Анализ супружеских взаимоотношений молодой семьи

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава 1. Теоретический анализ супружеских взаимоотношений

1.1 Понятие молодой семьи

1.2 Проблемы супружеских взаимоотношений

Глава 2. Эмпирическое исследование супружеских взаимооношений у молодой семьи

2.1 Методики и процедура исследования

2.2 Обработка и анализ полученных результатов

Заключение

Список использованных источников

Приложения

Введение

Важную роль в развитии современного российского социума играет молодая семья, ведь именно на этот период жизнедеятельности семьи приходится рождение детей, процесс первичной социализации личности, удовлетворения ее физиологических и духовных потребностей, реализация значимых индивидуальных качеств. Одним словом, состояние молодой семьи определяет уровень будущого общества. Однако прогрессивная динамика современной молодой семьи связана с многочисленными объективными и субъективными трудностями, которые вызывают появление конфликтов, часто разрушают благоприятный психологический климат семьи, негативно сказываются на здоровье членов семьи, а нередко обуславливают развод. Таким образом, молодая семья как социальный институт, с которым связываются последующие общественные преобразования в стране, требует внимательного изучения ее проблем и потребностей, разработки системы социально-педагогических условий ее становления и развития.

Целью данной работы является исследование мотивов к созданию семьи и определение тех причин, которые влияют на их распад.

Задача: Определить понятие молодой семьи в России; рассмотрены теоретические исследования в изучении молодой семьи; описать социальные проблемы становления и развития молодой семьи.

Объектом является современная молодоя семья в России.

Предметом выступает функционирования и становления семей, проблемы становления и развития молодой семьи.

Гипотеза. Так как семья является частицей общества и существует как общественный институт, она должна отражать некий «Абсолют», как частицу одного целого. Для того чтобы этого не произошли разводы нужно совершенствовать помощь неблагополучным семьям и предотвращать причинам разводов и распада семьям.

Глава 1. Теоретический анализ супружеских взаимоотношений

1.1 Понятие молодой семьи

7 стр., 3423 слов

Семья и ДОУ

... семейному стажу: молодожены (1 год); молодая семья (до 3 лет); достигшие среднего супружеского возраста (от 4 до 15 лет ... превышает воспитательное воздействие других факторов. Только в семье идет становление определенных качеств и психических новообразований личности. ... (а иногда - жена) являются монопольным главой, деспотичным хозяином. Демократическая семья основана на взаимном уважении ее членов, ...

Семья — это социальная группа, состоящая из мужчины и женщины, состоящие в браке, их детей (собственных или приемных) и других лиц, объединенных родственными связями с супругами, кровных родственников и осуществляет свою жизнедеятельность на основе общего экономического, бытового, морально-психологического уклада, взаимной ответственности, воспитание детей. Обозова объясняет это понятие следующим образом. Семья — это объединение людей, связанных общностью быта и взаимной ответственностью, объединение, основанное на браке или кровном родстве.

Семья является одним из главных институтов в социальной структуре общества, а брачно-семейный состав населения — социльно-демографической «базой» человеческого развития. Семья — это первоисточник познания и формирования культуры поведения, безоговорочное утверждение большого опыта предыдущих поколений, а отсюда — толерантного отношения друг к другу, путь каждой личности к самореализации. Семья является первичной и основной ячейкой общества. Семью составляют лица, которые совместно проживают, связаны общим бытом, имеют взаимные права и обязанности. Супруги считаются семьей и тогда, когда жена и муж в связи с учебой, работой, лечением, необходимостью ухода за родителями, детьми и по другим уважительным причинам не проживают совместно. Ребенок принадлежит к семье своих родителей и тогда, когда совместно с ними не проживает. Права члена семьи имеет одинокое лицо. Семья создается на основании брака, кровного родства, усыновления, а также на других основаниях, не запрещенных законом и таких, которые не противоречат моральным основам общества.

Итак, семья является одной из самых древних форм социальной общности людей. Через разнообразные каналы и с помощью полных механизмов она является связанным со всеми сферами деятельности человека. Изменяясь и развиваясь вместе с изменением и развитием общества, семья способствует решению многих важных как экономических так и социальных задач.

28 стр., 13778 слов

Ценностные ориентации современной молодежи в отношении семьи и брака

... такой ценности, как семья и брак. Общеизвестно, что семья - базовая ячейка общества. Будучи социальным институтом, семья заключает в себе ... неполные семьи, но также молодые и студенческие семьи. Нередко отмечается, что современная семья переживает кризис. Одни исследователи ... проживания своей семьи?» № Варианты ответов Все опрошенные 1 При создании своей семьи планирую жить совместно с родителями ...

Любой человек в жизни сталкивается с ситуацией, когда удовлетворение его желаний и потребностей затруднено или блокировано. Состояние дефицита определяется как депривация. Депривация в семье — это такое состояние одного из членов, когда другие члены семьи не в состоянии (или не хотят) удовлетворять его потребности, что, в свою очередь, вызывает состояние психологического напряжения и часто может приводить к очень негативным последствиям как для самого члена семьи, так и для его окружения. [1,112]

Семья и брак как форма семейной организации являются сложными для изучения феноменом.

Исследователи отмечают, что в работах, посвященных проблемам брака и семьи, наблюдаются смешивания концепций и разногласия относительно критериев успешности, адаптивности и функциональности, а также приблизительность используемого категориального аппарата. С одной стороны, семья традиционно определяется через ее институциональные характеристики, с другой — исследователи акцентируют внимание на деинституциональному характере супружеских отношений. Это внутреннее противоречие затрудняет анализ и интерпретацию накопленных фактов, а также не позволяет определить четкие методологические позиции для рассмотрения супружеских отношений. Как отмечает В.А. Сысенко, С.В. Ковалев, Ю.Е. Алешина и И.Ю. Борисов исследователи зачастую не уточняют, о какой именно постась семьи говорится — социальный институт, малую группу или систему, которая порождает множество противоречий и не проясняет сути проблемы. Итак, мы предлагаем рассмотреть следующие подходы:

1. Институционально-кризисный подход к проблеме жизнедеятельности семьи и брака. Традиционно брак рассматривается не только как ответственность двух индивидуумов друг перед другом, но и как взаимная ответственность двух родов, сочетающиеся в новой семье. М.О. Косачева определяет семью как культурное сообщество людей, которых связывает единство жизненных ценностей, представлений, а также сходство позиции во взаимоотношениях с обществом и отдельными индивидами.

8 стр., 3517 слов

Семья как социальный институт

... общих интересов, общих чувств и стремлений. Семья – это основанная на браке или кровном родстве малая социальная группа (социальная ячейка) члены которой связаны общностью ... быта, взаимной моральной ответственностью, взаимопомощью.Таким образом, семья представляет ...

2. Трансформационный подход к проблеме жизнедеятельности семьи и брака: андрогинный модель, считает Л.А. Карцева. Брак как особая группа возникает на определенном уровне общественного развития и характеризуется комплементарность ролей супругов. Несмотря на стилевую разнообразие в рамках единобрачия, устойчивый гетеросексуальный союз считается естественной формой любовных отношений, а стремление быть «идеальным мужчиной» или «идеальной женщиной» — существенным компонентом личности. Взаимодействие маскулинного и фемининной начал в браке приводит к их взаимодополнения и единства. Женитьба позволяет мужчине войти в контакт с фемининных аспектом и гармонизировать его, а для женщины замужество является средством взаимодействия с маскулинным началом (этим, в частности, определяется необходимость поддержки «традиционных норм полоролевых характеристик»).

В целом трансформационный подход позволяет подойти к оценке успешности функционирования института семьи на родинноцентричних началах, с точки зрения ее интересов как малой группы.

