Госэкз[1].клин.псих

ПРОГРАММА

ГЭК по клинической психологии.

1. Предметное содержание современной клинической психологии.

Клиническая психология как междисциплинарная область знаний. Соотношение клинической и медицинской психологии. Проблема предмета и объекта клинической психологии. Цели и задачи клинической психологии. Взаимосвязь клинической психологии с другими науками. Научно-теоретические задачи современной клинической психологии. Прикладные и практические задачи клинической психологии. Основные направления в решении научно практических задач — гериатрия, психогигиена, психология труда, психотерапия, психофармакология. Связь клинической психологии с общей психологией и психиатрией. Основные отрасли современной клинической психологии. Роль и значение клинической психологии в понимании природы человека и его развития.

2. История становления отечественной медицинской психологии.

Организация экспериментально-психологических лабораторий в России. Исследования по проблеме соотношения мозга и психики. Нейропсихологические исследования Л.С.Выготского. Теоретические исследования В.М.Бехтерева, И.П.Павлова. Развитие нейропихологической школы в России. Развитие патопсихологии. Психология отношений В.Н.Мясищева.

3. Деонтологические и этические основы деятельности клинического психолога.

Формирование этических моделей в медицине. Модель Гиппократа. Модель Парацельса. Деонтологическая модель. Биоэтика. Этические вопросы деятельности клинического психолога. Психологические основы взаимодействия в системе «пациент- медицинский работник». Содержание и организационные формы деятельности клинического психолога (диагностическая, экспертная, коррекционная, профилактическая, реабилитационная, консультативная, научно-исследовательская).

4. Проблема нормы и патологии в клинической психологии.

Общее определение здоровья, предложенное Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ).

Критерии психического здоровья по определению ВОЗ. Понятие болезни. Различные определения психической нормы. Многофакторная природа возникновения расстройств (генетические, биохимические, нейрофизиологические, психофизиологические, личностные, социально-психологические, социологические).

Соотношение биологического и социального, генетического и приобретенного, органического и функционального, при различных вариантах нервно-психической и психосоматической патологии.

12 стр., 5899 слов

1.Психология как наука. Предмет и задачи психологии. Методы психологических ...

... такой фундаментальной отрасли психологии, как психологии личности; связь психологии с психиатрией выражается в существовании таких отраслей, как патопсихология, клиническая психология, психосоматика, психология аномального развития и ... их классификация, установление закономерных связей между ними; 2.История становления современной психологии. Существует 4 этапа. 1 этап- античный. На этом этапе ...

5. Реабилитационный подход в клинической психологии.

Основные этапы реабилитационных программ. Критерии успешной реабилитации. Практические задачи деятельности клинического психолога в реабилитационном центре или отделении. Принцип приближения психологической помощи к населению. Принцип системности. Принцип непрерывности. Реабилитационное направление в нейропсихологии, психосоматической клинике, психиатрии, детском воспитательном учреждении.

6. Использование нейропсихологических методов в клинической психологии. Основные нейропсихологические синдромы.

Нейропсихологические факторы, определяющие характер симптомов и синдромов, возникающих в результате мозговой патологии. Основные нейропсихологические синдромы. Методы нейропсихологической диагностики. Задачи, решаемые с помощью нейропсихологических методов при системном анализе нарушений ВПФ. Стандартизованные, гибкие, психометрические, качественные нейропсихологические методы. Система приемов А.Р. Лурия, направленная на характеристику клинического «поля факторов (выявления и описания принципиальных сторон психических потерь при локальных поражениях мозга без явной точной количественной их оценки).

  1. Психосоматические расстройства и заболевания.

Основные зарубежные концепции психосоматики. Психоаналитическое направление. Антропологическое направление. Концепция профиля личности. Концепция алекситимии.

Проблема психосоматических соотношений в отечественной медицине. Кортико-висцеральная теория патогенеза болезней внутренних органов. Клинико-психологические исследования соматических расстройств при неврозах. Медико-психологические исследования психосоматических соотношений при «больших» психосоматических заболеваниях. Изменения психической деятельности при хронических соматических заболеваниях.

История становления отечественных исследований в области психосоматики. Теоретические положения кортиковисцеральной концепции психосоматических расстройств И. П. Павлова (1849-1936).

Соматопсихическое направление в трудах С. С. Корсакова, П. Б. Ганнушкина, В. А. Гиляровского, Е. К. Краснушкина. Два пути патогенного влияния соматической болезни на психику: собственно соматогенный (интоксикационное воздействие на ЦНС) и психогенный (острая реакция личности на заболевание и его последствия).

