Дипломная

1.1.Дество в современной России.

Детство это время, когда у ребенка формируются различные черты и свойства личности: разнообразные материальные и духовные потребности, мотивы поведения, убеждения и идеалы.

В России сегодня дети от 0 до 18 лет составляют лишь 23,3% населения страны. По мнению ученых и международных экономистов-аналитиков, дети — будущий «человеческий капитал», который является одним из ключевых слагаемых не только индивидуального благосостояния страны, но и ее общего социально-экономического роста и развития. Дети в любой стране мира представляют собой наиболее ценный ресурс страны, залог ее будущего развития.

Каково состояние этого «ресурса» в России? Современная социальная ситуация развития в России с позиции ребенка носит драматичный, кризисный характер. Ее анализ открывает негативные изменения по всем трем направлениям трисоставной структуры личности ребенка: ее телесности, душевных проявлений и духовного бытия. Общее состояние физического здоровья детей (от года до 14 лет) в последние годы вызывает растущую озабоченность специалистов, родителей, властных структур. Растут общая невротизация детей и молодежи, психо-соматические и психические заболевания, свидетельствующие о духовном неблагополучии молодых россиян.

Объективными показателями духовного неблагополучия в сфере детства являются: проявления табачной (первое место в мире по данным ВОЗ), алкогольной (в том числе и пивной), наркотической и других зависимостей (аддикций), включая все виды так называемой «экранной зависимости» — телеманию, виртаманию (компьютерную игровую), интернет-манию. Другими объективными показателями духовного неблагополучия являются: детские и подростковые беспризорность и бродяжничество (сотни тысяч детей уходят из родного дома), тревожащий рост подростковой преступности и детской жестокости, криминализация языка, быта детей, беспрецедентный рост детских самоубийств.

В этих условиях наблюдаются существенные деформации внутрисемейных отношений, проявляющиеся во взаимоотчуждении детей и родителей. Разрыв теплых эмоциональных связей между старшим и подрастающим поколением является причиной психо-эмоционального неблагополучия ребенка в современной, даже внешне благополучной семье.

2 стр., 520 слов

Развитие ребенка 2−3 лет

... нравственное и личностное развитие ребенка 2 - 3 лет Ребенок активно взаимодействует со взрослыми и детьми; эмоционально реагирует на ... за животными и растениями. Речевое развитие ребенка 2 - 3 лет Ребенок сопровождает отдельными звуками совершаемые им, другими ... фразы за взрослым. Художественно-творческое развитие ребенка 2 - 3 лет Ребенок эмоционально подпевает, различает музыкальный темп и ...

Нарушение традиционной иерархии отношений в системе «Ребенок — взрослый» в семье приводит к углублению конфликта поколений, падению авторитета взрослых, снижению ценности семьи и формированию «социального инфантилизма» у подрастающего поколения .

Важнейшими факторами растущего психологического духовного неблагополучия ребенка являются разрушение существовавших на протяжении тысячелетий естественных институтов социализации — прежде всего семьи, изменение нравственно- психологического климата в обществе, влияние средств массовой информации и др.

1.2.Семья и ее влияние на ребенка.

Семья выступает как первый воспитательный институт, связь с которым человек ощущает на протяжении всей своей жизни. Именно в семье закладываются основы нравственности человека, формируются нормы поведения, раскрываются внутренний мир и индивидуальные качества личности. Семья способствует самоутверждению человека, стимулирует его социальную и творческую активность. Другими словами в семье осуществляется первичная социализация ребенка. Естественно, что сбои в функционировании семьи напрямую отражаются на ребенке и его развитии.

В современной России семья как социальный институт, безусловно, переживает кризис. Можно выделить сразу несколько граней этого кризиса: демографическую, социально-экономическую, морально-нравственную. Так или иначе, налицо массовое распространение такого феномена, как неблагополучная семья. Отсюда и массовое распространение целого спектра проблем, которые обрушиваются на детей в таких семьях.

Согласно «Педагогическому энциклопедическому словарю», семья как направляющая сила и образец для подражания играет ни с чем не сравнимую роль в становлении подрастающего человека как личности. Она выступает первичным коллективом, в котором человек получает представления о жизненных целях и ценностях, первые практические навыки применения этих представлений во взаимоотношениях с другими людьми, усваивает нормы, которые регулируют поведение в различных ситуациях повседневного общения

По данным исследований, семья опережает и школу, и средства массовой информации, влияние улицы, друзей, литературы и искусства.

3 стр., 1460 слов

Влияние воспитательного стиля матери на развитие личности ребенка

... на развитие личности ребенка, влияние существующей в ней системы внутрисемейных, а также детско-родительских ... личности ребенка, стимулирующие его, а также препятствующие полноценному личностному развитию. Среди данных показателей значительную роль играют факторы семейного воспитания, а именно влияние семьи ...

Являясь социальным институтом, семья реализует конкретные функции (репродуктивная, хозяйственно-экономическая, коммуникативная, функция организованного досуга, воспитательная), важнейшей из которых является воспитательная функция.

По мнению А.Г. Харчева, воспитательная функция семьи имеет три аспекта. Первый — формирование личности ребенка, развитие его способностей и интересов, передача детям взрослыми членами семьи накопленного обществом социального опыта, выработка у них высоконравственного отношения к труду, потребности и умения быть гражданином и хозяином. Второй аспект — систематическое воспитательное воздействие семейного коллектива на каждого своего члена в течение всей его жизни. Аспект третий — постоянное влияние детей на родителей, побуждающее их активно заниматься.

