Христианская антропология

Богословский факультет, заочное отделение, 2006-2007 уч.г.

Контрольная работа по христианской антропологии

КУРС

5 Ф.И.О. студента ПУСТОВОГО ВАДИМА АНАТОЛЬЕВИЧА

Дата выполнения работы

___________________________________

Проанализируйте, как понимается образ Божий свт. Афанасием в «Слове о воплощении»

Св. Афанасий Великий подчеркивает, что образ Божий является средством богопознания: созерцая в себе образ Божий, люди могут приобретать правильное представление о Боге. Именно наличие образа Божия оказывается условием не только стремления человека к Богу, в том числе и в молитве, но и предпосылкой для выполнения поставленной задачи осуществления последнего синтеза — Бога и всех людей. [2, c.122-123]

Приведите примеры проявления всех трех сил души (мыслительной. Раздражительной и желательной).

Какие страсти характерны для каждой из трех сил души.

Существует три вида душевных проявлений:

мыслительная – это внутренняя жизнь души в самой себе;

Это суждения, убеждения вообще, познание действительности, добродетели, науки и искусств. Эти способности образуют рассудок. Созерцаемое же духовным чувством (умом) воспринимается непосредственно, а рассудок непосредственно не постигает, а лишь помышляет о том, что созерцается умом. Память также есть проявление мыслительной силы и основывается на способности души сохранять образы воспринятого умом или посредством чувств. Помимо воспринятого, в памяти находятся также и врожденные понятия и идеи

желательная

-это то, к чему стремится душа или дух;

Она сообщает душе ту напряженность энергии, тот неослабный духовный подъем, которые обеспечивают религиозно-нравственной жизни непрерывность возрастания в добродетели, стойкость, твердость и мужество в борьбе со злом.[4, c.188-189]

Это и аффекты — стремительно и бурно протекающие эмоциональные процессы взрывного характера и настроения, являющиеся устойчивыми и относительно слабо выраженными эмоциональными состояниями, рассматриваются как явления одного и того же порядка. С точки зрения церковной антропологии это — процессы с совершенно различной активностью раздражительной и желательной сил. Если в аффекте задействована прежде всего раздражительная сила, то в настроении преобладающую роль играет желательная сила души. раздражительная, ответственную за активное проявление души вовне.

3. Приведите примеры проявления в повседневной жизни человека антитезы «Образ Божий» — «кожаные ризы».

7 стр., 3316 слов

Образ вожатого

... симпатий и антипатий. Но не стоит без приглашения вторгаться в жизнь ребенка, в его взаимоотношения с другими людьми, в его внутренний ... ваши мысли классифицировать по разделам: чем интересным я занимался в жизни? какие у меня есть способности и таланты? за что ... просто: "вам надо полюбить детей". Взрослый, вкладывающий в ребенка ум и сердце, не остается безразличным к этому ребенку, он идет ...

Выражение «кожаные ризы» — означает физиологическое последствие греха, когда в силу разрыва связи с Богом, человек получил «кожаные ризы», т. е. ограниченность. Человеческие существо оказалось расщепленным и его «части» пришли в разлад. Однако, человек имеет и «образ божий», поскольку в изначальном состоянии человек был вполне совершенным существом. Ситуация изменилась

с грехопадением, когда в естество человеческое входят тленность, смертность и страстность, голод, необходимость считаться с погодными условиями, защищаться от возможных стихийных бедствий,

все это — выражение зависимости человека от внешнего мира.[3, c.154-155]

4. Как соотносятся «потребность» и «страсть» в рамках христианской антропологии.

До грехопадения отношение человека к миру описывалось прежде всего с точки зрения энергии и природной воли, т.е. активного проявления человеческого естества вовне, то в новых условиях это отношение описывается, скорее, с точки зрения потребностей, которые, по определению, и выражают зависимость человека от мира .

