педагогов и руководителей различного уровня, поскольку именно эти профессии (как и социальная работа) предъявляют повышенные требования к умению человека эффективно действовать в конфликтных, стрессовых ситуациях.

Позиция педагогов наиболее высокой квалификации отличается тем, что они проявляют повышенное внимание ко всем аспектам ситуации (самое низкое М), что позволяет им действовать предупредительно, не допуская осложнений. В этой группе менее выражено стремление управлять (Е) и значительно выше готовность к принятию ответственности на себя (I).

Это позволяет достигать большей эффективности при взаимодействии с детьми, что характеризует один из аспектов педагогическою мастерства.

Педагоги старшего возраста по сравнению с молодыми несколько более склонны к авторитарным методам воздействия на учащихся (более высокое Е).

Молодые педагоги проявляют больше гибкости в стрессе (более низкое О-D), лучше умеют разрешать возникающие проблемы (более высокое N-Р).

Сравнение данных табл. 3.8 Приложения 3 показывает, что особенности стресс-реагирования эффективных руководителей сходны с тактикой опытных педагогов. Однако, чем выше уровень управления, тем сильнее проявляются манипулятивные характеристики (увеличиваются значения E и N-Р) и уменьшаются личностная включенность в стрессовые ситуации (Е-D) и принятие личной ответственности (I).

Наиболее явно эта тенденция к манипулятивному поведению в стрессе характерна для предпринимателей частного сектора. Степень использования манипулятивных тактик частными предпринимателями зависит уже не от уровня руководства, а от возраста. Наибольшая гибкость, умение управлять другими при наименьшей личной включенности свойственна наиболее молодым бизнесменам (Приложение 3. табл. 3.9).

Неуспешным руководителям свойственна неполноценность манипулятивной тактики. У них излишне выражено стремление управлять (Е) и недостаточно развиты практические умения для этого (низкое N-Р, высокое О-D).

Их характеризует повышенная эмоциональная включенность в проблему, преобладание честолюбивых установок над деловой ориентацией, склонность к самозащитному поведению, а не к признанию своей вины и принятию ответственности на себя (высокое Е-D, низкое I).

Используя методику С. Розенцвейга в целях профориентации, профотбора, профессиональной аттестации (например, руководителей или педагогов), следует помнить, что с ее помощью оценивается только один из компонентов профессиональных умений — тактика и характер действия человека в стрессе. Она не дает никаких сведений о собственно управленческих или педагогических способностях, т. е. о том, может ли человек организовать работу других людей или чему-то их обучить.

7. Диагностика и изучение клинической картины неврозов

Благодаря проективному характеру, методика С. Розенцвейга широко использовалась в клинике. Результаты ее практического применения были обобщены Н. В. Тарабриной и представлены в известном руководстве [7]. Стоит отметить, что методика с успехом может применяться как для патопсихологической диагностики, так и для дифференциальной диагностики пограничных расстройств. В последнем случае она позволяет делать выводы о некоторых характерологических особенностях, которые могут оказаться специфическими для тех или иных нервно-психических расстройств.

Достаточно надежным показателем невротизации служит GСR. Он реагирует на нарушение нормальных взаимоотношений с окружающими, которое является либо предвестником, либо следствием развития невротических или иных патопсихологических процессов. Величина его в этом случае уменьшается.

Полученные при тестировании данные можно использовать для дифференциации некоторых психических расстройств. По данным Н. В. Тарабриной, отличить истерию от неврастении можно при помощи показателей Е и О-D. Их повышенная выраженность специфична для истерии, что в реальном поведении проявляется в чрезмерной требовательности и претензиях к окружающим при слабой критичности к самому себе, а также в сильной впечатлительности по отношению к любым внешним воздействиям.

С помощью показателя I и О-D становятся возможными углубление в психическую картину истерии и дифференциация трех синдромов: астенического, тревожно-фобического и ипохондрического. Самые высокие значения I обнаруживают больные с астеническим синдромом. Н. В. Тарабрина считает, что этот фактор у них способствует фиксации симптоматики. Самые низкие значения I обнаруживают больные с тревожно-фобическим синдромом.

Высокие значения O-D характерны для всех этих синдромов, но особенно высоки они при ипохондрическом синдроме, сочетаясь с очень высокими значениями показателя Е. Действительно, для такого типа больных характерна болезненная фиксация на своем личном тяжелом состоянии (источник фрустрации для больного), а также эксплозивные реакции (раздражение и гнев), возникающие даже при незначительных препятствиях.

Эти закономерности можно использовать для дифференциальной диагностики и при других патопсихологических расстройствах, имеющих сходные синдромы (астенический, ипохондрический, тревожно-фобический) или, по крайней мере, для более глубокого изучения клинической картины этих расстройств.

При экспериментально-психологическом изучении личности больного по результатам тестирования не только делаются выводы о его уязвимости в отношении разных фрустрационных воздействий, но и оценивается система его социальных взаимоотношений. По профилю фрустрационных реакций можно сделать выводы об отношении больного к себе и о позиции в отношении социального окружения.

Преобладание экстрапунитивных реакций свидетельствует о повышенных требованиях, предъявляемых к окружающим, и, скорее всего, о неадекватно завышенной самооценке.

Повышенные значения Е-D характерны для лиц с чрезмерной фиксацией на защите своего «Я». Взаимодействие с окружающими у них будет сильно осложнено наличием защитных и компенсационных процессов.

Преобладание реакций типа O-D может быть следствием недостаточности опыта общения у данной личности.

Нормальные, на первый взгляд, реакции импунитивной направленности могут быть проявлением неадекватной легкости в отношении фрустрации — в этом случае они являются лишь одним из способов защиты своего «Я». Компенсаторный характер многих импунитивных реакций подтверждается исследованием М. А. Чуракова, где с помощью некоторой модификации процедуры тестирования изучались внешний и внутренний план реагирования на фрустрацию. В рамках этого исследования было, в частности, обнаружено, что испытуемые, у которых основной внутренней реакцией является фиксация на препятствии или различные агрессивные проявления, на внешнем уровне часто предъявляют компенсационные реакции игнорирования препятствия.