Феномен культа личности

Министерство образования Российской Федерации.

Тульский Государственный Университет.

КАФЕДРА СОЦИОЛОГИИ И ПОЛИТОГИИ.

КОНТРОЛЬНО – КУРСОВАЯ РАБОТА

Студент: гр.ХХХХХХ

Ф.И.О.

Науч. рук.: кандидат полит.

доцент Баталин С. В.

Тула 2003 год

Оглавление

ФЕНОМЕН КУЛЬТА ЛИЧНОСТИ 1

доцент Баталин С. В. 1

Тула 2003 год 1

2

ВВЕДЕНИЕ. 3

КУЛЬТ ЛИЧНОСТИ. 8

КУЛЬТ ЛИЧНОСТИ ГИТЛЕРА. 9

КУЛЬТ ЛИЧНОСТИ МУССОЛИНИ. 22

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 29

ЛИТЕРАТУРА 30

ВВЕДЕНИЕ.

ТОТАЛИТАРНАЯ ЛИЧНОСТЬ.

Власть меняет и природу, и людей. Избирательные репрессии, подбор и расстановка кадров, воспитание народа ведут к тому, что тоталитарная политическая система создает новый психологический тип, который становится доминирующим в обществе. Ключевые посты в партии, в управлении страной, в армии, в органах информации, в школах занимают люди, более соответствующие практике тоталитаризма, поддерживающие её и готовые её осуществлять. Кадровая политика диктатуры способна в исторически короткий период времени сменить людей, стоящих на многочисленных уровнях власти, привести их типаж в соответствие идеологии, а в еще большой степени – практике руководства в этих условиях. Одновременно наблюдается и обратное влияние – люди, сформированные властью, требуют от властной элиты соответствия тоталитарному канону. В условиях стабильности это влияние вряд ли существенно, но в период социальных изменений, особенно реформ сверху, это консервативное давление может оказаться мощным фактором торможения.

Любовь к власти, характерная для тоталитарного сознания, не есть властолюбие. Если бы кадры режима стремились к власти, они извели друг друга в конкурентной борьбе. Это характерно для смутных времен начала и конца режима, но не для ясного дня его расцвета. Тут лидер – вне конкуренции. Тоталитарная личность при всей своей привлекательности, которую имеет для нее власть, к ней не стремится. Режим подбирает и воспитывает такие кадры, которые совмещают страстную любовь к власти с полным отсутствием собственного стремления к ней. Культ власти включает в себя глубокое убеждение подданных, что власть настолько сложная, ответственная и прекрасная вещь, что справиться с ней может только человек необыкновенных, нечеловеческих способностей. Если власть представляет собой сверхценность, то обладать ею достоин только сверхчеловек. Простые же люди, то есть все члены общества, кроме вождя, обязаны отказываться от всяких притязаний и мечтаний о власти. Любые проявления такого рода рассматриваются как карьеризм и амбиции. Они подлежат наказанию и являются безусловным противопоказанием к тому, чтобы проявивший их человек был повышен по службе.

23 стр., 11283 слов

Развитие личности молодого человека средствами интеллектуальных и творческих игр

... Г.В. ЖАРКОВ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ И ТВОРЧЕСКИЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ И КОРРЕКЦИИ ЛИЧНОСТИ ПОДРОСТКОВ И МОЛОДЕЖИ. Несмотря на довольно обширную литературу по вопросам применения ... складывается парадоксальная ситуация, когда попытки теоретического анализа данного явления пытаются осуществить люди, далекие от практики, а практические разработки не получают достаточного психолого-педагогического ...

В начале нашего столетия один из первых реформаторов психоанализа А. Адлер (Адлер Альфред (1870 – 1937) австрийский врач – психиатр и психолог. Ученик Фрейда, основатель индивидуальной психологии. Главным источником мотивации считал стремление к самоутверждению как компенсацию возникающего в раннем детстве чувства неполноценности, определяющего специфический для человека «жизненный стиль»1.) признал влечение к власти основной движущей силой человеческого поведения. У тоталитарной личности стремление к власти вытесняется в бессознательное. Тем сильнее ее восторг и вера в божественность тех, кто обладает властью. В этом коренное психологическое отличие тоталитарного режима от других типов власти. Любая политическая система, озабочена своей эффективностью, позволяет человеку открыто выразить своё стремление к власти и поощряет конкуренцию за нее, основанную на сравнении деловых качеств претендентов. В противоположность этому для кадровой политики тоталитарного режима главным достоинством человека оказывается скромность.

Скромностью в данном случае называется поведение, создающее у вышестоящего начальника уверенность в том, что нижестоящий не хочет занять его место. Не просто притворятся, а искренне не хочет, считает себя недостойным. Человеку трудно притворятся, тем более что начальник не глупее его, сам был на его месте и имеет богатую информацию о его поведении. Поэтому, при прочих равных условиях преимущество получает тот, кто действительно или по крайней мере на уровне своего сознания не желает повышения по службе.

МИНИСТЕРСТВО ЛЮБВИ.

Любовь к вождю представляет нам наиболее последовательным воплощением тех искажений картины мира, которыми живет тоталитарная личность. Конечно, искать рациональные объяснения любви одного человека к другому бессмысленно, вопрос: «за что ты ее (или его) любишь?» — не имеет ответа. Однако в межличностных отношениях крайне редко встречаются случаи, когда страстную и устойчивую любовь вызывает тот, кто постоянно унижает, грабит, избивает, и эксплуатирует тебя. Такого рода случаи относятся к компетенции психиатрии. Любовь же народа к диктатору явление слишком распространенное, чтобы просто отмахнутся от него, отнеся к «таинственным явлениям человеческой психики» вроде гипноза или массового психоза.