Исследование многочисленных педагогических теорий доказывает, что:

— влияние семьи на ребенка сильнее всех других воспитательных воздействий на него; с возрастом оно ослабевает, но никогда не утрачивается полностью;

— в семье формируются те качества, которые нигде, кроме как в семье, сформированы быть не могут;

— семья осуществляет социализацию личности, являющуюся концентрированным выражением ее усилий по физическому, моральному и трудовому воспитанию; семья воспитывает гражданина, патриота, будущего семьянина, законопослушного члена общества.

Таким образом, определяется объективная закономерность, выражающаяся зависимостью успешности формирования и развития личности ребенка, его социализации от характера воспитательного влияния семьи. Важность учета данной закономерности обусловлена тем, что, выступая социальным институтом воспитания подрастающего поколения, семья определяет не только поведение, качество и жизненный уклад отдельной личности, но и социальный уклад, характер общественной жизни и историческую судьбу целого общества.

Успех выполнения воспитательной функции зависит от воспитательного потенциала семьи, который представляет собой комплекс условий и средств, определяющих педагогические возможности семьи. Этот комплекс объединяет материальные и бытовые условия, развитость семейного коллектива и характер отношений между его членами. Он включает идейно-нравственную, эмоционально-психологическую и трудовую атмосферу, жизненный опыт, уровень образования и профессиональные качества родителей.

10 стр., 4868 слов

Семья как фактор рзвития ребенка

... и навыки жизни в обществе. Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Положительное воздействие на личность ребенка состоит в том ... на развитие духовной культуры, на социальную направленность личности, мотивы поведения. Являясь для ребенка микромоделью общества, семья оказывается важнейшим фактором в выработке системы социальных установок ...

Помимо сознательного, полноценного и целенаправленного воспитания, которое дают ему родители, на ребенка воздействует вся внутрисемейная атмосфера, причем эффект этого воздействия с возрастом накапливается, преломляясь в структуре личности.

Данная проблема издавна интересовала представителей философской, психологической и педагогической мысли. Так, формулируя философские основания духовного становления личности, В.В. Зеньковский подчеркивал, что «моральное здоровье детской души является самым важным, самым глубоким фактором ее духовного развития» .

Семейное воспитание — составная часть относительно социально контролируемой социализации человека, в то же время в любой семье человек проходит и стихийную социализацию. Результаты социализации определяются объективными характеристиками семьи (социальным статусом, материальными условиями семьи, уровнем образования родителей и др.), ценностными установками (просоциальными, асоциальными, антисоциальными), стилем жизни и взаимоотношений членов семьи.

Являясь для ребенка микромоделью общества, семья оказывается важнейшим фактором в выработке системы социальных установок, формирования жизненных планов, социальной направленности личности. Общественные правила впервые осознаются в семье, культурные ценности общества потребляются через семью, познание других людей начинается с семьи. Диапазон воздействия семьи на воспитание детей столь же широк, как и диапазон общественного воздействия.

В процессе интериоризация детьми системы ценностей и норм, характерных для семьи, образцов нравственного поведения, формирование морального сознания существенная роль принадлежит идентификации. Как показано современными исследователями Й. Раншбургом, П. Поппером, в основе идентификации стоят, прежде всего, процессы подражания. Здесь важно отметить связь между поведением родителей и их подходом к оценке поступков детей. Родители должны обладать тем престижем или социальной властью, которая вызывает у ребенка желание подражать.

11 стр., 5242 слов

Социальная работа в семьях разведенных родителей

... , казалось бы, трудности пoразному осложняют их жизнь. В трудах исследователей все дети, находящиеся на попечении семьи с одним родителем, рассматриваются как единая группа, в ... жизни на его собственных брачных отношениях. В-четвертых, если в семье остается родитель противоположного пола, у ребенка будет отсутствовать возможность половой идентификации. 2. ДЕТИ В СЕМЬЯХ ...

Семья как основополагающий институт в структуре общества особенно чувствительна ко всякого рода реформаторским изменениям государственного масштаба, поскольку их результаты напрямую отражаются на ее стабильности и уровне жизни.

Ухудшение экономической ситуации в стране все заметнее отражается на состоянии семьи, приводя к ее кризису, который выражается в том, что семья все хуже реализует свою главную функцию — воспитание детей; снижение уровня жизни семьи отрицательно сказывается на процессе социализации подрастающих поколений.

В результате экономических реформ, семья оказалась в нетипичной воспитательной ситуации, не имеющей исторических аналогий. Известно, что родители детей-школьников составляют возрастную группу 30−49-летних представителей общества, которые к указанному возрасту достигают определенной стабильности социального и профессионального положения. Перестройка экономических отношений в России отбросила эти семьи за грань среднего прожиточного уровня, разрушила их стереотип самовосприятия, поселила в них неуверенность, низкую самооценку. Драматизм ситуации усугубляется тем, что материальные и психологические трудности, переживаемые семьей, привели к возникновению совершенно новых проблем воспитательного характера. Неуверенные в себе родители перестают быть авторитетом и образцом для подражания у своих детей.

Кроме того, переход России на рыночные рельсы привел к падению престижа ряда рабочих профессий и появлению в стране реальной безработицы, которая наиболее болезненно отразилась на рассматриваемой самой трудоспособной возрастной группе населения. По данным Госкомстата РФ, из статистически выделяемых семи возрастных групп занятого населения от 15 до 60 лет безработные в возрасте 30−49 лет составляют 62% .

Однако благое желание государства защитить население от безработицы повлекло за собой переход к паразитарному образу жизни части населения, особенно в сельской местности, нежелание определенной его доли трудоустраиваться.

Пути выхода семьи из кризиса на государственном уровне пока не определены, и этому есть ряд причин.

