Федеральное агентство по образованию 147

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«МОСКОВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЮРИДИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ»

КАФЕДРА СУДЕБНЫХ ЭКСПЕРТИЗ

Программа курса

«ОСНОВЫ СУДЕБНОГО РЕЧЕВЕДЕНИЯ»

для студентов Института судебных экспертиз

МОСКВА 2007

Автор:

Галяшина Е.И. — доктор юридических наук, доктор филологических наук, доцент.

Ответственный редактор

Россинская Е. Р. – Заслуженный деятель науки РФ, доктор юридических наук, профессор.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение……………………………………………………………….

Программа курса………………………………………………………

Вопросник по курсу «Основы судебного речеведения»……………..

Литература………………………………………………………………

ВВЕДЕНИЕ

Курс «Основы судебного речеведения» является одним из курсов по выбору. Базируясь на уже изученных курсах «Теория судебной экспертизы», «Методы и средства судебно – экспертных исследований», данный курс направлен на формирование у студентов представления о системе судебных речеведческих экспертиз, решающих задачи исследования продуктов речевой деятельности, возникающие в гражданском и уголовном судопроизводстве.

  1. Цели и задачи дисциплины

Целевое значение курса «Основы судебного речеведения» при подготовке судебных экспертов состоит в получении обучающимися знаний о классе судебных речеведческих экспертиз применительно к проблемам нарушения авторских и смежных прав, иных прав интеллектуальной собственности; исследования аудио-видеозаписей, произведений науки и литературы, письменных и устных текстов на предмет установления факта злоупотребления свободой слова, разрешения неоднозначности смыслового содержания документов, установления авторства спорного текста.

Изучение курса обеспечивает реализацию требований Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 350600 «Судебная экспертиза» путем решения следующих задач:

4 стр., 1761 слов

Тема 1. Основы риторики. Общие понятия курса

... деятель, автор трудов «Оратор», «Об ораторе», прославился произнесением политических и судебных речей? цицерон. 21. Какие три основные задачи ставил перед оратором Цицерон ... этой науки в России? ломоносов. 32. Когда в России был расцвет судебного красноречия? во 2-ой половине 19века 33. Кто был одним ... Основы риторики. Общие понятия курса 1. Что такое риторика? наука об ораторском искусстве. 2. Как ...

  • Формирование знаний об особенностях судебных речеведческих экспертиз, их видах и подвидах;

  • изучение особенностей объектов судебных речеведческих экспертиз;
  • получения представления о системе тех базовых знаний, которые необходимы при решении задач судебных речеведческих экспертиз;
  • ознакомление с особенностями методик судебных речеведческих экспертиз;
  • освоение понятийного аппарата, обусловленного спецификой судебных речеведческих экспертиз;
  • получение знаний о возможностях судебных речеведческих экспертиз на современном этапе их развития.
  1. Требования к уровню освоения студентами содержания дисциплины.

Дисциплина «Основы судебного речеведения» включает изучение основных положений методик судебных речеведческих экспертиз; основ почерковедческой, автороведческой, лингвистической экспертизы; возможностей и особенностей методик фоноскопических экспертиз.

В результате изучения дисциплины студенты должны знать:

  • основные понятия и задачи курса;
  • системы объектов судебных речеведческих экспертиз;
  • вопросы, решаемые судебными речеведческими экспертизами;
  • особенности методик судебных речеведческих экспертиз.

Должны уметь:

  • применять полученные знания и навыки при анализе объектов экспертных исследований, выделяя из них особенности, присущие классу судебных речеведческих экспертиз;
  • определять правильность и полноту вопросов, которые ставятся на разрешение судебных речеведческих экспертиз;
  • осуществлять выбор методов и средств, специфичных для каждого рода/вида судебных речеведческих экспертиз.
  • Иметь представление
  • о современных возможностях судебных речеведческих экспертиз;
  • о классификации объектов судебных речеведческих экспертиз;
  • о системе методов, используемых в судебных речеведческих экспертизах;
  • о вопросах, являющихся смежными для различных родов/видов судебных речеведческих экспертиз и родов, видов других судебных экспертиз;
  • о направлениях использования результатов судебных речеведческих экспертиз;
  • о работе с учебно – методической и специальной литературой по судебным речеведческим экспертизам.

