8
Ю.И. Васекин
Саратовского государственного
университета им. Н.Г. Чернышевского
Характеристика профессионально-педагогических способностей и умений учителя физической культуры и тренера
В книге «Педагогическое мастерство тренера» Деркача А.А. и Исаева А.А. структура педагогических способностей тренера представлена, исходя из концепции Кузьминой Н.В. Авторы учебного пособия «Основы педагогического мастерства учителя физической культуры» Решетень И.Н. и др., придерживаясь концепции Кузьминой Н.В., Крутецкого В.А., выделяют следующие виды педагогических способностей: дидактические, организаторские, перцептивные, суггестивные, научно-познавательные (академические).
Несколько шире представлены педагогические способности специалиста физического воспитания и спорта в исследовании Михеева А.И. (г. Москва).
Он классифицирует их в порядке значимости: академические, организаторские, дидактические, коммуникативные, педагогический такт, мажорные, перцептивные, конструктивные, авторитарные, экспрессивные.
Академические: стремление к глубокому овладению профессией. Тренер или учитель физической культуры следит за всем новым, что появляется в избранном виде спорта, умеет обобщать свой опыт, который описывает в дневнике тренера или учителя. Наличие академических способностей помогает как тренеру так и учителю повысить уровень квалификации, педагогически грамотно вести как тренировку так и уроки, осуществлять воспитательную работу как в секции, так и в классе.
Мажорные способности: вера тренера в свою команду, в отдельного спортсмена, его умение вдохновить на высокий результат, заставить поверить в свои силы, заразить хорошим настроением, умело пользоваться шуткой, смехом. В результате как в учебно-тренировочном процессе, так и во время соревнований различного уровня должна царить атмосфера повышенной эмоциональности.
Авторитарные способности как тренера, так и учителя физической культуры связаны с требовательностью, влиянием, ответственным выполнением обязанностей, решительностью, настойчивостью, что является составляющими авторитета тренера и учителя физической культуры.
Семинарское занятие № 2. Психология личности учителя физической ...
... Чтобы сформировать умение учителя физической культуры успешно решать педагогические задачи и на ... учителем (урок является инструментом совершенствования собственных педагогических умений, личностных качеств, коммуникативных способностей, речемыслительной деятельности, самосознания). Компоненты деятельности учителя физкультуры В структуре деятельности учителя физического ...
Перцептивные способности: по внешним проявлениям тренер и учитель физической культуры фиксирует состояние как спортсмена, так и ученика, «улавливает» изменения их внутреннего настроения.
Экспрессивные способности: способность чётко, ясно выражать свои мысли, использовать педагогически целесообразные жесты, мимику. Это способность владеть словом.
Деятельность тренера и учителя физической культуры — педагогическая деятельность, где раскрываются все способности, присущие данной профессии — преподавателя. Вместе с тем тренерская деятельность требует развития специфических способностей, так как он работает со спортсменами, спортивная деятельность которых порой протекает на пределах их возможностей (психических, физических, эмоциональных и т.д.).
Направленность работы тренера на достижение спортивного результата во взаимосвязи с социально-педагогической стороной вызывает потребность таких способностей, как терпение и желание работать как с командой, так и с отдельным спортсменом ежедневно по несколько часов. В процессе тренировок или соревнований быть предельно собранным, а при выполнении спортивных упражнений – уметь управлять командой, мобилизовать спортсменов на достижение результатов, отличаться деловитостью.
В своей работе Деркач А.А. и Исаев А.А. выделяют три уровня мастерства тренеров: высокий, средний и низкий.
Для деятельности учителей физической культуры и тренеров высокого уровня мастерства характерным является умение выстроить систему работы (от постановки задач до их решения и анализа результатов), развитие способностей формировать устойчивый интерес как к спорту, так и к физической культуре, переносить на занятия и тренировку принципы технической и тактической подготовки современного спорта. Они отличаются внутренне волевой активностью и целеустремлённостью, самокритичностью, умело управляют взаимоотношениями, проявляют педагогический такт через совокупность делового и психологического контактов.
Тренеры и учителя физической культуры среднего уровня мастерства не имеют столь развитых способностей в организации учебно-воспитательного процесса. Они увлечены своей работой, но не обладают достаточными умениями целенаправленно планировать конечный результат своей деятельности. Затруднение вызывает подбор методов, приёмов активизации спортивной и физической деятельности. Порой формально применяют методы педагогического воздействия. Они не могут достаточно квалифицированно проанализировать учебно-воспитательный и учебно-тренировочный процесс или соревнования.
Для учителей физической культуры и тренеров низкого уровня мастерства характерна стихийность в постановке задач, что ведёт к недопониманию со стороны учащихся и спортсменов конечной цели. У них плохо развиты гностические, конструктивные умения. Коммуникативные способности находятся на низком уровне: не могут установить доброжелательные контакты с некоторыми спортсменами, избежать конфликтных ситуаций. Эти тренеры не способны критически оценить свою педагогическую деятельность.
Психология физической культуры и спорта
... Напряжение в тренировке связано главным образом с процессом деятельности, с необходимостью выполнять все более возрастающую физическую нагрузку. В экстремальных условиях соревнований к этому напряжению ... организма! Волевая регуляция -- факторы сознательного напряжения всех физических и духовных сил, направленных на повышение результативности деятельности. В основе волевой регуляции лежит не только ...
Сухомлинский В.А. писал: «Я твёрдо убеждён, что множество школьных конфликтов, нередко оканчивающихся большой бедой, имеют своим источником неумение учителя говорить с учениками».
Способности человека — это не врождённые образования. Они формируются и развиваются в процессе профессионально-педагогической подготовки будущего педагога, в опыте его практической деятельности. Одних специальных способностей, например, в том или ином виде спорта, недостаточно. К сожалению, тезис «Отличный спортсмен — отличный тренер» не оправдывается в практической деятельности. Для достижения высот мастерства необходимо развивать педагогические способности.
Каковы же пути формирования педагогических способностей? Целенаправленное формирование педагогических способностей начинается ещё в стенах педагогического вуза, когда у студентов складывается образ представлений о вершинах профессионального мастерства.
Используя знания о вершинах профессионального мастерства, можно успешно осуществлять коррекцию профессиональной деятельности. На семинарских, практических занятиях особое внимание должно быть уделено развитию умений ясно, просто говорить, аргументированно доказывать собственную точку зрения, развивать экспрессивно-речевые способности, способность внушать. Средствами решения педагогических задач формируется педагогическое воображение, педагогическое предвидение.
Посредством спецкурсов «Педагогическое мастерство», «Профессиональное общение», которые читаются на факультете физической культуры, студенты учатся владеть голосом, своими чувствами, настроением, развивать умения «читать на лице». Будущие специалисты осваивают специальные педагогические умения, а именно планировать и прогнозировать процесс, развития личности спортсмена, предвидеть конечный результат педагогического процесса. При этом утверждается мысль, что учитель — это объективный фактор для учащихся, владеющий в большей или меньшей степени искусством общения, пробуждения творчества учащихся, технологией стимулирования, самосовершенствования, саморазвития. В период обучения в педагогическом вузе на факультете физической культуры необходимо исследовать факторы, содействующие и препятствующие достижению высокого уровня профессионализма. К сожалению, в психолого-педагогической литературе отсутствует разработанная продуктивная модель деятельности тренера в различных видах спорта, да и учителя физической культуры в частности.
Библиографический список
Андриади И.П. Основы педагогического мастерства. М., 1999.
Белоусова В.В. Воспитание в спорте. М., 1987.
Дергач А.А., Исаев А.А. Педагогическое мастерство тренера. М., 1986.
Глава I. Теоретические основы управленческой деятельности руководителя ...
... воспитания, образования, развития личности, ее социальной защиты, полифункциональный характер работы школы по различным направлениям социально-педагогической деятельности, требуют от современного ... разработанности в научных исследованиях проблемы эффективности управленческой деятельности руководителя социально-педагогической системы позволила сформулировать следующее противоречие: между возрастающей ...
Ю.И. Васекин
Педагогический институт
Саратовского государственного
университета им. Н.Г. Чернышевского
Педагогические способности и умения как важные составляющие педагогического мастерства учителя физической культуры и тренера
Немецкий педагог и философ девятнадцатого столетия И.Ф.Гербарт отмечал: «Искусство требует подготовки посредством усвоения науки, подготовки разума и сердца к осуществлению какой-либо деятельности… Конечно, высот искусства достигают только приобретением опыта, текста, навыка, мастерства, но даже и в ходе деятельности познаёт искусство только тот, кто до этого изучал науку и тем самым «настроил» свой разум и тем самым предопределил впечатления, которые может представить ему практический опыт».
Сущность мастерства современного педагога, пути его совершенствования понимаются современными исследователями и практиками как совокупность свойств личности. К наиболее важным свойствам личности они относят его профессиональные способности, педагогическую технику, гуманистическую направленность.
Фундаментом педагогического мастерства являются профессиональные знания: знание преподаваемого предмета, его методика, психология, педагогика.
Чтобы овладеть педагогическим мастерством, необходимы педагогические способности. Способности — это психологические особенности человека. От них зависит, насколько успешно идёт процесс приобретения знаний, навыков, умений. Эти психологические особенности личности являются условиями эффективности той или иной деятельности. Способности человека обнаруживаются в динамике их приобретения, то есть в том, насколько глубоко, быстро осуществляется процесс овладения знаниями, умениями. Поэтому было бы ошибкой отождествлять способности и знания, способности и умения.
Кузьмина Н.В. выделяет основные педагогические способности, которые она рассматривает в двух уровнях:
первый уровень — перцептивно — рефлексивный, обращенный к объекту и субъекту воспитания;
второй — проективный, обращенный к способам воздействия на объект.
К основным педагогическим способностям, исходя из структуры деятельности, Кузьмина Н.В. относит следующие виды способностей.
1. Конструктивные — это способности проектировать личность учащегося, прогнозировать его развитие, проектировать учебно-воспитательный процесс с учетом возрастных и индивидуальных особенностей.
2. Организаторские — способности организовать различные виды деятельности учащихся, сделать коллектив средством воздействия на личность, организовать собственный труд.
3. Коммуникативные — способности, способствующие созданию доброжелательных взаимоотношений с учащимися, коллегами, родителями учащихся.
4. Гностические — способности изучать личность учащихся как объект воспитания и обучения, изучать процесс и вносить коррекцию. Это и учебно-воспитательные способности делать анализ собственной педагогической деятельности.
5.Формирование мышления и речи в процессе онтогенез
... обучение языку в школе. Вместе с расширением сферы общения ребенок развивает свою способность использовать речь для установления и поддержания социальных отношений, т.е. прагматический аспект его языка. ... — это движение идей, раскрывающее суть вещей. Итогом мышления как процесса является не образ, а некоторая мысль или идея. Мышление — это особого рода теоретическая и практическая ...
Педагогические способности тесно связаны с общими способностями (особенности речи, ума, наблюдательность и др.) и другими специальными способностями (спортивными, музыкальными, техническими, артистическими).
Кроме того, они связаны с особенностями характера и профессионально-педагогическим интересом.
В исследованиях Сластенина В.А., Крутецкого В.А. педагогические способности раскрываются во взаимосвязи с педагогическими умениями, навыками и свойствами личности.
Термин «умения» обозначает «владение сложной системой психических и практических действий, которые необходимы для действий, которые необходимы для целесообразной регуляции деятельности, имеющимися у субъекта знаниями и навыками», так отмечал в своих исследованиях А.В. Петровский. В данном случае подчеркивается регулятивная функция умений. А вот Абдулина О.А. понимает под умениями: «владение способами обучения и воспитания, основанными на сознательном использовании психолого-педагогических знаний». Часто «умение» отождествляется со способностью, так утверждает Степанов А.А.
Щербаков А.А. пишет: «Педагогические умения — это владение функциональной системой психических и практических действий и операций, направленных на управление умственной деятельностью учащихся в процессе их обучения, развития и воспитания. Для формирования педагогических умений большое значение имеют субъективная готовность учителей и их способность реализовать свои знания, а также разнообразные элементарные умения и навыки работы с детским коллективом в практических действиях».
Структурный анализ педагогических способностей представлен в исследованиях Крутецкого В.А., Надбаевой СВ. и других. Например, Крутецкий В.А. выделяет три группы педагогических способностей.
1. Личностные — расположенность к детям, терпение, самообладание, способность быть оптимистом, быть бодрым, жизнерадостным и т.д.
2. Дидактические — способности доступно, ясно объяснять, иметь ораторские способности, способности в области преподаваемой науки.
3.Организационно — коммуникативные — организаторские способности; перцептивные способности, т.е. способности проникнуть во внутренний мир ребёнка; способность внушать, т.е. способность волевого воздействия; педагогическое воображение; педагогический такт; коммуникативные способности, т.е. способности выстраивать педагогически-целесообразное общение.
Другие исследователи под руководством Зязюна И.А. определяют шесть ведущих способностей личности к педагогической деятельности.
1. Коммуникативность, включая общительность, доброжелательность, расположенность к людям.
2. Перцетивные способности — наблюдательность, эмпатия, интуиция.
3. Динамизм личности — способность к волевому воздействию и логическому убеждению.
4. Эмоциональная устойчивость — способность к самообладанию, к саморегуляции.
5. Оптимистическое прогнозирование, основанное на положительном в личности воспитанника.
Особенности монологической речи
... абсолютно также, как и он. Эгоцентрическая речь характеризуется неспособностью говорящего воспринять точку зрения собеседника с целью понять его или воздействовать на него: здесь вместо ... обратный по направлению процесс, идущий извне внутрь, процесс испарения речи в мысль». Н. И. Жинкин обосновал трактовку внутренней речи как механизма речемыслительной деятельности — субъективного языка, языка- ...
6.Креативность — способность к творчеству.
Остановимся подробнее на перцептивных способностях учителя физической культуры и тренера в том числе, столь важных для принятия решения в педагогической ситуации. Способность наблюдать проявляется в наличии умений слушать, видеть, анализировать происходящее. Как развить в себе наблюдательность? Существуют различные методики. Однако сначала необходимо провести тест на выявление умения, слушать, который является критерием коммуникабельности.
Овладеть искусством слышать помогут следующие рекомендации.
1. Развивайте свои способности. Старайтесь сдерживать себя от попытки прервать говорящего. Покажите заинтересованность в полученной информации. Если вам что-то неясно, попросите, повторить или пояснить.
2. Дайте время высказаться. Не старайтесь подгонять говорящего. Не показывайте своим поведением своё нетерпение.
3. Проявите полное внимание. Заинтересованность можно показать жестом, мимикой.
4. Повторите высказывание говорящего. Чтобы избежать неясности, повторите главные мысли собеседника с целью выяснить, то ли он имел ввиду.
5. Избегайте поспешных выводов. Это один из главных барьеров эффективности общения. Следует понять точку зрения собеседника или ход его мыслей до конца.
6. Не заостряйте внимание на разговорных особенностях собеседника — «Какой медлительный!», «Какой надоедливый!», «Какой монотонный субъект!» — такие мысли возникают, если вы нетерпеливы. Если вы считаете себя хорошим собеседником, вас не должны отвлекать манеры партнера.
7. Спокойно реагируйте на высказывания собеседника. Излишняя убеждённость в правоте или чрезмерное возбуждение влияет на восприятие другого собеседника. Находите суть высказывания, не разбрасывайтесь по мелочам.
8. Не лицемерьте. Не притворяйтесь. Собеседник, увидев ваше подчеркнутое внимание или рассеянный взгляд, теряет нить разговора.
9. Не отвлекайтесь. Плохого слушателя отвлекает всё: сирена на улице, телефонный звонок, хождение людей.
10. Ищите истинный смысл слов собеседника. Информация собеседника дополняется мимикой, жестами, интонацией, положением тела.
11. Следите за главной мыслью, не отвлекайтесь на частные факты. Хороший слушатель анализирует, какие факты являются побочными, второстепенными, а какие — главными, основополагающими.
12. Не монополизируйте разговор. Плохой слушатель занимает доминирующее положение в любой ситуации. «Входные отверстия» его разума настолько закрыты, что не впускают новых идей, мыслей.
13. Приспосабливайте темп мышления к речи. Скорость мышления в 3-4 раза опережает скорость речи. Когда мы слушаем собеседника, мы не пассивны: наш мозг усиленно работает. Плохой слушатель может прервать собеседника, сказав: «Всё ясно», либо выключит внимание, что приведёт к пробелу информации.
Развивать наблюдательность помогут упражнения, предложенные Леонтьевым А.А. в книге «Педагогическое общение». В основном процесс слушания проходит пассивно. Нас окружают звуки, мы слышим их, но по-настоящему не вслушиваемся, если не обращаем на это специально наше внимание. Когда же наше внимание полностью сосредоточено на том, о чём говорят, то этот процесс становится активным.
Речь человека
... ожидание и напряженность у собеседника. Говорит в одинаковом темпе, не ускоряя речь, если в этом ... является частью условий корректности речевого акта: мысли говорящего правдиво отражаются в выражаемых речевых актах. ... аргументации является излишне перегруженным, если говорящий знает, что слушающий уже убедился в той точке ... ней есть своя логика»; «Я могу понять, почему Вы так поступили, но согласиться с ...
Каковы же принципы слушания, следуя которым можно уже в процессе обучения в институте выработать некоторые навыки, умения, необходимые для будущей профессии?
Предлагаем следующие принципы.
1. Слушайте вежливо. Когда говорит однокурсник или коллега по работе, помните, что вы обязаны быть вежливым по отношению к нему. Хорошего слушателя отличают хорошие манеры: он слушает и больше ничего не делает. Не позволяйте себе быть бестактным. Будьте терпеливы и спокойны, когда видите затруднения говорящего. Вы будете благодарны окружающим, оказавшись сами в подобной ситуации.
2. Вслушивайтесь в речь говорящего. Великий враг ваш, который мешает слушать, — это невнимательность, когда ваши мысли уносятся далеко, и вы вынуждены заставлять себя вернуться к предмету разговора. Следующее правило поможет вам: слушай, чтобы понять и воспроизвести, что сказано. Конечно, мы не можем все запоминать, но память можно тренировать и систематической тренировкой добиваться успеха. Следует обратить внимание на главные мысли говорящего и зафиксировать их в памяти.
3. Слушай, чтобы понять структуру выступления. Ничего сверхъестественного здесь нет. Говорящий сам остановится на выделении главного или даст понять, что это главные идеи его речи. Слушающему остаётся спросить себя: «Каков предмет разговора?» и «Как идёт процесс аргументации?».
4. Слушайте, чтобы понять главные мысли. Сразу после окончания речи (вступления и основной части) слушающий спрашивает себя:
1. Какие аргументы он привёл для главных мыслей (идей)?
2 . Какие факты выступают как доказательство?
Говорящий сам дает понять, что является главным в его речи логическим ударением, паузой, жестом, звучанием голоса. Переходом от одной мысли к другой могут быть слова «таким образом», «с другой стороны», «итак», «например». Слова «в заключение», «в итоге» и др., говорят о том, что говорящий делает резюме, где могут прозвучать главные мысли ещё раз.
5. Слушайте с долей критики. Критически слушающий человек выступает в роли судьи. Он дает оценку услышанного ещё в период говорения.
Умение слушать — большое искусство. Условиями для эффективного восприятия являются устойчивое внимание, визуальный контакт, положительный язык поз, жестов, мимики, отражение чувств, уточнение сказанного, оптимальная дистанция общения.
Плохих слушателей отличает то, что в момент восприятия речи они иногда бывают нетерпеливыми (не слушают, перебивают, скорее бы самим высказаться), не проявляют внимания к речи, не понимают чувств говорящего, а иногда и подавляют желание высказаться своим сверхвниманием. Хотя на процесс слушания могут повлиять объективные и субъективные причины. К объективным относится влияние внешних условий (шум, звонки, хождение людей).
К субъективным причинам — стиль речи, дикция говорящего, его назидательность, психическое состояние слушающего (утомление, раздражение, болезни и т.д.), а порой и его отрицательная установка на речь собеседника или лектора («ничего нового не скажет»).
Принципы организации и задачи службы медицины
... В основу организации сил и средств МС ГЗ положены следующие принципы. 1.Территориально-производственный принцип (создаются в основном на базе существующих учреждений и органов здравоохранения). ... мед. помощи (ЭМП). 2. СМК организуется по территориально-производственному и региональному принципу и представлена трехуровневой структурой: федеральной, региональной и территориальной. 3. Управление и ...
Таким образом, изложенные принципы и рекомендации по выработке умений слушать продвинут студентов факультета физической культуры во время педагогической практики, учителей и тренеров в процессе своей профессиональной деятельности на новую ступень в развитии коммуникативных способностей.
Библиографический список
Андриади И.П. Основы педагогического мастерства. М., 1999.
Белоусова В.В. Воспитание в спорте. М., 1987.