Федеральная служба исполнения наказаний 5

ВОЛОГОДСКИЙ ИНСТИТУТ ПРАВА И ЭКОНОМИКИ

УТВЕРЖДАЮ

Начальник ВИПЭ ФСИН России

полковник внутренней службы

С.В. Бабурин

29.07.2011 г.

ПРОГРАММА ПРЕДДИПЛОМНОЙ ПРАКТИКИ

для направления подготовки

040400.62 «Социальная работа»

Квалификация (степень) выпускника — бакалавр

Профиль подготовки — социальная работа в УИС

ВОЛОГДА 2011

Программа преддипломной практики для направления подготовки 040400.62 «Социальная работа» (квалификация – бакалавр, профиль подготовки — социальная работа в УИС).

– Вологда: ВИПЭ ФСИН России, 2011. – 12 с.

Программа составлена с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (08.12.2009, № 709) к подготовке по направлению 040400.62 «Социальная работа», профиль «Социальная работа в уголовно-исполнительной системе» (квалификация «бакалавр») на основании утвержденного рабочего учебного плана от 28.06.2011.

Типовая (примерная) программа по производственной практике отсутствует.

Разработчики программы:

1. Куренкова О.Е. – к.п.н., доцент, начальник кафедры социальной работы в уголовно-исполнительной системе ВИПЭ ФСИН России, майор внутренней службы.

2. Коновалова Н.А. – к.п.н., доцент, доцент кафедры социальной работы в уголовно-исполнительной системе ВИПЭ ФСИН России, капитан внутренней службы.

Рецензенты программы:

1.  Сучкова Е.Л. – к.пс.н, доцент, доцент кафедры организации психологической службы в уголовно-исполнительной системе ВИПЭ ФСИН России.

13 стр., 6342 слов

Семья как объект социальной работы. Социальная защита детства и интересов женщин

... когда она должна адаптироваться к новым условиям (смена образа жизни, социального статуса, режима работы и социальной среды и т.д.). Этот период характерен для одних семей активизацией трудовой ... любой страны, которое закладывается в настоящем, они - главный определяющий элемент и будущего России. Детство - это постоянная и естественным образом сменяемая часть любого общества, стадия жизненного ...

2. Егоров О.Б. – заместитель начальника отдела воспитательной работы с осужденными УФСИН России по Вологодской области, майор внутренней службы.

Рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании кафедры социальной работы в уголовно-исполнительной системе ВИПЭ ФСИН России, протокол № 13 от «06» июля 2011 г.

Рабочая учебная программа рассмотрена и одобрена на заседании Методического совета ВИПЭ ФСИН России, протокол № от « » 2011 г.

I. Общие положения

Данная программа определяет цели, задачи, содержание и организацию преддипломной практики курсантов, обучающихся по направлению 040400.62 «Социальная работа». Практика организуется и проводится в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 040400 — Социальная работа (квалификация (степень) «бакалавр»), с Положением о порядке проведения практики студентов образовательных учреждений высшего профессионального образования, утвержденным приказом Минобразования России от 25.03.2003 г. №1154, Примерным положением о практиках студентов высшего профессионального учебного заведения по специальности «Социальная работа», утвержденным УМО вузов России по образованию в области социальной работы, распоряжением ФСИН России №253-р от 09.11.2010г. «О закреплении за образовательными учреждениями Федеральной службы исполнения наказаний территориальных органов Федеральной службы исполнения наказаний», рекомендациями по организации и проведению практики курсантов и слушателей образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования Федеральной службы исполнения наказаний, утвержденных директором ФСИН России 31.10.2006г., Примерным положением о профессиональной (производственной) практике курсантов и слушателей образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования, находящихся в ведении центрального органа уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции РФ.

Преддипломная практика является завершающим этапом практического обучения специалиста по социальной работе. Основой для прохождения практики является подготовка курсантов по дисциплинам «Методы исследования в социальной работе», «Технология социальной работы», «Социальная работа с осужденными в исправительном учреждении», «Социально-пенитенциарный практикум», «Отечественный и зарубежный опыт социальной работы с осужденными», а также учебная и производственная практики на предыдущих ступенях обучения.