14 стр., 6736 слов

Раздел 1. Диагностика уровня развития общения и предметно-манипулятивной деятельности ребенка второго полугодия жизни

... 6,7% населения 69 баллов и ниже – умственный дефект – у 2,2%   Заключение Ребенок, уже во втором полугодии жизни становится в новую ... раймЕВРОЗНАК, 2002. – 416 с. 6. Кольцова М.М. Ребенок учится говорить. – М.: Советская Россия, 1973. –160 с. 7. Печора К.Л., Пантюхина ... Г.В., Голубева Л.Г. Дети раннего возраста в дошкольных ...

Основной из них является тот факт, что изменения качественных особенностей менталитета российской семьи сегодня было бы неверным рассматривать в свете негативного влияния одних лишь экономических реформ. Анализ складывающейся ситуации показывает, что новые экономические принципы взаимодействия в обществе привели к значительным переоценкам нравственных основ жизни. Российская семья сегодня испытывает сильное давление со стороны новых общественных норм, диктующих совершенно иную, отличную от старой логику поведения, связанную с изменением экономических и политических условий.

Последствием переживаемых обществом духовного кризиса и потери нравственных идеалов, ярко выраженного социального неравенства стали бездуховность молодежи, превалирование в качестве жизненных ориентиров материальных ценностей, карьеризм и цинизм.

Первостепенная задача государственной важности — это приоритетность поддержки, укрепление статуса социально здоровой семьи, дающей обществу здоровое, трудоспособное, воспитанное, грамотное поколение. В то же время в особой помощи нуждается часть семей, чей социальный статус и материальное положение резко понизились в последние 10−15 лет, которые оказались не способными самостоятельно справиться с возникшими проблемами экономического, социального, психологического порядка. При недостаточном внимании со стороны государства такие семьи зачастую переходят в категорию неблагополучных.

Неблагополучная семья — это семья с низким социальным статусом, не справляющаяся с возложенными на нее функциями в какой-либо из сфер жизнедеятельности или нескольких одновременно. Адаптивные способности неблагополучной семьи существенно снижены, процесс семейного воспитания ребенка протекает с большими трудностями, медленно и малорезультативно. В такой семье ребенок испытывает дискомфорт, стресс, пренебрежение со стороны взрослых, подвергается насилию или жестокому обращению. Главной ее характеристикой является отсутствие любви к ребенку, заботы о нем, удовлетворения его нужд, защиты его прав и законных интересов.

8 стр., 3816 слов

Анализ деятельности отделения Тарутинского районного центра социальной службы для семьи, детей и молодежи

... 3) привлечение общественности к проведению работы с семьями, детьми и молодежью, поддержка и развитие волонтерского движения. 7-10 июня Отделение срочной ... родителей; семьи с педагогической несостоятельностью родителей, неблагоприятным психолого-педагогическим микроклиматом, жестоким обращением с детьми; семьи, в которых родители уклоняются от воспитания детей, заботы об их здоровье и развитии; семьи ...

Проблемы, с которыми сталкивается подобная семья, касаются разных сторон жизни: социальной, правовой, материальной, медицинской, психологической, педагогической.

По мнению В.М. Целуйко, неблагополучные семьи можно условно разделить на две большие группы:

1. Семьи с явной (открытой) формой неблагополучия (конфликтные, проблемные, асоциальные, аморально-криминальные семьи и семьи с недостатком воспитательных ресурсов (неполные семьи)).

2. Семьи со скрытой формой неблагополучия (внутренне неблагополучные): внешне респектабельные семьи, образ жизни которых, взаимоотношения их членов не вызывают беспокойства и нареканий со стороны общественности. Однако ценностные установки и поведение родителей резко расходятся с общечеловеческими моральными требованиями, что сказывается на воспитании детей, их нравственном облике .

Л.С. Алексеева выделяет в этой системе аморальную и асоциальную семьи .

Обобщение исследований И.В. Макаренковой и др. позволило выделить три группы, к которым можно отнести все категории неблагополучных семей с точки зрения таких системообразующих критериев, как степень проявления социального неблагополучия и характер десоциализирующего влияния, оказываемого семьями на детей:

1. Превентивные — семьи, в которых проблемы имеют незначительное проявление и находятся на начальной стадии развития неблагополучия (педагогически несостоятельные, конфликтные семьи и др.).

Превентивные семьи не оказывают на детей прямого десоциализирующего влияния, но, как правило, имеют низкий уровень педагогической культуры.

2. Асоциальные — семьи, в которых социальные и другие противоречия обостряют взаимоотношения членов семьи друг с другом и окружением. Агрессивное или деструктивное поведение членов таких семей ведет к непрерывным конфликтам, кризисам, повторяющимся из поколения в поколение циклами потерь, отчуждений.

Относящиеся к данной группе аморально-асоциальные семьи отличаются десоциализирующим влиянием, откровенными стяжательскими ориентациями, жизнью по принципу «цель оправдывает средства»; в них отсутствуют моральные нормы и ограничения.

3. Семьи, потерявшие всякую жизненную перспективу, инертные по отношению к своей судьбе и судьбе собственных детей. Как правило, это семьи алкоголиков, наркоманов, безработных; криминогенные, социально дезадаптивные .

Для таких семей, часто неполных, свойственна тяжелая степень социального неблагополучия, социальной неустроенности родителей и, как следствие этого, — постоянный психологический надрыв. Состояние кризиса является для такой семьи нормой.

Рассматриваемая нами проблема неблагополучности семьи особенно остро стоит в сельской местности. Рабочие места в селе — это бюджетные места (работа в школе, библиотеке, здравпункте).

