Формирование личности преступника

КУРСОВАЯ РАБОТА

«Формирование личности преступника»

Введение

На данный момент значение культуры в развитии личности является неоспоримым фактом. Более того на протяжении не одного века сохраняется мнение о ее первостепенной значимости в формировании человека таким какой он есть. Многие философы рассматривали опыт, влияние среды как основной фактор развития личности. Наиболее яркий представитель такой позиции — Джон Локк. В своих работах Локк утверждал, что человек рождается tabula rasa, и лишь в процессе жизни приобретает все качества, которые его могут охарактеризовать. Под влиянием именно этой идеи на протяжении многих лет формулировались позиции других выдающихся философов и психологов. Но, тем не менее, в дальнейшем все больше признавался факт частичной биологической детерминированности личности человека.

Так, нельзя отрицать того факта, что существует и мнение, сторонники которого придают первостепенное значение биологическим характеристикам индивида. Однако, даже сторонниками биологической детерминированности основных качеств личности, не отрицается не малое влияние культурной среды.

Изначально темой данной курсовой работы являлась роль культуры в развитии личности. Однако в силу того, что конкретная тема включает в себя множество наиважнейших аспектов, каждый из которых требует особого внимания, было принято решение рассмотреть один из таких аспектов, а точнее формирование личности преступника.

Данный вопрос имеет свою историю.

Так хотелось бы выделить теорию Чезаре Ломброзо, который является автором идеи «прирождённого преступника». По Ломброзо станет человек преступником или нет — зависит только от врождённой предрасположенности. В книге «преступный человек» он весьма подробно анализирует большое количество данных о преступности в разных странах Европы. Он не только пытался выделить ряд внешних примет, характеризующих преступников, но также влияние урожайности и плотности населения на число преступлений. Но при этом он был уверен в том, что в случае наличия у человека, как бы мы сейчас сказали, генетической предрасположенности он неизбежно станет преступником.

С течением времени взгляды на вопросы о происхождении преступных побуждений несколько изменялись.

И некоторое время спустя Вальтер Фридрих в результате большого числа исследований однояйцовых близнецов пришел к выводу о том, что установки определяются общественной средой и зависят от социальной деятельности человека (Криминология. Под редакцией Долговой).

3 стр., 1090 слов

Понятие о личности человека в психологии

... существующего, реального объекта; с 7 до старости)   Понятие о личности человека в психологии Для психологического анализа важны следующие аспекты: индивид (природные ... исследований считают здоровую творческую личность человека. Согласно гуманистической психологии, цель такой личности – самоосуществление, рост конструктивного начала человеческого «Я». Человек открыт миру и наделен ...

Также большое значение в истории становления взглядов на формирование личности преступника и природу преступления, как таковую, оказал психоанализ. Идея Фрейда представляла собой совершенно новый взгляд на формирование преступных идей, который включал в себя как биологическое влияние, так и социальное. Помимо того, что предложенная им концепция указывала на причину совершения преступления, она также предоставляла возможность

Нет сомнений в том, что данная тема является весьма значимой в современном мире. Ведь только тщательно, исследовав причины возникновения преступного деяния, мы можем не только работать с последствиями уже случившихся событий, но и предотвратить последующие. Кроме этого исследование соотношения биологического и социального в личности преступника имеет большое значение в вопросах воздействия, таких как диагностика и перевоспитание.

Однако, в отечественных психологических периодических изданиях данная тема последнее время не столь актуальна. Так в «Психологическом журнале» за последние три года данная тема освещалась лишь в двух статьях: статья Лактионовой посвященная жизнеспособности девиантных подростков (№6 ,2008г) и психоаналитическое эссе, посвященное преступлению и наказанию женщин. В журнале «Вопросы психологии» только в 2009 году данная тема рассматривалась в работах Бахадова, Нехорошевой и Церинга. Эти работы посвящены девиантному поведению подростков и молодежи, причем возрастным влияниям на формирование девиантного поведения отводится большее значение нежели социокультурным.