Данный вид практики выступает значимым индивидуализированным средством совершенствования профессиональной компетентности курсанта по направлению «Социальная работа», самооценка степени сформированности которой является одной из задач данного вида практики (профиль компетенций специалиста по социальной работе в УИС-выпускника ВИПЭ ФСИН размещен в Приложении 1).

Практика позволяет также в условиях реальной социальной деятельности в учреждениях УИС оценить сформированность профессиональных знаний, умений и профессионально значимых личностных качеств, а также готовность к выполнению профессиональных обязанностей в области социальной работы с осужденными.

6 стр., 2944 слов

Социальная работа как профессиональная деятельность 2

... др.), управления и цели. Целью социальной работы как профессиональной деятельности является с одной стороны ... профессиональной соц.работы — это «троекратный образ» Гордона Гамельтона «личность-в-ситуации». Социальная работа как учебная дисциплина Социальная работа как учебная дисциплина есть систематизированное изложение с учебными целями основной теории и практики социальной работы ...

Преддипломная практика предполагает максимально самостоятельную деятельность курсанта-практиканта в области пенитенциарной социальной работы, а также предусматривает апробацию в условиях реальной деятельности в УИС инновационных форм, методов и инструментов социальной работы с осужденными и сотрудниками.

Продолжительность практики составляет 4 недели в 8 семестре.

Базами практики являются учреждения уголовно-исполнительной системы (более конкретно – группы социальной защиты осужденных).

II. Цели, задачи и содержание практики

Цели практики:

1.Совершенствование профессиональных компетенций (социальной, интеллектуальной, управленческой, собственно профессиональной, личной) будущего специалиста по пенитенциарной социальной работе в условиях реальной профессиональной деятельности в органах и подразделениях УИС.

2. Выполнение профессиональной деятельности с высокой степенью самостоятельности и ответственности.

Задачи практики:

  1. Выполнение профессиональной деятельности в соответствии с квалификационной характеристикой рабочего места.
  2. Развитие навыков и умений самостоятельной профессиональной деятельности, способности выполнять работу по профилю учреждения.
  3. Совершенствование навыков проведения самостоятельных исследований в области актуальных проблем пенитенциарной социальной работы.
  4. Научное обобщение опыта работы в системе пенитенциарной социальной работы.
  5. Апробация инновационных форм и методов работы в рамках дипломного проектирования.

Преддипломная практика направлена на формирование следующих профессиональныхкомпетенцийв соответствии с ФГОС ВПО по данному направлению:

  • быть готовым к разработке и реализации социальных технологий, учитывающих особенности современного сочетания глобального, национального и регионального, специфику социокультурного развития общества (ПК-1);
  • быть способным создавать социальные проекты для работы в трудных жизненных ситуациях, для обеспечения физического, психического и социального здоровья людей (ПК-35).

В период практики курсант должен:

1. Выполнять функциональные обязанности специалиста по социальной работе группы социальной защиты осужденных в соответствии с нормативными требованиями, предъявляемыми к ее качеству.

2. Совершенствовать профессиональные умения организации, проведения и анализа собственной профессиональной деятельности.

3. Организовать сбор, обработку и научное описание эмпирических данных по проблеме собственного научного исследования.

4. Апробировать в реальной практике инновационные формы, методы пенитенциарной социальной работы, иные научные и методические продукты, разработанные в рамках собственного дипломного научного исследования.

5. Организовать и провести в комплектующем органе профориентационное мероприятие, ориентированное на продвижение имиджа пенитенциарной социальной работы и вуза.

III. Организация практики

Все курсанты, обучающиеся на очном отделении, проходят практику в общем порядке (Приложение 2).

Согласно учебному плану, данный вид практики проводится на 4 курсе в 8 семестре. Объем времени, отводимого на прохождение практики, составляет 4 недели.

Для прохождения преддипломной практики в соответствии с распоряжением ФСИН России №253-р от 09.11.2010г. курсанты психологического факультета в целях закрепления специализации и совершенствования практического обучения направляются в территориальные органы ФСИН России.

Учебно-методическое руководство практикой осуществляется преподавателями кафедры социальной работы в уголовно-исполнительной системе, выступающими научными руководителями ВКР. Организационное руководство практикой курсантов в учреждениях УИС возлагается на их руководителей – специалистов группы социальной защиты осужденных.