Надо заметить, что далеко не в каждом селе есть такие учреждения. Практически всеобщая безработица в сельской местности привела к обнищанию населения. В семьях обострились многие ранее не заметные проблемы, такие как бытовое пьянство, жестокость членов семьи по отношению друг к другу, тунеядство.

В современной России работа с такими семьями строится на основе ряда нормативно-правовых актов, определяющих их социально-правовой статус, устанавливающих права и обязанности родителей. Конституция РФ законодательно закрепляет гарантии жизнеобеспечения семьи, детей, включая получение образования, социальное обеспечение, медицинское обслуживание и т. д.; устанавливает, что забота о детях, их воспитание — равное право и обязанность родителей .

В Конвенции ООН о правах ребенка закреплено право несовершеннолетнего жить с родителями, за исключением случаев, когда это противоречит его интересам .

В соответствии с положениями Конвенции о правах ребенка и Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей отечественные нормативные документы последних лет общей целью государственной политики определяют стабилизацию положения детей. В качестве приоритетных задач называются: поддержка семьи как естественной среды жизнеобеспечения детей; укрепление правовой защиты детства; обеспечение безопасного материнства и охраны здоровья детей; обеспечение воспитания, образования и развития детей; поддержка детей, находящихся в особо трудных обстоятельствах.

В большинстве субъектов РФ приняты программы поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Однако эти программы не имеют достаточного финансового обеспечения. Сеть реабилитационных учреждений, приютов для несовершеннолетних явно недостаточна.

Своевременные и решительные меры, принятые по отношению к неблагополучным семьям, смогли бы существенно снизить их опасное влияние на своих и чужих детей. Однако это не происходит, поскольку органы профилактики и различные комиссии не имеют четкого представления, кто из них должен в первую очередь заниматься такими семьями. Не только четко не определены органы и социальные институты, в компетенцию которых входит социально-правовая охрана и поддержка детей, лишенных нормальной родительской заботы из-за социальной деградации родителей, но и не отработана в достаточной мере нормативно-правовая база охраны и защиты детства.

Необходимо отработать механизмы взаимодействия различных ведомств, семьи и школы, что позволит частично предотвратить деградацию семьи и снизить негативное влияние ее последствий. Межведомственные комиссии, например, могут взять на себя функции обязательного трудоустройства временно безработного населения.

Особое внимание должно уделяться детям, проживающим в семьях, находящихся в социально опасном положении.

Таким образом, анализ современной социально-экономической ситуации в России убедительно свидетельствует о наличии признаков дезорганизации семьи, ее кризисном состоянии и увеличении количества неблагополучных семейных союзов, которые оказывают на детей прямое десоциализирующее влияние, демонстрируют асоциальное поведение и антиобщественные ориентации, выступая, таким образом, институтами десоциализации. В таких ситуациях детям требуется помощь со стороны государства и профессионально подготовленных специалистов.

2.1.Алкоголизм родителей и его последствия.

Алкоголизм — это болезненное пристрастие к алкоголю, развивающееся вследствие привычного его употребления и ведущее к утрате человеком социально ценных духовных и физических качеств.

Борьба с алкоголизмом в нашей стране и в мире приобретает все большую актуальность. Это связано с тем, что данное заболевание наносит вред не только здоровью пьющего, однако и является комплексной проблемой, включающей ряд аспектов: социальный, экономический, воспитательный, правовой, психологический.

Статистика алкоголизма в России свидетельствует, что на каждые 100 000 человек сегодня приходится 2 269,7 алкоголика. И это только те, чей диагноз установлен официально. Еще более пугающие цифры дает статистика по подросткам в возрасте 12−14 лет. Еще в 1991—1992 годах в официальных статистических сводках в графе дети-подростки на каждые 100 тыс. подростков значилось 0 алкоголиков. Их число в 1993 году составило 17,4, в 1998 году — 20,8 человек, а в 1999 году — 24,4. «Прогресс» — на лицо.

Из общего числа потребителей спиртного ежедневно пьют спиртные напитки, включая пиво, 33% юношей и 20% девушек, а регулярно употребляет пиво 76% всего населения.

Ежегодное употребление спиртных напитков в Российской Федерации составляет около 10 литров в год на душу населения. А по оценкам Всемирной организации здравоохранения, уровень потребления чистого алкоголя, опасный для здоровья, составляет 8 литров на человека в год.

Данные роста свидетельствуют, что в 2010 году коэффициент смертности от отравлений алкоголем составил 13,4, что в среднем сопоставимо с аналогичным показателем смертности вследствие транспортных травм.

Эксперты Общественной палаты России отметили, что гибель от алкоголя — это не только смерти от случайных отравлений. Употреблением спиртного вызваны 2/3 смертей от несчастных случаев и насилия и ¼ смертей — от сердечнососудистых заболеваний, возникших вследствие злоупотребления спиртным.

Специалисты назвали алкоголь основной причиной катастрофической убыли российского населения. «Дружба» с алкоголем ежегодно преждевременно уносит жизни полумиллиона россиян, а каждая четвертая смерть в России так или иначе связано с алкоголем — 30% составляет смертность среди мужчин, и 15% — среди женщин.

Особую тревогу вызывает проблема семейного алкоголизма. Не случайно среди причин развода в экономически развитых странах алкоголизм одного из родителей достигает 60−80% случаев. В настоящее время в России половина разводов происходит по инициативе женщин в связи с алкоголизмом мужа.

Хроническая, травмирующая психику ситуация в семье неблагоприятно отражается на здоровье всех ее членов. В таких семьях складывается обстановка, делающая невозможным полноценное воспитание и обучение детей: постоянные скандалы, грубость, насилие со стороны родителей, отсутствие взаимопонимания — все это ведет к умственной ограниченности и психофизическому недоразвитию детей.