ПРОГРАММА КУРСА

Тема 1. История возникновения и развития судебного речеведения.

Предмет судебного речеведения, понятие и структура. Роль базовых, специальных наук в построении теории судебного речеведения. Речь как объект исследования в речеведении, лингвистике, психолингвистике, социолингвистике, психологии и в судебном речеведении. Этапы становления, развития и современное состояние судебного речеведения, его место в системе научного знания о речи.

Тема 2. Естественно-научные основы судебного речеведения

4 стр., 1910 слов

Речь человека

... силу звучания голоса должен определить собеседник 4. Гладкость (плавность, непрерывность) речи Человек произносит речь плавно, не прерываясь, не делая ненужных пауз, порождающих излишнее ожидание и ... компонентами Оценка по пятибалльной шкале: 1 - слишком невыразительная, неэмоциональная речь; 5 - чрезмерно эмоциональная речь Люди, общаясь друг с другом, как правило, стараются, чтобы их общение ...

Методология судебного речеведения. Метод судебного речеведения, понятие и иерархическая организация. Методы базовых наук, адаптированных к решению задач судебного речеведения. Система судебного речеведения и его составные части. Судебное речеведение как научный базис судебного автороведения, судебного почерковедения, судебного языковедения (судебной лингвистики), судебного исследования голоса и звучащей речи.

Тема 3. Языковой/речевой механизм и его описание

Фундаментальные механизмы психической деятельности человека. Психологические и нейрофизиологические механизмы. Когнитивные механизмы переработки информации. Механизмы речевой деятельности. Основополагающие принципы функционирования языкового/речевого механизма человека. Различные подходы к описанию работы языкового/речевого механизма человека. Мозговая организация регулирующей функции речи. Роль речи в организации волевого акта. Генезис регулирующей функции речи. Внутренняя речь и ее мозговая организация. Формирование и структура внутренней речи.

Тема 4. Основы физиологии головного мозга человека

Специальные знания о физиологии мозга и физиологии движений человека для производства судебных речеведческих экспертиз. Современные методы изучения головного мозга человека: Нейробиологический подход к исследованию нервной системы человека. Рефлекторный уровень организации движений. Общие принципы управления движения артикуляторными органами.

Тема 5. Основы физиологии зрительной, слуховой и артикуляторной систем человека

Физиология зрительной системы: строение глаза, схема зрительной системы человека, анализ и обработка зрительных сигналов, движения глаз в зрительном восприятии. Нейроанатомическая схема слуховой системы человека. Строение и физиология наружного, среднего и внутреннего уха. Физиология путей и центров слуховой системы. Частотно-пороговые характеристики слуховой системы человека. Строение речевого тракта. Артикуляторные органы и их участие в продуцировании речи.

Тема 6.Основы артикуляторной и акустической теории речеобразования

Специфика процесса продуцирования речи. Классификация подходов к моделированию процессов речепроизводства. Модели речемыслительного процесса и продуцирования речи. Понятие высказывания как части дискурса. Артикуляторные модели звукообразования. Физические модели звучащей речи. Основные способы артикуляторного и акустического описания звукового сигнала. Классификация артикуляторных и физических моделей звука. Место и роль речевого сигнала в системе звуковых сигналов слышимого диапазона. Понятие спектра звука. Гармонические и негармонические сигналы. Типы и характеристики шума. Амплитудно-частотная модуляция звука.

Тема 7. Слуховая перцепция речи

Психофизиологический анализ восприятия речи. Системный подход к изучению перцептивного образа сложного объекта. Общая характеристика подходов к исследованию восприятия речи. Полимодальность слухового восприятия звуковых сигналов. Понятие слухового образа. Пространственные и временные свойства слуха. Отличие физических свойств воздействия слуховой модальности от зрительной. Предметность и целостность слухового восприятия. Когнитивная и регулятивная функция слухового восприятия.

