Федеральное агентство по образованию 38

35

ФИЛИАЛ

Федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования

«СЕВЕРО-ЗАПАДНАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ»

В Г. ТВЕРИ

Кафедра психологии и социальной работы

Учебно-методический комплекс по дисциплине

ПСИХОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ

Специальность 080504 «Государственное и муниципальное управление»

Тверь

2009

Копылова, О.А. Психология управления : учебно-методический комплекс для студентов заочной формы обучения, специальность 080504 «Государственное и муниципальное управление» / О.А. Копылова. – Изд. 2-е, испр. – Тверь : ТФ СЗАГС, 2009. – 26 с.

Рассмотрено и утверждено на заседании кафедры от 25 ноября 2009 г., протокол № 3. Одобрено Советом ТФ СЗАГС.

Учебно-методический комплекс подготовила к. псих. н., доцент О.А. Копылова.

Рецензент: доцент И.О. Морозова.

© ТФ СЗАГС, 2009

Аннотация

Учебно-методический комплекс «Психология управления» является методическим материалом для освоения факультативной дисциплины студентами, обучающимися по специальности 080504.65 «Государственное и муниципальное управление». УМК включает следующие единицы: Рабочую программу: учебно-тематический план, образовательную программу дисциплины, список рекомендованной литературы, планы практических занятий, словарь терминов, контрольные вопросы, методические материалы, обеспечивающие качество подготовки студентов.

14 стр., 6790 слов

Требования к уровню освоения содержания дисциплины. Учебно-методический комплекс

... Дрыгина Ю.А. Тайм-менеджмент: Учебно-методический комплекс. – Ростов-на-Дону: ЮРИУ РАНХиГС, 2014. – 27 с.     Учебно-методический комплекс разработан в соответствии с требованиями ... деловых коммуникаций; · основные программные продукты тайм – менеджмента; · современные технологии управления временем; уметь: применять в профессиональной деятельности полученные в ходе изучения дисциплины ...

Федеральное агентство по образованию

ФИЛИАЛ

Федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования

«СЕВЕРО-ЗАПАДНАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ»

В ГОРОДЕ ТВЕРИ

Рабочая программа дисциплины

«Психология управления»

для студентов

специальности

080504.65 «Государственное и муниципальное управление»

Автор Копылова Ольга Александровна к.психол.н., доцент ____________________

Ф.И.О., ученая степень, звание или должность Подпись

Эксперт Морозова Ирина Олеговнак.психол.н.. доцент ____________________

Ф.И.О., ученая степень, звание или должность Подпись

«Одобрено»

На заседании кафедры __________________ дата _______________________ номер протокола

На заседании Совета филиала__________________ дата_________________ номер протокола

«Утверждаю»

Зав. кафедрой

Психологии и социальной работы О.А. Копылова

Тверь , 2009 Пояснительная записка

Самой характерной особенностью управления в настоящее время стала его все возрастающая психологизация менеджмента. Учет «человеческого» фактора позволил, например, Японии за несколько десятилетий достичь удивительных успехов в экономике. В настоящее время активизация человеческого потенциала внутри организации является одним из главных направлений повышения эффективности ее деятельности.

Термин «психология управления» стал использоваться с 20-х годов XX века. На II Всероссийской конференции по организации труда, проходившей в 1924 г. в Москве, психология управления определялась как дисциплина, призванная решить две задачи: «подбор сотрудников к функциям и друг к другу соответственно их индивидуальным особенностям; воздействие на психику работников через стимулирование…».

С учетом современных представлений в качестве объекта психологии управления рассматриваются люди и их отношения в организации, т.е. в условиях, когда участники совместной деятельности связаны не просто взаимной зависимостью и взаимной ответственностью, но и ответственностью перед законом.

6 стр., 2665 слов

Управление конфликтами в организации структурными методами

... Результатом окончания конфликтной ситуации могут быть: )перестройка всей организации (изменение ее целей, структуры и системы управления, методов деятельности); )распад или обновление всего коллектива; )осуществление кадровых ... жизни конфликтные ситуации в основном, не считая стресса и временного состояния психологической неуравновешенности, ничего с собой не несут. Вместе с тем для управляющих ...

Что касается предмета психологии управления, то в наиболее общем виде он представляет собой поведение людей в организации и, прежде всего, психологические аспекты процесса руководства различными видами совместной деятельности и межличностного общения в организациях.

Структура курса включает три основных раздела. В первом рассматриваются психологические аспекты и стадии (подбор, набор, скрининг, собственно отбор, распределение) отбора персонала. Второй раздел посвящен психологии лидерства и руководства, проблемам совершенствования управленческих воздействий, вопросам обусловленности стиля управления темпераментом, характером, способностями и направленностью личности управленца, взаимоотношениям и ролевому поведению членов организованных групп. В третьем разделе обсуждаются социально-психологические закономерности межличностных взаимодействий в условиях организационного конфликта, стратегии поведения членов коллектива в конфликтной ситуации и способы их разрешения.

Цель изучения дисциплины: способствовать усвоению студентами знаний общих законов, закономерностей и психологических аспектов процесса руководства различными видами совместной деятельности и межличностного общения в организациях, развитию управленческих навыков менеджеров в сфере государственного и муниципального управления .

В процессе изучения дисциплины решаются следующие задачи:

— изучение методологических основ управления;

— раскрытие сущности и содержания понятия психологии управления.

— раскрытие психологических основ алгоритма принятия управленческих решений в сложных управленческих ситуациях.

— обучение студентов самостоятельному выбору методов и методик исследования личности работника и коллективов в организации:

— выявление причины и предупреждение возникновения конфликтов;

— раскрытие социально-психологических условий профилактики конфликтов,

— повышение психологической компетентности руководителей.

В результате изучения дисциплины студенты должны:

знать:

— предмет, методы, проблемы психологии управления;

— теорию и практику психологии менеджмента;

— психологические особенности руководства и принятия решений;

— способы оценки и отбора персонала;

— методы анализа и улучшения социально-психологического климата в коллективе;

— приемы разрешения конфликтов;

уметь:

— осуществлять психолого-педагогические мероприятия по созданию позитивного психологического климата,

-определять формы и методы эффективного управления коллективом

— диагностировать психологические особенности личности и межличностных отношений,

— анализировать и разрабатывать программу самоменеджмента

Основные методы работы

— инструктивно-репродуктивный (лекции, семинары);

— проблемное изложение;

— эвристические;

— исследовательские (практикум, УИРс);

— контроль (зачет, экзамен, рейтинг);

— самоконтроль (карты для самопроверки).

Формы работы

— индивидуальные;

— групповые;

— малые группы.