3. Семейно-центрированный подход к проблеме жизнедеятельности семьи и брака: социологизаторський направление. Исследование проблем семьи предполагает анализ как ее институциональной сущности, так и этапов прохождения конкретной семьей стадий жизненного цикла, реализации ею социальных и индивидуально-личностных функций. И если выполнение семьей социальных функций затруднено в силу пережитой обществом системного кризиса, то об индивидуально-личностные функции семьи этого сказать можна.В.А. Сысенко считает, что субъективная значимость семьи в условиях социальной аномии повысилась; в индивидуальном сознании она осталась единственной общностью, способной оказать помощь в преодолении социально-экономических и морально-психологических трудностей. [2,214]

Часто несколько больших и малых экономически слабых семей объединялись для совместного выполнения сложных и трудоемких работ в так называемые патронимии — группы, сохраняли и поддерживали хозяйственную, общественную и духовное единство.

В последние годы исследования семьи как социального института в контексте общесоциальных изменений осуществляются не так интенсивно, как в 50−60-е гг., в пору расцвета функционализма и эволюционизма. На сегодня все популярнее является микроисследования семьи, когда внутрисемейные переменные все чаще объясняются теми же внутрисемейных феноменами и процессами. Анализ семьи как малой группы, межличностных взаимодействий заслоняет другие отрасли социологического изучения семьи. Поэтому не случайно, что именно символический интеракционизм и подходы, примыкающих к нему, такие как Этнометодология, теория обмена, драматургический подход и др., Представляют собой теоретико-методологическую основу многих исследований семьи В свою очередь, засилье интеракционизма с его взаимопроникновением личности и группы, а также личности и общества оставляет без внимания антагонизм между ними, извечное противостояние и конфликт между личностью как частью социума и обществом как целым.

6 стр., 2626 слов

Групповые динамические процессы семьи как малой группы

... взаимодействие ребенка и родителя: в первой группе отмечается больше проблем в этой сфере, чем во второй группе (чувствительный и поведенческий блоки), однако статистическая ... семейной жизнью, возникновению внутрисемейных ролевых и личностных конфликтов, снижению общей удовлетворенности браком. Исследование истории семьи при помощи метода геносоциограммы в процессе поиска ...

Любой социальный институт возникает и функционирует, выполняя ту или иную социальную потребность. Если такая потребность становится незначительной или совсем исчезает, то существование института становится бессмысленным. Одновременно есть важные, крайне необходимые институты, вызванные к жизни потребностями, которые есть постоянно. Социологи считают, что таких институтов в развитых обществах всего пять: семейные, экономические, политические, образовательные и религиозные.

Таким образом, в семье между ее членами существуют и идеологические, в частности правовые, отношения, а также моральные или религиозные. Формирование трудовых ресурсов, их распределение и перераспределение, квалификационное роста и производительности труда, а также миграция населения — все эти вопросы находятся под влиянием семьи. И именно в семье обычно принимаются решения о том, куда молодому человеку пойти учиться, куда ехать на учебу или работу или никуда не ехать. Но все эти отношения отражаются в семье через особый психологический механизм, они основываются на чувствах любви, привязанности, родства, долга, ответственности между членами семьи. [3]

1.2 Проблемы супружеских взаимоотношений

В психологии под конфликтом понимается столкновение противоположно направленных интересов, целей, позиций, мнений, взглядов субъектов взаимодействия или оппонентов. Специалист в области межличностных взаимоотношений Москаленко В.В. утверждает, что социально-психологический конфликт — это особый вид межличностного взаимодействия, в основе которого лежит объективное противоречие целей, интересов и мнений участников. На психологическом уровне это противоречие выражается в сильных негативных переживаниях участников относительно ситуации, оппонента, самих себя.

13 стр., 6467 слов

Супружеские конфликты и механизмы их разрешения

... функций семьи, возникают проблемы, ссоры, супружеские конфликты, разрешение которых требует помощи консультантов по вопросам брака и семьи, психологов и психотерапевтов. Глава 2. Супружеские отношения Конфликт -- ... значимости своего «Я» (нарушение чувства собственного достоинства со стороны другого партнера, его пренебрежительное, неуважительное отношение, обиды, оскорбления, постоянная критика); - ...

Как справедливо отмечают исследователи, сущностью супружеского конфликта является столкновение противоречивых позиций членов семьи. Неблагополучные семейные пары характеризуются тем, что между партнерами существуют постоянные сферы, где их интересы, потребности, намерения сталкиваются, порождая длительные и сильные отрицательные эмоциональные переживания.

В ходе изучения проблемы супружеского конфликта в молодой семье привлекает внимание подход Мягера В.К. и Мишиной Т.Н., которые считают, что конфликт в семье возникает в том случае, когда оба участника стремятся овладеть одним и тем же объектом, занять одно и то же место или исключительное положение, играть несовместимые роли, достичь разнонаправленных целей. Вступая в брак, люди встречаются со значительным количеством отличий. При этом некоторые из противоречий в интересах, ценностях, целях и потребностях молодых супругов могут приводить к внешнему проявлению этих противоречий. Кроме того, в общественном сознании конфликт, как правило, ассоциируется с тем, чего не должно быть в семье. Для нас важны выводы ученых о том, что конфликт содержит возможность выхода на новый уровень взаимоотношений, обретения новых возможностей. Успешные семьи отличаются не отсутствием или низкой частотой конфликтов, а незначительной их глубиной и безболезненностью.

Еще одну интересную точку зрения на данную проблему находим у Елизарова А.Н. Автор указывает на то, что конфликт выполняет две функции: конструктивную и деструктивную. Конструктивная функция конфликта в семейных отношениях заключается в том, что он может стать мощным источником развития личности и группы. В семье благодаря конфликта могут появиться новые цели, нормы, ценности. Конструктивная функция начинает реализоваться тогда, когда партнеры владеют навыками конструктивного поведения в конфликтной ситуации. В рамках своей конструктивной функции конфликт:

25 стр., 12215 слов

Отношение молодых семей к супружеской измене

... строились только по традиционным представлениям, сохранившимся в некоторых семьях и до сих пор. Проблема супружеской неверности возникла одновременно с появлением брака. Эта пикантная ... , а то, как к этому относиться. В семейных конфликтах важно понять, что же толкнуло партнера на такой шаг - измену, так как ничего ...

а) адаптирует семью в целом и отдельных ее членов к новым условиям, в которых они оказались;

б) объективирует причину противоречия и тем самым позволяет преодолеть ее;

в) объединяет членов семьи и ориентирует их на защиту своего единства;

г) помогает преодолеть внутреннее напряжение и избавиться фрустрации;

д) помогает найти способы воздействия на другого;

е) помогает членам семьи лучше раскрыть качества собственной личности и завоевать авторитет в семье.

Деструктивная функция конфликта заключается в том, что рост ощущение его невиришуваности может приводить к растущему ощущение психологического дискомфорта. Другими словами, происходит сдвиг мотива на цель: конфликтующие стороны начинают забывать о том, что их целью является конструктивное решение ситуации. На уровне внутрисемейного функционирования деструктивная функция конфликта может проявляться в нарушении обмена информацией, системы взаимосвязей, ослаблять единство семьи, снижать ее способность противостоять трудностям и т. д. [4,85]

Проблема супружеской конфликта исследовалась С.В. Ковалевым. Ученый, опираясь на данные теоретико-експериметальних исследований, утверждает, что истинные причины конфликта трудно обнаружить через определенные психологические моменты, а именно:

1. В любом конфликте рациональное начало ослаблено высокой интенсивностью эмоций.

2. Истинные причины конфликта могут быть скрыты и психологически защищены в глубине подсознания и проявляются на поверхности только в виде приемлемых формулировок.

3. Причины конфликтов могут быть скрытыми через взаимосвязь различных отраслей семейной жизни, когда нарушения в одной сфере обуславливают конфликты в других.