8 стр., 3892 слов

Психологический портрет Адольфа Гитлера

... Гитлера сыграла положительную роль в формировании личности Гитлера. По словам Брэдли Смита, считающимся крупнейшим специалистом по юности Гитлера: «все, знавшие Клару, считали, что смыслом ее жизни была самоотверженная любовь ... в себя и инкапсуляция. Таким образом, мать была для него не личностью, а обезличенным символом власти земли, судьбы и смерти. Фаза «обожествления» завершилась в 1894 году ...

Любовь являются исключительно важным механизмом установления и поддержания тирании. Вождя не просто боятся, не просто признают его власть разумной и целесообразной – его любят, боготворят. Если насилие предстает в качестве необходимого условия утверждения диктатуры, то любовь составляет основу ее стабильности. Власть основывается уже не только на развитой системе слежки и подавления, не только на усилиях идеологов. Граждане, несущие на себе весь груз последствий некомпетентной (а в отсутствие обратных связей она неизбежно становится таковой) и жестокой политик диктатора, сами и охраняют его и всю его систему от враждебной действий. Охраняют фактически от самих себя. Обеспечив себе любовь народа, вождь получает себе индульгенцию за любые преступления и ошибки, априорную благодарность за все, что бы он не совершил. Иными словами, он получает абсолютную власть.

Понимая, что любовь – основа их власти, диктаторы заботятся об отношениях к себе больше, чем об экономике, жизненном уровне населения и даже обороноспособности, вместе взятых. Здесь и старательное формирование соответствующего образа – от сусальных рассказов о юношеских годах кровавого палача и его портретов с ребенком на руках до эпических полотен, повествующих о его неустрашимости, гениальности. Прозорливости. Здесь и прямые требования любви. Например, гитлеровские юристы объявили любовь к фюреру юридической категорией. Нелюбовь к нему стала преступлением. Оруэлл в «1984» недаром назвал свой вариант НКВД или гестапо Министерством любви. Это не только смешение всех понятий в условиях диктатуры, это и демонстрация того, что тираны требуют не только послушания, сколько искреннего и страстного чувства.

Любовь народа дает власти куда большую уверенность, чем бронированный автомобиль и неразвитость политических структур, лишающая людей возможности вмешаться в диалог диктатора с историей.2

Культ личности

Культ личности – слепое преклонение перед авторитетом какого – либо деятеля, чрезмерное преувеличение его действительных заслуг, фетишизация исторической личности. Теоретическую основу культа личности составляет идеалистический и волюнтаристический взгляд на историю, согласно которому ход истории определяется объективными законами, не деятельностью народов, а желанием, волей, политической деятельностью вождей. Младогегельянцы (А. Руге, Б. Бауэр) отрицали религиозные мотивы учения Гегеля, подчеркивали решающую роль личностного, субъективного фактора в истории (в противовес гегелевскому мировому духу).

5 стр., 2454 слов

Развитие бытовой деятельности в дошкольном возрасте(с рождения до 7 лет)

... аккуратно ведет себя за столом. В период от года до трех лет у малыша закладываются ос­новы культуры поведения. ... губами. Рассмотрим, как протекает освоение бытовых процессов на первом году жизни малыша (по данным Н.М.Аксариной, Н.М.Щелованова, К.Л.Пантюхиной). В ... как организо­ванность, опрятность, аккуратность. Именно на первом году жиз­ни малыш осваивает некоторые культурно-гигиенические навы­ ...

Сторонники волюнтаризма рассматривают волю индивида в качестве высшего принципа бытия, как изначальное и первичное основание мирового процесса и в частности человеческой деятельности.3

Культ (от латинского cultus– почитание), чрезмерное возвеличение чего – либо или кого – либо (культ личности).4

Культ личности гитлера.

БИОГРАФИЯ.

Гитлер родился 20 апреля 1889 года (начиная с 1933 года стал национальным праздником нацистской Германии).

Отец будущего фюрера Алоис Гитлер был сперва сапожником, потом таможенным служащим. Мать – Клара, урожденная Пелцль, происходила из крестьянской семьи. Родился Гитлер в Австрии, в деревушке в гористой части страны. Семья часта переезжала с места на место и наконец осела в пригороде Линца. Гитлер родился от третьего брака отца. Дедушка фюрера остался неизвестен.

Гитлер плохо учился в старших классах, посему не окончил реальное училище и не получил аттестат зрелости. Отец умер сравнительно рано – в 1903 году. Мать продала дом в Леодинге и поселилась в Линце. С 16 лет

будущий фюрер жил на иждивении матери. Одно время даже учился музыке. Спал до полудня, ходил в театры…В 18 лет отправился в Вену, чтобы поступить там в Академию изобразительных искусств. Поступал дважды – один раз не сдал экзамен, второй раз даже не был допущен к нему.

Гитлер читал все, что попадалось под руку. Впоследствии отрывочные знания, почерпнутые из популярных философских, социологических, исторических трудов, а главное, из брошюр того далекого времени, и составили «философию» Гитлера.

Когда деньги, оставленные матерью и наследство тетки закончилось, он ночевал на скамейках в парке, потом в ночлежке. И, наконец, осел в благотворительном учреждении Меннерхайм.