На связь наличия потребностей и страстности указывает и современная психология: «Наличие у человека потребностей свидетельствует о том, что он испытывает нужду в чем-то, что находится вне его, — во внешних предметах или в другом человеке; это значит, что он существо страдающее, в этом смысле пассивное». Появившиеся в человеке потребности можно понимать в терминах гомеостазиса и редукции напряжения.

Появление потребностей в совокупности сего желаниями, которые стремяться к наслаждениям, находящимся вне человека, приводит к изменению поведения человека. Страсть включает в себя простое страдательное состояние организма, т.е. «телесную страсть» или «естественную страстность». Однако кроме

— телесной — страсти имеются еще и душевные страсти как некоторые страдательные состояния души. Эти особые страдательные состояния души составляют понимание страсти в узком смысле этого слова. Так, например, рассеянность есть постоянное желание развлечений, или любовь к ним. Страсть имеет место тогда, когда, например, тело и душа человека вынужденно ведутся к действию гневом; гнев является, воздействующим на тело и душу человека. Таким образом, существо может действовать двояким образом: либо в соответствии со своей природой — «по энергии», — в таком случае существо движется «само от себя», либо по страсти, — тогда источником действия является нечто неестественное, не соответствующее природе. Одно и то же проявление может быть и по энергии, и по страсти. Так, нормальная частота пульса — проявление «по энергии», учащенная частота пульса — как неумеренная и несогласная с природой — «по страсти».

Свобода — основная характеристика человеческой личности, а страсть, — это несвободное поведение или, по крайней мере, ограничение свободы. Таким образом, страсть — это состояние человека, при котором он не в состоянии осуществлять свободное поведение в поле определенного мотива, называемого предметом страсти. [1, c.112-115]

Христианская аскетика учит о восьми основных страстях, различающихся главным образом по своему предмету: чревоугодие, блуд (???????, stimulus camis), сребролюбие (, гнев (????, indignatio), печаль (????, tristitia), уныние (??????, acedia), тщеславие (?????????, inanis gloria) и гордость (??????????, superbia).

4 стр., 1968 слов

Человек как биосоциальное существо. Человек – это высшая ступень ...

... особенности человеческого организма, которые составляют биологическую основу деятельности человека как существа социального Человек принадлежит к высшим млекопитающим и образует особый вид ... старость.   Варианты планов Человек как биосоциальное существо. 1)Сущность человеческой природы 1)Сущность человеческой природы. Биопсихосоциальная природа человека. / Человек – продукт творения природы и ...

Критический анализ бихевиористской теории с точки зрения христианской антропологии.

Первое философское положение в отношении бихевиоризма

— натурализм. Натурализм явно противоречит христианской вере: Бог существует и находится над природой, поскольку Он — Создатель природы. Следовательно, догматический натурализм является ошибочным. Существуют такие сверхъестественные сущности, как Бог, ангелы, дьявол и демоны. Но быстрое отметание доктрин натурализма не означает принятие противоположного убеждения — что человек якобы является чисто сверхъестественным существом.

Такие авторы, как Бойвин (Boivin, 1985) отмечали: в то время, как христианство должно отвергнуть бихевиоральное мировоззрение, отрицающее реальность сверхъестественного, будет по-библейски правильным утверждать, что существуют сверхъестественные сущности, взаимодействующие с созданным порядком, а сам имеющийся во вселенной порядок (включая человечество) является чисто естественным.

Христианская вера требует рассматривать личность как частично нематериальное существо. Натурализм бихевиоризма, однако, напоминает нам о гордом недооценивании людьми степени, в которой наше телесное существование обусловлено, сформировано и даже детерминировано некоторыми аспектами нашего опыта. Но, подчеркивая только телесное существование, бихевиористы пропускают ключевой аспект человеческой натуры — взаимодействием тела-души-духа и определённо трансцендентные аспекты нашей натуры.

