2 Формы проявлений одаренности

Детское творчество — одна из форм самостоятельной деятельности ребёнка, в процессе которой он отступает от привычных и знакомых ему способов проявления окружающего мира, экспериментирует и создаёт нечто новое для себя и других. Психологи выделяют следующие виды ДТ: художественное, включающее в себя изобразительное и литературное, техническое и музыкальное.

Художественное творчество— деятельность ребёнка, проявляющаяся в виде импровизаций и создания рисунков, вышивок, лепных поделок, художественных композиций, аппликаций, литературных произведений и пр..

Изобразительное детское творчество является самым массовым среди детей младшего возраста. В 4-5 года ребёнок начинает изображать узнаваемые предметы, в 9-10 лет рисунок представляет собой осмысленный рассказ с игровым сюжетом.

Литературное детское , первые элементы появляются у ребёнка в возрасте 1-3 лет, когда он учится говорить, манипулировать звуками и использовать слова в разных сочетаниях. В этот период литературное детское творчество является частью игры и его сложно отделить от других видов: ребёнок одновременно рисует, сочиняет изображённую историю, напевает и пританцовывает. Постепенно литературное творчество у детей приобретает выраженное направление (поэзия, проза.

Техническое детское т., является одним из важных способов формирования профессиональной ориентации детей, способствует развитию устойчивого интереса к технике и науке, а также стимулирует рационализаторские и изобретательские способности. Тдт.— это конструирование приборов, моделей, механизмов и других технических объектов на уроках труда и на внеклассных занятиях (кружки, курсы, центры детского и юношеского творчества).

В дошкольном возрасте техническое детское творчество сводится к моделированию простейших механизмов.

Музыкальное детское т., явл. одним из методов муз-ного воспит., детей и проявляется в изучении музыкальных произведений композиторов. это синтетическая деятельность, проявляющаяся в разных видах: игра на музыкальных инструментах, ритмика, пение. Элементы музыкального ДТ проявляются одними из первых, когда у ребёнка появляется способность к движениям под музыку. Благодаря этому, у ребёнка развивается зрительно-пространственная координация, музыкальный слух и моторика. Ребёнок учится управлять телом и овладевает танцевальными движениями.

Этапы ДТ-Формирование замысла, Реализация замысла. Анализ творческой работы

ВОЗРАСТНЫЕ РАЗЛИЧИЯ ОДАРЕННЫХ ДЕВОЧЕК И МАЛЬЧИКОВ

3 стр., 1377 слов

Социологический анализ малых групп в Доме детского творчества

... обработки и интерпретации полученных данных; - Изучить межличностные отношения в коллективе МКОУДОД Дом детского творчества г.Нолинска; - Разработать рекомендации по улучшению межличностных отношений. Объект исследования педагогический коллектив МКОУДОД ...

Результаты исследования математических способностей показали наличие значимых половых различий у одарённых учащихся 3, 4 и 11 классов, где значение показателя у мальчиков значительно выше. В исследованиях логического мышления выявлены значимые различия на уровне среднего школьного возраста (6-7 кл.), где девочки превосходят мальчиков, и старшего школьного возраста (11 кл.), где мальчики значительно превосходят девочек.

Исследование особенностей проявления творческих способностей одарёнными учащимися старшего школьного возраста оказало наличие половых различий в следующем:девочки больше интересуются художественно-литературной деятельностью (11 кл.);социальная активность со сверстниками у девочек 11 класса выше;девочки превосходят мальчиков в увлечениях театром (11 кл.) и музыкой (9 кл.);мальчики проявляют большую активность в увлечениях естественными и техническими науками (9-11 кл.).

Среди исследованных показателей личностных особенностей выявлены половые различия среди учащихся 3 и 9 классов. В обеих возрастных группах показатель «страх неудачи» выше у девочек.6. К концу школьного обучения результаты когнитивных способностей мальчиков превышают результаты девочек: если результаты невербальных способностей в подростковом возрасте у девочек выше, чем у мальчиков, то к старшему школьному возрасту картину меняется: мальчики превосходят девочек.

Связь креативности и интеллекта

Интеллект (- понимание, познание) — общие способности к познанию, пониманию и разрешению проблем. Понятие интеллект объединяет все познавательные способности индивида: ощущение, восприятие, память, представление, мышление, воображение.

Креативность относят к типу общих способностей человека и связывают с творческими возможностями его. Это способность человека генерировать новые идеи, создавать новые понятия, формировать новые навыки и т.п.

До сих пор некоторые психологи рассматривают креативность как одну из сторон интеллекта. Однако между ними имеется более существенное различие, для объяснения которого можно воспользоваться двумя типами мышления:

— конвергентное мышление (мышление одностороннего движения к единственному решению проблем через сведение или синтез известных знаний);

— дивергентное мышление (мышление разностороннего движения к решению проблем с нахождением многих решений, новых идей и возможностей).

В психологии существует, три точки зрения на взаимоотношения этих двух общих способностей.

В.Н. Дружинин охарактеризовал эту точку зрения «как редукцию креативности к интеллекту». Высокий интеллект – высокие творческие способности.

Низкий интеллект – никакого творчества невозможно. Нет никакой необходимости, считает Ганс Айзенк, выделять креативность как особую способность. Ведь интеллект – это, прежде всего, высшая адаптационная способность, дающая своим носителям возможность приспособиться к изменяющимся условиям окружающего мира.

Но другие исследователи категорично утверждают абсолютную несводимость креативности к интеллекту. Творчество – это не адаптация к миру, а его преобразование -утверждают они. А причиной творчества является именно дезадаптация человека, его неприспособленность к окружающему природному и социальному миру.

Пожалуй, самым первым в науке креативность и интеллект противопоставил Дж. Гилфорд. Он опирался на свою собственную теорию двух видов мышления: конвергентного и дивергентного.