Специалист в области семейного консультирования Алешина Ю.Е. выделила следующие группы поводов обращения в психологическую консультацию, связанные с взаимоотношениями между партнерами в молодой семье:

1. Разного рода конфликты, взаимное недовольство, связанное с распределением супружеских ролей и обязанностей.

2. Конфликты, проблемы, обусловленные различиями во взглядах на семейную жизнь и межличностные отношения.

3. Сексуальные проблемы, взаимное неумение партнеров наладить нормальные сексуальные отношения.

4. Болезнь одного из партнеров, проблемы и трудности, детерминированные необходимостью адаптации семьи к болезни.

5. Проблемы власти и влияния в супружеских взаимоотношениях.

6. Отсутствие тепла во взаимоотношениях партнеров, дефицит близости и доверия, проблемы общения .

Еще одну интересную точку зрения на проблему источников трений между супругами выражает В.А. Сысенко. По мнению исследователя, причины всех супружеских конфликтов можно сгруппировать в три большие группы:

1. Конфликты на основе несправедливого распределения труда. Главным в распределении семейных обязанностей является именно их согласованность, за что и традиционная, и эгалитарная модель семьи могут быть весьма приемлемыми для семейного благополучия, если они удовлетворяют обоих партнеров. Если же члены семьи по-своему понимают свои роли и предъявляют друг другу несогласовании ожидания и требования, семья заведомо является конфликтной.

2. Конфликты на основе недовольства определенных потребностей. Каждый партнер хочет удовлетворить собственные потребности в браке. Одновременно, партнеры зачастую не знают настоящих потребностей друг друга, поэтому не удовлетворяют их.

3. Споры из-за недостатков в воспитании. Многие конфликты в молодых семьях возникают из-за разногласий в правилах семейного поведения, которые партнеры вынесли из своих родительских семей .[5]

В соответствии с исследовательскими фактами специалистов, острота конфликтов, их частота, сила эмоциональных взрывов, контроль за собственным поведением, тактика и стратегия поведения партнеров в различных конфликтных ситуациях зависит также от индивидуальных особенностей, темперамента и характера. Определенные недостатки или дефекты характера сами по себе могут быть источниками конфликтной ситуации в семье. Так, в исследованиях Т.М. Трапезниковой и М.А. Ивановой было обнаружено, что более конфликтными являются мягкие, изящные, женственные мужчины. Среди женщин менее конфликтные те, которые отличаются богатым воображением, творческим складом ума.

Интересным ответвлением в аспекте проблемы супружеских конфликтов, на наш взгляд, является исследование известного современного психолога Кратохвила С. Он исследовал некоторые психологические черты личности в связи с теми проблемами, которые могут возникать в семье. Комбинация личностных особенностей является основой для конфликтов, которые повторяются, делая их как бы запрограммированы. В соответствии с этим, психокоррекционная работа должна быть направлена на изменение поведения клиента, который сам обратился в консультацию. В отличие от ожиданий клиента, анализ его личностных черт и качеств партнера направлен на достижение понимания того, что ему следует изменить в себе.

Особое внимание исследователи обращают на то, что важным социально-психологическим фактором семейных конфликтов является характер общения. Исследования внутрисемейных отношений показывают, что можно выделить ряд особенностей, которые влияют на общение супругов. Семейные взаимоотношения тем лучше, чем больше самораскрытие супругов в общении; при наличии большого количества общих ожиданий и установок; высокого уровня невербальной коммуникации; постоянного подтверждения своей сходства в восприятии супружеских ролей; наличии глубокого взаимопонимания и др. Отсутствие подобной отлаженной системы межличностного общения в семье приводит, как правило, к семейным конфликтам.

С точки зрения многих психологов, разнообразные семейные трудности рассматриваются как психотравмирующие факторы. В семьях, где недоразумения между партнерами являются частым явлением, создается негативная психологическая атмосфера, которая усиливает разрушительную силу конфликта.

В ходе опроса американских семейных консультантов было обнаружено такую иерархию проблем супружеских пар, которые обращались за консультацией: трудности коммуникации, проблемы, связанные с детьми и воспитанием, сексуальные проблемы, финансовые трудности, организация досуга, отношения с родителям, супружеская неверность, домашнее хозяйство. Учитывая эти данные, а также результаты собственных исследований, Ковалев С.В. утверждает, что в супружеских отношениях очень большую роль играет характер межличностных коммуникаций, навыков и культуры общения.

Исследуя проблемы молодых замужних женщин, Андреева Т.В. и Мусакина А.П. выявили следующую последовательность различных типов проблем семейного характера: взаимоотношения с родственниками, нарушение ролевых ожиданий, проявление доминирования одного из партнеров, различия в отношении к деньгам, проявления ревности, проявление стремления к автономии, воспитание детей, несогласованность норм поведения. Подытоживая изложенное, можно проследить некоторую культуральную специфику: в постсоветских странах проблемы отношений с родственниками, нарушение ролевых ожиданий, проявление доминирования одним из партнеров оказываются наиболее сложными. [6,89]

Основной причиной возникновения семейных конфликтов, по мнению авторов, является различие между представлениями партнеров относительно потребностей друг друга, между представлениями и ожиданиями одного относительно другого. В группе стабильных супружеских пар конфликты происходят преимущественно в сфере распределения ролей и, как правило, решаются конструктивно. Конфликты в нестабильных семьях связаны во многом с неудовлетворенной потребностью в защите «Я-концепции», а также с нарушением норм жизни.

Иную точку зрения находим у В.А. Сысенко. Автор выделяет три категории относительно неблагополучных семей: конфликтные, кризисные, проблемные. К первым относятся такие, в которых между партнерами существуют сферы, где их интересы, потребности, намерения постоянно приходят в столкновение, порождая негативные эмоции. К кризисным можно отнести те семьи, где существует противостояние интересов и потребностей партнеров, которые носят особенно резкий характер и захватывает важные сферы жизнедеятельности семьи. Проблемные супружеские союзы образованы людьми, перед которыми возникали особенно трудные жизненные ситуации, которые могут нанести тяжелый удар стабильности брака.

Еще один интересный подход к проблеме супружеских конфликтов в молодой семье находим в Егиденса А.П., который обнаружил, что в процессе совместной жизни партнеры, как правило, становятся более терпимы друг к другу, соглашаются с несовпадение взглядов по многим вопросам. Эти изменения, по мнению автора, снижают конфликтность в семье.

Доверительное общение партнеров является залогом успешных супружеских взаимоотношений. Учитывая это, любой конфликт означает, что партнеры просто не могут нормально договориться по какому поводу. Одновременно, Алешина Ю.Е. утверждает, что жалобы на трудности общения довольно редко звучат в партнеров, которые конфликтуют. Для них основными проблемами являются ссоры, отсутствие поддержки и помощи, сексуальные проблемы и т. д. Лишь в процессе консультирования у супружеской пары возникают и формулируются жалобы, которые непосредственно связаны с общением.[7,113]

Специалисты в области семейного консультирования и психотерапии, Алешина Ю.Е., Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В.В., Шнейдер Л.Б., утверждают, что в случае хронических конфликтов желанной является помощь семейного консультанта или психотерапевта. Учитывая это, семейными консультантами-психологами разработаны тактики восстановления конструктивного супружеской выяснения отношений, которые строятся на незвинувачульному общении. Часть этих техник рассчитана на работу в присутствии психолога, другие могут быть предложены на домашнее задание.

На стадии наблюдения и дистанцирования супругов дистанцируется от проблемы, занимает позицию наблюдателя. Основой этой стадии является позитивное толкование, нетрадиционная интерпретация конфликта, которая инициирует альтернативные возможности решения и позволяет семье почувствовать себя «позитивно».

Стадия инвентаризации помогает супругам увидеть, где берут начало их жизненные установки. Партнеры определяют, каких способов, правил взаимодействия в конфликте они придерживаются, видят относительность собственных оценок.