Механизм возникновения психосоматических расстройств. Характеристика основных групп психосоматических расстройств. Соматизация нервно-психических заболеваний у детей и подростков. Психология соматического больного. Психологическое воздействие госпитализации. Синдром госпитализма. Симптомы госпитализма у детей. Особенности госпитализма взрослых людей. Психологическая адаптация больного к заболеванию. Возрастные особенности внутренней картины болезни и складывающейся психосоматической ситуации.

Типы поведения соматических больных. Психологические (поведенческие) реакции больных на заболевание. Копинг-поведение и механизмы психологической защиты как важнейшие формы адаптационных процессов и реагирования индивидов на стрессовые ситуации.

10 стр., 4868 слов

Развитие физиологии и внутренней медицины в эпоху нового времени

... стали производить вскрытия умерших от болезней пациентов в целях познания «органических повреждений» внутренней среды организма, к которым приводит болезнь. Вскрытия еще не стали целью ... времени; ― особенности развития физиологии; ― становление патологической анатомии как науки; ― развитие внутренней медицины. Студент должен уметь: ― находить исторический источник; ― использовать полученные знания ...

Психологические (поведенческие) реакции больных на заболевание. Реакция диссимуляции. Реакция аггравации. Реакция анозогнозии. Реакция «ухода в болезнь». Фактор «социальной престижности» болезни в формировании психологической реакции пациента на заболевание. Поведение симуляции.

Основные психопатологические и психосоматические расстройства периодов новорожденности и младенчества.

Психопатологические и психосоматические расстройства детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Психопатологические и психосоматические расстройства детей подросткового возраста.

  1. Внутренняя картина болезни как субъективное отражение болезни в психической сфере больного.

Концепция «субъективной картины болезни» Р. А. Лурия. Структура внутренней картины болезни. Факторы, влияющие на содержание субъективной картины болезни. Этапы формирования внутренней картины болезни. Роль семьи в формировании внутренней картины болезни у детей. Специфика внутренней картины болезни в детском возрасте в связи с особенностями формирования самосознания. Основные составляющие внутренней картины болезни в детском возрасте. Уровень интеллектуального функционирования. Знания о здоровье, внутренних органах, болезни, лечении. Понимание универсальности и необратимости смерти. Опыт жизни и перенесенных болезней. Особенности эмоционального реагирования. Половая принадлежность. Отношение родителей к заболеванию. Влияние медперсонала. Объективные проявления болезни.

  1. Современные представления о стрессе. Эмоциональный стресс и его механизмы.

Теория стресса Г.Селье. Классификация психосоциальных воздействий. Современные классификации стрессоров. Эмоциональный стресс и его механизмы. Соматические изменения в процессе стресса. Патогенность стресса. Совладающее поведение (копинг-поведение).

Понятие «копинг» или преодоление стресса. Особенности постстрессовых расстройств у детей. Влияние психотравмирующих факторов на возникновение реакций дезадаптации у детей. Типы кризисных ситуаций раннего и дошкольного возраста. Типы кризисных ситуаций школьного возраста. Особенности посттраваматических стрессовых расстройств у детей. Расстройства адаптации. Формирование понятия смерти в детском и подростковом возрасте. Отношение детей и подростков к смерти родителей и родственников. Реакции ребенка на смерть. Реакция подростков на смерть родителя или члена семьи. Нервно-психическое здоровье детей и подростков после смерти родителей в отдаленном периоде. Психологическая и психосоциальная помощь детям, потерявшим родителям. Страх смерти у детей. Стадии и фазы переживания умирания у детей. Переживание умирания у детей дошкольного возраста. Переживание умирания у детей школьного возраста. Переживание умирания у подростков. Реакция семьи на умирающего ребенка. Реакция семьи на смерть ребенка. Представление о механизмах психологической защиты. Психологические защитные механизмы у детей и подростков. Фундаментальные психологические защиты от страха смерти у детей. Правила и принципы психологической помощи умирающим детям, их родственникам.

4 стр., 1542 слов

Основные категории психологии (психика, сознание, личность, деятельность.

... реальность, сознание встроено и неразрывно связано с ним.   Основные категории психологии (психика, сознание, личность, деятельность. Психика – совокупность психических процессов, ... взаимоотношений, общечеловеческие правила, нравственные.   Сущность деятельностного подхода в психологии. Общее строение деятельности, характеристика ее компонентов. Общая характеристика деятельности. & ...