Бихевиористское отметание ‘психического’ и его взгляд на психику также проблематичен. Если мысль — просто поведенческая диспозиция или побочный продукт происходящего с физическим мозгом, тогда люди не могут выходить за пределы физического порядка. Для доктрины детерминизма это обеспечивает концептуальное заземление. Как мы увидим ниже, такой детерминизм неприемлем. Один из нас прежде высказался по этому поводу (Johns, 1985) так: христианская вера не ведёт к легкому решению вопроса о соотношении психики и мозга, хотя она ставит определенные параметры, внутри которых нужно искать подходящее решение проблемы. Одним из этих параметров должно быть некоторое понятие о том, что мысль — более, чем просто ‘эпифеномен’, как полагают бихевиористы. Христиане не могут принять такую позицию по отношению к убеждениям и мыслям, что они якобы не являются действенными побудителями поведения.

Мы уже очертили то, как бихевиористы мирятся с детерминизмом. Но в бихевиоральных работах нередко приходится читать о ‘свободно проявляемом поведении’, даже ‘свободе’. С этой точки зрения, определенное действие (например, поднятие руки) является свободным, если поведение совпадает с собственным желанием (когда ребенок машет рукой ‘до свиданья’), но не является свободным, когда оно делается против воли (когда руки поднимают во время ограбления или в ответ на стимуляцию моторного кортекса мозга во время операции на мозге).

6 стр., 2993 слов

Социология духовной жизни

... – М.: ЮНИТИ,2002 Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. – М.: 1992 Духовная жизнь общества (общетеоретический подход). 3.1. Духовная жизнь как феномен социальной жизни. 3.2. Природа ментальности, ее место ... движущих пружинах его эволюции. Как влияет двойственная материально-духовная природа самого человека на проблемы формирования духовной жизни общества. Что, на ваш взгляд, всегда было в ...

Христианская вера требует отказа от детерминизма (в таком понимании, что каждое человеческое событие является неминуемым следствием предшествующих событий).

Она требует веры в ограниченную свободу. Некоторые христианские психологи (напр., Bufford, 1981) и отдельные христианские группы имеют такой широкий взгляд на Божье господство, что их можно назвать теологическими детерминистами. Но такая позиция не типична для исторического ортодоксального христианства. Кальвин верил в необходимость отрицания свободы личности, но вслед за Мюллером и Ван де Кемпом мы возразим, что кальвинистское убеждение в Божьем господстве, божественном избрании и порочности человека не может быть приравнено к философскому детерминизму, как он трактуется большинством бихевиористов.

Во многих узких направлениях христианства люди рассматриваются как ответственные, как нравственно виновные субъекты. Ответственность за наши действия, по-видимому, требует способности действовать иначе, чем мы действуем в данной ситуации. Следовательно, с христианской перспективы тотальный детерминизм неприемлем, а ограниченная свобода является существенным убеждением. Христианин, чтобы верить, что мы являемся истинно ответственными существами, способные давать отчет за свои действия перед Богом, должен также верить в то, что личностные выборы порой являются окончательным и решающим фактором в возникновении действия. [3, c.131-132]

Отрицая детерминизм, христиане часто находятся в опасности подписаться под гордым заявлением, что их выборы и действия полностью свободны и не обусловлены материальным существованием.

Какое место может занимать психологическая работа над собой и психологическая помощь на разных этапах духовной жизни, как эти этапы определял св. Феофан затворник.

Опыт православного подвижничества позволяет обнаружить особенности содействия Божественной и человеческой воль на разных этапах духовной жизни. Учение о том, что благодать и человеческое произволение не находятся в причинно-следственной связи, не отрицает, что на определенных этапах духовной жизни, так сказать, «ведущей компонентой» синергии может оказаться то воля Божия, то воля человеческая. Конечно, они по своему действию несоизмеримы, но «ближайшие задачи развития» в духовной жизни определяются то Божественной благодатью, то человеческим произволением. В соответствии с этим свт. Феофан Затворник описывает четыре этапа духовной жизни.