На стадии ситуативного подбадривание происходит выяснение того, что объединяет участников конфликта, которые имеются у супругов положительные качества могли бы создать возможность для менее конфликтных взаимоотношений. Этот этап способствует восстановлению конструктивных отношений в паре.

Стадия вербализации. Ее цель — конкретное и конструктивное обсуждение проблемы партнерами в атмосфере понимания.

Стадия расширения целей помогает супругам осознать, что у них есть другие возможности взаимодействия, кроме конфликтных отраслей .

Подытоживая изложенное, можно сделать вывод, что в психологии под конфликтом понимается столкновение противоположно направленных интересов, целей, позиций, мнений, взглядов субъектов взаимодействия или оппонентов. Сущностью супружеского конфликта является столкновение противоречивых позиций членов семьи. Анализ литературы показывает, что существуют различные подходы к определению причин супружеских конфликтов. Острота конфликтов, их частота, сила эмоциональных взрывов, контроль за собственным поведением, тактика и стратегия поведения партнеров в различных конфликтных ситуациях зависит также от индивидуальных личностных особенностей, темперамента и характера супругов.

Основой семейных конфликтов, по мнению специалистов, является различие между представлениями партнеров относительно потребностей друг друга, между представлениями и ожиданиями одного относительно другого. Важным социально-психологическим фактором супружеских конфликтов является характер общения. Исследования внутрисемейных отношений показывают, что можно выделить ряд особенностей, которые влияют на общение супругов. Семейные взаимоотношения тем лучше, чем больше самораскрытие супругов в общении, при наличии большого количества общих ожиданий и установок, глубокого взаимопонимания, высокого уровня невербальной коммуникации, постоянного подтверждения своей сходства в восприятии супружеских ролей и др. Отсутствие подобной отлаженной системы межличностного общения в семье приводит к семейным конфликтам.[8,145]

В соответствии с исследовательскими фактами отечественных специалистов, добрачная беременность является фактором «высокого риска» с точки зрения успешности будущего брака, и, прежде всего в тех случаях, когда супруги очень молодое. Сокращается необходимый период встреч и подготовки к свадьбе, молодые могут оказаться психологически не готовы к браку. Психологически наиболее проблемной становится ситуация беременности после кратковременного знакомства. И даже, если молодые люди создают вследствие этих обстоятельств семью, они, как правило, не могут обеспечить себя материально, что порождает много трудностей и нередко ведет к возникновению конфликтов.

Заметим, что материальная зависимость от родителей обуславливает возникновение зависимости психологической. Последняя проявляется в попытках руководствоваться установками родителей, а не своими потребностями или решениями, семейные ритуалы отождествлять с содержанием семейных отношений в родительской семье. Эту зависимость поддерживает чувство обеспокоенности родителей, которое побуждает их постоянно контролировать детей. Таким образом, начальная, существующая до заключения брака установка предполагает и помощь, и невмешательство со стороны родителей в жизни молодой семьи. Понятно, что реализация такой установки является проблематичной.

Снижение материальной и эмоциональной зависимости молодых семей происходит вследствие достижения самостоятельности, ответственности, автономии, то есть зрелости. Особое внимание исследователи обращают на то, что психологическая зрелость достигается труднее, чем материальная. Молодые супруги часто на имеет достаточного опыта применения совместных решений. Кроме того, при деловом обсуждении конкретных семейных вопросов нередко выясняется, что для принятия решений молодоженам хватает информации и понимания своих интересов, но согласованно действовать супруги не могут, поскольку не стремятся к взаимопониманию, пытаются решить проблему не совместно, а один за одного. Также нередко выясняется, что «неумение» найти решение опирается на эгоцентрическое представление о семье, нежелание отказаться от собственных интересов.[9,110]

В первые годы брака негативную роль могут играть последствия такого специфического для добрачных отношений искажения восприятия, как идеализация партнера. М.А. Абалакина считает, что существует три точки зрения на проблему идеализации партнера:

1. Идеализация необоснованно завышает ожидания, предъявляемые к партнеру и к взаимодействию с ним. Осознание того, что реальный человек не соответствует идеальному образу, приводит к глубокой неудовлетворенности партнером, собой, отношениями в целом.

2. Вторую точку зрения можно назвать конструктивной. Она заключается в том, что идеализация партнера служит стимулом для развития его личности.

3. Третья точка зрения наиболее отчетливо выражена в работах А. Маслоу. По его мнению, идеализация вообще не свойственна самоактуализирующиеся личностям.

Многими отечественными психологами отмечается, что начальный период брака характеризуется семейной адаптацией и интеграцией. По определению И.В. Гребенникова, адаптация — это приспособление супругов друг к другу и к тем обстоятельствам, в которых находится семья. Психологическая суть адаптации заключается в взаемоуподибненни партнеров и во взаимном согласовании мыслей, чувств и поведения. При этом выделяют следующие виды адаптации:

1. Материально-бытовая адаптация заключается в согласовании прав и обязанностей партнеров в выполнении семейных дел и в формировании модели планирования и распределения семейного бюджета, который бы удовлетворил всех.

2. Морально-психологическая адаптация базируется на сочетании мировоззрений, идеалов, интересов, ценностных ориентаций, а также личностных особенностей супругов.

3. Интимно-личностная адаптация заключается в достижении партнерами сексуальной соответствия.

Адаптация партнеров осуществляется в двух основных видах соотношений: ролевых и межличностных. Базовым для ролевых взаимоотношений выступает представление о целях супружеского союза, в котором выражается мотивация партнеров. Общая мотивация семейного союза включает в себя четыре ведущие мотивы: бытовой, морально-психологический, семейно-родительский и интимно-личностное. С.В. Ковалев подчеркивает, что для того, чтобы семья была благополучной, эти представления должны быть либо более или менее одинаковыми, либо стать такими, поскольку поведение партнера в его семейной роли не должна противоречить представлениям другого. Именно согласование представлений составляет суть взаимодействия на стадии первичной ролевой адаптации.[10,115]

семья взаимоотношение молодой адаптация

Глава 2. Эмпирическое исследование супружеских взаимооношений у

молодой семьи

2.1 Методики и процедура исследования

Семейный конфликт можно рассматривать на различных уровнях взаимодействия супругов: на уровне взаимоотношений (стадия скрытого конфликта) и на поведенческом уровне (различные формы вербальной и невербальной конфликтного поведения — стадия открытого конфликта).

На поведенческом уровне конфликтные отношения супружеской пары, которая развивается (проблемной), и пара, практически прекратила свое существование как целостности (нестабильной), не всегда различаются как самим супругам, так и окружающих. Необходима диагностическая процедура, которая в ситуации консультирования позволила бы отнести пару к определенной группе. Это позволит отдифференцировать проблемные семьи как объект психотерапевтического воздействия. Задачей психотерапии будет либо ослабление психотравмирующей действия супружеских отношений, не сложились, или оптимизация функционирования супружеской диады.

Методика «Исследование особенностей реагирования в конфликтной ситуации» К. Томаса. Позволяет выявить типичные способы реагирования на конфликтные ситуации. Методика состоит из 30 утвердительных высказываний, представленных в двух вариантах (а и б).

Каждое из высказываний относится к одному из 5 разделов опросника (соперничество, сотрудничество, компромисс, избежание, приспособление).

При обработке результатов подсчитывается количество ответов, совпадающих с ключом. Полученные количественные оценки сравниваются между собой для выявления наиболее предпочитаемой форы социального поведения испытуемого в ситуации конфликта, тенденции его взаимоотношений в сложных условиях.

Методика интерперсональных отношений Т. Лири, предназначенная для исследования представлений субъекта о себе «настоящем» и себе «идеальном». На основе исследований межличностных отношений Т. Лири выделил 8 общих и 16 более конкретизированных вариантов межличностного взаимодействия, которые представил в виде круговой психограм. Полярные на этой схеме варианты являются противоположными друг другу.

