Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «южный федеральный университет»

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

  1. Факультет психологии

Рассмотрено и рекомендовано УТВЕРЖДАЮ

на заседании кафедры психофизиологии Декан факультета

и клинической психологии д-р б.н., проф. чл.-корр. РАО

Протокол № ___ Ермаков П.Н.

«_____»_____________2008г. «____» _____________200_г.

Зав. кафедрой д-р б.н., проф.

чл.-корр. РАО Ермаков П.Н. ______________________ «______»_____________200_г.

Учебно-методический комплекс учебной дисциплины «мышление и речь» цикла опд по специальности 030300 психология

Составитель:

канд. психол. наук, доцент

Кайдановская И.А

Ростов-на-Дону

2008

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Мышление и речь – один из курсов, входящих в комплекс фундаментальных учебных дисциплин по общей психологии. Он предназначен для формирования теоретических знаний, освоения методов эмпирического исследования и практической деятельности в этой предметной области.

Предметом «Общей психологии» является система психических функций и эмоциональных состояний человека, в которой различаются натуральные психические процессы и высшие психические функции. Первые рассматриваются как результат эволюционных изменений анатомических и нейрофизиологических структур, вторые, — как новообразования, возникающие в ходе культурно-исторического развития общества и человека в нём. Историческое наследие, в отличие от биологического, стало возможным благодаря развитию способов со-общения, средств коммуникации и передачи опыта из поколения в поколение.

Присвоение индивидом культурно-исторического опыта и развитие в этом процессе высших психических функций осуществляется, как пишет Л.С.Выготский, «через другого человека». Подражая другому, идентифицируя себя с ним, индивид овладевает собственной субъективностью и преобразует её в социально и личностно приемлемые формы. Направленность на осознание себя в мире и мира в себе становится неотъемлемым атрибутом человеческого способа существования. Эта способность, как пишет В.И. Слободчиков, определяет границу между натурально-природным и общественно-историческим способом бытия и освоения реальности.

6 стр., 2954 слов

Социальная психология Б.3 проф — ГМУ

... часов по учебному плану. Таблица №5 Распределение часов по учебному плану Социальная психология Б.3 проф - ГМУ ЗЕТ/ общее кол-во часов семестр Количество часов контрольная работа ... соблюдению правил этического поведения (ОК-2)»; 2) овладения «знаниями развития природы, общества, мышления и умением применять эти знания в профессиональной деятельности; умением анализировать и оценивать ...

Роль мышления в жизни человека и общества определяется его местом в системе психических функций. На ранних этапах этого процесса центральное место в системе психических функций занимает восприятие, позже этот статус приобретает память, ещё позже – мышление. Каждый их этих процессов оказывает обратное влияние на генетически исходные структуры таким образом, что вся система психических функций перестраивается в направлении

роста опосредованности, осознанности и произвольности. Мышление, проявляющееся на ранних этапах развития в форме практических преобразований непосредственно-воспринимаемой действительности, становится способом реорганизации умственных репрезентаций, пространственно-временные параметры которых определяются, с одной стороны, формами и масштабами внешних взаимодействий и коммуникаций, с другой, — глубиной их осознанности и рефлектирования опыта.

Цель курса – формирование системы знаний о природе, структуре, функциях, видах, закономерностях развития и типологических особенностях мышления человека.

Задачи курса

  1. Определение специфики мышления и его места в системе психических

функций.

  1. Ознакомление с методом и методическими приёмами исследования мышления.
  2. Приобщение к опыту теоретических исследований по предмету.
  3. Просвещение в области проблематики экспериментальных исследований мышления и его свойств.
  4. Освоение опыта эмпирических исследований мышления.
  5. Формирование знаний о структурно-функциональных особенностях и

видовых различиях мышления.

  1. Анализ механизмов и закономерностей развития мышления.
  1. Определение роли речи в развитии и функционировании мышления.
  2. Осмысление проблемы отношений между мышлением и речью.
  3. Обсуждение методов и результатов психолингвистических, психофизиологических и психологических исследований проблемы мышления и речи.
  4. Формирование системы теоретических, эмпирических и практических знаний по предмету «Мышление и речь».

Место учебного курсав образовательной программе специальности

Успешное освоение курса «Мышление и речь» предполагает знание единиц анализа, структуры, видов и факторов развития феноменов ощущения, восприятия, памяти, внимания, а так же эмоциональных состояний человека как индивида и личности, субъекта деятельности и общения. Исходя из этого, курс «Мышление и речь» должен быть последним в ряду учебных дисциплин по общей психологии, эволюционному введению в психологию, антропологии и физиологии ВНД, и прорабатываться наряду с такими предметами, как «Социальная психология», «Психология личности», «Психология развития человека», «История психологии», «Логика».

Интеграция знаний по этим предметам способствует осмысленному освоению прикладных дисциплин и осознанному применению приобретённого опыта в профессиональной деятельности.

Учебно-тематический план дисциплины

Название модулей, разделов и тем

Л

П

С

Всего

Модуль 1. ПРЕДМЕТ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

1

Понятие о мышлении.

2

2

4

Модуль 2. Теории мышления

2

Ассоциативная психоогия.

2

2

4

3

Вюрцбургская школа.

2

2

4

4

Функциональная психология и бихевиоризм.

2

2

4

5

Гештальтпсихология.

2

2

2

6

6

Культурно-исторический подход к исследованию мышления.

4

2

6

12

7

Конструктивистская психология.

4

2

8

14

8

Деятельностный подход к исследованию мышления

2

2

4

8

9

Теория и метод поэтапного формирования умственных действий и понятий.

4

2

4

10

10

Информационная парадигма и когнитивная психология.

4

4

4

12

Модуль 3. Структура мышления.

11.

Ступени мышления (Г.Уоллес).

Система ЭУС (Я.А. Пономарёв).

Четырёхуровневая модель мышления

(И.Н.Семёнов).

Функциональное значение предметных действий операций и рефлексии. Интеллектуальная и личностная рефлексия. Объективные критерии смены уровня и рефлексивного выхода. Рефлексия как направленность на осознание собственных действий (Н.Г.Алексеев).

Этапы развития рефлексивных способностей. Мышление как диалог. Семь «Я» теоретика (В.С.Библер).

2

4

6

Модуль 4. Виды мышления

12.

Практическое и теоретическое мышление (Аристотель).

Исследование практического мышления в психологии (Б.М.Теплов, В.В.Давыдов).

Критерии практического мышления. Эмпирическое мышление. Сравнительная характеристика теоретического и эмпирического мышления. Методические приёмы исследования теоретического мышления (А.З.Зак).

Интуитивное и аналитическое мышление. Критическое и творческое мышление. Конвергентное и дивергентное мышление. Свойства дивергентного мышления и методические приёмы их исследовния

(П.Торренс, Д.Гилфорд).

Диагностика уровня развития интеллектуальных способностей и креативности. Внешние и внутренние условия креативности (К.Роджерс).

2

2

4

8

Модуль 5. Развитие мышления.