Целью данной работы является исследование истоков формирования у личности деятельности, имеющей преступную направленность, с точки зрения работ З. Фрейда и Э. Фромма. По итогам полученных сведений будет частично проанализирована биография А. Чикатило.

преступник личность агрессия чикатило

Глава 1. Определение преступной личности

Для начала необходимо определить, что же будет подразумеваться под понятием преступления.

Если опираться на юридические источники можно получить весьма схожие определения. Наиболее емкое представлено в уголовном кодексе РФ, согласно которому преступлением признается виновно совершенное общественно опасное деяние (ч. 1 ст. 14 УК)

Это определение, как и другие, отражает исключительно внешнюю сторону преступления. Особенность права состоит в том, что оно нейтрально к внутреннему миру человека. Но, несмотря на это, в нем отводится достаточное внимание таким элементам внутреннего мира человека, как мотив, умысел и признание вины.

Признание вины составляют ядро субъективного отношения преступника к деянию, так как в категории определяется его отношение к социальным ценностям. Социальную сущность вины составляет, проявившееся в конкретном преступлении искаженное отношение к основным ценностям общества, отношение, которое при умысле обычно является отрицательным, а при неосторожности — пренебрежительным либо недостаточно бережным.

В категории вины есть два компонента — волевой и интеллектуальный.

Так интеллектуальным компонентом считается умысел. Преступление признается совершенным с прямым умыслом, если лицо, его совершившее, осознавало общественную опасность своего действия (бездействия), предвидело возможность или неизбежность наступления общественно опасных последствий и желало их наступления (ч. 2 ст. 25 УК).

4 стр., 1565 слов

Расстройства воли и влечений

... абулический синдром (конечные состояния при шизофрении). Извращения влечений (парабулии). - извращение аппетита, сексуального влечения, стремление к асоциальным поступкам, самоповреждениям. Парабулии не ... поедать несъедобное (как разновидность, копрофагия — поедание экскрементов) Дипсомания Влечение к алкоголю Дромомания Стремление к бродяжничеству Гомицидомания Бессмысленное стремление совершить ...

Косвенный умысел характеризуется осознанием общественной опасности совершаемого деяния и предвидением реальной возможности наступления общественно опасных последствий.

К волевой сфере относят желание наступления последствий действий, которые по своим объективным свойствам могут быть общественно-опасными независимо от того наступили ли вредные последствия.

Не секрет, что многие преступления совершаются «из необходимости».

Подобным преступлениям крайне легко найти причины и обоснования, в них легко обнаруживается умысел и желание. К таким преступлениям можно отнести разного рода кражи, имеющие под собой исключительно доброкачественную агрессию. Данная работа будет посвящена не конкретным случаям, а истокам преступности и агрессии в целом.

Глава 2. Истоки стремления к разрушению

Сабина Шпильрейн первая из психоаналитиков обратила внимание на идею человека стремящегося к разрушению. Так в докладе «Деструкция как причина становления» она рассматривает тонкую взаимосвязь между фактом рождения и фактом смерти, стремлением к созиданию и стремлением к разрушению.

Шпильрейн говорит о разрушении во имя созидания, а точнее о создании как результате разрушения.

«Рождение новых особей одновременно оказывается для этих особей гибелью, которая сама по себе является самым ужасным для всего живого. Если эта смерть приносится в жертву новому творению, тогда она желательна индивидууму». (С. Шпильрейн «Деструкция, как причина становления»)

Таким образом, она выделяет смерть, как желаемый сам по себе результат.

Несколько позже Фрейд продолжает и развивает ее идею.

Он рассматривает два вида влечений: стремящиеся захватить и объединить — сексуальные и, стремящиеся разрушать и убивать — деструктивные влечения. При этом, согласно Фрейду, влечения нельзя считать противоположными, они всегда взаимодействуют между собой. В то время как эротические влечения представляют собой стремление к жизни, деструктивные представляют собой влечение к смерти. Оно становится разрушительным, когда направляется наружу, против внешних объектов и за счет разрушения внешних объектов сохраняется жизнь существа разрушающего.

Оба вида влечения проявляют себя в явлениях садизма и мазохизма. Сексуальное удовлетворение садизмом представляет собой удовлетворение за счет причинения боли сексуальному объекту, в то время как мазохизм — представляет собой получение удовлетворения за счет болевых ощущений. Если абстрагироваться от эротического компонента этих явлений, то с легкостью можно будет заметить тенденцию, описанную еще С. Шпильрейн, так как эти явления, как совокупность Эроса и Тонатоса, описывают разрушение и саморазрушение. Причем Фрейд обращает внимание на то, что мазохизм чаще наблюдается у женщин, а садизм у мужчин. И эти наблюдаемые факты находят свое объяснение — это связано с тем, что мать, как порождающая особь, порождая, условно умирает, в то время как мужчина во всей этой ситуации выступает, как естественный агрессор, что можно считать обоснованием того, что преступники чаще встречаются среди мужчин, чем среди женщин.

7 стр., 3245 слов

Агрессия у человека и животных

... Сегодня очень разнообразны теории поведения агрессии, и формы активности поведения человека и животного. Агрессия агрессия психологическая человек животное Вообще агрессию можно рассматривать как проявление ... – нежной и подчиняющейся. Убийства являются проявлением социальной агрессии человека, так же проявлением агрессии является самоубийство. Самоубийство, есть осознанное лишение себя жизни. ...

В статье «Смерть и мы» Фрейд обращает внимание на отношение современного человека к смерти и прослеживает двоякость. С одной стороны мы испытываем страх перед смертью, с другой, желаем, ее всем кто имел смелость нас обидеть и наше бессознательное «признает смерть как единственную меру наказания». Мы с одной стороны отрицаем смерть, а с другой признаем смерть способом устранения обидчиков. С одной стороны мы боимся за родственников и близких, которым может угрожать смертельная опасность, а с другой, как сказал Фрейд «…самым задушевным нашим отношениям всегда присуща крошечная доля враждебности, дающая толчок бессознательному пожеланию смерти» (З.Фрейд. Смерть и мы).

Конфликт этих двух сторон может породить невроз. Но в нашем случае гораздо более интересным является факт чувства вины, как следствие подсознательного желания смерти близким.

Этому вопросу Фрейд уделил отдельное внимание

Он выделил преступления, совершаемые по причине чувства вины. Он говорит о том, что у многих его пациентов в юном возрасте они совершали разного рода «непозволительные поступки»,

В результате психоаналитической работы, с подробным рассмотрением такого рода поступков, Фрейд выяснил, что они совершаются, прежде всего потому, что были запретными, и потому, что с их совершением было связано душевное облегчение у виновника. Причем зачастую

Чтобы пояснить природу такого поведения Фрейд приводит в пример детей, которые становятся «плохими» с целью спровоцировать наказание, дабы облегчить чувство вины.

Один из примеров преступника из чувства вины в литературе можно найти у Ницше, в речи Заратустры «О бледном преступнике».

Чувство вины суть потребность в наказании, иначе проявление совести, которое в свою очередь представляет собой агрессию, которая ушла вовнутрь и принята Сверх-Я, как критикующей и запрещающей инстанцией бессознательного.

Однако, существуют отклонения, при которых именно в Сверх-Я скапливаются инстинкты смерти, в такой форме Сверх-Я может в мере жестокости гиперконтроля сравниться только с Оно. В такой ситуации, как говорит Фрейд «чем больше человек ограничивает свою агрессию вовне, тем строже, т. е. агрессивнее он становится в своем «Идеале Я»» и чем больше человек контролирует свою агрессию, тем больше агрессии становится направленной против него Я(З. Фрейд «Я и Оно»).

Весь этот коктейль принимает далеко не самый лучший оборот.

Как известно Сверх-Я — результат идентификации с образом отца, причем идентификация может носить характер сублимации, после чего эротический компонент может высвободиться в виде склонности к агрессии и разрушению. Распад любви в агрессию, таким образом, есть следствие регресса в Оно, от которого этот процесс передается на «Сверх-Я». А на выходе Я, преодолевшее либидо идентификаций, переживает за это кару «Сверх-Я» в виде агрессии, примешанной к либидо.

Очевидно, что такой человек будет носителем весьма жестоких проявлений либидо. Однако не будем останавливаться на примерах последствий таких событий.

Глава 3. Агрессия как причина преступления

25 стр., 12060 слов

016_Человек. Его строение. Тонкий Мир

... трудно и несовместимо с земными условиями. Тело человека – это не человек, а только проводник его духа, футляр, в ... весьма интересные и поучительные впечатления. Главное существование (человека) – ночью. Обычный человек без сна в обычных условиях может прожить ... неясности и туманности… Инструментом познавания становится сам человек, и от усовершенствования его аппарата, как физического, так ...

Важным аспектом в вопросе формирования личности преступника является агрессия, ее основы и проявление, подробно описаны Э. Фроммом.

Он выделяет два основных типа агрессии: доброкачественную и злокачественную.

Доброкачественная агрессия является биологически адаптивной направленной на поддержание жизни.

В человеческой жизни можно наблюдать массу проявлений различных видов этого типа агрессии.

Ч. Ломброзо выделяет плотность населения, как фактор, играющий важную роль в уровне преступности, что подтверждается приведенными им наблюдениями. С 1805 по 1841г. население Англии увеличилось на 49%, а преступления на 720%. Так на момент сбора данных на участках где плотность населения составляла от 40 до 60 жителей на 1 кв.км коэффициент убийств составлял 1,42, а на участках где плотность населения составляла 100 и более жителей 1,88, что значительно выше(Ч. Ломброзо «Преступный человек»).

Существуют аналоги взаимосвязи повышения агрессии с повышением плотности и в животном мире. Примером проявления такого аналога можно считать описанные Фроммом наблюдения Лоренца, в которых два голубя находящиеся в тесной клетке начинали ощипывать друг друга «заживо» (Э.Фромм «Анатомия человеческой диструктивности»).

В целом доброкачественную агрессию можно охарактеризовать, как стремление к самосохранению.

Злокачественная агрессия является специфической для человека. Основная ее цель — получение удовольствия, от проявления жестокости.

Фромм отмечает особую человеческую жестокость, даже по сравнению с животными. Так, он склонен считать, что «только человек получает удовольствие от бессмысленного и беспричинного уничтожения живых существ …только человек бывает деструктивным независимо от наличия угрозы самосохранению и вне связи с потребностями» (Э.Фромм «Анатомия человеческой диструктивности»).

Фрейд в статье «Мы и смерть» также выражает мнение о жестокости современного человека

«В некотором смысле первобытный человек сохранился доныне и предстает нам в облике примитивного дикаря, который недалеко ушел от первобытных людей. Теперь вам естественно будет предположить, что этот дикий австралиец < …> убивает без всякого раскаяния. Но вы заблуждаетесь, дикарь в этом отношении чувствительней цивилизованного человека, во всяком случае, до тех пор, пока его не коснется влияние цивилизации». (З. Фрейд «Мы и смерть»)

Подобными же наблюдениями делится и Ч. Ломброзо: «среди дикарей реже наблюдаются такие преступления, как отцеубийство, детоубийство и кражи» (Ч. Ломброзо «Преступный человек»).

В указанных фактах находит отражение мнение Фромма, что лишь современному человеку, свидетелю огромного числа столь же человечной необоснованной агрессии вокруг, свойственна агрессия ради агрессии.

Причины формирования злокачественной агрессии Фромм видит в неудовлетворении духовных, направленных на раскрытие смысла человеческого существования, иначе экзистенциальных потребностей. К ним, по мнению Фромма относятся:

— Ценностные ориентации и объект почитания. Первое представляют собой жизненный ориентир в соответствии, с которым человек направляет свои действия. Объект почитания есть некоторая «основа для его реальных ценностей».

4 стр., 1687 слов

1.Сублимация исходных влечений как движущая сила развития личности ...

... Сублимация исходных влечений как движущая сила развития личности в теории З. Фрейда. А. Адлер, Э. Фромм, К. Хорни о движущих силах развития личности В структуре личности ... от исходной цели к «высшей», социально значимой цели. Адлер, Хорни, Фромм стремились преодолеть биологический монизм Фрейда и понять человека не только как биологическое, но и как ...

— Исторические корни.

— Чувство единения.

— Творческие способности, потребность в том, чтобы быть дееспособным и эффективным.

Существует две формы злокачественной агрессии: некрофилия и садизм

В вопросе садизма Фромм не оспаривает позицию Фрейда, однако помимо сексуального садизма он рассматривает садизм в духовной и физической сферах. В итоге садизм рассматривается им как «жажда власти, абсолютной и неограниченной власти над живым существом, будь то животное, ребенок, мужчина или женщина»

Некрофилия — любовь и тяга к смерти, страсть к разрушению ради разрушения, стремление сделать из живого мертвое. Зачастую оно представлено влечением ко всему неживому (причем по описаниям Фромма это также относится и к технике).

Вопрос о некрофилии имеет множество аспектов, но на одном из них хотелось бы остановиться поподробнее.

А точнее на вопросе истоков некрофилии как причине формирования некрофильского характера, впоследствии, как правило, преступника.

Прежде всего, Фромм выделяет «гнетущую лишенную радости мрачную» атмосферу в семье, как фактор способствующий возникновению некрофилии

Но много более значимым фактором можно считать злокачественное инцестуозное влечение к матери. Согласно гипотезе Фромма именно в нем кроется самый ранний исток некрофилии.

Дети с подобными влечениями не проявляют эмоциональной привязанности к матери и не стремятся вырваться из оболочки своей самодостаточности

То, что имел в виду Фрейд, и то, что он связывал с понятием Эдипова комплекса, — это теплое, нежное, нередко эротически окрашенное чувство привязанности к матери. Такой тип инцестуозной фиксированности встречается очень часто, но есть и другой тип, менее распространенный и более сложный с точки зрения набора признаков. Я считаю, что этот тип инцестуозного влечения можно назвать злокачественным, ибо мне кажется, что он связан с некрофилией; согласно моей гипотезе, такая мания является самым ранним истоком некрофилии.

Такие дети не чувствуют тяготения к матери, она представлена скорее представлена неким символом, нежели реальной личностью, «это символ хаоса и смерти; она несет не жизнь, а смерть, ее объятия смертельны, ее лоно — могила» (Э.Фромм «Анатомия человеческой диструктивности»).

Причиной злокачественного инцестуозного влечения к матери является нарушение развития нормального влечения.

Глава 4. Рассмотрение некоторых сторон формирования преступника на примере А. Чикатило

В завершение хотелось бы рассмотреть некоторые из рассмотренных причин формирования преступной личности на конкретном примере А. Чикатило.

К сожалению, известно не достаточно много подробностей его биографии чтобы можно было делать окончательные выводы, однако можно сделать некоторые предположения.

Андрей Чикатило родился 16 октября 1936 года в селе Яблочное Великописаревского района Харьковской области УССР . До 12 лет он страдал ночным недержанием мочи, за что был постоянно бит матерью.

В 1943 году у А. Чикатило родилась сестра. Его отец Роман Чикатило, находившийся в ту пору на фронте, едва ли мог быть отцом девочки. Поэтому не исключено, что в возрасте 6—7 лет он мог стать свидетелем изнасилования немецким солдатом своей матери, с которой проживал в одной комнате на территории оккупированной тогда немцами Украины.

6 стр., 2713 слов

Психоаналитические концепции человека(Фрейд, Юнг, Фромм)

... психической энергии, либидо, которая “инвестирует” произведения искусства или религиозные верования. Человек у Фрейда — “человек желающий”, у которого влечения и страсти предшествуют сознательному поведению ... психики индивида. Истолкование сновидений, как “королевская дорога” психоанализа. Особенностью воззрения Фрейда является также предложенный им метод дешифровки, с помощью которого за видимым ...

В 1944 году Чикатило пошёл в первый класс. Когда в 1946 году начался голод, он не выходил из дома, опасаясь, что его могут поймать и съесть: мать рассказывала ему, что во время голода его старшего брата Степана якобы похитили и съели. Также существует версия о том, что старшего брата съели сами родители во время голода. Впоследствии никаких документов о рождении и смерти Степана найдено не было.

В 1954 году окончил среднюю школу и попытался поступить на юридический факультет МГУ, но не прошёл по конкурсу. Однако он посчитал, что его не взяли в университет из-за отца — «предателя» и «изменника Родины».

Первое убийство было совершено в 1978г.

Чикатило являлся ярким примером садистических наклонностей. Возможно, также частично присутствовал некрофильский характер, как следствие общего духа разрушения царивший в военные годы и после них, который мог оказать влияние на формирование некрофильских тенденций. Неудача поступления в университет могла также послужить поводом формирования злокачественной агрессии на почве неудовлетворения экзистенциальной потребности в дееспособности, также возможно изнасилование матери могло поколебать его уверенность в собственных корнях, что согласно Фромму также является экзистенциальной потребностью.

Чикатило являлся импотентом, важным в таком случае является, как пишет Фрейд, является «психическое унижение полового объекта» .

Чикатило нравилось мучить жертву прежде, чем убить, при этом он получал сексуальное удовольствие, что говорит о том, что весьма ярко проявлялись садистические наклонности.

Заключение

В результате анализа идей некоторых психоаналитиков, можно сделать ряд выводов о природе побуждений влекущих к совершению некоторых противоправных действий. Исходи из полученных результатов можно сделать ряд выводов.

Рассмотренные мной авторы стоят на несколько различных позициях в отношении происхождения природы разрушительных влечений.

Так Фрейд склонен считать, что стремление к разрушению лежит в природе человека и так или иначе будет проявляться вне зависимости от культурных условий. Однако, при этом он описывает события, которые могут повлечь за собой принятие агрессией тех или иных форм.

Фромм также не исключает того факта, что агрессия лежит на инстинктивном уровне, а также является неотъемлемой частью некоторых исключительно человеческих черт. При этом он весьма подробно рассматривает формирование агрессии, как продукт социального влияния на индивида. Помимо влияния социума он рассматривает влияние духовной составляющей.

Список литературы:

1. Криминология: Учебник для вузов/Под общ. ред. д. ю. н., К проф. А.И. Долговой. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Норма, 2005. — 912 с.

2. Криминология: Учебник/Под ред. акад. В.Н. Кудрявцева, проф. В.Е. Эминова. — М.: Юристъ, 1997. — 512 с.

3. Чезаре Ломброзо. Преступный человек./ Пер. Г.И. Гордон — М.:Мидгард, 2005.-874стр.

4. Деструкция, как причина становления. С. Шпильрейн, доступ через < >

5. Фрейд З. Мы и смерть. Доступ через:

2 стр., 831 слов

Проф консультирование по платонову

... Впервые термин "арт-терапия" применил британский художник Адриан Хилл в 30-х годах 20 века. Он заметил, что рисование положительно влияет на эмоциональное состояние людей ...

6. Фрейд З. Об искусстве. Доступ через:

7. Фрейд З.Я и Оно. Доступ через:

8. Фрейд З. Очерки по теории сесуальности. Доступ через:

9. Фрейд З. По ту сторону принципа удовольствия. Доступ через:

10. Фрейд З. Неизбежна ли война? Из писем Эйнштейну. Доступ через:

11. Фрейд З. Введение в психоанализ. Доступ через:

12. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. Доступ через:

13. Биография А. Чикатило. Доступ через:

Размещено на