5 стр., 2121 слов

Развитие эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста

... логического мышления и кругозора ребенка еще не является залогом его будущей успешности в жизни. Поэтому не менее важно, чтобы ребенок овладел способностями эмоционального интеллекта, а именно: ... целей предполагает воспитание личностей, которые способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, креативностью. А дошкольное образование - база становления ребёнка, как личности. Одним ...

Конвергентное мышление (сходящееся мышление), оно направлено на анализ всех имеющихся способов решения задачи, с тем, чтобы выбрать из них – единственно верный. Конвергентное мышление лежит в основе интеллекта. Дивергентное мышление – это мышление «идущее одновременно во многих направлениях», оно направлено на то, чтобы породить множество различных вариантов решения задачи. Дивергентное мышление лежит в основе креативности.

В.Н. Дружинин также рассматривал интеллект и креативность, как две различные общие способности, он связывал их существование с процессами переработки информации. Креативность отвечает за преобразование имеющейся у человека информации и порождение бесконечного множества новых моделей мира. Интеллект — за применение этой информации в реальной практике, и, в конечном счете, все за ту же адаптацию к окружающему миру.

ЕЩЕ точку зрения на соотношение интеллекта и креативности можно назвать примиряющей. Ее авторы пытаются сгладить непримиримость двух первых позиций. Интеллект и креативность вроде бы и разные факторы, но в то же время между ними есть определенная взаимосвязь.

.

Сущность понятий «одаренные дети»

словосочетанием «одаренные дети» (одаренный ре­бенок) обозначается некая исключительность. Произнося его, мы допускаем возможность существования особой группы детей. Эти дети уже по определению качественно отличаются от сверстни­ков. Данный подход довольно уязвим и традиционно является предметом критики со стороны большинства отечественных педа­гогов и психологов, хотя такое понимание вполне допустимо и нельзя не отметить, что оно отражает реальное положение дел.

«Одаренный ребенок — это ребенок, который вы­деляется яркими, очевидными, иногда выдающимися достиже­ниями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности».

Известный специалист в области детской одаренности Н. С. Лей-тес, выделяет три категории детей, которых принято именовать одарен­ными: дети с высоким IQ, достигшие выдающихся успехов в каком-либо виде деятельности и дети с высокой креативностью.

Другой специалист в области психологии интеллекта М. А. Хо­лодная утверждает, что следует выделять шесть категорий таких детей: «сообразительные», «блестящие ученики», «креативы», «ком­петентные», «талантливые», «мудрые».

Реальная педагогическая практика нау­чилась различать лишь три категории одаренных детей. Именно эти представления, что совсем не случайно, и закладываются в фун­дамент дифференциации обучения.

Первая категория одаренных, которую принято выделять, — дети с высокими показателями по уровню общей одаренности.

Вторая группа одаренных, на существование которых реагиру­ет педагогическая практика, — дети, достигшие успехов в каких-либо областях деятельности. Их выявление строится на «эколо­гически валидных» методах диагностики и не представляет осо­бых сложностей. Одаренные юные музыканты, художники, мате­матики, спортсмены давно завоевали себе право на специальное обучение. Эту категорию детей чаще называют талантливыми.

26 стр., 12892 слов

Потенциал изобразительной деятельности в развитии творческого ...

... «Потенциал изобразительной деятельности в развитии творческого воображения детей старшего дошкольного возраста». Объект исследования: изобразительная деятельность детей старшего дошкольного возраста. Предмет исследования: развитие творческого воображения в изобразительной деятельности у детей старшего дошкольного возраста. ...

К третьей категории одаренных можно отнести детей, хорошо обучающихся в школе («академическая одаренность»).

.

Факты существования актуальной и потенциальной, явной и скрытой, ранней и поздней одаренности подчеркивают сложность и важность проблемы. Какие признаки, свойства личности, черты характера, особенности поведения и деятельности могут указать взрослому на то, что ребенок в будущем может стать выдающимся ученым, художником, лидером? Ответ на этот сложный вопрос простым быть не может. Ученые уже обнаружили ряд закономерностей, позволяющих прогнозировать будущее ребенка, но до алгоритма построения надежных обоснованных прогнозов еще далеко.

Мировой педагогический опыт показывает, что часто вера в возможности воспитанника, помноженная на мастерство родителей и педагогов, способна творить педагогические чудеса. В жизни часто оказывается важно даже не то, что дала человеку природа, а то, что он сам сумел сделать с тем даром, который имеет.

К этой проблеме примыкает другая, не менее важная. Умственный потенциал человека не статичен, он существует лишь в динамике и постоянно меняется. Поэтому многие ученые посвящали свои исследования изучению продуктивности человека в различные периоды его жизни

В дошкольном детстве можно выделить несколько ступенек способностей. Каждая ступенька — это путь восхождения воспитанника ДОУ к вершинам своего развития.

1этап (2 – 3 года) — Копилка эстетических переживаний, настроений, эмоций. Первые сенсорные впечатления. Самое главное на этом этапе – пробуждение чувственной сферы, а искусство должно явиться сопровождающим фоном развития.

2 этап (3 – 4 года) – Погружение в деятельность. Начальные признаки природного потенциала. Ребенок данного возраста очень активен, он с интересом берется за любое дело, не зависимо от уровня его сложности и новизны. Учитывая это, необходимо предоставлять детям широкий спектр различных видов деятельности. Очень важно на данном этапе наблюдать за ребенком.

3этап (4 – 5 лет) – интерес, желание, творческий поиск. Главное на данном этапе поддержать ребенка, помочь ему определиться. На данном этапе уже возможна работа по объединению детей имеющих однотипные способности в группы для дополнительных занятий.