В период практики курсанту необходимо:

— выполнить в полном объеме задания практики, предусмотренные программой, обеспечить высокое качество работ;

— подчиняться правилам внутреннего распорядка учреждений-баз практики;

— проявлять высокую организованность, инициативу, строго соблюдать требования профессиональной этики.

С целью улучшения контроля за прохождением практики и обеспечения качественного самоанализа результатов практики (индивидуальных и групповых) разработаны дневники прохождения практики (подневный и рефлексивный – Приложение 3) и иные документы, позволяющие фиксировать задания и итоги практики, улучшить контроль прохождения ее курсантами. По каждому из заданий практики устанавливается форма отчетности (Приложение 3).

Зачет по результатам преддипломной практики проводится в форме аттестации по результатам представления курсантами отчетов о проделанной в учреждении УИС социальной работе, а также полученных промежуточных результатов проведенного научного исследования. Качество прохождения курсантами практики оценивается научными руководителями, ответственными за индивидуальную организацию практики.

IV. Методические рекомендации для преподавателя института по руководству практикой курсантов

Для проведения преддипломной практики из числа сотрудников кафедры социальной работы в УИС назначаются руководители практики (руководители ВКР).

В их обязанности входит:

— обеспечение проведения необходимых инструктивно-методических мероприятий перед началом практики;

— составление для курсанта индивидуального задания по организации эмпирического исследования в учреждении-базе практики;

— индивидуальное сопровождение практиканта, с фиксацией результатов его работы в Плане-графике выполнения дипломной работы;

— оказание методической помощи руководителям практики от принимающих организаций-баз практики по вопросам организации деятельности курсантов;

— изучение профессиональных и иных личностных качеств курсантов, их отношения к профессиональной деятельности специалиста по социальной работе;

— подведение итогов практики и оценка работы курсантов на основе проведения процедуры промежуточной аттестации;

— информирование руководителя принимающей организации-базы практики – о прохождении практики, недостатках в ее организации, предложениях по их устранению;

— представление на кафедру отчета о результатах практики в течение 3-х дней после ее окончания.

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

Профиль компетенции специалиста по социальной работе уис

Группа компетенций

№ компетенции

Отдельные компетенции

1. Личные компетенции

1.1

СР способен относиться с надлежащим уважением ко всем людям, в том числе и тем, кто своим поведением поставил себя вне общепринятых норм.

1.2

СР способен осознать, как его воспринимают другие люди и способен, при необходимости, соответствующим образом скорректировать свое поведение.

1.3

СР в состоянии регулярно анализировать развитие своей собственной личности и свою профессиональную работу.

1.4

СР в состоянии вырабатывать и защищать свое собственное мнение.

1.5

СР в состоянии разрабатывать профессиональные опережающие мероприятия и проекты.

1.6

СР в состоянии оценивать и наращивать свою выносливость в отношении физических и психических нагрузок.

1.7

СР в состоянии обеспечить свою собственную безопасность (физическую и психологическую).

2. Социальная компетентность

Межличностные компетенции

2.1

СР в состоянии работать в одной команде вместе с людьми, имеющими различную профессиональную подготовку.

2.2

СР в состоянии и готов действовать в конфликтах, в которые он вовлечен, а также, если это возможно, находить соответствующие конструктивные решения.

2.3

СР в состоянии оказывать помощь при разрешении конфликтов другим людям или группам людей.

2.4

СР в состоянии вести, направлять малые группы, которые могут состоять из самых разных людей и могут быть созданы или могут сложиться с различными целями, для решения разнообразных задач.

Методы коммуникации

2.5

СР в состоянии коммуницировать с различными людьми в вербальной и невербальной форме.

2.6

В повседневности и в профессиональной практике СР может формулировать свои мысли, требования и т.п. таким образом, что они будут понятны для остальных людей.

2.7

СР изучает иностранный язык на уровне понимания устной и письменной иностранной речи, знает культурный контекст страны данного языка

2.8

СР осознает, что различие языков тесно связано с различием культур, понимает, что межкультурное взаимодействие требует особых усилий, имеет представление о механизмах такого взаимодействия

2.9

СР владеет письменной грамотностью в той степени, которая гарантирует, что письменно изложенная им информация будет понята другими людьми.

2.10

СР владеет методикой ораторского искусства.