3 стр., 1210 слов

«Эргономическое исследование восприятия человеком зрительной информации»

... адаптируется к данной среде. Вопрос по лабораторной работе №10 «Эргономическое исследование восприятия человеком зрительной информации» Вопрос №3: Какие способы кодирования информации Вам известны? Как ... создают дополнительную видимость и различаемость при плохом освещении. Также на зрительное восприятие влияет размер и постоянство отображаемой информации. Исходя из проведенных экспериментов можно ...

Современные достижения психоакустики в изучении субъективных качеств восприятия звука. Понятие высоты звука и его громкости. Отличия восприятия простого и сложного звука. Двойственность понятия звук.

Тема 8. Звук как объект слухового восприятия

Классификация и характеристика звуков по источнику их происхождения (биоакустические сигналы человека и животных, звуки небиологического происхождения, музыкальные звуки, синтезированные звуки).

Классификация и характеристика звуков по информационному содержанию (звуки как средство коммуникации; звуки, несущие информацию об окружающей среде).

Тема 9. Речь как объект судебного речеведения

Речь как продукт речевой деятельности. Понятие речевой деятельности и языковой личности в аспекте судебного речеведения. Устная и письменная речь, формирование и взаимозависимость. Функциональные стили речи. Понятие индивидуального стиля речи. Психофизиологические и социопсихолингвистические механизмы порождения языкового высказывания. Текст и дискурс. Понятие текста в лингвистике и в судебном речеведении. Понятие коммуникативного акта. Внешние и внутренние условия (факторы) речевой ситуации.

Тема 10. Когнитивная функция слухового восприятия

Предметность слухового образа как объекта судебных речеведческих экспертиз. Тембр звука и его восприятие. Пространство и время в слуховом восприятии. Исследование бинаурального и пространственного слуха. Акустическая среда в слуховом восприятии. Предметность и целостность слухового восприятия.

Тема 11. Коммуникативная и регулятивная функция слухового восприятия

Роль общения в организации процессов слухового восприятия. Оценка громкости тональных сигналов в условиях коммуникации. Отличия в восприятии разных сложных звуков в условиях общения. Коммуникативная функция слухового восприятия во вторичном звуковом поле. Отличие восприятия «живого» звука от звука, записанного на фонограмме. Звук как регулятор поведения в деятельности человека. Исследование звукового воздействия на человека. Воздействие звуковых сигналов на состояние человека (его эмоции).

Регулятивная функция слухового восприятия во вторичном звуковом поле.

Тема 12. Слово в языковом/речевом механизме человека

Слово и его семантическое строение. Семантическая структура и функция слова. Слово и «смысловое поле». Лексические функции и валентности слов. Динамика подходов к трактовке значения слова и возможности его описания. Различные подходы к проблеме значения слова. Параметрический подход к значению слова. Признаковый подход к значению слова. Прототипный подход к значению слова. Ситуационный подход к значению слова. Новые тенденции к трактовке значения слова. Константность и вариативность значения. Субъективное и объективное в значении слова. Функционирование значения слова. Значение и смысл.

13 стр., 6114 слов

Понятие «восприятие». Природа восприятия

... непрерывность, схожесть, целостность, замкнутость, смежность, общая зона.     Понятие «восприятие». Природа восприятия. Восприятие (перцепция, от лат. рerceptio) – психический процесс формирования целостных ... воспринимаемого объекта. 2. Осмысленность восприятия – свойство приписывать воспринимаемому объекту или явлению определенный смысл, обозначать его словом, относить к определенной ...

Тема 13. Функционирование слова как единицы лексикона

Различные подходы к трактовке лексикона и его организации. Схема отношений внутри лексикона и его пределами. Структура лексической единицы. Лексикон как динамическая функциональная система. «Ядро» лексикона индивида.

