Индивидуальная беседа

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ БЕСЕДА

Индивидуальная беседа является одним из наиболее действенных методов в процессе изучения личности, так как позволяет установить прямой контакт, получить информацию о субъективном мире, о мотивах деятельности и поведения. Как правило, индивидуальной беседой завершается комплексное обследование психологических качеств личности, она позволяет получить такую информацию, которую трудно предусмотреть в анкетах и тестах.

Характеристика беседы

Цель беседы — проверка и уточнение в непосредственном общении с собеседником ряда неясных для психолога вопросов, возникших в ходе изучения социально-психологических и индивидуально-психологических качеств личности. Кроме того, целью беседы является уточнение структуры мотивационной сферы, так как выбор профессии, определение специальности и вуза, обусловливается обычно не одним, а всеми важнейшими мотивами, которые вероятнее всего можно выявить в общении с собеседником.

Беседа позволяет мысленно моделировать любые нужные психологу ситуации для того, чтобы выявить устойчивость мотивов и других субъективных состояний собеседника. Бесспорно, о намерениях лучше всего судить по поступкам, а не по словам. Однако субъективные состояния собеседника могут не найти выражение в его поведении в данных обстоятельствах, но проявляются в иных условиях и ситуациях. Только по совокупности слов и действий собеседника можно судить об устойчивости побуждений и мотивов, которыми он руководствуется.

Искусство использования метода беседы состоит в том, чтобы знать, о чем спрашивать и как спрашивать. При соблюдении требований беседа позволяет получить не менее надежную, чем при наблюдении или при психологическом анализе документов информацию о событиях прошлого, настоящего или будущего. Спрашивать можно обо всем, о чем не удалось прочитать.

Подготовка к беседе

Готовясь к беседе, необходимо определить цель беседы и качества личности, которые следует оценить в процессе ее проведения. Планомерная и систематизированная работа в период подготовки к беседе включает некоторые этапы логической деятельности, которые необходимы для ее успешного проведения.

11 стр., 5429 слов

Деловая беседа как основная форма делового общения

... непредвиденных обстоятельств на ход беседы. Подготовка и планирование беседы позволяют заранее предвидеть возможные неожиданные моменты, что снижает эффективность замечаний собеседника. Кроме того, приобретается ... мышления и речи; рациональной организации процесса беседы, что прежде всего означает краткое изложение собеседниками содержания информации по обсуждаемой теме, ибо пространное изложение ...

1. Предварительная подготовка участников беседы. На этом этапе проводится психологический анализ документов. Уточняется год рождения собеседника, место рождения и жительства, в какой школе учился, в какой семье воспитывался (в полной, неполной, сирота) и т.д. Необходимо также ознакомиться с результатами проведенного психодиагностического обследования.

2. Определение целей беседы и выдвижение гипотез. На этом этапе необходимо наметить, какие конкретные проблемы, касающиеся мотивационной, интеллектуальной, эмоциональной и волевой сферы личности собеседника требуют уточнения в ходе беседы. Какие предположения (гипотезы) целесообразно проработать с каждым собеседником.

3. Составление плана индивидуальной беседы. Этот этап предусматривает определение темы беседы, порядок ее проведения, формы регистрации и оценки результатов. Наличие плана беседы не исключает возможности изменения ее хода в зависимости от индивидуальных особенностей собеседника.

4. Отбор и систематизация вопросов, выносимых на беседу. На этом этапе в зависимости от цели беседы формулируются вопросы, с помощью которых можно направить процесс сбора информации в русло, соответствующее плану; активизировать собеседника, дать ему возможность проявить себя, вызвать его на откровенный разговор.

5. Прорабатывание начала беседы и установление контакта с каждым собеседником. Этот этап в подготовке беседы очень важен в связи с тем, что собеседники разные по положению, отношению к беседе, зависимости от ее результата. На этом этапе необходимо выработать правильное и корректное отношение к собеседнику. Беседа может закончиться, так и не успев начаться, т.е. психолог не сможет добиться тех целей, которые ставил перед собой в подготовительный период. Поэтому очень важно суметь правильно начать беседу, помнить, что первые два-три предложения влияют на отношение к психологу и к беседе.

Техника постановки вопросов

Поскольку интересующая психолога и преподавателей информация о внутреннем мире собеседника, о структуре его мотивов не поступит сама по себе, необходимо задать ему вопросы. Попытаемся классифицировать вопросы, определить области их применения в беседе; для этого выделим их основные

группы.