13

Генетическая классификация видов мышления. Этапы развития мышления. Методы и результаты исследования наглядно-действенного мышления

(П.Я.Гальперин, С.Новосёлова, Ж.Пиаже).

Методические приёмы и результаты исследований наглядно-образного мышления (Н.Н. Поддьяков, Л.С.Выготский, Ж.Пиаже).

Словесно-логическое мышление, его особенности и методические приёмы исследования (Джон Дьюи, Л.С.Выготский, П.Я.Гальперин, Ж.Пиаже).

Эмпирическая и логико-математическая абстракция. Математика как модель креативности. Условия, факторы и движущие силы развития мышления.

4

2

4

10

ИТОГО

36

18

48

102

Учебные модули

Модуль 1. Предмет и методы исследования

Комплексная цель модуля – определение мышления в его связях и отношениях с другими психическими процессами; выявление специфики мышления и, соответственно, методических приёмов его исследования, по сравнению с чувственными формами познания и использования знаний.

Тема 1. Понятие мышления.

Специфические особенности мышления по сравнению с другими психическими процессами. Характеристика ситуации, в которой возникает мышление. Место мышления в системе высших психических функций. Роль мышления в развитии ВПФ. Субъект, объект, продукт и средства мышления. Дифференциация наук, изучающих мышление. Методы и методические приёмы исследования мышления.

Тот факт, что познание человеком мира не сводится к чувственному опыту, известен с античных времён и был зафиксирован в понятии «Нус» (Ум), означающем способность усматривать то. Что скрыто от непосредственно-воспринимаемого. Эта способность приписывалась мудрецам и философам, как любителям мудрости, разрабатывающим учение о мире и человеке в нём.

Мышление, также как восприятие, память и воображение, относится к категории познавательных процессов, но в отличие от них, не имеет специализированного органа и, в соответствии с этим, модальных ограничений. Имея в качестве своего источника ощущения, оно не связано с анатомо-физиологическими возможностями рецептивной системы и, в функциональном плане, как «инструмент» познания, не имеет конечных пределов.

Благодаря мышлению человек становится способным осуществлять выход за пределы явлений, постигая непостижимое для чувственных форм познания – того, что скрыто от непосредственно – воспринимаемого и наблюдаемого. Мышление выявляет суть явлений, сущность воспринимаемых объектов, раскрывает для человека их новые значения и смыслы.

Восприятие рассматривается в отечественно психологии как процесс построения «Образа мира». Мышление – процесс построения ментальной модели мира. Внутренний мир человека, в отличие от внешнего (вернее от того, что нам известно о нём), — многомерен. В него встроены и концептуальные модели познаваемых объектов, и образы реальных событий, и фантазии, соотнесённые с прошлым, настоящим и будущим. Мышление раздвигает границы познания, открывая человеку необозримые просторы творческого преобразования внутреннего и внешнего мира.

Проектное задание для достижения комплексной цели

  1. Нарисовать на листе бумаги самый большой и самый маленький прямоугольник.
  2. Дано: муха больше лошади;

слон меньше лошади.

Вывод: муха ………. слона.

  1. Возьмите шесть спичек и постройте из них четыре треугольника.

4. После выполнения заданий, ответьте на следующие вопросы:

а) какого рода препятствия возможны при выполнении первого

задания?

б) что мешает непосредственному усмотрению отношений между

двумя объектами во втором задании?

в) какого рода барьеры могут возникнуть в процессе выполнения

третьего задания?

5.Используя метод ретроспекции, проанализируйте процесс поиска Вами

правильного (1) способа действия, (2) вывода, (3) метода решения задачи

и определите возможности восприятия и мышления или хотя бы задумайтесь

над этим вопросом.

Тесты рубежного контроля

1. Мышление отражает ре6альность иначе, чем ….. формы познания.

а) психические, б) эмпирические, в) ментальные, г) чувственные.

2. Мышление возникает в ….. ситуации.

а) кризисной, б) критической, в) проблемной, г) социальной.

3. Операции мышления: анализ и ….. , обобщение и ….. , сравнение и …..

а) сличение, б) вывод, в) синтез, г) конкретизация, д) абстракция,

е) идентификация.

4. Обратное воздействие мышление на восприятие заключается в том,

восприятие становится ….. .

а) целостным, б) осмысленным, в) произвольным, г) целенаправленным.

5. Для дошкольника «подумать» означает ….. , а для школьника …..

означает подумать.

а) вспомнить, б) увидеть, в) представить, г) сделать.

Перечень рекомендуемой литературы

  1. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т.2. Проблемы общей психологии / Под ред. В.В. Давыдова.- М.: Педагогика, 1982. Лекции: 1 – 3.
  2. Джемс У. Мышление // Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления. – М.: мгу, 1981.
  3. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения: В 2-х т. Т.2. – М.: Педагогика, 1983. Стр. 79 – 92; 251 – 261.
  4. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2-х т. Т.1. – М.: Педагогика, 1989. Часть третья.
  5. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология человека. Учебное пособие для вузов. – М.: Школа- Пресс, 1995. Глава 8.4.
  6. Тихомиров О.К. Психология мышления. Учебное пособие.- М.: МГУ,1984.Главы: 1 – 2.
  7. Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.В. Петухова. – М.: МГУ, 1981.

Модуль 2 Теории мышления

Комплексная цель модуля – рефлексия процесса становления системы научных знаний о мышлении; осмысление связей и отношений между единицами анализа мышления и методическими приёмами их исследования, между теориями и методами.

Тема 2. Ассоциативная психология

Единицы анализа мышления. Методы исследования Виды ассоциаций. Исследования В.Вундта и Э.Титченера. Основне понятия, законы и значение

структурной психологии.

Тема 3. Вюрцбургская школа.

Предмет, методы и результаты исследования. Отношение мышления к чувственным формам познания. Понятие «чистой мысли». Факторы, определяющие избирательность и направленность мышления (А.Ах, О.Зельц).

Суть полемики между В.Вундтом и О.Кюльпе,её значение для психологии.

Тема 4. Функциональная психология и бихевиоризм.

Мышление как ориентировочная деятельность (У.Джеймс).

Мышление как предмет психологии и логики (Д. Дьюи).

Мышление как форма поведения. Виды поведения. и мышления. Закономерности развития мышления. Способы формирования навыков (Д.Уотсон, Б.Скиннер).Понятие о промежуточных переменных. Исследования Э.Толмена. Когнитивные карты поведения. Модель мышления как процесса с обратной связью (Д.Миллер, Ю.Галантер, К.Прибрам).

Теоретическое и практическое значение бихевиористической парагдигмы.

Тема 5. Гештальтпсихология.

Внешние и внутрение условия мышления. Фазы мышления. Понятие «инсайт». Законы мышления. Способы решения проблем и экспериментальных заданий. Понятие «прегнантности». Понимание как центральная проблема психологии мышления. Факторы понимания (М.Вертгеймер).

Метод и результаты исследований К.Дункера.

Тема 6. Культурно-исторический подход к исследованию мышления.

Генетические корни и пути развития мышления и речи. Виды и функции речи. Исследования эгоцентрической речи и мышления: структура, функции и генез.Слово как единица анализа сознания. Метод каузально-генетического анализа. Структура слова как знака. Виды знаков. Виды значений. Методы исследования семантики сознания. Спобоьы репрезентации жизненного опыта.Исследование житейских и научных понятий. Зона ближайшего развития (Л.С.Выготский).

Исследование проблемы обучения и развития.

Тема 7. Конструктивистская психология.

Тесты Ж.Пиаже.Операциональная теория мышления Понятие «схемы» действия. Условия формирования, свойства и генез интеллектуальных структур. Стадии развития понятий. Виды и генез умствен-

ных образов и рефлексивных способностей. Понятие «операций», виды и развитие операций. «Логика целостностей» как инструмент анализа когнитивных структур. Теоретическое и практическое значение исследований швецарской школы генетической психологии.

Тема 8. Деятельностный подход к исследованию мышления.

Структура деятельности. Виды деятельностей. Действие как основная единица анализа мышления. Структура действия. Виды действий. Развитие действий. Динамика отношений между действием, деятельностью и операцией. Рефлекс как элементарное действие. «Хронотоп» и его свойства

(Н.Бернштейн, В.П.Зинченко).

Интериоризация действий.

Тема 9. Теория и метод поэтапного формирования умственных действий и понятий.

Параметры действий. Типы ориентировочной основы действий. Планирование формирующего эксперимента. Организация исполнительных и контрольных действий. Виды контроля. Этапы формирования. Проработка речевого действия. Принципы, стратегии и тактика формирования.

Тема 10. Информационная парадигма и когнитивная психология.

Мышление как процесс переработки информации. Математическое и компьютерное моделирование мышления. Определение количества информации, содержащейся в сообщении. Мышление как процесс снижения исходной неопределённости задачи. Вход и выход из процесса. Мышление как процесс выработки и проверки гипотез. Стратегия переработки информации. Виды стратегий. Условия формирования понятий (Д.Брунер).

Категориальные структуры и коммуникативные процессы. Семантические сети и пространства. Понятия базового уровня. Глобальные когнитивные модели.Восприятие и порождение речи (Н.Хомский, А.А.Леонтьев).

Концепция двойного кодирования. Мышление для речи и речь для мышления. Модели умозаключений. Виды знаний. Значение и смысл. Метапознание и творческое воображение.

Проектное задание

1.Культурно-исторический подход к исследованию высших психических функций

2.Категориальный принцип организации семантического пространства

3.Мышление как познавательная деятельность.

4. Мышление как диалогический процесс.

5. Язык и сознание.

Тесты рубежного контроля знаний

  1. Метод, разработанный К.Бюлером для исследования мышления

а) аналитической интроспекции, б) толкования фраз и пословиц,

в) трансактного анализа, г) решения задач.

2. Стратегия экспериментального исследования, разработанная Л.С.Выготским

а) продольных срезов, б) экспериментально-генетическая,

в) поперечных срезов, в) поэтапного формирования знаний.

3. Автор функциональной трактовки мышления

а) Э.Клапаред, б) Л.С.Выготский, в) П.Жане, г) У. Джемс.

4. Основной элемент анализа мышления в классическом бихевиоризме

а) операция, б) действие, в) связь идей, г) стимул- реакция.

5. Основное свойство операций мышления в теории Ж.Пиаже

а) гибкость, б) интенциональность, в) подвижность, г) обратимость.

6, Единица анализа мышления в теории деятельности

а) предметное действие, б) умственное действие, в) схема действия,

г) взаимодействие.

7. В теории Д. Уотсона мышление представлено как …..

а) умственное действие, б) беззвучная речь, в) поведение,

г) операциональный процесс.

8. Единицей анализа знания в когнитивной психологии является

а) слово, б) действие в) навык, г) пропозиция.

9. В теории Н.Хомского центральная роль в процессе порождения и понимания

речи отводится

а) восприятию, б) мышлению, в) представлению, г) правилу.

10. В концепции Ж. Пиаже интеллект рассматривается в двух аспектах:

операторном и …..

а) логическом, б) ценностном в) имагинативном, г) фигуративном.

Перечень рекомендуемой литературы

1. Андерсон Дж. Когнитивная психология. – СПб.: Питер,2002

2. Веккер Л.М. Психические процессы. – М.: изд-во ЛГУ, 1976. Том 2-ой

3. Величковский Б.М. Когнитивная наука: Основы психологии познания: В 2-х т.

Т.2. – М.: Смысл: Изд. Центр «Академия», 2006.

4. Вертгеймер М. Продуктивное мышление / общ. ред. С.Ф. Горбова,

В.П.Зинченко. – М.: Прогресс, 1987.

5. Выготский Л.С. Вопросы теории и истории психологии. – М.: Педагогика.

Собр.соч. Т. I.

  1. Гальперин П.Я. Психология как объективная наука. / Под ред. А.И.

Подольского. – М. – Воронеж, 2003.

  1. Джемс У. Психология. – М.: Педагогика, 1991.
  2. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения: В 2-х т. Т. 2.- -М.: Педагогика,1983.
  3. Лихи Т. История современной психологии.- СПб.: Питер, 2003.
  4. Пиаже Ж. Психология интеллекта. // Избранные психологические труды. М.: Просвещение, 1969.
  5. Основы общей психологии: В 2-х т. Т. 2.- -М.: Педагогика, 1989.
  6. Скиннер Б. Оперантное поведение // История зарубежной психологии. Тексты. – М.: Мгу, 1986.Соколов А.Н. Внутренняя речь и мышление. М.: Просвещение,1967.
  7. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология мышления.- М.: Школа-Пресс,

1995.

  1. Тихомиров О.К. Психология мышления – М.: МГУ, 1984. Глава 10.
  2. Холодная М.А. Психология интеллекта: паралоксы исследования.- Томск: — М.: Барс, 1997.
  3. Хрестоматия по общей психологии, Психология мышления. – М.: МГУ, 1981.

Модуль 3. Структура поцеса мышления

Комплексная цель модуля – определение специфических особенностей процессуальных аспектов мышления.

Краткое проблемное изложение материала

Все высшие психические функции исследуются в двух аспектах – как процесс и как результат этого процесса. В психофизиологии процессуальные аспекты мышления исследуются с помощью аппаратурных технологий. В психологических исследованиях с этой целью используется метод тестов.

По результатам исследований разработано множество структурных моделей процесса решения задач, среди которых можно выделить линейные, уровневые, диалогические и системные. Последние строятся по аналогии с программным обеспечением компьютеров. Описание процесса осуществляется в терминах операций, стратегий, «системы продукции», «процедурного знания». Выделены идеальные, целостные, парциальные стратегии, последовательного и одновременного сканирования.

Одна из проблем в исследованиях такого рода – выявление специфических особенностей мышления по сравнению с процессами восприятия, припоминания или воображения. В этом плане наиболее перспективным является исследование уровней осознанности субъектом мышления процедурных знаний.

Проектное задание

1. Стратегия и тактика переработки информации.

2. Этапы, уровни и ступени мышления.

3. Процессуально-деятельностный подход к исследованию мышления.

4. Когнитивные стили.

5. Стратегии гениев.

Перечень рекомендуемой литературы

  1. Андерсон Д. Когнитивная психология. – СПБ.: Питер, 2002.
  2. Величковский Б.М. Когнитивная наука: Основы психологии познания: В 2-х т. Т. 2. – М.: Смысл: Академия, 2006.
  3. Дилтс Р. Стратегии гениев: В 3-х т. Т. 1, 2, 3. — М.: Класс, 1998.
  4. Когнитивная психология / Под ред. В.Н. Дружинина, Д.В. Ушакова.- М.: ПЭРСЭ, 2002.
  5. Солсо Р.Л. Когнитивная психология. – М.: Тривола, 1996.

Модуль 4. Виды мышления

Комплексная цель модуля – определение видовых различий и методических приёмов дифференциации видов мышления.

Краткое изложение программного материала

Мышление – это фундаментальная и исключительно значимая для каждого человека способность. Фундаментальной она является потому, что именно в мышлении человек проявляется как родовое существо. Отражение этого факта в сознании каждого человека обусловливает социальную и личностную значимость мышления. Не случайно в народе бытует поговорка, что «все жалуются на свою память, но никто не жалуется на свой ум».

Факт, что люди мыслят по-разному, очевиден и известен в древних времён. В философии Аристотеля этот факт зафиксирован терминологически в понятиях «практического» и «теоретического» разума. Практический рассматривался как неотъемлемое свойство телесной организации человека, а теоретический – не телу обязанный своим происхождением. Точка зрения Аристотеля давала повод для разделения человеческих способностей на две категории: низшие и высшие. В таком виде учение о способностях просуществовало около двух с половиной тысячелетий.

В 20 веке ситуация в психологии изменилась. В исследованиях практической деятельности полководцев Б.М.Теплов ввёл объективный критерий практического ума и продемонстрировал, каким высоким психологическим требованиям должен соответствовать человек на этом посту, возвысив тем самым одноимённый вид мышления. Вслед за тем В.В. Давыдов ввёл психологический критерий теоретического мышления, который до сих пор не утратил своей актуальности.

Представители гештальтпсихологии исследовали условия творческого мышления и сформулировали факторы, препятствующие и способствующие этому процессу, а известный специалист в этой области Эдвард де Боно вел в научный обиход понятие «латеральное мышление», занесённое в Оксфордский словарь современного английского языка. Такова история учения о видах мышления, которая пока ещё не имеет конца.

Проектное задание

  1. Визуальное мышление.
  2. Аутистическое мышлении
  3. Пра-логическое мышление.
  4. Эгоцентрическое мышление.

5. Житейское и научное мышление.

Тесты рубежного контроля знаний

  1. Характерные особенности житейских понятий, по Л.С. Выготскому

а) спонтанны, синкретичны, трансдуктивны;

б) неосознанны, непроизвольны, индуктивны;

в) интуитивны, алогичны, бессвязны

г) ассоциативны, конкретны, натуралистичны.

  1. Виды мышления, различающиеся по целям, средствам и способу решения задач

а) практическое и словесно-логическое,

б) дивергентное и конвергентное,

в) рассудочное и разумное,

г) эмпирическое и теоретическое.

3. Виды мышления, различающиеся по типу решаемых задач

а) логическое и пралогическое,

б) эгоцентрическое и социоцентрическое,

в) теоретическое и практическое,

г) абстрактное и конкретное.

4. Функционально различные виды мышления

а) наглядно-образное и словесно-логическое,

б) вербальное и невербальное,

в) интуитивное и рациональное,

г) критическое и творческое.

5. Эгоцентрическому мышлению не свойственна … .

а) осознанность, б) синкретичность, в) трансдуктивность, г) партиципация.

Перечень рекомендуемой литературы

  1. Вертгеймер М. Продуктивное мышление. – М.: Прогресс, 1987.
  2. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т. 2. Глава 6.
  3. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения.- М.: Педагогика, 1986. Глава 4.
  4. Де Боно Э. Латеральное мышление – СПб.: Питер Паблишинг, 1997.
  5. Леви-Брюль Первобытное мышление // Хрестоматия по истории психологии. – М.: МГУ, 1980.
  6. Пиаже Ж. Психология интеллекта // Избранные психологические труды. – Мю: Просвещение, 1969.
  7. Слободчико В.И., Исаев Е.И. Психология селовека. – М.: Школа-Пресс, 1995. Глава 8.
  8. Теплов Б.М. Ум полководца //Избранные труды: В 2-х т. Т.1.
  9. Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления // Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.В. Петухова.- Мю: МГУ, 1981.

Модуль 5. Развитие мышления

Комплексная цель модуля — выявление генетических корней и качественных новообразований в мышлении, определение условий и факторов его развития.

Краткое проблемное изложение программного материала

Исследование процесса развития предполагает описание ситуации, в которой возникают первые признаки мышления, определение критериев периодизации и стадиальности этого процесса, детерминант, факторов и движущих сил развития.

Следует отметить, что решение вопроса о природе и детерминантах развития зависит от мировоззренческой позиции, определяющей принадлежность исследователей этого процесса к той или иной школе, теоретическому направлению.

Учение о качественных преобразованиях мышления в ходе его развития строится на основе эмпирических фактов, с которыми трудно спорить. Это даёт возможность создавать универсальные модели периодизации развития мышления. В результате мы имеем, с одной стороны, несколько, принципиально различающихся между собой теорий (созревания, конвергенции, эволюции, культурно-исторической), с другой, — каждая из них содержит по меньшей мере три типичных периода: наглядно-действенного, наглядно-образного и словесно-логического мышления. Характерной особенностью всех теорий является эмпирически установленный факт диверсификации путей развития мышления, начиная с подросткового возраста.

Проектное задание

  1. Исследование феномена эгоцентризма в психологии.
  2. Генезис интеллекта.
  3. Структура, функции и генез сознания.
  4. Проблема рефлексии в научных исследованиях
  5. Проблема обучения и развития.

Тесты рубежного контроля знаний

  1. Понятие «зона ближайшего развития» было введено в психологию

а) Гальпериным П.Я., б) Выготским Л.С., в) Штерном В., г) Пиаже Ж.

2. В концепции Ж.Пиаже выделяется четыре стадии развития интеллекта:

сенсомоторная, репрезентативная, формальных операции и … .

а) умственных операций, б) логических операций,

в) осознанных операций, г) конкретных операций.

3. Вид анализа, предпринятый автором культурно-исторической теории

в исследовании отношений мысли к слову

а) структурно- динамический, б) экспериментально-генетический,

в) культурно-исторический, г) каузально-генетический.

4. Согласно Выготскому Л.С., динамика развития житейских и научных

понятий соответствует динамике развития

а) воображения и мышления, б) внешних и внутренних действий,

в) устной и письменной речи, г) действий и деятельности.

5. Когнитивная структура, имеющая форму логической структуры «Решётка»

обеспечивает возможность

а) теоретической деятельности, б) практической деятельности,

в) гипотетико-дедуктивного мышления, г) теоретического мышления

Перечень рекомендуемой литературы

1. Андерсон Д. Когнитивная психология.- СПб.: Питер, 2002. Глава 13.

2. Выготский Л.С. Мышление и речь //Собрание сочинений: В 6-ти т. Т. 2. –

М.: Педагогика. 1982.

3. Выготский Л.С. собрание сочинений: В 6-ти т. Т. Детская психология.- М.:

Педагогика, 1984.

4. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. – М.: Педагогика, 1986.

5. Когнитивная психология. – М.: ПЭР СЭ, 2002. Главы: 12 – 15.

6. Пиаже Ж. психология интеллекта // Избранные психологические труды. – М.:

Просвещение, 1969.

7. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология человека. – М.: Школа-Пресс,1995.

Гл. 8.

8. Солсо Р.Л. Когнитивная психология. – М.: Тривола, 1996. Гл.12.

9. Тихомиров О.К. Психология мышления. – М.: МГУ, 1984. Глава 9.

10. Флейвелл Д. генетическая психология Жана Пиаже. – М.: Просвещение, 1967.

11 Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления. – М.: МГУ,1981.

Раздел 2

Темы практических занятий

Тема 1 Проблема соотношения мышления и речи

  1. Лингвистические исследования
  2. Психофизиологические исследования
  3. Психологические исследования
  4. Язык человека и животных
  1. Литература

1. Соколов А.М. // Хрестоматия по общей психологии.

Психология мышления (с.215-220).

2. Слобин Д. Там же (с.221-227)

3 Выготский Л.С. Собр. Соч. Т.2 гл.4.

4 Лурия А.Р. Язык и сознание (лекция 1.)

Тема 2. Мысль и слово

1. Происхождение слова

2. Структура слова как знака

3. Значение и смысл. Виды значений

4. Функции слова

  1. Литература 1. Лурия А.Р. Язык и сознание.- МГУ Лекция №2 и №3.

2. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики.- МГУ, 1981, стр.289-292; 297-306.

3. Ительсон Л.Б. Лекции по общей психологии.- М., Минск: Аст-Харвест, 2000

Лекция 20, с.596-651.

  1. Выготский Л.С. Собр. соч.Т.2. Глава 1, гл.7, стр.346-348 (Смысл, по Ф.Полану).

Тема 3. Исследование семантических полей

1. Методы исследования семантических полей

2. Базисные элементы семантических полей (актуальные координаты объекта)

3. Структура семантических полей

4. Динамика семантических полей

Литература (основная)

1. Лурия А.Р. Язык и сознание. МГУ Лекция №5

2. Петренко В.Ф. Психосемантика сознания. МГУ.1988.Глава 2.

3. Артемьева Е.Ю. Психология субъективной семантики.МГУ, 1980. Глава 1,2,3

4 .Шмелев А.Г. Основы психодиагностики. М.- Ростов, 1996. Стр. 157-16

Дополнительная литература

5. Слобин Д., Грин Дж. Психодиагностика. М., 1976. Стр. 139-148.

6 .Коул М., Скрибнер С. Культура и мышление. М., 1977. Стр. 72-76

7. Холодная М.А. Психология интеллекта. М.-Томск, 1997.Стр. 183-188

8 .Величковский Б.М. Современная когнитивная психология. МГУ, 1982.

Стр. 185-206.

Тема 4. Виды понятий

1.Исследование житейских и научных понятий

1) Гипотеза и методика исследования

2) Результаты исследования

а) Определение житейских и научных понятий

б) Динамика отношений в развитии житейских и

научных понятий.

3) Определение зоны ближайшего развития.

4) Значение исследований Л.С. Выготского.

2.Эмпирические и теоретические понятия (сравнительный анализ).

Литература

1.Выготский Л.С. Собр. соч. Т.2, гл. 6.

2.Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. М., Педагогика, 1986, гл.2,

п. 3, 4, 8.

Дополнительная литература

3.Выготский Л.С. Собр. соч. Т.2, гл.7.

4.Давыдов В.В. Виды обобщения в обучении. М., Педагогика, 1972, гл.7, п.3,4,5.

Тема 5. Теория поэтапного формирования умственных действий и понятий

1.Учение о действии (структура, параметры, типы ориентировочной основы действия).

2. Метод Гальперина П.Я.

а) Стратегии формирования действий с заранее заданными свойствами

б) Этапы формирования

3. Возможности применения метода Гальперина П.Я.

Литература

1 .Гальперина П.Я. Введение в психологию. Ростов-Дон, Феникс, 1999, Стр.235-252,

264-308.

2.Талызина Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. МГУ, 1975, г.2 (стр.54-144),

гл.3, п.3 (стр.153-158), гл.4, п.2 (стр.206-221)

3.Талызина Н.Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников.

М., Просвещение, 1998, главы 3, 4, 5.

Тема 6. Логика и творчество

1. Понятие интеллекта в концепции Ж. Пиаже, генез элементарных логических

структур

2. Роль интеллектуальных структур в развитии мышления, понятия, рефлексии

3. Исследование логического мышления у взрослых

4. Характеристика творческого мышления

5. Методы исследования творческого мышления

6. Условие творчества

7. Формы организации коллективного творчества

Литература

  1. Ж.Пиаже. Психология интеллекта. В кн.: Избранные психологические труды. М., Просвещение , 1969 (стр.96-108; 155-221).
  2. Подгорецкая Н.А. Изучение приемов логического мышления у взрослых. МГУ, 1980, гл.3 (45-125); гл.4 (126-139).
  3. Пономарёв Я.А. Психология творчества. Педагогика. М., 1976. (стр100-116; 148-154; 267-274).
  4. Пономарёв Я.А. Психология творчества. Педагогика. М., 1976 (стр.134-144; 212-221).
  5. Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления. МГУ.,1981., Гл.2 ,4 (стр. 35-47; 149-152; 258-303).
  6. Исследование проблем психологии творчества. М., Наука, 1983 или Психология творчества. М., Наука, 1990 (статьи: Пономарева; Семенова и Степанова; Гаджиева и Пономарева).

Дополнительная литература

1.Грановская Р.М. Элементы практической психологии. ЛГУ, 1988, 9стр.479-486).

2. Гримак Л.П. Резервы человеческой психики. М., ИПЛ, 1987 (стр 191-193)

3. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология человека М., Школа-Пресс, 1995 4. Хрестоматия по общей психология. Психология мышления.- М.: МГУ, 1981

(Глава 6, стр.351-368).

Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов

Для успешного освоения эмпирического материала по психологии мышления следует обратить внимание на методы и процедуру экспериментальных исследований, которые в значительной степени предопределяют результат.

Важное значение имеет понимание того, как гипотеза исследования связана с теоретической позицией автора. Для усвоения теоретических оснований экспериментальных исследований рекомендуется метод сравнительного анализа концепций с целью выявления общего и особенного в каждой из них. Полезно знать, какие концепции являются альтернативными (и в какой степени), а какие — производными, дополняющими или развивающими существующую парадигму. Уровень знаний определяется умением конкретизировать общие понятия курса и обобщать эмпирические факты.

Процедура практических занятий предполагает: краткие и лаконичные сообщения по вопросам, которые предусмотрены в тематических планах, дополнительные вопросы, возникающие по ходу сообщений, обсуждение эмпирических и теоретических материалов и заключение по обсуждаемой теме. Основные контрольные вопросы: как формулируется проблема, гипотеза, цель, задачи исследования? Какие факты были получены в результате исследования? Какие были сделаны выводы? В рамках какой парадигмы проводилось исследование? Существует ли альтернативная точка зрения в решении исследуемой проблемы?

Основная литература по курсу

  1. Брунер Дж. Психология развития.- Прогресс, 1977
  2. Выготский Л.С. Собр.соч. Т.2- Педагогика, 1982
  3. Давыдов В.В. Виды обобщения в обучении. М., -Педагогика, 1972;
  4. Проблемы развивающего обучения. М., Педагогика, 1986.
  5. Дружинин В.Н. Психология общих способностей.- С.-П. «Питер», 1999
  6. Леонтьев А.А. Основы психолингвистики. – Смысл, 1999.
  7. Исследование проблем психологии творчества. –Наука, 1983;
  8. Психология творчества (общая, дифференциальная, прикладная).- Наука,

1990

  1. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения.- Педагогика, 1983., Том 2-й.
  2. Лурия А.Р. Язык и сознание. МГУ, 1979; Феникс, 1998.
  3. Ж.Пиаже Психология интеллекта. В кн.: Избранные психологические труды. М., Просвещение , 1969.
  4. Петренко В.Ф. Психосемантика сознания. МГУ.1988.
  5. Пономарёв Я.А. Психология творческого мышления. — М., 1960; Психология творчества. -М., 1980.
  6. Подгорецкая Н.А. Изучение приемов логического мышления у взрослых. МГУ, 1980.
  7. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология человека.- М., 1995, т.1.
  8. Соло Р.Л. Когнитивная психология.- Тривола, 1996.
  9. Талызина Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. -МГУ, 1975; Формирование познавательной деятельности младших школьников. М., Просвещение, 1988.
  10. Теплов Б.М. Избранные труды.- М.: Педагогика, 1985.
  11. Тихомиров О.К. Психология мышления. – МГУ, 1989.
  12. Холодная М.А. Психология интеллекта. М.-Томск, 1997.
  13. Хрестоматия по общей психология. Психология мышления.- МГУ, 1981.

Дополнительная литература по курсу

  1. Вертгеймер М. Продуктивное мышление .- Прогресс, 1987.
  2. Величковский Б.М. Современная когнитивная психология .-МГУ, 1982.
  3. Годфруа Ж. Что такое психология? – Мир, 1992, т.1.
  4. Гримак Л.П. Резервы человеческой психики.- Политиздат, 1987 .
  5. Дьюи Д. Психология и педагогика мышления. – М.: Совершенство, 1997.
  6. История зарубежной психологии. Тексты.- МГУ, 1986.
  7. Коул М., Скрибнер С. Культура и мышление «Прогресс», 1974 .
  8. Пиаже Ж. Речь мышление ребенка.- С.-П.,1997.
  9. Пиаже Ж. Суждение и рассуждение. –С.-П., 1997.
  10. Принцип развития в психологии. – Наука, 1978.
  11. Шмелев А.Г. Основы психодиагностики. М.- Ростов, 1996

Вопросы к экзамену

    1. Понятие о мышлении. Специфика мышления по сравнению с другими

    психическими процессами.

    2. Методы исследования мышления.

    3. Дифференциация наук, изучающих мышление.

    4. Мышление как ассоциация идей. Значение ассоциативной психологии.

    5. Основные идеи структурной психологии (В.Вундт).

    6. Основные положения функциональной психологии (У.Джемс, Д. Дьюи).

    7. Исследование мышления в вюрцбургской школе.

    8. Основные положения и понятие о мышление в гештальтпсихологии.

    9. Исследование М.Вертгеймера. Факторы понимания.

    10. Мышление как поведение. Значение бихевиоризма.

    11. Понятие о промежуточных переменных в бихевиоризме.

    12. Значение как единица анализа мышления (Л.С.Выготский).

    13. Исследование Л.С.Выготского- Сахарова.

    14. Исследование житейских и научных понятий.

    15. Проблема мышления и речи. Лингвистические и психофизиологические исследования.

    16. Проблема соотношения внешнего и внутреннего действия, по А.Н. Леонтьеву.

    17. Живое движение как прототип действия (Н.Бернштейн, В.П. Зиченко ).

    18. Метод поэтапного формирования и возможности его применения.

    19. Структура и качественные характеристики действия по Гальперину П.Я.

    20. Этапы формирования действия (П.Я. Гальперин).

    21. Способы формирования и типы ориентировки, по Гальперину П.Я.

    22. Исследование эгоцентрической речи и мышления.

    23. Понятие структуры концепции Ж.Пиаже. Генез интеллектуальных структур.

    24. Происхождение и развитие умственного образа. Виды образов (Ж.Пиаже).

    25. Этапы развития интеллекта, по Ж.Пиаже.

    26. Формирование понятий как процесса переработки информации (Дж.Брунер).

    27. Исследование семантических полей.

    28. Исследование мышления как процесса (модель Д.Уоллеса).

    29. Структурная организация мышления (система ЭУС).

    30. Четырехуровневая модель мышления.

    31. Понятие о воображении. Виды воображения.

    32. Информационно- кибернетический подход к исследованию мышления.

    33. Психолингвистические модели мышления в зарубежной психологии.

    34. Процесс порождения речевого высказывания (А.Р. Лурия, А.А. Леонтьев).

    35. Процесс понимания речи и смысла сообщений.

    1. Глоссарий

    1. Абстракция (лат.) – один из основных процессов умственной деятельности человека, позволяющий вычленять и превращать в самостоятельный объект рассмотрения отдельные свойства, стороны или состояния предмета.

    Адаптация (от лат. adaptatio — приспособление) – приспособление строения и функций организма, его органов и клеток к условиям среды.

    Аккомодация (лат.) – изменение сенсо-моторных и когнитивных структур поведения в связи с необходимостью приспособления к новому объекту или ситуации.

    1. Актуализация (лат.) – воспроизведение знаний, умений, навыков, а также образов, представлений и мыслей; перевод их из потенциального состояния в актуальное.

    Анализ – расчленение мысленное или реальное предмета или явления на составные части; процедура, обратная синтезу.

    Анимизм — верование в одухотворенность живых и неживых объектов природы.

    Антиципация (лат) — предвосхищение, предвидение.

    Антропогенез (греч.) – происхождение и развитие человека.

    Апперцепция – свойство психики, выражающее зависимость восприятия предметов и явлений от предшествующего опыта субъекта и обеспечивающее ясное, отчетливое и осознанное видение воспринимаемого содержания.

    Ассоциация (лат) – закономерная связь двух или несколько ощущений, представлений, мыслей, чувств, движений и т.п., выражающаяся в том, что появление одного из них вызывает появление другого или других.

    Афазия (греч.) – нарушение речи, возникающее при локальных поражениях коры головного мозга

      1. Аутизм – состояние человека, которое характеризуется слабо развитой речью и резким сокращением количества контактов с окружающими.

    Бессознательное — совокупность психических явлений, не осознаваемых субъектом.

    Бихевиоризм — (от англ. behaviour, beheviour — поведение) – наука о поведении, одно из ведущих направлений в американской психологии.

    Вдохновение – своеобразный подъём духовных сил человека, наблюдаемый в процессе творческой деятельности.

    Визуальное мышление – познавательный процесс, который осуществляется посредством манипулирования зрительными образами.

    Внутренняя речь – беззвучная, скрытая вербализация, возникающая в процессе мышления «про себя».

    Воображение – психический процесс создания новых образов или представлений путём переработки продуктов восприятия и памяти, полученных в предшествующем опыте.

    Вюрцбургская школа – группа исследователей во главе с О.Кюльпе, приступивших в начале XX века к изучению мышления посредством лабораторного эксперимента в сочетании с видоизмененным методом интроспекции.

    Гештальт (нем.) – целостная уравновешенная структура, форма, образ или идея.

    Дедукция (лат.) – выведения следствия из посылок, рассуждение в направлении от более общего к менее общему, частному.

    Действие – единица деятельности; произвольная преднамеренная опосредованная активность, направленная на достижение осознаваемой цели.

    Децентрация (лат.) – механизм преодоления эгоцентризма.

    Деятельность – динамическая система взаимодействий субъекта с миром, в ходе которых происходит возникновение и воплощение в объекте психического образа и реализация опосредованных образом отношений субъекта в предметной деятельности.

    Диагностика (греч.) – вид практической деятельности, направленный на определение уровня развития индивидуальных особенностей мышления человека.

    Диалог (с греч.) – обмен высказываниями или суждениями двух или более людей.

    Дискурсивное мышление (лат.) – рассуждение, речевое мышление, опосредованное прошлым опытом.

    Дооперациональное мышление – стадия развития, начало которой связано с появлением символической функции и характерной особенностью которой является центрация на чувственно воспринимаемых свойствах вещей.

    Женевская школа генетической эпистемологии – современное направление в исследовании интеллекта, созданное Ж.Пиаже.

    Житейское понятие – донаучное понятие, образующих при усвоении детьми значений слов вне специального обучения.

    Задача – объект мышления, включающий требования (цель), условия (известное) и искомое (неизвестное), формирующееся в вопросе.

    Знак – предмет (явление), служащий представителем другого предмета, явления или процесса; средство овладения собственным поведением.

    Значение – обобщенная форма отражения субъектом общественно- исторического опыта, приобретённого в процессе совместной деятельности и общения. Носителями значений являются знаковые системы: язык (естественный или искусственный), а также схемы, карты, формулы, чертежи, символы.

    Зона ближайшего развития — понятие, введённое Л.С. Выготским, положенное в основу концепции о соотношении обучения и умственного развития ребёнка.

    Индукция – рассуждение или познание как движение от единичного или менее общего к более общему.

    Импрессивная речь (с лат.) – восприятие и понимание речи.

    Инертность – качество мышления (поведения), выражающееся в затрудненном, замедленном переключении с одного вида деятельности на другой.

    Инсайт (с англ.) – постижение, озарение; внезапное и невыводимое из прошлого опыта понимание (осознание) существенных отношений и структуры в целом, посредством которого достигается осмысленное решение проблемы.

    Интеллект (с лат.) – относительно устойчивая структура познавательных способностей индивида, определяющая формы взаимодействия субъекта с окружающей ( предметной и социальной) средой.

    Интериоризация (с лат.) – перенос общественных представлений в сознание индивида; процесс формирования высших психических функций; процесс формирования внутренней речи и умственных действий.

    Интроспективная психология – направление, в рамках которого считается, что сознание- это совокупность феноменов, познаваемых только посредством интроспекции, т.е. самонаблюдения.

    Интуиция ( с лат.) – эвристический процесс, состоящий в приобретении знаний или решении проблем без осознания условий и способов, результат которого воспринимается субъектом как непосредственная данность сознания, как внезапное усмотрение.

    Когнитивная психология (лат. cognitio — знание, познание) – одно из основных направлений в современной психологии, предметом которого являются познавательные процессы, а также происхождение и развитие знаний.

    Коэффициент интеллекта – показатель уровня развития умственных способностей человека

      Лингвистической относительности гипотеза – гипотеза Э.Сепира и Б.Уорфа об обусловленности восприятия и мышления структурами языка.

      Мысль- единица, «клеточка» мышления.

      Мышление – психический процесс, обеспечивающий познание и творческое преобразование действительности.

      Наглядно- действенное мышление – вид мышления, возникающий в раннем детстве, проявляющийся в непосредственно воспринимаемой ситуации, основным средством которого является действие.

      Наглядно- образное мышление – вид мышления, возникающий в дошкольном детстве, означающий способность решать проблемы (задачи) в непосредственно воспринимаемой или наглядно представленной ситуации, основным средством которого является образ. Возникновение этого вида связано с формированием символической функции.

      Натуральные психические функции – понятие, введённое Л.С.Выготским означающее непроизвольное, непосредственное и неосознанное отражение действительности.

      Необихевиоризм – учение о «промежуточных переменных «, опосредствующих стимул – реактивную связь.

      Обобщение – одна из основных характеристик познавательных процессов, состоящая в выделении и фиксации относительно устойчивых, инвариантных свойств предметов и отношений между ними. Операция мышления, в результате которой выделяются чувственно не воспринимаемые (группа, класс) на основе скрытого от чувственных форм познания признака.

      Образное мышление — один из видов мышления, продуктом и средством которого является образ.

      Операция ( с лат.) – единица деятельности; способ выполнения действия, определяемый условиями наличной (внешней, воображаемой или мыслимой) ситуации (А.Н. Леонтьев); обратимое интериоризированное действие (Ж.Пиаже).

      Оперантное обусловливаемое – способ формирования знаний или навыков, при котором подкрепляется любое движение в желаемом направлении.

      Парадигма ( с греч.) – система научных достижений (теорий, методов), по образцу которых организуется исследовательская деятельность учёных в данной области знаний и в определённый исторический период.

      Понимание – постижение значения или смысла чего-либо.

      Понятие – форма знания, отображающая единичное, особенное и всеобщее, выступающая и как форма отражения объекта и как средство его мысленного воспроизведения.

      Пралогическое мышление – термин, введенный Л.Леви-Брюлем для обозначения раннего этапа развития мышления, на котором существование причинно- следственных связей уже осознанно, но сущность их выступает в мистифицированной форме.

      Прегнантность ( с лат.) – одно из основных понятий гештальтпсихологии, означающее содержательную насыщенность, завершенность и уравновешенность гештальтов.

      Закон прегнантности определяется как стремление к «хорошей форме», характеризующейся простыми, замкнутыми, отчётливо выраженными границами, симметричностью и чёткой внутренней структурой.

      Псевдопонятие — вид дополнительного обобщения; по содержанию – комплекс как совокупность образов, связанных по законам ассоциаций и скреплённых общим эмоциональным знаком.

      Проблемная ситуация ( с греч. и лат.) – соотношение условий и обстоятельств, в которых разворачивается деятельность индивида (группы), содержащее противоречие и не имеющее однозначного решения.

      Рефлексия (от позднелат. reflexio — обращение назад) – процесс познания собственных психических процессов и состояний; направленность на осознание собственных действий и их содержательных оснований.

      Реципрокность – один из принципов организации операциональных структур интеллекта.

      Речь – исторически сложившаяся форма общения людей посредством языка.

      Речь эгоцентрическая – обращенная к самому себе, регулирующая собственные действия или деятельность.

      Семантика – раздел языкознания, изучающий лексические значения слов, выражений, грамматических форм; раздел символической логики, исследующей отношения между формальными выражениями и отраженным в них реальным содержанием.

      Семантика – наука о знаках и уловных системах .

      Сенсуализм – учение о том, что внутренний мир человека слагается из чувственных впечатлений, являющихся единственным источником познания.

      Суждение – общезначимая словесная форма, благодаря которой чувственному опыту придаётся абстрактная всеобщность.

      Сравнение – одна из операций мышления, в результате которой выявляется общее и различное в предметах или отношениях между ними.

      Субъективное семантическое пространство (с лат.) – модель категориальной структуры индивидуального сознания, на основе которой осуществляется классификация объектов, понятий, путём анализа их значений.

      Синкретизм (с греч.) – нерасчлененность психических функций на ранних этапах развития; проявляется в тенденции мышления связывать между собой различные явления без достаточных на это оснований.

      Схема – пространственно-временная организация движений, действий или операций, развивающаяся в процессе взаимодействия с окружающим миром.

      Трансцендентальный – выходящий за границы обычного сознания и достигающий уровня «чистого сознания», свободного от внешней и внутренней реальности.

      Умозаключение – одна из логических форм мышления; способ получения знаний без обращения к чувственным предпосылкам (см. «индукция» и «дедукция»).

      Умственные действия – действия, выполняемые во внутреннем плане сознания, без опоры на внешние средства, в том числе внешнюю речь.

      Фрейм (с анг.)- рамка, остов, скелет; минимальное описание явления, факта или объекта, достаточное для опознания или идентификации; элементарная структура, с помощью которой человек осознает воспринимаемое, понимает речь, повествование.

      Центрация (с лат.) – сосредоточение на объекте, в следствие чего возможна частичная деформация воспринимаемого; характеристика речи и мышления (см. «эгоцентризм»).

      Эвристика – теория и практика организации внешних действий, высказываний и т.д. на основе преобразования внутренних (интериоризированных структур).

      Энтропия – количественная мера неопределённости объекта; одно из основных понятий теории информации.

      Язык – система знаков физической природы, с помощью которой осуществляется общение и мышление; одним из собственных проявлений языка является речь.

      Перечень рекомендуемой литературы:

      Раздел I

      Тема 1.

      1. Тихомиров О.К. Психология мышления. – М.: Изд-во МГУ.
      2. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология человека. – М.: Школа-Пресс, 1995
      3. Годфруа Ж. Что такое психология? – М.: Мир, 1992

      Раздел II Тема 2 –10

      1. Тихомиров О.К. Психология мышления. – М.: МГУ
      2. Веккер Л.М. Психические процессы. – М.: изд-во ЛГУ. Том 1-ый
      3. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. — М.: Педагогика. Том 1-ый
      4. Холодная М.А. Психология интеллекта: парадоксы исследования. – Москва-Томск, 1997

      10.Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения. –М.:

      Педагогика. Том 1-ый

      11.Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления. – М.:МГУ.

      Тема 2.

      12. Вундт В. Введение в психологию. – С.-П.: Питер, 2002

      Тема 4.

      13. Джемс У. Психология. – М.: Педагогика, 1991

      14. Уотсон Д. Психология как наука о поведении. – М.-Л.: Госизд-во,1926

      15. Дьюи Д. Психология и педагогика мышления/ Под ред. Н.Д. Виноградова. – М.: Совершенство, 1997.

      Тема 6.

      17.Выготский Л.С. Проблемы общей психологии /Под ред. В.В. Давыдова М.: Педагогика. Собр. соч. Т.2.

      Тема 7.

      1. Пиаже Ж. Психология интеллекта. В кн.: Избранные психологические труды. М.: Просвещение, 1969 г.
      2. Пиаже Ж., Инельдор Б. Генезис элементарных логических структур. – М.: Изд-во эксмо- Пресс, 2002
      3. Жан Пиаже: теория, эксперименты, дискуссии/ Под ред. Л.Ф. Обуховой и Г.В. Бурменской, 2001

      Тема 9.

      21.Гальперин П.Я Психология как объективная наука. / Под ред. А.И. Подольского. – Москва – Воронеж, 2003

      Тема 10.

      23. Соло Р.Л. . Когнитивная психология.- тривола,1996

      Раздел III

      24. Пономарёв Я.А. Психология творческого мышления. –М.,1990; Психология творчества. – М., 1980

      25. Психология творчества (Общая, дифференциальная, прикладная).- М.: Наука,1990

      Раздел IV

      Тема 12

      1. 26. Новосёлова С.Л. Развитие мышления в раннем возрасте. — М., 1978

      27.Поддъяков Н.Н. Мышление дошкольника . – М.: Педагогика,1977

      28. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. /Общ.ред. В.П. Шестакова.- М.: Прогресс, 1974

      1. Тема13

      29. Теплов Б.М. Избранные труды.- М.: Педагогика, 1985. Том 1-ый

      30. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. – М.: Педагогика, 1986

      Дополнительная литература

      1. Кликс Ф. Пробуждающееся мышление (с.98-111)
      2. Слобин Д., Грин Д. Психолингвистика. «Прогресс», 1976 (с.197-215).
      3. Коул М., Скрибнер С. Культура и мышление «Прогресс», 1974 (с.54-80).

      1. Темы рефератов
      1. Проблема соотношения мышления и речи
      2. Эмпирические исследования мышления в рамках деятельностной парадигмы
      3. Бихевиористический подход к исследованию мышления
      4. Исследования по проблеме развития понятий
      5. Теория поэтапного формирования умственных действий
      6. Операционная концепция интеллекта
      7. Исследование эгоцентрического мышления
      8. Культурно – исторический подход к исследованию мышления
      9. Мышление как процесс переработки информации
      10. Генез рефлексивных способностей
      11. Мышление как процесс решения задач
      12. Исследования творческого мышления