  1. Психогигиена и психопрофилактика. Уровни профилактики. Психологические основы первичной профилактики социально значимых заболеваний.

Понятие «профилактика» как система мер по предупреждению нежелательных событий. Психопрофилактика и психогигиена как части общей профилактики в медицине. Три уровня превенции G. Caplan (1964) – первичный, вторичный и третичный.Задачи и основные направления психогигиены (психопрофилактики) в медицине и медицинской психологии. Психологические основы первичной профилактики социально значимых заболеваний.

  1. Экспериментально – психологические методы исследования в клинической психологии. Проведение патопсихологического исследования. Психологический диагноз.

Цель клинико-психологического исследования. Основные задачи клинико-психологического исследования. Основные принципы построения клинико-психологического исследования. С. Я. Рубинштейн о трех способах видоизменения условий, влияющих на психическое состояние обследуемого и уменьшающих или увеличивающих присущие больному психологические изменения. Основные методы экспериментально-психологического исследования в клинике: беседа (интервью), эксперимент, наблюдение за поведением пациента, анализ истории жизни (сбор анамнеза).

Диагностические возможности наблюдения, беседы и тестов в процессе клинической психодиагностики. Методы патопсихологического исследования в клинике. Стандартизированные и нестандартизированные методы исследования в клинике. Требования для проведения патопсихологического исследования. Этапы проведения патопсихологического исследования. Психологический диагноз, его содержание в соответствии с учением Л.С. Выготского.

  1. Причины и механизмы развития неврозов у детей.

Понятие о психогениях. Дифференциальный диагноз неврозов у детей. Особенности формирования неврастении и неврастеноподобных синдромов в детском возрасте. Особенности формирования истерии и истероподобных синдромов в детском возрасте. Особенности формирования невроза навязчивых состояний и обсессивноподобных синдромов. Синдром страха. Возрастная динамика детских страхов. Возможности арттерапии в коррекции страхов у детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Нарушения воспитания как фактор риска формирования невротических расстройств в детском возрасте. Психологическая помощь семье и ребёнку.

  1. Девиантное поведение. Аддиктивное поведение.

Понятие отклоняющегося поведения. Критерии отграничения патологических форм девиантного поведения от непатологических. Патохарактерологические реакции у детей и подростков как особая форма психического расстройства. Проблема психопатии в детском и подростковом возрасте. Основные типы и клинические формы девиантного поведения, их причины и профилактика. Зависимое (аддиктивное) поведение. Теории аддиктивного поведения. Особенности аддиктивного поведения подростков. Основные формы аддиктивного поведения. Пьянство и алкоголизм. Химические аддикции и их последствия. Клиническая картина нарушений при алкоголизме. Семейный алкоголизм. Агрессивное поведение. Сексуальные девиации. Социально- психологическая дезадаптация личности. Причины, механизмы развития и этапы суицидального поведения в различные возрастные периоды. Особенности суицидального поведения подростков. Профилактика отклоняющегося поведения. Семья как адресат профилактической и реабилитационной работы. Проблема созависимости. Психологическая характеристика и психические расстройства лиц зрелого и пожилого возраста.

14 стр., 6580 слов

1.Психология как наука, ее основные задачи и методы. Место психологии ...

... Метод – способ познания. 2 группы методов психологии: основные и вспомогательные. Основные: наблюдение (изучение по средствам регистрации поведения человека) и эксперимент (вмешательство в организацию экспериментатора ... мотивами. Возник как концепция объяснения и лечения нервозов. Фрейд превратил исследование бессознательного в центральный момент изучения человеческой личности. Психоанализ объясняет ...

  1. Содержание и направление разных видов психологической помощи в клинической психологии.

Психотерапия. Теоретические и психологические основы психотерапии, её основные формы. Различные подходы к классификации методов психотерапии. Психотерапия в практике клинического психолога. Психологическая коррекция как направленное психологическое воздействие на определенные психологические структуры с целью обеспечения полноценного развития и функционирования индивида. Психологическое консультирование. Семейная клиническая психология как специальный раздел клинической психологии. Характеристика семей, «способствующих психической травматизации». Возможности использования различных методов психологического воздействия в семейной клинической психологии. Жестокое обращение с детьми. Помощь психолога семье в преодолении физического насилия по отношению к детям. Соотношение содержания профессиональной деятельности медицинского и специального психолога.

Вопросы ГЭК по детской клинической психологии.

  1. Клиническая психология как междисциплинарная область знаний. Соотношение понятий клинической и медицинской психологии.
  2. История становления и развития отечественной медицинской психологии как науки и прикладной психологической дисциплины.
  3. Деонтологические и этические основы деятельности клинического психолога. Психологические основы взаимодействия в системе «пациент- медицинский работник».
  4. Содержание и организационные формы деятельности клинического психолога.
  5. Проблема нормы и патологии в клинической психологии, различные определения психической нормы. Соотношение биологического и социального, генетического и приобретенного, органического и функционального, при различных вариантах нервно-психической и психосоматической патологии.
  6. Реабилитационный подход в клинической психологии ( основные концепции, методы исследования).
  7. Использование нейропсихологических методов в клинической психологии. Основные нейропсихологические синдромы.
  8. Психосоматические явления в норме и патологии. Основные зарубежные концепции психосоматики: сравнительный анализ. Психосоматические и соматопсихические соотношения.
  9. История становления отечественных исследований в области психосоматики. Механизм возникновения психосоматических расстройств. Характеристика основных групп психосоматических расстройств.
  10. Внутренняя картина болезни как субъективное отражение болезни в психической сфере больного. Этапы формирования внутренней картины болезни. Роль семьи в формировании внутренней картины болезни у детей.
  11. Специфика внутренней картины болезни в детском возрасте в связи с особенностями формирования самосознания.
  12. Современные представления о стрессе. Теория стресса Г.Селье . Эмоциональный стресс и его механизмы.
  13. Особенности постстрессовых расстройств у детей.
  14. Непосредственные реакции и отдаленные последствия у детей и подростков на утрату родителей. Психологическая и психосоциальная помощь детям, потерявшим родителям.
  15. Переживание умирания. Стадии и фазы переживания умирания у детей. Правила и принципы психологической помощи умирающим детям, их родственникам.
  16. Психогигиена и психопрофилактика. Уровни профилактики. Психологические основы первичной профилактики социально значимых заболеваний.
  17. Психология соматического больного. Возрастные особенности внутренней картины болезни и складывающейся психосоматической ситуации. Типы поведения соматических больных.
  18. Формирование представлений о смерти у детей. Фундаментальные психологические защиты от страха смерти у детей.
  19. Психические реакции больного и факторы, их определяющие. Характеристике типов психологического реагирования на заболевание.
  20. Экспериментально – психологические методы исследования в клинической психологии. Проведение патопсихологического исследования.
  21. Психосоматические расстройства и заболевания. Характеристика основных групп психосоматических расстройств. Соматизация нервно-психических заболеваний у детей и подростков.
  22. Синдром страха. Возрастная динамика детских страхов. Возможности арттерапии в коррекции страхов у детей дошкольного и младшего школьного возраста.
  23. Причины и механизмы развития неврозов у детей. Нарушения воспитания как фактор риска формирования невротических расстройств в детском возрасте. Психологическая помощь семье и ребёнку.
  24. Основные психопатологические и психосоматические расстройства периодов новорожденности и младенчества.
  25. Психопатологические и психосоматические расстройства детей дошкольного и младшего школьного возраста.
  26. Психопатологические и психосоматические расстройства детей подросткового возраста.
  27. Девиантное поведение. Основные типы и клинические формы девиантного поведения, их причины и профилактика.
  28. Психотерапия. Теоретические и психологические основы психотерапии, её основные формы и методы. Психотерапия в практике клинического психолога.
  29. Социально- психологическая дезадаптация личности. Причины, механизмы развития и этапы суицидального поведения в различные возрастные периоды. Особенности суицидального поведения подростков.
  30. Клиническая картина нарушений при алкоголизме. Семейный алкоголизм. Семья как адресат профилактической и реабилитационной работы. Проблема созависимости.
  31. Психологическая характеристика и психические расстройства лиц зрелого и пожилого возраста.
  32. Семейная клиническая психология как специальный раздел клинической психологии. Характеристика семей, «способствующих психической травматизации». Возможности использования различных методов психологического воздействия в семейной клинической психологии.
  33. Содержание и направление разных видов психологической помощи в клинической психологии.
  34. Зависимое (аддиктивное) поведение: теории и виды.. Теории аддиктивного поведения. Виды аддиктивного поведения.
  35. Химические аддикции, их последствия и психопрофилактика.
  36. Психологический диагноз, его содержание в соответствии с учением Л.С. Выготского.
  37. Диагностические возможности наблюдения, беседы и тестов в процессе клинической психодиагностики.
  38. Основные принципы построения клинико-психологического исследования.
  39. Жестокое обращение с детьми. Помощь психолога семье в преодолении физического насилия по отношению к детям.
  40. Соотношение содержания профессиональной деятельности медицинского и специального психолога.

Основная литература:

3 стр., 1017 слов

Маклаков А. Общая психология Издательство Питер. (2010) !!!

... Гиппенрейтер Ю.Б. «Введение в общую психологию. Курс лекций. Издательство АСТ, ... Немов Р.С. «Общая психология» (библиотека ТФ РАНХ и ГС) 2. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. Издательство Питер. (2000) Маклаков А. Общая психология Издательство Питер. (2010) !!! 4. ...

18 стр., 8927 слов

Кукушкина Генитические и клинические особенности детей с нарушением ...

... клинические особенности детей с нарушением психофизического развития - Стр 2 11 Рис.5. Симптомы трисомии 21 Интеллектуальный дефект больных углубляется с возрастом. Известно, что примерно у 60% детей с болезнью ... квалифицированного и эффективного педагогического воздействия на больного ребенка. В содержании темы «Хромосомные болезни человека» рассматриваются генетические особенности и фенотипические ...

  1. Бизюк А. П. Основы нейропсихологии. — СПб, 2001.
  2. Блейхер В.М., Крук И.В., Боков С.Н. Практическая патопсихология: Руководство для врачей и медицинских психологов. Ростов-на-Дону: «Феникс», 1996, 448 с.
  3. Вассерман Л. И., Дорофеева С. А., Меерсон Я. А. Методы нейропсихологической диагностики. — СПб, 1997.
  4. Зейгарник Б.В. Патопсихология. МГУ, 1986.
  5. Исаев Д. Н. Психосоматическая медицина детского возраста. — СПб, 1996.
  6. Исаев Д.Н. Детская медицинская психология. Психологическая педиатрия. – СПб.: Речь, 2004. – 384 с.
  7. Карвасарский Б.Д. Медицинская психология. Медицина, 1982.
  8. Клиническая психология / Под ред. Б. Д. Карвасарского. — СПб.: Питер, 2002.
  9. Клиническая психология / Под ред. М. Перре, У. Бауманна. — СПб.: Питер, 2002.
  10. Рубинштейн С. Я. Экспериментальные методики патопсихологии и опыт применения их в клинике. — СПб, 1998.

Дополнительная литература:

  1. . Лурия А. Р. Внутренняя картина болезни и ятрогенные заболевания. — М.: Медицина, 1977
  2. Карвасарский Б.Д. Неврозы. Медицина, 1990.
  3. Карвасарский Б.Д. Психотерапия.. Питер, 2000.
  4. Клиническая психиатрия: Пер. с англ., перераб. и доп. / Гл. ред. Т. Б. Дмитриева. — М.: ГЭОТАР МЕДИЦИНА, 1999.
  5. Личко А. Е. Типы акцентуаций характера и психопатий у подростков. — Л., 1983.
  6. Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. МГУ, 1973.
  7. Мэш Э., Вольф Д. Детская патопсихология. Нарушения психики ребенка. — СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2003.
  8. Мясищев В.Н. Психология отношений. М., 1983.
  9. Николаева В. В. Влияние хронической болезни на психику. — М.: МГУ, 1987.
  10. Психические расстройства и расстройства поведения (F00-F99).

    12 стр., 5797 слов

    ПСИХОЛОГИЯ В КЛИНИКЕ

    ... и т.д. [41]. Итак, “опытная психология” началась с клинических исследований патологии и “исключительности”: сюда относились болезнь и состояния, вызванные гипнозом или наркотиками, ... об эксперименте? Исторически первой возникла клиническая психология – особое направление эмпирических исследований, в котором аномальное состояние психики, вызванное болезнью, гипнозом или наркотическими веществами, ...

    Класс V МКБ-10, адаптированный для использования в Российской Федерации / Под общ. ред. Б. А. Казаковцева, В. Б. Голланда. — М.: Минздрав России, 1988; Ростов-на-Дону: ЛРНЦ «Феникс», 1999.

  11. Селье Г. Стресс без дистресса. — М.: Прогресс, 1979.
  12. Хомская Е.Д. Нейропсихология.МГУ, 1987.
  13. Ясперс К. Собрание сочинений по психопатологии. В 2 т. — М.: Издательский центр «Академия»; СПб.: Белый кролик, 1996.