Прямые закрытые вопросы. Это вопросы, которые предполагают ответ; «да» или «нет». Они ведут к созданию напряженной атмосферы в беседе, поскольку резко сужают «возможности для маневра» у собеседника. Поэтому такие вопросы можно применять со строго определенной целью: направлять мысли собеседника в соответствии с установленным планом беседы.

Приведем примеры таких вопросов:

Приведем примеры таких вопросов:

1. «Убеждены ли Вы в том, что профессия юриста (экономиста, менеджера, лингвиста) является вашим призванием?»

2. «Можете ли Вы сказать, что Вы — уверенный в себе человек?»

3. «Способны ли Вы подавлять личные интересы ради коллективных»?

В постановке подобных вопросов кроется опасность того, что у собеседника складывается впечатление, будто его «допрашивают», «центр тяжести» беседы смещается в сторону психолога, а собеседник лишен возможности высказать свое мнение.

11 стр., 5079 слов

Виды деловой речи. Беседа, дискуссия, телефонный разговор.

... подготовительный этап; начало беседы; обсуждение проблемы; принятие решения; завершение беседы. Подготовительный этап. В период подготовки к предстоящей беседе необходимо продумать вопросы её целесообразности, ... беседы Деловая беседа - это устный контакт между людьми, связанными отношениями дела. В современной, более узкой трактовке под деловой беседой понимают речевое общение между собеседниками, ...

Прямые открытые вопросы. Это вопросы, на которые нельзя ответить односложно. Они требуют какого-то объяснения. Это такие вопросы: «кто?», «что?», «как?», «чем?», «сколько?», «почему?» и т.д.

Приведем примеры таких вопросов:

1. «Что думают родители по поводу Вашего желания стать юристом (экономистом, менеджером, лингвистом)?»

2. «Почему Вы решили поступать в Университет?»

3. «Чем Вас привлекает учеба в Университете?»

Такие вопросы задают тогда, когда нужны дополнительные сведения или когда необходимо выяснить реальные мотивы и позицию собеседника. «Почвой» для этих вопросов является позитивная или нейтральная позиция собеседника по отношению к психологу и готовность дать интересующую его информацию.

Косвенные (риторические) вопросы. На эти вопросы не дается прямого ответа, так как их цель — вызвать новые вопросы с тем, чтобы прояснить отношение собеседника к некоторым аспектам проблемы, подходя к ней с различных сторон. Они служат также переходу к рассмотрению новых проблем.

Приведем примеры:

1. «Всегда ли необходимо говорить только правду и сдерживать свои обещания?»

2. «Можно ли считать проявление лидерства в коллективе нормальным явлением?»

Логические вопросы. Ответы собеседника на эти вопросы обычно позволяют выявить уязвимые места в его знаниях, а также его отношение к создаваемой психологом ситуации.

Приведем примеры:

1. «Как Вы представляете организацию самостоятельной учебной деятельности?»

2. «Как Вы считаете, какие знания и умения необходимы менеджеру, чтобы стать профессионалом?»

3. «Как Вы думаете, почему упрекают людей, которые не считаются с другими?» В индивидуальной беседе следует избегать прямых вопросов, направленных

на оценку качеств личности. Лучше отдать предпочтение косвенным вопросам, касающимся тех особенностей поведения, анализ и обобщение которых позволяет оценить свойства личности собеседника.

Примерный план беседы

Необходимо отметить, что невозможно дать подходящий для любой жизненной ситуации план проведения индивидуальной беседы, который бы облегчил работу психолога. Каждый собеседник обладает неповторимыми психологическими особенностями и к нему необходим индивидуальный подход. Поэтому рассмотрим только некоторые группы проблем, которые помогут правильно составить план проведения индивидуальной беседы.

1. Установление контакта с собеседником. Начать с вопросов:

«Как настроение, самочувствие?»

— установить связь с прошлой беседой.

2. Уточнение социально-демографической характеристики:

— число, месяц и год рождения;

— где родился;

— кто родители, братья, сестры;

— образование и профессия родителей.

3. Изучение направленности личности и нравственных качеств:

— цель в жизни и как исследуемый собирается ее достичь;

— активность и принципиальность позиции;

— под чьим влиянием формировались те или иные взгляды;

— направленность интересов;

— любимые занятия в свободное время;

— отношение к физическому труду;

— отношение к искусству;

— регулярность чтения литературы, какой именно;

— умеет ли собеседник управлять поведением и как он это делает;

— нравственные установки и идеалы;

— соответствие их образу жизни и поведению.

6. Изучение мотивов выбора профессии:

— отношение родителей к выбору профессии;

— отношение к профессионально важным качествам личности;

— степень знакомства с профессией;

— мотивы поступления в университет;

— желание и готовность стать юристом (экономистом, менеджером, лингвистом);

— проверка устойчивости мотивов выбора профессии;

— насколько развиты волевые качества, отношение к спорту.

4. Изучение отношения к учебной деятельности:

— как оценивает собеседник свои успехи и достижения в учебе;

— есть ли стремление к самообразованию;

— успевает ли приготовить самостоятельные задания;

— как давалась учеба в школе;

— умение планировать внеучебное время;

— уровень трудолюбия и работоспособности;

— склонности и способности собеседника.

5. Отношение собеседника к коллективу:

— отношение к коллективу, к сверстникам;

— отношение к родителям, семье;

— положение в коллективе, пользуется ли авторитетом в нем;

— что нравилось в учителях и школьном коллективе;

— кто из учителей запомнился больше других;

— что может рассказать о них;

— друзья, что больше всего нравится в них;

— что не нравится в товарищах и почему.

7. Окончание индивидуальной беседы.

8. Оценка собеседника по результатам беседы.

При оценке отношения собеседника к общеобразовательной, профессиональной и физической подготовке, к профессии, коллективу и к себе самому рекомендуется придерживаться определенных критериев (см. таблицу 1).

Таблица 1. Критерии оценки отношений собеседника в ходе индивидуальной беседы

Оцениваемые отношения

Критерии повышения оценки

Критерии понижения оценки

Отношение к общеобразовательной подготовке

Высокая успеваемость, уме­лое планирование и эффективное использование времени для самоподготовки, интерес к учению, желание упорно и прилежно учиться, объективная оценка своей учебы

Низкая успеваемость, неумелое планирование и неэффективное использование времени для самоподготов­ки, отсутствие интереса к учению, нежелание учиться, завышенная самооценка успехов в учебе

Отношение к профессии и профессиональной подготовке

Осознанность выбора профессии, умение обосновать мотивы выбора профессии, устойчивость интереса к ней, верное представление о трудностях профессиональной деятельности

Неосознанный выбор профессии, неумение обосновать мотивы выбора профессии, неопределенное отношение к ней, стремление уйти от профессиональных трудностей

Отношение к физической подготовке

Стремление к физическому развитию, высокие показатели физической подготовки, увлечение различными видами спорта, активное участие в спортивных мероприятиях

Безразличное отношение к физическому развитию, низкие показатели физической подготовки, отсутствие увлечения спортом, уклонение от спортивных мероприятий

Отношение к коллективу

Хорошо развитое чувство долга, бескорыстное отношение к общественной работе, желание оказывать помощь товарищам, единство слова и дела

Отсутствие чувства долга, корыстное отношение к общественной работе, нежелание оказывать помощь товарищам, расхождение между словом и делом

Отношение к себе

Преобладание духовных интересов, широкий кругозор, гармоничное развитие, активное стремление к самосовершенствованию личности

Преобладание материальных потребностей, узкий кругозор и неопределенность культурного развития, пассивность, склонность к праздному времяпрепро­вождению

Порядок проведения беседы

Беседа проводится в отдельной комнате, без посторонних, с соблюдением максимального такта и внимательного отношения к собеседнику, который должен быть уверен, что результаты беседы не будут разглашены и будут использованы в его интересах. В начале беседы необходимо установить контакт с собеседником, настроить его на откровенный разговор. Если он не желает отвечать на тот или иной вопрос, не надо настаивать на немедленном и прямом ответе. К этому вопросу можно вернуться в конце беседы.

Большинство исследуемых неохотно отвечают на прямые вопросы. Поэтому сначала нужно заинтересовать собеседника, объяснить ему, почему отвечать на вопросы в его интересах. Кроме того, не нужно объяснять, почему психолога интересует тот или иной факт, касающийся его личной жизни, и как он собирается использовать полученную информацию. Нужно помнить, что и собеседник спрашивает себя: «Почему он хочет это знать? Почему его это интересует?»

При проведении основной части беседы следует стремиться к тому, чтобы собеседник иллюстрировал свою точку зрения примерами своего поведения в тех или иных жизненных ситуациях.

При анализе ответов собеседника необходимо также учитывать, что прямые вопросы (о себе), в отличие от косвенных вопросов (о других), могут порождать неискренность, в связи со стремлением выглядеть лучше, соответствовать социально одобряемым требованиям или из-за боязни показаться нескромным. Поэтому в ходе беседы нужно так формулировать вопросы, чтобы в них не акцентировалось желание получить определенный ответ.

Исходя из возможного стремления некоторых собеседников демонстрировать социально желательные и скрывать социально нежелательные особенности мотивации, необходимо ставить косвенные вопросы. Прием формулирования вопросов, предполагающих ответы за других позволяет вызвать искренность собеседника.

Для изучения профессиональной направленности следует выяснить мотивы выбора профессии, устойчивость интереса к ней. При планировании вопросов необходимо учитывать, что успешность обучения и будущей профессиональной деятельности определяется силой и устойчивостью мотивов.

Важно включить в беседу вопросы, отражающие степень знакомства с профессией. Это связано с различием в мотивации собеседников, знакомых и незнакомых с профессией. Для первых характерна более развитая мотивационная сфера. Значимость этого критерия основана на том, что студенты, имеющие представление о профессии или даже некоторые ее навыки, обладают более устойчивой мотивацией.

Опыт психологической практики свидетельствует, что необходимо предусматривать дублирование вопросов. Это позволяет получить достоверные результаты, что особенно важно при изучении силы и устойчивости мотивов, структуры как содержательных, так и динамических аспектов мотивации. При этом дублирование может выглядеть в виде формулирования вопросов типа: «Какие качества важны для профессионала?» «Какие профессиональные качества важны для вас лично?»

Для диагностики мотивации собеседника можно использовать вопросы о качествах личности, важных для себя и важных для профессии. Качества личности как индикаторы мотивации используются, исходя из понимания их как сочетания мотива и способа поведения при определяющей роли первого. Качества понятны собеседнику и позволяют избежать искажений в ответах. Кроме того, они как бы маскируют цель — изучение мотивации. Совпадение качеств, считающихся важными для себя, с качествами важными для профессии — свидетельство наличия у собеседника устойчивой профессиональной мотивации.

В ходе беседы важное значение имеет анализ самооценки собеседника. Объективность самооценки определяется путем анализа ответов на вопросы. При правильной самооценке собеседник последовательно, откровенно отвечает на вопросы. При завышенной самооценке собеседник склонен к преувеличению своих достоинств и способностей. При заниженной самооценке собеседник склонен к преуменьшению своих достоинств, он проявляет чрезмерную застенчивость, неуверен в себе.

В ходе индивидуальной беседы психолог должен внимательно наблюдать за выражением лица собеседника, мимикой, дыханием, движением рук, интонацией и тембром голоса. По степени проявления этих признаков оценивается нервно-психическая устойчивость:

— оптимальная, характеризующая устойчивость психики;

— перевозбуждение, обусловленное неустойчивостью психики;

— заторможенность, связанная со слабостью нервной системы.

В оптимальном психическом состоянии у собеседника могут наблюдаться следующие изменения: движения губ во время ответов, спокойный внимательный взгляд, легкое покраснение лица, учащенность дыхания, незначительное повышение голоса и увеличение темпа речи, увлеченность и активность в разговоре.

О психическом перевозбуждении собеседника в ходе беседы можно судить по следующим признакам: напряженное выражение лица, сильное сжатие челюстных мышц и губ; движение бровей, моргание, беспокойный взгляд; значительное покраснение лица; резкое увеличение амплитуды движений рук и понижение точности движений, суетливость; учащенное и глубокое дыхание; усиление звучания высоких тонов речи, интонации гнева; нарушение порядка слов в предложениях.

О психической заторможенности собеседника можно судить по таким признакам, как «бедность» мимики, озабоченное выражение лица; угнетенный взгляд, резкое побледнение или появление белых пятен на покрасневшем лице; вялость движений, скованность поз; непроизвольная задержка дыхания; задержка начала ответа на вопрос; тихая и медлительная речь, растягивание слов, переход на шепот; интонации недовольства, подавленность, сонливость.

Общими признаками нервнопсихической неустойчивости психики являются следующие: низкий уровень самоконтроля; подозрительность, враждебность, агрессивность по отношению к проводящему беседу; чрезмерная радость или огорчение; развязное поведение, неестественность поз, жестов, мимики, стремление к самолюбованию.

В ходе беседы могут кратко записываться представляющие интерес ответы собеседника. Запись результатов беседы может заключаться также в отметке наличия или отсутствия определенных качеств (признаков).

Например, низкий уровень общего развития может проявляться в следующем: в отсутствии элементарных знаний, непонимании сущности явлений, ограниченном словарном запасе, примитивности суждений и других признаках. Психолог, проводящий беседу, отмечает признаки, характерные для собеседника. Их обобщение позволяет сделать вывод о развитии тех или иных свойств личности. Запись, однако, не должна носить характер протокола, это может смутить собеседника и снизить его откровенность. Регистрация некоторых данных о собеседнике может проводиться и после завершения беседы, по памяти. После завершения беседы психолог делает выводы о качествах личности собеседника, выявленных данным методом.

6