В разработке методики «межличностного семейного конфликта» (МСК) мы исходили из того, что супружеская пара объединяется в браке для совместного удовлетворения ряда потребностей. Эти потребности не идентичны у супругов, а во многом и противоречивые. Противоречия в потребностной сфере приводят к нарушению взаимоотношений между супругами, к возникновению конфликтов. Рассматривая взаимодействия внутри супружеской пары, можно выделить объект и условия взаимодействия. Под объектом мы понимали совместное удовлетворение супругами таких потребностей, как потребность в выполнении определенных семейных ролей (мать — отец, хозяин — хозяйка, женщина — мужчина, глава семьи), потребность в общении друг с другом и с друзьями, потребность в духовном росте и самосовершенствовании, материальные потребности, потребность в защите «Я-концепции». Как условия взаимодействия супругов были включены культура общения, уровень взаимной информированности о различных сторонах жизни и личностных особенностях партнера, уровень моральной мотивации, При возникновении супружеских конфликтов существенным является как противоречие потребностей, так и ожидания, которые сформировались у партнеров к моменту вступления в брак.

Методика МСК дает возможность выявить специфику супружеских затруднений, что позволяет определить стратегию и тактику консультирования супружеской пары, а также решить вопрос о необходимости коррекции отношений в данной брачной диаде или о расторжении брака.

Методика МСК представляет собой набор 5-балльных шкал, составляющих опросник из 168 пунктов. Их содержание интегрирован в следующих сферах жизнедеятельности семьи: 1) семейная роль, 2) потребность в общении, 3) познавательные потребности, 4) материальные потребности, 5) потребность в защите «Я-концепции», 6) культура общения, 7) взаимная информированность, 8) уровень моральной мотивации, 9) проведения досуга, 10) частота конфликтов и способы их разрешения, 11) субъективная оценка удовлетворенности каждого мужчины своим браком.

Супруги независимо друг от друга отвечает на вопросы анкеты. Инструкция для заполнения опросника: «Прочитайте внимательно следующие утверждения и оцените их справедливость по следующей шкале: а) абсолютно не согласен, б) не согласен, в) трудно сказать, г) согласен, д) абсолютно согласен. В бланке ответа отметьте выбранный Вами вариант ответа на каждый вопрос. Старайтесь избегать ответа «трудно сказать». Процедура опроса занимает 30−40 мин.

Каждому варианту ответа соответствует оценка в баллах от -2 (совершенно не согласен) до +2 (абсолютно согласен).

Результаты сравниваются с помощью разностного (Кр) и знакового (Кз) критериев [2], на основании чего составляется таблица.

Ож — оценка жены мужем, См — самооценка мужчины, О1ж — ожидание мужа по поводу жены, Ом — оценка мужчины женой, СЖ — самооценка жены, О1м — ожидания жены по поводу мужа.

Разностный критерий (Кр) — отнесение структуры знаков «+» или «-» оценки супруга (О), его самооценки © и ожиданий одного человека по отношению к другому (О1) к выделенным нами следующим структурным конфигурациям:

Наличие конфликтных структурных конфигураций свидетельствует о открытую стадию конфликта в данной сфере взаимодействия.

Знаковый критерий (Кз) — определение знака разности между величинами О и О1, О и С. отрицательная величина этих разностей свидетельствует о наличии условий для возникновения конфликта.

Уровень конфликтности (Ук) — суммарная величина, выражение в баллах Кр и Кз.

Индекс симметрии (ИСМ) — показатель совпадения в ответах супругов конфликтных или бесконфликтных конфигураций.[11]

2.2 Обработка и анализ полученных результатов

На основании полученных результатов определяется, к какой из выделенных нами трех групп семей (нестабильные, проблемные, стабильные) относится данная супружеская пара. С этой целью анализируется соотношение О, О1 и С, исчисляется ИСМ, рассматривается соотношение О и С, О и О1, определяется средний уровень О, О1 и С, определяется уровень конфликтности и уровень моральной мотивации. Дается характеристика потребностных сфер супругов, сочетания и степени удовлетворения ведущих потребностей в диаде. Анализируется также конфликтность супружеской пары: конфликтогенные зоны, частота конфликтов, способы их разрешения.

Оценка, самооценка и ожидания — показатели характера супружеских отношений. Мы исходили из того, что супружеский конфликт возникает в результате неудовлетворенности основных потребностей семейной жизни. В основе конфликта может лежать рассогласование между представлениями супругов относительно собственных нужд и потребностей партнера, между представлениями и ожиданиями одного по отношению к другому.

Так, высокая взаимная оценка партнеров независимо от уровня ожиданий и самооценки обоих супругов свидетельствует о положительной направленности их взаимоотношений. При этом не исключены и негативные оценки партнеров в отдельных сферах взаимодействия, но это не влияет на высокий уровень обобщенных оценок партнеров, что является показателем конструктивного разрешения конфликтов, возникающих в этих диада, успешно преодолеваются супругами, помогают им выработать единые позиции, является показателем развития межличностных отношений в семье.

Появление негативных оценок партнера при наличии высокой самооценки и высокого уровня ожиданий к супругу свидетельствует в основном о серьезном нарушении взаимоотношений, их общую негативную направленность, деструктивный характер конфликтов.

Низкий уровень взаимных оценок при наличии высокого уровня ожиданий в сочетании с низким уровнем самооценки, по нашим данным, более свойственный таким, что разрушается, чем развивающейся отношениям. Мы считаем, что низкая самооценка одного из супругов, то есть признание самого себя плохим брачным партнером, может быть связана не с отрицанием для себя удачной семейной жизни вообще, а с дисгармонией в данной брачной диаде.

Согласованность представлений супругов о семейной жизни. Представление о характере семейных взаимоотношений, причины и основные сферы проявления конфликта очень часто не совпадают у обоих супругов. Как эмпирический показатель такой несогласованности нами введен индекс симметрии (ИСМ) — отношения симметричных для диады структурных конфигураций (конфликтных или бесконфликтных) к общему количеству структурных конфигураций. По нашим данным, симметричность ответов в большей степени присуща стабильным и нестабильным семьям, чем проблемным. Для стабильных пар характерна симметричность бесконфликтных структурных конфигураций, а для нестабильных — конфликтных. При этом высокая степень согласованности представлений супругов друг о друге и о своей семейной жизни свидетельствует о достаточном степень осознания ими как положительного, так и негативного характера своих отношений. Рассогласование этих представлений в основном свойственно диадем с неустойчивыми отношениями, семьям в период взаимной адаптации.

Таким образом, величина ИСМ является показателем устойчивости характера отношений между супругами (чем ближе его значение к единице, тем выше устойчивость отношений), а его знак «+» или «-» (симметричность конфликтных или бесконфликтных структур) отражает принадлежность данной пары к группе стабильных или нестабильных семей. Приближение значения ИСМ к нулю, независимо от его знака, является показателем проблемности отношений между супругами в данной семье.

Соотношение оценок и самооценок. Преобладание взаимных негативных оценок супругов свидетельствует, как правило, об открытом характере конфликта. Однако могут существовать такие конфликтные взаимоотношения между супругами, которые не проявляется непосредственно в их поведении. Такие скрытые конфликты возникают обычно за счет недостаточного удовлетворения основных потребностей в браке, низкого уровня взаимопонимания супругов, слабой степени их взаимной адаптации. Эмпирически это выражается в превышении уровня самооценок над уровнем взаимных оценок (даже при отсутствии негативных оценок), т. е. равенство или превышение уровня оценок над уровнем самооценок свидетельствует о позитивных отношениях супругов, отражает сохранение чувства любви, взаимопонимания в семье, внимательное и чуткое отношение к брачному партнеру. Превышение же самооценки над оценкой партнера указывает на высокую степень автономности супругов, переходящей в отчуждение, повышенной требовательности друг к другу.

