Индивидуальная диагностика
1. Методика Когана (палочки)
2. Определение типа внимания/восприятия (Слон)
3. Определение профиля сенсо-моторной полушарной организации
4. Диагностика свойств внимания:
— объем
— распределение (м-ка со стихами)
— переключение
— устойчивость (м-ка Бурдона)
5. Модально-специфические характеристики психической деятельности
— тактильный гнозис
— исследование слухо-моторных координаций
6. Реципрокная координация
7. Динамический праксис
8. Зрительный гнозис
9. «Индивидуальная минутка»
10. Копирование трехмерного изображения (куб)
1. Методика В. М. Когана
Цель: выявление индивидуального темпа психической деятельности и возможности его индивидуального произвольного изменения.
Процедура проведения:
1-я серия Испытуемому предлагают в течение 30 сек. в произвольном темпе проставлять точки на нелинованном листе бумаги. Через каждые 10 сек. экспериментатор ставит вертикальную черту
Инструкция 1: Сейчас ты на своем листе будешь ставить палочки, такие же как я.
Необходимо показать. Если строка закончится, ты переходишь на другую строку и продолжаешь. Понял?
2-я серия По прошествии 30 сек. испытуемому предлагают продолжать работу с новой строки, но уже в измененном темпе: «Ставь точки как можно быстрее».
Инструкция 2: Теперь переверни лист, ты будешь ставить такие же палочки, но как можно быстрее. Если строка закончится, ты переходишь на другую строку и продолжаешь. Понял?
3-я серия По окончании этой работы листок переворачивают и вновь предлагают ребенку первоначальный темп:
Инструкция 3: Теперь с новой строки, ты будешь ставить такие же палочки, но со скоростью такой какв первый раз. Если строка закончится, ты переходишь на другую строку и продолжаешь. Понял?
Обработка результатов:
При обработке следует фиксировать число проставленных точек за первые 30 сек., ускорение или замедление темпа работы.
Продолжая дискуссию о журнальных публикациях. И об «эмиграции» тоже
... вполне понятно, что тема должна быть представлена в одном из уже существующих. Продолжать ли «ВП» эту тематику — в конечном итоге вопрос определения журналом собственного профиля. ... журналов по психологии в начале 1990-х гг. были ниже, что позволяет понять, как это ни прискорбно, почему Дж. Сорос и 55 членов комитета его ...
Во 2-й серии регистрируют характер изменения темпа в зависимости от инструкции. Делается вывод о способности ребенка к произвольной регуляции моторной деятельности. Выявляют эффективность и длительность волевого усилия при необходимости перестроить индивидуальный темп в соответствии с заданной инструкцией.
Анализ результатов 3-й серии дает возможность получить оценку степени ригидности психических процессов. Так, возобновление первоначального темпа говорит об их подвижности и переключаемости, в то время как продолжение работы в заданном экспериментатором темпе свидетельствует о ригидности этих процессов.
Ригидность или переключаемость: не останавливается после команды психолога, а продолжает работать., не ускоряется на 2 этапе, не замедляется на 3 этапе.
Удержание инструкции: удерживает ли образец.
Устойчивость: график по числу палочек за 10 сек., в процессе работы, работоспособность нарастает или падает.
2. Определение преобладающего типа внимания/восприятия
(целостного, или многофокусного)
Оборудование: карточка с изображением слона в виде контура и расположенные внутри него мелких животных. Количество фигурок внутри слона может колебаться в зависимости от возраста испытуемых.
Процедура проведения: Испытуемому предлагают взять карточку и одновременно задают вопрос: «Что здесь изображено?» Учитывается только первый ответ испытуемого.
Обработка результатов: если ребенок первым называет слона – это свидетельствует о преимущественно правополушарной (симультанноой) стратегии восприятия, целостном внимании, если ребенок начинает перечислять животных, расположенных внутри контура – это свидетельствует о многофокусном внимании, преимущественно используется левополушарная (аналитическая) стратегия восприятия
3. Определение профиля сенсо-моторной полушарной организации
Латеральные предпочтения |
||
0 |
К кому ты себя относишь к правшам или левшам? |
Р |
1 |
Если у тебя среди родственников левши? |
Р |
2 |
Какой рукой ты предпочитаешь брать предметы? |
Р |
3 |
Какой рукой ты пишешь? |
Р |
4 |
Какой рукой ты рисуешь? |
Р |
5 |
В какой руке ты держишь ракетку во время игры в теннис? |
Р |
6 |
В какой руке ты держишь ложку во время еды? Покажи. |
Р |
7 |
В какой руке ты держишь зубную щётку? |
Р |
8 |
Какой рукой ты причёсываешься? Держишь расчёску? |
Р |
9 |
Поаплодируй |
Р |
10 |
Поза “Наполеона”. Обними себя. |
Р |
11 |
Перекрёст пальцев (сверху ведущий). |
Р |
12 |
Проба “Подзорная труба”. Рассмотри внимательно, что ты видишь в окне? (смотрит ведущим глазом) |
Г |
13 |
Прицеливание “Пистолет”. (смотрит ведущим глазом) |
Г |
14 |
Проба “Часы”. Послушай тикают часы? (слушает ведущим ухом) |
У |
15 |
Проба “Ракушка”. Послушай как шумит море? |
У |
16 |
Проба “Телефон”. Позвони по телефону своему другу. |
У |
17 |
Попрыгай на одной ноге. А теперь на другой. (прыгает на ведущей ноге). |
Н |
18 |
Ударь ногой по мячу (ударяет ведущей ногой) |
Н |
19 |
Повернись вокруг себя |
Н |
20 |
Обопрись (встань) одной ногой на стул |
Н |
4. Диагностика свойств внимания:
— объем
— распределение (м-ка со стихами)
— переключение
— устойчивость (м-ка Бурдона)
5. Модально-специфические характеристики психической деятельности
— тактильный гнозис
— исследование слухо-моторных координаций
6. Проба на реципрокную координацию движений
Цель: оценка сформированности механизмов кинетической организации движений и процессов межполушарного взаимодействия
Процедура проведения: Проба заключается в одновременном сжимании в кулак распрямленной ладони одной руки и разжимании кулака в ладонь другой руки. Ребенку предлагается выполнять движения сначала одновременно с экспериментатором, а затем самостоятельно.
Оценка: Качество выполнения пробы оценивается в баллах по следующей системе:
0 – реципрокно, плавно
1 – со сбоями (отставаниями той или иной руки, самоисправлениями)
2 – поочередно (сначала движение выполняет одна рука, потом другая)
3 – с уподоблением (обе руки выполняют одинаковые движения)
Анализ ошибок: дискоординация движений или отставание одной руки и др связаны с незрелостью или органическим повреждением мозолистого тела
7. Проба на динамический праксис
Цель: исследование возможности усвоения двигательной программы и сформированности кинетических механизмов серийной организации движений – возможности автоматизации двигательного навыка, переключения с одного движения на другое и с одной двигательной программы на другую.
Процедура проведения:
8. Зрительный гнозис +фонематический слух+стратегия оптико-пространственного сканирования (организация восприятия)
9. «Индивидуальная минутка»
Оборудование: секундомер
Цель: оценка индивидуального восприятия времени
Процедура проведения:
1. Психолог дает ребенку инструкцию: «Давай посмотрим насколько ты терпеливый. Сейчас по моей команде ты сядешь вот так (показ позы ученика), и просидишь с закрытыми глазами до моего сигнала (стукнуть по столу)» (по секундомеру психолог засекает минуту)
2. После окончания задания: «Запомнил сколько ты сидел? … а теперь по моей команде тебе нужно просидеть столько же. Когда ты решишь, что время вышло – подними руку, открывай глаза. Я тебе говорю «Начали», а ты останавливаешься сам» (психолог отмечает по секундомеру время, которое ребенок просидел самостоятельно)
3. и 4. – повтор п.2.
Обработка результатов:
1. Время которое просидел ребенок, из 3-х раз высчитывается среднее + оценка в динамике (увеличение/уменьшение времени)
2. Отмечаются особенности поведения ребенка во время исследования: как сидел (молча, считал – вслух, про себя и тд); двигался, крутился (избыточная двигательная активность); открывал глаза (несоблюдение инструкции, недостаток произвольности)
10. Копирование трехмерного изображения (куб)