ГОТОВНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СТАНОВЛЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ РЕБЕНКА К ШКОЛЕ 6

1.1 Психологическая характеристика ребенка дошкольника 6

1.2 Психологическая готовность ребенка к школьному обучению 9

1.3 Педагогические условия подготовки ребенка к школьному обучению 19

ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ 25

2.1. Определение уровня личностной готовности Методика Н.И. Гуткиной……………………………………………………………………….. 25

2.2 Определение интеллектуальной готовности 27

2.3 Определение уровня социально-психологической готовности к школьному обучению………………………………………………………….. 29

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………… 31

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 33

ВВЕДЕНИЕ

Поступление в школьное учреждение считается началом новой возрастной ступени в жизни каждого ребёнка — началом младшего школьного возраста, ведущей деятельностью которого и является учебная работа. Научные исследователи, преподаватели и родители прикладывают огромное количество усилий к тому, чтобы обучение в школе было не только эффективным, но и практичным, приятным, желанным как для детей, так и для взрослых. Особое внимание уделяется психическому здоровью ученикам, гармоничному формированию их личности. Увеличенные требования жизнедеятельности к организации развития и обучения обязуют отыскать обновленные, наиболее действенные психолого-педагогические подходы, нацеленные на приведение методик обучения в соответствие требованиям жизнедеятельности. В таком случае проблема подготовленности детей дошкольного возраста к обучению в школьных учреждениях приобретает важную значимость: с ее решением связано значение целей и принципов формирования обучения и развития в дошкольных учреждениях.

Моя курсовая работа состоит из двух основных глав. В первой главе я подробно рассматриваю теоретические основы становления психологической готовности ребенка к обучению. Важными при подготовке ребенка к школе учитывать его психологическую характеристику и готовность к обучению.

Вопросы психологической подготовленности к обучению в школе рассматривают педагоги, психологи, дефектологи. Они делают не только лишь анализ нужных познаний, навыков и умений малыша при переходе из дошкольного учреждения в общеобразовательное, но и рассматривают вопросы подхода по подготовки дошкольников к школьной программе, методики по определению готовности, а также, пути коррекции отрицательных итогов и в связи с этим рекомендации по работе с детьми и их родителями. По этой причине первоначальные задачи, которые встают перед психологами, заключаются в последующем: узнать, в какой возрастной период будет эффективнее начать обучение, в какое время и при каких состояниях детей данный процесс не приведет к нарушениям в его формирование, оказывать негативное воздействие на здоровье.

3 стр., 1169 слов

Интеллектуальная готовность детей к школьному обучению

... подход к разработке показателей развития интеллектуальной готовности ребенка к школьному обучению помогает, во-первых, избежать одностороннего ... образование содержит деятельностный фундамент, опирается на принципы "психологической педагогики" (4), имеет диалогический, размышляющий, понимающий ... между дошкольным и начальным звеньями системы образования // Начальная школа. 2000. № 1. С. 7 — 12. ...

Научные исследователи думают, что для подхода к школьной адаптации дети должны знать о разных сторонах их готовности к школе:

· мотивационной,

· интеллектуальной,

· социальной.

В первой главе я так же изучила педагогические условия подготовки ребенка к школе. Знание психологических основ организации учебно-познавательной работы помогает преподавателю профессионально организовать процесс обучения. В педагогике дошкольников развитие ориентировочных действий

В целом, педагогические условия помогают сформировать у дошкольника познавательное, эстетически бережное, эмоциональное, преобразовательное отношение к окружающему миру.

А вот во второй части я исследовала методы и методики изучения готовности детей старшего дошкольного возраста к школьному обучению. Для экспериментального изучения личностно-мотивационной готовности к учебе в детском саду у ребят в старшем дошкольном возрасте были изучены несколько методик:

1. Беседа о школе (по Т.А. Нежновой);

2. Диагностика готовности ребенка к школьному обучению (по Т.А. Нежновой);

3. Преобладание определенного мотива, при поступлении в школу (по М.Р. Гинзбургу);

4. Графический диктант (по Д.Б. Эльконину)

5. Изучение уровня притязаний детей в разных видах деятельности (по Г.А. Урунтаевой, Ю.А. Афонькиной);

29 стр., 14307 слов

Готовность к школьному обучению шестилетних детей

... готовность к школьному обучению 1.4 Социально-психологическая готовность к школьному обучению Глава 2. Проблема готовности к школьному обучению шестилетних детей. 2.1 Трудности шестилетних детей, обучающихся в школе ... организационном плане преемственность эффективнее осуществляется в рамках комплекса единого учреждения типа "школа -детский сад" (один педагогический коллектив выбирает наиболее ...

И очень главное — у него должно быть отлично сформировано умственное воспитание, которое считается базой для успешного овладения учебной программой, умениями и навыками, а также для поддержания идеального темпа интеллектуальной работы.

Цель: поиск эффективных путей формирования у дошкольника компонентов готовности к школьному обучению

Задачи:

1. Теоретический анализ литературных источников по теме исследования

2. Изучить понятия психологическая готовность к школе

3. Сформировать диагностический комплекс методик

4. Изучить психологические особенности детей дошкольного возраста

Объект: дети

Предмет исследования: готовность

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СТАНОВЛЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ РЕБЕНКА К ШКОЛЕ

1.1 Психологическая характеристика ребенка дошкольника

Ребенок к возрасту 6-7 лет, когда уже пора идти в общеобразовательное учреждение, достигает достаточно высокий уровень формирования, обеспечивающего изучение школьной учебной программы. Но психологическая подготовленность к образованию лишь на этом не заканчивается. Кроме психологических процессов: восприятие, внимание, воображение, память, мышление и речь — в нее включены развитые личностные отличительные черты, которые включают в себя интерес, мотив, способности, черты характера малыша, а ещё качества, которые связаны с исполнением разных видов рабочей деятельности. К походу в общеобразовательное учреждение у малыша должны быть хорошо сформированы трудовые навыки, самоконтроль и умения общаться с обществом. Для правильной подготовки ребенка к школьной программе, нужно развить каждое вышеперечисленное качество характера.(Дошкольный возраст и его особенности /Е.М. Лысенко стр. 55)

Внимание дети к моменту похода в школьное учреждение должны стать произвольными, обладающими необходимым объёмом, устойчивостью, переключаемостью. Так как трудности при изучение школьной программы у школьников очень сильно зависят именно от недостаточно развитого внимания, о его совершенствование нужно думать, прежде всего, при подготовке ребенка к школе.

Немаловажным требованием также же является память ребенка. Для успешного освоения ребенка учебной программы, нужно развить у него таких качеств, как запоминание, сохранение и воспроизведения школьного материала.

21 стр., 10494 слов

Дети-близнецы, их психологические особенности

... психологических особенностей детей в близнецовых парах. Близнецы как особая популяция ………………………………………….5 Психологические типы близнецов ………………………………………..8 Психологические особенности детей-близнецов, влияние «близнецовой ситуации» ………………………………………………………………….11 Особенности развития речи детей ... Таким образом, недостаточная готовность близнецов к школьному обучению ... в начальной школе учатся хуже ...

Каких-либо проблем, которые связаны с развитием детского во­ображения, при поступлении в общеобразовательные учреждения редко возникают, так что практически все дошкольники, имеют отлично сформированное и богатое воображение. Главные вопросы касаются воображения и внимания, умения регулировать об­разные представления при помощи произвольного внимания, а также усвоение абстрактных значений, которые вообразить и предста­вить ребенку, как и взрослым людям, очень тяжело.

Еще большую значимость составляет мышление. При поступлении в общеобразовательное учреждение оно должно быть отлично сформировано и представлено в трех главных формах: наглядно-действенной, наглядно-образной и словесно-логической. Нов практической работе мы зачастую сталкиваемся с ситуацией, когда дошкольник может легко решить задачу в наглядно-действенном плане, однако ему труднее справится с ними, в тот момент, когда те же задания показаны в образной и тем более словесно-логической форме. А случается так, что ребенок может спокойно вести рассуждения, обладает огромным воображе­нием, отличной образной памятью, но не может успешно решить практическую задачу из-за нехватки развития двигатель­ных умений и навыков.

К данным персональным отличиям в познавательных про­цессах нужно относиться спокойно, так как они выражают его инди­видуальные особенности. В школьной деятельности с подобными учениками нужно опираться нате стороны познавательных процессов, кото­рые у них наиболее сформированы, но не стоит забывать и о формирование других.(Савицкая Д. В. Психологическая готовность детей к школьному обучению. // Начальная школа. — 1999, №3. — С. 59 — 64.)

Немаловажным также считается развитая речь, как средство общения и условия к освоению письменной речи. Необходимо проявить большую заботу в период среднего и старшего дошкольного возраста, так как формирование письма сущест­венно помогает лучше прогрессировать интеллектуальному развитию ребят.

От личностной подготовленности дошкольников так же находятся в зависимости и желание ребенка учиться и, конечно же, успехи. Важно обращать внимание на наличие у детей заметного интереса к изучению, к познанию чего-то нового, умений и навыков.

6 стр., 2761 слов

Готовность к школе детей эмигрантов

... и заботы национальной школы.//Педагогика. - 1997. - № 1. - С. 64 - 68. 35. Кравцов Г.Г., Кравцова Е.Е. Шестилетний ребенок: психологическая готовность к школе. - М., 1997 ... %), саморегуляция (20 дошкольников – 66,7%), фонематический слух (17 детей – 56,7%), словарное развитие (19 детей – 63,3%), кратковременная память (15 дошкольников – 50%), умозаключение ...

Если говорить о мотивационной подготовленности ребенка к школе, необходимо также включить и потребность в достижении успешных результатов, соответствующую самооценку и уровень условий. Потребность достижения успешных результатов у детей должна быть значительнее, чем боязнь проигрыша. В обучении, общении и практической работе, в ситу­ациях, предполагающих соревнование с окружающими его людьми, дети обязаны постараться проявлять наименьшее количества чувства тревожности. Немаловажно, что­бы их самооценка была нормальной, а уровень условий соответствовал действительным способностям дошкольника.

Возможности дошкольника не всегда могут быть развиты к моменту поступления в школу, немаловажно, чтобы еще в дошкольном возрасте у ребенка появились нужные задатки к формированию необходимых возможностей.

Но имеется одна способность, от которой зависит обучение — это — двигательные способности, в особенности те, ко­торые проявляются в персональных разновидностях творческой работы учеников: конструирование, пение, рисование, лепка, игра на музыкальных инструментах. Во всех вышеперечисленных видах деятельности обязательно должна быть хорошо развита трудоспособность, ведь именно от нее находятся в зависимости, будущие успешные результаты детей.

Также, немаловажную значимость для успехов имеют комму­никативные характерные черты дет……..

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Дошкольный возраст и его особенности /Е.М. Лысенко

2. Савицкая Д. В. Психологическая готовность детей к школьному обучению. // Начальная школа. — 1999, №3.

3. Кулагина И.Ю. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / И.Ю Кулагина. — М.: ТЦ Сфера. — 2001.

4. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе: Руководство практического психолога / Н.И. Гуткина. — М.: Академический проспект. — 2000. — 211 с.

5. Большой психологический словарь (Текст) / под редакцией Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. — М.: Прайм-Еврознак. — 2003.

6. Эльконин Д.Б. Некоторые вопросы диагностики психического развития детей: диагностика учебной деятельности и интеллектуального развития детей (Текст) / под редакцией Д.И. Фельдштейна. — Москва-Воронеж.: Педагогика, издание 2-е стереотипное. — 1991.

12 стр., 5722 слов

Шестилетние дети. Психологическая готовность к школьному обучению

Глава 4 ШЕСТИЛЕТНИЕ ДЕТИ. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ В периодизации психического развития ребенка, кото­рой мы следуем, дошкольный возраст имеет определен­ные границы — от 3 до 7 лет. Кризис 7 лет служит переход­ным периодом и как бы отделяет младший школьный воз­раст от дошкольного детства. Тем не менее, сейчас многие дети поступают в школу и включаются в учебную деятель­ ...

7. Российская педагогическая энциклопедия — http: // www.otrok.ru

8. Турченко В.И. Дошкольная педагогика. М.: Издательство МПСИ, 2011.

9. Зеньковский В.В. Психология детства. — Екатеринбург: Деловая книга, 1995.

10. Козлова С.А. Дошкольная педагогика. — М.: Академия,2000.

11. Сазонова Н.П. Дошкольная педагогика. М.: Издательство Детство-Пресс, 2010.

12. Нижегородцева Н.В., Шадриков В.Д. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе. — М.: Педагогика, 2001.

13. Нежнова Т.А. Динамика «внутренней позиции» при переходе от дошкольного к младшему школьному возрасту // Вестник Московского университета. — М., 1988.

14. Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога. — М.: «Просвещение», 1996.

15. Нижегородцева Н.В., Шадриков В.Д. Психолого — педагогическая готовность ребенка к школе. — М., 2001

16. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по дошкольной психологии — М., 2000.

17. Гуткина Н. И. Психологическая готовность к школе. — СПб, 2004.