3. В профессиональ-ной области

Анализ и профилактика

3.1

СР в состоянии изложить в общем виде общественные функции социальной работы и детально социальную работу в системе исполнения наказаний.

3.2

СР знаком с базовыми теориями и теориями практической работы в сфере социальной работы. Он в состоянии из этих знаний выбирать средства для ориентации и инструменты для решения конкретных задач.

3.3

СР в состоянии проводить корректную и надежную социальную диагностику, а также планировать соответствующие вмешательства.

3.4

СР в состоянии и готов обобщать и перерабатывать свой профессиональный опыт таким образом, чтобы его могла использовать организация, являющаяся его работодателем, или чтобы этот опыт мог применяться при проведении прикладных исследований.

3.5

СР знает, какие существуют меры социальной профилактики и применяет их в рамках своей профессиональной деятельности.

Профессиональные вмешательства

3.6

СР в состоянии составлять профессиональные документы.

3.7

СР в состоянии применять информационные и коммуникационные технологии.

3.8

СР способен представлять социальную работу перед общественностью и использовать для работы с общественностью подходящие средства.

3.9

СР владеет различными методами проведения консультаций, в состоянии открыть скрытые ресурсы клиента и использовать их.

3.10

СР знает различные правовые, межчеловеческие, межинституциональные технологии социальной работы и применяет их с учетом конкретной ситуации.

3.11

При работе с клиентами СР способен соблюдать баланс, т.е. сочетать надлежащим образом межличностную близость с межличностным дистанцированием.

3.12

СР владеет эффективными методами работы.

3.13

СР в состоянии взаимодействовать с административными и организационными структурами своего учреждения и профессионально использовать их.

3.14

СР в состоянии теоретически и практически отличить методы и технологии социальной работы от методов и технологий родственных дисциплин. Он способен координировать их и знает границы своих компетенций.

3.15

СР способен и умеет выстраивать социальное партнерство и сотрудничество вне ИУ.

4. Знание и мышление

4.1

СР способен аналитически и синтетически осмысливать проблемы и задачи, рассматривая явления в комплексе и во взаимосвязях.

4.2

СР способен обобщать факты, опыт, придерживаясь при этом общенаучных методов.

4.3

СР в состоянии приобретать знания из научной литературы и использовать эти знания в своей профессиональной деятельности.

4.4

СР способен непрерывно повышать и расширять свои профессиональные компетенции, используя для этого различные формы повышения квалификации.

4.5

СР знает основы межкультурного развития человека, социальных слоев, взаимоотношений полов и форм производства.

5. Управление / руководство

5.1

СР способен управлять сотрудниками, руководить их деятельностью.

5.2

СР способен решать задачи управления (менеджмент), связанные с организационными и экономическими потребностями учреждения.

Приложение 2

Примерный план прохождения практики

№ п/п

Название мероприятия

Срок исполнения

Ответственные

1.

Установочная конференция по содержанию и организации преддипломной практики

Согласно гра-фику учебного процесса

Руководители практики (от института)

2.

Индивидуальный инструктаж курсантов

Согласно гра-фику учебного процесса

Руководители практики (руководители ВКР)

3.

Осуществление деятельности специалиста по социальной работе группы социальной защиты осужденных ИУ в полном объеме, развитие профессионально значимых умений, профессионально ценных качеств

Согласно гра-фику учебного процесса

Руководители практики (от учреждения)

4.

Проведение эмпирического исследования в учреждении-базе практики (исследование, апробация разработанных материалов)

Согласно гра-фику учебного процесса

Руководители практики (от учреждения)

5.

Передача сотрудникам ИУ разработанных курсантом материалов исследования на рецензирование

Согласно гра-фику учебного процесса

Практикант

6.

Проведение в комплектующем органе профориентационного мероприятия, ориентированного на продвижение имиджа пенитенциарной социальной работы и вуза

Согласно гра-фику учебного процесса

Практикант

7.

Составление рефлексивного отчета по практике, подготовка отчетной документации

Согласно гра-фику учебного процесса

Практикант

8.

Подготовка к промежуточной аттестации и проведение презентации проделанной работы

Согласно гра-фику учебного процесса

Практикант

9.

Процедура промежуточной аттестации

Согласно гра-фику учебного процесса

Руководители практики (от института)

Приложение 3

Задания к преддипломной практике

1. Выполнять деятельность специалиста группы социальной защиты осужденных, вести дневник практики (ежедневно).