Моделирование процессов опознавания слов. Особенности опознавания производных слов. Специфика опознавания неоднозначных слов. Распознавание словесных новообразований. Особенности опознавания фразеологизмов и идиом.

Тема 14. Моделирование процессов понимания устного и письменного текста

Звучащий и записанный текст: общее и различия в процессах восприятия и понимания. Основные психолингвистические особенности восприятия речи со слуха. Основные особенности восприятия письменной речи. Роль слова в понимании текста. Опоры при понимании высказывания /текста.

Фраза как единица текста. Структурный анализ фразы. Сложные формы речевого высказывания. Парадигматические компоненты и синтагматические структуры. Синтаксическая и семантическая структура фразы

Тема 15. Речевые ошибки с позиции речемыслительного процесса

Понятие речевой ошибки. Классификация речевых ошибок. Соотнесение речевых ошибок с этапами речемыслительного процесса. Стратегии преодоления коммуникативных затруднений при продуцировании речи. Ошибки речевого действия при овладении вторым или третьим языком. Систематизация ошибок спонтанной устной речи носителей русского языка с позиции процесса продуцирования и понимания речевой продукции.

Тема 16. Научные основы судебного почерковедения.

Предмет судебного почерковедения, понятие и структура. Базовые знания, образующие естественно-научный фундамент судебного почерковедения. Почерк как источник информации о человеке и его свойствах. Понятие письменно-двигательного функционально-динамического комплекса (ПД ФДК).

Организация ПД ФДК навыков как функциональной системы и отражение параметров ПД ФДК в рукописи. Закономерности функционирования ПД ФДК в различных условиях.

Тема 17. Судебная почерковедческая экспертиза.

Предмет, цели и задачи судебной почерковедческой экспертизы. Основные диагностические и идентификационные задачи, решаемые при производстве почерковедческой экспертизы. Объекты почерковедческой экспертизы. Подпись как объект почерковедческой экспертизы. Рукописи, выполненные с изменением привычной системы движений. Исследуемые объекты и образцы письма. Виды образцов письма и требования, предъявляемые к ним. Понятие и классификация признаков почерка. Особенности методик производства идентификационной и диагностической почерковедческой экспертизы.

Тема 18. Научные основы судебного автороведения

Речевые умения и навыки. Грамматические, лексические, стилистические, пунктуационные навыки письменной речи. Навыки дискурсивного мышления. Интеллектуальные навыки. Взаимозависимость и проявление свойств названных навыков в письменной речи. Психологические ограничения, налагаемые на процесс построения текста условиями письменного общения. Текст как источник информации об авторе и условиях его составления.

3 стр., 1216 слов

Ситуационные задачи, последняя версия, 2005 год

... синдром, 2. Для какого расстройства этот синдром характерен? 3. Каково вероятное решение судебно-психиатрической экспертизы? 4. Каков прогноз расстройства? 5. Рекомендуемое лечение. Больная Н., 24 лет. ...

Тема 19. Судебная автороведческая экспертиза.

Предмет, цели и задачи судебной автороведческой экспертизы. Основные диагностические и идентификационные задачи, решаемые при производстве автороведческой экспертизы. Объекты автороведческой экспертизы и их систематизация. Текст как объект автороведческой экспертизы. Особенности подготовки и оформления материалов при назначении автороведческой экспертизы. Понятие образцов письменной речи в автороведческой экспертизе и методика их отбора.

Тема 20. Научные основы судебного языковедения (судебной лингвистики).

Ресурсы русской речи как инструмент коммуникации. Критерии литературной нормы. Норма в языке: императивная и диспозитивная, грамматическая, лексическая, орфоэпическая, стилистическая. Консервативность нормы и сохранение литературного языка. Лингвистическая конфликтология (общие положения).

Речевая агрессия и суггестия. Нейролингвистическое программирование. «Язык вражды», тенденции и типология. Языковое манипулирование и рекламная деятельность. Лингвистика и юриспруденция. Судебная риторика и судебное красноречие.

