Характер и темперамент

Воронежский институт экономики и социальногоуправления

 

 

Контрольная работа.

Тема:Характер и темперамент.

                                                                 Дисциплина: Психология.

                                                                  Выполнила: Захарова Дарья

                                                                                      Заочного отделения

                                                                                      IIкурс

                                                                  Специальность:Психология.

                                                                  Проверил: Мягков Иван Федорович

2 стр., 791 слов

Тема 3. Возникновение психологии как самостоятельной науки

... открыл все, что можно было открыть в данной теории). Иван Михайлович Сеченов (1829-1905). Другая программа психологии принадлежит русскому физиологу И.М. Сеченову; свои заключения он ... науки. Вильгельм Вундт (1832-1920). Существуют разные классификации первых программ возникновения психологии. Первая такая программа принадлежит немецкому естествоисследователю Вильгельму Вундту (1832-1920), именно ...

ВОРОНЕЖ 2004г.

Содержание работы.

Введение.

1.Отличительные признакихарактера.

2.Формирование характера.

3.Темперамент.

4.Четыре типатемперамента.

Заключение.

Литература.

Введение.

  История учения о характере показываетзначительное разнообразие даже в исходных, позициях при определении этой важ­нейшейстороны личности.

  Термин «характер» введен в обиход науки и жизни древнегреческим ученым ифилософом, другом Аристотеля Теофрастом (1У—Ш вв. до н. э.) Слово«характер» по-гречески означает «черта», «примета», «признак», «особенность»Сохранился небольшой трактат Теофраста о характерах, в котором описаны подуглом зрения сатирика и моралиста 30 характеров. Описание каждого характерадано под знаком одной господствующей, рельефно выраженной черты: «притворство»,«лесть», «скучный рассказчик» и т.п.

  В общем, или широком, смысле слова подхарактером человека надо понимать индивидуальные ярко выраженные и качест­венносвоеобразные психологические черты человека, влияющие  на его поведение и поступки.                              Из этого определения вытекает, что когда речьидет о характере человека, то имеются в виду все его индивидуально выра­женныеи своеобразные психологические черты. Характеризовать человека всегда означаетдать психологию его как индивидуаль­ности, выделить не сумму ее качеств, а течерты, которые отли­чают данного, человека от других людей и вместе с темструктур­но целостны, т. е. представляют собой известное единство.

  При данном  определении характера в широком смыслеслова к характеру можно относить и качества темперамента и способности, еслиони являются ярко выраженными индивиду­альными чертами и при этомвоздействующими на поведение человека.

  Темперамент и характер имеютдостаточно тесную связь между собой, зависят от психофизиологическихособенностей организма и типов нервной высшей деятельности. Однако еслитемперамент изначально закреплен генетически и в процессе жизнедеятельности инвалида в основном постоянен, но этонельзя сказать о характере. Он формируется и изменяется на протяжении всейжизни человека. Свойства темперамента являются наследственными, поэтомучрезвычайноплохо поддаютсяизменению. Исходя из этого усилия человека должны быть направлены прежде всегоне на изменения, а на выявления  иосознание особенностей своего темперамента. Это позволит выявить способыдеятельности, которые  наибольшей степенисоответствуют его природным качествам, природному дарованию.

1.Отличительные признаки характера.

Разныелюди в одних и тех же обстоятельствахпроявляют  разные свойстваличности. Например, при общениисновыми незнакомыми людьми одни робки, застенчивы, сдержанны, молчаливы;другие—самоуверенны, оживленны, разговорчивы.Эти различия объясняются, с одной стороны, отношением человека клюдям, с другой стороны—индивидуальными особенностями темперамента ипсихических процессов. Так как эти различия определяются отношениями личности,мы вправе обозначитьих каксвойства личности. Но в отношениях личности всегда содержится нечтосоциально-типичное. Между тем в описанных различиях проявляется индивидуальноесвоеобразие личности. Поэтому такие индивидуальные различия личности, которыепро­являются лишь в определенных обстоятельствах, мы обозначаем как свойствохарактера. Из сказанноговытекает и другой при­знак характера. Одни и тот же человек проявляет робость изастенчивость: в труде—добросовестность, тщательность, методичность; вобращении со своими вещами—аккуратность, бе­режливость и т. д.