Изучение детей родителей, злоупотребляющих алкоголем, показало, что пьянство, даже в самой безобидной форме, оказывает отрицательное влияние на физическое и психическое развитие ребенка.

Случаи, когда у злостных алкоголиков рождаются вполне нормальные дети, не доказывает безвредности алкоголизма родителей, а свидетельствует лишь о том, что фактор пьянства действует в совокупности с большим количеством других факторов.

Будущим родителям надо знать, что эпизод употребления алкоголя (к примеру, матерью во время беременности) может сыграть роковую роль в развитии ребенка. Этот случай может оказаться той единственной каплей, которая переполняет сосуд и дает возможность излиться неблагополучному грузу наследственности или проявится другим неблагоприятным предпосылка развития.

Несмотря на большое разнообразие направлений, и характера психического и физического развития детей в условиях семейного алкоголизма, выявляются и его общие закономерности.

Прежде всего, алкоголизм родителей ведет к соматической патологии: преждевременным родам, отставание в физическом развитии ребенка. Такие дети плохо развиваются, страдают различными заболеваниями. В некоторых случаях алкоголизм одного из родителей ведет к рождению ребенка с различными уродствами.

В медицине есть специальный термин для обозначений нарушений у детей алкоголиков: грубые пороки развития систем организма плода под действием алкоголя называют алкогольной эмбриопатией. Для этого состояния характерны в первую очередь недоразвитие или неправильное развитие отдельных частей тела, врожденные пороки сердца, дефекты в строении верхней и нижней челюсти, глазные аномалии, неправильное развитие суставов.

Обычно дети матерей алкоголичек обращают на себя внимание не по возрасту малым весом и ростом, маленькой головой. Дисфункция со стороны нервной системы проявляется уже с первых дней и месяцев жизни в форме специфической задержки психомоторного развития.

40−60% детей алкоголиков страдают олигофренией и умственной отсталостью. Признаки этого дефекта проявляются во всех сферах психической деятельности ребенка, в том числе в эмоционально-волевой. Дети плохо оценивают ситуацию и не в состоянии изменить свое поведение исходя из ее особенностей.

Многие из них не достаточно критичны к своему состоянию, эмоции их поверхностны, слишком внушаемы. Несмотря на то, что уровень развития психических функций при олигофрении находится в прямой зависимости от выраженности патологии, возможности социальной адаптации такого ребенка в значительной степени определяются условиями обучения и воспитания.

Нарушение умственного развития детей, родителей, страдающих алкоголизмом, могут быть обусловлены не только олигофренией, однако и задержанным темпом развития центральной нервной системы. В этих случаях дети, хотя и не являются умственно отсталыми, однако по темпу своего психического развития отстают от своих нормально развивающихся сверстников.

Эта группа детей в отечественной литературе обозначается как дети с задержкой психического развития (ЗПР), у которых отличается отставание в развитии таких умственных операций, как анализ, сравнение, синтез.

Усилению или появлению генетических отклонений в поведении у детей способствует неправильное воспитание или отсутствие его как такового. Это случаи, когда дети брошены на произвол судьбы родителями, ведущими аморальный образ жизни, когда ребенок является лишним, отвергнутым и видит постоянные примеры жестокости, конфликтов и фальши со стороны взрослых.

Патология порождает патологию, подобно тому, как родители, страдающие алкоголизмом, чем больше изменены характерологически и лишены чувства ответственности за здоровье и воспитание детей, тем больше имеют отклонений в отношениях с ними.

Такая наследственность и социальная ситуация развития ребенка (недостаток заботы и ласки, жизнь в состоянии постоянного страха и непредсказуемость поведения родителей) провоцируют формирование специфических черт характера, обусловленных переживаниями ребенка и его внутренним конфликтом в ответ на действие идущих извне стрессовых факторов психологического порядка.

Внутренний конфликт является результатом столкновения в сознании ребенка противоположных, аффективно окрашенных отношений к близким людям при семейном алкоголизме подобные переживания возникают очень часто: это может быть двойственное отношение к пьющему отцу или матери либо сочетание обиды и любви к родителям у детей, воспитывающихся в детских домах и интернатах.

Дипломная — Стр 2

Прежде всего, дети из семей алкоголиков очень впечатлительны. Впечатлительность близко примыкает к эмоциональности как особая разновидность долговременной эмоциональной памяти.

Она способствует запоминанию неприятных событий, их фиксации. Ребенок долго помнит обиду, оскорбление, страх, возвращается своими переживаниями в прошлое и не может так легко, как другие, отталкиваться в своих действиях и поступках от настоящего. Почти все дети алкоголиков не могут идентифицировать или выразить свои чувства

Ребенок попросту изолирован от чувств. С рождения он ощущает диссонанс между поведением родителей и уверениями их, что все в порядке, ничего не произошло. Ребенок учится не замечать, не реагировать на чувства других, свои переживания старается держать в себе. То есть импрессивность (склонность к внутренней переработке чувств и переживаний) — качество, также присущее большинству детей из алкогольных семей.

Особенно тяжело дети переживают обиду, полученную от родителей, которые в состоянии алкогольного опьянения оскорбляют, угрожают побоями или даже убивают их. Но дети ни с родителями, ни в среде сверстников никогда не скажут об этом, о своих страданиях. Ведь вполне естественно для детей гордиться своими родителями, однако, кота они понимают, что их семьи невыгодно отличаются от других, все равно начинают защищать свою семью.