Число,

день недели

Планируемая деятельность (заполняется

накануне)

Реализуемая

деятельность

Примечания

(- с чем связаны изменения,

— трудности и их причины,

— результативность деятельности,

— каких ЗУН недостаточно,

-к чьей помощи прибегал для решения проблем и задач, др.)

Роспись

специалиста

2. Вести понедельно рефлексивный дневник практики, составить рефлексивный отчет (итоговый).

Рефлексивный дневник преддипломной практики

________________неделя практики (с ___ по ____ )

1. На этой неделе мною были решены следующие задачи:

2. Преобладающими за эту неделю видами деятельности стали:

3. На этой неделе у меня возникли вопросы:

4. На этой неделе я понял(а), что мне еще необходимо изучить и освоить:

5. На этой неделе передо мной возникли трудности:

Они были связаны с

6. Основные выводы:

Структура рефлексивного отчета Общие выводы по практике (самооценка):

  1. Затруднительные ситуации, возникшие у меня на практике:

Они были связаны с

2. Освоенные мною в ходе практики профессиональные компетентности:

3. Самооценка продуктивности — личной включенности в социальную работу с осужденными и в ходе практики:

4. По итогам практики я бы внес(ла) следующие конструктивные предложения в адрес сотрудников группы социальной защиты осужденных конкретного ИУ (базы практики):

3. Проведение эмпирического исследования на базе ИУ (исследование, апробация разработанных материалов).

— подготовка теоретического обоснования разработки методического инструментария пенитенциарной социальной работы (инновационные формы, методы пенитенциарной социальной работы, иные научные и методические продукты);

— разработка методического инструментария пенитенциарной социальной работы (инновационные формы, методы пенитенциарной социальной работы, иные научные и методические продукты), его апробация и анализ результатов.

4. Проведение в комплектующем органе профориентационного мероприятия, ориентированного на продвижение имиджа пенитенциарной социальной работы и вуза.

Минимальный набор документов по практике

№ задания

Представляемая документация

Общие организационные материалы

— титульный лист;

— оглавление;

— цель и задачи практики;

— отзыв руководителя практики от учреждения (характеристика курсанта-практиканта).

Задание 1.

— дневник практики, понедельно заверенный руководителем;

— самоанализ

Задание 2.

— рефлексивный дневник;

— рефлексивный отчет.

Задание 3.

— теоретического обоснования разработки методического инструментария;

— разработка методического инструментария пенитенциарной социальной работы;

— анализ результатов апробации;

— рецензия материалов от руководителя практики.

Задание 4.

— обоснование выбора формы профориентационного мероприятия;

— отчет о проведении мероприятия, заверенный печатью и подписью руководителя образовательного учреждения;

— предложения по совершенствованию содержания профориентационного мероприятия;

— список потенциальных абитуриентов (заполненная форма)

Рекомендации по составлению

Руководителями практики отзыва и рецензии по итогам практики

Отзыв руководителя практики от учреждения

(Должен быть заверен подписью руководителя практики и печатью иу)

  1. Удалось ли выполнить задачи практики? В каком объеме?
  2. Охарактеризуйте (кратко) деятельность курсанта в ходе практики, перечислите направления работы группы социальной защиты осужденных и ИУ, в которых он принимал участие.
  3. Оцените деятельность курсанта в ходе практики, степень его самостоятельности и готовность к самостоятельному выполнению профессиональных функций специалиста группы социальной защиты осужденных.
  4. Перечислите личностные качества, знания и умения, приобретенные курсантом в ходе практики.
  5. Дайте оценку практиканту по 5-тибалльной системе.
  6. Предложите, пожалуйста, рекомендации по дальнейшему развитию профессиональной компетентности курсанта.

Рецензия руководителя практики на материалы эмпирического исследования, проведенного на базе иу

1.Перечислите виды работ, осуществленных курсантом, при проведении исследования.

2.Оцените разработку методического инструментария пенитенциарной социальной работы, предложенную курсантом по следующим критериям:

— своевременность разработки,

— соответствие потребностям реальной практики социальной работы в ИУ,

— возможности реализации в пенитенциарной практике,

— подготовленность к реализации,

— достоинства и недостатки.

12