Тема 21. Судебная лингвистическая экспертиза.

Предмет, цели и задачи судебной лингвистической экспертизы. Основные задачи, решаемые при производстве лингвистической экспертизы. Объекты лингвистической экспертизы и их систематизация. Текст как объект лингвистической экспертизы. Специфика лингвистической экспертизы устного текста. Произведения литературы и науки, названия и товарные знаки как объекты лингвистической экспертизы. Особенности подготовки и оформления материалов при назначении лингвистической экспертизы текстов СМИ и текстов Интернета.

Тема 22. Методологические основы исследования голоса и звучащей речи в фоноскопической экспертизе.

Звучащая речь как объект судебно-экспертного исследования. Методы и средства анализа звучащей речи. Элементы АРМа (автоматизированного рабочего места) эксперта-речеведа. Предмет, цели, задачи и объекты экспертизы голоса и звучащей речи. Понятие признака устной речи в фоноскопической экспертизе. Подготовленная и спонтанная устная речь.

Вопросник по курсу «Основы судебного речеведения»

  1. История возникновения и развития судебного речеведения.
  2. Предмет судебного речеведения, понятие и структура.
  3. Роль базовых, специальных наук в построении теории судебного речеведения.
  4. Речь как объект исследования в речеведении, лингвистике, психолингвистике, социолингвистике, психологии и в судебном речеведении.
  5. Метод судебного речеведения, понятие и иерархическая организация.
  6. Система судебного речеведения и его составные части.
  7. Речь как объект судебного речеведения
  8. Понятие речевой деятельности и языковой личности в аспекте судебного речеведения.
  9. Специфика индивидуального языкового знания человека.
  10. Механизмы речевой деятельности.
  11. Основополагающие принципы функционирования языкового/речевого механизма человека.
  12. Специальные знания о физиологии мозга и физиологии движений человека для производства почерковедческих, автороведческих и фоноскопических экспертиз.
  13. Схема зрительной системы человека, анализ и обработка зрительных сигналов, движения глаз в зрительном восприятии.
  14. Нейроанатомическая схема слуховой системы человека.
  15. Частотно-пороговые характеристики слуховой системы человека.
  16. Психофизиологический анализ восприятия речи.
  17. Понятие слухового образа.
  18. Пространственные и временные свойства слуха.
  19. Предметность и целостность слухового восприятия.
  20. Когнитивная и регулятивная функция слухового восприятия.
  21. Современные достижения психоакустики в изучении субъективных качеств восприятия звука.
  22. Отличия восприятия простого и сложного звука.
  23. Классификация физических моделей звука.
  24. Место и роль речевого сигнала в системе звуковых сигналов слышимого диапазона.
  25. Классификация и характеристика звуков по источнику их происхождения и информационному содержанию.
  26. Роль речи в организации волевого акта.
  27. Формирование и структура внутренней речи.
  28. Слово и его семантическое строение.
  29. Семантическая структура и функция слова.
  30. Лексические функции и валентности слов.
  31. Динамика подходов к трактовке значения слова и возможности его описания.
  32. Устная и письменная речь, формирование и взаимозависимость.
  33. Функциональные стили речи.
  34. Понятие индивидуального стиля речи.
  35. Психофизиологические и социопсихолингвистические механизмы порождения языкового высказывания.
  36. Текст и дискурс.
  37. Понятие текста в лингвистике и в судебном речеведении.
  38. Специфика процесса продуцирования речи.
  39. Классификация подходов к моделированию процессов речепроизводства.
  40. Модели речемыслительного процесса и продуцирования речи.
  41. Понятие высказывания как части дискурса.
  42. Понятие речевой ошибки. Классификация речевых ошибок.
  43. Соотнесение речевых ошибок с этапами речемыслительного процесса.
  44. Стратегии преодоления коммуникативных затруднений при продуцировании речи.
  45. Ошибки речевого действия при овладении вторым или третьим языком.
  46. Систематизация ошибок спонтанной устной речи носителей русского языка.