Дети лучше переживают все в душе, они убеждены, то о чем не высказано вслух, того не существует. Сохранение этого большого секрета является более важным, чем рассказать о своих чувствах. Также дети из алкогольных семей обладают внутренней неустойчивостью, обусловленной наличием трудно совместимых, противоположно направленных чувств и переживаний, низкой самооценкой, склонностью к беспокойству и волнениям.

Последнее качество детерминируется, по мнению Л.И. Захарова повышенной эмоциональной чувствительностью, потрясениям и испугами, заостряющими эмоциональность, или передачей тревоги и беспокойства со стороны родителей, неразрешимостью какой-либо жизненно важной ситуации для ребенка. блокированием его насущных потребностей, интересов и влечений, неспособностью утвердить себя, отсутствием внутреннего единства.

Неразрешимые для детей переживания обусловлены хронической психотравмирующей ситуацией, источником постоянного психического напряжения. На этом фоне дополнительно действующие психические травмы усиливают патогенность жизненной ситуации, поскольку ребенок не может справиться с ними. Вместе с внутренним конфликтом и неблагоприятным стечением жизненных обстоятельств в целом, это позволяет говорить о появлении неудачного, травмирующего жизненного опыта.

Положение осложняется тем, что дети могут из-за своего ограниченного и уже деформированного опыта, условий воспитания и отношений в семье эмоционально отреагировать на накапливающееся нервно-психическое напряжение.

Все эти нарушения приводят к различным формам неправильного поведения у детей. Ребенок становится грубым, непослушным, стремится все сделать назло. Наряду с активными реакциями протеста могут отличаться пассивные реакции, когда ребенок уходит из дома, боится родителей и не возвращается, затем постепенно начинает избегать общения и со сверстниками.

На этом фоне у ребенка легко возникают невротические расстройства: нарушения сна, неустойчивость настроения. Могут наблюдаться тики, заиками, энурез. Более резким проявлением пассивного протеста являются попытки самоубийства, в основе которых лежит чрезмерно выраженное чувство обиды, желание отомстить, напугать. В некоторых случаях эти попытки носят демонстративный характер.

Другой формой нарушения поведения детей при семейном алкоголизме является имитационное поведение. У детей в силу их обшей невротизации, повышенной внушаемости, эмоционально-волевой неустойчивости имеется повышенная склонность к возникновению социально отрицательных форм имитационного поведения, как сквернословие, хулиганские поступки, мелкое воровство, бродяжничество. Эти данные убедительно показывают роль окружения и предупреждении нарушений поведения и патологии характера у детей алкоголиков.

В условиях хронически тяжелой семейной обстановки указанные трудности поведения постепенно нарастают и приобретают для ребенка характер привычного поведенческого стереотипа.

Все указанные нарушения могут стать основной для формирования стойких патологических свойств личности, затрудняющих ее социальную адаптацию.

Таким образом, в качестве вывода можно сказать, что алкоголизм является комплексной проблемой, включающей в себя ряд аспектов: социальный, медицинский, воспитательный, психологический. Особую проблему в настоящее время представляет собой семейный алкоголизм, так как пьющие родители наносят вред не только своему здоровью, однако и будущему.

Почти все дети из алкогольных семей рождаются с дефектами: от незначительных нарушений до грубых пороков развития и уродства. А если ребенок родился физически здоровым, то неуклонно страдает его психическое развития, так как воспитывается он в условиях постоянного страха скандалов, неуравновешенного поведения родителей, а часто жестокости и насилия с их стороны.

В итоге дети вырастают нервными, эмоционально неустойчивым и с заниженной самооценкой, с различными формами патологического поведения. Все эти нарушения значительно затрудняют процесс воспитания и обучение детей, а ограниченный и деформированный жизненный опыт не позволяет детям успешно адаптироваться асоциальной среде.

ФОРМИРОВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ РЕБЕНКА

Низкая самооценка

У ребенка чувство собственного достоинства, своей ценности, одаренности и уникальности развивается только при условии, что родители дают ему столько внимания, сколько требуется ребенку. Внимание, которое получали сыновья и дочери больных алкоголизмом родителей, было смешано с токсическими эмоциями. Ребенка мало хвалят и много критикуют. Слова и намеки интерпретируются ребенком как негативные представления о себе .

· Я — не очень важный человек.

· Я постоянно путаюсь под ногами.

· Я приношу другим проблемы, трудности.

· Я не привлекательна (ен).

· Я очень шумный или тихий, или неуклюжий · Я не сообразительный, я — тупой.

· Я ничего не могу сделать, как следует.

· Мне нельзя ничего доверять.

· Я — эгоист и требую слишком много.

· Меня не любят.

· Я нежеланный, ненужный.

Даже одного, двух подобных убеждений достаточно, чтобы у ребенка сформировалась низкая самооценка, поскольку эти послания идут от самых значимых лиц — родителей или лиц, их заменяющих.

Гнев

Гнев — наиболее распространенная эмоция детей, возникающая как реакция на алкоголизм родителя. Выражение, проявление гнева обычно запрещено детям, хотя взрослые позволяют себе гневаться. Правда, взрослые редко служат здоровой моделью для выражения гнева. И ребенку не у кого научиться этому. Ребенок знает, что сердиться нельзя, это неправильно. Он часто прячет свой гнев под маской напускной улыбки. Позднее это может привести к бедности чувств.