Деклассированная, недовольная прослойка общества, к которой принадлежал Гитлер, с воодушевлением приветствовала Первую мировую войну.

Став добровольцем, Гитлер 4 года пробыл на войне. Он служил в штабе полка связным в чине ефрейтора. Эту войну Германия проиграла. 12 июня 1919 года – откомандирован на краткосрочные курсы «политического просвещения». Окончив курсы, он стал агентом на службе у группы реакционных офицеров. 12 сентября 1919 года Гитлера послали на собрание в пивную – сборище карликовой группы, громко именовавшей себя Немецкой рабочей партией. Он выступал, имел успех. И руководитель партии Антон Дрекслер предложил вступить ему в ДАП. В апреле 1920 года, убедившись в своем успехе партийного функционера, Гитлер бросил заработок шпика.

Постепенно Гитлер избавился от основателей партии. Видимо, тогда же он переименовал ее в Национал – социалистическую рабочую партию Германии (1921г.).

В том же году в помощь партии были созданы штурмовые отряды – СА.

9 стр., 4418 слов

Адольф Гитлер

... Европе новые стимулы и использовать еекак резервуар сил для мирового господства Германии. Гитлер рвался наверстатьупущенное на империалистической стадии немецкого развития и выиграть главный ... сторону парламентской демократии, а другой — насторону дела мировой революции; лишь двенадцать лет спустя это противоборствовозобновилось и завершилось недавним объединением разделенной страны.   & ...

В январе 1923 года был созван имперский партийный съезд, хотя партия существовала лишь в Мюнхене (Бавария).

После неудачного «похода на Берлин» Гитлера арестовала полиция. 1 апреля 1924 года его и двух сообщников приговорили к пяти годам крепости с зачетом того времени, которое они уже просидели в тюрьме.

Тюрьму, где Гитлер отсидел до и после суда 13 месяцев, историки нацизма называют нацистским «санаторием». На всем готовом фюрер написал основной труд своей жизни «Майн кампф». Гитлер предложил немцам одного испытанного виновника – еврея. После «освобождения» от евреев Гитлер сулил немецкому народу великое будущее. Из крепости Гитлер вышел 20 декабря 1924 года.

В 1930 – 1933 годах в Германии шла ожесточенная борьба за голоса избирателей. Накаченные деньгами германской реакции нацисты изо всех сил рвались к власти. Гитлер ни разу не получил абсолютного большинства голосов на выборах. Число поданных за Гитлера и его партию избирательных бюллетеней даже в апогей их карьеры не превышало 37,7 %.

30 января 1933 года 86 – летний президент Гинденбург назначил Гитлера рейхсканцлером Германии. Уже на первом заседании состоялось обсуждение мер, направленных против Компартии Германии. Гитлер полностью учел эффект внезапности. Он не только не дал сплотится антинацистским силам, он их буквально ошеломил, захватил врасплох и очень скоро разгромил окончательно. В период с 1 февраля по16 декабря был издан ряд законов, укрепляющих власть нацистов (« Об обеспечении единства партии государства» и т. п.).

Военные планы, которые Гитлер на первом этапе скрывал даже от близкого окружения, диктовали свои законы — необходимо в кратчайший срок вооружить Германию до зубов.

Известно, что нацистский вождь хотел начат мировую войну уже в 1938 году. До этого он сумел «мирным» путем присоединить к Германии большие территории. В частности, Саарсую область с помощью плебисцита.

Западные политики начали сдавать одну позицию за другой. В 1935 году Гитлер заключил с Англией пресловутое «соглашение о флоте», в этом же году была введена всеобщая воинская повинность. В марте 1936 года Гитлер отдал приказ о занятии демилитаризованной Рейнской области. В том же 1936 году нацисты вмешались в гражданскую войну в Испании – Франко был их ставленником. 11 марта 1938 года нацистские войска победным маршем вступили в Австрию. 15 марта 1939 года нацисты захватили Чехословакию и объявили о создании протектората на территории Богемии и Моравии. 23 августа 1939 года Гитлер заключил пакт о ненападении с Советским Союзом тем самым обеспечил себе свободу рук в Польше.

Начало Второй мировой войны датируется 1 сентября 1939 года. Первый этап войны в Германии называли «сидячей» войной, а в других странах – «странной» или «забавной». «Забавная» война кончилась 9 апреля 1940 года, когда нацистские войска вторглись в Норвегию и Данию.10 мая Гитлер начал поход на Запад: первыми жертвами его стали Нидерланды и Бельгия. За 6 недель нацистский вермахт победил Францию, разгромил и прижал к морю экспедиционный английский корпус. Главной задачей Гитлера было завоевание «жизненного пространства» на Востоке, сокрушение «большевизма» и порабощение «мирового славянства». Русский поход решал, быть или не быть национал – социализму.

6 стр., 2932 слов

Формирование семейных ценностей в Германии и изучение проблем молодой семьи

... включая Федеративную Республи-ку Германия, с начала 1980-х до начала 1990-х гг., все яснее стали проявляться ... Предмет исследования – особенности формирования семей-ных ценностей в Германии. Для достижения цели и подтверждения гипотезы поставлены следующие задачи: ... -психологических исследований. 3. Провести анализ семейной политики в Германии как факто-ра формирования семейных ценностей. 4. Сделать ...