18 стр., 8832 слов

Роль личности педагога в развитии школьной тревожности у подростков

... 1. Место школьной тревожности и личности педагога в учебной среде Тревожность (англ. anxiety) - индивидуальная психологическая особенность, проявляющаяся в склонности человека часто переживать сильную ... Различают несколько видов тревожности, в данной работе особо значимым является понятие школьной тревожности. ) Школьная тревожность характеризуется ожиданием стрессогенных ситуаций у учеников в ...

Таккак свойства характера обусловлены социально-типич­ными отношениями личности,то обнаруживаются они не влюбыхситуациях, а лишь в           социально-типичных.Например, индивидуальные различия между людьми проявляются и в том,как  они едят, ходят, танцуют и т.д. Но в таких индивидуальных  различияххарактер не проявляется, потому что отношение к еде, ходьбе или танцам неявляется социально-типичным. Меж­ду тем различия в общении с людьми, в труде, вучении, дейст­вительно, обусловлены характером, потому что отношения к тру­ду,людям, учению—социально-типичны.     Социально-типичнымиявляются только такие ситуации, которые имеют существенное общественноезначение. Именно поэтому в таких ситуациях проявляются социально-типичныеотношения личности. 

Итак, характер—это индивидуальностьличности. Свойства  характера — такие индивидуально-своеобразныесвойства личности, которые проявляются лишь в типичных ситуациях в зависимостиот социально-типичных отношенийличности,с одной стороны, и от свойств индивидуума, с другой. Из этогоопреде­ления вытекает, что свойства характера следует отличать от такихиндивидуальных психических свойств, которые проявля­ются относительнонезависимо от специфического содержания социально-типичных отношений личности иот  какой-либо ситу­ации. К последним относятсясвойства темперамента и         индиви­дуальныекачественные особенности психических процессов.

     Следует отличить свойствахарактера и от психических со­стояний. Так же, как и свойства характера,психические состоя­ния проявляются в определенной ситуации и притом различнымобразом у разных людей в зависимости от свойств темперамен­та. Но в отличие отсвойств характера, психические состояния не зависят от устойчивого ипостоянного отношения к ситуации. Это различие лучше всего обнаруживается, еслимы сравним тревожность как психическое состояние и тревожность как свойствохарактера. Тревожность проявляется в двигательном беспокойстве, эмоциональномвозбуждении, эмоциональных депрессивных реакциях, состоянии напряжения и т. п.Как психи­ческое состояние тревожность проявляется в любой трудной инапряженной ситуации.

7 стр., 3382 слов

Ощущение и чувствительность как свойства творческой личности

... появляются черты конформной личности. В данной ситуации следует говорить не просто о приспособлении, об адаптации личности, а о фальсификации ... 125-155 является ''оптимальным интеллектом'', такие дети социально адаптированы и превосходят других в эмоциональной стабильности и ... в сфере психосоциального развития. В числе таких свойств и качеств она выделяет: обостренное чувство справедливости; ...

    

     В исследованиях нашейлаборатории показатели тревожности коррелируют со слабостью нервных процессовотносительно возбуждения и с их инертностью (В. В. Белоус, 1967; Л. Д.Василенко, 1967).

Следовательно, она присуща людям меланхолическоготемперамента.

     Вместес тем, существует такая тревожность, которая про­является не в любой трудной инапряженной ситуации, а в ситуации, создающей угрозу для социальной оценкиличности и обусловленной отношением к этой ситуации. Так, в исследованиях Н. С.Уткиной установлено, что контрольная работа в шко­ле, по сравнению стренировочной работой, у учеников слабого типа с активными положительнымимотивами учения высылает характерные для тревожности проявлениянервно-психического напряжения (повышенную отвлекаемость внимания).

Между тем уучеников слабого типа с малоактивными учебными мотивами вызываетнервно-психического напряжения и, следовательно,не является угрожающей. Благодаря такой двоякой обусловленно­стиотношения личности, с одной стороны, и свойствами темпера­мента, с другой,такую тревожность в ситуации угрозы для ре­путации или в ситуации общения слюдьми следует понимать как свойство характера.

     Из сказанного вытекает, чтосвойство характера не только отличается от психического состояния большейустойчивостью и постоянством (Н. Д. Левитов, 1964), но и обусловлено устой­чивымотношением личности. Поэтому нельзя рассматривать пси­хические состояния какпереходную онтогенетическую ступень к свойствам характера. Психическоесостояние не может само собой, по мере того, как оно становится все болеепривычным, устойчивым и постоянным, превратиться в свойство характера необходимоусловие возникновения свойства          характера—фор­мирование устойчивого отношенияличности.

     Свойство характера следуетотличать от ситуативного типа поведения (В. Н. Мясшцев, 1960).

Так же, как исвойство харак­тера, ситуативный тип поведения характеризует индивидуальноесвоеобразие поведения в определенной ситуации. Ситуативный тип поведения, как исвойство характера, в отличии от психического состояния, обусловлен отношениемк данной ситуации. Отличие свойства характера в том, что оно обусловлено не лю­бым,а лишь социально — типичным отношением. В качестве одной из иллюстрацийситуативного типа поведения можно указать на индивидуальные различия в выражениифрустрации. Под фрустрацией понимают  состояниечеловека или животного при таком неудовлетворении каких-либо активных мотивов,которые пре­восходят порог его терпимости. В таком состоянии одни людистремятся «сорвать зло» на ком-либо, даже если он не является подлиннымвиновником неудовлетворения. Другие склонны ви­нить во всем происшедшем самихсебя и проявляют депрессивные реакции. Третьи стараются понизить значениенеприятности  или стараются не замечатьее (Розенцвейг, 1934).

11 стр., 5495 слов

Темперамент и уровень реагирования на стрессовые ситуации личности, ...

... психического расстройства. Объект исследования: темперамент и реагирование на стрессовые ситуации. Предмет исследования: темперамент и уровень реагирования на стрессовые ситуации у личности, страдающей сахарным диабетом. Цель ... возникают острые психозы. Последние имеют вид экзогенной реакции или приобретают характер шизоформных расстройств, в связи с чем возникает необходимость дифференциальной ...

     Эти индивидуальные различияпроявляются лишь в ситуации неудовлетворения и при достаточно активномотношении к этой ситуации. Однако такое состояние неудовлетворения может воз­никнутьпри самых различных мотивах и отношениях личности. Это может бытьнеудовлетворение учебных, игровых, трудовых мотивов или даже органическихвлечений. Поэтому в отношении к ситуации фрустрации нет чего-либосоциально-типичного.

     Бо­лее того, такие ситуации исоответствующие реакции на них присущи не только человеку, но и животным.Поэтому индиви­дуальные различия реакций фрустрации определяют ситуатив­ный типповедения, а не свойство характера.

     Однако, если этииндивидуальные особенности фрустрации проявляются и трудовой ситуации приотрицательной оценке труда и не проявляются при материальных лишениях, то ониуже определяют не ситуативный тин поведения, а свойство ха­рактера. Отсюдаопять-таки вытекает, что ситуативный тип поведения нельзя рассматривать какпереходную степень к свой­ству характера.Для того чтобы возникло свойство характера, недостаточно, чтобы ситуативный тинповедения стал более прочным и устойчивым. Необходимо, чтобы он былобусловлен  социально-типичным отношениемличности.

     Определение каждогоотдельного свойства ха­рактера должно раскрывать общую закономерность его струк­туры.Для того чтобы ее раскрыть, необходимо и достаточно обозначить: 1) ситуации, вкоторых проявляется данное свой­ство характера; 2) социально-типичныеотношения, которые его определяют; 3) типичные свойства индивидуума, которые ле­жатв его основе.

     Всеэти условия, определяющие структуру свойства харак­тера,—это общие, типическиеусловия и потому могут быть обозначены соответствующими общими понятиями —словами. Например, «общительность в узком кругу близких и хорошо знакомыхлюдей, проявляемая по типу флегматического темпе­рамента», или«дисциплинированность на уроке, проявляемая по типу холерическоготемперамента», или «нетерпимость к по­ниженной оценке труда, проявляемая вофрустрированных ре­акциях депрессивного типа».

2.Формирование характера.

     Среди свойств индивидуума, в зависимости откоторых фор­мируются свойства характера, существенную роль, как мы ви­дели,играет тип темперамента, имеющий наследственное про­исхождение. Отсюда, естественно,возникает вопрос, какова вообще роль наследственности в формированиихарактера?          Наиболее надежный путь для разрешения вопроса ороли наследственности и формировании характера—это сравнение их развития угомозиготных и гетерозиготных близнецовпри прочих равных условиях. В силу физиологических причин на­следственныесвойства гомозиготных близнецов одинаковы. Одинаковость же условий воспитанияэлиминируется благодаря сравнению с гетерозиготными близнецами, у которыхусловия воспитания в такой же степени сходны, как и у гомозиготных, нонаследственные свойства различны.

9 стр., 4323 слов

Понятие о темпераменте и его типах

... личность как социальное существо, а свойства личности, обусловленные темпераментом, являются наиболее устойчивыми и долговременными. Объектом исследования является человек. Предмет исследования - темперамент и его типы. ... и мышцы, энергичны, активны, тверды характером, горды, более способны для искусств ... но сильной и продолжительной реакцией. Для холерического темперамента характерен быстрый и сильный ...

     Рольнаследственных задатков проявляется лишь в том, что обусловленныйнаследственностью тип темперамента благоприятствует или противодействуетформированию определенных свойств характера. Но необходимое и определяющееусловие их возникновения—соответствующие внешне социальные условия и условиявоспитания. Вместе с тем, свой­ства характера не представляют собой пассивногоотражения условий развития и воспитания. Это хорошо обнаруживается висследовании Зазо и Готшальдта. Зазо, наблюдая гомозиготных близнецов вмладенческом и дошкольном возрасте в совместных играх и занятиях, обнаружил междуними резкие различия в отношениях властвования—подчинения, активности,инициативности и пассивности. Такие же данные о различиях в свойствах характеранашел и Готшальдт при изучении гомозиготных близнецов в родной семье. Готшальдобъясняет это обостренным у близнецов стремлением не походить друг на друга иискать индивидуальные способы самовыражения. Такое стремление в особенности выражено в подростковомвозрасте в период усиления самосознания. В этом объяснении свойства ха­рактераопределяются не внешними социальными условиями и условиями воспитания, аимманентной тенденцией личности к индивидуализации.Сматериалистической точки зрения такое объяснение не­приемлемо. Кроме того, сэтой точки зрения едва ли можно объяснить различия в свойствах характера угомозиготных близ­нецов в младенческом и младшем дошкольном возрасте, когда  стремление к подражанию и конформизм выраженыи наибольшей степени.

     По отношению к гомозиготнымблизнецам такое объяснение, естественно, имеет совершенно гипотетическийхарактер. Однако по отношению к развитию характера у взрослого человека до­минирующаяроль активных действий и поступков, в его форми­ровании подтверждаетсяэкспериментальными фактами. Так, в клиническим исследовании таким методомизучались измене­ния характера, происходившие в результате острого психологи­ческогоконфликта—инвалидности, отрицательной оценки или недооценки трудовой деятельноеи т. п. При одинаковых внеш­них причинах психологического конфликта врезультате его у разных людей наблюдались изменения характера в противо­положномнаправлении. Например, среди ослепших в результате ранения на фронте одниозлоблялись, замыкались, опускались на более низкий моральный уровень. Другие,наоборот, стано­вились общительными, отзывчивыми, изменялись и расширялись ихинтеллектуальные интересы, повышался уровень активности.

     Такие же различия в изменениихарактера наблюдались в пси­хологических конфликтах, возникших вследствиеотрицательной социальной оценки или недооценки труда. Эти различия в из­мененияххарактера были связаны с исходом психологического конфликта, т. е. с темидействиями и поступками, при помощи которых человек разрешал конфликтную ситуацию.Разумеется, поступок человека в критических обстоятельствах прежде всегозависит от всего предшествующего развития личности и от условий воспитания. Однакодаже при наиболее благоприятных условиях развития и воспитания, в зависимостиот бесконечного многообразия сочетаний внешних  внутренних условий, одни и тот же человекможет решиться на очень различные поступки.

     О том же свидетельствуютфакты, изложенные при рассмотренииусловий формирования личности в обществе в коллективе. Формирование личности

4 стр., 1683 слов

Темперамент, его типы и свойства

... и окружающих. Рассмотрим структуру личности. В нее обычно включаются способности, темперамент, характер, волевые качества, эмоции, мотивация, социальные установки. Темперамент включает качества, от которых зависят реакции человека на других людей ...

целымрядом субъективных факторов, таких, как осознание  рациональное обоснование социальной оценки,соотношение общественного значения и личностного смысла деятельности, самосознаниеи самооценка личности. Лишь благодаря этим опосредующим субъективным факторамреактивные изменения  отношенияхличности, возникшие в ответ на социальные воз действия, превращаются в активные,устойчивые и постоянные свойства личности. Но все эти субъективные факторыформирования личности и составляют те условия, которые определяю активныйхарактер деятельности человека, его действия и поступки.

     Таким образом, и эта группа фактовподтверждает, что свойства характера, как и свойства личности в целом, не представляютсобой пассивный слепок внешних социальных условий жизни и воспитания. Ониформируются в активной деятельности человека, в зависимости от его действий ипоступков. В процессе такой активной деятельности, вместе с тем, и теавтоматизмы поведения, привычки и установки, благодаря которым свойствахарактера приобретают большую определенность, активность, устойчивость ипостоянство. Особое значение в формировании характера имеют действия и поступкив конфликтных ситуациях, в зависимости от которых находится исход и разрешениепсихологического конфликта. Как показывает исследование этих конфликтов,изменения характера в таких случаях в особенности глубоки и устойчивы.

     Но критические обстоятельстваповторяются в течение всей жизни человека. Мы теряем своих близких илиподвергаемся несправедливым обидам, попадаем в сложную трудовую ситу­ацию и т.п. В каждом таком случае, в зависимости от того, на какой поступок решитсячеловек, зависит, как сложится его характер и дальнейшая жизнь. Мы сами создаемсвой характеру своими поступкамина протяжении жизни.

                                          3.Темперамент.                            

Еще самые древние учения о темпераменте сближали егосо строением тела и устанавливали те ткани или жидкости в организме, которыеякобы являются носителями темперамента. Так, господство одного темпераментасвязывалось с преобладанием желчи в организме, другого — с преобладанием кровии т. д. Впоследствии выделились иные факты того же самого порядка; так, Лесгафт указывал на решающее значение, которое имеет длятемперамента широта просвета и толщина стенок сосудов у различных людей. Другиеавторы сближали темперамент с разными внутренними тканями организма, но привсем разли­чии этих взглядов их объединяло общее убеждение, что источникиособеннос­тей темперамента следует искать в индивидуальных особенностяхстроения тела.                         Некоторыми исследователями это учение былооставлено и основательно забыто, и на его место выдвинута теория относительночисто психической сущности темперамента, которая пыталась объяснить разницу втемпераментах раз­ным соотношением психических сил в организме как страстейнизких и высоких, желании чувственных и идеальных, представлении отвлеченных иконкрет­ных. Надо сказать, что если первые попытки объяснения темперамента былибесплодны потому, что они никогда не могли защитить и наглядно подтвердитьпредполагаемую ими связь, то вторые оказались бесплодными по своей приро­де,потому что искомое они выдавали за решение и проблему делали ответом.                                                                                                                             В самомделе, объяснять темперамент через различные соединения психических свойствзначит объяснять idemperidem(тоже через то же), потому что вся проблема темперамента только в том изаключается, чтобы объяснить наличие и преобладание в психике одного человекаодних страстей и представлений, а в психике другого — других. Логический кругявлялся неизбежным пороком почти всех психологических теорий темперамента, и этоспособствовало тому, что проблема как-то отошла на задний план в научной психологии,сделалась предме­том полубеллетристического и полуантропологического описания, или вовсе не находиламеста в серьезных психологических системах, или трактовалась мимоходом инедостаточно глубоко.

12 стр., 5520 слов

Раздел 2. Диагностика индивидуальных различий: темперамента, ...

... темперамента и дает возможность относительно четко ограничить темперамент от других психических образований личности - ее направленности, характера. способностей и др. 3. Типы темперамента ... правило, он трудно сходится с новыми людьми, слабо откликается на внешние впечатления. ... способности к образованию различных тормозных условных реакций, таких, как угасание и дифференцировка. Уравновешенность ...

                                  4.Четыре типа темперамента

     В традиционной психологиииздавна описание темперамента обычно охватывает четыре типа, в основу которыхположено древнее учение относительно ос­новных типов человеческого поведения.Эти типы описываются самым различным образом, но при всех вариациях в ихопределении незыблемыми остаются две основные черты: известная телеснаявыразительность каждого из типов, то обстоятельство, что рисунком можноиллюстрировать темперамент, а также из­вестный характер движений и их темпа какоснова перехода от внешнего пове­ления человека к толкованию его психики. Воткраткая сводка четырех типов, составленная Корниловым применительно к детям:

     Детальная характеристика этихтемпераментов.

     Вот ребенок сангвиническоготемперамента: он худощав, строен, изящен. В своих движениях он слишком быстр иподвижен, даже суетлив; он хватается с горячностью за всякое новое предприятие,но, не имея настойчивости довести его до конца, быстро к нему охладевает. Умего живой и острый, но недостаточ­но глубокий и вдумчивый. Его чувства быстронарастают, но они захватывают его слишкомповерхностно; он жизнерадостен, любит наслаждения и стремится к ним. Вобщем, милое, прелестное дитя, без тревожных дум о будущем, без глубокихсожалений о прошлом.

     Несколькоиного склада ребенок флегматического темперамента. Физически Упитанный, онмедлителен в своих движениях, даже инертен и ленив. Его ум последовательный,вдумчивый и наблюдательный, блещет осведомленностью в ущерб оригинальности итворчеству. Его чувства не горячи, но постоянны; в общем — добродушное, уравновешенноедитя, так мало доставляющее хлопот  своимродителям и воспитателям.

8 стр., 3900 слов

Психомоторные и эмоциональные критерии визуальной диагностики ...

... познавательными и практическими задачами ее изучения. Как один из методов диагностики типов темперамента и акцентуации характера можно выделить визуальную диагностику. 1. Теории и методы исследования ... В данном случае, второй имеет более высокую сензитивность. Реактивность - степень непроизвольности реакций на внешние или внутренние воздействия одинаковой силы (критическое замечание, обидное слово, ...

     Полную противоположность этимдвум слабым типам детей составляют два остальных — сильных типа. Вот ребенок холерического типа. Худощавый истройный, он слишком решителен и быстр, а потому часто опрометчив в своих движениях.Он смел, настойчив и резок в осуществлении своих замыслов. Его острый,проницательный и насмешливый ум слишком категоричен в своих выводах. Егочувства слишком страстны и резки в проявлении своих симпатий и антипатий. Онвластолюбив, мстителен и склонен ко всякого рода борьбе. Ребенок наиболеебеспокойный и наименее уравновешенный, доставляющий так много забот своимруководителям, но зато при благоприятных условиях воспитания многообещающий вбудущем.

     Иного склада ребенокмеланхолического темперамента: сумрачный и не по летам серьезный, он медлителени основателен в проявлениях своей воли.                С сильным, глубоким и вдумчивымумом, он непреклонен и настойчив до фанатизма в своих излюбленных взглядах.Крайне впечатлительный, мрачный и зам­кнутый, он редко проявляет свои чувства.Это рано состарившееся дитя, так мало похожее на жизнерадостного ребенка,внушает своим руководителям и невольное уважение, и затаенную боязнь за егобудущее» (К. Н. Корнилов, 1921, с. 131 — 132).

    

     Для того чтобы перейти оттаких слишком общих иотвлеченных описаний темперамента к более точному его исследованию, необходимонайти               какой-нибудь основнойпризнак, в котором темперамент реализовывался бы с исчерпывающей, несомненнойполнотой и достоверностью, и обратиться к объективно­му изучению этих внешнихсимптомов темперамента.

     Уже из предыдущего ясно, чтов конечном счете мы определяем темперамент по типу движения, котороепроизводится нашими органами, или, иначе, по возможности или готовностидвижений, которые мы угадываем в чертах тела. Следовательно, за основу нашихнаблюдений следует взять акт реакции как основной и целостный элемент, изкоторого составляются все формы поведения. Связывая темперамент с типомреакции, мы приобретаем сразу для суждения об этом вопросе громадныйэкспериментально-психологический материал о временной динамическойхарактеристике реакции.

     Давно установлено, что каждыйиз нас обладает свойственным ему привычным темпом реагирования, и в этомотношении можно разделить люде и по характеру их реакции на быстрых имедленных. Дальнейшая дифференцировка может быть достигнута, если ввести новыймомент в характеристику реакции: динамичности или силы, и тогда изперекрестного сочетания обоих моментов естественно получаются четыре основныхтипа человеческого поведения, которые Корниловым характеризуются как: 1) лица сприродной склонностью к быстрому и сильному способу реагирования —мускульно-активный тип; 2) лица с природной склонностью к быстрому и слабомуспособу реагирования — мускульно-пассивный тип; 3) лица с природной склонностьюк медленному и силь­ному способу реагирования — сенсорно-активный тип; 4) лицас природной склонностью к медленному и слабому способу реагирования — сенсорно пассивныйтип.

     Легко заметить, что этичетыре типа, установленные совершенно вне всякой зависимости от учения отемпераментах, совершенно другим, научным методом приводят к тому же самому и всвоих конечных выводах совершенно совпадают с классическим учением отемпераменте.

     Очевидно, что сангвиниками иназывали и называют обычно людей      мускульно-пассивного типа, реагирующих быстро, возбуждающихся легко, ноне доводящих своих реакций до полной силы и выразительности и погасающих так жебыстро, как и воспламеняющихся. Характеристика холерика совпадает с типоммускульно-активным — реакции сильной и быстрой, и недаром этот темпераментприписывался великим и энергичным историческим деятелям, людям настойчивости иволи. Меланхолик реагирует медленно и сильно и совпадает с сенсорно-активнымтипом.                                             

     Отсюда постоянная как бызамедленность, загруженность или задержка и напряженность в меланхолическихтемпераментах, их способность в течение многих лет привязываться к одной мысли или идее, их видимаянеподвижность, си связанная в лице с какой-то суровой решимостью и мужественнымнапряжением.   И наконец, флегматики — лица с природнойсклонностью к реакции замедленной и ослабленной, люди сенсорно-пассивного типа.

    

     Установление таких четырехтипов, если даже смотреть на них со всей придирчивостью и относиться к нимтолько как к предварительной и ориентировочной научной схеме, обладает темнеоспоримым достоинством, что перево­дит вопрос на объективную почву ипозволяет изучать темперамент со стороны его податливости воспитательнымвоздействиям.

     Вопросом чрезвычайно сложным являетсяопределение границ перевоспитания темперамента, и только с переходом кисследованию его со стороны реак­ции можно экспериментально изучить, возможенли переход лиц с природной склонностью к одному из названных четырех типовреагирования.

    К другому типу в результате воспитательнойвыучки, упражнения, перемены установки и т. д. При этом общие выводыэкспериментальных исследований показали, что все правила перевоспитаниятемпераментов могут быть охвачены одним общим за­коном, имеющим первостепенноезначение для педагогики.

     Всякий человек легко переходит от ослабленногок усиленному типу реакции, т. е. от пассивного к активному способу реагированияи от замедленного к ускоренному.Обратный переход от быстрого к медленному и от сильного к ослабленному типуоказывается чрезвычайно затруднительным и в целом ряде случаев почтиневозможным. Отсюда делается совершенно понятным, что легче всего поддаютсяперевоспитанию лица сенсорно-пассивного типа, т. е. флегматики, которые легкоусваивают форму поведения активных холерических натур. Таковы, по выражениюодного из психологов, все «подставные» исторические фигуры, о которых он оченьостроумно говорит, что это флегматики, притво­рившиеся холериками. Возможен исредний переход от флегматического темпе­рамента к меланхолическому илисангвиническому, так как каждый из них свя­зан с изменением только одногохарактерного момента в возможном и доступ­ном перевоспитанию направлении.Флегматики при ускорении движений легко переходят в сангвиников, а при усилениисвоих реакций приближаются к меланхолическому типу.

     Труднее всего поддается перевоспитаниюгруппа холерических темпераментов, и чего никогда нельзя сделать из холерика —это приучить его к хладнокро­вию при каких бы то ни было обстоятельствах жизни.Но и переходные к флег­матическому темпераменту формы остаются почтинедостижимыми для холери­ка, и он всегда принадлежит к числу трудновоспитываемых детей. В педагоги­ческой литературе детей именно такого типа иназывают не ладящими со средой или непокорными характерами. Промежуточное местов смысле перевоспитания занимают два других темперамента, которые, грубоговоря, можно считать перевоспитываемыми только наполовину: меланхолическийтемперамент легко приближается к холерическому при условии убыстрения егореакции и сангвинический темперамент при некоторых условиях может легко сойтиза холерический. Сангвиник, научив­шийся сильно чувствовать и властно говорить,узнавший в первый раз, что значит сильно хотеть и добиваться своего, уже неможет ни но каким признакам быть отличен от холерика.

.

Заключение.

  Х

арактер нередко сравнивают стемпераментом,а в некоторых случаях и подменяют эти понятия друг другом. В науке средигосподствующих взглядов на взаимоотношенияхарактера и темпераментаможновыделитьчетыре основных:

-отождествление характера итемперамента (Э Кречмер, А. Ружицкий);

-противопоставлениехарактера и темперамента, подчеркивание антагонизма между ними (П. Викторов, В.Вирениус);

-признаниетемперамента элементом характера, его ядром, неизменной частью(С-Л. Рубинштейн, С. Городецкий);

-признание темпераментаприродной основой характера (Л.С. Выготский, Б.Г. Ананьев).

     Исходяизматериалистическогопонимания человеческих явлений,следуетотметить, что общим дляхарактера и темперамента, являетсязависимостьот физиологическихособенностей человека- Формирование характера существеннозависит от свойствтемперамента, болеетесно связанного со свойстваминервной системы.Кроме того,черты характеравозникают тогда,кода темперамент уже достаточноразвит. Характер развивается наоснове,на базе темперамента.Темперамент определяет в характеретакие черты, как уравновешенность или трудность вхождения в новуюситуацию, подвижность или инертность реакции и т.д.Однако темперамент непредопределяет характер, У людейс одинаковыми свойствами темперамента может быть совершенно различныйхарактер. Особенности темперамента могутспособствовать илипротиводействоватьформированию тех или иных чертхарактера.

     Свойства темперамента могут в какой-то степени дажеприходить в противоречие с характером.

     Учеловека со сформировавшимся характером темперамент перестает бытьсамостоятельной формойпроявления личности,а становится его динамическойстороной, заключаясь в определеннойэмоциональной направленности свойствхарактера,определенной скоростипротекания психических процессови проявленийличности,определенной характеристике выразительных движенийи действий личности. Здесь же следуетотметить влияние, оказываемое наформирование характера динамическим стереотипом, т.е.системой условных рефлексов,образующих в ответ на устойчивоповторяющуюся систему раздражителей. Наформирование динамических стереотипов у человека в различныхповторяющихся ситуациях влияет егоотношение кобстановке, врезультатечего могут изменятсявозбуждение,торможение, подвижностьнервных процессов,а,следовательно,общее функциональноесостояние нервной системы. Необходимо также отметить роль в образованиидинамическихстереотипов такжеопределяющую роль в образовании динамическихстереотипов второй сигнальной системы, через которую осуществляютсоциальные воздействия.

     Черты темперамента и характера органическисвязаны и взаимодействуют друг с другом в</