Гнев у ребенка может возникать по ряду причин. Это — отказ родителей поддержать ребенка во время спора, предательство, двойные послания («Я тебя люблю. Иди отсюда, не путайся под ногами».) Часто родители не выполняют своих обещаний. Если один родитель проявляет жестокость к ребенку, а второй видит это и не защищает, то ребенком ситуация воспринимается как предательство. Пьяный родитель может поломать игрушки или испортить другие дорогие ребенку вещи. На разрушение его собственности ребенок может реагировать гневом и даже яростью. Под этими чувствами лежат боль, печаль, горечь существования. Подавленность

Дети больных алкоголизмом достоверно чаще описывают свое детстве как несчастливое по сравнению детьми не больных алкоголизмом родителей. В зрелые годы они в два раза чаще болеют депрессиями, чем дети не больных алкоголизмом родителей. Депрессия — это пожизненное наследие, хотя она часто возникает лишь периодически. Хорошая новость состоит в том, что все же не все взрослые дети страдают депрессиями. Явно лучше чувствуют себе дети, чьи родители лечатся от алкоголизма и достигают длительного воздержания от употребления алкоголя.

Страх

Страх, плохие предчувствия становятся тоже привычными чувствами. Непредсказуемость родительских ожиданий и реакций порождает ощутимый страх неизвестного. Придет ли отец сегодня трезвый? Будет ли мама кричать на отца? За что сегодня меня будут ругать?

Страх гнева родителей почти не проходит у детей. Гнев в алкогольных семьях вообще не поддается пониманию, он бессмысленный и постоянный. Все время кто-то на кого-то кричит, и кто-то кого-то обвиняет. Иногда члены семьи бьют друг друга.

Глядя на все это, ребенок учится избегать конфронтаций, чтобы не добавлять ничего в постоянно кипящий котел.

Вина

Дети в алкогольных семьях часто чувствуют себя виноватыми и ответственными за пьянство родителя. Некоторые даже считают, что из-за него, ребенка, родитель и пьет. Часто дети думают, что они в состоянии сдержать пьянство родителя.

Став взрослыми, дети продолжают испытывать чувство вины почти постоянно. Это чувство легко возникает в самых разных обстоятельствах. Если же кто-то их обвиняет, то они охотно принимают вину на свой счет. Взрослые дети алкоголиков входят в кабинет врача или начальника с уже готовой фразой на устах «Извините меня».

Некоторые взрослые чувствуют вину за то, что подумали в детстве: «Лучше бы мой отец умер, тогда сразу бы прекратилось все это». Некоторые чувствуют вину за то, что сделали, может быть, ударили родителя. Чувство вины может заменять чувство гнева. А что вина легче гнева?

В хаотическом доме алкоголика мало что может быть надежным, безопасным и контролируемым. Маме и отцу доверять нельзя. Ежедневная жизнь непредсказуема, болезненные чувства вытесняются и подавляются. Дети в алкогольных семьях тратят очень много энергии на то, чтобы просто быть, существовать, выжить.

Смущение и изоляция

Обычная история с детьми больных алкоголизмом. Дети прячут пьянство своего отца или матери, избегают приглашать к себе в дом друзей.

Многие дети в таких семьях строят невидимые стены вокруг себя, живут больше в мечтах и фантазиях, чем в реальном мире. Они как будто инкапсулируют свои чувства и не открывают эту капсулу до тридцати или сорока лет.

2.1. Взрослые дети алкоголиков.

Взрослые дети алкоголиков составляют большую часть в современном мире. Это подтверждают статистические данные по целому ряду стран.

В Евросоюзе 42 миллиона граждан признаются, что злоупотребляют алкоголем или страдают алкоголизмом, около 84 миллионов жителей Западной Европы являются алкоголиками или созависимыми людьми, в семьях которых воспитывается более 7,7 миллионов детей.

В Германии 2,6 миллиона детей до 18 лет воспитываются родителями, злоупотребляющими алкоголем. В Италии 9 миллионов людей, злоупотребляющих алкоголем и нуждающихся в помощи, среди них — 1 миллион 200 тысяч — молодые люди в возрасте от 11 до 24 лет. По причине алкоголизма в Италии и в Европе в целом в год умирают 40 тысяч человек (3−4 человека в час).

В России средний российский потребитель в год выпивает более 20 литров чистого алкоголя, что эквивалентно 102 бутылкам водки по 0,5 литра (1 бутылка водки каждые 3−4 дня).

Приведенная выше статистика свидетельствует об увеличении количества детей, взрослеющих в условиях длительного семейного кризиса, обусловленного алкоголизмом родителей и его последствиями.

Взрослые сыновья и дочери алкоголиков

Клинико-генеалогическое эпидемиологическое изучение семей больных алкоголизмом, проведенное А.А. Гунько, показало, что взрослое потомство (25 лет и старше) больных алкоголизмом представляет собой группу высокого риска развития наркологических заболеваний: алкоголизма, наркоманий, токсикомании, а также пограничной психопатологии в форме психопатии, депрессии, неврозов.

Частота алкоголизма — 69, 3% у взрослых сыновей и 14, 9% у взрослых дочерей; наркомании — соответственно 17, 0 и 4, 8%; психопатии — 31, 6 и 30, 3%; неврозов — 7,0 и 8, 3%. Если сыновья больных алкоголизмом подвержены в первую очередь наркологическим заболеваниям, то дочери депрессиям, частота которых составила 24, 4%. И только 19, 9% взрослых детей, выросших в семье с алкоголезависимым родителем, не обнаруживали каких-либо психопатологических нарушений на момент обследования семьи.

Важнейшим фактором риска является недостаток родительской любви и зависимость от алкоголя у кого-либо из родителей.

В одной из работ изучали алкоголизм у женщин — дочерей больных алкоголизмом. Учитывали влияние родительского алкоголизма и семейного окружения. Обследовали 3 раза 4 449 женщин в течение 10 лет, в которой оказался 21% дочерей больных алкоголизмом.