Первое крупное поражение вермахта зимой 1941/1943 года под Москвой оказало сильное воздействие на Гитлера. В декабре 1941 года у фюрера исчезла внутренняя уверенность в германской победе, а катастрофа под Сталинградом еще больше убедила его в неизбежности поражения. С 1943 года вся деятельность Гитлера была фактически ограничена текущими военными проблемами.

К середине весны 1945 года у Гитлера не оставалось никаких надежд на чудо. 22 апреля 1945 года он решил не покидать столицу, остаться в своем бункере покончить жизнь самоубийством. Судьба немецкого народа его больше не интересовала. Он боялся суда народов за совершенные преступления. Перед сомой смертью, в ночь на 29 апреля, он устроил бракосочетание с Евой Браун. 30 апреля оба они совершили самоубийство, а их трупы по приказу Гитлера были сожжены в саду рейхсканцелярии, рядом с бункером, где фюрер провел последние месяцы своей жизни.

В отличие от других тиранов и завоевателей, Гитлер совершал преступления не только по политическим и военным мотивам, но из личных побуждений. Жертвы Гитлера исчислялись миллионами. По его указанию были создана целая система истребления людей. Он был виновен в массовом истреблении людей по этническим, расовым, социальным и другим признакам, что квалифицируется юристами как преступление против человечности.5

ПРИНЦЫП ФЮРЕРСТВА.

Итак, никакой абсолютный монарх не обладал столь абсолютной властью, как Адольф Гитлер. В нацистской империи не существовало нормально действующих законодательных и исполнительных органов. Рейхстаг в шутку называли самым высокооплачиваемым мужским хором в Германии – ведь все его функции сводились к тому, чтобы петь гимн до и после заседания.

На одном из первых заседаний рейхстага в 1933 году – нацисты в то время формально считались одной из коалиционных партий — Папен робко возразил Гитлеру по какому – то конкретному поводу. В ответ на это Геринг, прервав его, сказал: «Господин Папен… в третьей империи есть фюрер. И мы здесь собрались не для того, чтобы обсуждать его решение, а для того, чтобы выслушивать его приказы и исполнять их как можно лучше!»

С 1934 года кабинет министров в Германии фактически вообще не собирался, и никто этого, так сказать, «не заметил», ибо кабинет стал совершенной фикцией.

Даже случайно оброненное замечание Гитлера становились законом. Существует множество анекдотов о том, к чему приводило единовластие нацистского фюрера. Вот один из них: как – то раз, проезжая по Мюнхену мимо церкви св. Матфея, Гитлер увидел перед ней сложенные камни и заметил: «Не хочу больше видеть эту груду». Свита, сопровождавшая фюрера, решила, что его слова относятся к церкви. И вот на следующий день рано утром явились рабочие, чтобы снести старинный храм.

25 стр., 12060 слов

016_Человек. Его строение. Тонкий Мир

... трудно и несовместимо с земными условиями. Тело человека – это не человек, а только проводник его духа, футляр, в ... весьма интересные и поучительные впечатления. Главное существование (человека) – ночью. Обычный человек без сна в обычных условиях может прожить ... неясности и туманности… Инструментом познавания становится сам человек, и от усовершенствования его аппарата, как физического, так ...

Самые неожиданные и нелепые затеи Гитлера воспринимались как глубоко продуманные, мудрые мероприятия. Сам Гитлер говорил о себе, как о высшем существе. В тридцатых годах в разговоре с Отто Штрассером он изрек: «Я никогда не ошибаюсь. Каждое мое слово – историческое». В 1936 году он заявил: «Я иду с уверенностью лунатика той дорогой, которой ведет меня проведение». Накануне Второй мировой войны Гитлер с самым серьезным видом утверждал, что нападение на Польшу надо совершить как можно скорее, пока он находится в «расцвете сил».

Основной тезис всей немецкой пропаганды в годы войны заключается в том, что Германия не может не победить, поскольку у нее есть такой фюрер, как Гитлер. «Жертвой» этой пропаганды оказался даже Геббельс, который знал всю ее кухню, был, можно сказать, шеф – поваром этой кухни. Он записал в дневник: «До тех пор, пока Гитлер с нами, можно, в сущности, не иметь никаких забот о дельнейшем развитии. Меня глубоко успокоило , что фюрер здоров… До тех пор, пока сила его духа, сила его мужества может быть введена в бой, с нами не может случиться ничего плохого…»

Как же стало возможным обожествление Гитлера, тот массовый психоз, который навязали миллионами людей?

В своем последнем слове на Нюренбергском процессе глава фашистских технократов, министр вооружения Шпеер рассказал о том, какую роль сыграла в возвышении Гитлера техника 20 века. По его словам, благодаря технике пропаганда стала действительно тотальной, проникла в каждой дом, «отняла у людей самостоятельное мышление».

Какие же именно качества Гитлера способствовали тому, что именно он, а не кто – либо другой из его сообщников стал «богом» в фашистской Германии.

Буквально все исследователи задаются этим вопросом: Гитлер не должен был импонировать немцам. Немцы любят физически сильных, мужественных людей, а в Гитлере было нечто женоподобное, он был физически слаб. Немецкий обыватель уважает людей образованных, с учеными степенями, а Гитлер был невежда и недоучка. Немецкие националисты всегда ратовали за чистоту немецкого языка, а Гитлер говорил с сильным австрийским акцентом. Немецкие милитаристам импонировали военные чины – Гинденбург был фельдмаршалом, а Гитлер не дослужился даже до фельдфебеля. Наконец, сами нацисты создали идеал сильного человека, образ нордического вождя, а Гитлер совершенно не подходил ни под одну «статью» этого образа: ни во внешнем, ни в психологическом плане.

Разумеется, здесь несколько упрощается аргументация исследователей, но в общем она такова… Гитлер не импонировал, не подходил … И в то же время…

Думается, что сам принцип «подходил – не подходил» не только глубоко наивен, но исходит из совершенно ложной посылки, из той посылки, что немецкий обыватель выбрал Гитлера себе в вожди. В действительности все происходило иначе. Немцы не выбирали нацистского образа правления. Гитлер, а вернее те, кто стояли за его спиной, немецкие промышленники, навязали Германии и фюрера, и нацизм. Феномен Гитлера, о котором так много говорят по сию пору, как раз заключается в том, что нацисты сумели навязать Германии в роли бога Гитлера и продержали в этом амплуа целых 12 лет.

Конечно, и сами нацисты сделали немало для того, чтобы стать фаворитами правящей верхушки веймарской Германии. Создали не просто партию, а хорошо организованную мафию, государство в государстве. Ввели в этой «партии» террор, слежку, донос. Гитлер окружил себя послушными ничтожествами и сумел вовремя избавиться от всех соперников, которые могли претендовать на роль фюрера: Штрассера, Рема и других. Гитлер и иже с ним связали сперва узкий круг своих единомышленников, а потом и сотни тысяч немцев неразрывным узами взаимной выгоды и круговой поруки.

4 стр., 1649 слов

Развитие личности донаучн. период

... которую он подчинял интересам го­сударства. Аристотель (384-322 гг. до н.э.), давая объяснение развитию, соответ­ствующим образом представил ... их экспериментальной проверки. Так, К. Гален (200—130 гг. до н.э.), выде­ляя разные виды деятельности мозга, впервые ... этому делению, Я. А. Коменский предлагает для детей до 6 лет — «материнскую» школу; для отрочества — шестилетнюю школу родного языка; ...

Не личные качества Адольфа Гитлера и его приближенных были решающими. Решающим оказалось то, что агрессивным империалистическим кругам Германии необходима была на известном этапе соответствующая система правления, которая могла функционировать только тогда, когда во главе ее стоял некий абсолютный диктатор.

Можно представить себе в рол Гитлера и другого нациста, того же Рема, Шрассера или Бормана. Если бы нацистский строй продержался дольше, у Гитлера несомненно нашелся бы преемник.

Неправильно думать, что обожествление Гитлера было с самого начала таким же, каким оно стало впоследствии. Во второй половине двадцатых годов оно еще только зарождалось. Геббельс в своем личном дневнике в 1925 – 1926 гг. именует Гитлера просто «шефом». Он для него не абсолютный вождь. Таким он не был в тот период и для других нацистов.6

Но уже после «нового начала», т. е. После 1925 года, Гитлер постепенно стал, так сказать, «отрываться» , «отчуждаться» от остальной нацистской верхушки и усваивать повадки исключительного человека .Прежде всего его личность окружалась ореолом таинственности. Он то появлялся, то исчезал, в данный момент никто не знал, где он находится. Любимчики Гитлера беспрестанно менялись. Время от времени он увозил кого — либо из них с собою и проводил с очередным фаворитом несколько дней, а то и недель. Но вот в одно прекрасное утро фаворит просыпался и узнавал, что Гитлер, не сказав ему ни слова, отбыл в неизвестном направлении. В 1930 году Гитлер вызвал Грегора Штрассера для серьезных переговоров в Берлин. В середине одного из споров Гитлер встал, извинился и сказал, что он на минуту должен выйти (разговор происходил в ресторане).

Штрассер остался сидеть за столиком и прождал фюрера довольно долго. Только потом он узнал, что Гитлер вышел другим ходом на улицу и укатил в Мюнхен. В тот же день в Мюнхене Гитлер исключил Отто Штрассера и его ближайших сообщников из НСДАП.

Наезды Гитлера в низовые нацистские организации тщательно подготавливались. Сперва в «гау» прибывал высокопоставленный уполномоченный. Он сообщал, какой номер снять Гитлеру, как его встречать, сколько бутылок минеральной воды поставить на кафедру. Гитлер появлялся в зале только после того, как толпа была соответствующим образом подготовлена. Вступительное слово представителя собрания должно было длится не более 5 минут. А со времени появления Гитлера на трибуне до начала его речи должно было пройти 10 – 15 минут (5 – 10 минут отведено на овации).

После речи Гитлер ни с кем из руководителей «гау» не беседовал. Все текущие дела разрешал не он, а кто – либо из его свиты. Претензии он тоже не выслушивал. Правда, иногда фюрер устраивал специальные «разносы» для узкого круга лиц. Созвав человек 10 – 15, он демонстрировал вспышки ярости. По мнению многих людей, наблюдавших эти вспышки, Гитлер симулировал необузданный гнев, краем глаза наблюдая за реакцией аудитории. Он весьма связно разносил своих помощников, а потом спокойно удалялся. Ни одна примадонна не готовилась так тщательно к премьерам, как Гитлер готовился к съездам НСДАП. Перед съездом он по несколько недель проводил в одиночестве в горах – отдыхал. После съезда его опять увозили в горы.

11 стр., 5413 слов

Человеческая личность, ее струтура и смысл существования (по Э. Фромму)

... мнению, природа наделила человека определенными, биологически обусловленными стремлениями, и развитие личности служит реакцией на удовлетворение или фрустрацию этих стремлений. Фромм же ... общей характеристики человечества должно предшествовать изучению свойств человеческой индивидуальности, изучению личности”. “Первый признак, отличающий человеческое существование от животного, имеет отрицательную ...

В самом начале 30 – тых годов Гитлер «разоблачил» 3 мнимых заговора – два заговора штурмовиков и заговор О. Штрассера. В 1934 году – заговор Рема. После этого «заговоры» следовали одни за другим. Вскоре после прихода Гитлера к власти был издан специальный указ, запрещавший выскакивать из толпы, целовать полы его пальто и бросать ему букеты, дабы не подвергать жизнь фюрера опасности.

Наряду с этим создавался образ «человечного фюрера», «самого человечного из всех людей». Льстецы и подхалимы не жалели чернил и фотопленки. Впрочем, особого простора Гитлер им не давал. Он строго следил за «дозировкой» похвал, а также за дозировкой «личного элемента» в его жизнеописаниях. Так, в 1939 году Геббельс задумал выпустить книгу под названием «Гитлер как человек» — о частной жизни фюрера. Но Гитлер этого не допустил. В нацистской Германии существовало всего 4 фотоальбома , посвященных Гитлеру: «Гитлер, каким его никто не знает», «Гитлер по ту сторону будней», «Гитлер в своих горах», «Молодежь и Гитлер». Учитывая нравы буржуазного государства и гигантский интерес обывателя к каждому шагу и жесту «великого человека», число альбомов поразительно мало. Альбомы чрезвычайно казенные, унифицированные, нарочито «замороженные».

ВЛАСТЬ ГИТЛЕРА: ЗАГАДКА.

В 1934 году один крупный нацист заявил, что в третьем Рейхе долг каждого «стараться воплощать в жизнь то, что наметил фюрер». Фанатичные последователи Гитлера восприняли это буквально. Однако множество менее преданных людей осознанно либо неосознанно также «притворяли в жизнь идеи фюрера» и создавали такие условия, в которых его полномочия стали неограниченными.

Ключ к пониманию постепенного расширения влияния Гитлера можно найти в концепции «харизматической власти» Макса Вебера. Хотя Макс Вебер написал свои труды еще до появления на политической арене Гитлера, концепция «харизматической власти» вполне приемлема к источникам и проявлениям его силы.

Концепция «харизматической власти» сама по себе не говорит ничего о содержании конкретных притязаний на власть и об их причинах. Все это варьируется в зависимости от обстоятельств, условий конкретной формы «политической культуры». В победе фашистских «харизматических» форм притязание на власть определенную психологическую роль сыграло недавнее крушение монархии, сопровождавшееся, в некоторых слоях общества квазерелигиозным желанием служить «божьему помазаннику».

В отличие, от культа Дуче вокруг Муссолини. Или культа личности Сталина, или других лидеров коммунистических стран германский вариант «харизматической власти» — это результат взаимодействия всеобъемлющего кризиса, испытанного Германией после Первой мировой войны (а практически еще и в начале 1930г.), с характерными чертами германской политической культуры.

Героические образы Фридриха Великого или Бисмарка еще более усиливали разочарование в правление Кайзера Вильгельма Второго. К 1920 годам среди правых была «тоска по великому вождю», воплощению воина, первосвященника, государственного мужа. К началу 1930-х годов и к началу кризиса, способствовавшего более широкому распространению этих идей, налицо уже была и «героическая» претензия на «харизматическую» власть.

Костяк «харизматического сообщества» состоял из окружения Гитлера – его ближайших последователей среди нацистской элиты — которые были связанны звеном культа личности, окружавшего его. Вне узкой группы нацистских лидеров, основных носителей гитлеровской «харизмы», находились активисты движения. Следующими в этой иерархии были руководители и функционеры организаций, затем располагались массы «верящих Гитлеру».7

Культ личности муссолини

БИОГРАФИЯ.

Будущий великий диктатор родился 29 июля 1883 года в деревне Довиа. Роза Мальтони, мать Муссолини, была учительницей, отец – зарабатывал кузнечным и слесарным ремеслом.

Муссолини имели средний достаток и могли платить за учебу старшего сына в школе монахов в Фаэнце. По окончании средней школы Муссолини преподавал в младших классах, но не долго – в 1902 году он отправился на поиски счастья в Швейцарию. В эти годы он познакомился с работам К. Каутского П. Кропоткина, Р. Штирнера и О. Бланки, А. Шопенгауэра и Ф. Ницше, прочитал «Манифест» К. Маркса и Ф. Э Энгельса. Больше всего Муссолини был потрясен ницшеанской концепцией сверхчеловека. Он понял, что этого «сверхчеловека» надо искать где – то на стороне, а культивировать в самом себе. Кроме того, Муссолини привлекало у Ницше понимание народа как «постамент для избранных натур», войны – как наивысшего появления человеческого духа.

«Маленьким вождем» («пикколо дуче») он был впервые назван в 1907 году после высылки из кантона Женевы. Спустя несколько лет этот титул, но уже без определения «пикколо», замелькал в газете революционной фракции итальянских социалистов. В 1912 году было поручено возглавить редакцию газеты «Аванти!»

Италия вступила в Первую мировую войну 23 мая 1915 года. Дуче носил военную форму 17 месяцев, но лишь треть этого срока.

Муссолини не только сумел понять интересы фронтовиков, но и выразить в простой и доступной форме чаяния этих людей. Он стал их кумиром. Однако он вскоре понял. Что для захвата власти необходима боевая организация. Муссолини решил создать «Боевой союз» («Фашио де комбаттименто»).

Осенью 1922 года в Италии установилось двоевластие: фашисты захватывали все новые и новые города. Муссолини на съезде фашистских союзов выступил с речью, потребовал предоставить фашистам 5 министерских портфелей. 29 октября Муссолини получил извещение о назначении его премьер – министром. Он стремился сосредоточить в своих руках всю полноту власти. Весной – летом 1924 год в стране разразился острейший политический кризис. Муссолини был вынужден прервать работу парламента. Никогда прежде он не был так потрясен. Постепенно пик кризиса миновал. 3 января 1925 года дуче выступил в парламенте с речью, которая означала переход фашизма к наступлению.

Держа под контролем тайную полицию, Муссолини постоянно требовал от агентов максимально полной информации об умонастроениях в стране.

Муссолини со страниц газет представал автором «великих достижений» наци, ее гордостью и символом. Он сопровождал обывателя повсюду: портреты вождя были расклеены на стенах домов и трамваев, его бюсты заполнили городские площади, его высказывания «украшали» рекламные афиши, фронтоны жилых домов. Похоже, в какой – то момент Муссолини и сам уверовал в то, что он человек, «ниспосланный Италии провидением», что все ее успехи есть плод его гениального творчества.

Раздувание мифа о «сверхчеловеке», ведущем нацию к «светлому будущему», достигло апогея во второй половине 30 – х годов. В честь дуче слагали поэмы песни, снимали кинофильмы, создавали скульптуры и статуэтки, печатали открытки.

Фашизм внес в повседневную жизнь итальянцев серию ритуалов, условно объединявшихся понятием «фашистский стиль». Режим Муссолини начал внедрять в общество новые нормы поведения. Среди фашистов были отменены рукопожатия, женщинам было запрещено носить брюки, для пешеходов устанавливалось одностороннее движение по левой стороне улицы.

По решению правительства все итальянцы, независимо от возраста, социального положения и пола должны были по субботам заниматься военно-спортивной и политической подготовкой. Муссолини сам являлся примером для подражания, устраивая массовые заплывы, бег с барьерами и скачки на лошадях.

В 30 – е годы появился еще один массовый ритуал: «фашистские свадьбы», на каждой из которых Муссолини считался посаженым отцом. Стимулирование прироста населения он возвел в ранг государственной политики.

Значительная часть обывателей, судила о Муссолини приблизительно так: он установил в стране порядок, многим безработным дал работу, искренне печется о величии наци…

В отличие от своего зятя Муссолини не стремился к безудержному личному обогащению.

Во время визита Муссолини в Берлин в сентябре 1937 года огромная толпа приветствовала его на олимпийском стадионе. 22 мая 1939 года Чиано Риббентроп подписали в Берлине итало-германский договор о военно-политическом союзе. В угоду Гитлеру Муссолини пересмотрел политику режима в расовом вопросе. 22 сентября 1941 года вслед за Германией Италия объявила войну Советскому Союзу.

Италии оказывалась во все большей зависимости от Германии. Из страны вывозились продукты питания в Германию. Это привело к резкому увеличению так называемых обязательных заготовок.

Эффект мобилизационной экономики был вскоре исчерпан фашизмом. Почти все итальянские кампании закончились поражением. Военная угроза нависла вскоре над самой Италией.

Вечером 24 июля 1943 года дуче вынужден был созвать Большой фашистский совет. На заседании Муссолини было представлено обвинение в том, что он проиграл войну. Вечером 25 июля дуче предложили подать в отставку. При выходе из дворца Муссолини был арестован.

Узнав о смещении Муссолини, тысячные толпы нарда устремились на улицы Рима и других городов.

Правительство вело переговоры с ООН, и 3 сентября были подписаны «краткие условия перемирия» между представителями Италии и англо – американскими союзниками. Фашистский режим рухнул. Однако вскоре он был реанимирован Гитлером в новом обличье.

В день, когда было объявлено о выходе Италии из войны, большая часть подверглась оккупации гитлеровскими войсками. Муссолини снова стал во главе государства, именуемого «Республика Сало». «Республика Сало» была образованием марионеточным и держалась на штыках оккупационных войск. Муссолини не имел уже ни воли, ни возможности заниматься созданием нового государства, ибо все силы и средства были подчинены целям войны. Весной 1945 года неофашистский режим агонизировал. От Муссолини потребовали безоговорочной капитуляции. Попытка бегства в Швейцарию не удалась. Он был арестован партизанами, когда на севере Италии уже произошло национальное антифашистское восстание. По декрету Комитета Национального освобождения Северной Италии 28 апреля 1945 года Муссолини был казнен партизанами.

Трупы Муссолини, его любовницы Петаччи и его ближайших сподвижников были выставлены на всеобщее обозрение.8

МУССОЛИНИ — ВОЖДЬ.

После 1926 года все более стала распространяться легенда о всеведущем, мудром дуче, и этот культ сделался последней и самой выразительной чертой итальянского фашизма. Муссолини поощрял ее не из тщеславия, в культе личности он видел орудие власти. Верховным жрецом новой религии стал Арнольдо Муссолини, который, работая в «Пополо д’Италия», изо дня в день превозносил старшего брата как полубога, который видит каждого человека и знает все. Что происходит в Италии; кто, является ведущим политическим деятелем современной Европы.

Сам дуче тоже уверовал или притворился, что уверовал в свою непогрешимость. Ему нужны были уже не помощники, а скорее слуги. Выражение «Муссолини всегда прав» — скоро стало одной из летучих фраз режима, чем – то вроде ходячего подзаголовка, о чем вождь знал и поощрял.

Другая крылатая фраза, написанная под трафарет повсюду на стенах, гласила, что долг итальянцев – верить, бороться, повиноваться. Муссолини был уверен, что итальянцы жаждут дисциплины и что повиновение должно стать «абсолютным и религиозным чувством».

В 1926 – 1927 гг. поклонение «дучизму» было уже в полном разгаре. Школьным учителям было приказано превозносить исключительную личность диктатора, всячески подчеркивая его бескорыстие, мужество и блестящий ум, и учить, что повиновение подобному человеку – высшая добродетель. Его портреты были вывешены почти на всех общественных зданиях. Иногда их носили во время шествий по улицам, как икону святого заступника. Истинные фашисты отпечатывали фотографии дуче на своих деловых папках с каким – нибудь из его афоризмов. Его сравнивали с Аристотелем, Кантом и Фомой Аквинским; называли величайшим гением в истории Италии, более великим, чем Данте или Микеланджело. Фактически Муссолини приравнивался к богу, жрецами и послушникам которого считали себя другие лидеры.

Эта легендарная фигура становилась более понятной с человеческой точки зрения благодаря биографии, написанной сеньорой Сарфатти. Сам дуче предпочитал «официальную» биографию, написанную Джорджо Пини.

Третьей, еще более официозной книгой была «автобиография», которая в действительности представляла собой материалы, написанные разными людьми.

Хотя Муссолини утверждал, что ему безразлично, что о нем говорят за рубежом, он тщательно изучал работу службы контроля за прессой, чтобы быть уверенным, что создается нужный образ. Иногда он обращался с министерством иностранных дел так, как будто главной функцией этой службы была пропаганда.

Несмотря на то, что Муссолини прикидывался равнодушным к общественному мнению и рукоплесканиям толпы, он всячески пестовал одно из величайших своих дарований: «осязаемое и даже видимое понимание того, что думает и чего хочет простой народ».9

Заключение

Культ личности характерен для многих тоталитарных режимов. Он наблюдался не только в нацистской Германии, фашистской Италии, но в Советском Союзе (Сталина), а также в Китае (Мао Цзэдун), и Югославии (Тито).

Отличительными чертами культа личности являются: обожествление вождя (вождь является для масс не простым смертным, а богом всевидящим и всезнающим); поклонение вождю, выраженное в беспрекословном подчинении людей его воле, создание вокруг личности вождя мистификаций. Создание культа личности ведется с привлечением средств массовой информации, художников, поэтов, писателей, скульпторов и так далее. Во всех слоях общества ведется искусно продуманная пропаганда. И вождь становится даже для близкого окружения сверхчеловеком, способным вершить судьбы тысяч людей и отправлять их на смерть.

И до сих пор психологи не способны объяснить феномен культа личности. Подобное возвеличивание населением вождя они склонны считать массовой истерией или гипнозом. Но одно бесспорно, эти люди носители необъяснимых тайн и загадок, жестоки и беспощадны.

Литература

Кобо Х.. Осмысление культа личности Сталина. Москва, Прогресс, 1989.

Кершоу Ян. «Гитлер» Ростов – на – Дону. «Феникс» 1997 г.

Кин Ц. Энциклопедия «Политология».М.: «Армада», 2001 г.

Мусский И. «Сто великих диктаторов» М.: «Вече», 2001

Гл. редактор А. М. Прохоров. «Советский Энциклопедический Словарь». Издание четвертое. Москва «Советская Энциклопедия» 1988.

Смит Денис Мэк. /Пер. с англ. Л. А. Бабук. – М.: «ИнтерДаайджест», 1995 384 с. – («История в лицах. Диктаторы»).

1Гл. редактор А. М. Прохоров. «Советский Энциклопедический Словарь». Издание четвертое. Москва «Советская Энциклопедия» 1988.

2Кобо Х.. Осмысление культа личности Сталина. Москва, Прогресс, 1989.

3Ц. Кин. Энциклопедия «Политология».М.: «Армада», 2001 г.

4Советский Энциклопедический Словарь. Главный редактор А. М. Прохоров. Издание четвертое. Москва «Советская Энциклопедия» 1988.

5Мусский И. «Сто великих диктаторов» Москва, «Вече», 2001

6Даже много времени спустя, уже после 1933 года, Гитлер еще не совсем вошел в свою роль. Описывая первую встречу Гитлера и Муссолини, иностранные корреспонденты уверяли, что истинным фюрером выглядел тогда только дуче и что он смотрел на Гитлера, «как Грета Гарбо смотрела бы на горничную, которая вздумала подражать ее прическе»,

7Кершоу Ян. «Гитлер» Ростов – на – Дону. «Феникс» 1997 г.

8Мусский И. «Сто великих диктаторов» Москва, «Вече», 2001

9Смит Денис Мэк. /Пер. с англ. Л. А. Бабук. – М.: «ИнтерДаайджест», 1995 384 с. – («История в лицах. Диктаторы»).

30