4этап (5 – 6 лет) – яркие проявления природного потенциала. Если на предыдущих этапах деятельность затевается ребенком просто ради самой деятельности, то теперь ребенок стремится к достижению результата в ней, прилагая максимум усилий, для того чтобы деятельность была успешной. Детям предлагают различные виды интеллектуальных игр.

5этап (6 – 7 лет) – проявление одаренности. Первые шаги в мир профессионального искусства. Данный этап характеризуется тем, что у отдельных детей происходит яркий расцвет способностей, уровень развития которых может говорить о наличии у них определенной степени одаренности. Сопровождающий фон развития ребенка (кружки, индивидуальная работа) это пробуждение его природного потенциала, первый этап развития способностей дошкольника. это подготовительная к школе группа. Уровень развития способностей некоторых детей уже достаточно высок. Им становится «тесно» в детском саду, они готовы сделать первые шаги в мир. Необходимо расширить сферу их деятельности, создать условия для дальнейшего эстетического и интеллектуального развития.

13 стр., 6430 слов

Развитие музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного ...

... развитие воображения, которое составляет основу творческой способности. Педагоги оценивают проявление творческих способностей в пении, ритмике, игре на музыкальных инструментах. Однако, именно пение является самым любимым видом музыкальной деятельности ребенка, ...

3 Ранняя и поздняя одарённость

Многие известные ученые, музыканты, художники и даже писатели проявили свои выдающиеся способности в раннем возрасте. Не секрет, что одаренные дети часто становятся выдающимися взрослыми, но далеко не всегда. Не менее часто люди, не проявившие себя в детстве, достигали выдающихся результатов в зрелом возрасте. Нередко выдающийся умственный потенциал, как свидетельствуют биографии многих известных людей, долгое время оставался незамеченным окружающими.

Исследователями отмечается, что наиболее часто ранние дарования проявляются в искусстве, в особенности в музыке. Классическими примерами стали сведения о достижениях трехлетнего Моцарта, четырехлетнего Гайдна, пятилетнего Мендельсона. Среди рано продемонстрировавших собственную одаренность значатся имена композиторов: Прокофьева, начавшего свою композиторскую карьеру в 8 лет; Шуберта — в 11 лет; Вебера — в 12 лет и других. Но даже в музыке, удерживающей пальму первенства по раннему проявлению одаренности, достижения, имеющие объективную ценность, проявлялись обычно не раньше чем в 12–13 лет.

Несколько позже, как свидетельствуют изыскания биографов, проявляется обычно одаренность в пластических искусствах (живописи, графике, скульптуре, декоративном искусстве).

В восемь лет проявилась одаренность у Рафаэля и Ж.-Б. Грёза; в 10 лет — у Ван Дейка и Джотто; в 13 лет — у Микеланджело; в 15 лет — у Дюрера. По утверждению С.Л. Рубинштейна, наиболее ранним (вне области искусства, где творчество проявляется раньше) является техническое изобретательство.

В науке творческие достижения отмечаются в значительно более позднем возрасте, обычно после 20 лет. Почти все ученые, заявившие о себе до двадцати лет, были математиками. Хрестоматийными здесь стали примеры достижений: Паскаля, Лейбница, Ньютона, Лагранжа, Гаусса, Галуа и др. Раннюю одаренность в науке некоторое время назад было принято отождествлять с рано проявившейся высокой обучаемостью в данной сфере. Так, например, широко известна легенда о К.Ф. Гауссе — первокласснике, свидетельствующая о его высокой математической одаренности. Немало таких историй описано биографами Айвазовского, Брюллова, Сурикова. Однако в последующих исследованиях неоднократно было показано, что высокая обучаемость в какой-либо сфере часто, но не всегда является свидетельством последующей успешности в этой деятельности

4 Особенности развития познавательной сферы одаренных детей

Отличаясь широтой восприятия, они остро чувствуют все происходящее в окружающем их мире и чрезвычайно любопытны в отношении того, как устроен тот или иной предмет. Они способны следить за несколькими процессами одновременно и склонны активно исследовать все окружающее.

. Сверхчувствительность к проблемам-Способность видеть проблему там, где другие не видят никаких сложностей, где все представляется как будто ясным.

Оригинальность и гибкость мышления-Од реб. способен выдвигать новые, неожиданные идеи, отличающиеся от широко известных, общепринятых, способен быстро и легко находить новые стратегии решения, устанавливать ассоциативные связи.

5 стр., 2353 слов

Определение понятий одаренность и одаренный ребенок

... большинства одаренных детей. Обшие предпосылки одаренности− повышенная активность и особенности саморегуляции. Различают следующие виды одаренности (по В.И.Панову): Общая одаренность− высокий уровень развития общих способностей, определяющий сравнительно широкий диапазон деятельности, в ...

Способность к предвидению-Од. детям в значительно большей степени, чем их сверстникам свойственны способность к прогнозированию, предвосхищению.

.Высокая концентрация внимания-Од. Реб. склонен к сложным и сравнительно долговременным заданиям. Он часто бывает поглощен заинтересовавшим его занятием настолько, что его практически невозможно отвлечь.

Отличная память важнейший индикатор одаренности.

Способность к оценке-Эта способность предполагает возможность оценки результатов собственной деятельности, а также понимания как собственных мыслей и поступков, так и мыслей и поступков других людей.

Интересы и склонности-Од. детям хочется попробовать себя в самых разных сферах. Нередко это приводит к распылению сил, их нерациональной трате. Но не следует забывать, что широта интересов – это проявление твор. способностей.

5 Особенности психосоциального развития

Самоактуализация-Одаренным детям свойственно стремление реализовать свои личностные возможности, раскрыть свой внутренний потенциал. Социальная автономность-У од. ребенка присутствует способность и стремление противостоять мнению большинства. Эгоцентризм-Од. дети, так же как и их сверстники, часто не понимают, что окружающие в большинстве своем существенно отличаются от них в мыслях, желаниях, поступках. У них сильно развито чувство справедливости, проявляющееся очень рано. Они устанавливают высокие требования к себе и окружающим.