Способы работы

— изучение монографий, учебных пособий;

— выполнение методических рекомендаций;

— работа с психологическими диагностическими методиками;

— анализ, сравнение, обобщение фактов, изложенных в монографиях и периодической печати.

Средства обеспечения освоения дисциплины

Библиотечный фонд филиала, рабочая программа, учебно-методический комплекс.

Материально-техническое обеспечение дисциплины

На занятиях применяются следующие ТСО: компьютерный мультимедийный проектор, видеомагнитофон, магнитофон, видеокамера, интерактивная доска, слайды

.

Формы и виды обучения

Лекции организуются по потокам. Общий объём лекционного курса – 4 часа.

Практические занятия организуются по группам. Общий объём практических занятий – 4 часа.

При заочной форме обучения самостоятельная работа студента является основным видом деятельности, позволяющим хорошо усвоить изучаемый предмет и одним из условий достижения необходимого качества подготовки и профессиональной переподготовки специалистов. Она предполагает самостоятельное изучение студентом рекомендованной учебно-методической литературы, различных справочных материалов, подготовку к лекционным и семинарским занятиям, решение практических задач, решение контрольной работы.

Нормативный объём самостоятельной работы студентов по дисциплине установлен в объеме 76 часов.

Формы контроля

По дисциплине «Психология управления» запланирован зачет (итоговый контроль).

В течение семестра студенты выполняют самостоятельную работу — заполняют рабочую тетрадь (оперативный контроль).

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

дисциплины «Психология управления»

для студентов-заочников, обучающихся по специальности

080504 «Государственное и муниципальное управление»,

срок обучения 6 лет

№ п/п

ТЕМЫ

Всего часов

В том числе

Формы контроля

Аудиторная работа

Сам. работа (час.)

контроля

Лекц.

(час.)

Прак. зан. (час.)

(ч)

1.

Введение в психологию управления

21

1

9

2.

Психология мотивации персонала

11

3.

Психология личности как объекта управления

12

12

4.

Психологические проблемы лидерства и руководства

12

1

11

5.

Социально-психологическая структура отношений в организации

16

1

4

11

6.

Психология организационного конфликта

11

11

7.

Основы психологического отбора в организациях

12

1

11

Итоговый контроль

Зачет

ИТОГО:

84

4

4

76

Программа дисциплины

Тема 1. Введение в психологию управления

Предмет, объект и задачи психологии управления. Связь с другими науками. Управление как социальный феномен. Цель и продукт управленческой деятельности. Характерные черты и ментальность американской, японской, европейской и российской управленческих структур. Психологические закономерности управленческой деятельности: неопределенность отклика, неадекватность отображения человека человеком, неадекватность самооценки, расщепление смысла управленческой информации, самосохранение, компенсация. Основы научного изучения поведения человека. Уровни психолого-управленческой проблематики: деятельность руководителя; деятельность организации как субъекта и объекта управления; взаимодействие руководителя с членами организации.

Понятие управления, специфика психологического подхода к управлению. Психологические компоненты управленческого цикла. Синтетический подход к проблеме управления (А.И. Пригожин).

Формирование организационного поведения (психоанализ-З.Фрейд, А.Адлер, Э.Фромм, бихевиоризм — И.П. Павлов, А.Бандура, В.М.Бехтерев, гуманистическая – А. Маслоу, Э.Мейо, К.Роджерс, М.Роджерс, К.Левин, интеракционизм- Д.Мид, Р. Сирс).

Комплексные подходы к теории управления: системный (Р.Аккоф, Ч.Бардсон, Г. Саймон и др.), ситуационный (П. Лоуренс, Дж. Лорш, Т. Питерс и Р. Уотмен), процессный подход, их составляющие. Школы стратегий Г. Минцберга (школа дизайна, школа планирования, школа позиционирования).

Основные понятия и термины: психология, психология управления, организационная психология, управление, менеджмент, самооценка, методы психологии управления.

Контрольные вопросы

  1. Предмет, объект и задачи психологии управления.
  2. Управление как социальный феномен.
  3. Психологические закономерности управленческой деятельности: неопределенность отклика, неадекватность отображения человека человеком, неадекватность самооценки, расщепление смысла управленческой информации, самосохранение, компенсация.

Тема 2. Психология мотивации персонала

Потребности, мотивация труда и выполнение работы. Диспозиционные теории мотивации (Маслоу, Алдерфера, Герцберга, Мак-Клелланда).

Когнитивные теории мотивации (общих ожиданий, Адамса, Лока).

Модель подкрепления и мотивация труда. Удовлетворенность работой и текучесть кадров. Преданность сотрудников организации и отношение организации к сотрудникам. Способы и методика оценки степени мотивации. Материальное и нематериальное стимулирование. Мотивация и социально-психологическая совместимость. Система социальной регуляции поведения и деятельности: позиция, роль, нормы, ожидания, ценности, установки, прямые и косвенные методы воздействия на личность.

Основные понятия и термины: потребность, мотив, мотивация, удовлетворенность работой, психологическая совместимость, стимулирование, мотивирование, социальная регуляция деятельности.

Контрольные вопросы

  1. Потребности, мотивация труда и выполнение работы.
  2. Диспозиционные теории мотивации (Маслоу, Алдерфера, Герцберга, Мак-Клелланда).
  3. Когнитивные теории мотивации (общих ожиданий, Адамса, Лока).
  4. Способы и методика оценки степени мотивации.
  5. Материальное и нематериальное стимулирование.

Тема 3. Психология личности как объекта управления

Современные теории личности. Человек: от биологического к социальному (индивид, личность, индивидуальность), наследственность и среда. Структура личности: психические процессы, состояния, свойства и образования. Системные качества личности: самосознание, направленность, способности, темперамент, характер. Социализация человека в сфере деятельности, общения и самосознания. Идентификация, подражание, внушение, фасилитация (ингибиция) и конформность как психологические механизмы социализации.

Использование особенностей личности в процессе управления личностью (умение простроить воздействие, эмапатичность личности, неординарность, креативность по Ф. Лютенс).

Воздействие на личностные установки, уровни притязаний. Социальная роль, ее определение.

Требования, предъявляемые к социальной роли (универсальные нормы, социальные, организационные, групповые, личностные).

Психология ответственности. Личность: между нормой и патологией, понятие о нормальной и аномальной личности, акцентуации характера и психопатии. Психологический портрет индивидуальности. Уровень самооценки и карьерный рост. Принцип саморазвития.

Основные понятия и термины: индивид, личность, индивидуальность, самооценка, акцентуация характера, психопатия, ответственность, социализация человека.

Контрольные вопросы

  1. Социализация человека в сфере деятельности, общения и самосознания. Использование особенностей личности в процессе управления личностью.
  2. Психологический портрет индивидуальности.
  3. Уровень самооценки и карьерный рост. Принцип саморазвития.

Тема 4 . Психологические проблемы лидерства и руководства

Ролевые теории в управлении. Лидерство и руководство как социальные феномены. Харизматическая, ситуационная и синтетическая теории лидерства. Общие и специфические функции руководителя: руководитель-лидер и руководитель-организатор. Психология индивидуального стиля управления. Объективные и субъективные факторы, определяющие стиль руководителя. Психологические аспекты авторитарного, демократического и либерального стиля управления. Характер, темперамент, способности, авторитет и опыт руководителя как детерминанты успешного управления. Виды ориентации руководителей (на задачу и на людей).

Основные направления и способы управленческих воздействий: внушение, убеждение, принуждение.

Психология принятия управленческих решений. Основания управленческих решений: основание, опыт и анализ ситуации. Делегирование руководителем своих полномочий. Понятие и виды управленческих решений: интуитивные, решения на основе суждений, рациональное решение).

Принципы диагностики управленческих решений: объективность, валидность, эффективность, объективность.

Этапы принятия рационального решения: диагностика проблемы, формулировка ограничений или пограничных критериев принятия решений, определение альтернатив, оценка альтернатив, выбор. Методы диагностики управленческих решений: мозговой штурм, метод команды, метод генерирования, метод индивидуального решения.

Основные понятия и термины: лидерство, руководство, социальная роль, социальный статус, ролевое ожидание, личность руководителя, стиль управления, убеждение, внушение, принуждение, управленческие решения.

Контрольные вопросы

  1. Лидерство и руководство как социальные феномены.
  2. Харизматическая, ситуационная и синтетическая теории лидерства.. Психология индивидуального стиля управления.
  3. Основные направления и способы управленческих воздействий: внушение, убеждение, принуждение.
  4. Психология принятия управленческих решений.
  5. Методы диагностики управленческих решений: мозговой штурм, метод команды, метод генерирования, метод индивидуального решения.

Тема 5 . Социально-психологическая структура отношений в организации

Общение как социальный феномен. Управленческое общение: перцепция, обмен информацией, взаимодействие. Вербальные и невербальные средства общения. Превосходство, привлекательность и отношение к партнеру – факторы формирования первого впечатления. Роль социальной стереотипизации в механизмах взаимовосприятия. Механизмы объективного понимания партнера: эмпатия, идентификация, аттракция, рефлексия и каузальная атрибуция. Барьеры «авторитет», «избегание» и «понимание» — психологические препятствия общения. Дистанция и позиция в общении. Уверенность как результат отношения к себе и окружающим. Нейро-лингвистическое программирование среди приемов гармонизации личности с окружением. Психологическая сущность организации. Групповая динамика и групповые феномены в организации. Стадии развития коллектива. Формально-неформальные отношения в организации. Психологические феномены групповой жизнедеятельности. Психология малых групп. Лидеры и последователи в малой группе. Распределение деловых ролей в организации. Управление социально-психологическим климатом организации. Психология больших групп и толпы. Социометрия и референтометрия.

Основные понятия и термины: общение, социальная перцепция, коммуникация, психологическое воздействие, психологический микроклимат, групповые феномены, групповая динамика, социометрия, референтометрия.

Контрольные вопросы

  1. Общение как социальный феномен.
  2. Управленческое общение: перцепция, обмен информацией, взаимодействие.
  3. Психологическая сущность организации.
  4. Групповая динамика и групповые феномены в организации.
  5. Стадии развития коллектива. Формально-неформальные отношения в организации.
  6. Психологические феномены групповой жизнедеятельности.
  7. Психология малых групп.
  8. Лидеры и последователи в малой группе. Распределение деловых ролей в организации.
  9. Управление социально-психологическим климатом организации.

Тема 6. Психология организационного конфликта

Причины и условия возникновения организационных конфликтов. Динамика возникновения и развития конфликта. Интриги в организациях и меры противодействия им. Типология конфликтных личностей. Технология управления и регулирования конфликтов: соревнование, приспособление, компромисс, избегание, сотрудничество. «Кодекс поведения» руководителя в конфликте. Алгоритм действий руководителя по управлению конфликтами. Манипулирование и влияние.

Психология здоровья руководителя.

Психология стресса: стрессоры, механизмы развития, симптомы. Управление эмоциональными состояниями: профилактика конфликтов, меры индивидуальной экстренной самопомощи. Аутогенная тренировка. Жизненные кризисы и кризисы профессионального становления. Через понимание себя и других – к управлению собой и другими. Сознательная коррекция поведения.

Основные понятия и термины: организационный конфликт, конфликтогенность, управление конфликтом, стресс, фрустрация, манипулирование, жизненный кризис, аутогенная тренировка.

Контрольные вопросы

  1. Понятие, причины и условия возникновения организационных конфликтов.
  2. Типология конфликтных личностей.
  3. Технология управления и регулирования конфликтов: соревнование, приспособление, компромисс, избегание, сотрудничество.
  4. «Кодекс поведения» руководителя в конфликте.
  5. Алгоритм действий руководителя по управлению конфликтами.

Тема 7. Основы психологического отбора в организациях

Психологическая оценка управленческих кадров.

Профессионально важные качества управленца: личностные характеристики, компетентность (образование), состояние здоровья, социальная направленность. Методы оценки профессионально важных качеств. Отбор персонала по критериям совместимости, ответственности, стилю управления. Процесс отбора персонала: подбор, набор, скрининг, собственно отбор, распределение.

Профессиографический анализ и психограмма профессии.

Методики отбора: анализ документов, ознакомительное собеседование, целевое собе­седование, наблюдение, тестирование. Надежность и валидность методик отбора. Эффективность отбора: оценка эффективности доли успешно работающих среди принятых на работу; анализ «издержка – прибыль» как оценка эффективности инвестирования средств в отбор персонала. Методы оценки интеллекта, коммуникабельности, эмпатичности, стрессоустойчивости, уверенности в себе, и «фактора геликоптера» как основных профессионально важных качеств руководителя.

Основные понятия и термины: профессиональный отбор, психологический отбор, профессионально важные качества, психограмма, профессиограмма, скрининг, надежность, валидность и стандартность методики, эффективность отбора.

Контрольные вопросы

  1. Психологическая оценка управленческих кадров.
  2. Профессионально важные качества управленца.
  3. Методы оценки профессионально важных качеств.
  4. Отбор персонала по критериям совместимости, ответственности, стилю управления.
  5. Процесс отбора персонала: подбор, набор, скрининг, собственно отбор, распределение.
  6. Профессиографический анализ и психограмма профессии.

Список рекомендуемой литературы Основная литература

  1. Куртиков, Н.А. Психология и социология управления : учеб.пособие / Н.А.Куртиков. — М. : Книжный мир, 2007. — 268 с.
  2. Морозов, А.В. Управленческая психология. Учебник. / А.В. Морозов. — М.: Академический проект, 2005
  3. Психология менеджмента : учебник / Под ред. Г.С.Никифорова.- Изд. 2-е, доп.и перераб. — СПб.: Питер, 2004.
  4. Столяренко, Л.Д. Психология управления : учеб.пособие / Л.Д. Столяренко. — Изд.2-е. — Ростов н/Д, : Феникс, 2005. — 508 с.

Дополнительная литература

Планы практических занятий Практическое занятие по теме 5 «Социально-психологическая структура отношений в организации» (4 часа – деловая игра) Основные вопросы для обсуждения

  1. Карпов, А.В. Психология менеджмента : учебное пособие / А.В. Карпов. – М. : Гардарики, 2005. (ЭБФ)
  2. Мещерякова, Е.В. Психология управления. : Учебное пособие. / Е.В. Мещерякова — Мн., Вышэйшая школа, 2005.
  3. Райзберг Б.А., Тутунджян А.К. Психологические основы управления. М., ЮНИТИ — ДАНА, 2005.
  4. Розанова В.А. Психология управленческой деятельности. М.,Экзамен, 2003.
  5. Шикун, А.Ф. Управленческая психология : учебное пособие / А.Ф. Шикун, И.М. Филинова. – М. : Аспект–Пресс, 2002. (ЭБФ)
  6. Щёкин, Г.В. Организация и психология управления персоналом : учебно-методическое пособие. / Г.В. Щекин — Киев : МАУП, 2002. (ЭБФ)
  7. Карпов, А.В., Маркова, Е.В. Психология стилей управленческих решений.: Учебное пособие. / А.В. Карпов, Е.В. Маркова — Ярославль, МАПН, 2003. (ЭБФ)

1. Роль социальной стереотипизации в механизмах взаимовосприятия.

2. Механизмы объективного понимания партнера: эмпатия, идентификация, аттракция, рефлексия и каузальная атрибуция.

3. Барьеры «авторитет», «избегание» и «понимание» — психологические препятствия общения. Дистанция и позиция в общении.

4. Групповая динамика и групповые феномены в организации.

5. Психологические феномены групповой жизнедеятельности.

6. Лидеры и последователи в малой группе.

7. Распределение деловых ролей в организации.

Список рекомендуемой литературы Основная литература

  1. Куртиков, Н.А. Психология и социология управления : учеб.пособие / Н.А.Куртиков. — М. : Книжный мир, 2007. — 268 с.
  2. Морозов, А.В. Управленческая психология. Учебник. / А.В. Морозов. — М.: Академический проект, 2005.
  3. Психология менеджмента : учебник / Под ред. Г.С.Никифорова.- Изд. 2-е, доп.и перераб. — СПб.: Питер, 2004.
  4. Столяренко, Л.Д. Психология управления : учеб.пособие / Л.Д. Столяренко. — Изд.2-е. — Ростов н/Д, : Феникс, 2005. — 508 с.

Дополнительная литература

  1. Карпов, А.В. Психология менеджмента : учебное пособие / А.В. Карпов. – М. : Гардарики, 2005. (ЭБФ)
  2. Мещерякова, Е.В. Психология управления : Учебное пособие. / Е.В. Мещерякова — Мн., Высшая школа, 2005.
  3. Райзберг Б.А., Тутунджян А.К. Психологические основы управления. М., ЮНИТИ — ДАНА, 2005.
  4. Карпов, А.В., Маркова, Е.В. Психология стилей управленческих решений.: Учебное пособие. / А.В. Карпов, Е.В. Маркова — Ярославль, МАПН, 2003. (ЭБФ).

Задания для самостоятельной работы студентов в межсеместровый период

1. Выберите любую тему из предложенного ниже списка и напишите реферат (по желанию).

2. Разработайте «Кодекс поведения» руководителя в организации.

3. Распечатайте рабочую тетрадь по «Психологии управления» и заполните ее (обязательное задание)

Темы письменных работ (рефератов)

  1. Управление как социально-психологический феномен.
  2. Принципы и психологические закономерности управленческой деятельности.
  3. Психодиагностика деловых и личностных качеств персонала.
  4. Профессионально важные качества государственного служащего.
  5. Управленческое общение и факторы его эффективности.
  6. Современные теории мотивации к труду.
  7. Психология принятия управленческих решений.
  8. Управленческие стили и их реализация в зависимости от индивидуально-психологических особенностей руководителя.
  9. Оценка стилей управленческого воздействия в условиях решения управленческих задач.
  10. Психологические особенности проявления стилевых и темпераментных характеристик управленцев.
  11. Влияние темперамента человека на индивидуальный стиль его деятельности.
  12. Психология властных отношений.
  13. Стиль управления в структуре формально-неформальных отношений.
  14. Психология коллегиальности и единоначалия.
  15. Современные психологические теории лидерства и руководства.
  16. Влияние самооценки на лидерский потенциал руководителя.
  17. Влияние акцентуаций характера на стиль управленческого воздействия.
  18. Психологические требования к личности государственного служащего (управленца) в условиях политической нестабильности.
  19. Технологии психологического воздействия на подчиненных и их эффективность.
  20. Психолого-социальные аспекты межличностного взаимодействия.
  21. Психологические методы оценки степени совместимости персонала.
  22. Нейро-лингвистическое программирование в практике управления организацией.
  23. Групповая динамика и групповые феномены в организации.
  24. Психология организационного конфликта.
  25. Технологии управления организационными конфликтами.
  26. Психология манипулирования и защиты от манипуляций.
  27. Психологический стресс: причины, механизмы развития, исходы.
  28. Способы управления эмоциональными состояниями и их эффективность.
  29. Кризисы профессионального становления.
  30. Свободная тема (по договоренности с преподавателем и утвержденная на кафедре).

Глоссарий

Адаптация социальная – процесс активного приспособления индивида к условиям социальной среды, результата этого процесса.

Акцентуация характера – чрезмерная выраженность отдельных черт характера и их сочетаний, представляющую крайние варианты нормы, граничащие с психопатиями.

Альтруизм – бескорыстная забота о ближних и готовность пожертвовать личными интересами ради интересов других.

Антагонизм – одна из форм противоречий, характеризующаяся острой, непримиримой враждой, борьбой противоположных сил, раскрывается в логике «или-или».

Арбитраж – способ урегулирования трудовых, имущественных, политических, международных и других конфликтов, при котором, конфликтующие стороны обращаются к арбитрам (третейским судьям), не зависимым от них, избираемым самими сторонами или назначенным по их соглашению из числа авторитетных лиц, организаций, либо международных органов.

Ассертивность – способность человека отстаивать свои права, принимая во внимание права других.

Атрибуция – приписывание человеком причин и мотивов поведения, личностных качеств и характеристик другим людям на основе обыденного, житейского анализа их действий и поступков.

Аутгруппа – социальная группа, по отношению к которой индивид не ощущает чувства идентичности или принадлежности, испытывая к ней враждебность, представляя членов такой группы как «не наших», «чужих».

Барьеры психологические – психические состояния, проявляющиеся в неадекватной пассивности субъекта, что препятствует выполнению им тех или иных действий.

Беседа – метод получения информации на основе вербальной коммуникации.

Бунт – острая и открытая форма межгруппового конфликта, представляющая собой стихийное, неорганизованное выступление народных масс в защиту своих интересов и против несправедливости, чинимой социальной группой или индивидом, владеющим собственностью или властью.

Взаимные уступки – тип интегративного решения, при котором стороны конфликта уступают в вопросах, имеющих низкий приоритет для одной из сторон и одновременно высокий для другой.

Война – самая острая, жестокая и деструктивная форма социального конфликта, сложное общественно-политическое явление, продолжение политики насильственными средствами, затрагивающее все сферы жизнедеятельности общества. Специфическое содержание войны составляет вооруженная борьба. Главными и решающими средствами ее ведения являются вооруженные силы, а также другие военизированные формирования. Наяду с вооруженной борьбой для достижения поставленных конфликтующими сторонами целей в войне применяются также экономические, политические, дипломатические, идеологические, психологические и другие средства и соответствующие им формы борьбы.

Воля – способность личности и общности осуществлять регуляцию и саморегуляцию деятельности и поведения, в том числе и в конфликте, выражающуюся в активом преодолении трудностей и противоречий, конфликтных противоборств.

Границы конфликта – внешние структурно-динамические пределы конфликта: субъектные (количество основных участников); пространственные (территория, на которой происходит конфликт); временные (продолжительность конфликта).

Групповая психотерапия – совместное обсуждение и решение проблем, основывается на феномене общения.

Групповое интервью – разновидность ситуационного интервью, предоставляющая возможность оценить работу претендентов в коллективе.

Двусторонняя коммуникация – коммуникация, во время которой слушатель обеспечивает говорящему обратную связь, а затем сам становится говорящим.

Дилемма узника – затруднительная ситуация выбора между двумя неприятными возможностями; используется в качестве модели изучения динамики конфликтных взаимодействий и развития коммуникативных процессов в конфликте на основе применения класса игр с ненулевой суммой.

Дискриминация – несправедливое, принижающее личность или группу отношение со стороны господствующего социального слоя или властных структур, нередко приводящее к возникновению политических, этнонациональных и иных конфликтов.

Жертва конфликта – субъект, который провоцирует возникновение напряженности в отношениях между людьми и обладает таким комплексом психологических и интеллектуальных качеств, которые усиливают по отношению к нему агрессивные формы поведения даже со стороны очень мирных людей.

Институциализация конфликта – процесс включения конфликтных взаимодействий в существующую в обществе систему ценностно-нормативных образцов действий, приведение их в соответствие с требованиями и установлениями Конституции и других правовых актов.

Интересы – то, что люди считают для себя желательным; их ценности и потребности.

Инцидент – действие или совокупность действий участников конфликтной ситуации, провоцирующие резкое обострение противоречия и начало открытой борьбы между ними.

Квазигруппа – возникающая непреднамеренно и спонтанно социальная группа, в которой отсутствуют устойчивые ожидания и осознанное понимание противоположности своих интересов и целей интересам и целям другой (других) группы (групп).

Компенсация – механизм психологической защиты, заключающийся в стремлении человека, не имеющего достаточных способностей в одной области, обращаться к таким областям деятельности, где он может преуспеть.

Компромисс – соглашение на основе взаимных уступок. Ключевое понятие политической практики.

Конкуренция – это борьба между субъектами ли группами, которые не обязательно находятся в коммуникации или контакте, но которые заинтересованы в достижении одной и той же цели.

Консенсус – также одно из ключевых понятий политологии и конфликтологии. Понимание консенсуса как “согласия всех”, ”единодушия”, “согласия большинства”, “согласия квалифицированного большинства”, “согласия большинства по базовым ценностям” не раскрывает сущности этого понятия. Наиболее содержательные определения консенсуса даны Э.Дюркгеймом: ”Консенсус – это рационально осознанная солидарность, являющаяся основой нормальной социальной жизни людей”; М. Вебером: “Это объективно существующая вероятность того, что, несмотря на отсутствие предварительной договоренности, участники той или иной формы человеческого взаимодействия отнесутся к ожиданиям друг друга как к значимым…”.

Конфликт – (происходит от лат. conflictus — cтолкновение) и обычно понимается как столкновение интересов, мнений, ценностей, целей. В учебных пособиях чаще всего определяется как противоборство сторон, преследующих несовместимые цели. Конфликт является неизбежным явлением в истории общественного развития и большинством исследователей этого явления рассматривается как стимул социального прогресса, одной из форм социализации (Г.Зиммель).

Американский социолог Л.Козер определяет конфликт как идеологическое явление, отражающее устремления и чувства социальных групп или индивидов в борьбе за объективные цели: власть, статус, перераспределение доходов, ценности и т.п. Р.Дарендорф считал конфликт результатом существующих в любом обществе “вечных” отношений господства и подчинения. Конфликт выступает как определенный вид социального взаимодействия. Противоположным конфликту видом социального взаимодействия выступает сотрудничество.

Конфликт деловой – организационный конфликт, вызываемый неясными приоритетами, отсутствием взаимопонимания между организационными единицами, неясным разделением труда, нечетким пониманием производственных задач, плохой коммуникацией и т.п.

Конфликтное поведение – характер действия противоборствующих сторон. Обычно выделяют такие формы конфликтного поведения: активно-конфликтное (вызов); пассивно-конфликтное (реакция на вызов); конфликтно-компромиссное поведение; компромиссное поведение

Конфликт реалистичный – противоборство, направленное на достижение конкретных целей, выгод.

Конфликт социо-эмоциональный – организационный конфликт, связанный с симпатиями и антипатиями, предубеждениями против имиджа определенного лица, ценностями сотрудников, негативными реакциями на поведение коллег и т.п.

Конфликтная ситуация – специфическое состояние социальной системы, в котором проявляются противоречия интересов, целей, мотивов поведения, жизненных установок, осознание этого противоречия, сопровождаемое негативными эмоциями, побуждающими потенциальных конфликтантов искать повода для конфликтного действия, вырабатывать стратегию, тактику и технологию предстоящей конфликтной борьбы.

Конфликтогены – слова, жесты, оценки, суждения, действия или бездействия одной или обеих взаимодействующих сторон, способные привести к возникновению конфликтной ситуации и к ее перерастанию в реальный конфликт.

Конфликтология – отрасль научного знания, предметом которой является изучение конфликтов и их роли в жизни общества и личности.

Медиация – посредничество при переговорах.

Метод – основной способ взаимодействия субъектов, направленный на решение конкретной задачи.

Механизм психологической защиты — неосознаваемые индивидом способы избегания ситуаций, которые могут вызвать тревогу или привести к снижению самооценки.

Модель – абстрактная схема, которая позволяет объяснять или предсказывать конкретные события.

Модификация поведения – целенаправленное поэтапное изменение поведения.

Нейролингвистическое программирование (НЛП) – подход, метод, способствующий личностному развитию, опирается на знания из области нейрологии, психологии, лингвистики.

Нулевой суммарный исход (zero-sum) – ситуация, характеризующаяся отношениями между сторонами конфликта, при которых одна считает, что ей может быть лучше, только если другой будет хуже. Таким образом, сумма результатов для обеих сторон оказывается равной нулю. Иногда это называется ситуацией с «постоянным суммарным исходом» или «с фиксированным размером пирога».

Омбудсмен – третья сторона, занимающаяся улаживанием конфликтов между отдельны лицом и учреждением.

Переговоры – механизм разрешения (урегулирования) конфликта; совместная деятельность оппонентов по поиску взаимоприемлемого решения проблемы. Переговоры часто проводятся с участием третьей стороны.

Посредник (или Медиатор) – третья сторона в конфликте, которая обеспечивает конструктивное обсуждение проблемы, однако окончательное решение принимается участниками самостоятельно. Целью третьей стороны является урегулирование конфликта мирными средствами. (Индивид или группа, являющиеся внешним по отношению к конфликту между двумя участниками или большим их числом и пытающиеся помочь им в достижении согласия).

Посттравматическое стрессовое расстройство – расстройство, при котором человек вынужден постоянно заново переживать некогда перенесенное им потрясение или травмирующее событие.

Предмет конфликта – элемент действительности, находящийся на пересечении интересов социальных субъектов.

Проблема – задача, преграда, трудность, объективно (в психологии – субъективно) возникающая в ходе развития, познания в теоретической или практической деятельности.

Противостояние – стратегия, предусматривающая усилия по навязыванию предпочитаемого решения другой стороне.

Разрешение конфликта – прекращение противоборства сторон, сопровождающееся либо победой одной стороны над другой, либо соглашением, устраивающим обе стороны.

Расширение конфликта – развитие конфликта «по горизонтали» за счет подключения новых участников или новых предметов спора.

Релаксация. Состояния покоя, расслабленности, возникающее у субъекта вследствие снятия напряжения, после сильных переживаний или физических усилий.

Сила – способность вынудить другого к уступкам.

Соперничество – стратегия поведения оппонента в конфликте, состоящая в ориентации на свои интересы, навязывании другой стороне предпочтительного для себя решения, открытой борьбе по реализации своих интересов.

Сотрудничество – кооперативная стратегия поведения индивидов и групп, ориентированная на совместный поиск решения, удовлетворяющего интересы всех сторон.

Социализация – процесс и результат усвоения и активного воспроизводства индивидом социального опыта, осуществляемый в общении и деятельности.

Стабильность – низкая вероятность эскалации конфликта.

Стадии конфликтного процесса – последовательность этапов конфликтных отношений. Различные исследователи выделяют разное число стадий (от трех до нескольких десятков).

Например: объективное возникновение противоречия между сторонами (речь идет о реалистичном конфликте); осознание сторонами противоречия; предъявление претензий; столкновение; эскалация конфликта; пик конфликта (конфликтный кризис); ликвидация соперника или переговоры; постконфликтная ситуация и вызревание новых противоречий

Сторона конфликта – участник конфликта. Сторонами конфликта могут быть индивиды, группы или организации, сообщества, нации.

Стратегия конфликтного поведения – выбор линии поведения в конфликте; класс тактических решений. Выделяют четыре стратегии: противостояние, уступки, решение проблем и избегание (устранение или бездействие).

Структура конфликта – совокупность элементов, выступающих в качестве необходимых сущностных параметров этого явления. Например: участники конфликта, предмет конфликта, характер конфликтного взаимодействия, условия конфликта, последствия конфликта.

Тактика – конкретный, рефлексивный тип поведения в конфликте.

Толерантность – отсутствие или ослабление реагирования на какой-либо конфликтогенный фактор.

Торг – подход к переговорам, при котором стороны рассматривают переговоры как продолжение борьбы и основной акцент делают на собственном выигрыше.

Угроза имиджу – угроза тому, как одна из сторон конфликта выглядит в собственных глазах, глазах противостоящей стороны или наблюдающих за конфликтом.

Управление конфликтом – (урегулирование или разрешение конфликта).

Совокупность методов воздействия на параметры конфликта. Деятельность, ориентированная на разработку стратегии, обеспечивающей снижение интенсивности или полное прекращение конфликта.

Урегулирование конфликта – выбор такой альтернативы в конфликтном процессе, при которой основные усилия соперников сосредоточены на снижение интенсивности противоборства, на последовательном переводе прямой конфронтации в плоскость смягчения противостояния и замены его бесконфликтными отношениями, на взаимоприемлемом для соперников решении проблемы, породившей конфликтную ситуацию.

Уровень группового развития – характеристика сформированности межличностных отношений.

Уступки – стратегия, при которой одна из сторон конфликта снижает свои притязания.

Формула соглашения – краткая формулировка существенных аспектов соглашения, которая служит ориентиром в работе над деталями.

Эмпатия – сопереживание чувствам и мыслям другого.

Эскалация конфликта – интенсификация, углубление и расширение конфликта. Применение одной сторон конфликта все более жестких тактик; усиление напряженности конфликта в целом.

Контрольные вопросы к зачету

  1. Психология управления: объект, предмет, задачи.
  2. Характерные черты и ментальность американской, японской, европейской и российской управленческих структур.
  3. Лидерство и руководство: понятие, характеристики.
  4. Классические и современные теории лидерства.
  5. Стили управления и их детерминация особенностями личности.
  6. Объективные и субъективные факторы, определяющие стиль руководителя.
  7. Теория лидерства Ф. Фидлера.
  8. Лидерство и групповая динамика.
  9. Стиль управления и типы управленческих задач.
  10. Профессионально важные качества руководителя государственной службы.
  11. Отбор персонала по критериям совместимости, ответственности, стилю управления.
  12. Процесс отбора персонала: подбор, набор, скрининг, собственно отбор, распределение.
  13. Профессиографический анализ и психограм­ма профессии.
  14. Методики профессионального психологического отбора.
  15. Надежность и валидность методик психологического отбора.
  16. Критерии эффективности профессионального отбора.
  17. Стратегия предотвращения и поведения в конфликтной ситуации.
  18. Психологические особенности публичного выступления.
  19. Психология ответственности.
  20. Акцентуации характера и стили управленческого воздействия.
  21. Методика исследования личности по К. Леонгарду.
  22. Психология управления другим.
  23. Психология управления собой.
  24. Психология больших групп и толпы.
  25. Формально-неформальные отношения в группе. Социометрия.
  26. Психология стресса: понятие, особенности.
  27. Человек: от биологического к социальному — индивид, личность, индивидуальность.
  28. Потребности и мотивация труда.
  29. Диспозиционные теории мотивации.
  30. Когнитивные теории мотивации.
  31. Модель подкрепления и мотивация труда.
  32. Удовлетворенность работой и текучесть кадров.
  33. Социально-психологическая совместимость в организации.
  34. Понятие о нормальной и аномальной личности.
  35. Ролевые теории в управлении. Социальные роли и социальные статусы.
  36. Способы воздействия руководителя и коллектива на личность как объект управления.
  37. Профессионально значимые психологические качества личности в системе управленческих отношений.
  38. «ХY-теория» мотивации.
  39. Коллективистские принципы «теории Z» Оучи.
  40. Практическая значимость «теории иерархии потребностей» А. Маслоу.
  41. Методические рекомендации руководителю на основе «теории мотивации» Адамса.
  42. Механизм влияния неформальных групп на эффективность работы организации.
  43. Механизм руководства неформальными группами.
  44. Сущность коллектива и ценность объединений тако­го типа.
  45. Групповые феномены в организации.
  46. Основные стадии становления команды.
  47. Успешность деятельности и фактор уверенности руководителя.
  48. Управленческое общение: перцепция, обмен информацией, взаимодействие.
  49. Психологические признаки конфликта в организации.
  50. Причины возникновения организационного конфликта.
  51. Негативные и позитивные последствия конфлик­та в группе.
  52. Стратегия руководителя по предотвращению кон­фликтов в организации.
  53. Динамика возникновения и развития конфликта.
  54. Типология конфликтных личностей.
  55. «Кодекс поведения» руководителя в конфликте.
  56. Манипулирование и влияние.
  57. Жизненные кризисы и кризисы профессионального становления.

Тестовые задания по дисциплине

1. Структура коллектива, возникающая на основе действительных функций, выполняемых каждым лицом и представляющая собой сеть сложившихся связей между членами коллектива – это … а) формальная структура; б) неформальная структура; в) оптимальная структура. г) все ответы верны. д) Все ответы неверны.

2. Структура коллектива, обусловленная функционально-технологическим разделением труда, официальными правами и обязанностями его членов – это … а) формальная структура; б) реальная структура; в) неформальная структура; г) оптимальная структура.

3. Какой коллектив не имеет неформальной организационной структуры? а) Давно существующий. б) Вновь сформированный. в) Женский. г) Мужской. д) Смешанный.

4. Что наиболее важно для формирования сплоченного коллектива? а) Однородность по полу и возрасту. б) Ценностно-ориентационное единство. в) Однородность по национальному и социальному признаку. г) Однородность по стажу и квалификации.

5. Что является причиной формирования в коллективе неформальной организационной структуры? а) Уровень притязаний членов коллектива. б) Направленность личности членов коллектива. в) Социальные потребности членов коллектива. г) Характеры и темпераменты членов коллектива.

6. Влияет ли численность коллектива на степень его сплоченности? а) Влияет. б) Не влияет. в) Влияет только в молодежных коллективах. г) Влияет только в женских коллективах.

7. Чем выше статус официального руководителя в группе, тем коллектив … а) сплоченнее; б) имеет больше неформальных групп; в) менее продуктивно работает; г) более подвержен конфликтам.

8. Влияют ли друг на друга формальная и неформальная структуры коллектива? а) Влияют. б) Не влияют. в) Иногда влияют в смешанных коллективах. г) Иногда влияют во вновь созданных коллективах.

9. Какие по численности коллективы являются наиболее сплоченными? а) Не более 5-10 человек. б) 15-20 человек. в) Более 20 человек. г) 10-15 человек.

10. К функциям неформальной организации коллектива не относится … а) утверждение системы межличностных коммуникаций; б) развитие межличностного социального контроля; в) внедрение элементов интереса и развлечения в трудовую жизнь; г) информирование по служебным вопросам.

11. Сколько неформальных лидеров может быть в одном производственном коллективе? а) Только один. б) Несколько в любых коллективах. в) Несколько в женских коллективах. г) Несколько в молодежных коллективах.

12. Неформальных лидеров какого типа не бывает в производственных коллективах? а) Лидер – манипулятор. б) Лидер – эрудит. в) Лидер – инициатор. г) Лидер – генератор эмоционального настроя.

13. Способность членов группы к совместной деятельности, основанная на оптимальном сочетании их психологических особенностей – это … а) психофизиологическая совместимость; б) социально-психологическая совместимость; в) социально-психологический климат; г) ценностно-ориентационное единство; д) психологическая совместимость.

14. Для обеспечения социально-психологической совместимости людей не обязательно(а) … а) единство взглядов; б) удачное сочетание типов поведения людей в группе; в) однородность по полу и возрасту; г) единство ценностных ориентаций.

15. Какая из названных функций не относится к функциям руководителя коллектива? а) Целеполагающая. б) Экспертная. в) Руководящая. г) Представительская.

Методические указания для студентов по организации самостоятельной работы по дисциплине «Психология управления»

Цель самостоятельной работы студентов заключается в глубоком полном усвоении учебного материала и развития навыков самообразования. Это позволяет реализовать:

  • познавательный компонент высшего образования (усвоение необходимой суммой знаний по данной дисциплине, способность самостоятельно пополнять их);
  • развивающий компонент высшего образования (выработка навыков аналитического и логического мышления, способность профессионально оценивать ситуацию и находить правильное решение);
  • воспитательный компонент высшего образования (формирование профессионального сознания, развитие общего уровня личности).

Самостоятельная работа студента предполагает:

  • работу с текстами, нормативными материалами, первоисточниками, дополнительной литературой, сведениями интернета, проработкой конспектов лекций;
  • написание докладов, рефератов, курсовых и дипломных работ, составление графиков, таблиц, схем;
  • участие в семинарах, научно-практических конференциях;
  • подготовку к зачётам и экзаменам.

При проведении самостоятельной работы важным для студентов является возможность углубления в методологию дисциплины посредством выполнения творческих работ в индивидуальном режиме на основе особенностей образовательных потребностей каждого. Задания для самостоятельной работы должны отвечать содержанию предлагаемой дисциплины и быть направленными на развитие личностных качеств студентов, на формирование поисково-исследовательской и аналитико-познавательной деятельности. Для этого предлагается перечень контрольных вопросов и заданий, позволяющий качественно подготовиться к практическому занятию, проявить свои интересы к различным аспектам тематики (приготовить доклад, составить таблицу, схему, написать эссе, сделать анализ дополнительной литературы).

При подготовке дискуссии, диспутов, выступлений студент формирует навыки публичного выступления, состязательского общения, умение входить в контакт при наличии экстремальной ситуации (неожиданные вопросы, сложность выдерживания сопротивления, иногда уход от решения ситуации).

При подготовке докладов, написании сочинений формируется внутренняя потребность в развитии собственных потенциалов, степень желания осваивать новые знания, личностно и профессионально развиваться.

Проведение на практических занятиях деловых игр развивает креативные качества личности, обучает решению практических ситуаций, позволяет улучшить опыт контактного общения, формирует управленческие навыки.

Особое внимание следует уделить самостоятельной работе при подготовке к зачету или экзамену. Внимательно просмотреть список литературы, перечитать конспекты лекций, отметить непонятные вопросы, факты , явления, чтобы прийти на консультацию к преподавателю и выяснить пробелы в знаниях. Список литературы к зачету или экзамену в программе имеется.

Методические рекомендации для преподавателя по организации изучения дисциплины «Психология управления»

При организации изучения дисциплины «Психология управления» преподавателю следует учитывать:

1. Требования государственного образовательного стандарта по специальности 080504.65 «Государственного и муниципального управления» к содержанию учебной дисциплины «Педагогика и психология», которую студенты изучали на 3 курсе.

Задача преподавателя при создании рабочей программы по данной дисциплине максимально расширить основные положения госстандарта, чтобы лекционные занятия давали импульс к размышлению, познавательному интересу студентов, позволяли проявить аналитические возможности интеллекта и позволяли самостоятельно изучать некоторые разделы программы.

Психология управления является сегодня востребованной и важной для профессионального становления менеджера. Современные студенты стремятся к успешной карьере, их привлекает роль руководителя, организатора, они желают знать секреты успешного управления коллективами, понять свои возможности воздействия на людей и необходимости профессионального самосовершенствования.

Преподаватель должен учитывать этот интерес, насыщая лекционный материал свежими фактами, примерами, знакомя студентов с последними достижениями науки управления в ее психологическом аспекте. Важными являются первые лекции, на которых даются определения психологии управления, определяются предмет, задачи и методы исследований. Это организует и систематизирует мышление студентов.

Формирование организационного поведения привлекает разнообразием психологических направлений, интересными выводами и способами регуляции разных стилей поведения. Имена известнейших психологов З.Фрейда, А.Адлера, А. Масло, Э.Мейо, К. Роджерса, К Левина украшают теорию организационного управления, тем самым подтверждая серьезную значимость этих исследований.

Для будущих управленцев необходимо разбираться в комплексных подходах к управлению (системном, ситуационном, процессном), но еще более необходимым является глубокое знаний человеческой психики, влияния личностного фактора на производственные процессы.

Темы по психологии личности, психологии коллектива при содействии преподавателя плавно переходят в дискуссии и обсуждения на практических занятиях жизненных ситуаций, в размышления о собственном предназначении каждого. Личность руководителя — всегда спорная тема. Сколько студентов, столько и мнений. Преподавателю следует показать приоритетные понятия, привести примеры выдающихся руководителей, которые доказали, что как бы ни были масштабны задачи руководителя, главным остается умение понимать других, решать сложные проблемы, исходя не из корыстных побуждений, а из социальных целей и задач коллектива, вверенного тебе.

При обсуждении вопроса отношения к власти преподаватель должен исходить не только из личных представлений, но и связывать понятие «власть» с теми проблемами, которыми живет государство, руководители, народ. В этом случае воспитательное влияние занятий будет усилено, а студенты ощутят государственное значение своей будущей профессии.

2. Роль преподавателя в организации самостоятельной работы студентов.

Самостоятельная работа студентов является важнейшей частью учебно-воспитательного процесса, одним из главных методов изучения и усвоения учебного материала. Преподаватель является организатором проведения и контроля за самостоятельной работой студентов, он непосредственно реализует руководство ею по своей дисциплине как индивидуально, так и в группе.

Самостоятельная работа должна организованна так, чтобы позволяла студентам активно участвовать в процессе приобретения новых знаний. Для этого преподаватель:

  • создаёт методическое обеспечение своей дисциплине: УМК (учебно-методический комплекс, программу, контрольные тесты для проведения и проверки самостоятельной работы, используя при этом возможности информационных технологий);
  • создаёт условия для работы студентов по индивидуальному графику, промежуточной отчётности для досрочной сдачи зачёта;
  • оказывает помощь студентам в организации самостоятельной работы;
  • стимулирует интерес студента к углубленному изучению дисциплины;
  • определяет объём заданий для самостоятельной работы в соответствии с программой;
  • осуществляет контроль за самостоятельной работой по учебной дисциплине.

Правильно спланированная самостоятельная работа позволяет раскрыть способности студентов, реализовать их творческий потенциал, способствует повышению познавательной деятельности студентов и общего уровня успеваемости.

При подготовке практических занятий преподаватель должен учитывать уровень подготовки группы, предлагать вопросы и задания, которые посильны для самостоятельной подготовки к ответам студентов. Самостоятельная работа должна помочь уяснить правила гигиены умственного труда. В ходе организации самостоятельной работы преподаватель может предлагать различные нестандартные формы изучения материала (написание научных эссэ, решение задач, составление конспектов).

Важно, чтобы студенты почувствовали интерес к данной дисциплине, имели желание использовать полученный опыт самостоятельного изучения материала в дальнейшем обучении. При проведении самостоятельной работы важным для студентов является возможность углубления в методологию дисциплины посредством выполнения творческих работ в индивидуальном режиме на основе особенностей образовательных потребностей каждого.

Учебно-методический комплекс

Формат 60×90 1/16.

Печ. л. 2, 18. Тираж 100 экз.

ТФ СЗАГС

170000, Г. Тверь, ул. Вагжанова, 7