Самый высокий уровень ожиданий в нестабильных семей, при этом он сочетается с низким уровнем взаимных оценок. Отношения проблемных семей характеризуются высокими взаимными оценками и низким уровнем ожиданий. Однако уровень их ожиданий заметно превосходит уровень рейтингов. Стабильные семьи характеризуются превышением уровня взаимных оценок над уровнем ожиданий к партнеру. В этих семьях до момента вступления в брак, как правило, складывается достаточно гибкая система взаимных ожиданий, ясно осознаются достоинства партнера и ценность брака.

Уровень моральной мотивации. Для нормального развития семейных отношений и успешной адаптации супругов очень важно, чтобы вместе с взаимной эмоциональной привлекательностью их отношения регулировались такими нравственными категориями, как совесть, долг, ответственность. Уровень моральной мотивации действий супругов в различных сферах семейной жизни является важнейшим фактором, влияющим на стабильность семьи. Низкий уровень моральной мотивации основан преимущественно на непосредственных переживаниях, побуждениях или на заданных извне моральных нормах и требованиях (например, на оценках окружающих), при высоком уровне регулятором поведения выступают интериризовани моральные нормы и принципы, ставшие собственной устойчивой системой нравственных ценностей. Мотивационная структура этого типа отличается преобладанием ориентации на самооценку как ведущий мотив поведения вместо ориентации на оценку окружающих.[12,88]

Супруги из стабильных семей при высокой самооценке также высоко оценивают и уровень моральной мотивации партнера. Низкий уровень взаимных оценок моральной мотивации супругов из нестабильных семей при их высокой самооценке свидетельствует о серьезном нарушении взаимоотношений между ними, их общей негативной направленности. В проблемных семьях при среднем уровне взаимных оценок уровень моральной мотивации в самооценках супругов снижается по сравнению с нестабильными, что свидетельствует об их самокритичность, о попытке найти причины семейных затруднений не только в поведении партнера, но в е р б. своем собственном.

Следующий этап был связан с решением вопроса о направленности психотерапевтического воздействия на супружескую пару в целом или на каждого из супругов в отдельности, а также о выработке рекомендаций по методам действия. В нестабильной семейной паре, на наш взгляд, практически отсутствует полноценная возможность коррекции внутрисемейных отношений. В данном случае оправдана лишь индивидуальная работа с каждым человеком отдельно для ослабления психотравмирующего влияния разводной и послеразводнои ситуации.

Проблемные пары требуют особого подхода, в зависимости от того, на какой стадии формирования отношений они находятся. Коррекция межличностных отношений целесообразна, на наш взгляд, для супружеских пар, находящихся в стадии взаимной адаптации, осложненной личностными особенностями супругов, при недостаточной степени осознания ими происходящих в семье. Необходимо также желание супругов нормализовать свои отношения, признание ими ценности данного брачного союза.

Полученное с помощью методики МСК описание особенностей потребностный сфер супругов, степени удовлетворения ими в браке своих ведущих потребностей, основных конфликтогены зон, частоты конфликтов и способов их разрешения дает возможности для индивидуальной работы как с каждым мужчиной отдельно, так и с паром.

Основной сферой проявления конфликтов в данной семье есть способы разрешения конфликтов. По мнению мужа, жена не использует для разрешения конфликтных ситуаций конструктивных способов, таких как объяснение и уход от конфликта, тогда как он считает именно эти способы наиболее приемлемыми. По его мнению, жена не исключает бойкот как способ разрешения конфликтов, с чем он не согласен. По мнению жены, она в разрешении конфликтов использует только конструктивные способы (объяснение, компромисс, уход от конфликта).

Таким образом, супружеская пара относится к группе проблемных семей. Формирование нормальных семейных отношений в этой паре в данном случае затруднено тем, что ведущей потребностью обоих супругов является общение при ориентации на внесемейных досуга. По данным наших исследований, доминирование потребности в общении в большей степени свойственно нестабильным семьям, тогда как для стабильных и частично проблемных семей характерно доминирование потребности в духовном росте и самосовершенствовании. Однако в современной литературе по проблеме семьи встречается описание типа семьи, ориентированной в основном на организацию досуга. Исходя из этого, а также на основании совпадения структур потребностей обоих супругов, как в ожиданиях, так и в реальных оценках, мы предприняли попытку сохранения данной семьи.[13,112]

Коррекционная работа с семьей была построена следующим образом: индивидуальная работа с мужчиной, направленная на повышение уровня его самооценки, с женой — по обучению конструктивным способам разрешения конфликтов; работа с парой, направлена на выработку навыков кооперации и взаимопомощи, в целях повышение взаимопонимания в данной семье, поиск компромиссов в сфере организации досуга как общесемейного, так и индивидуального. В процессе коррекционной работы было проведено повторное обследование. Появились некоторые изменения в результатах, отражающих в основном индивидуальную работу с каждым человеком: самооценка жены уменьшилась до 3,8, самооценка мужа увеличилась до 2,5; уменьшилось до 10 количество сфер жизнедеятельности семьи, в которых есть условия для возникновения конфликтов; увеличилась удовлетворенность браком у мужчины до 2,0. Вместе с тем уровень конфликтности продолжал оставаться высоким (Ук = 29) и напряженность отношений сохранилась. По желанию супругов работа с ними была продолжена, хотя мы и считали, что в данном случае происходит коррекция преимущественно личных, а не супружеских затруднений.

Диагностическая и коррекционная работа с конкретными семейными парами обнаружила для нас направления дальнейшего научного поиска: необходима детальная разработка вопроса о том, какие именно конфликтные ситуации характеризуют проблемные, а какие нестабильные отношения; целесообразным изучение соотношения уровня самооценки личности и ее самооценки как брачного партнера.

Заключение

Сегодня семья становится центром социальной работы. Поскольку через решения семейных проблем, укрепление семьи как главного социального института можно выйти на решение многих проблем современности. Так, как социальная работа осуществляется социальным работником, то именно от компетентности и личностных характеристик зависит не только налаживание отношений, позитивного микроклимата и благополучии семьи, а в некоторых случаях и жизни клиентов способны к совершению суицида.

Современная семья нуждается как материальной так и педагогической и культурной помощи. В известной мере такое пособие он получит от государства и производственных организаций, учреждений образования и культуры. Но так, как эти институты не в состоянии оказывать социально-педагогическую-психологическую помощь одновременно, то государство поспособствовало развитию социальных служб для детей, семьи и молодежи.

Неблагополучная семья формирует неблагополучных детей. Родители требуют конкретной квалифицированной методической помощи с учетом особенностей воспитания ребенка в каждой неблагополучной семье ее потенциальных воспитательных возможностей, индивидуально-психологических особенностей ребенка. Этого можно достичь, если взаимоотношения социальных работников с родителями строятся на основе сотрудничества, взаимопомощи, взаимопонимания.

Обработав литературу по данной тематике я ознакомилась с типологией семей, проблемами, которые возникают и направлениям работами, которые используются для решения проблемы. Также были приведены тесты по данной тематике.

Список использованных источников

1. Овчарова Р.В. Справочная книга социального педагога. -- М., 2004. -272с.

2. Основы психологии семьи и семейного консультирования /Под общей ред. Н.Н. Посысоева. -- М., 2004. -328с

3. Карабанова О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования. -- М., 2004. -276с.

4. Сатир В. Психотерапия семьи. — СПб.: Речь, 2000. — 283 с. (Психотерапия на практике).

5. Психология семьи. Хрестоматия: Учебное пособие для факультетов психологии, социологии, економики и журналистики / Ред. Д.Ф. Райгородский. — Самара: БАХРАК. — М., 2002. -752 с. (Психология семейных отношений).

6. Навайтис Г. Парадигмы семейной психодиагностики // Мир психологии. — 2003 — 236с.

7. Молодая семья: проблемы та условия её становления / Под ред. проф. А.Й. Капськой, — К.: ДЦССМ, 2003. — 184 с.

