Индивидуальная диагностика

Индивидуальная диагностика

1. Методика Когана (палочки)

2. Определение типа внимания/восприятия (Слон)

3. Определение профиля сенсо-моторной полушарной организации

4. Диагностика свойств внимания:

— объем

— распределение (м-ка со стихами)

— переключение

— устойчивость (м-ка Бурдона)

5. Модально-специфические характеристики психической деятельности

— тактильный гнозис

— исследование слухо-моторных координаций

6. Реципрокная координация

7. Динамический праксис

8. Зрительный гнозис

9. «Индивидуальная минутка»

10. Копирование трехмерного изображения (куб)

1. Методика В. М. Когана

Цель: выявление индивидуального темпа психической деятельности и возможности его инди­видуального произвольного изменения.

Процедура проведения:

1-я серия Испытуемому предлагают в течение 30 сек. в произвольном темпе проставлять точки на нелинованном листе бумаги. Через каждые 10 сек. экспериментатор ставит вертикальную черту

Инструкция 1: Сейчас ты на своем листе будешь ставить палочки, такие же как я.

Необходимо показать. Если строка закончится, ты переходишь на другую строку и продолжаешь. Понял?

2-я се­рия По прошествии 30 сек. испытуемому пред­лагают продолжать работу с новой строки, но уже в изме­ненном темпе: «Ставь точки как можно быстрее».

Инструкция 2: Теперь переверни лист, ты будешь ставить такие же палочки, но как можно быстрее. Если строка закончится, ты переходишь на другую строку и продолжаешь. Понял?

3-я серия По окончании этой работы листок переворачивают и вновь предлагают ребенку первоначальный темп:

Инструкция 3: Теперь с новой строки, ты будешь ставить такие же палочки, но со скоростью такой какв первый раз. Если строка закончится, ты переходишь на другую строку и продолжаешь. Понял?

Обработка результатов:

При обработке следует фиксировать число проставлен­ных точек за первые 30 сек., ускорение или замедление темпа работы.

17 стр., 8395 слов

Продолжая дискуссию о журнальных публикациях. И об «эмиграции» тоже

... вполне понятно, что тема должна быть представлена в одном из уже существующих. Продолжать ли «ВП» эту тематику — в конечном итоге вопрос определения журналом собственного профиля. ... журналов по психологии в начале 1990-х гг. были ниже, что позволяет понять, как это ни прискорбно, почему Дж. Сорос и 55 членов комитета его ...

Во 2-й серии регистрируют характер изменения темпа в зависимости от инструкции. Делается вывод о спо­собности ребенка к произвольной регуляции моторной дея­тельности. Выявляют эффективность и длительность воле­вого усилия при необходимости перестроить индивидуальный темп в соответствии с заданной инструкцией.

Анализ результатов 3-й серии дает возможность получить оценку степени ригидности психических процессов. Так, возоб­новление первоначального темпа говорит об их подвижно­сти и переключаемости, в то время как продолжение рабо­ты в заданном экспериментатором темпе свидетельствует о ригидности этих процессов.

Ригидность или переключаемость: не останавливается после команды психолога, а продолжает работать., не ускоряется на 2 этапе, не замедляется на 3 этапе.

Удержание инструкции: удерживает ли образец.

Устойчивость: график по числу палочек за 10 сек., в процессе работы, работоспособность нарастает или падает.

2. Определение преобладающего типа внимания/восприятия

(целостного, или многофокусного)

Оборудование: карточка с изображением слона в виде контура и расположенные внутри него мелких животных. Количество фигурок внутри слона мо­жет колебаться в зависимости от возраста испытуемых.

Процедура проведения: Испытуемому предлагают взять карточку и одновре­менно задают вопрос: «Что здесь изображено?» Учитывает­ся только первый ответ испытуемого.

Обработка результатов: если ребенок первым называет слона – это свидетельствует о преимущественно правополушарной (симультанноой) стратегии восприятия, целостном внимании, если ребенок начинает перечислять животных, расположенных внутри контура – это свидетельствует о многофокусном внимании, преимущественно используется левополушарная (аналитическая) стратегия восприятия

3. Определение профиля сенсо-моторной полушарной организации

Латеральные предпочтения

0

К кому ты себя относишь к правшам или левшам?

Р

1

Если у тебя среди родственников левши?

Р

2

Какой рукой ты предпочитаешь брать предметы?

Р

3

Какой рукой ты пишешь?

Р

4

Какой рукой ты рисуешь?

Р

5

В какой руке ты держишь ракетку во время игры в теннис?

Р

6

В какой руке ты держишь ложку во время еды? Покажи.

Р

7

В какой руке ты держишь зубную щётку?

Р

8

Какой рукой ты причёсываешься? Держишь расчёску?

Р

9

Поаплодируй

Р

10

Поза “Наполеона”. Обними себя.

Р

11

Перекрёст пальцев (сверху ведущий).

Р

12

Проба “Подзорная труба”. Рассмотри внимательно, что ты видишь в окне? (смотрит ведущим глазом)

Г

13

Прицеливание “Пистолет”. (смотрит ведущим глазом)

Г

14

Проба “Часы”. Послушай тикают часы? (слушает ведущим ухом)

У

15

Проба “Ракушка”. Послушай как шумит море?

У

16

Проба “Телефон”. Позвони по телефону своему другу.

У

17

Попрыгай на одной ноге. А теперь на другой. (прыгает на ведущей ноге).

Н

18

Ударь ногой по мячу (ударяет ведущей ногой)

Н

19

Повернись вокруг себя

Н

20

Обопрись (встань) одной ногой на стул

Н

4. Диагностика свойств внимания:

— объем

— распределение (м-ка со стихами)

— переключение

— устойчивость (м-ка Бурдона)

5. Модально-специфические характеристики психической деятельности

— тактильный гнозис

— исследование слухо-моторных координаций

6. Проба на реципрокную координацию движений

Цель: оценка сформированности механизмов кинетической организации движений и процессов межполушарного взаимодействия

Процедура проведения: Проба заключается в одновременном сжимании в кулак распрямленной ладони одной руки и разжимании кулака в ладонь другой руки. Ребенку предлагается выполнять движения сначала одновременно с экспериментатором, а затем самостоятельно.

Оценка: Качество выполнения пробы оценивается в баллах по следующей системе:

0 – реципрокно, плавно

1 – со сбоями (отставаниями той или иной руки, самоисправлениями)

2 – поочередно (сначала движение выполняет одна рука, потом другая)

3 – с уподоблением (обе руки выполняют одинаковые движения)

Анализ ошибок: дискоординация движений или отставание одной руки и др связаны с незрелостью или органическим повреждением мозолистого тела

7. Проба на динамический праксис

Цель: исследование возможности усвоения двигательной программы и сформированности кинетических механизмов серийной организации движений – возможности автоматизации двигательного навыка, переключения с одного движения на другое и с одной двигательной программы на другую.

Процедура проведения:

8. Зрительный гнозис +фонематический слух+стратегия оптико-пространственного сканирования (организация восприятия)

9. «Индивидуальная минутка»

Оборудование: секундомер

Цель: оценка индивидуального восприятия времени

Процедура проведения:

1. Психолог дает ребенку инструкцию: «Давай посмотрим насколько ты терпеливый. Сейчас по моей команде ты сядешь вот так (показ позы ученика), и просидишь с закрытыми глазами до моего сигнала (стукнуть по столу)» (по секундомеру психолог засекает минуту)

2. После окончания задания: «Запомнил сколько ты сидел? … а теперь по моей команде тебе нужно просидеть столько же. Когда ты решишь, что время вышло – подними руку, открывай глаза. Я тебе говорю «Начали», а ты останавливаешься сам» (психолог отмечает по секундомеру время, которое ребенок просидел самостоятельно)

3. и 4. – повтор п.2.

Обработка результатов:

1. Время которое просидел ребенок, из 3-х раз высчитывается среднее + оценка в динамике (увеличение/уменьшение времени)

2. Отмечаются особенности поведения ребенка во время исследования: как сидел (молча, считал – вслух, про себя и тд); двигался, крутился (избыточная двигательная активность); открывал глаза (несоблюдение инструкции, недостаток произвольности)

10. Копирование трехмерного изображения (куб)