Первый этап относится ко времени, когда человек находится еще вне благодатного богообщения, т.е. вне Церкви. Бог содействует и помогает человеку на пути его духовных исканий. В этот период богообщение можно назвать мысленным, поскольку оно заключается прежде всего в том, что человек, при содействии благодати, изменяет свои взгляды, начинает осознавать свое отношение к Богу. Мера богообщения еще недостаточна. Бог находится как бы вне человека, а человек — вне Бога.

Второй этап – воцерквление. На этом этапе божественное действие на человека характеризуется особым излиянием благодати, никак не соразмерной с усилиями человека.

Третий этап, На этом этапе Бог испытывает произволение человека и как бы скрывает Себя — ведущей компонентой синергии на этом этапе является деятельность и воля человека.

9 стр., 4231 слов

Проблема человек-техника на современном этапе

... Техника даёт человеку «чувство страшного могущества, и она есть пораждение воли к могуществу и к экспансии». Новая форма массовой организации жизни, это технизация жизни разрушает красоту старой ... труда, но она превращает человека в усовершенствованную машину. Машина хочет, чтобы человек принял её образ и подобие. «Но человек есть образ и подобие Бога и не может стать ...

Четвертый

этап — — этап согласия и теснейшего единства Божественной и человеческой воль, здесь снова оказывается невозможно выделить «ведущую компоненту», — но уже потому, что воля Бога и воля человека находятся в неразлучном единстве.

Следует ли адаптировать аскетическую практику для ума, воли и чувств, как они предложены св. Феофаном Затворником к современным условиям, или ее можно применить без специальной адаптации. Ответ обосновать.

Аскетическую практику для ума необходимо адаптировать к современным условиям. Для ума основными упражнениями являются молитва и углубление познания вещей окружающего мира. Рассогласование познания посредством чувств и познания посредством ума, как уже говорилось, приводит к тому, что аффективно окрашенное восприятие вещей часто искажает правильный взгляд на них. Существенным моментом в упражнении воли являются тренировка настойчивости и выработка правильного устроения ума и чувств утром сразу после ночного сна» . В качестве упражнения для чувств предлагается упражнение, которое на языке современной психологии можно назвать своеобразным «рефреймингом»: «когда… чувствам предстоит какой-либо… предмет — отдели в помысле своем то, что есть в нем чувственного и вещественного, от того, что есть в нем от творческого Духа Божеского.[3, c.187-189]

Для исправления воображения и памяти рекомендуется

— молитва. Хотя указанные выше упражнения и необходимы для христианского подвижника, основным делом является молитва. Молитва не ограничивается произнесением слов, но возможна только при работе ума и сердца. Ум должен концентрироваться на смысле произносимых слов, а сердце — чувствовать заключенное в молитвословии.

Литература

Архиеп. Феодор(Поздеевский).

Смысл христианского подвига. М., 1991. С. 133-134.

Афанасий Великий. Слово о воплощении Бога-Слова, и о пришествии Его к нам во плоти // Творения. Кн. 1. М.. 1994. С. 198-200.

Немесий Эмесский. О природе человека. Гл. XII-XIV. М., 1996.

прп. Иоанн Дамаскин. Точное изложение Православной веры. Кн. 2, гл. 19.

Максим Исповедник. Вопросоответы к Фалассию. Вопрос XLII //Творения. Т.2. М., 1993. С. 110.

Максим Исповедник. Вопросоответы к Фалассию. Вопрос XLII //Творения. Т.2. М., 1993. С. 110.

Афанасий Великий. Слово о воплощении Бога Слова и о пришествии Его к нам во плоти // Творения. Т. 1. М., 1994. С. 205.

Немесий Эмесский. Указ. соч. Гл. XIV.

Святые в будущем веке (или на небесах) вещают между собою внутреннее слово, Духом Святым возглашаемое» (св. Григорий Синаит. Главы о заповедях и догматах, гл. 49 // Добротолюбие. Т. 5. М., 1900. С. 189.

Немесий Эмесский. Указ. соч. Гл. XIII.

5