8. Елизаров А. Н Основы индивидуального и семейного психологического консультирования. Учебное пособие. — Москва, 2003. — 335 с.

9. Варга А.Я. Системная семейная психотерапия: Краткий лекционный курс. — СПб.: Речь, 2001. — 144 с.

10. Андреева Т.В. Психология современной семьи. Монография. — СПб.: Речь, 2005. — 436 с.

11. Торохтий В.С. Методика диагностики психологического здоровья семьи // Практична психологія та соціальна робота. — 2003.-176с.

12. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е.И. Артамонова, Е.В. Екжанова, Е.В. Зырянова и др.; Под. ред. Е.Г. Силяевой. — 2-е изд., стереотип. — М.: Издательский центр «Академия», 2004. — 192с.

14. Савельева О.О. Семья в современном обществе. // Преподавание истории и обществознания в школе. — 2001.

15. Солодников В.В. Социально дезадаптованная семья в контекст еобщественного мнения // Социс. — 2004. — 85с.

Приложения

Приложение 1

Тест: «Стиль поведения в конфликтной ситуации»

Каков ваш стиль поведения в конфликтной ситуации (К. Томас)

Выберите те варианты утверждений, которые соответствуют вашим взглядам на конфликтную ситуацию.

а) Иногда я предоставляю возможность другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса.

6) Прежде чем обсуждать то, в чем мы расходимся, я стараюсь обратить внимание на то, в чем оба согласны.

а) Я стараюсь найти компромиссное решение.

6) Я пытаюсь уладить спор с учетом всех интересов другого человека и моих собственных.

а) Обычно я настойчиво стремлюсь добиваться своего.

6) Иногда я жертвую своими собственными интересами ради интересов другого человека.

а) Я стараюсь найти компромиссное решение.

б) Я стараюсь не видеть чувств другого человека.

а) Улаживая спорную ситуацию, я все время пытаюсь найти поддержку у другого.

б) Я стараюсь сделать все, чтобы избежать бесполезной напряженности.

а) Я стараюсь избежать неприятностей для себя.

б) Я стараюсь добиться своего.

а) Я стараюсь отложить решение спорного вопроса с тем, чтобы со временем решить его окончательно.

б) Я считаю возможным в чем-то уступить, чтобы добиться уступок другого.

а) Я обычно настойчиво стремлюсь добиться своего.

б) Я прежде всего стараюсь определить, в чем состоят все затронутые интересы и спорные вопросы.

а) Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за каких-то возникших разногласий.

б) Я предпринимаю усилия, чтобы добиться своего.

а) Я твердо стремлюсь добиться своего.

б) Я пытаюсь найти компромиссное решение.

а) Я стремлюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые интересы и спорные вопросы.

б) Я стараюсь успокоить другого, главное -- сохранить наши отношения.

а) Зачастую я избегаю занимать позицию, которая может вызвать споры.

б) Я даю возможность другому в чем-то остаться при своем мнении, если он также идет мне навстречу.

а) Я предлагаю среднюю позицию.

б) Я настаиваю, чтобы все было сделано по-моему.

а) Я сообщаю другому свою точку зрения и спрашиваю о его взглядах.

б) Я пытаюсь показать другому логику моей позиции и преимущество моих взглядов.

а) Я стараюсь успокоить другого и сохранить наши отношения.

б) Я стараюсь сделать все необходимое, чтобы избежать напряжения.

а) Я стараюсь не задеть чувств другого.

б) Я обычно пытаюсь убедить другого в преимуществах моей позиции.

а) Я обычно настойчиво стремлюсь добиться своего.

б) Я стараюсь сделать все, чтобы избежать бесполезной напряженности.

а) Если это сделает другого счастливым, я дам ему возможность настоять на своем.

б) Я дам другому остаться при своем мнении, если он пойдет мне навстречу.

а) Прежде всего я пытаюсь определить то, в чем состоят все затронутые интересы и спорные вопросы.

б) Я стараюсь отложить спорные вопросы с тем, чтобы со временем решить их окончательно.

а) Я пытаюсь немедленно преодолеть наши разногласия.

б) Я стараюсь найти наилучшее сочетание выгод и потерь для нас обоих.

а) Ведя переговоры, стараюсь быть внимательным в обращении к другому.

б) Я всегда склоняюсь к прямому обсуждению проблемы.

а) Я пытаюсь найти позицию, которая находится посередине между моей и другого человека.

б) Я отстаиваю свою позицию.

а) Как правило, я озабочен тем, чтобы удовлетворить желания каждого из нас.

б) Иногда предоставляю другому взять на себя ответственность за решение спорного вопроса.

а) Если позиция кажется ему очень важной, я стараюсь идти ему навстречу.

б) Я стараюсь убедить другого пойти на компромисс.

а) Я пытаюсь убедить другого в своей правоте.

б) Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к интересам другого.

а) Я обычно предлагаю среднюю позицию.

б) Я почти всегда стремлюсь удовлетворить интересы каждого из нас.

а) Я зачастую стремлюсь избежать споров.

б) Если это сделает другого человека счастливым, я дам ему возможность настоять на своем.

а) Я обычно настойчиво стремлюсь добиться своего.

б) Улаживая ситуацию, я обычно стремлюсь найти поддержку другого.

а) Я предлагаю среднюю позицию.

б) Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за возникающих разногласий.

а) Я стараюсь не задеть чувств другого.

б) Я всегда занимаю такую позицию в споре, чтобы мы совместно могли добиться успеха.

Опросник можно применять как для группы, так и для отдельных лиц.

Полученные данные занесите в таблицу, в которой дан ключ

п/п

Соперничество

Сотрудничество

Компромисс

Избегание

Приспособление

1

а

б

2

б

а

3

а

б

4

а

б

5

а

б

6

б

а

7

б

а

8

а

б

9

б

а

10

а

б

11

а

б

12

б

а

13

б

а

14

б

а

15

б

а

16

б

а

17

а

б

18

б

а

19

а

б

20

а

б

21

б

а

22

б

а

23

а

б

24

б

а

25

а

б

26

б

а

27

а

б

28

а

б

29

а

б

30

б

а

При обработке подсчитывается количество ответов, приходящихся на каждую из колонок (один ответ дает 1 балл).

Допустим, мы получили результаты: соперничество — 3; сотрудничество — 5; компромисс — 12; избегание — 6; приспособление — 4.

Такая картина позволяет сделать вывод: человек в конфликтной ситуации склонен к компромиссу. Ему свойственно стремление избегать конфликта, а в случае возникновения последнего он стремится к сотрудничеству.

Пассивное приспособление к конфликтной ситуации, стремление к сотрудничеству любой ценой ему не присущи. Анализ ответов позволит оценить степень адаптации каждого члена коллектива к совместной деятельности.

Приложение 2

Тест-опросник удовлетворенности браком

Результаты обследования с помощью данного опросника позволяют только судить о том, каково общее эмоциональное и морально-психологическое состояние взрослого человека, от которого, в свою очередь, может зависеть отношение данного взрослого к детям. Есть, правда, немало людей, которые не состоят в браке и, тем не менее, являются хоро­шими учителями и воспитателями.

В опроснике имеются 24 утверждения, и каждому из них со­ответствуют три возможных варианта ответов на них: а) верно, б) неверно, в) не знаю. В тексте опросника они могут даваться в несколько иных формулировках и в другом порядке. Испытуемый, читая опросник, должен с помощью данных суждений выразить свое согласие или несогласие с соответствующими утверждениями.

Авторы опросника -- В.В. Столин, Т.Л. Романова, Г. П. Бутенко.

Текст опросника:

1. Когда люди долго живут вместе друг с другом, как это про­исходит в браке, они неизбежно со временем теряют остроту восприятия друг друга, а их взаимопонимание нарушается:

а) верно, б) не знаю, в) неверно.

2. Ваши отношения с супругом (супругой) приносят вам:

а) беспокойство и страдание,

б) затрудняюсь ответить,

в) радость и удовлетворение.

3. Родственники и друзья оценивают ваш брак как:

а) удачный, б) нечто среднее, в) неудачный.

4. Если бы вы могли, то немалое изменили бы в характере ва­шего супруга (супруги):

а) верно, б) не знаю, в) неверно.

5. Одна из проблем современного брака состоит в том, что со временем все становится в нем менее привлекательным, в том числе сексуальные отношения с супругом (супругой):

а) согласен, б) трудно сказать, в) не согласен.

6. Когда вы сравниваете вашу семейную жизнь с семейной жизнью ваших друзей и знакомых, то вам кажется, что вы:

а) несчастнее других,

б) трудно сказать,

в) счастливее других.

7. Жизнь без семьи и близкого человека -- слишком дорогая цена за полную самостоятельность:

а) верно, б) трудно сказать, в) неверно.

8. Я считаю, что без меня жизнь моего супруга (супруги) была бы неполноценной:

а) согласен, б) не знаю, в) не согласен.

9. Большинство людей обманывается в своих ожиданиях относительно брака:

а) верно, б) трудно сказать, в) неверно.

10. Вы давно уже думаете о разводе, и только ряд обстоятельств мешает вам принять решение:

а) верно, б) трудно сказать, в) неверно.

11. Если бы вам вновь пришлось вступить в брак, то вашей женой (мужем) стал бы:

а) другой человек, б) не знаю, в) тот же самый человек.

12. Вы гордитесь тем, что рядом с вами находится такой человек, как ваш супруг (супруга):

а) верно, «б) трудно сказать, в) неверно.

13. Недостатки моего супруга (супруги), к сожалению, перевешивают его (ее) достоинства:

а) верно, б) не знаю, в) неверно.

14. Основные помехи для нашей счастливой жизни кроются в характере моего супруга (супруги):

а) согласен, б) трудно сказать, в) не согласен.

15. Первоначальные чувства, с которыми вы вступали в брак, со временем усилились:

а) согласен, б) не знаю, в) не согласен.

16. Брак уменьшает творческий потенциал человека и его воз­можности:

а) верно, б) не знаю, в) неверно.

17. Мой супруг (супруга) обладает такими достоинствами, которые компенсируют его недостатки:

а) согласен, б) тру дно сказать, в) не согласен.

18. В моем браке с эмоциональной поддержкой друг друга не все, к сожалению, обстоит благополучно:

а) верно, б) не знаю, в) неверно.

19. Мне кажется, что мой супруг (супруга) часто делает глу­пости: говорит невпопад, неуместно шутит и т. п.:

а) согласен, б) трудно сказать, в) не согласен.

20. Моя семейная жизнь мало зависит от моей воли:

а) верно, б) не знаю, в) неверно.

21. Моя семейная жизнь оказалась не такой, какую я ожидал (а):

а) верно, б) не знаю, в) неверно.

22. Не правы те, кто полагает, что человек в семье не может рассчитывать на уважение к себе:

а) согласен, б) трудно сказать, в) не согласен.

23. Как правило, общество моего супруга (супруги) достав­ляет мне удовольствие:

а) согласен, б) не знаю, в) не согласен.

24. В моей супружеской жизни нет и не было ни одного свет­лого момента:

а) верно, б) не знаю, в) неверно.

Обработка и оценка результатов

Если выбранный испытуемым вариант ответа совпадает с ключевым (эти ответы приводятся ниже), то данный испытуе­мый получает 2 балла. Если он избрал промежуточный вариант ответа (вариант «б») -- 1 балл. За ответ, не совпадающий ни с ключевым, ни с промежуточным, испытуемый получает 0 баллов.

Ключевые ответы: 1 В, 2 В, За, 4 В, 5 В, 6 В, 7а, 8а, 9 В, 10 В, 11 В, 12а, 13 В, 14 В, 15а, 16 В, 17а, 18 В, 19 В, 20 В, 21 В, 22а, 23а, 24 В.

По сумме полученных баллов следующим образом оценива­ется удовлетворенность браком:

0−16 баллов -- полная неудовлетворенность;

17−22 балла -- значительная неудовлетворенность;

23−26 баллов -- скорее неудовлетворенность, чем удов­летворенность.

27−28 баллов -- частичная удовлетворенность, частичная (примерно в равной степени) неудовлетворенность.

29−32 балла -- скорее удовлетворенность, чем неудов­летворенность.

33−38 баллов -- значительная удовлетворенность.

39−48 баллов -- практически полная удовлетворенность.

Приложение 3

Тест «Понимаете ли вы друг друга?»

Тест. Понимаете ли вы друг друга? — Тест, мужчина, женщина.

Говорят, муж и жена — одна сатана. Тем не менее, взаимопонимания порой достигается с трудом. Предлагаемый тест поможет вам узнать, насколько вы понимаете друг друга. Выберите один из предложенных ответов и запишите свои очки.

1. Считаете ли вы, что уже просто назрела необходимость серьезно выяснить отношения:

Так-1;

такой необходимости нет — 0;

выяснять отношения беспо-лезни-2.

2. Когда вы хотите задать деликатный вопрос, вы это делаете прямо, без обиняков:

да-0;

да, но ждете благоприятного случая — 1;

об этом не может идти речи — 2.

3. Считаете ли вы, что ваша «половина» не делится с вами жизненными трудностями:

Так-1;

не имеете представления — 2;

я в курсе всех проблем — 0.

4. Можете ли вы разговаривать друг с другом о серьезных вещах в любое время:

Так-0;

не всегда, необходимо дождаться благоприятного момента — 1;

чаще всего нет, поскольку нет времени — 2.

5. Разговаривая друг с другом, вы следите за тем, чтобы ваши формулировки были как можно точнее:

так, обдумываю, взвешиваю каждое слово — 1;

нет, говорю прямо, что думаю — 2;

высказываю мнение, но прислушиваюсь и к другому — 0.

6. Говоря о своей проблеме, не появляется такое ощущение, что вы слишком обременяет женщину (мужчину) своими заботами:

да, так часто бывает — 2;

ему (ей) не интересны мои проблемы — 1;

он (она) всегда проявляет взял учаcть — 0.

7. Принимаете ли вы важное решение, касающееся вас, не советуясь:

да, случается и так — 2;

всегда обсуждаю, но последнее слово оставляю за собой-1;

решаем и обдумываем вместе-0.

8. Вы предпочитаете поделиться заботами с друзьями или со своей «половиной»:

это случается иногда-1;

нет, проблемы обсуждаем в семье-1;

друзья поймут лучше — 2.

9. Бывает так, что муж (жена) разговаривает с вами, а вы думаете о чем-то своем:

да, бывает и так — 2;

нет, слушаю внимательно — 0;

если почувствую, что отвлекаюсь, стараюсь сосредоточиться-1.

10. В разговоре вы прежде всего хотите высказаться сами:

непременно — 2;

обычно выслушиваю «противоположную» сторону — 0;

считаю, что оба должны высказаться — 1.

Если вы набрали:

от 0 до 10 очков — в вашей семье принято рассказывать друг другу обо всем. Каждый из вас ничего не держит под спудом и делится тем, что его тяготит. Нет у вас и потребности делиться с друзьями, родственниками, поскольку дома вас понимают лучше. Что ж, поздравляем, у вас дружная семья;

от 11 до 20 очков — нельзя сказать, что вы не рассказываете друг другу о своих проблемах, но о ряде вещей вы почему предпочитаете умалчивать, хотя о них можно и нужно было бы поговорить. Более того, есть вопросы, которые вы оба даже не решаетесь когда-нибудь обсудить. А это может привести к отчуждению, к поиску человека, способного понять и разделить жизненные тяготы, — берегитесь, как бы дело не двинулось к разводу.

Размещено на

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector