Философия позитивизма О. Конта

Содержание

Введение

Глава 1. Первый позитивизм

1.1 О. Конт — родоначальник позитивизма

1.2 Д. С. Милль, и его позитивизм

1.3 Эволюционистский позитивизм Г. Спенсера

Глава 2. Второй позитивизм — эмпириокритицизм

2.1 Э. Мах

2.2 Р. Авенариус

Глава 3. Третий позитивизм — неопозитивизм (логический позитивизм)

Глава 4. Четвертый позитивизм — постпозитивизм

1.2 К. Поппер

1.2 И. Лакатос

1.2 Т. Кун

Заключение

Список используемой литературы

Введение

В 30—40 гг. XIX в. возникает и широко распространяется философия французского мыслителя Огюста Конта (1798— 1857).

Она получила название философии позитивизма. Возникнув во Франции, позитивизм распространяется в Англии, Германии и других странах Западной Европы. Проявляют к нему интерес и мыслители в России. Во Франции позитивизм наиболее значительным образом представляют Огюст Конт (1798—1857), в Англии — Джон Стюарт Милль (1806—1873) и Герберт Спенсер (1820—1903); Якоб Молешотт (1822—1893) и Эрнст Геккель (1834—1919) — в Германии, Роберто Ардиго (1828—1920) — в Италии. В разных странах позитивизм по-разному вплетается в несхожие культурные традиции. «Во Франции он вписывается в рационализм картезианского и просветительского толка. В Англии он развивается на почве эмпиризма и утилитаристской традиции. В Германии он принимает форму сухого сциентизма и материалистического монизма. В Италии он обрел черты возрожденческого натурализма, что выразилось в акценте на педагогику и антропологию». Д. Реале, Д. Антисери. Западная философия от истоков до наших дней. Том 4. От романтизма до наших дней. — ТОО ТК «Петрополис», Санкт-Петербург, 1997, стр. 191.

Позитивизм является сложным движением, господствовавшим в европейской культуре — философии, политике, педагогике, историографии и литературе — с 1840 г. и почти до начала Первой мировой войны. Европа вставала на путь индустриальной трансформации, и социальные эффекты этой революции поражали. Применение научных открытий преображает весь мир производства: растут города, транспортная сеть, капиталы, медицина побеждает инфекционные болезни, старого равновесия между городом и деревней больше нет. Образ жизни меняется до неузнаваемости. Казалось, освоены инструменты решения любой проблемы (в прикладной науке, свободном обмене и даже воспитании) и социальный прогресс поэтому очевиден и неостановим.

11 стр., 5235 слов

Глава 1. Экзистенциализм в философии. Общие сведения.

... жизни и смерти. Научное ориентирование в мире находит завершение в научных философиях позитивизма и идеализма. Позитивизм – это такое миросозерцание, которое полагает бытие тождественным эмпирическому миру, познаваемому ... [1]   Глава 1. Экзистенциализм в философии. Общие сведения. Экзистенциализм, или философия существования, утвердился и стал одним из самых мощных философских течений в ...

Родоначальником позитивизма является французский мыслитель О. Конт. «Основу его философской программы раскрывает тезис: «Долой метафизику, да здравствует физика!». Поиск первых и последних начал бытия — «абсолютно недоступное и бессмысленное занятие». Их просто нет».Философия: Конспект лекций/ Коробкова Ю.Е. — М.:МИЭМП, 2005, стр. 49 Философия, в том виде, в котором она существовала ранее, по мнению Конта, была бесполезна и не нужна. Ведь источником подлинного знания могут быть только частные науки, т.к. все явления подчинены естественным законам. Наука не нуждается в какой-либо стоящей над ней философии, а должна опираться на саму себя. «Наука сама себе философия». Поэтому предназначение новой, положительной философии, с точки зрения, О.Конта — разработка методологии наук и поиск связи между ними. Позитивная философия — это синтез, «совокупность общих научных положений» всего положительного естественно-научного и социального материала.

Так что же такое позитивизм?

«ПОЗИТИВИЗМ (лат. positivus — положительный) — (1) па-радигмальная гносео-методологическая установка, согласно которой позитивное знание может быть получено как результат сугубо научного (не философского) познания; программно-сциентистский пафос П. заключается в отказе от философии («метафизики») в качестве познавательной деятельности, обладающей в контексте развития конкретно-научного познания синтезирующим и прогностическим потенциалом» Новейший философский словарь/Сост. А.А. Грицанов. — Мн.: Изд. В.М. Скакун, 1998, стр. 527

Соответственно тому, как позитивные науки — в отличие от прежнего спекулятивного знания — должны опираться на факты наблюдения и эксперимента, «полезная» философия, видимо, должна заняться изучением реального знания и реального процесса познания, как они осуществляются в добропорядочных науках.

В данной контрольной работе, я рассмотрю такие исторические формы позитивизма как:

1. Позитивизм, так называемый «первый позитивизм» (основные мыслители О. Конт, Г. Спенсер, Дж. Милль и др.) Где основными идеями являются «положительные знания» и очищение философии от метафизических иллюзий. Т.е. «первый позитивизм» стремился обратить философию на пользу науке, адаптировать методологические принципы к бурно растущему естественнонаучному знанию.

2. Эмпириокритицизм, так называемый «второй позитивизм», или его еще называют махизм(представители — Мах, Авенариус).

Данное течение создает новую философию, основанную на «естественном понятии о мире» и устраняющей такие «мнимые» проблемы, как соотношение бытия и мышления, субъекта и объекта. Внешнее и внутреннее (среда и Я) представляются здесь как неразрывно связанные, находящиеся в «принципиальной координации». Они составлены из однородных элементов мира (ощущений), которые в одной связи выступает как физические, в другой — как психические. Так же и содержание опыта описывается как нейтральное — ни материальное, ни идеальное, и представляет в конечном итоге поток ощущений.

5 стр., 2314 слов

В 10-20 гг. XX века появляется форма позитивизма — неопозитивизм ...

... является ни теорией познания, ни содержательной наукой о какой-либо реальности. Философия — это род деятельности по анализу естественных и искусственных языков. Логический позитивизм основывается на ... в частных, специальных науках. В 10-20 гг. XX века появляется форма позитивизма — неопозитивизм или аналитическая философия, имеющая несколько направлений. Логический позитивизм или логический эмпиризм ...

3. Неопозитивизм, или «третий позитивизм», представленный аналитической философией (мыслители Поппер, Дж. Уисдом, П. Строссон, Дж. Остин, М. Блэк, Н. Гудмен, А. Пап и др.) и Венским кружком, на основе которого оформляется логический позитивизм (Шлик, Кар-нап, Нейрат, Ф. Вайсман, Г. Фейгль, Г. Ган, В. Крофт, Ф. Кауфман, К. Гедель и др.)

4. Постпозитивизм, в рамках которого намечается очевидная тенденция к смягчению исходного методологического радикализма и установка на аналитику роли социокультурных факторов в динамике науки (мыслители К. Поппер, Т. Кун и др.).

Цель данной работы — рассмотреть философское течение позитивизма, на всем его протяжении. Определить основные различия различных исторических форм позитивизма.

Я считаю, что данная тема актуальна для изучения, т.к. позитивизм, как философское течение, рассматривается и в современном обществе. Ведь многие современные жители, в частности и в России, редко задумываются о смысле бытия, о поисках его первоначала, вообще откуда произошел человек и куда движется его судьба. Чаще всего, мы изучаем именно точные науки, т.е. мы знаем законы которые неопровержимы, и живем по их принципу, а философствовать, по моему мнению, людям просто некогда. Именно поэтому, я считаю, что позитивизм является интересной темой для углубленного изучения.

Глава 1. Первый позитивизм

философия позитивизм конт эмпириокритицизм

Несмотря на то, что в каждой стране позитивизм приобретает свои особенности, можно выделить набор основных черт, позволяющих говорить о позитивизме как о движении мысли.

1. В противовес идеализму, позитивизм вновь утверждает наука как глаавное: нам известно лишь то, что сообщают науки; единственный метод познания — естественно-научный метод.

2. Метод естественных работает не только при изучении природы, но и общества.

3. Именно поэтому социология, понятая как наука об «естественных фактах», т.е. человеческих отношениях, — достаточно показательный продукт философской программы позитивизма.

4. Позитивизм вознес до небес науку как единственное средство решения всех проблем, веками мучивших человечество.

5. Всеобщим оптимизмом отмечена эра позитивизма с его верой в неизменность прогресса (понятого иногда как автоматический процесс, иногда как продукт человеческой изобретательности), грядущее благосостояние и человеческую солидарность.

6. Для позитивизма (за исключением, возможно, Дж. С. Милля) характерна некритическая, часто поспешная и поверхностная вера в постоянный беспрепятственный рост науки.

7. «Позитивность» науки часто связана с борьбой против идеалистических и спиритуалистских трактовок реальности.

То есть, позитивизм отказывается от признания априорного познания единственным средством достижения подлинного знания. В качестве единственного средства научного познания позитивисты выделяют научные методы. Наука рассматривается позитивистами в качестве средства познания и преобразования мира. Позитивисты верят в силу научной рациональности. Позитивисты полагают, что наука способна выявить в процессах природы и общества закономерное, также для позитивизма характерна вера в прогресс.

6 стр., 2530 слов

Яновский_место метода самонаблюдения

... этой зоны. Таким образом, самонаблюдение оказалось не только исторически первым методом психологии как науки, но также методом, непосредственно и прямо фиксирующим психологические факты. В этом смысле отказ ... от данного метода равносилен отказу от признания психологии наукой об определенной реальности. Несмотря на такую, казалось бы, надежную ...

1.1 О. Конт — родоначальник позитивизма

Огюст Конт (1798—1857) родился в Монпелье в скромной католической семье. Он был учеником и секретарем (а затем решительным оппонентом) Сен-Симона, а также выпускником знаменитой Политехнической школы (бывшей кузницы кадров повстанческих войск, позже преобразованной в Школу инженеров и техников).

Увлечение математикой не помешало ему прочесть труды английских эмпириков Дидро, Д’Аламбера, Тюрго и Кондорсе. Конта нередко называют родоначальником французского позитивизма и отцом социологии.

Основные идеи позитивизма нашли отражение в его шеститомном труде «Курс позитивной философии» (1830 — 1842), в работе «Дух позитивной философии» (1844) и в труде «Система позитивной политики» (1852 — 1854).

По мнению О. Конта, наука должна ограничиться описанием действительности и ее предметов и явлений, отказавшись от попыток вскрыть их сущность.

В работе «Курс позитивной философии» Конт пишет: «… думаю, я открыл великий основной закон, по которому с неизменной необходимостью можно установить как путем наших рациональных доказательств, так и путем внимательного анализа прошлого, историческую достоверность. Этот закон состоит в том, что каждое из наших основных понятий проходит необходимым образом три теоретически различные стадии: стадию теологическую, или фиктивную; стадию метафизическую, или абстрактную; стадию научную, или позитивную… Отсюда три типа философии, или концентральных систем, обобщающих феномены взаимно исключающих друг друга. Первая — начальный пункт, необходимый для человеческого понимания … третья — фиксированная и определенная стадия, а вторая уготована служить в качестве транзитного пункта.»

На теологической стадии феномены рассматриваются как продукты прямого и непрерывного действия сверхъестественных агентов, более или менее многочисленных. На метафизической стадии они объясняются действием абстрактных сущностей, идей или сил. «Только на позитивной стадии человеческий дух, поняв невозможность достижения абсолютного знания, не вопрошает более, каковы источник и судьба Вселенной, каковы внутренние причины феноменов, а ищет и открывает, комбинируя рассуждение с наблюдением, их действующие законы, то есть неизменные связи последовательности и сходства».

Следовательно, согласно Конту, на теологической стадии наблюдается преобладание силы, как, например при феодализме, для метафизической стадии характерны революции и реформы, например, реформирование христианства, а позитивная стадия характеризуется появлением индустриального общества с ее бесконечной свободой сознания.

Конт, вводит термин «социология», как наука об обществе. Как физика устанавливает законы природных феноменов, так и социология посредством наблюдения и рассуждения устанавливает законы общественных феноменов. Конт делит социологию на социальную статику и социальную динамику. Социальная статика изучает условия, одинаковые для обществ любой эпохи, а социальная динамика изучает законы развития общества, главные из которых — закон трех стадий и закон прогресса.

Однако вся социология Конта, если обобщить, заключается в следующих четырех моментах: «1. Социальная статика исследует условия Порядка, динамика изучает законы Прогресса; 2. Человеческий прогресс происходил в соответствии с естественно необходимыми этапами, история человечества есть развертывание человеческой природы; 3. Хотя развитие человечества идет от теологической стадии к позитивной, Конт не обесценивал традицию. Прошлое беременно настоящим, и «человечество состоит более из мертвых, чем из живых»; 4. Социальная физика — необходимая предпосылка рациональной политики. Беда, когда политика находится в руках адвокатов и литераторов, ничего не знающих о функционировании общества». Д. Реале, Д. Антисери. Западная философия от истоков до наших дней. Том 4. От романтизма до наших дней. — ТОО ТК «Петрополис», Санкт-Петербург, 1997, стр.195.

10 стр., 4504 слов

2.Эволюция взглядов на происхождение человека, его место в мире

... направленностью. В целом человеческое общество прошло несколько стадий развития, от первобытного(каменного), до современного, информационного постиндустриального. ... из центральных в философии и в других науках о человеке. Первые идеи о происхождении человека ... нагромождение случайностей, а упорядоченная организованна система, подчиняющаяся законам функционирования и развития. Каждое новое поколение, ...

Хотя идеи Конта критиковались, но эта критика не смогла, воспрепятствовать распространению позитивизма. Успех имели такие идеи, как: идея важности науки для прогресса человечества, критика непроверяемых идей, идея социологии как автономной науки, акцентирование традиции, признание историчности фактов, идея единства научного метода, мотивы позитивного и продолжительного влияния истории научной мысли.

Также нельзя не отметить, что закон трех стадий есть не что иное, как метафизика истории, со всей очевидностью противоречащая позитивному методу. Ведь классификация наук полна двусмысленностей: простота и сложность объекта всегда определяются выбранными критериями и не могут рассматриваться как абсолютные атрибуты объектов.

1.2 Д. С. Милль, и его позитивизм

Дом Джеймса Милля, отца Джона Стюарта Милля (1806—1873), часто посещали английские радикалы, среди них — Рикардо и Бентам. «С вниманием и интересом я слушал их беседы, — вспоминал Джон в «Автобиографии», — и это постоянное присутствие позволило мне сдружиться с обоими…» Серьезное воспитание, либеральная атмосфера, дружба с французским экономистом Ж.-Б. Сеем, чтение сочинений Сен-Симона, Конта и Бентама — всё это сформировало в будущем философе желание быть «реформатором мира».

Как ученый Милль тщательно изучал логику. По Миллю логика — это наука о доказательстве, т. е. о корректном выведении одних положений из других. «Всякий ответ и любой формулируемый вопрос состоят в утверждении, или пропозиции. Все, что может быть предметом согласия или несогласия, должно принять форму пропозиции, что выражено словами: всякая истина и всякая ошибка гнездятся в предложениях». Но аргументы суть цепочки из пропозиций, и если предпосылки истинны, то верны и следствия. Милль в своих работах ищет ценность силлогизма, и приходит к выводу, что «всякий вывод — от одного частного к другому частному», а единственное обоснование того, «что будет», — то, «что было».

Милль изучал индукцию, как обобщение опыта. «Индукция, — пишет Милль в третьей книге «Логики», — ментальная операция вывода из знания об одном или многих случаях знания обо всех подобных, в определенных аспектах, случаях». Чтобы отличить существенные обстоятельства от несущественных, выбрать из следующих одно за другим те обстоятельства, которые связаны неизменным законом, Милль предлагает четыре индуктивных метода. Это метод согласия, метод различия, метод сопутствующих изменений и метод остатков. Милль считает, что обобщение основано на предыдущих обобщениях. То есть, все что не происходит в мире, это опыт прошлых лет, и это уже было.

11 стр., 5268 слов

Социология как наука 5

... проблемы, появившиеся в обществе, невозможно было решить методами данных наук. У истоков развития науки стоят Г. Спенсер и Э. Дюркгейм. Объектом социологии является общество как социальная ... совместной деятельности людей; различные типы культур и их взаимодействия. Микросоциология – наука поведенческая, наука о повседневном поведении людей: малые социальные группы; групповое сознание и поведение; ...

Милль отстаивал права каждого человека, т.е. защищал свободы индивида. Книгу «О свободе» (1859) Милль написал в соавторстве со своей женой. В этой книге, поражает богатство аргументов в защиту автономии личности. Милль подчеркивает важность для человека и общества в целом «максимального разнообразия характеров и полной свободы развития человеческой природы в бесчисленных контрастных направлениях». Свобода защищает не только от тирании власти, она страхует от тирании мнений и преобладающих чувств, от общей социальной тенденции, идей и привычек… В ней предел легитимного проникновения коллективного мнения в индивидуальную независимость».

Милль рьяно защищает право индивида жить так, как ему нравится. «Каждый из нас самодостаточен относительно собственного здоровья, как телесного, так и умственного и духовного». Ясно, что свобода каждого находит свой предел в свободе другого. Индивид по мнению Милля, должен уметь не ущемлять интересы других или определенную группу интересов, которые по закону или молчаливому согласию должно почитать как правовые. Свобода подразумевает: а) свободу мысли, религии, высказывания; б) свободу вкусов, свободу планировать жизнь по своему усмотрению; в) свободу собраний. Таким образом, идеал Милля — возможная свобода каждого для процветания всех. «Государство, пытающееся снизить ценность индивидов, чтобы сделать из них послушные инструменты своих проектов (даже в лучших целях), очень скоро придет к выводу, что нельзя осуществить великие цели маленькими людьми, и совершенный механизм, которому все принесено в жертву, ни для чего больше не годится именно в силу отсутствия витального духа, подавленного для ускорения движений самого механизма».

Особой остротой социального анализа отличается сочинение Милля «Подчиненность женщины» (1869).

Веками женщин считали неполноценными «по природе». Однако, замечает Милль, «женская природа» — это факт искусственный, факт исторический. И эту проблему следует решить политическими средствами: создать для мужчин и женщин равные социальные условия. Не без влияния Милля феминистское движение в Англии на протяжении XIX века все ширилось. В 1919 г. английские женщины получили право голоса на выборах.

Следовательно, Милль внес немалый вклад в развитие, не только философии, но и логики, и политики.

1.3 Эволюционистский позитивизм Г. Спенсера

Значительную часть жизни Спенсер провел как кабинетный ученый. С 1862 по 1896 гг. он выпустил 10 томов системы «синтетической философии», в которую входят «Основные начала» ((1862), книга о первопринципах бытия), «Основания биологии» (1864 — 1867), «Социология как предмет изучения» (1873), «Основания психологии» (1879 — 1893), «Основания социологии» (в 3-х томах, 1876 — 1896), «Основания этики». В 1850 г. вышла в свет его «Социальная статистика».

Спенсер стремился доказать совместимость науки и религии. Он полагал, что наука помогает религии очиститься от мистики. Как каждое обобщение науки консолидирует более узкие обобщения собственного раздела, так философские обобщения консолидируют широкие обобщения науки». Философия — наука о первопринципах, в ней процесс унификации познания доведен до предела. Философия — финальный продукт этого процесса, ведущего от связи между грубыми наблюдениями к разработке все более широких положений, отделенных от фактов, вплоть до универсальных суждений. «Наука — частично унифицированное познание, философия — полностью унифицированное познание», — заключает Спенсер.

5 стр., 2486 слов

Философия. Билеты (16-20)

... Беркли и Юма. Главную задачу философии видели не в обобщении данных частных наук (Конт), а в создании ... чувственными данными, экспериментом. Научные утверждения, не подтвержденные опытом, не имеют познавательного значения, являются некорректными. Суждение ... специальных науках. Вторая историческая форма позитивизма (рубеж XIX-XX вв.) связана с именами немецкого философа Рихарда Авенариуса (1843 ...

Он рассматривал философию как познание на ступени максимального обобщения, так как философские обобщения объединяют и систематизируют достижения всех наук. Согласно Спенсеру, философия должна начать с наиболее общих принципов, к которым пришла наука. Это, по его мнению, принципы неуничтожимости материи, непрерывности движения, силового сопротивления. Настоящие принципы следует использовать всем наукам. Впрочем, их можно унифицировать в более общий принцип — принцип «непрерывного перераспределения материи и движения». Закон общего изменения и есть закон эволюции.

Впервые термин «эволюция» употреблен Спенсером в 1857 г. Через два года Дарвин в «Происхождении видов» употребит это понятие в отношении живых существ. Однако Спенсер говорит об эволюции Вселенной. «Первая ее характеристика — переход от менее связанной формы к более связанной». Вторая характеристика — переход от однородного связанного состояния к разнородному несвязанному состоянию. «Третья характеристика эволюции — переход от неопределенного к определенному». Спенсер отмечал, что эволюция есть интеграция материи, сопровождаемой рассеянием движения; в ней материя переходит от неопределенной и несвязанной автономности к определенной и связанной однородности».

Спенсер выделял три фазы «большей эволюции»: неорганическую, органическую и надорганическую (или сверхорганическую), плавно переходящие друг в друга. Однако каждая фаза на определенной ступени зрелости приобретает новое качество сложности и не сводится к другой. Социальная эволюция — часть надорганической эволюции, которая подразумевает взаимодействие многих особей, скоординированную коллективную деятельность, по своим последствиям превышающую возможности любых индивидуальных действий. Предмет социологии — это «изучение эволюции (развития) в ее наиболее сложной форме».

Спенсер как и Милль, защищал права и свободы личности. В своих работах он утверждает, что общество существует для индивида, а не наоборот, что развитие общества зависит от реализации личности.

Спенсер, не смотря на свой либерализм, не согласен с теми, кто думает изменить мир, ускорив волевыми реформами или образованием ход истории. «Как нельзя сократить путь от детства до зрелости, избежав нудный процесс всхода и медленного роста ростков, так нельзя ждать, чтобы из низших социальных форм сразу образовались высшие без серии небольших последовательных модификаций». Ясно, что это позиция консерватора, поддерживающего индустриальный путь развития.

Глава 2. Второй позитивизм — эмпириокритицизм

В конце XIX в. позитивизм Конта — Милля — Спенсера постепенно сходят о сцены. В это время появляется, вторая форма позитивизма, которая усугубляет субъективный идеализм и агностицизм своих предшественников. Её главными представителями были Эрнст Мах (1838 — 1916) и Рихард Авенариус (1843 — 1896), создатель так называемого эмпириокритицизма.

2.1 Э. Мах

Мах родился в Моравии в 1838 г. Он преподавал физику в Граце и Праге, затем философию в Вене. Умер близ Монако в 1916 г. Среди его работ известны такие, как «Механика. Историко-критический очерк ее развития» (1883), «Анализ ощущений и отношение физического к психическому» (1900), «Принципы учения о теплоте» (1896), «Научно-популярные лекции» (1896), «Познание и заблуждение» (1905).

12 стр., 5595 слов

1 Роль науки в развитии общества.Научная деятельность, научные знания

... научные картины мира, рисующие обобщенные образы реальности, в которых сведены в некое системное единство все теории, допускающие взаимное согласование. Классификации научного знания   Научные знания классифицируются ... научно-исследовательские работы в области общественных, гуманитарных и других наук, которые используются для совершенствования общественных отношений, повышения уровня духовной ...

Для Маха пища и природа, о которых говорит наука, совсем не вещь в себе и для себя и не истинная объективная данность. Мах пришел к точке зрения на познание как на процесс прогрессивной адаптации к среде. Ощущение, по его мнению, есть глобальный факт, форма приспособления живого организма к среде; настройка глаза и уха; «контрастный феномен» цвета и форм; узнавание данного предмета в разных условиях освещения; узнавание музыкального ритма. Понятно, что все вышеперечисленное относится к индивиду, но прежде всего это результат эволюции видов. Т.е. что бы не было, материя или вещь, Мах считал, что это связь элементов, цветов, звуков и т.п., не что иное, как так называемые знаки.

По Маху, основу научного знания составляют не факты, а ощущения. Мах, делает акцент на биологической функции науки. Научное исследование лишь продолжает и совершенствует процесс жизни, благодаря которому низшие животные посредством органов и поведения приспосабливаются к среде. В борьбе между приобретенной привычкой и адаптивным усилием возникают проблемы, исчезающие после завершенной адаптации и возникающие вновь через некоторое время». Каковы же эти проблемы? — спрашивает Мах в работе «Познание и заблуждение». Ответ таков: «Разногласие между мыслями и фактами или разногласие между мыслями — вот источник проблемы».

Как и все позитивисты, Мах выступает с неосновательной претензией очистить естественнонаучное мышление от «метафизики» с её «мнимыми проблемами». Он утверждает, что стоит на почве опыта и что его эмпирическая точка зрения исключает все метафизические вопросы.

Мах считает, если есть проблемы, мы пытаемся решить их с помощью гипотез. Здесь гипотеза служит проводником к новым наблюдениям и новым исследованиям, способным подтвердить, опровергнуть или изменить наши построения. Т.е., суть гипотезы — в расширении нашего опыта.

Наше воображение имеет огромное разнообразие идей, которые, после доказательства, показывают свое соответствие или несоответствие фактам, свою истинность или ложность. «Адаптация» мыслей к фактам есть наблюдение, а взаимная «адаптация» мыслей друг к другу есть теория. С другой стороны, наблюдение и теория не существуют раздельно, т.к. почти всегда наблюдение уже заражено теорией, и если оно достаточно весомо, то, в свою очередь, воздействует на теорию, подтверждает, опровергает или корректирует ее.

Эксперимент же дает понимание относительной зависимости элементов некоторого феномена либо понимание их независимости. Поэтому «фундаментальный метод — это метод вариаций» Д. Реале, Д. Антисери. Западная философия от истоков до наших дней. Том 4. От романтизма до наших дней. — ТОО ТК «Петрополис», Санкт-Петербург, 1997, стр. 254.. Чем более развита наука, тем реже она прибегает к понятиям причины и следствия. Причина в том, что «понятия эти предварительны, неточны и неполны». Зато «понятие функции позволяет намного лучше представить связь элементов между собой».

Мах считает, что существует самый устойчивый тип — это связь. Ничего не может быть устойчивым кроме связи. То, что мы называем материей, есть определенная регулярная связь элементов. Ощущения человека, так же как ощущения разных людей, обычно взаимным образом зависимы. По мнению, Маха в этом и состоит материя.

25 стр., 12227 слов

12. Охарактеризуйте место языкознания в кругу смежных наук: связь ...

... особенностей; не случайно к понятию знака издавна обращались представители разных научных направлений в целях более глубокого проникновения в сущность языка. ... и Ф. де Соссюра покоятся все сколько-нибудь значимые теории языка в современной лингвистической науке.Что в языке принято считать ... п. Эти системы изучаются семиотикой – наукой о знаках. Лингвосемиотика занимает промежуточное положение между ...

Как считает Мах, «Задача науки — искать константу в естественных явлениях, способ их связи и взаимозависимости. Ясное и полное научное описание делает бесполезным повторный опыт, экономит тем самым на мышлении. При выявленной взаимозависимости двух феноменов, наблюдение одного делает ненужным наблюдение другого, определенного первым. Также и в описании может быть сэкономлен труд благодаря методам, позволяющим описывать один раз кратчайшим путем наибольшее количество фактов». Д. Реале, Д. Антисери. Западная философия от истоков до наших дней. Том 4. От романтизма до наших дней. — ТОО ТК «Петрополис», Санкт-Петербург, 1997, стр. 255. Отсюда возникает понятие науки, экономящей мышление. Научные законы позволяют отслеживать путь познания в наиболее широком спектре фактов с наименьшим интеллектуальным усилием.

В своих работах Мах пишет, « наука имеет целью заменить, сэкономить, опыт, мысленно репродуцируя и предвосхищая факты. Эти репродукции более подвижны в непосредственном опыте и в некоторых аспектах его заменяют. Не нужно много ума, чтобы понять, что экономическая функция науки совпадает с самой ее сущностью… В обучении учитель передает ученику опыт, составленный из знаний других, экономя опыт и время ученика Опытное знание целых поколений становится собственностью нового поколения и хранится в виде книг в библиотеках. Подобно этому и язык как средство общения есть инструмент экономии».

Рассматривая науку с позиции эволюционной теории и утверждая несомненную важность науки с точки зрения биологии и цивилизации, являющейся методичной и сознательной адаптацией, Мах все же отмечает: «Вначале наука была только средством, выживания, затем, по мере возрастания ее требований, о материальной нужде перестают думать».

Можно сделать вывод, что философские взгляды Маха получили популярность, т.к. представлениям об абсолютном пространстве, времени, движении, силе и т.п. Мах противопоставил релятивистское понимание этих категорий. Т.е. весь мир — это «комплекс ощущений», и не более, а задача науки не изучат их, а лишь описывать эти «ощущения».

2.2 Р. Авенариус

Рихард Авенариус родился в Париже в 1843 г., учился в Лейпциге и Берлине. В 1876 г. начал издавать вместе с В. Вундтом «Трехмесячник научной философии», оказавший заметное влияние на культурную жизнь Германии. С 1877 г. и до самой смерти, последовавшей в 1896 г., он преподавал «индуктивную философию» в Цюрихском университете. В 1876 г. опубликована его книга «Философия как мышление о мире по принципу наименьшей траты сил». С ней связана другая работа — двухтомник «Критика чистого опыта» (1888—1890), а также «Человеческое понятие о мире» (1891).

Авенариус был философом во всем, даже в своих занятиях физиологией, психологией и социологией. Он пытался построить философию как строгую науку на манер позитивных наук о природе.

Термин «эмпириокритицизм» был введен Авенариусом для обозначения «надпартийной» философской позиции, критически рассматривающей все, якобы проверенные, истины. Эмпириокритики провозгласили возвращение к опыту, который нельзя трактовать ни идеалистически, ни материалистически.

Авенариус, вводит понятие «чистый опыт», где он рассматривал опыт в самом широком смысле этого слова. Почти как в обыденной трактовке: опытом называется все — идеи, восприятия предметов, образы, суждения, оценки и т.п.

Итак, Авенариус говорит о социальном опыте, о коммуникативном процессе, о средствах выражения, вербальном поведении. В отличие от традиционных эмпириков и позитивистов, опыт Авенариус рассматривает как необъятную массу опытных утверждений, служащих материалом для критики; в свою очередь критика исследует опытные условия и т. д. Опыт есть непрерывная цепь жизненных реакций организма на среду обитания. В чистом опыте каждый человек застигнут в определенной ситуации, т. е. индивид и среда связаны так, что это соотношение нельзя отменить. Индивид и среда противоположны, но обе реальности принадлежат одному опыту.

Авенариус, рассматривал основной вопрос философии о соотношении духа и материи, представив в своей концепции опыта жизни поток «чувственного», как некую нейтральную «субстанцию мира». Авенариус, трактовал жизнь как «биологическую экономику», которая представляет собой взаимодействие противонаправленных процессов, стремящихся уравновесить друг друга. Если тот или иной значительно превалирует над другим — наступает смерть. Это значит, что все процессы, происходящие в живом организме, ведут к смерти. Мах считает, что жизнь может быть представлена как «стремление к сохранению», и поэтому она, в качестве процесса, обладает временной размерностью. Отсюда, видимо, следует, что в организме, который имеет шансы выжить, должно быть, некоторое превышение уровня приобретаемой энергии над расходуемой. Т.е. все процессы жизни должны сводится к экономии мышления. С одной стороны, мышление рассматривается как продукт прогрессивного приспособления к среде, как максимальный результат минимальных усилий. С другой стороны, философия становится критикой чистого опыта, задача которой — очистить культурную среду от ненужных продуктов умственной деятельности (например, материалистических или спиритуалистических взглядов на мир) ввиду бесплодности и неразрешимости споров между ними.

Согласно точке зрения Авенариуса, понимание мира — вовсе не «отражение», а целостное отношение человека к миру и поведение в нем. Поэтому в рождении укорена связь самосохранения с пониманием мира, а стремление достичь жизненного максимума сохранения тоже что и стремление всё так устроить в мире, чтобы этот мир стал эму «родиной».

Таковы общего мировоззренческого тезиса Авенариуса: в подлинной изначальной действительности нет ни «физического», ни «психического», только «третье» — живой организм, который соединил в себе «внутреннее» и «внешнее», «физическое» и «психическое». Т.е. организм постольку субъективен, поскольку он переживает, но в тоже время и объективен, т.к. предстает перед взором человека как «вещь среди вещей».

Глава 3. Третий позитивизм — неопозитивизм (логический позитивизм)

В 1925 г. на кафедре натуральной философии Венского университета, которую после смерти Э. Маха возглавил М. Шлик, собралась группа молодых ученых, поставивших перед собой смелую цель — реформировать науку и философию. Эта группа вошла в историю под именем “Венского кружка” философов. В него входили сам М. Шлик, Р. Карнап, вскоре ставший признанным лидером нового направления, О. Нейрат, Г. Фейгль, В. Дубислав и др. После прихода к власти в Германии нацистской партии члены кружка и их сторонники в Берлине, Варшаве и других научных центрах континентальной Европы постепенно эмигрировали в Англию и США, что способствовало распространению их взглядов в этих странах. Философско методологическая концепция Венского кружка получила наименование логического позитивизма, или неопозитивизма (третий позитивизм), ибо его члены вдохновлялись как идеями О. Конта и Э. Маха, так и достижениями символической логики Б. Рассела и А. Уайтхеда.

«Неопозитивизм одно из основных направлений буржуазной философии 20 в. Н. возник и развивался как течение, претендующее на анализ и решение актуальных философо-методологических проблем, выдвинутых развитием современной науки,— роли знаково символических средств научного мышления, отношения теоретического аппарата и эмпирического базиса науки, природы и функции математизации и формализации знания и прочее. Являясь современной формой позитивизма, Н. разделяет исходные принципы последнего, отрицая возможность философии как теоретического познания, рассматривающего коренные проблемы миропонимания и выполняющего в системе знания особые функции, которые не осуществляются специальнонаучным знанием. Противопоставляя науку философии, Н. считает, что единственно возможным знанием является только специально-научное знание. Третируя классические проблемы философии как неправомерную «метафизику», Н. отрицает и постановку основного вопроса философии об отношении материи и сознания.» Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983.

Видение логики неопозитивистами.

В логике неопозитивисты увидели тот инструмент, который должен был стать основным средством философско- методологического анализа науки. Исходные идеи своей концепции неопозитивисты непосредственно заимствовали из “Логико-философского трактата” Л. Витгенштейна. Язык логики состоит из простых, или “атомарных”, предложений, которые с помощью логических связок могут соединяться в сложные, “молекулярные”. Подобно атомарным предложениям, атомарные факты независимы один от другого. “Нечто может происходить или не происходить, а все остальное окажется тем же самым”. Атомарные факты никак не связаны между собой, поэтому в мире нет никаких закономерных связей. “Суеверие — вера в такую причинную связь”. Поскольку действительность представляет собой лишь различные комбинации элементов одного уровня — фактов, постольку и наука должна быть не более чем комбинацией предложений, отображающих факты и их различные сочетания. Все, что претендует на выход за пределы этого “одномерного” мира фактов, все, что апеллирует к связям фактов или к глубинным сущностям, должно быть изгнано из науки. Для выявления и отбрасывания бессмысленных предложений, которые отображают факты действительности, требуется логический анализ языка науки. Именно такой анализ должен стать главным занятием философов. Эти идеи Витгенштейна были подхвачены и переработаны членами Венского кружка, которые на место его онтологии поставили следующие гносеологические принципы:

1. «Всякое знание есть знание о том, что дано человеку в чувственном восприятии. Атомарные факты Витгенштейна логические позитивисты заменили чувственными переживаниями субъекта и комбинациями этих переживаний. Как и атомарные факты, отдельные чувственные впечатления не связаны между собой. У Витгенштейна мир есть калейдоскоп фактов, у логических позитивистов мир оказывается калейдоскопом чувственных впечатлений. Вне чувственных впечатлений нет никакой реальности, во всяком случае, мы ничего не можем сказать о ней. Таким образом, всякое знание может относиться только к чувственным впечатлениям

2. То, что дано нам в чувственном восприятии, мы можем знать с абсолютной достоверностью. Структура предложений у Витгенштейна совпадала со структурой факта, поэтому истинное предложение было абсолютно истинно, так как оно не только верно описывало некоторое положение вещей, но в своей структуре “показывало” структуру этого положения вещей. Поэтому истинное предложение не могло быть ни изменено, ни отброшено с течением времени. Логические позитивисты заменили атомарные предложения Витгенштейна “протокольными” предложениями, выражающими чувственные переживания субъекта. Истинность таких предложений также несомненна для субъекта.

3. Все функции знания сводятся к описанию. Если мир представляет собой комбинацию чувственных впечатлений, и знание может относиться только к чувственным впечатлениям, то оно сводится лишь к фиксации этих впечатлений.» www.filosophydic.ru/ logicheskij-pozitivizm

Из этих основных принципов гносеологии неопозитивизма вытекают некоторые его особенности. Сюда относится, прежде всего, отрицание традиционной философии, которая всегда стремилась сказать что-то о том, что лежит за ощущениями, стремилась вырваться из узкого круга субъективных переживаний. Неопозитивист либо отрицает существование мира вне чувственных переживаний, либо считает, что о нем ничего нельзя сказать. В обоих случаях философия оказывается ненужной. Единственное, в чем она может быть хоть сколько-нибудь полезна, так это в анализе научных предложений и в разработке способов их сведения к протокольным предложениям. Поэтому философия у неопозитивистов отождествляется с логическим анализом языка. С отрицанием традиционной философии тесно связана терпимость логического позитивизма к религии. Еще одной характерной особенностью неопозитивизма является отрицание им какого бы то ни было развития в мире. Если мир представляет собой совокупность чувственных переживаний или лишенных связей фактов, то в нем не может быть развития, ибо развитие предполагает взаимосвязь и взаимодействие фактов, а это как раз и отвергается. Все изменения, происходящие в мире, сводятся к перекомбинациям фактов или ощущений, причем это не означает, что одна комбинация порождает другую: имеет место лишь последовательность комбинаций во времени, но не их причинное взаимодействие. Столь же плоским оказывается и представление о развитии познания. Мы описываем факты, их комбинации и последовательности комбинаций; мы накапливаем эти описания, изобретаем новые способы записи и… этим все и ограничивается. Знание, т.е. описание фактов, постоянно растет, ничего не теряется, нет ни потрясений, ни потерь, ни революций. «Такое представление о развитии знания получило название «наивно-кумулятивной модели» развития науки. Невозможность осуществить сведение научного знания к протокольным предложениям, сравнение неопозитивистской модели развития науки с реальной историей научного познания выявили ошибочность основоположений логического позитивизма». Философия: Энциклопедический словарь. — М.: Гардарики. Под редакцией А.А. Ивина. 2004.

Глава 4. Четвертый позитивизм — постпозитивизм

«Постпозитивизм — общее название, используемое в философии науки для обозначения множества методологических концепций, пришедших на смену методологии логического позитивизма. П. не представляет собой особого филос. направления, течения или школы, это скорее этап в развитии философии науки, начавшийся приблизительно в кон. 1950-х гг. Характерная черта этого этапа — значительное разнообразие методологических концепций и их взаимная критика. Это и фальсификационизм К. Поппера, и концепция научных революций Т. Куна, и методология научно-исследовательских программ И. Лакатоса и др.» Философия: Энциклопедический словарь. — М.: Гардарики. Под редакцией А.А. Ивина. 2004.

Общие особенности методологических построений постпозитивизма.

1. П. отходит от ориентации на символическую логику и обращается к истории науки.

2. В П. происходит существенное изменение проблематики методологических исследований: П. главной проблемой философии науки делает понимание развития научного знания.

3. Для П. характерен отказ от жестких разграничительных линий, установлению которых позитивизм уделял большое внимание.

4. П. постепенно отходит от идеологии демаркационизма, исповедуемой логическим позитивизмом. П. отказывается видеть жесткие границы между наукой и философией. Он признает осмысленность филос. положений и неустранимость их из научного знания.

5. Распространенной особенностью постпозитивистских концепций является их стремление опереться на историю науки. Представители П. главным объектом своего внимания сделали развитие знания, поэтому они вынуждены были обратиться к изучению истории возникновения, развития и смены научных идей и теорий.

6. Отличительной чертой большинства постпозитивистских концепций является отказ от кумулятивизма в понимании развития знания. П. предпочитают говорить не о развитии, а об изменении научного знания. И одной из важных проблем постпозитивистской философии науки стал вопрос о том, существует ли в этом изменении к.-л. накопление знания.

4.1 К. Поппер

Карл Раймунд Поппер (1902-1994) родился в семье юриста Симона Зигмунда Карла Поппера и Дженни Шиф. Уже в юном возрасте он ознакомился с многочисленными трудами по философии таких мыслителей, как К. Маркс, Ф. Энгельс и других.

Основными понятиями концепции Поппера научного знания являются следующие:

— проблема демаркации

— принцип фальсификации

-принцип фаллибилизма

-теория «трех миров».

Теорию нельзя проверить на окончательную истинность, но ее можно опровергнуть, фальсифицировать, доказывал Карл Поппер. В этом состоит защищаемый им принцип фальсификации. Теория удовлетворяет критерию Поппера в том случае, если существует методологическая возможность её опровержения путем постановки того или иного эксперимента, даже если такой эксперимент ещё не был поставлен. По К.Попперу, мы не можем сказать, что теория верна, ибо, как свидетельствует история, признававшиеся истинными теории рано или поздно проявляли свою недостаточность. Почти триста лет механику Ньютона считали истинной во всех отношениях, а потом на смену ей пришли новые теории. Так обстоит дело с любой теорией, она появляется, достигает стадии расцвета, а затем опровергается. Поппер считал, что в мире теорий идет «борьба за существование», схожая с известными представлениями Дарвина о естественном отборе среди живых особей. Отсюда главные выводы Поппера: 1) в основании теории находятся гипотезы (т.е. предположения); научные гипотезы навсегда остаются гипотезами, ибо, как уже отмечалось, их истинность нельзя доказать; 2) из гипотез по законам дедукции выводят предложения, которые можно сопоставить с фактами; 3) сопоставление с фактами дает два результата: либо предложения не противоречат фактам, в таком случае теория продолжает жить, она признается работоспособной и правдоподобной, либо предложения теории опровергаются, фальсифицируются фактами, в таком случае теория считается ложной, она отвергается и интенсифицируется поиск новой теории. Итак, по Попперу, теория имеет гипотетико-дедуктивную структуру. Гипотезы выступают попытками разрешить проблемы, дедукция позволяет провести очную ставку содержания гипотез с экспериментальными фактами. Факты экзаменуют теорию на прочность (годится — не годится).

Проблема демаркации — одна из основных задач философии, заключающаяся в отделении научного знания от ненаучного. Методом демаркации, по Попперу, является принцип фальсификации. Принцип фальсификации — принцип, предложенный Поппером в качестве демаркации науки от «метафизики», ненауки как альтернатива принципу верификации, выдвинутому неопозитивизмом. Этот принцип требует принципиальной опровержимости (фальсифицируемости) любого утверждения, относимого к науке. Принцип фаллибилизма — утверждает, что любое научное знание носит лишь гипотетический характер и подвержено ошибкам. Рост научного знания, по Попперу, состоит в выдвижении смелых гипотез и осуществлении их решительных опровержений. Теория «трёх миров» — теория философской концепции К.Поппера, утверждающая существование первого мира — мира объектов, второго мира — мира субъектов и третьего мира — мира объективного знания, который порожден первым и вторым мирами, но существует независимо от них. Анализ роста и развития знания в этом независимом третьем мире и есть, по Попперу, предмет философии науки.

Следовательно, согласно критерию Поппера, — научная теория не может быть принципиально неопровержимой. Тем самым, согласно этой доктрине, решается проблема демаркации — отделение научного знания от ненаучного. Новая философская энциклопедия указывает, что фальсификационизм как критерий демаркации оказался неэффективным, т.к. его последовательное проведение означает, что научная теория с несомненностью может быть отнесена к сфере науки, только после того, как будет опровергнута опытом. При этом многие современные философы науки полагают, что сама идея демаркации как нахождения точных и навсегда неизменяемых критериев научности или ненаучности — это следствие чрезмерно упрощенного образа науки.

4.2 И. Лакатос

Имре Лакатос (1922-1974, настоящие имя и фамилия Аврум Липшиц) родился в Дебрецене в еврейской семье. Лакатос — автор теории и методологии научно-исследовательских программ, в рамках которых он развил принцип фальсификации до степени названной им утонченным фальсификационизмом.

Концепцию И. Лакатоса можно охарактеризовать с помощью следующих основных понятий: — научно-исследовательская программа; — «жесткое ядро» исследовательской программы; — «защитный пояс» гипотез; — гипотеза ad hoc; — положительная и негативная эвристики. Методология Лакатоса рассматривает рост «зрелой» (развитой) науки как смену ряда связанных исследовательских программ. Лакатос описал науку как конкурентную борьбу «научно-исследовательских программ». Важными структурными элементами исследовательской программы являются ее «жесткое ядро» и «защитный пояс» гипотез. Научно-исследовательская программа имеет свое «твердое ядро». Имре Лакатос обратил внимание на то, что обычно ученый имеет дело не с одной, а с целым семейством теорий, образующих научно-исследовательскую программу. У теорий данной программы есть «твердое ядро» и «защитный пояс». Теории сопоставляют друг с другом. Рост научного знания совершается так: сначала разрушается защитный слой твердого ядра, а затем наступает черед и самого твердого ядра. Только тогда, когда будет разрушено твердое ядро программы, необходимым окажется переход от старой научно- исследовательской программы к новой. Твердым ядром научно- исследовательской программы Ньютона являются три закона механики и закон тяготения. На этой базе было развито множество теорий, относящихся к астрономии, учению о свете, сопромату, технике. Все они имели свои особенности, противоречия, недостатки, часть из которых не удавалось устранить, а раз так, защитный слой начинал трещать. Понадобились годы и десятилетия, прежде чем разрушению подверглось твердое ядро. К тому же ньютоновская научная программа жива и по настоящее время ее изучают, ею пользуются. Гипотеза ad hoc — в методологии научно-исследовательских программ Лакатоса — гипотеза из «защитного пояса», относящаяся лишь к данному случаю, т.е. охраняющая «жесткое ядро» программы от определенного контрпримера. Положительная и негативная эвристики — обуславливают смену программ нормативными правилами, предписывающими, какие пути наиболее перспективны для дальнейшего исследования («положительная эвристика»), а каких путей следует избегать. Согласно Лакатосу, в развитии исследовательской программы можно выделить 2 основные стадии — прогрессивную и вырожденную. На прогрессивной стадии «положительная эвристика» активно стимулирует выдвижение гипотез, расширяющих эмпирическое и теоретическое содержание. Однако в дальнейшем развитие исследовательской программы резко замедляется, ее «положительная эвристика» теряет эвристическую мощь, в результате чего возрастает число ad hoc гипотез.

4.3 Т. Кун

Томас Сэмюэл Кун (1992-1996) родился в штате Огайо, в еврейской семье.

Для концепции Т.Куна, в основном разработанной им в книге «Структура научных революций», характерны следующие основные понятия: — парадигма — дисциплинарная матрица — нормальная наука — задачи-головоломки — несоизмеримость парадигм. Научное сообщество на стадии научных революций создает научный образец (парадигму).

Парадигма — это совокупность убеждений, ценностей, технических средств, принятых научным сообществом и обеспечивающих научную традицию. У Куна наука понимается столь широко, что впору утверждать о выходе за пределы всякого позитивизма. Позитивизм, по определению, борется за чистоту науки. Кун же фактически имеет в виду всю совокупность ценностей и убеждений научного сообщества. Из его работ выделяется ход научной революции по Куну:

1. Нормальная наука, т.е. каждое новое открытие поддается объяснению с позиций господствующей теории;

2. Экстраординарная наука (кризис в науке), т.е. появление аномалий — необъяснимых фактов.

3. Научная революция, т.е. формирование новой парадигмы.

Период господства той или иной парадигмы Кун обозначает понятием «нормальная наука». Этот период заканчивается, когда парадигма «взрывается» изнутри под давлением «аномалий» (проблем, неразрешимых в ее рамках).

Наступает кризис, или революционный период, когда создаются новые парадигмы, оспаривающие первенство друг у друга. Кризис разрешается победой одной из них, что знаменует начало нового «нормального» периода, и весь процесс повторяется заново. Кумуляционное (то есть путем постепенного накопления) развитие научного знания в рамках определенной парадигмы происходит путем решения задач-головоломок. Парадигмы обладают таким свойством как несоизмеримость, которое означает, что невозможно установление каких-либо логических отношений между сменяющими друг друга теориями. Этот тезис связан с утверждением того, что не существует фактов, независимых от парадигмы, и следовательно, не существует теоретически нейтрального языка наблюдения. Напротив, ученые, овладевая содержанием парадигмы, учатся «видеть мир» сквозь ее призму. Не факты судят теорию, а теория определяет, какие именно факты войдут в осмысленный опыт. С этим связано отрицание Куном преемственности в эволюции науки: знание, накопленное предыдущей парадигмой, отбрасывается после ее крушения, а научные сообщества просто вытесняют друг друга.

Заключение

Одним из наиболее влиятельных направлений буржуазного философского мышления является позитивизм. Как самостоятельное течение позитивизм оформился уже в 30-е годы XIX в. и за более чем вековую историю эволюционировал в направлении все более четкого выявления присущей ему с самого начала тенденции к субъективному идеализму.

Понятие “позитивизм” обозначает призыв философам отказаться от метафизических абстракций, т.к. метафизические объяснения, считают позитивисты, теоретически неосуществимыми и практически бесполезными, и обратиться к исследованию позитивного знания. В центре внимания позитивистов неизменно находился вопрос о взаимоотношении философии и науки. Главный тезис позитивизма состоит в том, что все подлинное, положительное («позитивное») знание о действительности может быть получено лишь в виде результатов отдельных специальных наук или их «синтетического» объединения и что философия как особая наука, претендующая на содержательное исследование особой сферы реальности, не имеет права на существование. Позитивизм как философское течение исходит из представлений о том, что основной массив знаний о мире, человеке и обществе получается в специальных науках, что «позитивная» наука должна отказаться от попыток постигнуть «первые начала бытия и познания», к чему философия стремилась еще со времен своего возникновения. Таким образом, позитивное знание и «позитивная» наука противопоставляются традиционной философии как «метафизике».

Таковы некоторые итоги и тенденции эволюции позитивистской философии. Эта философия не только не обладает сегодня крупными и влиятельными концепциями, но в значительной мере утратила уверенность в себе, охотно допуская возможность (и даже неизбежность) других, даже откровенно «метафизических», направлений. Представление о возможности устранить из науки специфически-философскую мировоззренческую проблематику и превратить философию в разновидность специальной технической дисциплины оказалось мифом.

Список используемой литературы

1) Балашов Л.Е. Философия: Учебник. 2-я редакция, с изменениями и дополнениями. Электронная версия — М., 2005. — с. 672.

2) Д. Реале, Д. Антисери. Западная философия от истоков до наших дней. Том 4. От романтизма до наших дней. — ТОО ТК «Петрополис», Санкт-Петербург, 1997, — 880 стр.

3) Новейший философский словарь/Сост. А.А. Грицанов. — Мн.: Изд. В.М. Скакун, 1998,-896 стр.

4) Орлов С. В. О-66 История философии. — СПб.: Питер, 2009. — 192 с. (Серия «Краткий курс»).

5) Философия: Конспект лекций/ Коробкова Ю.Е. — М.:МИЭМП, 2005, — 118.

6) Философия: Энциклопедический словарь. — М.: Гардарики. Под редакцией А.А. Ивина. 2004.

7) Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983.

8) www.filosophydic.ru/logicheskij-pozitivizm

9) www.filosfak.ru/lekz.

10) www.disser.ru/library

11) iph.ras.ru/enc.htm (Новая философская энциклопедия — интернет-версия)

Размещено на