  47. Звучащий и записанный текст: общее и различия в процессах восприятия и понимания.
  48. Основные психолингвистические особенности восприятия речи со слуха.
  49. Основные особенности восприятия письменной речи.
  50. Опоры при понимании высказывания /текста.
  51. Синтаксическая и семантическая структура фразы
  52. Внешние и внутренние условия (факторы) речевой ситуации.
  53. Научные основы судебного почерковедения.
  54. Предмет судебного почерковедения, понятие и структура.
  55. Базовые знания, образующие естественно-научный фундамент судебного почерковедения.
  56. Почерк как источник информации о человеке и его свойствах.
  57. Понятие письменно-двигательного функционально-динамического комплекса (ПД ФДК).
  58. Организация ПД ФДК навыков как функциональной системы и отражение параметров ПД ФДК в рукописи.
  59. Закономерности функционирования ПД ФДК в различных условиях.
  60. Предмет, цели и задачи судебной почерковедческой экспертизы.
  61. Основные диагностические и идентификационные задачи, решаемые при производстве почерковедческой экспертизы.
  62. Подпись как объект почерковедческой экспертизы.
  63. Рукописи, выполненные с изменением привычной системы движений.
  64. Виды образцов письма и требования, предъявляемые к ним.
  65. Понятие и классификация признаков почерка.
  66. Особенности методик производства идентификационной и диагностической почерковедческой экспертизы.
  67. Научные основы судебного автороведения.
  68. Речевые умения и навыки.
  69. Грамматические, лексические, стилистические, пунктуационные навыки письменной речи.
  70. Навыки дискурсивного мышления. Интеллектуальные навыки. Взаимозависимость и проявление свойств названных навыков в письменной речи.
  71. Психологические ограничения, налагаемые на процесс построения текста условиями письменного общения.
  72. Текст как источник информации об авторе и условиях его составления.
  73. Предмет, цели и задачи судебной автороведческой экспертизы.
  74. Основные диагностические и идентификационные задачи, решаемые при производстве автороведческой экспертизы.
  75. Объекты автороведческой экспертизы и их систематизация.
  76. Текст как объект автороведческой экспертизы.
  77. Особенности подготовки и оформления материалов при назначении автороведческой экспертизы.
  78. Понятие образцов письменной речи в автороведческой экспертизе и методика их отбора.
  79. Научные основы судебного языковедения (судебной лингвистики).
  80. Ресурсы русской речи как инструмент коммуникации.
  81. Критерии литературной нормы.
  82. Норма в языке: императивная и диспозитивная, грамматическая, лексическая, орфоэпическая, стилистическая.
  83. Консервативность нормы и сохранение литературного языка.
  84. Речевая агрессия и суггестия. Нейролингвистчисекое программирование.
  85. Языковое манипулирование и рекламная деятельность.
  86. Предмет, цели и задачи судебной лингвистической экспертизы.
  87. Основные задачи, решаемые при производстве лингвистической экспертизы.
  88. Объекты лингвистической экспертизы и их систематизация.
  89. Текст как объект лингвистической экспертизы.
  90. Специфика лингвистической экспертизы устного текста.
  91. Произведения литературы и науки, названия и товарные знаки как объекты лингвистической экспертизы.
  92. Особенности подготовки и оформления материалов при назначении лингвистической экспертизы текстов СМИ и текстов Интернета.
  93. Методологические основы исследования голоса и звучащей речи.
  94. Звучащая речь как объект судебно-экспертного исследования.
  95. Методы и средства анализа звучащей речи.
  96. Элементы АРМа (автоматизированного рабочего места) эксперта-речеведа.
  97. Предмет, цели, задачи и объекты экспертизы голоса и звучащей речи в фоноскопической экспертизе.
  98. Понятие признака устной речи в фоноскопической экспертизе.
  99. Диагностика подготовленной и спонтанной устной речи в фоноскопической экспертизе.
  100. Идентификационные и диагностические исследования голоса и звучащей речи в фоноскопической экспертизе.