Изучали супружеские коммуникации у этих женщин — супружескую сплоченность, гармонию, вербальное согласие, расхождения позиций, конфликты. Предположили, что сплоченность в супружеских диадах может снимать неблагоприятное действие родительского алкоголизма на женщин.

На основе стандартизированных оценок построили модели влияния на женщин различных факторов. Результаты свидетельствуют, середина 4-го десятилетия жизни женщины — это критический возраст развития алкоголизма при наличии алкоголизма у родителя.

Важным добавочным фактором риска (к алкоголизму родителя) является алкоголизм сестры. При наличии этих факторов риск алкоголизма у женщин увеличивается драматическим образом.

Взрослые сыновья и дочери больных алкоголизмом могут стать азартными игроками. Они могут переедать (булимия) либо отказываться от еды (анорексия), много курить, употреблять большие дозы кофеина (свыше 12 чашек кофе в день).

Иногда они могут быть склонны к чрезмерно длительному сну. Среди них часто встречается трудоголизм.

У взрослых детей больных алкоголизмом родителей могут развиваться психосоматические заболевания. В их возникновении играют большую роль стрессы, неотработанные негативные переживания.

К психосоматическим заболеваниям относятся язвенные болезни, колиты, гипертоническая болезнь и другие. Это могут быть такие расстройства, как бессонница, длительное нервно-психическое напряжение, тревога, депрессия, усталость, не проходящая и после отдыха.

В.Д. Москаленко отмечает, что взрослые дети больных алкоголизмом чаще, чем другие люди, становятся жертвами физического либо сексуального насилия. Они сами нередко становятся обидчиками.

Насилие сопряжено с алкоголизмом и наблюдается в ряде поколений одной и той же семьи. До 60−80% семей, в которых есть больной алкоголизмом, страдают одновременно и от агрессии, и от физического насилия кого-либо из членов семьи. Не всегда это пьющий родитель. Непьющий родитель, страдающий созависимостью, тоже может проявлять агрессию.

Было установлено, что взрослые дети больных алкоголизмом отмечали у себя более высокие уровни стресса, чем группа с опытом другой травмы и контрольная группа. Страх отвержения, вынесенный из детства, удушает возможности установить зрелые супружеские взаимоотношения в зрелом возрасте.

Взрослые дети алкоголиков влюбляются в тех, кто плохо с ними обращается, кто старается поддерживать в них чувство вины и страха, занижать самооценку, либо из жалости, которую взрослые дети алкоголиков путают с любовью. Они влюбляются в тех, кого будут спасать. Супружеские взаимоотношения характеризуются признаками созависимости. Спасатель, Жертва, Преследователь — это излюбленные роли детей алкоголезависимых в супружеской жизни.

Установлено, что дочери больных алкоголизмом имеют закономерную повышенную вероятность вступать в брак с теми мужчинами, которые уже либо больны какой-либо патологической зависимостью, либо предрасположены к патологии и реализуют предрасположение позднее.

Как отмечает В.Д. Москаленко значительная часть взрослых детей больных зависимостями (возможно, даже 100%) страдают созависимостью. Созависимость является фоном, на котором развиваются как явные наркологические и психологические нарушения, так и пограничные психосоматические расстройства.

Принципиальных отличий проявлений созависимости у жен, чьи мужья больны зависимостью, родителей и взрослых детей больных алкоголизмом не обнаружено. Дети больных алкоголизмом вначале поглощены тем, чтобы справиться с болезнью своего родителя и все силы направляют на то, чтобы изменить жизнь родителей.

Позднее они вступают в брак с людьми, с которыми они могут реализовать свою потребность контролировать жизнь других, либо выбирают «помогающие» профессии (врача, учителя, социального работника, психолога и другие).

Взрослых детей больных алкоголизмом называют группой множественного риска. При этом подразумевается повышенный риск аффективных нарушений (депрессии, тревоги), постравматического стрессового синдрома, психосоматических заболеваний, поведенческих проблем, проблем адаптации в учебных заведениях и на работе, трудности установления гармоничных супружеских отношений.

Как правило, взрослым детям алкоголезависимых людей требуется профессиональная психологическая помощь. Им необходимо хорошего психолога, который поможет им выбраться из той «жизненной ямы», из которой выбраться самостоятельно чрезвычайно трудно.

1. СТАТЬИ, ПУБЛИКАЦИИ.Эволюция семьи России и современное детство. Абраменкова В. В.

2. Гончарова, Т. Неблагополучные семьи и работа с ними [Текст] / Т. Гончарова // Народное образование. — 2002. — № 6, с. 98.

3.Д.О. Дзинтере. Методы исследования семейного воспитания. М., Педагогика, 1979.- с. 202.

4.Т.В.Лодкина Социальная педагогика/ Защита семьи и детства.Москва. Издательский центр «Академия» 2008 .- 195с.

5.Харчев А.Г. Социология воспитания. М. , 1990.- с.222

6.Макаренкова, И.В. Социальная дезадаптация детей и подростков (психолого-педагогические основы коррекционно-профилактической работы) [Текст] / И.В. Макаренкова, А.В. Мисько. — М.: АРГУС, 2004. — 267

7.alkogolizm/alkogolizm-v-rossii.html

8. 1. Москаленко В.Д. Взрослые дети больных зависимостями — группа множественного риска // Психическое здоровье. — 2006, № 5(5).

— С.61- 67.

9. Фромм Э. Бегство от свободы. / М.: «Прогресс». — 1990. 271 10. Алкоголизм & Здоровый Образ Жизни (ЗОЖ)

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector