Педагогический институт 2

8

Ю.И. Васекин

Саратовского государственного

университета им. Н.Г. Чернышевского

Характеристика профессионально-педагогических способностей и умений учителя физической культуры и тренера

В книге «Педагогическое мастерство тренера» Деркача А.А. и Исаева А.А. структура педагогических способностей тренера представлена, исхо­дя из концепции Кузьминой Н.В. Авторы учебного пособия «Основы педа­гогического мастерства учителя физической культуры» Решетень И.Н. и др., придерживаясь концепции Кузьминой Н.В., Крутецкого В.А., выделя­ют следующие виды педагогических способностей: дидактические, орга­низаторские, перцептивные, суггестивные, научно-познавательные (акаде­мические).

Несколько шире представлены педагогические способности специалиста физического воспитания и спорта в исследовании Михеева А.И. (г. Москва).

Он классифицирует их в порядке значимости: академиче­ские, организаторские, дидактические, коммуникативные, педагогический такт, мажорные, перцептивные, конструктивные, авторитарные, экспрес­сивные.

Академические: стремление к глубокому овладению профессией. Тренер или учитель физической культуры следит за всем новым, что появ­ляется в избранном виде спорта, умеет обобщать свой опыт, который опи­сывает в дневнике тренера или учителя. Наличие академических способно­стей помогает как тренеру так и учителю повысить уровень квалифика­ции, педагогически грамотно вести как тренировку так и уроки, осуществ­лять воспитательную работу как в секции, так и в классе.

Мажорные способности: вера тренера в свою команду, в отдельного спортсмена, его умение вдохновить на высокий результат, заставить пове­рить в свои силы, заразить хорошим настроением, умело пользоваться шуткой, смехом. В результате как в учебно-тренировочном процессе, так и во время соревнований различного уровня должна царить атмосфера по­вышенной эмоциональности.

Авторитарные способности как тренера, так и учителя физической культуры связаны с требовательностью, влиянием, ответственным выполнением обязанностей, решительностью, настойчивостью, что является составляющими авторитета тренера и учителя физической культуры.

9 стр., 4469 слов

Семинарское занятие № 2. Психология личности учителя физической ...

... Чтобы сформировать умение учителя физической культуры успешно решать педагогические задачи и на ... учителем (урок является инструментом совершенствования собственных педагогических умений, личностных качеств, коммуникативных способностей, речемыслительной деятельности, самосознания).    Компоненты деятельности учителя физкультуры В структуре деятельности учителя физического ...

Перцептивные способности: по внешним проявлениям тренер и учитель физической культуры фиксирует состояние как спортсмена, так и ученика, «улавливает» изменения их внутреннего настроения.

Экспрессивные способности: способность чётко, ясно выражать свои мысли, использовать педагогически целесообразные жесты, мимику. Это способность владеть словом.

Деятельность тренера и учителя физической культуры — педагогиче­ская деятельность, где раскрываются все способности, присущие данной профессии — преподавателя. Вместе с тем тренерская деятельность требует развития специфических способностей, так как он работает со спортсме­нами, спортивная деятельность которых порой протекает на пределах их возможностей (психических, физических, эмоциональных и т.д.).

Направленность работы тренера на достижение спортивного результа­та во взаимосвязи с социально-педагогической стороной вызывает потреб­ность таких способностей, как терпение и желание работать как с коман­дой, так и с отдельным спортсменом ежедневно по несколько часов. В про­цессе тренировок или соревнований быть предельно собранным, а при вы­полнении спортивных упражнений – уметь управлять командой, мобилизо­вать спортсменов на достижение результатов, отличаться деловитостью.

В своей работе Деркач А.А. и Исаев А.А. выделяют три уровня мас­терства тренеров: высокий, средний и низкий.

Для деятельности учителей физической культуры и тренеров высокого уровня мастерства характерным является умение выстроить систему рабо­ты (от постановки задач до их решения и анализа результатов), развитие способностей формировать устойчивый интерес как к спорту, так и к физи­ческой культуре, переносить на занятия и тренировку принципы техниче­ской и тактической подготовки современного спорта. Они отличаются внутренне волевой активностью и целеустремлённостью, самокритично­стью, умело управляют взаимоотношениями, проявляют педагогический такт через совокупность делового и психологического контактов.

Тренеры и учителя физической культуры среднего уровня мастерства не имеют столь развитых способностей в организации учебно-воспитательного процесса. Они увлечены своей работой, но не обладают достаточными умениями целенаправленно планировать конечный резуль­тат своей деятельности. Затруднение вызывает подбор методов, приёмов активизации спортивной и физической деятельности. Порой формально применяют методы педагогического воздействия. Они не могут достаточно квалифицированно проанализировать учебно-воспитательный и учебно-тренировочный процесс или соревнования.

Для учителей физической культуры и тренеров низкого уровня мас­терства характерна стихийность в постановке задач, что ведёт к недопони­манию со стороны учащихся и спортсменов конечной цели. У них плохо развиты гностические, конструктивные умения. Коммуникативные спо­собности находятся на низком уровне: не могут установить доброжела­тельные контакты с некоторыми спортсменами, избежать конфликтных ситуаций. Эти тренеры не способны критически оценить свою педагогиче­скую деятельность.

8 стр., 3722 слов

Психология физической культуры и спорта

... Напряжение в тренировке связано главным образом с процессом деятельности, с необходимостью выполнять все более возрастающую физическую нагрузку. В экстремальных условиях соревнований к этому напряжению ... организма! Волевая регуляция -- факторы сознательного напряжения всех физических и духовных сил, направленных на повышение результативности деятельности. В основе волевой регуляции лежит не только ...

Сухомлинский В.А. писал: «Я твёрдо убеждён, что множество школь­ных конфликтов, нередко оканчивающихся большой бедой, имеют своим источником неумение учителя говорить с учениками».

Способности человека — это не врождённые образования. Они форми­руются и развиваются в процессе профессионально-педагогической подго­товки будущего педагога, в опыте его практической деятельности. Одних специальных способностей, например, в том или ином виде спорта, недостаточно. К сожалению, тезис «Отличный спортсмен — отличный тренер» не оправдывается в практической деятельности. Для достижения высот мас­терства необходимо развивать педагогические способности.

Каковы же пути формирования педагогических способностей? Целе­направленное формирование педагогических способностей начинается ещё в стенах педагогического вуза, когда у студентов складывается образ пред­ставлений о вершинах профессионального мастерства.

Используя знания о вершинах профессионального мастерства, можно успешно осуществлять коррекцию профессиональной деятельности. На семинарских, практических занятиях особое внимание должно быть уделе­но развитию умений ясно, просто говорить, аргументированно доказывать собственную точку зрения, развивать экспрессивно-речевые способности, способность внушать. Средствами решения педагогических задач форми­руется педагогическое воображение, педагогическое предвидение.

Посредством спецкурсов «Педагогическое мастерство», «Профессио­нальное общение», которые читаются на факультете физической культуры, студенты учатся владеть голосом, своими чувствами, настроением, разви­вать умения «читать на лице». Будущие специалисты осваивают специаль­ные педагогические умения, а именно планировать и прогнозировать про­цесс, развития личности спортсмена, предвидеть конечный результат педа­гогического процесса. При этом утверждается мысль, что учитель — это объективный фактор для учащихся, владеющий в большей или меньшей степени искусством общения, пробуждения творчества учащихся, технологией стимулирования, самосовершенствования, самораз­вития. В период обучения в педагогическом вузе на факультете физиче­ской культуры необходимо исследовать факторы, содействующие и пре­пятствующие достижению высокого уровня профессионализма. К сожале­нию, в психолого-педагогической литературе отсутствует разработанная продуктивная модель деятельности тренера в различных видах спорта, да и учителя физической культуры в частности.

Библиографический список

Андриади И.П. Основы педагогического мастерства. М., 1999.

Белоусова В.В. Воспитание в спорте. М., 1987.

Дергач А.А., Исаев А.А. Педагогическое мастерство тренера. М., 1986.

9 стр., 4066 слов

Глава I. Теоретические основы управленческой деятельности руководителя ...

... воспитания, образования, развития личности, ее социальной защиты, полифункциональный характер работы школы по различным направлениям социально-педагогической деятельности, требуют от современного ... разработанности в научных исследованиях проблемы эффективности управленческой деятельности руководителя социально-педагогической системы позволила сформулировать следующее противоречие: между возрастающей ...

Ю.И. Васекин

Педагогический институт

Саратовского государственного

университета им. Н.Г. Чернышевского

Педагогические способности и умения как важные составляющие педагогического мастерства учителя физической культуры и тренера

Немецкий педагог и философ девятнадцатого столетия И.Ф.Гербарт отмечал: «Искусство требует подготовки посредством усвоения науки, подготовки разума и сердца к осуществлению какой-либо деятельности… Конечно, высот искусства достигают только приобретением опыта, текста, навыка, мастерства, но даже и в ходе деятельности познаёт искусство только тот, кто до этого изучал науку и тем самым «настроил» свой разум и тем самым предопределил впечатления, которые может представить ему практический опыт».

Сущность мастерства современного педагога, пути его совершенствования понимаются современными исследователями и практиками как совокупность свойств личности. К наиболее важным свойствам личности они относят его профессиональные способности, педагогическую технику, гуманистическую направленность.

Фундаментом педагогического мастерства являются профессиональные знания: знание преподаваемого предмета, его методика, психология, педагогика.

Чтобы овладеть педагогическим мастерством, необходимы педагоги­ческие способности. Способности — это психологические особенности че­ловека. От них зависит, насколько успешно идёт процесс приобретения знаний, навыков, умений. Эти психологические особенности личности яв­ляются условиями эффективности той или иной деятельности. Способно­сти человека обнаруживаются в динамике их приобретения, то есть в том, насколько глубоко, быстро осуществляется процесс овладения знаниями, умениями. Поэтому было бы ошибкой отождествлять способности и зна­ния, способности и умения.

Кузьмина Н.В. выделяет основные педагогические способности, кото­рые она рассматривает в двух уровнях:

первый уровень — перцептивно — рефлексивный, обращенный к объек­ту и субъекту воспитания;

второй — проективный, обращенный к способам воздействия на объ­ект.

К основным педагогическим способностям, исходя из структуры дея­тельности, Кузьмина Н.В. относит следующие виды способностей.

1. Конструктивные — это способности проектировать личность учащегося, прогнозировать его развитие, проектировать учебно-воспитательный процесс с учетом возрастных и индивидуальных особенностей.

2. Организаторские — способности организовать различные виды дея­тельности учащихся, сделать коллектив средством воздействия на лич­ность, организовать собственный труд.

3. Коммуникативные — способности, способствующие созданию доб­рожелательных взаимоотношений с учащимися, коллегами, родителями учащихся.

4. Гностические — способности изучать личность учащихся как объект воспитания и обучения, изучать процесс и вносить коррекцию. Это и учебно-воспитательные способности делать анализ собственной педагоги­ческой деятельности.

9 стр., 4498 слов

5.Формирование мышления и речи в процессе онтогенез

... обучение языку в школе. Вместе с расширением сферы общения ребенок развивает свою способность использовать речь для установления и поддержания социальных отношений, т.е. прагматический аспект его языка. ... — это движение идей, раскрывающее суть вещей. Итогом мышления как процесса является не образ, а некоторая мысль или идея. Мышление — это особого рода теоретическая и практическая ...

Педагогические способности тесно связаны с общими способностями (особенности речи, ума, наблюдательность и др.) и другими специальными способностями (спортивными, музыкальными, техническими, артистическими).

Кроме того, они связаны с особенностями характера и профессионально-педагогическим интересом.

В исследованиях Сластенина В.А., Крутецкого В.А. педагогические способности раскрываются во взаимосвязи с педагогическими умениями, навыками и свойствами личности.

Термин «умения» обозначает «владение сложной системой психиче­ских и практических действий, которые необходимы для действий, кото­рые необходимы для целесообразной регуляции деятельности, имеющи­мися у субъекта знаниями и навыками», так отмечал в своих исследовани­ях А.В. Петровский. В данном случае подчеркивается регулятивная функ­ция умений. А вот Абдулина О.А. понимает под умениями: «владение способами обучения и воспитания, основанными на сознательном исполь­зовании психолого-педагогических знаний». Часто «умение» отождествля­ется со способностью, так утверждает Степанов А.А.

Щербаков А.А. пишет: «Педагогические умения — это владение функциональной системой психических и практических действий и операций, направленных на управление умственной деятельностью учащихся в про­цессе их обучения, развития и воспитания. Для формирования педагогиче­ских умений большое значение имеют субъективная готовность учителей и их способность реализовать свои знания, а также разнообразные элемен­тарные умения и навыки работы с детским коллективом в практических действиях».

Структурный анализ педагогических способностей представлен в ис­следованиях Крутецкого В.А., Надбаевой СВ. и других. Например, Крутецкий В.А. выделяет три группы педагогических способностей.

1. Личностные — расположенность к детям, терпение, самообладание, способность быть оптимистом, быть бодрым, жизнерадостным и т.д.

2. Дидактические — способности доступно, ясно объяснять, иметь ораторские способности, способности в области преподаваемой науки.

3.Организационно — коммуникативные — организаторские способно­сти; перцептивные способности, т.е. способности проникнуть во внутрен­ний мир ребёнка; способность внушать, т.е. способность волевого воздей­ствия; педагогическое воображение; педагогический такт; коммуникатив­ные способности, т.е. способности выстраивать педагогически-целесообразное общение.

Другие исследователи под руководством Зязюна И.А. определяют шесть ведущих способностей личности к педагогической деятельности.

1. Коммуникативность, включая общительность, доброжелательность, расположенность к людям.

2. Перцетивные способности — наблюдательность, эмпатия, интуиция.

3. Динамизм личности — способность к волевому воздействию и логическому убеждению.

4. Эмоциональная устойчивость — способность к самообладанию, к саморегуляции.

5. Оптимистическое прогнозирование, основанное на положительном в личности воспитанника.

4 стр., 1839 слов

Особенности монологической речи

... абсолютно также, как и он. Эго­центрическая речь характеризуется неспособностью говорящего воспринять точку зрения собеседника с целью понять его или воздействовать на него: здесь вместо ... обратный по направлению процесс, идущий извне внутрь, процесс испарения речи в мысль». Н. И. Жинкин обосновал трактовку внутренней речи как механизма речемыслительной деятельности — субъективного языка, языка- ...

6.Креативность — способность к творчеству.

Остановимся подробнее на перцептивных способностях учителя фи­зической культуры и тренера в том числе, столь важных для принятия ре­шения в педагогической ситуации. Способность наблюдать проявляется в наличии умений слушать, видеть, анализировать происходящее. Как раз­вить в себе наблюдательность? Существуют различные методики. Однако сначала необходимо провести тест на выявление умения, слушать, кото­рый является критерием коммуникабельности.

Овладеть искусством слышать помогут следующие рекомендации.

1. Развивайте свои способности. Старайтесь сдерживать себя от по­пытки прервать говорящего. Покажите заинтересованность в полученной информации. Если вам что-то неясно, попросите, повторить или пояснить.

2. Дайте время высказаться. Не старайтесь подгонять говорящего. Не показывайте своим поведением своё нетерпение.

3. Проявите полное внимание. Заинтересованность можно показать жестом, мимикой.

4. Повторите высказывание говорящего. Чтобы избежать неясности, повторите главные мысли собеседника с целью выяснить, то ли он имел ввиду.

5. Избегайте поспешных выводов. Это один из главных барьеров эф­фективности общения. Следует понять точку зрения собеседника или ход его мыслей до конца.

6. Не заостряйте внимание на разговорных особенностях собеседника — «Какой медлительный!», «Какой надоедливый!», «Какой монотонный субъект!» — такие мысли возникают, если вы нетерпеливы. Если вы считае­те себя хорошим собеседником, вас не должны отвлекать манеры партне­ра.

7. Спокойно реагируйте на высказывания собеседника. Излишняя убеждённость в правоте или чрезмерное возбуждение влияет на восприятие другого собеседника. Находите суть высказывания, не разбрасывай­тесь по мелочам.

8. Не лицемерьте. Не притворяйтесь. Собеседник, увидев ваше подчеркнутое внимание или рассеянный взгляд, теряет нить разговора.

9. Не отвлекайтесь. Плохого слушателя отвлекает всё: сирена на улице, телефонный звонок, хождение людей.

10. Ищите истинный смысл слов собеседника. Информация собесед­ника дополняется мимикой, жестами, интонацией, положением тела.

11. Следите за главной мыслью, не отвлекайтесь на частные факты. Хороший слушатель анализирует, какие факты являются побочными, второстепенными, а какие — главными, основополагающими.

12. Не монополизируйте разговор. Плохой слушатель занимает доминирующее положение в любой ситуации. «Входные отверстия» его разума настолько закрыты, что не впускают новых идей, мыслей.

13. Приспосабливайте темп мышления к речи. Скорость мышления в 3-4 раза опережает скорость речи. Когда мы слушаем собеседника, мы не пассивны: наш мозг усиленно работает. Плохой слушатель может прервать собеседника, сказав: «Всё ясно», либо выключит внимание, что приведёт к пробелу информации.

Развивать наблюдательность помогут упражнения, предложенные Ле­онтьевым А.А. в книге «Педагогическое общение». В основном процесс слушания проходит пассивно. Нас окружают звуки, мы слышим их, но по-настоящему не вслушиваемся, если не обращаем на это специально наше внимание. Когда же наше вни­мание полностью сосредоточено на том, о чём говорят, то этот процесс становится активным.

4 стр., 1910 слов

Речь человека

... ожидание и напряженность у собеседника. Говорит в одинаковом темпе, не ускоряя речь, если в этом ... является частью условий корректности речевого акта: мысли говорящего правдиво отражаются в выражаемых речевых актах. ... аргументации является излишне перегруженным, если говорящий знает, что слушающий уже убедился в той точке ... ней есть своя логика»; «Я могу понять, почему Вы так поступили, но согласиться с ...

Каковы же принципы слушания, следуя которым можно уже в процес­се обучения в институте выработать некоторые навыки, умения, необхо­димые для будущей профессии?

Предлагаем следующие принципы.

1. Слушайте вежливо. Когда говорит однокурсник или коллега по ра­боте, помните, что вы обязаны быть вежливым по отношению к нему. Хо­рошего слушателя отличают хорошие манеры: он слушает и больше ниче­го не делает. Не позволяйте себе быть бестактным. Будьте терпеливы и спокойны, когда видите затруднения говорящего. Вы будете благодарны окружающим, оказавшись сами в подобной ситуации.

2. Вслушивайтесь в речь говорящего. Великий враг ваш, который ме­шает слушать, — это невнимательность, когда ваши мысли уносятся далеко, и вы вынуждены заставлять себя вернуться к предмету разговора. Сле­дующее правило поможет вам: слушай, чтобы понять и воспроизвести, что сказано. Конечно, мы не можем все запоминать, но память можно трени­ровать и систематической тренировкой добиваться успеха. Следует обра­тить внимание на главные мысли говорящего и зафиксировать их в памяти.

3. Слушай, чтобы понять структуру выступления. Ничего сверхъестественного здесь нет. Говорящий сам остановится на выделении главного или даст понять, что это главные идеи его речи. Слушающему остаётся спросить себя: «Каков предмет разговора?» и «Как идёт процесс аргументации?».

4. Слушайте, чтобы понять главные мысли. Сразу после окончания речи (вступления и основной части) слушающий спрашивает себя:

1. Какие аргументы он привёл для главных мыслей (идей)?

2 . Какие факты выступают как доказательство?

Говорящий сам дает понять, что является главным в его речи логиче­ским ударением, паузой, жестом, звучанием голоса. Переходом от одной мысли к другой могут быть слова «таким образом», «с другой стороны», «итак», «например». Слова «в заключение», «в итоге» и др., говорят о том, что говорящий делает резюме, где могут прозвучать главные мысли ещё раз.

5. Слушайте с долей критики. Критически слушающий человек вы­ступает в роли судьи. Он дает оценку услышанного ещё в период говорения.

Умение слушать — большое искусство. Условиями для эффективного восприятия являются устойчивое внимание, визуальный контакт, положи­тельный язык поз, жестов, мимики, отражение чувств, уточнение сказанно­го, оптимальная дистанция общения.

Плохих слушателей отличает то, что в момент восприятия речи они иногда бывают нетерпеливыми (не слушают, перебивают, скорее бы самим высказаться), не проявляют внимания к речи, не понимают чувств говоря­щего, а иногда и подавляют желание высказаться своим сверхвниманием. Хотя на процесс слушания могут повлиять объективные и субъективные причины. К объективным относится влияние внешних условий (шум, звон­ки, хождение людей).

К субъективным причинам — стиль речи, дикция го­ворящего, его назидательность, психическое состояние слушающего (утомление, раздражение, болезни и т.д.), а порой и его отрицательная ус­тановка на речь собеседника или лектора («ничего нового не скажет»).

10 стр., 4830 слов

Принципы организации и задачи службы медицины

... В основу организации сил и средств МС ГЗ положены следующие принципы. 1.Территориально-производственный принцип (создаются в основном на базе существующих учреждений и органов здравоохранения). ... мед. помощи (ЭМП). 2. СМК организуется по территориально-производственному и региональному принципу и представлена трехуровневой структурой: федеральной, региональной и территориальной. 3. Управление и ...

Таким образом, изложенные принципы и рекомендации по выработке умений слушать продвинут студентов факультета физической культуры во время педагогической практики, учителей и тренеров в процессе своей профессиональной деятельности на новую ступень в развитии коммуника­тивных способностей.

Библиографический список

Андриади И.П. Основы педагогического мастерства. М., 1999.

Белоусова В.В. Воспитание в спорте. М., 1987.