Литература Основная:

  1. Галяшина Е.И. Основы судебного речеведения. –М: Стэнси, 2003
  2. Россинская Е. Р. Судебная экспертиза в гражданском, арбитражном, административном и уголовном процессе. – М.: НОРМА, 2005.
  3. Зинин А. М., Майлис Н. П. Судебная экспертиза. Учебник. – М.: Право и Закон, 2002.
  4. Орлова В.Ф. Судебно-почерковедческая диагностика. М.: «Закон и право», 2006
  5. Возможности производства судебной экспертизы в государственных судебно – экспертных учреждениях Минюста России./ Под ред канд.хим. Наук Т. П. Москвиной. – М.: «АНТИДОР», 2004.

Дополнительная:

28 стр., 13906 слов

Физиологические основы психической деятельности

... строения и функций. Александр Романович Лурия на основе нейропсихологических исследований предложил структурно-функциональную модель ... Павлов), рефлексология (Владимир Михайлович Бехтерев), физиологическая психология (Питер Милнер), нейропсихология (Александр Романович Лурия). Физиология высшей ... восприятия, памяти и обучения, мышления и речи, эмоций, мотивации и сознания. Психофизиология занимается ...

6 стр., 2685 слов

Презентация на тему: Основы физиологии и психологии труда

... проявляющееся в ощущении, восприятии, внимании, логическом мышлении, в кратковременной и долговременной памяти, понятиях, суждениях, умозаключениях, сравнении идей, концепциях, гипотезах и теориях. Комбинаторика интеллектуальных и эмоциональных ...

12 стр., 5775 слов

Понятие и задачи виктимологии

... правонарушителя с его жертвой. В данный период были сформулированы основные термины и понятия учения о жертве преступления, а также определено и название самой научной доктрины. ... проч.). Данное научное направление можно назвать деликтной виктимологией в узком смысле этого понятия. 2. Учение о жертве несчастных случаев - травмальная виктимология. В зависимости от объекта ...

  1. Бондарко Л.В. Звуковой строй современного русского языка. – М.Просвещение, 1977
  2. Брызгунова Е.А. Звуки и интонация русской речи. М.МГУ, 1981
  3. Жинкин Н.И. Речь как проводник информации. – М.Наука, 1982.
  4. Городецкий Б.Ю. Компьютерная лингвистика: моделирование языкового общения//Новое в зарубежной лингвистике. Вып.12., М., 1983.
  5. Герменевтика: История и современность. М, 1985
  6. Теория и практика судебной экспертизы. Спб, Питер, 2003
  7. Баранов А.Н. Введение в прикладную лингвистику. М., УРСС, 2001
  8. Кобозева И.М. Лингвистическая семантика. М., УРСС, 2000
  9. Бельчиков Ю.А. Лексическая стилистика. М., УРСС, 2005
  10. Леонтьев А.А. Психолингвистические единицы и порождение речевого высказывания. М, УРСС, 2005
  11. Венцов А.В., Касевич В.Б., Проблемы восприятия речи. М., УРСС, 2003
  12. Потапова Р.К. Речь: коммуникация, информатика, кибернетика, М., УРСС 2001
  13. Белянин В.П. Психолингвистика. М, Флинта, Московский психолого-социальный институт. 2004
  14. Глухов В.П. Основы психолингвистики Учебное пособие для студентов педвузов. М.АСТРЕЛЬ, 2005.
  15. Брудный А.А. Психологическая герменевтика. М.Лабиринт, 2005.
  16. Хелен Гейвин Когнитивная психология. Спб, Питер, 2003
  17. Холодная М.А. Когнитивные стили. О природе индивидуального ума. Спб, Питер, 2004.
  18. Бабенко Л.Г. Филологический анализ текста. Основы теории, принципы и аспекты анализа. М, Академический Проект, 2004.