7 методы диагностики одаренных детей

Первичная диагностика строится на наблюдениях, практическом опыте, интуиции педагогов, родителей, учащихся и самих одаренных детей. К методам первичной диагностики относятся: различные шкалы;опросники; самоопросники; наблюдения, проводимые по определенной схеме; информация о продуктах деятельности.

Выявление одаренных детей – длительный процесс. В настоящее время в психологической литературе представлены два взгляда на процесс установления одаренности. Один из них основан на системе единой оценки.. Другой подход основан на комплексной оценке, включающей множество оценочных процедур (тестирование, опрос педагогов и родителей и т. д.).

Существуют определенные требования к построению и проверке методик. Имеется большое количество тестов, предназначенных для оценки интеллекта. Они различаются между собой способом проведения (групповой, индивидуальной, компьютерной)

У детей, одаренных в сфере академических достижений, наиболее развиты могут быть отдельные склонности – к языку и литературе, математике или естествознанию. Поэтому очень важно оценить предпочтительную сторону мышления.

В России школьники принимают участие в предметных олимпиадах, что позволяет определить их способности. Олимпиады проводятся в течение недели и, как правило, посвящены какому– то одному предмету, например, математике, физике, химии.

Комплексный подход к диагностике развития одаренности привлек внимание к её проявлениях во внешкольной деятельности, которая может быть использована как диагностический показатель интересов и достижений одаренных учащихся, отличающих их от менее способных сверстников.

Помимо уже рассмотренных методов оценки одаренности, некоторые исследователи предлагают использовать также и такие, как родительский рейтинг, рейтинг сверстников и различные шкалы для самооценки одаренности.

5 стр., 2337 слов

Развитие способностей, одаренности и таланта

... различными задатками, они лежат в основе развития способностей. Не развитые вовремя задатки исчезают. Многим известны случаи, когда дети, попав в логово зверей и не ... подчеркивается, что талант (гр. talanton) — выдающееся врожденное качество, особые природные способности. Одаренность рассматривается, как состояние таланта, как степень выраженности таланта. Недаром, как самостоятельное понятие, ...

Одним из методов диагностики является наблюдение. При подходе к одаренному ребенку нельзя обойтись без наблюдений за его индивидуальными проявлениями. Чтобы судить о его одаренности, нужно выявить то сочетание психологических свойств, которое присуще именно ему. Преимущество наблюдения и в том, что оно может происходить в естественных условиях.Признаки одаренности ребенка важно наблюдать и изучать в развитии. Для их оценки требуется достаточно длительное прослеживание изменений, наступающих при переходе от одного возр. периода к другому. Родители также могут заметить черты одаренности у своего ребенка и сообщить об этом.

Большой интерес для изучения одаренности представляет биографический метод..ЕГО Разработка связана с применением таких способов получения информации, как опросники, обращенные к самому исследуемому лицу, беседы и интервью с ним, а также опросники для окружающих, изучение продуктов деятельности, дневников, писем и т. д.

8 Понятие специальной одарённости. Виды специальной одаренности

Специальная одаренность обнаруживает себя в конкретных видах деятельности и обычно определяется в отношении отдельных областей (поэзия, математика, спорт, общение и т. д.).

В основе одаренности к разным видам искусства лежит особое, сопричастное отношение человека к явлениям жизни и стремление воплотить ценностное содержание своего жизненного опыта в выразительных художественных образах. Кроме того, специальная одаренность к музыке, живописи и другим видам искусства формируется под влиянием ярко выраженного своеобразия сенсорной сферы, воображения, эмоциональных переживаний и т. д. Еще одним примером специальной одаренности является социальная одаренность, которая обнаруживает себя в сфере лидерства и социального взаимодействия (семья, политика, деловые отношения в рабочем коллективе).

Взаимоотношение общей одаренности и специальных способностей для разных способностей различно. Чем большую роль в той или иной специальной способности играют специальные задатки (например, связанные с врожденными свойствами соответствующего нервного аппарата) и специальная техника, тем меньшим может оказаться соответствие или даже тем больше диспропорция между специальными способностями и общей одаренностью. Чем менее специфически «технический» характер носит та или иная специальная способность, тем больше ее соответствие, связь и взаимопроникновение с общей одаренностью. Нередко приходится встречать музыкантов со значительными способностями виртуозов-исполнителей и очень невысоким умственным уровнем. Но нельзя быть большим музыкантом, художником, не обладая общей даровитостью. Чем более высокого порядка та или иная специальная способность, тем теснее ее взаимосвязь с общей одаренностью.

Виды спец. одаренности: художественную, спортивную, социальную одаренность. Общая одаренность связана со специальными видами одаренности. специальная одаренность оказывает влияние на избирательную специализацию общих психических ресурсов личности, усиливая тем самым индивидуальное своеобразие и самобытность одаренного человека.

9 Психология социальной одаренности.

19 стр., 9078 слов

Особенности развития и обучения одаренных детей

... определение понятий «одаренность» и «одаренный ребенок», также будут рассмотрены признаки и виды одаренности и факторы влияющие на развитие одаренности. Во второй главе будут рассмотрены особенности обучения одаренных детей. Подробно будут рассмотрены ...

Попытки определить, выделить компоненты и измерить социальный интеллект имеют почти столетнюю историю. Одна из первых попыток измерения социального интеллекта принадлежит Т.Ханту (1928 г.), который разработал тест для «выявления способности иметь дело с людьми».

Одно из определений социальной одаренности гласит, что это исключительная способность устанавливать зрелые, конструктивные взаимоотношения с другими людьми. Такое, целостное по сути, определение просуществовало недолго, так как очевиден комплексный характер этой способности. Выделяют такие структурные элементы социальной одаренности как социальная перцепция, просоциальное поведение, нравственные суждения, организаторские умения и т.д.

Социальная одаренность выступает как предпосылка высокой успешности в нескольких областях. Она предполагает наличие способности понимать, сопереживать, ладить с другими, что позволяет быть хорошим педагогом, психологом, психотерапевтом, социальным работником. Таким образом, понятие социальной одаренности охватывает широкую область проявлений, связанных с легкостью установления и высоким качеством межличностных отношений. Эти особенности позволяют быть лидером, то есть проявлять лидерскую одаренность.

Социальная одаренность отлична от интеллектуальной, хотя исследования показали, что она требует умственного развития выше среднего.

Характерные черты, присущие людям, одаренным в социальном отношении:

— они обычно обладают физической привлекательностью и аккуратностью во внешнем облике;- их явно принимает подавляющее большинство людей, которых они знают; это одинаково относится как к сверстникам, так и к более старшим людям;- они обычно заняты в различных общественных мероприятиях и вносят в них положительный вклад;- их воспринимают как арбитров или как «определителей политики» в группе;- они относятся к сверстникам и к старшим как к равным, сопротивляясь неискренним, искусственным или покровительственным отношениям;- их поведение носит открытый характер — они не стараются показывать лишь «фасад»;- они не боятся выражать свои чувства, но делают это к месту;- они поддерживают длительные взаимоотношения с людьми и не меняют резко свои дружеские симпатии; они стимулируют продуктивное поведение других; они энергичны и как бы воплощают необычную способность справляться с любыми социальными ситуациями, причем делают это с тактом, юмором, проникновением в суть дела.

Следующие характеристики обычно присущи успешным лидерам:— интеллект выше среднего;- умение принимать решения;- способность иметь дело с абстрактными понятиями, с планированием будущего, с временными ограничениями;- ощущение цели, направления движения;- гибкость, приспосабливамость;- чувство ответственности;- уверенность в себе и знание себя;

10 Психология художественной одаренности

Художественная одаренность имеет два аспекта: общечеловеческий(родовой) и индивидуальный. Первый из них позволяет каждому человеку с детства приобрести личный, полноценный художественно-творческий опыт.

Родовая способность к художественному творчеству особенно широко и ярко проявляется у человека в приблизительных возрастных границах от 5-6 до 8-9 лет., этот период можно назвать сенситивным, особенно восприимчивым и благоприятным именно для художественного развития. Применительно к этому возрасту формула «каждый ребенок – художник»

Волна возрастной одаренности в течение нескольких лет несет на своем гребне маленьких художников. Но она уйдет, и большинство взрослеющих детей найдет другие, предпочтительные для них области деятельности, где проявятся их способности. А приобретенный опыт художественного творчества останется их личностным достоянием и, вероятно, поможет творчески проявить себя в какой-то другой сфере человеческой культуры.

14 стр., 6760 слов

Исторические аспекты развития методов обучения 4

... исследования: выявление особенностей развития методов обучения. Задачи исследования: изучение методов обучения выявление особенностей современных методов обучения проследить динамику развития методов обучения Объект исследования: методы обучения. Предмет исследования: методы обучения, используемые в современном ...

Независимо от того, работаем мы в системе общего или специального образования, имеем дело с «обыкновенными» детьми или с теми, кого считают особо одаренными, мы должны держать в поле внимания оба эти аспекта.

На практике между ними не всегда возможно провести четкую границу, а на ранних этапах художественного развития нет и практической необходимости их различать. Те же самые психологические качества, которые характеризуют художественную одаренность в ее родовом, общечеловеческом аспекте, составляют необходимую предпосылку возможного проявления особой, индивидуальной одаренности немногих людей.

Те же самые методы, которые благоприятны для художественного развития всех детей, позволят особо одаренному ребенку быстрее найти и проявить себя. Поэтому, повторяем, нет никакой надобности, в особенности на первых этапах обучения, пользуясь к тому же весьма шаткими и прогностически ненадежными критериями, выделять предполагаемых одаренных из всех других детей. Следует, обращаясь к общечеловеческому художественно-творческому потенциалу ребенка, в максимальной степени способствовать развитию родовой способности Человека к художественному творчеству, приобщать его к решению полноценных художественных задач. Именно в условиях, благоприятствующих творческому развитию всех, быстрее «найдет себя» каждый особо одаренный ребенок, и «креативный потенциал нации», о котором пекутся апологеты селекционного подхода, будет в максимальной степени сохранен.

11Психология творческой одаренности

Творческий познавательный процесс, опирается на поисково-исследовательскую активность, обеспечивающую обнаружение проблем, раскрытие их сути, прогнозирование неизвестного и способов его достижения, оценку имеющихся сведений и получаемых результатов с точки зрения стоящих целей. Проверка гипотез и догадок, приводящая к преобразованию представления об исходной ситуации за счет вовлекаемого при этом нового знания, обеспечивает саморегуляцию процесса.

Особое значение в творческом процессе приобретает образное представление ситуации, опирающееся на воображение и дающее начало интуитивным догадкам и гипотезам, не осознаваемым до определенного момента решениям. Используемые воображением ассоциации и аналогии приводят к порождению новых оригинальных комбинаций и сочетаний, ложащихся в основу открытий и изобретений. Возможность порождения множества различных идей из данного источника информации, названная Дж.Гилфордом дивергентным мышлением, рассматривается как ведущая черта творческого процесса. Из нее вытекают такие проявления творчества, как способность рассматривать проблему под разными углами, вводить ее в разные контексты. В соответствии с этим творческое мышление оценивается по гибкости и легкости порождения связанных с проблемой идей в зависимости от разнообразия и количества этих идей.

Вместе с тем дивергентность мышления усиливает значение оценочных компонентов в творческом процессе, обеспечивающих выбор отвечающего условия задачи решения. Необходимость выбора решения приводит к такой характеристике творчества, как точность, вариантами проявления которой выступают разработанность идеи и переформулирование проблемы. Творческий результат характеризуется новизной, или оригинальностью, и соответствием поставленным проблемой целям.

Творческий процесс начинается с появления проблемы. Возможность обнаружения проблем, как и продуктивный путь их решения, зависит от внутренней мотивации личности.достижения творческих результатов связано с проявлением определенных свойств мышления, которые воспринимаются как характерные черты творческой личности. Общим выражением творческой одаренности в детском возрасте служит опережающее развитие.

Существенная роль в творческом познавательном развитии принадлежит процессу понимания. В ходе понимания осуществляется поиск связи между элементами материала. Осознание понятого составляет ведущее звено в саморегуляции творческого процесса.

В своих исследованиях понимания в творческом развитии Г.Д. Чистякова выделила три типа понимания. Учащиеся, показавшие наиболее глубокое и адекватное понимание, имели 1 тип. У них наблюдался развернутый поиск смысловых связей в материале, высокие возможности в прогнозировании и стремление к целостному восприятию информации. Их наиболее отличительной чертой явились возможности в прогнозировании, позволявшие преодолеть неполноту информации.

12 Особенности проявления психомоторной одаренности

Психомоторная одаренность — Проявляется как способности к выполнению точных и/или быстрых координированных движений и их комбинаций, как успехи в хореографии, прикладных видах творчества, спорте, исполнении музыкальных произведений индивидуально или в составе ансамбля (оркестра, группы).

Сюда относ-ся(волеваясенсорика, сенсорика ощущений).

Термин «психомоторная одаренность» включает в себя понятие «психомоторика» (душа и двигательный, приводящий в движение).

Понятие «психомоторика», характеризующее сферу определенных движений человека, находящихся в неразрывной связи с психическими процессами (память, мышление, чувства), впервые ввел выдающийся русский физиолог И.М. Сеченов. В исследованиях Н.А. Бернштейна показана степень интеграции психомоторных способностей в психику человеку.

В исследованиях В.Н. Шебеко показано, что психомоторная одаренность дошкольников включает целый комплекс органически связанных психомоторных способностей:· Способность тонко различать движения по временным, силовым и пространственным параметрам;· Способ. быстро выполнять одиночные движения, реагировать на раздражитель (слуховой, тактильный, зрительный), держать темп движения;· Способ. координировать движения многих звеньев тела;· Умение воспроизводить новые движения на основе двигательного воображения, воспринимать и создавать собственные движения;· Соревновательность, целеустремленность, воля к победе, высокая мотивация к двигательной активности, увлеченность двигательной задачей.

Первые годы жизни человека являются «периодом наиболее интенсивного физического и нравственного развития». «В это время складываются моторные навыки, во многом завершается развитие процессов восприятия, и закладываются основы познавательных способностей, которые в дальнейшем разовьются в интеллект».Психомоторные возможности ребенка зависят от возрастных особенностей развития ряда психических функций: мышечно-двигательных ощущений и восприятий, сенсомоторных процессов, памяти, мышления и внимания. \ невысока; много «лишних», неосознаваемых движений. Дети плохо различают и запоминают внешне сходные физические упражнения, движения – плохо их дифференцируют по основным параметрам управления.

Юношеский возраст является завершением физического созревания. Наиболее быстро в этом возрасте запоминаются временные параметры движений, несколько дольше – пространственные, и наибольшее число повторений требуется для запоминания мышечных усилий. Наилучшее запоминание движений отмечено в 16-17 лет. У юношей наблюдается более интенсивное развитие точности мышечно-двигательных ощущений, быстроты сложной реакции, темпа движений и скоростной выносливости.

15 Особенности взаимоотношений одаренных детей со сверстниками

Сверстники относятся к одаренным детям в основном с большим уважением. Благодаря более высокой обучаемости и творческому отношению к процессу обучения.В тех школах, где обучение является ценностью, такие дети становятся лидерами, «звездами» класса. Правда, и у этих детей могут возникать проблемы в том случае, если когда обучение становится слишком легким. Очень важно создать этим детям оптимальные по трудности условия для развития их одаренности.

Большое значение для понимания личности одаренного ребенка имеет анализ его взаимоотношений со сверстниками и взрослыми, которые, являясь следствием необычности самого ребенка, в значительной мере определяют историю его жизни и тем самым формируют его личность.

Нередко особое познавательное развитие идет в каком-то смысле за счет других сфер. Так, до определенного времени общение со сверстниками в сфере личностных интересов занимает у многих одаренных гораздо меньше места, чем у других детей того же возраста. Именно потому такие дети крайне редко становятся лидерами в своей дворовой или школьной группе.

Во многих случаях особая одаренность сопровождается необычным поведением и странностями, что вызывает у одноклассников недоумение или насмешку. Иногда жизнь такого ребенка в коллективе складывается самым драматическим образом (ребенка бьют, придумывают для него обидные прозвища,.В результате это приводит к своеобразной отчужденности ребенка от группы сверстников и он начинает искать другие ниши для общения: общество более младших или, наоборот, значительно более старших детей или только взрослых.Правда, многое зависит от возраста детей и системы ценностей, принятой в данном детском сообществе. В специализированных школах значительно выше вероятность того, что особые интеллектуальные способности такого одаренного ребенка или подростка будут по достоинству оценены и, соответственно, его взаимоотношения со сверстниками будут складываться более благоприятным образом. Учителя также неоднозначно относятся к одаренным детям, однако все зависит от личности самого учителя.. В других случаях взаимоотношения с учителем характеризуются конфликтностью, неприятием друг друга. Некоторые особенности личности таких одаренных вызывают у учителей негодование. Именно поэтому понимание своеобразия личности одаренного ребенка с дисгармоническим типом развития является принципиально важным для успешной работы учителя с таким контингентом детей и подростков.

В целом возникает ситуация некоторой дезадаптации особо одаренного ребенка, которая может принимать довольно серьезный характер, временами вполне оправдывая отнесение одаренных детей этого типа к группе повышенного риска. Необходимо обратить внимание на тот факт, что выборка одаренных детей неоднородна и особенности, присущие одной группе, нельзя распространять на всех одаренных детей. Важно подчеркнуть, что возникающие у них проблемы не являются следствием самой одаренности, ее имманентной характеристикой.

16 Роль семьи в развитии одарённого ребёнка дошкольного возраста. Как бы не влияло на развитие личности и одаренности ребёнка целенаправленное обучение, воспитание и наличие у него природных задатков, значение и влияние семьи является решающим и неоспоримым. Родители первыми замечают признак одаренности в ребенке, от их реакции и дальнейшего отношения во многом зависит судьба юного дарования.

Одаренность, безусловно, дар природы. Распространено мнение, что если дар дан человеку, то он не исчезнет и обязательно проявится. Однако исследования последнего времени опровергли эту точку зрения. Одаренность существует лишь в постоянном развитии и главную роль в развитии одаренности играет семья.

Нередко, даже внешне, казалось бы, неблагоприятные условия развития (недостаточная материальная обеспеченность, плохие бытовые условия, неполная семья) оказываются безразличны для развития одаренности, а вот особенно важным, практически обязательным, для семьи любого одаренного ребенка является любовь и повышенное внимание к ребенку, вера в его силы. Ведь если не верить в талант, бессмысленно мечтать о раскрытии его потенциала. Как правило, в семьях одаренных детей отчетливо прослеживается высокая ценность образования, причем нередко и сами родители заняты в сфере интеллектуальных профессий и имеют разного рода интеллектуальные увлечения. Это обстоятельство является весьма благоприятным для развития повышенных способностей ребенка. Ведь одаренность ребенка во многом зависит от того, какими способностями обладают сами родители, и как они будут развивать природные задатки ребенка. Именно на родителей в первую очередь ориентируется ребенок, сначала бессознательно, а потом достаточно осознанно, перенимая их манеру поведения, отношение к людям, работе, событиям и вещам. Именно в силах семьи создать условия для творческого развития ребенка в доме и вне его (обеспечение необходимыми материалами, местом для творчества; организацией посещения ребенком кружков, студий; приглашение специалистов для индивидуальных занятий и пр.)

В некоторых семьях наблюдается определенная попустительская позиция в отношении ряда социальных и в особенности бытовых навыков. Например, известны случаи, когда семилетний ребенок, будучи психически и физически здоровым не научился сам зашнуровывать ботинки. Или, некоторые родители, обнаружив у своего малыша ранние проявления одаренности, например, в области музыки, все свои усилия направляют на развитие его способностей именно в этой области. Родители ограничивают общение ребёнка со сверстниками, составляют для ребенка такое насыщенное расписание различных специальных занятий, что у него не остаётся времени для основного вида деятельности дошкольного возраста — детской игре. Не будучи включен в сюжетно-ролевые игры со сверстниками, такой ребенок теряет важный источник полноценного личностного развития, не осваивает в достаточной мере навыки межличностных отношений. Кроме того, односторонность развития, которая в будущем может и не быть подкреплена выдающимися достижениями, крайне негативно скажется на всем многообразии интеллектуальных особенностей и на полноценном развитии прочих способностей.На развитии одаренного ребенка негативно сказываются и конфликтные отношения между родителями.

Можно сделать вывод, что отношение родителей к детской одаренности — это один из основных факторов, влияющих на реализацию возможностей ребенка, и только семья может дать ребенку возможность развития способностей на самом важном и раннем этапе.

17 Подготовка педагогов к работе с одаренными детьми

В процессе подготовки педагогов следует обеспечить формирование не только соответствующих умений, но и «шлифовку» качеств личности, необходимых для работы с одаренными детьми. Специфика такой подготовки специалистов должна отвечать целому ряду требований:

1) формирование профессионально-личностной позиции педагогов особен-ми.

2) комплексный (психолого-педагогический и профессионально-личностный) характер образования педагогов;

3) создание системы консультирования и тренингов. Именно в этой форме, как показывает опыт обучения педагогов, им легче осознать собственные личностные проблемы, мешающие в работе. 4) создание психолого-педагогических условий;5) демократизация и гуманизация всех обучающих процедур, создание творческой и свободной атмосферы учения;6) образовательная ступень и сфера деятельности педагогов 7) особенности контингента учащихся (их возраста, состояния здоровья и т. П.

8) профессиональная, постпрофессиональная подготовка и профессиональный опыт педагогов:

а) опыт педагогической, воспитательной работы с детьми

б) уровень полученной ранее специальной подготовки для работы с одаренными детьми

9) специфика образовательной инфраструктуры.

В соответствии с этим подготовка педагогов может строиться с учетом следующих принципов:

1. Принцип единства и дифференциации общего и специального обучения.

2. Принцип этапности обучения.

3. Принцип единства теоретической и практической подготовки.

18 Цели и принципы обучения одаренных детей

К основным общим принципам обучения одаренных, как и вообще всех детей школьного возраста, относятся:

• Принцип развивающего и воспитывающего обучения. означает, что цели, содержание и методы обучения должны способствовать не только усвоению знаний и умений, но и познавательному развитию, а также воспитанию личностных качеств учащихся.

• Принцип индивидуализации и дифференциации обучения. Он состоит в том, что цели, содержание и процесс обучения должны как можно более полно учитывать индивидуальные и типологические особенности учащихся.

• Принцип учета возрастных возможностей.

Цели образованияДля всех детей главнейшей целью обучения и воспитания является обеспечение условий для раскрытия и развития всех способностей .в качестве приоритетных целей обучения детей с общей одаренностью могут быть выделены следующие:• развитие духовно-нравственных основ личности одаренного ребенка, высших духовных ценностей

• создание условий для развития творческой личности;• развитие индивидуальности одаренного ребенка (выявление и раскрытие своеобразия его возможностей);• обеспечение широкой общеобразовательной подготовки высокого уровня, способствующей развитию целостного миропонимания и формированию компетентности в различных областях знания.

19 Организация и проведение игр и игр-исследований с одаренными детьми.

В практике работы с младшими школьниками нередко используются индивидуальные и коллективные игры. Среди них есть такие, которые позволяют активизировать исследовательскую деятельность ребенка, освоить первичные навыки проведения самостоятельных исследований. Эти игры рассчитаны на учеников начальной школы. Однако, как показывает опыт, после небольшой модернизации, они могут проводиться с подростками и даже со старшими школьниками.

Каждая игра-исследование состоит из двух этапов: тренировочных занятий и самостоятельного исследования.

Для знакомства ребят с методикой проведения учебных исследований понадобится два-три фронтальных тренировочных занятия с классом. Это необходимо для того, чтобы познакомить каждого ученика с «техникой» проведения исследования.

1)Тренировочные занятия: подготовка к занятию (выбор темы и методов исследования, сбор информации, Обобщение информации.

2)Самостоятельные исследования (подготовка к исследованиям, проведение исследований).

Все возможные темы можно условно объединить в три группы:

• фантастические -о несуществующих, фантастических объектах и явлениях;

• экспериментальные -предполагающие проведение собственных наблюдений и экспериментов;

• теоретические -предусматривают изучение и обобщение сведений, фактов, материалов, содержащихся в различных теоретических источниках (книгах, кинофильмах и т.д.).

20 Одаренность и синдром дефицита внимания

Одаренность- это системное развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми

1. Повышенная активность ( некоторым детям тербуется меньше времени для сна).2 Высокая познавательная активность ( задают много вопросов, разбирают игрушки, часы)3. Генерирование новых идей ( придумывают необычные способы использования предметов, выдумывают игры)4. Мгновенное схватывание сущности информации, подхватывание идеи и развитие ее5. Быстрое реагирование на происходящие события6. Создание новых необычных стратегий деятельности7. Самобытность8. Склонность к анализу ситуации9. Склонность к выявлению закономерностей10. Высокая скорость обучения11. Способность к самообучению12. Неприятие стандартных готовых ответов и типичных заданий13. Высокая тербовательность к результатам собственного труда14. Способность заниматься сразу несколькими делами, следить за несколькими предметами

Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) —неврологическо-поведенческое расстройство развития, начинающееся в детском возрасте. Проявляется такими симптомами, как трудности концентрации внимания, гиперактивность и плохо управляемая импульсивность.

С неврологической точки зрения СДВГ рассматривается как стойкий и хронический синдром, для которого не найдено способа излечения. Считается, что дети «перерастают» этот синдром, либо приспосабливаются к нему во взрослой жизни.

Диагностические критерии СДВГ по классификации

A. НЕВНИМАТЕЛЬНОСТЬ B. ГИПЕРАКТИВНОСТЬС.ИМПУЛЬСИВНОСТь

Роль раннего детства в формировании и развитии одарённости.

Огромную роль в раскрытии детской одаренности играет семья. При всем разнообразии ценностей, отношений в семьях наиболее благоприятные условия для развития таланта складываются при соответствующем духовном уровне семьи: признание ценности и поддержка образования и самосовершенствования личности, интерес и уважение к той сфере деятельности, где проявляются высокие способности ребенка, любовь к детям, вера в их большие возможности.

К сожалению, популярная фраза «Талант себя проявит» не соответствует действительности. Наблюдения показывают, что в раннем детстве дети часто скрывают свои способности, если значимые для них взрослые не ценят их должным образом. Такие дети быстро приучаются вести себя «как все

Необходимо понимать, что одаренные дети – это совсем особые дети, которые похожи на сверстников только на первый взгляд.. Поэтому родителям, заинтересованным в развитии и поддержке одаренности ребенка, необходимо присмотреться повнимательнее к своим детям, понаблюдать за их поведением и если они увидят, что для их ребенка характерно:

— высокий энергетический уровень;

— моторная координация и владение руками часто отстают от познавательных потребностей;

— зрение нестабильно;

— отличная память, раннее языковое развитие, которые помогают накапливать большой объем информации и активно использовать ее в общении;

— большой словарный запас, к тому же ребенок любит и может изобретать собственные слова;

— ребенок остро чувствует все происходящее в окружающем мире и чрезвычайно любопытен в отношении того, как устроен тот или иной предмет;

— ребенок способен воспринимать связи между предметами и явлениями и делать собственные выводы;

— ребенок может следить за несколькими предметами одновременно и склонен активно исследовать все окружающее;

. Ученые выделяют два основных способа воздействия семьи на развитие способностей ребенка:а) помощь и стимулирование ребенка в получении, приобретении специальных знаний и навыков;б) привитие ребенку своих ценностей и своего отношения к тем способностям и достижениям, которые зависят от обучения и практики.Поэтому воспитание одаренного ребенка должно начинаться с самообучения родителей.Одним из доминирующих личностных качеств одаренного ребенка является любопытство. понимание того, чего от него ждут, и развивать здоровую систему самовосприятия. Родителям необходимо быть правдивыми с детьми, ведь дети очень чувствительны ко лжи.